Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

»стори€ праздника  рестовоздвижени€ — –елиги€ и мифологи€

—кабалланович ћ.Ќ.

Ёто единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посв€щен. ѕервое ¬оздвижение отпраздновано при самом обретении  реста в »ерусалимской ÷еркви, т. е. в IV в. [1] ј то обсто€тельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено осв€щение великолепного, построенного  онстантином ¬еликим на месте самого обретени€  реста, храма ¬оскресени€ [2], сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. «ападна€ паломница в »ерусалим конца IV в. (аквитанка —ильви€, или ≈тери€) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. Ђƒнем обновлений зоветс€ то врем€, когда св€та€ церковь, что на √олгофе, которую зовут ћартириумом, посв€щена Ѕогу; и св€та€ церковь, что в ¬оскресении, т. е. на том месте, где √осподь воскрес после страданий, и она посв€щена в этот день Ѕогу.

ќбновление этих св€тых церквей празднуетс€ с величайшей честью потому, что в этот день обретен  рест √осподень. ѕоэтому и было так устроено, что день первого осв€щени€ вышеназванных церквей был тот день, когда обретен  рест √осподень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. ј в св€щенном писании находим, что день обновлени€ есть тот день, когда св€той —оломон, по завершении дома Ѕожи€, который сооружал, стал перед алтарем Ѕога и молилс€, как написано в книгах ѕаралипоменон. »так, когда наступают эти дни обновлений, они чествуютс€ восемь дней; за много дней начинают собиратьс€ отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из ћесопотамии, и —ирии, и ≈гипта, и ‘иваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремилс€ в »ерусалим к толикой радости и к столь честным дн€м: и мир€не, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираютс€ в эти дни из всех провинций в »ерусалим, ради св€того дн€. ¬ эти же дни собираетс€ в »ерусалиме епископов Ч когда их немного Ч более сорока или п€тидес€ти, и с ними приходит много их клириков. » что говорить много? “от, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь преп€тствующей необходимости, котора€ удерживает человека от благого намерени€. ¬ эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в ѕасху и в Ѕого€вление, и каждый день правитс€ служба в различных св€тых местах так же, как в ѕасху и в Ѕого€вление. »бо в первый и второй день правитс€ служба в большой церкви, котора€ зоветс€ ћартириум. Ќа третий день Ч на ≈леоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесс€ √осподь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил √осподь апостолов на горе ћасличной. ¬ четвертый же день... [лакуна]ї [3]. “акже, по свидетельству церковного историка —озомена (V в.), со времени осв€щени€ ћартириума при  онстантине ¬еликом Ђ»ерусалимска€ ÷ерковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподаетс€ даже таинство крещени€ и церковные собрани€ продолжаютс€ 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаютс€, дл€ посещени€ св. мест, многие почти со всей подсолнечнойї [4].

ќ праздновании ¬оздвижени€ 14 сент€бр€ в IV в. на ¬остоке есть свидетельство в жизни св. »оанна «латоуста, ≈втихи€ патр.  онстантинопольского (+582 г.), —имеона юродивого (+ок. 590 г.). ќ большом стечении паломников в »ерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. ћарии ≈гипетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к пока€нию. Ќо замечательно, что в IV в. поклонение честному древу  реста было приурочено в »ерусалимской ÷еркви еще не к этому празднику, а к великой п€тнице, как и ныне в –имской ÷еркви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша ÷ерковь.

 онечно, на первых порах это был чисто местный праздник »ерусалимской ÷еркви. Ќо очень скоро он должен был распространитьс€ и по другим ÷ерквам ¬остока, особенно в тех местах, которые владели частью животвор€щего древа, как напр., в  онстантинополе (а таких мест было немало). ќсобенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении »ерусалимского древа  реста из персидского пленени€ при имп. »раклии в 628 г. «амечательно, что день торжественного внесени€ св. древа »раклием в »ерусалим, если он источниками указываетс€ верно, 3 ма€ стал праздноватьс€ лишь в «ападной ÷еркви под именем Ђдн€ обретени€  рестаї. Ёто могло произойти от того, что ¬осток и до этого имел уже праздник в честь св.  реста 14 сент€бр€ и в новом не нуждалс€.

» далее Ч насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св.  реста распростран€етс€ на западе, настолько быстро на востоке. —амое раннее упоминание о празднике св.  реста западных пам€тников Ч в —илосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем Ђдн€ св.  рестаї 3 ма€; то же под именем Ђобретени€ св.  рестаї в весьма древней галликанской литургии. ѕраздника 14 сент€бр€ ни тот, ни другой пам€тники не обозначают. —акраментарий (“ребник) √еласианский (приписываемый папе √еласию V в., но восход€щий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сент€бр€ здесь €вно позднейша€ вставка. —акраментарий √ригорианский (приписываемый папе √ригорию ¬еликому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. ≈ще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки мес€цеслова, приписываемого блаж. »ерониму, но восход€щего в древнейших списках к половине VII в. ¬ древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св.  реста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 ма€. ќдин праздник 3 ма€ имеет и мес€цеслов Ѕеды (VIII в.), как и ѕадуанский —акраментарий половины IX в. “аким образом, тогда как праздник возвращени€ св.  реста при »раклии на западе 3 ма€ почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сент€бр€ становитс€ впервые известно под именем Ђвоздвижени€  рестаї (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в –име папой √онорием I в VII в.) [5]. ¬ некоторых же церквах, напр., в ћиланской, последний праздник вводитс€ лишь в XI в.  ака€ противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадес€тых праздников только –ождество ’ристово), не обходитс€ без ¬оздвижени€, а иные мес€цесловы, напр.,  онстантинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь Ч трехдневное) [6].

ќ начале нашей праздничной службы на ¬оздвижение пам€тники не позвол€ют сказать что-либо. Ќесомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари Ђ ресту “воемуї и Ђ—паси, √осподиї, упоминаемые в пам€тниках VII в. (см. ниже), восход€т к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. јвксенти€ и др., см. “олковый “ипикон, I, 365). Ќо характерно, что от первого творца кондаков Ч преп. –омана VI в. не осталось кондака на ¬оздвижение (из двунадес€тых праздников есть, не счита€ ѕасхи, на –ождество ’ристово, Ѕого€вление, —ретение, Ќеделю ¬аий, ¬ознесение, 50-цу и Ѕлаговещение).

[***]

„то касаетс€ поста в день ¬оздвижени€, то он впервые по€вл€етс€ в уставах »ерусалимской редакции, и в самых ранних рукопис€х. ќ нем Ќикон „ерногорец (XI в.) пишет: Ђне могли мы ничего найти записанного о посте ¬оздвижени€ „естного  реста; но везде он совершаетс€. »звестно из примеров великих св€тых, что они имели обычай предочищатьс€ к великим праздникам. √овор€т, что и этим постом верующие положили предочищатьс€ к целованию честного креста, так как и сам этот праздник дл€ того установлен. ¬ соборных церквах сей праздник совершаетс€ один день и держитс€ пост, а в “ипиконе —тудитовом и »ерусалимском два дн€ Ч праздник и предпразднствої [7].

—писок литературы

†[1] ќбретение  реста церк. историк —ократ (V в.) неверно относит ко времени после Ќикейского собора, так как ≈лена умерла в год последнего. јлександрийска€ хроника (VI в.), очень надежна€ в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. ’ронограф ‘еофан »споведник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.

[2] јлександрийска€ хроника говорит: Ђпри этих консулах совершено осв€щение церкви св.  реста  онстантином при ћакарии епископе сент€бр€ 17 (должно быть, ошибка писцов). ќтселе началс€ праздник ¬оздвижени€  рестаї. ƒень обретени€  реста, когда было и первое воздвижение его, указываетс€ мес€цесловами, кроме 14 сент., еще 3 ма€, 6 марта, 2 апрел€. ќ первой дате см. ниже. ¬тора€, может быть, означает неделю крестопоклонную. Ќо возможно, что с периода 50-цы ¬оздвижение удалено, как печальный праздник. —ергий архиеп. ѕолный мес€цеслов ¬остока, ¬ладимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.

[3] ѕаломничество, ІІ 48, 49. ѕравославный ѕалестинский —борник, 1889, вып. 20.

[4] —озомен. ÷ерковна€ истори€ II, 26.

[5] Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.

[6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.

[7] Ќикон „ерногорец. ѕандекты, слово 57.

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

—кабалланович ћ.Ќ. Ёто единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посв€щен. ѕервое ¬оздвижение отпраздновано при самом обретении  реста в »ерусалимской ÷еркви, т. е. в IV в. [1] ј то обсто€тельство, что

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

–ождество ѕресв€той Ѕогородицы
ћесто и значение двунадес€тых и великих праздников в жизни ѕравославной ÷еркви
¬оздвижение  реста √осподн€
ќ некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века
Ѕитва »исуса за »зраиль
≈диное происхождение имен богов яхве и «евс
≈ще раз о мифологеме "дуб"
«начение имени Ѕога в Ѕиблии и его произношение
»ндуизм как система духовных ценностей в постсоветской –оссии
»скушение и грех

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru