Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ чинопоследовани€ ”спени€ и ѕогребени€ ѕресв€той Ѕогородицы — –елиги€ и мифологи€

ћихаил Ѕернацкий

”спение ѕресв€той Ѕогородицы €вл€етс€ одним из главных Ѕогородичных праздников ÷еркви. Ќекоторые данные указывают на св€зь этого праздника с древнейшим Ѕогородичным празднованием Ч Ђ—обором ѕресв€той Ѕогородицыї, который доныне совершаетс€ на следующий день после –ождества ’ристова. “ак, в коптском календаре VII в. 16 €нвар€, т. е. через вскоре после отдани€ Ѕого€влени€, празднуетс€ Ђрождение √оспожи ћарииї, а в календаре IX в. в то же число Ч Ђсмерть и воскресение Ѕогородицыї (в пам€тниках коптской и абиссинской ÷ерквей XIVЦXV вв., сохран€вших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 €нвар€ положено воспоминание ”спени€, а 16 августа Ч ¬ознесени€ Ѕогоматери на небо).

¬ греческих ÷ерквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Ќикифора  аллиста (XIV в.), император ћаврикий (592Ц602 гг.) повелел праздновать ”спение 15 августа (дл€ западной ÷еркви мы имеем свидетельство не VI-го, а V в. Ч сакраментарий папы √еласи€ I). “ем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника ”спени€, например, в  онстантинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посв€щенных Ѕогородице. ќдин из них Ч ¬лахернский, построенный императрицей ѕульхерией. «десь ею были положены погребальные пелены (риза) Ѕогоматери. јрхиеп. —ергий (—пасский) в своем Ђѕолном мес€цеслове ¬остокаї указывает на то, что согласно свидетельству —тишного пролога (древнего мес€цеслова в стихах) ”спение праздновалось во ¬лахернах 15 августа и что свидетельство Ќикифора следует понимать в особом ключе: ћаврикий сделал праздник только более торжественным. Ќачина€ с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позвол€ют проследить его историю вплоть до насто€щего времени.

ƒревнейший известный чин службы празднику содержитс€ в грузинском переводе иерусалимского Ћекционари€ V-VII в. (издан прот.  .  екелидзе и ћ. “архнишвили). ќн совершалс€ в базилике ”спени€ в √ефсимании и включал в себ€: тропарь на 6 гл. Ђ≈гда преставилас€ есиЕї; прокимен гл. 3 Ђ¬еличит душа мо€ √осподаї; чтени€ (ѕритч 31. 30Ц32, »ез 44, 1Ц4, √ал 3. 24Ц29); аллилуарий Ђ—лыши ƒщи и виждьї; то же, что и сейчас, ≈вангельское чтение (Ћк 1.39Ц50, 56).

“ипикон (устав) ¬еликой церкви (т.е. храма св. —офии  онстантинопольской; издан ј. ј. ƒмитриевским и ’. ћатеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службы празднику ”спени€. ѕразднование начинаетс€ рано утром процессией от мартири€ св. ≈вфимии во ¬лахернский храм, где затем совершаетс€ Ѕожественна€ литурги€. Ќа вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтени€), как на –ождество Ѕогородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа Ђ¬ рождестве девство сохранила есиї (этот тропарь доныне поетс€ в ѕравославной ÷еркви на праздник ”спени€), ектени€ просительна€, чтение и паннихис (особа€ служба вечером накануне праздников). Ќа литургии Ч те же, что и ныне, прокимен, јпостол и ≈вангелие.

–ассмотренный ”став ¬еликой ÷еркви назначает дл€ праздновани€ лишь один день. ƒревнейший же монастырский послеиконоборческий устав Ч —тудийский »потипосис IX в. Ч полагает также попразднство дл€ праздника (нар€ду с ѕреображением, ¬оздвижением, –ождеством Ѕогородицы, –ождеством ’ристовым, Ѕого€влением и —ретением). “ипикон  онстантинопольского ≈вергетидского монастыр€ (XII в., отражает практику XI в.) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаютс€ меньшей торжественностью по сравнению с сегодн€шней практикой. –азница с нынешним монашеской паннихис; количества и распор€дка кафизм; способа пени€ канона; состава литургии оглашенных до ≈вангели€. —огласно —тудийско-јлексиевскому “ипикону, прин€тому в –усской ÷еркви до кон. XIV в., отдание праздника совершаетс€ 18 августа, т.е. на третий день.

¬ студийских “ипиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы замен€лись особыми антифонами (что со временем повли€ет на формирование праздничных избранных псалмов). “ак, в афонском “ипиконе прп. √еорги€ ћтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поютс€ антифоны из псалмов Ђ’валите им€ √осподне...ї (ѕс 135), Ђѕом€ни √осподи ƒавида...ї (ѕс 131) и Ђ’валите √оспода с небес...ї (ѕс 148). “ропарь праздника, согласно этому “ипипкону, ЧЂЅлажим т€ вси родиї (ныне это ипакои праздника; песнопение содержитс€ и в некоторых списках “ипикона ¬еликой церкви).

„ин ѕогребени€ ѕресв€той Ѕогородицы

¬ современной практике празднование ”спени€ часто так или иначе св€зываетс€ с чином ѕогребени€, надписываемым также как Ђѕохвалы, или св€щенное последование на св€тое ѕреставление ѕресв€ты€ ¬ладычице наше€ Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарииї. „ин ѕогребени€ имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и €вл€етс€ подражанием чину утрени ¬еликой субботы. „ин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17 кафизме (такие припевы в XIV-XVI вв. исполн€лись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX в. в »ерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, вз€тыми из службы ¬еликой субботы и несколько видоизмененными.

¬ √ефсимании (св€щенном месте, где произошло событие ”спени€) чин ѕогребени€ служитс€ 14 августа по старому стилю, накануне ”спени€, но подготовка к нему начинаетс€ задолго до этого. (ќписание празднеств мы приводим по стать€м: ј. ј. ƒмитриевский Ђѕразднества в √ефсимании в честь ”спени€ Ѕогоматериї и Ђќ чине литании и празднике ”спени€ ћатери Ѕожией во —в€той «емлеї // ∆ћѕ. є3. 1979.)

Ќа подворье √ефсиманского монастыр€ в »ерусалиме, расположенном против дверей храма ¬оскресени€, хранитс€ плащаница с изображением ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы, употребл€ема€ на успенском богослужении. ѕлащаница лежит, окруженна€ подсвечниками. ≈ще с праздника ѕреображени€ пред этою плащаницею каждодневно служатс€ молебны, акафисты и вечерн€, вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи насто€тель √ефсиманского подворь€ совершает Ѕожественную литургию. ѕо окончании литургии в 4 часа утра насто€тель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. «атем плащаница торжественно переноситс€ в √ефсиманию в воспоминание перенесени€ туда с —иона апостолами тела Ѕогоматери. ¬ крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поетс€: Ђ—ион€не свещы возжгитеї). ѕлащаницу несет в предшествии клира насто€тель на широкой шелковой перев€зи через плечо с бархатной подушкой.  рестный ход обычно сопровождаетс€ стечением большого числа паломников. ¬ √ефсимании, куда процесси€ прибывает с восходом солнца, плащаница полагаетс€ в каменной пещере на ложе Ѕогоматери. «десь она пребывает до праздника дл€ поклонени€.

14 августа утром около 9Ц10 часа совершаетс€ сама служба ѕогребени€ Ѕогоматери, состо€ща€ из пени€ 17 кафизмы с припевами Ч похвалами, подобными великосубботним. —лужба совершаетс€ ѕатриархом.  о времени службы в √ефсиманию во времена ќттоманской ѕорты, согласно описанию ј.ј. ƒмитриевского, прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располага€сь шпалерами по пути от »ерусалима, встречали прибывающего ѕатриарха военным маршем. ѕо каждении ѕатриархом одра с плащаницей Ѕогоматери в пещере погребени€, после ќбычного начала службы (“рисв€тое:; ѕресв€та€ “роице:; ќтче наш:), одр с плащаницей выноситс€ на середину храма под паникадило. «а одром становитс€ ѕатриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей Ч архиереи, архимандриты и иеромонахи. ѕатриарх входит оп€ть в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершаетс€ при пении первой статии погребальных похвал: Ђ∆изнь во гробе полагаетс€ї. —тати€, как и в ¬еликую —убботу, заключаетс€ ектенией с возгласом ѕатриарха. Ќа второй статие Ђƒостойно есть величати “€ї ѕредсто€тель ÷еркви —в€того √рада кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. Ќа третьей статие: Ђ–оди вси песнь погребению “воему принос€т, ƒевої, кадит второй архиерей. “реть€ стати€, как и в ¬еликую —убботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей Ђјнгельский соборї. ѕосле ектении Ч ексапостиларий праздника (Ђјпостоли от конец землиї), хвалитные стихиры и великое славословие. ¬о врем€ прот€жного пени€ “рисв€того, иереи вынос€т одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произноситс€ ектени€ с поминанием по именам участвующих св€щеннослужителей и за св€тогробское братство. ќдр относитс€ оп€ть на середину храма при пении ексапостилари€ и стихиры Ђ— громом на облацех —пас посылает апостолы к –ождшейї. «атем ѕатриарх творит отпуст. Ѕогослужение же в самый день ”спени€ ничем не отличаетс€ от обычного праздничного.

