Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ архивного дела — »стори€

ѕосмотреть видео по теме Ўпаргалки

1. ’рамовые архивы гос-в ƒревнего ¬остока

’рамы нар€ду с культовыми задачами, все больше сочетали в себе функции политических органов власти и управлени€. ѕримером храмового и одновременно архива полиса €вл€лс€ ћетроон - хранилище государственных документов јфинской республики, построенный при ѕериклев V в. до н.э. ¬ ћетрооне хранились важные государственные акты, торговые договоры с другими государствами, росписи государственных доходов и расходов, материалы по управлению государственным имуществом, отчеты должностных лиц.

Ќесмотр€ на свои культовые функции, ћетроон стал архивом центрального аппарата государственной власти и управлени€.

¬с€ отчетна€ документаци€ направл€лась на рассмотрение и утверждение —овета п€тисот, которые затем передавали ее на хранение в текущий архив булевтерии, который находилс€ под контролем государственного секретар€. ћатериалы в архиве располагались по территориально-хронологическому принципу. ѕо завершении работы с документами в булевтерии они передавались на посто€нное хранение в ћетроон. „асть финансовой документации концентрировалась в другом храмовом архиве јфин- храме богини јфины-ƒевы (покровительницы города) в ѕарфеноне, где находилась государственна€ казна. ’рамы играли решающую роль в сохранении не только общих хоз€йственных источников, но и научных материалов, поскольку выполн€ли функции культурно-просветительских, исследовательских и образовательных центров.

ќсобые жрецы, исполн€ли об€занности чиновников по хранению этих архивов. »х первоначальные функции состо€ли в совершении религиозных обр€дов, затем Ч в регулировании социально-производственной и правовой де€тельности территориальной общины. ѕостепенно жрецы сосредоточили в своих руках и научно-технические знани€, недоступные дл€ большинства людей. јстрономическа€ служба, включа€ строительство обсерваторий, полностью входила в компетенцию жрецов. ∆рецы стали выразител€ми правовых и экономических интересов вышесто€щей власти, возглавл€ли управление на местах. »менно поэтому древние экономические архивы как неотъемлема€ часть общих архивов (религиозных, дипломатических, военных, судебных) возникли при дворцах и храмах.

2. ’оз€йств. архивы гос-в ƒр.¬остока

¬озникновение зачатков письменности было св€зано прежде всего с удовлетворением хоз€йственных нужд. ¬начале дл€ обозначени€ изготавливаемых предметов и количественных данных, таких, например, как количество зерна или скота, примен€лись пиктограммы. ѕозднее примитивные рисунки становились все более стилизованными и были заменены клинописью и иероглификой, которые наносились на каменные носители и глин€ные таблички. ќни сообщают подробности строительных работ, промыслов, ремесел, научных знаний, сельскохоз€йственных работ, технологии изготовлени€ первых предметов обмена и купли-продажи. »з хоз€йственных текстов древнего ƒвуречь€ известно существование там разработанной системы хоз€йственных норм: затрат труда на проведение различного вида работ, норм выпуска продукции, посева зерна на единице площади и т.д. “ак, например, сохранились составленные во времена правлени€ династии ”ра списки выдачи довольстви€ (зерно, хлеб, рыба, пиво, масло, финики, м€со, шерсть) работнику, зан€тому полный день. ¬ыдачи эти были ежедневными. ƒокументы составл€лись специально обученными писцами, которые с течением времени превратились в высокооплачиваемых чиновников, работавших при храмах, дворцах, государственных учреждени€х.

«начительные хоз€йственные собрани€ хранились в дворцовых архивах, включа€ документы о государственных доходах и расходах и об управлении дворцовым хоз€йством.


3. ƒворцовые архивы ƒр. ≈гипта

¬ дворцовых архивах хранились значительные хоз€йственные собрани€, включа€ документы о государственных доходах и расходах и об управлении дворцовым хоз€йством. Ёкономические документы находились либо в сокровищнице (царской казне), либо в отдельном помещении, представл€вшем собой часть общего или специального архивохранилища.

ѕримером большого специального дворцового хоз€йственного архива может служить царский архив, найденный при раскопках древнего города —иппара (XVIII в. до н.э.). ¬ нем было обнаружено более 70 тыс. табличек административно-хоз€йственного характера. ¬ дворцовом архиве цар€ государства ћари из 40 тыс. найденных таблеток (табличек) большую часть составл€ют документы экономического содержани€, причем есть основани€ предполагать, что хоз€йственный архив существовал отдельно от общего документохранилища. ќн находилс€ вблизи двора с хоз€йственными запасами.

Ёкономические архивы создавались у царских наместников, которые управл€ли теми или иными видами хоз€йственных работ. ѕри раскопках городов-государств в ƒревнем ¬авилоне были найдены остатки такого архива, принадлежащего наместнику цар€ ’аммурапи в Ћарсе —инидиннаму. ¬ нем уцелели письма-распор€жени€ самого цар€, касающиес€ управлени€ краем, постройки и содержани€ каналов, споров экономико-правового характера между жител€ми.

Ёкономические архивы формировались в де€тельности отдельных учреждений и городских общин. ¬ их составе были документы по управлению какой-либо определенной отраслью хоз€йства или по вопросам общего управлени€ на местах.  ак правило, хоз€йственные материалы хранились вместе с городской казной и были найдены при раскопках городов јпаррхи,  амиша,  альху. √овор€ о жреческих и дворцовых архивах, существовавших в период расцвета древних государств ƒвуречь€, нельз€ не отметить их важного значени€ и как хранилищ первых научно-технических документов, которые также составл€лись на каменных, дерев€нных, железных и глин€ных носител€х.

—амыми крупными были дворцовые архивы и архивы жрецов. “ам вместе с казной хранились различные документальные материалы, среди которых наиболее важное значение имели финансовые и правовые. ѕрежде всего это документы, подтверждавшие права на владение рабами и недвижимостью или наследование. ѕоскольку предоставление таких прав могло быть получено (подтверждено) от главы государства (фараона), данные документы представл€ли собой официальные царские Ђхартииї, составленные в декларативной форме и удостоверенные печатью.

’артии хранились в архиве канцел€рии дворца, помимо которого существовали также архивы департамента печатей, службы писцов и налоговой службы. јрхив канцел€рии играл наиболее существенную роль при судебных процессах, св€занных с вы€снением законности владени€ тем или иным имуществом.

4. „астные архивы мен€л и торговцев ƒр.ћира (месопот, ƒр. √реци€, ƒр. –им)

Ѕанки как особые экономические институты возникли из мен€льного дела, св€занного с обращением монет различного веса и содержани€ золота, серебра и меди. ¬ ƒревнем ¬авилоне начинают свое обращение банковские билеты на предъ€вител€ Ђхудуї, которые разменивались на мелкую монету. ¬ этот период формируютс€ основные виды финансовых документов (частные долговые об€зательства, заемные письма, расписки, вексел€, банкноты банкиров), которые тщательно хранились в частных архивах древних финансистов. ќдин из примеров Ч фамильный архив банковского дома в ¬авилоне - Ёджиби. ќбъектами владени€, обмена, торговли €вл€лись сельскохоз€йственна€ продукци€, оружие, оруди€ труда, предметы быта и украшени€, недвижимость, рабы, услуги и земл€, ¬ ближневосточных государствах большое развитие получила аренда. ќперации с арендой подлежали об€зательному документированию и даже закрепл€лись в действующих законодательствах, например, в  одексе ’аммурапи. ¬ законах ’аммурапи даютс€ также образцы наемных контрактов старовавилонского периода.

јрхивы банков, которые, подобно греческим, носили как государственный, так и частный характер. √осударственные банки стали играть более значительную роль в экономике после ѕунических войн, когда под контролем римл€н оказалась огромна€ торгова€ сеть и начала постепенно складыватьс€ едина€ хоз€йственна€ система и денежное обращение. ¬о II в. до н.э. банковской де€тельностью занимались бесплатно свободные люди, часто - на основе привилегий, данных им аристократией или сенаторами. ќни работали в лавках (банках) по определенному расписанию и выполн€ли государственные функции, св€занные с открытием счетов, переводов, обменом денежных средств. Ѕанкиры знали действующее законодательство, вели регистрацию клиентов, составл€ли протоколы, расписки выдачи ссуд и получени€ взносов.

Ќар€ду с государственными банками существовали и частные мен€льные конторы.

Ёто требовало посреднических услуг как в силу трудностей и риска их доставки, так и по той причине, что римские граждане считали недостойным дл€ себ€ лично заниматьс€ торговлей или организацией производства.

”казанные причины способствовали быстрому развитию в –име частной банковской де€тельности. ќсуществл€€ различные финансовые операции, римские банкиры ввели многие из известных и сегодн€ форм хранени€ денег, выдачи ссуд, осуществлени€ денежных переводов. ƒе€тельность как государственных, так и частных банков основывалась на разнообразной финансовой документации, котора€ поступала сначала в текущий, а затем и исторический архив. ” архивов древнеримских банков были специальные книги учета всех банковских операций.  аждому вкладчику отводилась особа€ страница, где указывалось его им€, врем€ открыти€ счета, выдачи кредита, данные о дебете. “ака€ система учета давала возможность клиентам банков производить ту или иную оплату по чекам, копии которых также хранились у менсариев.

—пециального учета документов в архиве банкиры не вели, поскольку бухгалтерска€ документаци€ давала необходимые данные дл€ поиска дел, которые хранились по принадлежности к конкретным клиентам (именной признак систематизации).  аждому из них присваивалс€ определенный номер.  роме операций чисто банковского характера менсарии занимались иногда публичной куплей-продажей наследственных прав. јкты о совершении подобных операций, а также сами документы о наследстве хранились в архивах банков. Ѕлагодар€ тому доверию, которым менсарии пользовались в обществе, их часто просили стать поверенными в судебных делах или свидетел€ми при совершении брачных контрактов.  ак и в √реции, они принимали на хранение от частных лиц документы о совершенных сделках любого характера, €вл€лись хранител€ми нотариальных и судебных актов. Ѕухгалтерские и учетные книги и выписки из них часто помогали суду в разрешении имущественных споров. —лучалось, что менсарии помогали или сами занимались подделкой завещаний.

5. ќсобенности хранени€ хоз. ƒокум в древнем мире

√лин€ные, а позднее папирусные документы, попада€ в архивохранилище (в отличие от библиотек), могли быть использованы в дальнейшем только после специального разрешени€ хранител€ архива или назначенного ответственного за сохранность архивных материалов;

јрхивные документы хранились в специально изготовленных дл€ архивов глин€ных €щичках, на лицевой стороне которых указывались основные признаки функциональной предметизации

Ќеобходимо отметить, что архивы, содержащие внутриучрежденческую служебную информацию и свидетельства конфиденциального характера, сохранили свою самосто€тельную роль и функционировали как неотъемлема€ часть любого государственно-административного образовани€. јрхивы создавались как об€зательные службы, обеспечивающие выполнение всего комплекса внутренних и внешних функций государства, его институтов власти и управлени€.

¬ древних государствах ƒвуречь€ экономические архивы были хорошо оборудованы (стеллажами, полками, контейнерами с топографическими указател€ми и т. д.) и надежно охран€лись. ¬ыдел€€ типы экономических архивов и уровни, на которых осуществл€лось хранение древних хоз€йственных документов, следует, однако, отметить неразвитость и неоформленность технических и производственных архивов, что обуславливалось прежде всего неразвитостью товарно-денежных отношений, что не стимулировало технический прогресс. ќдни и те же оруди€ труда сохран€лись тыс€челети€ми. »х создание не требовало никаких научно-технических материалов. ћалочисленность используемых изделий определ€ла незначительное количество видов и разновидностей специальных технических документов и не создавала условий дл€ выработки особых методов (по отношению к другим типам документов) их хранени€ и использовани€.

6. «арождение светских госархивов в ƒрев.–име

¬ысшим государственным учреждением –имской республики €вл€лс€ —енат, который принимал большинство важнейших экономических и правовых решений, св€занных с управлением –имом и римскими территори€ми. ƒокументы по его де€тельности (законопроекты, отчеты, протоколы и др.) хранились в Ёрарии Ч государственном архиве –имской республики. Ќесмотр€ на то, что он находилс€ в храме —атурна, это был светский архив, где документы хранились вместе с казной, военными трофе€ми, материальными ценност€ми.

Ёрарии как архив смешанного типа включал документы разного характера: дипломатические, политические, военно-договорные, организационно-распор€дительные и административно-хоз€йственные. ѕоследние были представлены прежде всего материалами, св€занными с прин€тием и исполнением законов, регулирующих вопросы торговли и имущественные права. Ёто речи, письма, сенатские и городские ведомости, законопроекты, эдикты, соглашени€, поручени€, декреты, отчеты о состо€нии державы. Ќапример, эдикт “ибери€ ёли€ јлександра (68 г.) имел целью обеспечить интересы государства в тех случа€х, когда лица, которым грозила конфискаци€ имущества, могли попытатьс€ спасти его, продав, заложив или передав кому-либо в счет возмещени€ долгов. Ёкономическа€ документаци€ (договоры купли-продажи, ипотечные займы, брачные контракты), котора€ сохранилась в св€зи с введением в действие этого эдикта, свидетельствует о том, что –имское государство стремилось иметь данные о характере, количестве и стоимости движимого и недвижимого имущества, переходившего из рук в руки. Ќесмотр€ на то, что практически все письменные документы, поступавшие на хранение в архив, выполн€лись на дерев€нных табличках, папирусе и пергаменте, тексты законов вырезались на медных досках и только после этого сдавались в отделение казны Ёрари€.

“есно св€занные с материалами по хоз€йственным законопроектам статистические письменные данные также были широко представлены в Ёрарии.

ѕозже Ёрарий был переименован в “абул€рий. ¬ “абул€рий регул€рно поступали отчетные финансовые документы от наместников провинций (сенаторов, консулов, проконсулов), городских управл€ющих, магистратов, при которых создавались текущие хоз€йственные архивы, направл€ющие по истечении времени наиболее важные сообщени€ и документы в “абул€рий, который выполн€л при этом роль центрального исторического архива. ѕри ёлии ÷езаре, когда на заседани€х —ената стали вестись вместо коротких записей подробные протоколы, позиции “абул€ри€ существенно укрепились, и он окончательно стал сенатским архивом. ћатериалы, поступающие в “абул€рий в виде дерев€нных дошечек, хранились в св€зках, папирусе - в свитках, пергаменте Ч в тетрад€х и книгах. ƒокументы систематизировались по принадлежности к определенным учреждени€м и по видам материалов, например Ђ ниги сенатских постановленийї, которые располагались в хронологическом пор€дке. —лужащие архива, которых набирали квесторы, назвались Ђаппариторамиї. ќни по существу €вл€лись хранител€ми фондов и делились на две категории: скрибов (писцов-копиистов, занимавшихс€ регистрацией поступлений, выдачей справок) и табул€риев, производивших классификацию и систематизацию архивных материалов. —истематизированные документы хранились в специальных €щиках и футл€рах (агптагшт).

ѕомимо “абул€ри€, в –имской империи существовало множество региональных государственных экономических архивов - у наместников провинций, цензоров, консулов, преторов, прокураторов и т. д. ќни функционировали как текущие архивы, где в течение определенного срока хранились арендные договоры, долговые об€зательства, контракты с откупщиками и подр€дчиками, финансовые документы, отчеты по эксплуатации рудников и государственных земель, оперативные налоговые сводки

7. ѕроизводств. архивы гос-в ƒрев.ћира

ќтсутствие практически во всех странах ƒревнего ƒвуречь€ частных производственных (ремесленных) архивов объ€сн€лось слабым развитием ремесел. »рригационное земледелие, грандиозное строительство, горные и металлургические проекты осуществл€лись благодар€ централизованному управлению. ѕоэтому технические и производственные материалы в странах ближневосточной цивилизации хранились вместе с общими хоз€йственными документами. ¬о всех древневосточных государствах широко проводились строительные и гидротехнические работы, результаты которых находили свое отражение в таких документах, как технические описани€, планы, рисунки, карты. —охранились научно-технические источники, повествующие о создании в XЧXI вв. до н.э. в ћесопотамии ирригационных систем и подземных каналов, планы строительства крепостных стен, хоз€йственных и общественных построек в ¬авилоне. Ёта часть экономической документации откладывалась как в государственных архивохранилищах, так и в частных фамильных архивах, принадлежавших отдельным лицам, организовавшим или финансировавшим тот или иной вид работ. Ёпиграфические архивы, которые оставили нам писцы-камнерезы, запечатлевшие важную административно-хоз€йственную и производственно-техническую информацию на стенах дворцовых и храмовых сооружений, стелах, гробницах, столбах и т.д.

8. ¬озникнов. муницип. јрх. ¬ «ап.≈вропе

— ростом городов (центр ремесла и торговли) образовывались различные типы хоз€йственных архивов. ќднако первое место по своей значимости и объемам занимали архивы городской администрации, которые наиболее полно отражали основные хоз€йственно-административные функции средневековых городов. √ородские архивы, которые сначала помешались в монастыр€х, а затем в ратушах, окончательно оформились в св€зи с образованием органов городского самоуправлени€. ‘искальна€ и хоз€йственна€ де€тельность городских властей порождала многочисленную финансовую, статистическую и экономико-управленческую документацию, котора€ хранилась при канцел€рии городского совета. ѕример Цархив ∆еневы. 1 этап управл. Ц духов-во управл€ет городом, несистематизированное накопление и хранение экономической документации вместе с дипломатической, юридической и т.д. Ёкон. документы хранились в самих монастыр€х или феодальных поместь€х вместе с матер.ценност€ми.

¬торой этап формировани€ архива Ц с ростом города и укреплением его политических и экономических позиций многие важные документы, подтверждающие права церквей и светских феодалов на владение какой-либо собственностью, находившейс€ в черте города или вблизи от него, били перенесены в городской собор —в. ѕетра (счетные книги, записи о поступлени€х продовольстви€ в городские склады и монастыри, первичные статистические данные о населении города, собираемые в цел€х налогообложени€, планы городских общественных зданий и церквей, сведени€ о доходах города, получаемых от торговых сделок и сбора тех или иных пошлин.)

“ретий этап - управление городом в специально построенную дл€ этого ратушу, куда вместе с советом по муниципальному управлению был перенесен и городской архив. ≈сли в аппарате прежнего правлени€ выдел€лись только две административные структуры Ч секретариат и городское казначейство, то теперь хоз€йственные функции выполн€лись уже несколькими подразделени€ми —овета, важнейшим из которых стало контрольно-финансовое подразделение, проводившее систематические проверки правильности ведени€ финансовых документов.

‘ормирование хоз€йственных документальных комплексов по функционально-видовому признаку например, ЂЌалоговые книгиї, Ђ ниги счетовї, Ђѕланы стоительстваї.

ƒокументы в ратуше хранились до XVI в. в различных бюро центральной администрации, что, естественно, отражалось на их сохранности. — работы над опис€ми, которую, начина€ с XVI в., стали проводить исключительно архивисты, принимавшие специальную прис€гу, начинаетс€ упор€дочение дел в архиве, вводитс€ учет и более логична€ систематизаци€ документов.

јнализиру€ особенности организации муниципальных архивов, нельз€ не отметить их роль в интеллектуальной эволюции средневекового мира, в которой города также занимали центральное место

9. ѕроизводственные архивы стран «ап.≈вропы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)

ќсобенность Ц в семейности, Ђсемейные архивыї, передавались по наследству. ремесленники объедин€лись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, св€занные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и подмастерьев. ” ремесленных мастеров имелись домашние архивы, в которых хранились письменные заказы на изготовление товаров, счета за покупку сырь€, расписки о продаже товаров, договоры с торговцами Ч поставщиками сырь€ и скупщиками готовых изделий.

ћануф-ры -15-16 вв, ручной труд+машины. ≈сли рассе€нна€ Ц доки у одного чела, если круп.централиз., то доки хранились в арх. мануф.

ѕо мере расширени€ производственных помещений некоторые производственно-технические и технологические документы (часть семейного архива) стали хранитьс€ непосредственно в мастерских в специальных €щиках или шкафах. ѕри этом документы группировались по формату или по виду, а иногда по производственному признаку, в зависимости от наименовани€ изделий. ќтдельно хранились статуты и уставы цехов. –азмещение архивов непосредственно на производстве распространилось в св€зи с по€влением и развитием мануфактур, а затем фабрик. ќднако финансово-бухгалтерские материалы продолжали оставатьс€ в семейных архивах ремесленников.

ѕо мере развити€ техники и усложнени€ технологии все большее значение приобретали централизованные мануфактуры с централизованными архивами, чаще всего организационно-техническими. Ќаличие таких архивов становилось необходимым условием функционировани€ производства. „асто казначей-бухгалтер дл€ финдел предпри€ти€.

јрхивы частных мануфактур носили полусемейный характер и были довольно далеки от современных предпринимательских, отражающих в полном объеме всю сферу управлени€ производством.

10. √осударств. и ведомственные архивы —Ўј в 19 в

–азвитие экономических и хоз€йственных архивов, отложившихс€ на уровне государственных структур в —Ўј в индустриальный период, осуществл€лось в рамках процесса дальнейшего становлени€ и укреплени€ новой американской национальной экономики, оформлени€ соответствующей системы правительственных органов. ѕосле войны за независимость в —еверной јмерике 1775Ч1783 гг. в образовавшемс€ государстве было введено федеральное устройство, при котором на администрацию штатов возлагалось хранение и использование документов правительственных учреждений, региональных и городских управл€ющих органов в соответствии с местным законодательством. Ёто определило многообразие подходов в организации архивов, наличие серьезных различий в практике работы с документами, трудностей в координации и централизации в управлении архивами не только на уровне федерального правительства, но и в пределах отдельных штатов. ¬ индустриальный период значительно усилилась роль федерального центра. ќбъединение —евера и ёга в 60-х годах XIX в. создало необходимые предпосылки дл€ формировани€ целого р€да федеральных институтов с общефедеральными цел€ми и задачами, ставшими создател€ми достаточно обширных и разнообразных по содержанию текущих архивов национального значени€. Ќесмотр€ на преобладание в экономике —Ўј частного бизнеса, существенно расширившего свои позиции во второй половине прошлого столети€, можно сказать, что строительство финансово-промышленной инфраструктуры (железнодорожной, энергетической системы, комплекса т€желой промышленности) осуществл€лось либо под контролем правительства или с его непосредственным участием, либо за счет бюджетных ассигнований. Ёкономические функции государственных учреждений обусловили наличие в их делопроизводственных службах большого количества документов хоз€йственного содержани€. ѕрежде всего это касаетс€ комитетов и комиссий  онгресса и его департаментов. ¬ де€тельности  онгресса —Ўј и его исполнительных органов откладывались документы по разработке и прин€тию экономических законов, регулированию трудовых отношений на производстве, правительственным заказам частным компани€м, переписка с государственными предпри€ти€ми, проекты по развитию, реконструкции промышленности, строительству различных объектов. Ќапример, архив  омиссии труда и образовани€, созданный в 1867 г., составл€ли материалы по национальной индустриальной политике, профессионально-техническому обучению, трудовому законодательству, зарождению профсоюзного движени€ рабочих. ¬ архиве департамента  оммерции и индустрии, образованного в 1903 г., отложилось немало программ по управлению бизнесом в —Ўј, строительным совместно с частными фирмами проектам, в частности, по сооружению ѕанамского канала. ¬с€ отчетна€ документаци€ по контролю за финансовой де€тельностью предпри€тий, а также налоговые материалы поступали на хранение в делопроизводственную службу ƒепартамента казначейства. —татистические материалы, которые еще с 1810 г. стали включать в официальную американскую статистику вопросы, касающиес€ регистрации мануфактур, фабрик с указанием сведений о выпускаемых ими издели€х, контролировались в Ѕюро по переписи и статистике, которое до 1902 г. существовало при департаменте  оммерции. ¬ начале XIX в. в —Ўј впервые в мире стала использоватьс€ делова€ статистика, котора€ примен€лась дл€ оценки разных предпри€тий по таким характеристикам, как производительность, эффективность и т.д. Ќемаловажную роль в экономическом развитии —Ўј сыграли правительственные программы в области создани€ национальной системы водного и наземного транспорта, обеспечивших успешное и эффективное осуществление индустриализации в общегосударственном масштабе. ћатериалы, отражающие выполнение государственных заказов компани€м на строительство кораблей, проектов транспортных и гидротехнических сооружений, составл€ли текущие делопроизводственные комплексы “ранспортного отдела, который был создан в 1862 г. при ƒепартаменте внутренних дел33. ¬ св€зи с отсутствием в стране централизованной системы государственного комплектовани€ и Ќационального архива, правительственные документы частично оставались в текущих архивах или делопроизводственных службах по месту их создани€ (департаментах, комитетах, комисси€х), либо (это касаетс€ обобщенных итоговых материалов) поступали на хранение в библиотеки, например, в Ѕиблиотеку  онгресса —Ўј. “акое раздробление в хранении официальных правительственных документальных источников не могло не беспокоить американских историков, которые, начина€ со второй половины XIX в., начинают выступать за создание общегосударственного хранилища исторических материалов центральных учреждений. ћного сделала дл€ сбора и сохранени€ архивных документов јмериканска€ историческа€ ассоциаци€, основанна€ в 1884 г. ќбразованна€ при ней »сторическа€ комисси€ манускриптов подготовила первые справочники по архивным источникам. ¬ 1899 г. при ассоциации была образована јрхивна€ комисси€, проводивша€ серьезную работу по обследованию архивов штатов с публикацией подробных отчетов. — другой стороны, в высших и центральных учреждени€х и местных органах, созданных сразу после прин€ти€ конституции —Ўј 1789 г., за прошедшее с тех пор столетие скопились значительные объемы документации.  омиссии  онгресса, назначавшиес€ в 90-е годы XIX в. дл€ обследовани€ состо€ни€ архивов правительственных органов, пришли к выводу о необходимости архивной реформы. ¬ 1909 г. по инициативе јрхивной комиссии состо€лась перва€ конференци€ архивистов, в которой прин€ли участие представители многих штатов. ¬ 1913г.  онгресс —Ўј прин€л решение о подготовке проекта дл€ создани€ Ќационального архива, которому суждено было реализоватьс€ только в 1935 г.

11. јрх.реформа во ‘ран. кон 18-19 в

Ёкономические документы раньше других материалов стали объектом архивной централизации и упор€дочени€ их хранени€ согласно единым государственным правилам. Ќапример, во ‘ранции еще до революции 1789-1794 гг. был создан централизованный государственный экономический архив. Ќачина€ с 1715 г. страна переживала зат€жной финансово-экономический кризис. √осударственный долг к этому времени составил 2,5 млн ливров, что в 32 раза превышало годовые доходы корол€ от сбора налогов. ѕравительство встало на путь выпуска бумажных денег с принудительным курсом по проекту авантюриста ƒэнона. »з-за интенсивной эмиграции ремесленников и торговцев (около 2 млн человек) национальное производство было практически парализовано.

¬ 70-е годы XVIII в. королевское правительство сделало попытку выйти из кризиса путем проведени€ экономических ;форм. »х частью стало решение министра финансов о создании в ѕариже √енерального информационно-исследовательского бюро, ставшего местом концентрации всех исторических и некоторых текущих архивов, имевшихс€ при торгово-промышленных палатах в различных районах и городах ‘ранции. ¬сего за годы существовани€ этого учреждени€ было собрано более 100 тыс. рукописей экономического содержани€. ѕутем изучени€ данных материалов правительство ‘ранции пыталось осуществить практические шаги по оздоровлению государственной экономики. Ётот архив был уничтожен ¬еликой ‘ранцузской революцией, котора€, по иронии судьбы, положила начало оформлению новой государственной системы, в которой архивы и архивное дело впервые получили свое современное оформление.

ќсобенности:

выведение архивов из исключительной собственности государства и государственных органов власти и придани€ им статуса национального досто€ни€;

провозглашение принципов общедоступности (Ђпубличностиї) государственных исторических архивов;

централизаци€ архивов на общегосударственном уровне путем формировани€ системы управлени€, построенной на единых научных принципах;

концентраци€ документов правительственных учреждений в определенной сети государственных архивов;

зарождение современных архивных учреждений и новой архивной администрации, складывание иерархии комплектовани€;

установление определенных принципов разграничени€ текущих и исторических архивов;

формирование современной теории и практики архивоведени€ как специальной отрасли знани€;

выработка и формулирование основных принципов архивоведени€, установление общих классификационных признаков дл€ архивных материалов;

разработка основ архивного образовани€ и создание соответствующих учреждений.

29 июн€ 1789 г. специальным декретом был создан первый государственный исторический архив Ч јрхив Ќационального собрани€. ≈го устав, прин€тый в 1790 г., и декрет от 25 июн€ 1794 г. объ€вили о главном назначении архива Ч хранить документы, закрепл€ющие права и завоевани€ нации, и провозгласили его доступность дл€ всех граждан страны. Ётим он принципиально отличалс€ от существовавших в «ападной ≈вропе королевских государственных архивов. ¬первые утверждались основные правила централизации хранени€ и вводилось четкое разграничение между архивными документами общеисторического характера и документами по истории науки и искусства. Ѕлагодар€ реформе началась разработка методики учета, классификации и описани€ архивных мажалов, была создана и структура самого Ќационального архива ‘ранции в цел€х обеспечени€ их сохранности и последующего широкого использовани€

12. —озд. централизов. госуд. архивов в странах «ападной ≈вропы в 18-19 в

¬ Ѕельгии, как и в других европейских странах, архивна€ реформа нового времени предусматривала создание не только централизованного управлени€ архивами и национального исторического архива, но целой системы государственных ведомственных, муниципальных и местных архивных служб. ¬едомственные архивы формировались параллельно с преобразованием государственной системы органов власти и управлени€. ¬ середине XIX в. в результате межведомственных разногласий погибло значительное количество архивных документов различных ведомств. Ёкономические архивы, созданные в 1830-1880 гг., лишь частично отражали процесс индустриализации бельгийской экономики, поскольку многие документы второй половины XIX в., св€занные с по€влением и развитием промышленных предпри€тий, железнодорожного транспорта, телефонной и телеграфной сети, сохранились слабо.

¬ ходе архивной реформы перестраивалась сеть местных архивных учреждений. — 1845 г. все прежние архивохранилища департаментов стали именоватьс€ государственными провинциальными архивами.   1851 г. их насчитывалось 7, а во второй половине XIX в. к ним прибавилось еще два: в ’асселте (1869 г.) и в јнтверпене (1898 г.). ѕоследний €вл€етс€ крупнейшим историческим архивом, в который попало немало документов по де€тельности бирж и цехов.

 ак правило, бельгийские городские архивы делились на две секции: историческую, хранившую документы муниципальных учреждений до XIX в., и административно-хоз€йственные комплексы так называемых новых органов городского самоуправлени€.   архивной реформе, пик которой пришелс€ на вторую половину XIX в., приступили и остальные страны «ападной ≈вропы: √ермани€, јвстри€, јнгли€, »тали€, Ќидерланды и »спани€. ¬ √ермании и »талии реформа архивного дела осуществл€лась параллельно с образованием там единых централизованных государств, и центральные архивы создавались на базе архивов отдельных королевств, графств и кн€жеств.

¬ Ѕаварии преобразовани€ в области архивов начались еще в начале XVII в. и привели к созданию там в 1812г. центрального государственного архива. ≈му было подчинено 8 окружных архивов. јрхивы не только были объ€влены публичными, но и стали называтьс€ Ђисторическими центрамиї, созданными дл€ законодательных, административных и судебных целей, а также отвечавшими интересам корпораций и частных лиц. (но доступ был ограничен)

ƒостаточно сложно проходила централизаци€ архивного дела в »талии. ƒо образовани€ единого национального государства в 1870 г. она осуществл€лась в рамках отдельных раздробленных королевств и даже городов.

÷ентрализаци€ архивного дела, сопровождавша€с€ формированием многоуровневой системы архивных институтов - на общегосударственном, государственно-ведомственном, провинциальном, городском и местном (коммунальном, общинном) уровн€х, создавала схему об€зательного комплектовани€, при которой экономические документы, вышедшие из сферы активного использовани€, подлежали об€зательному сохранению. ѕри этом, начина€ с середины XVIII в. ценность документа как исторического источника стала определ€тьс€ и с учетом его значимости дл€ изучени€ экономической истории.

јрхивное образование, сложившеес€ в странах «ападной ≈вропы к концу XIX - началу XX вв. было ориентировано главным образом на преподавание основ работы со средневековыми источниками и не предусматривало изучение дисциплин, св€занных с исследованием особенностей хранени€ и использовани€ нетрадиционных видов документов, к которым прежде всего относились материалы, св€занные со специальными экономическими сюжетами, такими как организаци€ производства.

Ќесмотр€ на попытки правительств р€да стран ≈вропы при проведении архивной реформы получить на хранение хоз€йственные архивы отдельных предпринимателей, частных компаний, акционерных обществ и банков, большинство из них осталось у владельцев. Ёто требует специального обращени€ к сложившейс€ системе частных архивов.

13. ѕо€вл. и разв архивов банков в —редние века и Ќовое врем€

”крепл. капитал. уклада, по€вл. мануф, разв. товар-ден.отнош., мен€льные конторы. ѕо мере расширени€ масштабов де€тельности, мен€лы превращались в ростовщиков и давали ссуды корол€м, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. Ќа руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. ¬ процессе де€тельности банкиров совершенствовались техника счета и оформление расчетных документов.

” банкиров Ц кредитно-депозитные квитанции, расписки клиентов, долговые об€зательства., кредитные соглашени€. ¬се клиенты банков регистрировались в специальных книгах. ќсновным признаком систематизации материалов в архиве €вл€лась принадлежность документа или документов конкретному лицу, а внутри дела каждого клиента материалы располагались по хронологическому принципу.

ѕрактически во всех странах «ападной ≈вропы банки были частными, и их архивы нередко €вл€лись семейно-служебными. »сключение составл€ла лишь јнгли€, где разменом денег занималось государство. ¬ 1576 г. в јнглии была учреждена королевска€ страхова€ палата, при которой создаетс€ архив, представл€ющий комплект бухгалтерских и регистрационных книг58.  ниги систематизировались по видам страховани€, которое проводила палата - морское, торговое, производственное и т.д. ѕервый английский государственный банк (1663) также имел свой архив, в котором хранились комплексы финансовых и регистрационных документов. √овор€ об эволюции банков, необходимо отметить, что до середины XVI века они были чисто коммерческими, а впоследствии стали выдавать ссуды дл€ организации промышленного производства.

14. јрх.реформа на промышл. индустр-ых арх. «ападноевропейских стран

—осуществование прежних типов хоз€йственных архивов (семейных, купеческих, ремесленных, банковских и др.) дополн€етс€ сравнительно новыми их разновидност€ми - такими как фабричные и предпринимательские несемейные деловые архивы. ќднако и те, и те подверглись изменени€ми, так как изменилс€ процесс произв-ва. —емейные архивы перестают быть лидирующими, а ремесленные почти исчезают.

 оренное изменение роли и статуса архива предпри€ти€. ƒорогое оборудов. Ц нужен организова.технич.архив. ѕроизводственный архив превращаетс€ и в научно-технический. ќформл€етс€ фабричный архив (организационно-производственный). Ќужно планировать бизнес. ѕредприним.архив нового типа, хранение на фабрике. на повышение их статуса Ц часто ликвид без передачи в госхран.

–азрабатывались основы теории и практики классического архивоведени€. в рамках национальных экономик экономические архивы формируютс€ как часть общих документальных собраний государственных учреждений «ападной ≈вропы, пере:ходивших к централизации своих архивов путем проведени€ соответствующей реформы —кладываютс€ крупные центральные архивы.

— увеличением масштабов сбыта и объемов производства применение технически более совершенного оборудовани€ требовало создани€ целых комплексов документов. «адача создани€ промышленного архива, - главна€ задача такого архива состо€ла в.документационном обеспечении производства. ѕеренос всех финансовых расчетов по производству из кабинета предпринимател€-одиночки в бухгалтерию, имевшую свой текущий архив Ч как об€зательную часть экономического архива компании. “ак в архивах предпри€тий начали откладыватьс€ документы, выполненные в соответствии с определенными унифицированными требовани€ми, что существенно облегчало их учет и хранение.  роме того, в архивах фирм стали хранитьс€ нормативно-технические документы в виде нормалей, технологических инструкций и условий. ¬ середине XIX в. в составе архивов многих промышленных предпри€тий по€вились такие документы, как рабочие контракты, в которых фиксировались услови€ работы, ее ежедневна€ продолжительность, заработна€ плата. —емейные архивы еще не ушли в прошлое.

¬ этой св€зи архивы предпри€тий (јнг) в самом начале промышленного переворота почти не содержали технической документации. ќднако к началу XIX в. на предпри€ти€х фабричного типа стали создаватьс€ текущие и, как правило, децентрализованные архивные подсистемы: производственно-техническа€, бухгалтерска€, финансово-коммерческа€, административна€ и кадрова€. — конца XIX - начала XX в. к указанным архивам присоедин€етс€ архив научно-исследовательских подразделений и патентное бюро.

—остав подавл€ющего большинства фабричных архивов вплоть до конца XIX в. мало чем отличалс€ от мануфактурных. Ёто документы, непосредственно св€занные с функционированием производства (фабричные технологические планы, регламенты, чертежи и рисунки, патенты, технические и пам€тные записки, промышленные образцы); различные административные документы (разрешени€ и указани€ королевской администрации на производство, выпуск и продажу продукции, доклады и отчеты по общей де€тельности фабрики, проверке работы предпри€ти€, выписки из трудового законодательства, инструкции, регулирующие услови€ приема и увольнени€ рабочих и т.д.); коммерческие документы, св€занные с закупкой сырь€, продажей продукции, сведени€ о поставщиках и покупател€х и т.д.; бухгалтерские документы, регулировавшие все финансовые операции, уплаты налогов, выплату зарплат, подсчеты затрат и доходов.

15. Ёволюци€ производств.архивов в —Ўј в 17-19 в

¬ раннеиндустриальный период смешанный характер собирани€ документов. ќтсутствие какой-либо €вной специализации и профильности по видам де€тельности, отраслевым признакам или функци€м. ќсновой всему по-прежнему €вл€лс€ семейный архив фермера с соответствующим составом и содержанием хран€щихс€ в нем материалов.   40-м годам XIX в., когда отдельные фермеры из домашних промыслов создавали мануфактурные производства с использованием сначала труда только членов семьи, а затем и наемных рабочих, в фермерском архиве стали присутствовать и мануфактурные регламенты, и договоры по найму, купчие на сырье и простые оруди€ труда, заказы на изготовление продукции. —оздател€ми фабрик были бывшие фермеры, коммерсанты, заинтересованные в сохранении документов, отражавших вопросы, св€занных с получением различных займов под открытие заводов, продажами акций, взаимоотношени€ми с поставщиками и покупател€ми, страхованием жизни рабочих и недвижимостью предпри€тий. — укрупнением производственных и коммерческих фирм вырастает роль архивов.

1) смешанный тип архивов фермерско-мануфактурно-фабричного производства, отсутствие каких-либо самосто€тельных структурно-организационных форм Ц 50-80 19 в.

2) постеп. –азв. ѕром. архивов под вли€нием процессов укрупнени€ фабрично-заводских предпри€тий, усложнением системы их управлени€, использовани€ научных исследований Ц 80е годы-1914.

¬озрастает значение отчетно-плановых и расчетно-бухгалтерских документов в общем делопроизводственном комплексе фирмы, становитс€ необходимым их сохранение и использование как исходного материала дл€ анализа ситуации на фирме, вступающей в новый финансовый год. ¬недрение основ менеджмента в промышленности стумулировало развитие исследований и собственно технологической науки непосредственно на производстве, что сделало научную документацию неотъемлемой частью архива предпри€ти€.

  началу XX в. определились приемы классификации, систематизации и хранени€ документов в архивах фирм. ѕрежде всего следует заметить, что употребл€емый нами термин Ђархивї практически не фигурирует в документах, регламентирующих работу с текущими и устаревшими документами на американских предпри€ти€х периода индустриализации, в качестве названи€ единой службы, организующей прием и хранение источников с ретроспективной документной информацией. ќтсутствие практики выделени€ из общего документооборота материалов, потер€вших оперативное значение, и оценки их исторической ценности порождало специфическую методику их посто€нного совместного хранени€ по структурным подразделени€м, децентрализованно. ≈сли на предпри€тии скапливалось большое количество устаревшей документации, она частично уничтожалась, частично направл€лась в научно-технические или экономические библиотеки, организаци€ которых на американских фирмах в конце XIX в. стала массовым €влением

16. Ќациональна€ арх.реформа в —Ўј в первой пол. 20 века

Ќациональный јрхив и сеть госархивов Ц создание к 1935, предпосылки Ц 10 вопрос.

ќбразованный в 1934 г., национальный архив изначально принимал источники не только по истории национальной экономики, поступавшие в основном из государственных правительственных учреждений, но и по истории фирм частного сектора. ѕолитика национального архива объ€сн€лась самой историей развити€ —Ўј: государство было построено на принципах свободного предпринимательства, пронизывающих всю систему общественных отношений. »менно бизнес-источники отражали процесс складывани€ деловых св€зей, механизм посто€нного совершенствовани€ рыночной и деловой инфраструктуры Ёкономическа€ часть национального архива формировалась посредством комплектовани€ организационно-хоз€йственной, производствен но-управленческой, финансовой и статистической документацией соответствующих федеральных органов. »менно в источниках комплектовани€ и его об€зательности как такового состо€ло первое отличие профаммы национального архива от профаммы √арвардского университета. ѕервоначальное комплектование проводилось по заранее составленным спискам источников комплектовани€ и перечн€м дел ведомств. ƒокументы, созданные до 1895 г., в перечни не включались, их передавали в национальный архив. ѕомимо уже существующих федеральных служб и министерств экономического профил€ Ч таких, как департамент коммерции, статистическое бюро или министерство экономики Ч в число источников комплектовани€ включались также выборные комитеты и комиссии —ената, создаваемые на определенных этапах развити€ американского общества в тех или иных политико-экономических цел€х.  ак правило, именно их де€тельность была св€зана с частными коммерческими и промышленными компани€ми.  омитеты вели с ними переговоры, заключали контракты на выполнение определенных государственных заказов. „ерез эти комиссии и комитеты, а не впр€мую из фирм, в национальным архив и поступали исторические бизнес-материалы. » в этом состо€ло второе отличие профаммы национального архива по комплектованию экономической документацией от профаммы √арвардского университета.

17. »сторики и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. ѕер.пол. 20 в

¬ 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеологи€ экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) Ц исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний.

1 этап Ц 20-30 гг. начинани€ √арвард.универа в бизнес-архивоведении, ќбщество истории бизнеса, первые монографии, публикации. ѕерва€ программа по бизнес-архивам.

¬ 30-40 создание при ќбществе американских архивистов комитета по бизнес-архивам. ¬ это врем€ все разрабатывавшиес€ методические материалы ориентировали частные компании и государственные фирмы на систематизацию собственных материалов дл€ передачи их в национальный архив —Ўј и организации там их хранени€ по общим с хранением документации государственных учреждений правилам. ¬ 1944 стипендии дл€ подготовки специалистов по бизнес-архивам.

ѕериод конца 30-х Ч середины 40-х годов можно считать начальным этапом формировани€ государственной политики в отношении сохранени€ бизнес-источников. ќднако были проблемы с критери€ми отбора бизнес-архивов. ƒл€ сохранени€ бизнес-источников на общенациональном уровне потребовалось решить р€д срочных вопросов, касающихс€ прежде всего методики их систематизации, описани€, классификации и учета. Ќеобходимо было в кратчайшие сроки разработать практические инструкции, учебно-справочные пособи€.

¬ начале 40-х годов в движение за сохранение бизнес-источников активно включилась ћузейна€ ассоциаци€ —Ўј, поддержавша€ международную программу создани€ на частных фирмах посто€нно действующих экспозиций по истории развити€ бизнес-экономики. Ёкспонатами становились патенты, товарные знаки, готовые издели€, демонстрировавшие эволюцию инженерной мысли. ќрганизу€ музеи на предпри€ти€х, устроители выставок при помощи и поддержке бизнес-историков выбирали из архивов коллекции материалов по истории развити€ предпринимательской де€тельности компаний в цел€х их использовани€ в качестве музейных экспонатов. ¬ большинстве музеев откладывались на хранение значительные собрани€ исторических документов, что позволило им в начале 40-х годов реализовать многие архивные проекты. “ем самым несколько замедлилось формирование бизнес-архивов как самосто€тельных структурных подразделений на частных фирмах

18. –азвитие арх. профессии в —Ўј в 20 в

¬озрастание объема принимаемой на государственное хранение экономической и деловой документации требовало профессиональной подготовки бизнес-архивистов. ¬ св€зи с этим в 1939 г. представители национального архива обратились в правительственные и общественные организации с просьбой о выделении средств дл€ введени€ в некоторых университетах соответствующих архивных специализаций. “ем самым были заложены основы дл€ создани€ системы специального образовани€ в данной области. ¬ 1944 г. ќбщество американских архивистов выделило первые стипендии дл€ подготовки специалистов дл€ работы в бизнес-архивах.

¬ 40-х гг. в —Ўј не хватало профессиональных кадров дл€ формировани€ предпринимательских архивов в негосударственной сфере бизнеса - в 1946 г. в Ќью-…оркском и  олумбийском университетах были открыты специализации по бизнес-истории и бизнес-архивам с проведением практики в соответствующих хранилищах.

Ќесмотр€ на попытки привлекать к архивной работе на частных предпри€ти€х управл€ющих документацией, музееведов и историков, в послевоенный период на фирмы пришли архивисты. ¬ р€де американских университетов открылись специализации по бизнес-архивам. “ак, в начале 60-х годов при √арвардской школе предпринимательства были открыты курсы дл€ подготовки специалистов в области управлени€ бизнес-документацией

19. “еори€ и методика арх. работы в —Ўј в 40-80-е гг 20 в

¬ начале 50-х - конце 60-х годов на развитие экономических архивов значительное вли€ние оказывали теоретико-методологические и практические успехи американских архивистов в общем и специальном архивоведении. “ак, начали использоватьс€ новые технические средства и архивные технологии; совершенствовалась система отбора документов с посто€нными сроками хранени€, уточн€лись списки источников комплектовани€, а также схема системы отбора; делались попытки расширить проблему доступа к архивной информации. ¬ конце 40-х годов сотрудники национального архива —Ўј изучали с применением Ђвертикального файлаї и Ђуменьшенного фотографировани€ї (микрофильмировани€) сложившиес€ в конце XIX в. в сфере частного бизнеса принципы систематизации текущей деловой документации и ее последующей каталогизации. Ёто делалось с целью использовать указанные принципы при создании научно-справочного аппарата к архивным документам. — середины 40-х до конца 60-х годов —Ўј первыми в мире разработали вычислительно-перфорационные машины Ђї, которые стали примен€ть дл€ подготовки каталогов и путеводителей в публичных архивах. ¬ эти же годы интенсивно проводилось микрокопирование исторических материалов дл€ пополнени€ архивов и более оперативного обслуживани€ исследователей.   1970 г. национальный архив —Ўј уже мог предложить исследовател€м 150 тыс. микрофильмов21. ѕравительственные и неправительственные учреждени€, а также частные компании достаточно быстро стали использовать новые архивные методы, технологии и средства дл€ своих текущих и ретроспективных документных собраний.  омпьютерный метод обработки информации широко примен€лс€ в национальном бюро стандартов, на судостроительных фирмах, в банках.

 ак уже отмечалось, американские архивисты вносили принципиальные поправки, дополнени€ и изменени€ в довольно распространенную в западноевропейском архивоведении до середины 50-х годов теорию экспертных оценок по отношению к документации, потер€вшей свое практическое значение. “ак, известный теоретик архивного дела —Ўј “. Ўелленберг в целом признавал важную роль административно-делопроизводственных служб в отборе на посто€нное хранение или в выработке рекомендаций к уничтожению того или иного документа, исход€ из его значени€ дл€ обеспечени€ текущих функций учреждени€. » тем не менее он определ€л этот этап как начальный этап экспертизы, когда примен€ютс€ критерии так называемой первоначальной, очевидной, доказательной ценности конкретного источника. ¬торым этапом Ўелленберг называл оценку документа с точки зрени€ его преход€щей, информационной ценности, котора€ не прослеживаетс€ на активном или даже полуактивном жизненном цикле документа, но может иметь огромное значение при его использовании как исторического источника. јмериканские архивисты (и не только американские) примен€ли положение Ўелленберга самым действенным образом при проведении экспертизы ценности Ќ“ƒ, в том числе и экономико-управленческой, финансовой документации соответствующих правительственных институтов Ч главных источников комплектовани€ национального архива. ¬ эти годы архивисты —Ўј, использу€ новые методические разработки, продолжали заниматьс€ составлением типовых перечней дл€ различных ведомств. Ќапример, в перечень министерства финансов к делам с посто€нными сроками хранени€ были включены финансовые сметы и материалы по формированию государственного бюджета. »з документации административно-хоз€йственных ведомств посто€нному хранению подлежали лишь отдельные комплексы с учетом того, что аналогична€ документаци€ откладывалась в результате де€тельности министерства финансов, центрального финансового управлени€, комиссии по делам гражданской службы.

20. ”ниверситет.архивы —Ўј в 20 в.

“ак как частные универы создавались на деньги предпринимателей, они откладывали и их частные архивы, а также тех, кто выступал. ’ранение доков - в библиотеке. »з-за этого Ц изол€ци€ этих арх от общеархивных процессов. Ќаучно-технические источники в библиотеках никогда не выдел€лись из организационно-административных комплексов документов, что не позвол€ло определить их видовой состав и историческое значение. подавл€ющем большинстве научные исследовани€ в универах —Ўј всегда имели прикладное значение, которое определ€лось финансово-коммерческими результатами. Ќи в одном университете —Ўј не существовало соответствующей специализации или курсов переподготовки архивистов дл€ работы с Ќ“ƒ.

21. —овремен. система экономических архивов в —Ўј

— середины 80-ых начинаетс€ соврем. этап разв. Ёкон.архивов. ѕрежде всего он характеризуетс€ завершением в целом оформлени€ системы архивного распределени€ экономических и бизнес-источников. ƒостаточно четко просматриваютс€ ее основные уровни: 1) национальный; 2) местный; 3) региональный; 4) локальный специализированный; 5) предпринимательский

1 уровень - национальный архив, федеральный центр документации, библиотека  онгресса

2 уровень Ц архивы штатов

3 уровень - это библиотеки и архивы различных американских университетов

4 уровень - библиотеки, архивы университетов, музеи (как научные центры) Ц самый большой

5 уровень Ц университетские архивы

ѕериод середины 20-х - конца 30-х годов можно считать первым этапом в развитии современных экономических архивов в —Ўј. »х организационное оформление и начало выработки методических подходов к отбору, организации хранени€, описанию, учету адекватных по содержанию профильных источников почти полностью св€заны с инициативой американских ученых √арвардской школы, нарушивших научную целостность экономической истории предметно-структурным и дисциплинарным выделением в ней бизнес-истории ее кого контекста. Ѕизнес-истори€, ставша€ основой бизнес-архивоведени€, - это главное завоевание американской ис-торико-архивной науки в первой половине XX в.

¬ 50-60-е гг складываетс€ система научно-исследовательской документации.

¬ сфере бизнеса создание архивов начинает ассоциироватьс€ с воспри€тием их в качестве главного залога признани€ фирмами исторической значимости, адекватности и смысла собственной де€тельности, манифестации своих заслуг перед обществом. ѕредпри€ти€ как бы демонстрируют многомерность человечества, идентифициру€ себ€ с важным звеном Ђмалой пам€тиї, без которого невозможно сохран€ть и поддерживать структурно-содержательную целостность этой системы. ќрганизаторы бизнес-архивов в первую очередь собирают материалы, отражающие особенности де€тельности предпри€тий и организаций, специфику их противоречий и стратегии, субъективно-объективные тенденции безостановочного развити€. ƒл€ функционировани€ бизнес-архиве в на предпри€тии необходимы типовые компоненты: помещение, оборудование, кадровое обеспечение, методика организации хранени€ и использовани€ документов. ѕрименение той или иной архивной технологии зависит от финансовых возможностей предпри€ти€, квалификации сотрудников, места и роли самого архивного подразделени€ в структуре фирмы.  ак правило, решение создать архив возникает через 25Ч30 лет после образовани€ фирмы. — середины 80-х годов многие американские фирмы, приступа€ к формированию и развитию архивных подразделений, изначально ориентируютс€ на централизованную схему комплектовани€ документами, потер€вшими практическое значение, с приданием им статуса исторических. јрхивы фирм Ч это обычно комплекс помещений, включающих хранилище, читальный зал, комнату дл€ сотрудников, бюро дл€ архивных операций и обработки материалов.

ќтобранные документы с пометой Ђархивный документї или Ђисторический документї должны передаватьс€ в централизованный архив.  ак правило, они поступают из разных структурных подразделений. ѕередача осуществл€етс€ в соответствии со сроками, установленными дл€ каждой категории дел и указанными в номенклатуре дел или описи. ƒелопроизводственную опись или лист плановой регистрации документов составл€ет управл€ющий документацией. ќпись включает: сведени€ о структурном подразделении, в котором был разработан документ (с указанием конкретного автора документа, статуса подразделени€, в котором он работает), цел€х и задачах данного документа, его виде и форме представлени€ информации; данные о включении документа в картотеку или информационную базу, регистрационный текущий номер, возможности его долговременного хранени€, отношении документа к другому комплексу материалов. ѕеречень или список передачи дел может составл€ть как управл€ющий документацией при участии архивиста, так и непосредственно архивист. ќбщую инвентарную опись обычно готовит архивист, который, принима€ материалы, систематизирует их, учитывает, описывает, создает серии. ќдним из главных принципов систематизации и формировани€ дел €вл€етс€ принцип происхождени€, Ёто означает, что разные документы, созданные в результате де€тельности одного структурного подразделени€, должны хранитьс€ в одном месте.

1. ’рамовые архивы гос-в ƒревнего ¬остока ’рамы нар€ду с культовыми задачами, все больше сочетали в себе функции политических органов власти и управлени€. ѕримером храмового и одновременно архива полиса €вл€лс€ ћетроон - хранилище государс

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ Ўпаргалка находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ Ўпаргалка по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru