курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
в наши дни
В первой половине VI века в христианском мире
произошли два знаменательных события, напоминание о которых может явиться
своеобразным эпиграфом к данной теме.
В 522 году в палестинской пустыне отошла ко
Господу великая подвижница Христианской аскезы, преподобная Мария Египетская.
В 537 году в Константинополе был освящен один из
величайших храмов христианского мира - храм св. Софии. Сооружение несказанной
красоты и великолепия, благоукрашенное золотыми мозаиками, иконами и всяческими
драгоценностями... А у Марии Египетской, 48 лет прожившей в пустыне, не было
буквально ничего, может быть даже нательного креста, было лишь испепеленное
зноем и холодом собственное тело, которое само стало живой иконой.
Какой разительный контраст!
Иногда возникает искушение противопоставить эти
два начала и сурово напомнить, что, дескать, золотом иконостасов и церковных
риз душа не спасается. Но вот какой удивительный разговор произошел в первые
минуты встречи аввы Зосимы с преподобной Марией, заговорившей впервые после
полувекового молчания: "Скажи мне прежде авва, - вопрошает преподобная, -
как живут ныне христиане, как растут и благоденствуют святые Божии
Церкви?" Вот чем озабочена великая подвижница! Авва Зосима отвечал ей:
"Вашими святыми молитвами Бог даровал Церкви и нам всем совершенный мир.
Но внемли и ты мольбе недостойного старца, мать моя, помолись, ради Бога, за
весь мир..."
Мы видим, что жизнь Церкви соединяет в себе два
неразделимых начала: личное и соборное, и без этого двуединства жизнь
христианина не может быть полной. Личное духовное делание совершается
сокровенно в душе каждого христианина - и за это он несет ответственность перед
Богом. А вот соборная жизнь Церкви нуждается в строгих уставах и правилах,
зафиксированных письменно, в текстах и чинопоследованиях. Эти правила тоже
имеют двойственную природу: они рождаются из личного духовного опыта, но должны
быть приняты соборно, ибо соборное согласие является залогом и свидетельством
существования Церкви как единого Тела Христова. В эту всеобъемлющую систему
входят и различные искусства: архитектура, пение, прикладные ремесла - и
живопись.
То, что существует живопись светская и церковная,
доказывать не надо. Более того, в наше время утвердилось представление об их
внутреннем противостоянии и даже враждебности. Но всегда ли так было? Является
ли это противостояние изначальным? Если мы окинем взглядом историю
изобразительного творчества, то у истоков его такого противостояния не
обнаружим - оно возникло в результате искажения природы изобразительного
творчества. Поэтому церковная живопись должна сегодня видеть врага не в
светской живописи, а в глубинной ущербности сознания, которая одинаково
отрицательно влияет как на светскую, так и на церковную культуру в целом.
В чем же заключается эта ущербность? Творческий
процесс в любом искусстве - это таинство сердца, и сколько бы мы о нем ни
говорили, мы всегда будем высвечивать лишь какую-то часть, а целое останется
тайной, ибо истоки его уходят за пределы человеческого сознания. Мы можем
сказать только, что истинное произведение рождается как результат встречи Воли
Божественной и воли человеческой, как результат их взаимной любви и согласия.
Если же человеческая воля самочинствует, то возникают ущербные формы
культуры, которые мы характеризуем в светском искусстве как заумные, холодные,
уродливые, а в церковном как мертвые, внешне стилизованные. Так что самочинство
человеческого сознания, которое на поверхности жизни проявляется как духовное
извращение или как воинствующее невежество - вот основной враг любой культуры,
как светской, так и церковной.
Противопоставляя живопись светскую и церковную,
ревнители благочестиия иногда акцентируют внимание на том, что, дескать,
иконописец должен, в отличие от светского художника, духовно готовить себя к
работе, очищать душу, поститься, усиленно молиться и т.д. Все это правильно, не
будем только забывать, что внутренняя рассеянность и легкомысленная растрата
жизненных сил светскому художнику тоже пользы никогда не приносила. Кроме того,
если даже церковный художник добросовестно ведет благочестивый образ жизни, то
здесь его подстерегает опасность самообольщения - этакая заведомая уверенность
в святости результатов собственного труда. Ведь с церковного художника не
снимается условие, которое на первом месте стоит и перед светским живописцем: увидеть
образ внутренним зрением прежде, чем воплотить его в живописном
материале. И по этой шкале труд художника оценивается без всяких скидок и
"привилегий" в отношении его церковности и даже не взирая на личное
благочестие самого художника. Скорее наоборот, спрос с церковного художника
более высокий - потому что настоящую икону написать гораздо труднее, чем
картину, и духовное напряжение здесь требуется гораздо более высокое и чистое.
Поэтому, когда в наши дни иконописание становится подчас сравнительно быстро и
легко приобретаемой профессией, полем деятельности для начинающих художников
или даже вообще не художников, то ожидать настоящего возрождения иконописной
традиции довольно трудно.
Потребность человека в создании изображений
-неотъемлемая часть его духа, сознания. Эта потребность сплетается из двух
стремлений. Одно из них - стремление к подражанию видимой природе. Другое
исходит из желания видимого запечатления "вещей невидимых". Это
возможно с помощью создаваемых художником живописных объектов - знаков.
Знаковость в изобразительном искусстве - область художественного мышления, некое
"умное делание" в сфере зрительного познания мира. Православный
иконописный канон - это таинственно сложившаяся знаковая система, знаковый
язык, на котором осуществляется молчаливая, умозрительная проповедь
Православной Церкви.
Знак - слово одного корня со словами
"знать", "знаменить" - это то, что подлежит узнаванию,
запоминанию и наполнению живым содержанием. Подражание природе и знаковость -
отнюдь не взаимоисключающие стороны живописи, но два ее крыла, на которые она
опирается. В светской живописи знаковая система иная, чем в иконописи - она
чаще всего подчинена подражательности, мимезису. Но и светская живопись без
знаковости превращается в хаос и унылый натурализм.
Живопись же церковная сегодня предстала перед
нами как необозримый океан многовековых традиций. Но в сфере современной
практики это пока смоковница, не дающая плода. Осмелюсь утверждать, что сегодня
ни один учебный курс иконописи, даже в специальных учебных заведениях особых
надежд не вызывает. Сегодня нужен самоотверженный, по сути, первопроходческий
труд - и лучше не в одиночестве.
Поэтому уже давно назрела идея создания некоего
"центра", где могло бы идти серьезное обучение иконописанию без
штатных учителей, где бы накапливался иконографический и текстовый материал по
иконописанию и где можно было бы собираться учащимся иконному делу
профессионалам художникам. Сегодня нужно не учить, а учиться - учиться
практическому профессиональному освоению иконописного канона. Это - самая
главная задача церковной живописи на сегодняшний день. Плодотворный путь открыт
- он, без сомнения, долгий и трудный, особенно в наше время, но всегда
радостный внутренне. Уныние одолевает человека, идущего ложным, легким путем, а
путь, ведущий к реальным плодам, - чем труднее, тем радостнее, потому что это
путь возвращения к живым истокам изобразительного творчества.
Автор Артемьев А.В.
в наши дни В первой половине VI века в христианском мире произошли два знаменательных события, напоминание о которых может явиться своеобразным эпиграфом к данной теме. В 522 году в палестинской пустыне отошла ко Господу великая подвижница
Философия культуры в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже
Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца
Праздник Ивана Купалы
Эпитафии на лионских гробницах
Похороны в Древнем Риме
Автобусная остановка
Искусство Италии времён фашизма
Делакруа
Бесконечные воды вселенной
Тутанхамон
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.