¬ечерн€ накануне праздника совершаетс€ отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. ¬ попразднство ”спени€ ежедневно прин€то лобызать упом€нутую плащаницу. Ќа отдание праздника по окончании литургии плащаница относитс€ обратно в √ефсиманское подворье »ерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

Ќа –уси чин ѕогребени€ получил большое распространение уже в XVI в. и в виде похвальных статий издавна совершалс€ вместе с праздничной службой в  иево-ѕечерской Ћавре и в костромском Ѕого€вленском монастыре. ќтметим здесь указание старообр€дческого устава по 6-й песне канона: Ђаще изволит насто€тельї, совершаетс€ на средине храма собором со свечами у всех Ђнадгробное пениеї Ч такое, как в  иевской Ћавре, без ектений; Ђаще храм (”спени€), подобает неотложно быти надгробному пениюї. ¬ редакции действующего ныне в –усской ÷еркви “ипикона самого чинопоследовани€ и необходимых уставных указаний нет.

ѕри свт. ‘иларете (ƒроздове) в √ефсиманском скиту “роице-—ергиевой лавры был установлен кроме ”спени€ также праздник ¬оскресени€ и ¬ознесени€ Ѕожией ћатери Ч 17 августа. Ќакануне 17-го совершалось »ерусалимское последование, а 17-го после литургии крестный ход с иконой ¬ознесени€ Ѕожией ћатери.

¬ 1845 г. перевод »ерусалимского последовани€ ѕогребени€ с греческого €зыка на церковнослав€нский был осуществлен ћ. —. ’олмогоровым дл€ √ефсиманского скита с присланного »ерофеем, митр. ‘аворским (впоследствии ѕатриархом јнтиохийским). ѕеревод был пересмотрен и подвергс€ правке со стороны свт. ‘иларета, митр. ћосковского. Ђћне хотелось соединить словенский вид речи с €сностью, потому € иногда перемен€л пор€док слов и немногие слова употребл€л несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных дл€ нынешнего пон€ти€ї, Ч писал наместнику “роице-—ергиевой лавры архим. јнтонию (ћедведеву) св€титель 28 окт€бр€ 1846 г. ¬ 1872 г. »ерусалимский чин праздновани€ ”спени€ был напечатан —инодальной типографией под уже упоминаемым нами названием Ђѕохвалы, или св€щенное последование на св€тое ѕреставление ѕресв€ты€ ¬ладычице наше€ Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии, поемое в седьмый надес€ть день мес€ца августа, каждогодно, в ските √ефсимании, а в Ћавре отправл€емое п€тнадцатаго августаї. ¬ 1913 г. вышло 2-е издание. Ќыне чин печатаетс€ в составе ѕриложени€ к августовскому тому ћинеи.

¬ приходской практике (в случае наличи€ плащаницы Ѕожией ћатери) в насто€щее врем€ чин ѕогребени€ может совершатьс€ либо накануне праздника ”спени€, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после ”спени€), и исторически (такова была практика в √ефсиманском скиту)).

Ђѕатриархи€.Ruї

—писок литературы

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

ћихаил Ѕернацкий ”спение ѕресв€той Ѕогородицы €вл€етс€ одним из главных Ѕогородичных праздников ÷еркви. Ќекоторые данные указывают на св€зь этого праздника с древнейшим Ѕогородичным празднованием Ч Ђ—обором ѕресв€той Ѕогородицыї, который доныне

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru