Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ первых государств в  орее — »стори€

ѕосмотреть видео по теме  урсовой работы

ѕлан

¬ведение

√лава I ѕервобытнообщинный строй и древний „осон

1.1 ѕервобытнообщинный строй на территории  орей и процесс его разложени€

1.2. ƒревний „осон

√лава 2 ‘ормирование трех государств их развитие

2.1 √осударство  огурЄ.

2.2 —оздание и развитие государство ѕэкче.

2.3 √осударство —илла.

«аключение

—писок литературы


¬вдение

 орейский народ имеет большую историю созидательного труда, воплотившегос€ в его богатой самобытной культуре, и уход€щую в века историю упорной борьбы за свободу и независимость своей страны.

¬ период господства в стране €понских империалистов, стремившихс€ к духовному закабалению корейского народа и монополизировавших в своих руках дело составлени€ и издани€ обобщающих трудов по истории  ореи, истори€  ореи вс€чески фальсифицировалась в угоду колонизаторам. Ќемногочисленные работы прогрессивных корейских ученых тер€лись в массе фальсифицированных сочинений €понских официальных историков и оставались неизвестными дл€ массы читателей.

“олько с освобождением  ореи —оветской јрмией (в августе 1945 года) открылись небывалые возможности дл€ развити€ исторической науки. ”же в самые первые мес€цы после освобождени€ страны прогрессивные ученые создали в —еуле Ђ—оюз ученыхї, Ђ»нститут изучени€ общественных наукї, Ђ»нститут изучени€ национальной культурыї и другие организации, которые приступили к изданию трудов по актуальным вопросам корейской истории. ќднако установление в ёжной  орее террористического режима американских оккупантов и лисьшмановской клики прервало де€тельность прогрессивных корейских историков, и большинство их вынуждено было переехать в —еверную  орею, ставшую оплотом демократического развити€ корейского народа. «десь были созданы им благопри€тные услови€ дл€ научного творчества.

¬ возникновении и развитии корейской государственности можно выделить несколько этапов. —амым раним этапом следует считать эпоху ƒревнего „осона Ч первого государственного образовани€ в истории корейского этноса, которое просуществовало около шести веков (VIIIЧII вв. до н. э.). »стори€ ƒревнего „осона свидетельствует о том, что, несмотр€ на полуостровное положение,  оре€ с глубокой древности была тесно св€зана, и экономически, и политически, с материковыми странами јзии, главным образом с  итаем. ƒовольно часто дело доходило до вооруженных конфликтов между „осоном и древнекитайскими государствами.

Ќесомненно, тогда уже существовала определенна€ политическа€ организаци€, но по сравнению с развитым аппаратом классового государства она была крайне несовершенной, и по мере того, как ван усиливал свои позиции в экономическом, политическом и военном отношени€х, это общество быстро перерастало в классовое государство. ¬ это врем€ древний „осон находилс€ как раз на пороге цивилизации. “аким образом, „осон рассматриваетс€ как один из союзов корейских племен который предшествовал образованию государства. ќднако в последнее врем€ среди корейских историков, сложилось иное мнение: они считают, что „осон был первым государственным образованием, возникшим у корейских племен, что государство это по своему характеру €вл€лось рабовладельческим. ѕричем некоторые историки, полага€сь на мифологические данные, стрем€тс€ даже отнести возникновение „осона к весьма отдаленной древности, -чуть ли не к концу первого тыс€челети€ до новой эры. ’от€, конечно, и можно предположить существование в глубокой древности такого рабовладельческого государства, как „осон, но дл€ доказательства этого положени€ пока еще слишком мало фактических данных. ќсновные китайские источники (ЂЎицзиї и Ђ’аньшуї), говор€щие об истории „осона, почти не содержат сведений, которые позвол€ли бы судить об уровне социально-экономического развити€ „осона, поэтому вопрос о социально-экономической сущности „осона и сегодн€ остаетс€ в числе нерешенных проблем корейской истории.

“ак же, в моей работе будут рассмотрены процесс формировани€ первых государств в  орее на материалах истории государств  огурЄ, ѕэкче и —илла.


√лава I. ѕервобытнообщинный строй и ƒревний „осон

 

1.1 ѕервобытнообщинный строй на территории  ореи и процесс его разложени€

—леды и пам€тники материальной культуры первобытного общества на территории  ореи. —леды первобытного человека на территории  ореи сохранились главным образом в виде культурных слоев раковинных куч (пхэчхон), возникших в местах его сто€нок.

—то€нки первобытного человека на территории  ореи обнаружены в провинции —еверна€ ’амгЄндо, в бассейне реки “уманган, а также в р€де мест по восточному побережью и на близлежащих островах. —реди них следует отметить обнаруженные ранее сто€нки в провинции —еверна€ ’амгЄндо, в уездах „онсон и  Єнхын, а также открытые в последнее врем€ в результате раскопок, проведенных корейскими археологами, древние сто€нки на острове „ходо и в уезде ’верЄн. Ёти поселени€ представл€ют собой группы земл€нок шириной от 3 до 6 метров и глубиной от 30 сантиметров до 2 метров. ¬ центре каждой земл€нки сохранились остатки очага, а вокруг очага разбросанные в беспор€дке глин€на€ утварь, каменные и кост€ные оруди€. «емл€нки имеют форму квадрата, круга, эллипса или тыквообразную форму; вокруг них сохранились остатки столбов, что дает возможность представить внешний и внутренний вид жилища первобытного человека. ¬ старинных запис€х (см. Ђ»сторию троецарстви€ї (Ђ—аньгочжиї), Ђ»сторию династии ¬эйї, Ђќписание восточных варваровї) следующим образом описываетс€ такай земл€нка-жилище первобытного человека, обитавшего на территории  ореи: Ђ рыша у них кругла€, и на одной стороне ее имеетс€ дверь, через которую можно попасть в нижнюю часть жиль€ї[1].

–аковинные кучи распространены на весьма значительном пространстве, начина€ от провинции —еверна€ ’амгЄндо на побережье японского мор€, по побережью ∆елтого мор€ и на островах к югу от провинции ёжна€  Єнсандо, а также разбросаны в бассейнах рек “эдонган, ’анган и Ќактонган.

 ультурные слои с содержавшимис€ в них остатками орудий труда и домашней утвари первобытного человека также часто встречаютс€ в местах распространени€ раковинных куч. ќни сохранились главным образом по южным склонам побережь€ морей и рек. ¬ отдельных случа€х раковинные кучи образуют целые холмы. Ёто свидетельствует о том, что в какой-то определенный период здесь были довольно продолжительные сто€нки первобытного человека.

“аким образом, хот€ следы сто€нок первобытного человека чаще всего встречаютс€ в местах, расположенных вблизи удобных водных путей, их немало найдено также на южных склонах холмов в глубине полуострова. “аким образом, поселени€ первобытного человека были распространены на весьма значительной части полуострова. Ќа месте указанных сто€нок в результате раскопок были найдены различные пам€тники периода первобытнообщинного стро€ Ч каменные и кост€ные оруди€, издели€ из раковин, а также глин€на€ посуда.[2]

ƒл€ выделки каменных орудий употребл€лись сравнительно твердые породы камн€, например обсидиан, силикатный камень и кремень, но иногда и более м€гкиеЧ сланец и другие. ѕо характеру обработки они различаютс€ на сколотые, полушлифованные и шлифованные. —реди найденных каменных орудий меньше всего изготовленных методом обивки, и главным образом они встречаютс€ в провинции —еверна€ ’амгЄндо (в провинции —еверна€ ’амгЄндо каменные оруди€- этого вида были найдены при раскопках вместе с гладкошлифованными каменными оруди€ми). ќсновную массу найденных каменных орудий составл€ют шлифованные оруди€. »з них следует назвать топоры, ножи, копь€,

Ќаконечники дл€ стрел, шила, пилы, лопаты, ручные жернова, пр€лки, мелкие оруди€ из камн€, различные украшени€, а также р€д каменных инструментов, употребл€вшихс€ дл€ изготовлени€ орудий из камн€.  ост€ные оруди€, как правило, сделаны из костей или рогов олен€, кабана, волка, косули, зайца и других животных, что дает возможность узнать, на какого звер€ охотилс€ в те времена первобытный человек и какие животные разводились им. Ќайденные при раскопках кост€ные оруди€ весьма разнообразны: рыболовные крючки, иглы, наконечники дл€ стрел, копь€, шила, ручки дл€ различных орудий. ќни €вл€лись важнейшими оруди€ми труда, и прежде всего рыболовства.[3]

Ќар€ду с рыболовством важным способом добывани€ пищи в то врем€ был сбор моллюсков. –аковины моллюсков шли на изготовление простых украшений, а иногда употребл€лись в качестве черпаков и пр.

ќбнаруженные при раскопках глин€ные сосуды весьма разнообразны по форме, цвету и орнаменту. Ћепные глин€ные сосуды различаютс€ на остродонные и на сосуды со сплющенным (какими-то приспособлени€ми) дном. ќни различаютс€ как по способу изготовлени€, так и но характеру украшений. ¬стречаютс€ толстостенные сосуды без орнамента, сосуды с гребенчатым орнаментом, а также сосуды, полированна€ поверхность которых покрыта красным лаком.

“олстостенные глин€ные сосуды без орнамента, веро€тно, относ€тс€ к более раннему периоду. —осуды такого типа, желто-коричневого и темно-пепельного цвета, имеющие толстые стенки с большим содержанием песка, найдены при раскопках во многих местах. √лин€ные сосуды с гребенчатым орнаментом имеют по сравнению с ними тонкие стенки, а на их внешней поверхности нанесены узоры в виде параллельных, волнистых и изломанных линий и точек. ѕолированные краснолаковые сосуды аналогичны сосудам, найденным в —еверном  итае, поэтому есть основание говорить о св€зи между ними.

»сследование пам€тников первобытной эпохи на территории  ореи показывает в общем принадлежность их к одной культуре. ќднако разнообразие глин€ной утвари и размещение пам€тников показывает различный уровень развити€ культуры (так, пам€тники, обнаруженные в провинции —еверна€ ’амгЄндо, кажутс€ относ€щимис€ по времени к более зрелой ступени, а находки южнее Ч сравнительно более примитивными), а также сложную картину ее развити€, св€занную, веро€тно, с внешним вли€нием, которое оказывалось как на направление, так и на темпы развити€ культуры.

ѕервобытнообщинный строй на территории  ореи в период каменного века. ѕо указанным выше следам сто€нок и пам€тникам периода применени€ каменных орудий можно проследить черты оседлой жизни и производственной де€тельности человека той эпохи.

 опь€, ножи, наконечники дл€ стрел, топоры, мелкие оруди€ и другие издели€ €вл€лись важнейшими оруди€ми труда в период, когда первобытные люди занимались охотой. » среди этих орудий первое место принадлежало луку, причем обитавшие на территории  ореи первобытные племена изготавливали большие луки, которые, согласно письменным источникам, назывались тангун (луки из черной березы) и мэкгун (мэкские луки), и издавна передавали китайцам свое превосходное искусство изготовлени€ их.

¬ р€де районов получили известное развитие земледелие и скотоводство. ќб этом можно судить по примитивным сельскохоз€йственным оруди€м, которыми пользовалс€ первобытный земледелец: каменному лемеху, лопате, ножу в форме полумес€ца (нож в форме полумес€ца или серп представл€ет собой режущее орудие, изготовленное из сланца или камн€ другой породы; в центре его было просверлено одно или два отверсти€ дл€ прикреплени€ ручки, котора€ в зависимости от назначени€ приставл€лась по пр€мой или под углом), каменным жерновам дл€ помола зерна, мотыге, изготовленной из оленьих рогов, и др. ¬ том, что это действительно были оруди€ земледели€, не может быть сомнени€: во врем€ раскопок, проведенных в уезде ’верЄн, они обнаружены вместе с соевыми бобами, мелкими красными бобами, гаол€ном и просом.

ќ развитии скотоводства в тот период свидетельствуют обнаруженные при раскопках кост€ные оруди€ и кости животных, съеденных человеком, и особенно Ч большое количество орудий из рогов; об этом же свидетельствуют, в частности, и найденные кости крупного рогатого скота, лошади и собаки.

Ќайденные при раскопках пр€лки, изготовленные из камн€ или глины, дают нам представление о производстве тканей, причем тканевые узоры, обнаруженные на глин€ных сосудах, говор€т о значительном развитии этого искусства в тот период. ƒл€ изготовлени€ тканей примен€лись пр€лки двух видов; в форме диска с отверстием в центре и в форме остроугольной счетной фишки.

Ћюди того периода жили первобытными общинами. Ёто обусловливалось тем, что при крайне примитивных оруди€х производства в одиночку невозможно было добыть средства к существованию, защитить себ€ от нападени€ хищных зверей и прочих опасностей. «а исключением мелких вещей, все €вл€лось собственностью общины, о частной собственности еще не могло быть и речи. Ћюди работали сообща, распределение добытых продуктов производилось на основе примитивного равенства, следовательно, не было ни эксплуатации, ни классового делени€.

ѕри первобытнообщинном строе люди жили родовыми общинами, образованными по признаку кровного родства, причем счет родства велс€ по материнской линии, о чем говор€т нам, хот€ и довольно скупо, древние мифы, сказани€ и обычаи. ќб этом свидетельствуют рассказы о солнечных лучах-отцах в древних мифах и сказани€х племен пуЄ и когурЄ, а также факты поклонени€ духам женщин, €вл€вшихс€ прародительницами древних корейских племен: например, поклонение Ђдуху ѕуЄї у племени когурЄ, поклонение Ђсв€той матери —осульї в силланской общине, поклонение Ђсправедливой родоначальницеї (чонгЄн-мочжу) у ка€ и т. д. Ёто подтверждаетс€ также некоторыми обыча€ми в государстве —илла, где продолжительное врем€ сохран€лось довольно много пережитков первобытнообщинного стро€: так, например, наследование там велось по материнской линии, и жители счет родства вели по материнской линии.


1.2 ƒревний „осон

ѕервобытные корейские племена, жившие в южной части —еверо-¬осточного  ита€ и на  орейском полуострове, имели различный уровень общественно-экономического развити€. Ќаиболее высокий уровень общественно-экономического развити€ был у населени€, обитавшего на территории современного Ћ€одунского полуострова, в бассейне реки Ћ€охэ, и оно первым проложило путь к цивилизации. »менно у проживавших здесь племен древних чосонцов раньше других произошел переход от первобытнообщинного стро€ к классовому обществу. —огласно древним китайским письменным источникам, уже в VII веке до нашей эры название „осон было известно в древнем  итае, и тогдашнее плем€ древних чосонцев вело торговлю с материковым  итаем, продава€ тигровые шкуры, шерст€ные ткани (Єльбок) и др. ¬ это врем€ землю древних госонцев стали часто посещать купцы из  ита€.[4]

Ѕлагодар€ этим св€з€м и проникала в древний „осон высокоразвита€ китайска€ культура, что способствовало быстрому его развитию. –аспространение вли€ни€ могущественной  итайской империи и расширение ее границ, в результате чего устанавливаетс€ непосредственный контакт чосонцев с  итаем, ускорило процесс консолидации древнечосонских племен и укрепление их союза.

Ќаиболее важным источником дл€ изучени€ социальных отношений того периода €вл€етс€ древнечосонский свод законов, или Ђ¬осемь запретительных статейї (Ђѕомгым пхальчої). »з них нам теперь известно лишь содержание трех: 1) убийца немедленно должен быть казнен; 2) за нанесение раны виновный должен возместить пострадавшему зерном; 3) человек, укравший чужое имущество, становитс€ рабом дома, которому нанес ущерб. „тобы избежать рабства, вор должен внести соответствующий выкуп.

¬ Ђ»стории ’аньской династииї (Ђ’аньшуї), повествующей об этих Ђ¬осьми запретительных стать€хї, рассказываетс€ о существовании такого обыча€: Ђ≈сли внесший выкуп и избегал рабства, то за ним все равно сохран€лась кличка вора, поэтому с ним никто не вступал в бракї.

ƒалее говоритс€, что Ђ...жены соблюдали верность и не предавались развратуї. Ќа основании этой записи можно установить, что среди Ђ¬осьми запретительных статейї, веро€тно, была стать€, карающа€ измену как со стороны жены, так и со стороны мужа. ќ значительном развитии института частной собственности свидетельствуют содержание статей древнечосонских законов, охран€вших интересы богачей, а также различные установлени€ о рабах. ќднако рабство, по-видимому, играло в тот период незначительную роль, что €сно из статьи, согласно которой вор избегал рабства, если уплачивал возмещение за украденное имущество.

¬ III веке до нашей эры, в период, когда после падени€ государства „жоу на территории  ита€ образовалось несколько воюющих друг с другом государств, древнечосонский кн€зь (ху) стал называть себ€ ваном (королем). ¬ан располагал соответствующим бюрократическим аппаратом и весьма значительными вооруженными силами.

¬ III веке до нашей эры, когда древний „осон подвергс€ нашествию со стороны северокитайского царства янь, границей между ними служила река ћаньфаыьхан (вблизи современной реки Ћ€охэ).  огда импери€ ÷инь, объединив ѕоднебесную, приступила к строительству ¬еликой стены (214 год до н. э.), правитель древнего „осона, ван ѕу, решил воспользоватьс€ этим дл€ расширени€ своего вли€ни€, а позднее его сын, ван „ун, стал принимать бежавших от т€желых повинностей или просто пересел€вшихс€ жителей северокитайских государств янь, ÷и, „жао и засел€л ими западные области „осона, расшир€€ таким путем его границы.

¬ древнем „осоне, который находилс€ на высшей стадии первобытнообщинного стро€ и представл€л собой союз племен, опирающийс€ на деревенские общины, кн€зь (ху или ван) €вл€лс€ верховным вождем союза племен, выступавшим в качестве представител€ вождей отдельных племен. Ќесомненно, тогда уже существовала определенна€ политическа€ организаци€, но по сравнению с развитым аппаратом классового государства она была крайне несовершенной. ѕо мере того как ван усиливал свои позиции в экономическом, политическом и военном отношени€х, это общество быстро Дперерастало в классовое государство. ¬ это врем€ древний „осон находилс€ как раз на пороге цивилизации.

¬ 206 году до нашей эры, когда импери€ ’ань вновь объединила  итай и восстановила древние л€одунские крепости за ¬еликой стеной и назначила Ћу √уана правителем царства янь, граница с древним „осоном была установлена по реке ѕхэсу. ј когда в 195 году до нашей эры Ћу √уан, выступивший против империи ’ань, был разбит и бежал к гуннам, его вассал ¬и ћан вместе с более чем тыс€чей слуг перешел реку ѕхэсу и вступил в „осон. ѕравитель „ун присвоил ему титул пакса, выделил более 100 ли земли и отдал под его управление жителей империи ’ань, бежавших из  ита€ и поселившихс€ в западных пограничных земл€х древнего „осона.

–асширивший свое вли€ние в западных пограничных земл€х „осона ¬и ћан в 194 году до нашей эры напал на крепость ¬ангомсон, изгнал вана „ун.а и сам зан€л место правител€ древнего „осона, ¬и ћан продолжал вести войны в цел€х ограблени€ азличных чосонских племен. »менно в это врем€ племена чинбон и имдун находились под властью дома ¬и. ƒревнечосонский ван ”го (внук ¬и ћана) закрыл торный путь ’аньской империи к восточным племенам. 1-128 году до нашей эры ханьский император ”ди наравил купца ѕэн ” к ЌамЄ, правителю земель (кун) ≈, находившихс€ к югу от Ћ€одунского полуострова, и тот поручению императора убедил ЌамЄ покоритьс€ империи и учредить на своей территории округ „ханхэ, чтобы проложить дорогу дл€ торговли с восточными пионами. Ќо от этого плана вскоре пришлось отказатьс€, так как осуществление его требовало много сил больших затрат. ќднако проникновение ’аньской империи в восточном направлении не прекратилось, потому что различные чосонские племена представл€ли объект эксплуатации дл€ китайских императоров.

¬последствии, в 109 году до нашей эры, император ”ди начал войну с целью захвата „осона. ¬ течение двух лет „осон упорно сражалс€ против 50-тыс€чной армии империи ’ань. ќднако после того, как внутри господствующего класса древнего „осона произошел раскол и был убит ван ”го, древний „осон пал.

Ќа завоеванной территории ’аньска€ импери€ образовала 4 округа: на месте древнего „осона Ч округ јкнан (Ћолан), а на соседних к „осону земл€х Ч»мдун (Ћиньтун), „инбон („эньфань), ’Єнтхо (—юаньту). ¬ округе јкнан был сосредоточен политический аппарат, и, главное, он был центром экономического господства ’аньской империи. ¬о главе каждого округа был поставлен начальник (тхэсу, в китайском чтении Ч тайшоу), возглавл€вший чиновничий аппарат.  аждый из округов подраздел€лс€ на несколько уездов, управление которыми осуществл€ли не только присланные из  ита€ чиновники, но также и бывшие старейшины местных племен, носившие ханьские титулы ху (хоу) и сотрудничавшие с захватчиками. ÷ентры округов и уездов часто посещались чиновниками и купцами ’аньской империи, а некоторые из них посел€лись и на посто€нное жительство. ј в Ђ»стории ’аньской династииї Ч Ђ’ань-шуї (кн. 28, Ђ√еографические описани€ї, ч. 8, 2, Ђќкруг јкнанї) рассказываетс€ о том, что в св€зи с по€влением хадьских купцов увеличилось воровство, а количество статей законов (вместо Ђ¬осьми запретительных статейї) увеличилось до 60 с лишним.[5]

”чреждение четырех ханьских округов оказало большое вли€ние на политическое, экономическое и культурное развитие корейских племен. –асшир€лись торговые св€зи между корейскими племенами, особенно оживленна€ торговл€ шла через округ јкнан. ќб этом говор€т относ€щиес€ к эпохе династии ’ань предметы материальной культуры, найденные во врем€ археологических раскопок (кроме территории Ћ€одуна) в бассейне реки “эдонган, в провинции ’ванхэдо и даже в провинции  ен сан до.

ѕолитическое и экономическое вли€ние ’аньской империи ускор€ло процесс консолидации различных корейских племен. ∆ившие на территории современного —еверо-¬осточного  ита€ и на  орейском полуострове племена стали на путь развити€ примитивной централизованной монархии, что соответствовало степени их социально-экономической зрелости, а также неотложным политическим требовани€м. „етыре округа ’аньской империи, столкнувшись с упорным сопротивлением всех восточных племен, уже на 26-м году своего существовани€ претерпели существенные изменени€.

ќкруга „инбон и »мдун были упразднены, а ќкруг ’Єнтхо, неоднократно подвергавшийс€ нападени€м с северо-запада, в конце концов был объединен с округом јкнан.


√лава 2. ‘ормирование трех государств их развитие

ѕервым возникло на рубеже новой эры государство  огурЄ, затем произошло формирование государств ѕэкче и —илла. Ёти три государства существовали раздельно до VII века нашей эры.

√осударство  огурЄ занимало северную часть  орейского полуострова, а также большую часть территории —еверо-¬осточного  ита€ к востоку от Ћ€одунского полуострова. ѕэкче находилось в юго-западной части  орейского полуострова, а государство —илла Ч в его юго-восточной части.   сожалению, до сих пор остаютс€ нерешенными важные проблемы, касающиес€ времени возникновени€ трех государств и характера их общественно-экономического стро€.

2.1 √осударство  огурЄ

√осударство  огурЄ, развившеес€ ранее ѕэкче и —илла, сложилось в сильную державу в результате объединени€ различных племен по среднему течению реки јмноккан (с центром в районе современного ÷зиан€) и вытеснени€ на северо-западе агрессивных сил ханьцев (китайцев).   началу новой эры процесс объединени€ под эгидой  огурЄ р€да родоплеменных групп Ч пирю, хэнин, окчо, р€нмэк, кальса, кэма, куда, чбна, чуна Ч происходил особенно быстро благодар€ наличию у них общих интересов, и прежде всего в деле сплочени€ сил дл€ борьбы с захватническими устремлени€ми ханьцев.

 огурЄский ван посылал в покоренные области представителей когурЄской знати (тэга), которые занимались сбором дани, —огласно Ђќписанию восточных варваровї в Ђ»стории государства\¬эйї (см. Ђ—аньгочжиї, Ђ»стори€ государства ¬эйї, Ђрписание восточных варваровї, (Ђ¬осточные окчої), ѕокоренное когурЄсцами плем€ окчо вынуждено было доставл€ть в  огурЄ, расположенное за тыс€чу ли, в качестве дани пеньковые холсты (мэк-пхо), соленую рыбу и другие продукты морского промысла.[6]

“аким образом, покоренные  огурЄ племена превращались в зависимое от государства  огурЄ население, об€занное платить дань.

“ерритории, объединенные племенем когурЄ, делились на следующие административные единицы: сонып (крепости), кун (округа) и хЄн (уезды). “ерритори€ государства  огурЄ особенно увеличилась после II века нашей эры. »менно в этот период государство  огурЄ так усилилось, что не только успешно отражало вторжени€ с северо-запада ханьских сил и северных кочевых племен, но и начало захватывать западные районы Ћ€одунского полуострова за рекой Ћ€охэ.

√осподствующий класс в государстве  огурЄ складывалс€ из родоплеменной аристократии.

–асположенные по среднему течению реки јмноккан, где формировалс€ союз когурЄских племен, п€ть общин (пу)  огурЄ в политическом, экономическом, военном и культурном отношении представл€ли в свою очередь маленькие центры, непосредственно св€занные с местными сельскими общинами. —толица государства  огурЄ, крепость  укнэсон (позднее столица была перенесена в крепость ’вандо), процветала как центр эксплуатации покоренных сельских общин и как центр дележа награбленных богатств.

√осударство  огурЄ не относитс€ к числу тех, которые возникли на обломках сельской общины в результате окончательного разложени€ сельских общинных отношений. Ќапротив, оно сформировалось в услови€х сохранени€ этих отношений, поэтому правители  огурЄ дл€ господства над сельскими общинами в пределах подвластной им территории и дл€ эксплуатации их нуждались в сильной самодержавной (деспотической) власти. ¬ процессе отражени€ вторжений северных кочевых племен, а также ханьцев с материкового  ита€ происходило быстрое усиление этой деспотической власти.

Ёнгельс писал, что Ђƒревние общины там, где они про должали существовать, составл€ли в течение тыс€челетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизмаї1.

¬ древних китайских летопис€х, имеютс€ записи о примитивной форме деспотии, существовавшей в государстве  огурЄ. Ђ аждый тэга из чирла племенных старейшин осуществл€л военную и политическую власть над определенным районом, но все тэга в свою очередь подчин€лись вануї (см. Ђ»стори€ троецарстви€ї, Ђ»стори€ государства ¬эйї, Ђќписание восточных варваровї, Ђ огурЄї). »з числа тэга назначалс€ министр государства  огурЄ (тэтэро) сроком на три года. ¬ период смены тэтэро между тэга Ч претендентами на этот пост Ч разгорались войны.  ороль в это врем€ запиралс€ в крепости и ждал исхода борьбы, а затем назначал победител€ тэтэро (см. Ђ»стори€ государства „жоуї (Ђ„жоушуї), кн. 49; ЂЅиографии и описани€ї (Ћеч-жуаньї), ч. 41; Ђќписание чужих земельї (Ђ√аолиї); Ђ»стори€ государства “анї (Ђ“аншуї), кн. 220, ЂЋеч-жуаньї, ч. 145, Ђќписание восточных варваровї).

ѕравители деспотического государства считали, что вс€ земл€ в стране и все живое и неживое имущество €вл€етс€ собственностью государства, то есть вана. —ледовательно, все награбленные как внутри государства, так и за его пределами ценности сосредоточивались в руках деспотического государства. ѕравители деспотического государства ограничивали стремлени€ отдельных тэга увеличить земельные владени€ и число рабов, полученных ими по системе сикып. ѕо системе сикып ван временно отдавал Ђна кормлениеї определенную часть находившихс€ под его верховной властью земельных владений (включа€ и население этих земель), вернее, уступал власть над сельскими общинами вместе с их населением.

—ведени€ о системе сикып, имеющиес€ в древних письменных источниках, отрывочны, по ним невозможно узнать ее подробное содержание. »з Ђ»сторических записей трех государствї (Ђ—амкук сагиї) нам известно, что сикып давалс€ только полководцам за большие военные заслуги, то есть ограниченному кругу лиц.

¬ случае смерт лица, получившего сикып, государство отбирало его. ќставл€лось лишь несколько дворов при могиле умершегоув качестве сумЄно (рабы, охран€ющие могилу).

–емесло в целом развивалось довольно быстрыми темпами, однако это развитие в услови€х существовани€ натурального хоз€йства аристократии носило весьма ограниченный характер. ¬ то же врем€ при сохранении пережитков общинных отношений, когда ремесло было тесно св€зано с земледелием, оно носило характер домашней промышленности и не могло выйти за рамки удовлетворени€ собственных потребностей и, следовательно, не могло открыть путь к оживленному развитию обмена. Ёто было св€зано с тем, что/ широкие массы трудового населени€ образовали вчерашние общинники, перешедшие к ведению мелкого кресть€нского хоз€йства. ћаркс указывал, что Ђкак мелкое кресть€нское хоз€йство, гак и независимое ремесленное производство... представл€ют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существовани€, после того как первоначальна€ восточна€ общинна€ собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степениї. Ёто положение ћаркса, видимо, можно применить и к государству  огурЄ, основой которого €вл€лась община.

¬  огурЄ хоз€йства основных производителей можно разделить на два типа: к первому относились мелкие хоз€йства свободных кресть€н-землевладельцев, €вл€вшихс€ полноправными членами общин, а ко второму Ч хоз€йства порабощенного и зависимого населени€, всей общиной ставшего объектом эксплуатации со стороны завоевателей.

ѕравители  огурЄ подвергли обложению и хоз€йства свободных кресть€н. –азмер налога с каждого двора в зависимости от имущественного положени€ определ€лс€ в 1 сок, 7 ту или 5 ту [сок равен 10 ту] (Ђ»стори€ —уйской династииї (Ђ—уйшуї), кн. 81, ЂЋечжуаньї, ч. 46, Ђ¬осточные варварыї (Ђ огурЄї). Ёто обложение носило форму сборов, которые издавна делались каждой семьей общины Ђна общие нуждыї (на самом же деле это была эксплуатаци€, осуществл€ема€ племенной аристократией).[7]

¬ процессе развити€ классового общества лишь крайне незначительна€ часть свободного населени€ становилась богатой и вливалась в р€ды господствующего класса; подавл€юща€ же масса свободного населени€ попадала в положение обедневших малоземельных кресть€н. ѕричем положение свободных малоземельных кресть€н особенно ухудшалось вследствие частых мобилизаций их на войну.

¬ то же врем€ богатые тэга путем выдачи ростовщических ссуд захватывали земельные наделы мелких кресть€н, а их детей обращали в рабов (ноби). ќписыва€ положение, сложившеес€ в конце II века, Ђ»сторические записи трех государствї (Ђ—амкук сагиї, кн. 16, Ћетописи  огурЄ, ч. 4, 16-й год правлени€ вана  огук-чхон, дес€тый мес€ц) повествуют о том, что свободные кресть€не, лишившиес€ своей земли и сделавшиес€ батраками, в неурожайные, голодные годы не могли даже найти работы по найму и становились брод€гами.

ѕравители  огурЄ под предлогом оказани€ помощи разор€ющимс€ мелким свободным кресть€нам расшир€ли сферу действи€ системы чиндэ (система выдачи населению зерновой ссуды из государственных складов во врем€ неурожаев). —истема чиндэ €вл€лась по существу государственным ростовщичеством и, конечно, не могла улучшить положени€ мелкого кресть€нства. ¬се большее число мелких кресть€н выбывало из сферы непосредственной производственной де€тельности. Ќо даже это вытесненное из сферы производства население облагалось налогами; оно должно было раз в три года сдавать государству один кусок материи (Ђ»стори€ —уйской династииї (Ђ—уйшуї), кн. 81, ЂЅиографии и описани€ї, 46, Ђ¬осточные варварыї (Ђ огурЄї).

Ќаселение покоренных областей подвергалось еще более жестокой эксплуатации. ” них сохранилась общинна€ форма организации, и община выплачивала государству дань продуктами, специфичными дл€ данной местности. —огласно Ђ»стории государства „жоуї (Ђ„жоушуї, кн. 49, ЂЅиографии и описани€ї, 41, Ђќписание восточных варваровї), количество поставл€емых общиной продуктов дл€ различных районов было неодинаковым, а из Ђ»стории —уйской династииї (Ђ—уйшуї, цитированный раздел) мы узнаем, что обложению подвергалось все работоспособное население и размер его составл€л п€ть кусков ткани и п€ть сок зерна с человека. ћы также узнаем, что дань, собиравша€с€ при посредничестве вождей зависимых племен, все более увеличиваетс€ и становитс€ узаконенным и регул€рным побором.

Ђ»сторические записи трех государствї (Ђ—амкук сагиї, кн. 14, ЂЋетописи  огурЄї, 2, 15-й год правлени€ вана “эмусина, третий мес€ц) повествуют о том, что в середине I века когурЄска€ аристократи€, осуществл€вша€ власть над сельскими общинами на захваченных территори€х, требовала от жителей общин поставл€ть крупный рогатый скот, лошадей и другое имущество, а в случае отказа пускала в ход бичи. ∆ителей попавших в зависимость от  огурЄ общин иногда даже заставл€ли отдавать своих детей в рабство к аристократам. »х дочери были наложницами у аристократов, а с ними самими обращались как с рабами.

ѕроблеме увеличени€ числа рабов посто€нно удел€ла внимание вс€ когурЄска€ аристократи€ и сам ван, €вл€вшийс€ выразителем ее интересов. » это определ€лось политико-экономическими требовани€ми развивающегос€ рабовладельческого хоз€йства. –абами становились не только пленные. ѕорабощено было и немалое число жителей покоренных территорий. ѕоложение об обращении свободных людей в рабов €вл€лось одним из основных в государственном законодательстве того времени. ¬ рабство обращалс€ не только тот, кто совершил преступление, но и его семь€, рабами становились также дети лиц, которые не могли уплатить долги государству или частному лицу. “ак, человек, убивший корову или лошадь, должен стать рабом хоз€ина убитого животного (Ђ—тара€ истори€ “анской династииї (Ђ÷зютаншуї), кн. 199, Ђ.Ѕиографии и описани€ї, т. 149, Ђ¬осточные варварыї (Ђ огурЄї). Ёто свидетельствует о том, что раб, считавшийс€ в тот период рабочим скотом, по цене был приравнен к крупному рогатому скоту или лошади.

” нас нет подробных сведений о купле-продаже рабов в государстве  огурЄ, однако такой факт, как покупка и продажа немалого числа людей на рынках —еверного  ита€ (Ђ»стори€ государства ÷зиньї (Ђ÷зиньшуї), кн. 97, ЂЅиографии и описани€ї, 67,Ђ¬осточные варварыї, Ђ√осударство ѕуЄ), или то,-что в середине II века, когда речь зашла о выкупе пленных ханьцев, каждый взрослый был оценен в 40 кусков шелковой материи, а дети Ч в 20 кусков (Ђ»стори€ поздней династии ’аньї Ч Ђ’оухонылуї, кн. 85, ЂЅиографии и описани€ї, 75, Ђ¬осточные варварыї, Ђ огурЄї), дает некоторое представление о существовавшей в то врем€ работорговле и ценах на рабов.

— III века нашей эры происходит быстрое усиление государства  огурЄ. ƒважды страна оказывалась в чрезвычайно т€желом положении Ч дважды, в 246 и 342 году, она подвергалась нашествию внешних врагов Ч государства ¬эй и племен с€ньби. » несмотр€ на то, что даже столица государства Ч ’вандосон Ч была разрушена врагами до основани€, народ  огурЄ, развернув повсеместно партизанскую войну, сумел изгнать врагов из страны. »згнав врагов и укрепив свои северо-западные границы, государство  огурЄ перешло к наступательным действи€м.   этому времени относитс€ отражение последней атаки государства ÷зинь на округ јкнан (Ћолан), который со времен ’аньской династии служил опорным пунктом дл€ завоевательных устремлений на  орею.

ѕродвижение на юг и колонизаци€ южных земель представл€ли важный аспект де€тельности государства  огурЄ, соответствовавший его социально-экономическому развитию в тот период.

ѕри освоении плодородных земель к югу от реки „хончхонган широко примен€лс€ труд государственных рабов. ¬ середине III века ван  огурЄ издал закон, строго запрещающий при похоронах совершать обр€д принесени€ в жертву рабов. »менно в этот период господствующий класс государства  огурЄ ведет много войн с целью захвата рабов. ¬ 280 году на востоке было совершено нападение на плем€ суксин, в результате которого было захвачено в качестве военной добычи 600 семей (дворов); много пленных было захвачено во врем€ походов против крепости ’Єнтхосон и округа јкнан, находившихс€ под властью государства ¬эй. ќ том, что пленные использовались главным образом дл€ освоени€ южных районов, свидетельствует, например, такой факт: в 302 году ван  огурЄ напал с 30-ты-с.€чным войском на крепость ’Єнтхосон, а захваченных в бою более 8 тыс€ч пленных угнал в окрестности ѕхень€на. ћного пленных захватывали и в дальнейшем; например, в округе јкнан было захвачено в плен более 2 тыс€ч мужчин и женщин.

¬ своем продвижении на юг государство  огурЄ неизбежно должно было столкнутьс€ с государством ѕэкче, расшир€вшим свои владени€ в северном направлении. ¬ан  огурЄ в 369 году начал войну против ѕэкче, но потерпел поражение, а в 371 году более чем 30-тыс€чна€ арми€ ѕэкче осадила крепость ѕхень€н.

¬ 391 году на когурЄский престол, вступил молодой ван  вангэтхо (Ђрасширитель земельї). ¬ высеченной им стеле (сохранившейс€ до насто€щего времени в уезде ÷зиань, —еверо-¬осточный  итай) следующим образом описываютс€ его подвиги в завоевательных войнах: Ђ«а 20 лет своего правлени€ завоевал 64 крепости и 1400 деревень; перейд€ на северо-западе реку Ћ€охэ, зан€л земли Ћ€оси (земли к западу от Ћ€охэ), на севере окончательно присоединил оставшиес€ деревни пуЄ; и на самом полуострове, напав на государство ѕэкче, заставил уплатить дань Ч тыс€чу рабов и тыс€чу кусков материи; захватил земли ѕэкче к северу от реки ’ан-ган; на юго-востоке, оказав сильное давление на —илла, вз€л в заложники сына правител€ и принудил уплатить дань; разбил и прогнал €понцев, вторгшихс€ во владени€ племени ка€, обитавшего по нижнему течению реки Ќактонганї[8].

¬ результате этих захватнических войн государство  огурЄ не только расшир€ет свою территорию Ч победители захватывают также большие трофеи, различное имущество, стада крупного рогатого скота, овец, лошадей, а также дес€тки тыс€ч пленных.

—ын  вангэтхо, ван „ансу, в 427 году сделал столицей государства крепость ѕхень€н. ѕоставив целью объединение трех государств, он повел войну против —илла и ѕэкче. ќсновные силы ван „ансу направил против государства ѕэкче. ќдновременно ом нападает на пограничные районы —илла. ¬ этот период сближаютс€ два южных государства Ч —илла и ѕэкче, между ними устанавливаютс€ союзные отношени€ дл€ борьбы против государства  огурЄ, продвигавшегос€ на юг.

“ак, в 475 году ван „ансу, перейд€ с 30-тыс€чной армией реку ’анган, захватил и разрушил столицу государства ѕэкче ’ансон (совр,  ванчжу), убил вана государства ѕэкче и захватил более 8 тыс€ч пленных. ¬ан „ансу рассчитывал одним ударом разбить государство ѕэкче. ќднако это ему не удалось, так как сын пэкческого вана, ћунчу, которому удалось бежать в ”нчжин (совр.  ончжу), сумел преодолеть политические и военные затруднени€ и вернуть себе престол.  роме того, как только о захвате столицы ѕэкче стало известно в союзном государстве —илла, последнее направило на помощь ѕэкче более чем 10-тыс€чную армию. ¬ результате ван  огурЄ „ансу был вынужден отказатьс€ от завоевани€ ѕзкче. ќднако в ходе этой войны  огурЄ сумело оттеснить ѕэкче и расширить свои владени€ за счет территории к югу от реки ’анган. ¬ дальнейшем военные стычки между  огурЄ и ѕэкче происходили в пограничных районах по течению реки ’анган.

2.2 —оздание и развитие государства ѕэкче

ќбъединение различных родоплеменных групп махана было осуществлено под главенством племени пэкче. —толична€ область государства ѕэкче была расположена в современном уезде  ванчжу провинции  Єнгидо, где находилс€ центр первоначального расселени€ племени пэкче. —толица государства ѕэкче, крепость ’ансон, была расположена в плодородном районе по нижнему течению реки ’анган.

—равнительно м€гкий климат и плодородные земли благопри€тствовали развитию сельского хоз€йства. «десь очень рано развилось поливное земледелие, и уже во II-ЧIII веках широко развернулись работы по освоению и орошению полей на ’онамской равнине. ¬ св€зи с этим одним из важных аспектов государственной де€тельности правителей ѕэкче были строительство и ремонт оросительных сооружений на реках ’анган и  ымган.

√осударство ѕэкче, как и государство  огурЄ, представл€ло собой грубую форму деспотии, основой которой €вл€лась община. ¬ середине III века происходит совершенствование и укрепление политического аппарата государства ѕэкче, чиновничество подраздел€етс€ на 16 рангов, и вырабатываютс€ уставы их внутренней организации. —огласно этим установлени€м, чиновник, получивший вз€тку или присвоивший государственное имущество, должен был возместить нанесенный ущерб в трехкратном размере, после чего подвергалс€ пожизненному тюремному заключению. ÷ентральный правительственный аппарат возглавл€ли министр двора (нэсин чвапхЄн), министр финансов (нэду чвапхЄн), министр обр€дов (нэпоп чвапхЄн), начальник гвардии (виса чвапхЄн), министр внутренних дел (чочон чвапхЄн), военный министр (пЄнкван чвапхЄн). —огласно Ђ»стории государства Ћ€нї (ЂЋ€ншуї, кн. 54, ЂЅиографии и описани€ї, 48, Ђ¬арварыї, Ђѕэкчеї), правитель государства Ђразделил страну на 22 части (куЄк) и роздал их в управление своим родственникамї, веро€тно, подобно тому, как в государстве  огурЄ сельские общины отдавали под управление аристократам (тэга). —мена министров и местных управителей осуществл€лась один раз в три года (Ђ»стори€ —уйской династииї (Ђ—уйшуї), кн. 81, ЂЅиографии и описани€ї, 46, Ђ¬осточные варварыї, Ђѕэкчеї).

√осударство ѕэкче собирало налог ткан€ми, шелковыми коконами, коноплей и зерновыми культурами, причем количество продуктов устанавливалось в зависимости от урожа€ в данном году (Ђ»стори€ государства „жоуї (Ђ„жоушуї), кн. 49, ЂЅиографии и описани€ї, 41, Ђќписание чужих земельї, Ђѕэкчеї).

» здесь в ѕэкче массы мелких свободных кресть€н не выдерживали т€жести непомерных государственных повинностей: налогов и военной службы, и разор€лись, в св€зи с чем росло число людей, выброшенных из сферы производственной де€тельности. “акие меры, как выдача государством обнищавшим, не имеющим возможности прокормить себ€ люд€м продуктов (зерна) в размере 2Ч3 сок на душу или отпуск государственного зерна тем, кто, попав в бедственное положение, продавал в рабство своих детей, не могли улучшить положени€ разорившихс€ кресть€н. ¬ начале VI века, ввиду резкого увеличени€ числа лиц, вытесненных из сферы производства, правители страны стали изыскивать способы возвращени€ их к сельскохоз€йственному труду (Ђ»сторические записи трех государствї (Ђ—амкук сагиї), кн. 26, ЂЋетописи ѕэкчеї 4, 10-й год правлени€ вана ћурена, первый мес€ц).

ќ положении в покоренных ѕэкче земл€х мы имеем крайне отрывочные сведени€ (см. Ђ»сторические записи трех государствї Ч Ђ—амкук сагиї, кн. 26, ЂЋетописи ѕэкчеї 1, 26Ч27-й годы Ђосновател€ї). ћы знаем, например, что, когда в начале новой эры было подавлено восстание против ѕэкче в двух южных сельских общинахЧ¬онсан и  ымхЄн, Ч все их жители были угнаны на север, к крепости ’ансон. ’от€ это было сделано в св€зи с потребностью в рабочей силе дл€ освоени€ земель в районе расположенного по течению реки ’ан-ган стольного города (—еул), где велись строительные работы, этот факт вместе с тем характеризует отношение прав€щего класса государства ѕэкче к населению покоренных земель.

ќ рабовладении в государстве ѕэкче можно узнать по следующим, хот€ и отрывочным, сообщени€м. ѕрежде захваченные на войне пленные распредел€лись между старейшинами и знатью племен, затем их стали раздавать от имени корол€ военачальникам и воинам. Ѕолее 5 тыс€ч пленных, захваченных во врем€ войны с государством  огурЄ в середине IV века, роздали военачальникам.

ѕрав€щий класс государства ѕэкче часто вел войны в цел€х захвата рабов. ѕроблема захвата рабов находилась в центре внимани€ аристократии. ¬ погоне за пленными велись войны не только с государствами  огурЄ и —илла, но и осуществл€лись походы на территорию округа јкнан. «ахваченные во врем€ войн сотни, тыс€чи, а иногда и дес€тки тыс€ч пленных превращались в рабов господствующего класса ѕэкче.

¬ Ђ»стории государства Ћ€нї (ЂЋ€ншуї, кн. 54, ЂЋечжуаньї 48, Ђ„жуиї, ЂЅайцзиї) имеетс€ сообщение о том, что аристократи€ государства ѕэкче в IVЧV веках вывозила рабов в материковый  итай. ¬ Ђ—тарой истории “анской династииї (Ђ÷зютаншуї, кн. 199, ч. I, ЂЋечжуаньї 149, Ђƒунъиї, ЂЅайцзигої) имеютс€ следующие сведени€ об уголовном законодательстве в государстве ѕэкче. Ђ”бийца может избежать наказанш если он внесет в качестве выкупа трех рабовї. ѕри сравнении этих данных с относ€щимис€ к более раннему периоду запис€ми в Ђ»стории государства „жоуї (Ђ„жоушуї, кн. 49, ЂЋечжуаньї 41, Ђ»ишанї, ЂЅайцзиї) о том, что Ђчеловек, совершивший убийство, приговариваетс€ к смертной казни через обезглавливаниеї, можно заключить, что в соответствии с общественно-экономическими сдвигами все больше возрастала потребность господствующего класса ѕэкче в рабах.[9]

ѕосле IV века нашей эры государство ѕэкче быстро усиливаетс€. ¬ св€зи с этим правители государства ѕэкче, замышл€вшие походы в северные земли, часто устраивали в бассейне реки ’анган внушительные военные парады, поднима€ боевой дух своих войск. ¬ то врем€ войска ѕэкче выступали под желтым флагом, который должен был символизировать доблесть и совершенство.  ак уже говорилось выше, именно в это врем€ (371 год) более чем 30-тыс€чна€ арми€ ѕэкче захватила и разрушила когурЄскую крепость ѕхень€н.

ќднако после нападени€  огурЄ в 475 году и перевода столицы в ”нчжин военное и политическое положение государства ѕэкче становитс€ неустойчивым. ¬ойны против  огурЄ привод€т в расстройство финансы ѕэкче, увеличивают брем€ военных повинностей, взваливаемое на плечи народных масс. ”частились случаи массового бегства (по нескольку сотен или тыс€ч дворов) за пределы государства населени€, доведенного до крайности военными поборами. ѕравители ѕэкче рассчитывали при помощи войны преодолеть т€желый общественно-экономический и политический кризис, однако война еще больше углубила его.

¬ 538 году правитель ѕэкче ван —он перенес столицу в —аби (совр. уезд ѕуЄ), расположенный в устье реки  ымган; он стараетс€ навести пор€док в хоз€йственной и политической жизни страны, а также укрепить дружественные отношени€ с —илла, установить тесные дипломатические отношени€ с китайским государством Ћ€н и японией. ¬ результате этих усилий ѕэкче временно восстановило свои силы.

2.3 √осударство —илла

ѕлем€ силла, обитавшее в юго-восточной части  ореи с центром в современном уезде  Єнчжу, уже во IIЧIII веках нашей эры вступает на путь завоевательных войн против соседних родоплеменных групп (составл€вших союз племен чинхана), таких, как сисан, кочхильсан, исо (совр. „хондо), ымчибполь, апток (совр.  Єнсан), сильчик (совр. —амчхок), пичжи, таболь (совр. “эгу), чхопхаль, сомун (совр. џсон), кольпхо (совр. ’аппхо), чхильпхо, кочжа (совр.  осон), самуль (совр. —ачжу), кульбуль (совр. ”льсан), каммун (совр.  энЄн), саболь (совр. —анчжу), и принуждает их к уплате дани. ƒл€ контрол€ над завоеванной территорией и транспортировки дани важнейшее значение приобретает строительство дорог. √осударство —илла построило дороги, проход€щие через перевалы  ерипрЄн и „укрЄн в горах —опэксан и уход€щие далеко на север. “аким образом, уже довольно рано в —илла развиваетс€ широка€ сеть государственных дорог (квандо), центром которой была столица  Єнчжу. Ќа этой основе стало возможным создание в 475 году системы почтовых станций, размещенных в различных направлени€х от  Єнчжу.

¬ период захватнических войн внутри племен происходил быстрый процесс классовой дифференциации. ¬се более резким становитс€ контраст между положением разбогатевшей племенной аристократии, позиции которой как в политическом, так и в экономическом отношении все более усиливались, и положением остального свободного населени€; увеличиваетс€ также число рабов.

¬ плодородном районе юго-восточной части  орейского полуострова довольно рано начинает развиватьс€ земледелие. ¬ Ђ—аньгочжиї (Ђ»стори€ государства ¬эйї, Ђќписание восточных варваровї) говоритс€, что в этой местности Ђземл€ плодородна€, хорошо растут все п€ть хлебов и рис, развод€т тутовый шелкопр€д и ткут шелкаї. ¬ Ђ»стории —уйской династииї (Ђ—уйшуї, кн. 81, ЂЋечжуаньї 46, Ђƒунъиї, Ђ—инлої) упоминаетс€ о Ђсн€тии двух урожаев в год попеременно с поливных и суходольных полейї.

Ђ¬ дополнении к истории трех государствї (Ђ—амкук юсаї, Ђ–азные летописиї, кн. 2Ч3, Ђќ ване Ќореї) среди фактов, относ€щихс€ к раннему периоду существовани€ государства —илла, упоминаетс€ об усовершенствовании металлического плуга.[10]

¬ св€зи с развитием земледели€ в —илла строительство оросительных систем и полезащитных сооружений издавна стало предметом особых забот всего населени€. Ќачина€ со второй половины II века нашей эры на реках были возведены плотины. –асширение работ по строительству оросительных и водозащитных сооружений способствовало сплочению соседних родоплеменных общин и послужило одной из предпосылок развити€ политической организации племени силла в централизованную деспотию.

ѕлеменна€ аристократи€ —илла образовалась из числа старейшин трех родов ѕак, —ок и  им, которые проживали в районе современного  Єнчжу. ¬начале доминирующее положение занимали представители рода ѕак, но во IIЧIII веках в ходе ожесточенных захватнических войн более вли€тельным стал род  имов.

јристократи€ государства —илла делилась по своему общественному положению на несколько групп (система кольпхум). —истема кольпхум использовалась дл€ закреплени€ аристократических привилегий путем консервации и осв€щени€ кровнородственных групп Ч коль. јристократы первой коль могли зан€ть королевский трон.  о второй коль относилась аристократи€, котора€ могла занимать министерские посты. ѕоложение знати ниже двух указанных коль определ€лось принадлежностью к группам юктупхум (Ђшестиголовыеї), одупхум (Ђп€тиголовыеї), садупхум (Ђчетырехголовыеї). ¬ системе делени€ аристократии на эти сословные группы перва€ и втора€ коль назывались чинголь (Ђистинна€ костьї), или сонголь {Ђсв€щенна€ костьї). ¬ зависимости от принадлежности к той или иной аристократической группе распредел€лись и 17 государственных рангов. “ак, ранги ибольчхан, ичхан, чапчхан, пхачинчхан, тэачхан можно было присваивать только лицам, принадлежащим к чинголь или к сонголь, и только эти лица могли занимать пост министра в государстве —илла.

¬опрос о наследовании королевского (ванского) престола решалс€ рекомендаци€ми министров, принадлежащих к первой или второй коль, причем ваном мог стать представитель одного из трех аристократических родов ѕак, —ок или  им. ќднако со второй половины IV века, когда представитель рода  им зан€л королевский престол, род  имов утвердил право передачи престола по наследству и усилил самодержавную власть вана.

√осударственные дела в —илла решались на верховном совещании (’вабэк), при этом требовалось единогласное утверждение всех министров (тэсин) государства. ¬ Ђ—амкук юсаї об этом имеетс€ следующа€ запись: Ђ¬ государстве —илла имелось четыре св€щенных места, и если возникали важные государственные дела, то в одном из этих мест созывалось верховное совещание, которое обсуждало его и принимало решени€ї. ¬ середине III века на площади перед дворцом вана был установлен ёжный павильон (Ќамдан) или ќбщий павильон (“одан), где водвор€лс€ глава центрального административного управлени€ (пхумчжу, или чочжу), а в важных провинциальных центрах были учреждены административные центры области (чжу), куда из центра направл€лись администраторы Ч кунчжу (буквально Ч военачальник), которые осуществл€ли управление сельскими общинами, так называемыми чхон, х€н и пугок.

¬ Ђ—амкук сагиї х€н и пугок названы лишь Ђразными поселени€миї, и этот источник ничего не сообщает о внутренней организации этих х€н и пугок. Ќо зато в географической энциклопедии Ђ—инчжын тонгук Єчжи сыннамї (ЂЌовое дополненное обозрение всех земель ¬осточного государстваї, то есть  ореи) упоминаютс€ названи€ более чем 530 х€н и пугок, расположенных к югу от реки “эдонган. „исло их значительно возрастет, если прибавить к ним все х€н и пугок, встречающиес€ в различных Ђ√еографических описани€хї (Ђ„йричжиї) и в Ђ»стории  ореї (Ђ орЄсаї). ќколо 50 процентов х€н и пугок находилось в провинции  Єнсандо, до 20 процентов Чв провинци€х „олладо и „хунчхондо, остальные были разбросаны по провинци€м  Єнгидо  анвондо. ѕричем к северу их число убывает. ≈сли прин€ть во внимание, что более 30 процентов названий и пугок переданы на иду , то есть имеют в корн€: местную основу, то можно считать, что они существовали- на обширной территории еще до применени€ китайской иероглифической письменности.

ќчень важные сведени€ о х€н и пугок имеютс; в Ђ орЄсаї. —огласно этому источнику, х€н и пугог представл€ли собой групповые поселени€ людей низшего (презираемого) сослови€, к которым относились так же, как к ноби. Ёто имеет определенную

с сообщени€ми Ђ»стории троецарстви€ї (Ђ—аньгочжиї, кн. 30, Ђ»стори€ государства ¬эйї, 30, Ђќписание восточных варваровї, 30, Ђ’анї) о положении племени хан, где люди, Ђзагнанные в отдаленные [от округа Ћолан] места, жили там, словно рабы или преступникиї. ¬ обоих случа€х речь шла, несомненно, о порабощенном населении, жившем сельскими общинами. ’от€ нам не известны формы эксплуатации жителей х€н и пугок господствующим классом государства —илла, однако, суд€ по тому, что там, как и в государствах  огурЄ и ѕзкче, в то врем€ сохранилась незыблемой общинна€ основа х€н и пугок, можно предположить, что и в —илла объектом эксплуатации €вл€лись целые общины. ќснованием дл€ такого утверждени€ может служить также сообщение в Ђ»стории —уйской династииї (Ђ—уйшуї, кн. 81, ЂЋечжуаньї 46, Ђƒунъиї, Ђ—инлої) о том, что  огурЄ, ѕэкче и —илла имели одинаковые обычаи и уголовное законодательство.

√осударство —илла в начале и середине II века, подавив восстани€ покоренных общин сильчик и апток (в районе современного —амчхока), переселило жителей этих общин в район к югу от  Єнчжу, что имело пр€мую св€зь с определенным развитием рабовладельческого хоз€йства.

ќ росте применени€ рабского труда в —илла свидетельствует такой факт: во II и III веках, когда усиленно


«аключение

ѕриступа€ к данной работе, автор, как сказано в предисловии, ставил своей целью воссоздание общеполитической обстановки в ёжной ћаньчжурии и на  орейском полуострове во II в. до н. э.Ч IV в. н. э., в частности освещение истории создани€ и разрушени€ ханьской колониальной системы в данном регионе и одновременно происходившего процесса консолидации древнекорейских народов па новой стадии развити€, на стадии возрождени€ и у креплени€ древнекорейской государственности.

ѕрежде всего следует отметить, что ханьское вторжение, несмотр€ на отдельные положительные стороны, например распространение письменности и проникновение других элементов китайской культуры, в целом сыграло отрицательную роль в древнекорейской истории. ¬о-первых, самое главное, был прерван нормальный поступательный процесс развити€ древнекорейского общества, в частности формировани€ государства. ƒревнекорейское общество оказалось отброшенным ханьской аннексией па целую эпоху назад Ч не только было уничтожено первое корейское государство на территории ёлшой ћаньчжурии и —еверной  ореи (ƒревний „осон), по и прервалс€ также естественный ход формировани€ классового общества и ранних государств в ёжной  орее. ’от€ ханьские войска не зан€ли ёжную  орею, но они в лице ханьских округов вели непрерывные войны с политическими объединени€ми народов хан страны „иигук, иногда захватыва€ до дес€тка владений ёжной  ореи.

¬о-вторых, ханьска€ администраци€, центральна€ и местна€, вс€чески старалась посе€ть рознь, разобщить уже складывавшиес€ крупные владени€, расчленить их на более мелкие самоуправл€ющиес€ единицы, чтобы легче было боротьс€ с местным населением, чтобы можно было сохранить свое господство. ƒл€ достижени€ этой цели обычно примен€лась политика подкупа и. разложени€ местных; правителей, наделени€ их регали€ми и атрибутами самосто€тельности.

¬-третьих, были нарушены сложившиес€ к этому времени хоз€йственные св€зи Ч торговл€ даже ёжной  ореи ориентировалась главным образом на  итай, а хлынувша€ с севера волна беженцев и переселенцев также в немалой степени способствовала дезорганизации и деформации южно-корейского общества.

  началу нашей эры в рассматриваемом регионе сложилась весьма любопытна€ обстановка, представл€юща€ собой довольно неустойчивое равновесие двух противоборствующих сил: ханьска€ колониальна€ система, с одной стороны, и самосто€тельные местные государства, а также разобщенные мелкие государства-владени€ Ч с другой. „аша весов временами склон€лась то в одну, то в другую сторону, но при том преобладала главна€ тенденци€: со временем все больша€ часть населени€ и территории освобождалась от ханьского вли€ни€.

Ётот процесс можно проследить нагл€дно на истории каждого округа. “ак, всего через 26 лет после учреждени€ ханьских округов были ликвидированы округа „ннбон и »мдун, хот€ формально €кобы происходило объединение округов с целью Ђсокращени€ административных расходовї. Ќеоднократно мен€лс€ и политико-административный состав оставшихс€ двух округов Ч Ќаннана и ’Єндо. ¬ составе Ќаштана в 30 г. н. э. были образованы два воеводства (ду-вэй) Ч ёжное и ¬осточное Ч дл€ сдерживани€ натиска местного населени€ на юге и на востоке. ¬ременна€ стабилизаци€ политической обстановки в Ќаннапе в округах имела место в конце II Ч начале III в., в период существовани€ самосто€тельного государства Ћ€одун, когда был даже образован новый округ “эбан в бассейне ’ангана. ќднако после падени€ династии ¬эй в  итае, уничтожившей государство Ћ€одун, снова возобладал процесс распада колониальной системы, чему в немалой степени способствовала активна€ внешн€€ политика древнекорейского государства  огурЄ. ќкруг ’Єндо неоднократно переносилс€ па запад, с каждым разом все ближе к границам собственно  ита€, и к началу IV в. он оказалс€ в среднем течении р. Ћ€охэ, т. е. от первоначального округа сохранилось только название.

ќкруг Ќаннан также неоднократно, полностью или частично, выпадал из ханьской колониальной системы, и ханьцам приходилось посылать. свои войска дл€ восстановлени€ своего господства. ¬ конце концов в начале IV в. были ликвидированы остатки ханьской колониальной системы Ч округа Ќаннан и “эбап были захвачены когу-рЄсцами.

»з краткого обзора истории хаиьских округов, созданных на территории  ореи, видно, что упорна€ борьба древне-корейских пародов привела сначала к ослаблению ханьской власти, а затем Ч к полной ликвидации ханьского господства на  орейском полуострове и в ёжной ћаньчжури€. Ћиквидаци€ ханьского владычества означала наступление качественно нового периода в истории корейского народа. — этого времени и начинаетс€ тот утаи в истории  ореи, который называетс€ периодом “рех √осударств и который можно считать началом наступлени€ феодализма.

¬-борьбе за освобождение от ханьского господства участвовали практически все народы, вошедшие потом в состав корейской нации Ч емэк, окчо, восточные , самхан. ќднако если политическа€ структура —еверной  ореи и ёжной ћаньчжурии в этот период представл€етс€ более или менее €сной (с одной стороны, ханьские округа, с другой Ч самосто€тельные государства  огурЄ н ÷уЄ'), то определение социально-экономического устройства народов ёжной  ореи, особенно их политической организации, представл€етс€ довольно сложной проблемой, поскольку имеющиес€ на этот счет точки зрени€ весьма противоречивы. — определенной степенью уверенности можно сказать только одно Ч это общество уже миновало стадию первобытнообщинного стро€. ¬ то же врем€ совершенно очевидно, что оно по приобрело еще все признаки общества, вступившего па стадию государственности. ѕоэтому совершенно закономерным кажетс€ по€вление в специальной литературе, особенно в работах корейских и €понских авторов, различных терминов и определений данного этапа: тут и племенное государство, и племенной союз, и районное государство, и т. д.

Ёти новые термины и определени€ отражают попытки исследователей глубже разобратьс€ в социально-политической структуре южно-корейского общества на данном этане. Ќа наш взгл€д, этот этап можно считать периодом зарождени€ ранних государств, т. е. отнести его к эпохе классового общества. “ем не менее окончательное решение данного вопроса можно считать задачей будущего, поскольку еще не накоплено достаточно археологического материала, не произведено его насто€щее глубокое осмысливание и обобщение. ѕрив€зка этого материала к дошедшим до нас сообщени€м письменных источников только начинаетс€.

Ќесмотр€ на то, что нормальный ход развити€ древнекорейского общества был нарушен, несмотр€ на посто€нную угрозу агрессии со стороны ханьских округов, главным образом ѕаннана, продоV7Iжалс€, хот€ и более замедленно, процесс сплочени€ и консолидации народов и владений ёжной  ореи, что способствовало к объединению мелких владений, а затем Ч и к возникновению классовых государств, сначала Ч ѕэкче на юго-западе  орейского полуострова, а затем и —илла на юго-востоке.

“очное врем€ по€влени€ этих государств определить пока трудно, поскольку образование государства Ч процесс длительный. “ем не менее можно сказать, что конец III Ч начало IV в. можно считать переломным моментом Ч вступлением южно-корейского общества в эпоху классовых государств. “аким образом, данный период не только представл€ет собой очень важный, сложный и интересный этап в истории  ореи. ≈го можно также считать нагл€дным примером того, как -древнекитайска€ цивилизаци€, несмотр€ па отдельные положительные моменты, преп€тствовала нормальному развитию соседних народов, оказавшихс€ временно под властью Ђѕоднебесной империиї. ѕричем замедленность развити€ про€вл€лась прежде всего в общественных отношени€х. “ак, начало применени€ железных орудий в ёжной  орее относитс€ к VЧIII вв. до н. э., а на рубеже нашей эры производство железа получило настолько широкое распространенно, что ёжна€  оре€ вывозила его в соседние страны. ѕолучаетс€, что, па первый взгл€д, южно-корейское общество в течение семи Ч восьми веков, примен€€ железные оруди€, не смогло создать своей государственности. ƒовольно редкий случай в истории. “аковыми оказались в конечном счете последстви€ ханьской агрессии.. ¬ этом свете не кажетс€ случайным обсто€тельство, что формирование государства в ёжной  орее совпало по времени с ликвидацией остатков ханьской колониальной системы на  орейском полуострове.


—писок литературы

1.    Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г.

2.    »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г.

3.    »стори€ ¬остока. ѕод ред. ¬асильева. ћ., 2000 г.



[1] Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г. —тр. 28

[2] Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г. —тр. 29

[3] »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г. —тр. 54

[4] »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г. —тр. 59

[5] Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г. —тр. 45

[6] »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г. —тр. 59

[7] »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г. —тр. 53

[8] Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г. —тр. 49

[9] Ѕутин ё.ћ.  оре€: от „осона к “рем √осударствам. ћ., 1984 г. —тр. 49

[10] »стори€  ореи. ѕод ред. ћ. ѕака. ћ., 1960 г. —тр. 53

ѕлан ¬ведение √лава I ѕервобытнообщинный строй и древний „осон 1.1 ѕервобытнообщинный строй на территории  орей и процесс его разложени€ 1.2. ƒревний „осон √лава 2 ‘ормирование трех государств их развитие 2.1 √осударство  огур

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

»стори€ полиции –оссии
»стори€ —еверной јмерики
»стори€ —ибири в XVII-XIX вв.
»стори€ создани€ конституции —Ўј, последстви€ и первые поправки
≤нвентарна реформа 1847-1848 рр. та особливост≥ њњ проведенн€ на ѕравобережн≥й ”крањн≥
≤сторична характеристика ƒн≥пропетровська
≤сторичний портрет ћихайла ƒрагоманова
≤сторичн≥ процеси в м≥грац≥йних та ем≥грац≥йних €вищах украњнц≥в
≤стор≥ограф≥чна традиц≥€ Ўколи јннал≥в. ƒруге ≥ третЇ покол≥нн€ ≥сторик≥в
≤стор≥€ воЇн у Ўвец≥њ в XVII стол≥тт≥

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru