курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
НА ТЕМУ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Руководитель работы:
Новогородцева С.В.
Исполнитель:
Студентка гр. 02уп
Иванова Л.И.
«__»_______2003г.
Оренбург 2003
Содержание.
Введение______________________________________________________________________ 3
Ι Конкурентоспособна ли Россия? _________________________________________________4
1.1Конкурентоспособность России в "зеркале" рейтингов международных организаций____4
1.2Конкурентоспособность российской экономики - глазами отечественных производителей.________________________________________________________________13
ΙΙ Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?____________22
2.1Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики______24
2.2Нужна ли России стратегия повышения конкурентоспособности в условиях постиндустриальных вызовов?___________________________________________________35
2.3Приоритеты повышения конкурентоспособности_________________________________37
Заключение.___________________________________________________________________39
Список литературы_____________________________________________________________41
Введение.
Россия - часть мировой
экономики, и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики,
обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все
действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты,
процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной
поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели -
обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно,
конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Конкуренция
- одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере
экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и
услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и
интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции
для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в
большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему
времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы,
занимающиеся этими вопросами.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в
конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать
конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность
экономики - основа для развития. Конкурентоспособность
экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта -
сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство
должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та
идея, которая может объединить людей, независимо от их политических
предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность, будут:
заслуженное положение России на международной арене.
Ι Конкурентоспособна ли Россия?
1.2Конкурентоспособность России в "зеркале" рейтингов международных организаций
В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
Так, в рейтинге, проведенном Международным институтом развития менеджмента в апреле 2001 г. (IMD, Швейцария, г. Лозанна), в который вошли 49 стран, России присвоено 45 место, что на две ступени ниже, чем в докризисный период (табл. 2).
Таблица 2.
Сравнительные позиции России в рейтингах конкурентоспособности Международного
института развития менеджмента |
|||||
Страны |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
США |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Сингапур |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Финляндия |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
Люксембург |
8 |
3 |
3 |
6 |
4 |
Нидерланды |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
Россия |
46 |
43 |
46 |
47 |
45 |
Колумбия |
45 |
45 |
45 |
45 |
46 |
Польша |
43 |
44 |
40 |
38 |
47 |
Венесуэла |
44 |
46 |
44 |
46 |
48 |
Индонезия |
38 |
40 |
47 |
44 |
49 |
Всего стран |
46 |
46 |
47 |
47 |
49 |
Источник: The World Competitiveness Yearbook. IMD, 2001. |
В рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, России, несмотря на позитивные итоги в развитии экономики в 2001 г., было отведено лишь58 место (против 52 в 2000 году) из числа 75 обследованных стран (табл. 3). Ближайшими соседями России являются: Доминиканская Республика - 59-е место, Украина - 60, Румыния - 61, Вьетнам - 62, Перу - 63, Сальвадор - 64.
Оценка конкурентоспособности стран Международным институтом развития менеджмента проводится по 286 показателям, объединенным в четыре основные группы: показатели экономического состояния страны, эффективности государства (правительства), эффективности бизнеса и показатели, характеризующие инфраструктуру.
В докладах Всемирного экономического форума рейтинг роста конкурентоспособности страны складывается из следующей укрупненной группы факторов: экономическая креативность, инновации, передача технологии, состояние финансовой системы, интеграция в мировое хозяйство, условия для начала нового бизнеса. Так, в 2001 году по количеству разрешений, необходимых для открытия фирмы Россия занимала 57 место (из 75), а по количеству дней, требуемых для открытия фирмы - 18-е место.
Таблица 3.
Сравнительные позиции конкурентоспособности России в оценках Всемирного
экономического форума |
|||||||
Страна |
Рейтинг текущей конкурентоспособности (место) |
Рейтинг роста конкурентоспособности (место) |
|
||||
1999 |
2000 |
2001 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
|
Финляндия |
2 |
1 |
1 |
11 |
6 |
1 |
|
США |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|
Нидерланды |
3 |
4 |
3 |
9 |
4 |
8 |
|
Германия |
6 |
3 |
4 |
|
|||
Швейцария |
5 |
5 |
5 |
|
|||
Россия |
55 |
52 |
58 |
53 |
59 |
63 |
|
Источник: The Global Competitiveness Report 2000, 2001-2002. World Economic Forum. |
|
В рейтингах текущей конкурентоспособности стран, подготавливаемых для итоговых годовых отчетов Всемирного экономического форума, важнейшими компонентами рейтинга выступают: операции и конкурентные стратегии фирм, качество предпринимательского климата (табл. 4).
Таблица 4. Слабые стороны конкурентоспособности России в международных рейтингах за 2000 г. |
||||
В оценках Международного института развития менеджмента |
Рейтинг (место) |
В оценках Всемирного экономического форума |
Рейтинг (место) |
|
Развитие науки и технологии |
Инновации |
|||
Уровень защиты патентов и авторских прав |
47 |
Защита прав интеллектуальной собственности |
56 |
|
Нехватка финансовых ресурсов |
47 |
Условия для начала нового бизнеса |
||
Уровень расходов на НИОКР в расчете на душу населения |
36 |
Наличие венчурного капитала |
48 |
|
Доступность кредитных ресурсов |
54 |
|||
Простота начала нового бизнеса |
56 |
|||
Интернационализация экономики |
Интеграция в мировое хозяйство |
|||
Низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций |
46 |
Средняя ставка таможенного тарифа |
53 |
|
Низкие стимулы инвестирования |
47 |
Поддержка экспорта |
54 |
|
Слабость механизма защиты инвестиций |
47 |
Соответствие обменного курса базовым экономическим реальностям |
57 |
|
Тенденция к увеличению импорта |
47 |
Ограничения на осуществление капитальных операций |
57 |
|
Наличие скрытых импортных барьеров |
57 |
|||
Высокий общий объем платежей, включая административные расходы по импорту оборудования |
57 |
|||
Финансовая система |
Финансовая система |
|||
Низкий международный кредитный рейтинг |
47 |
Надежность и платежеспособность банков |
51 |
|
Транспарентность финасовых учреждений |
47 |
Развитие фондового рынка |
54 |
|
Доступ на рынки иностранного капитала |
47 |
Возможность заимствования на международном рынке облигаций |
55 |
|
Уровень сотрудничества с Международными финансовыми организациями |
47 |
Распространенность незаконных сделок с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации |
55 |
|
Разница между процентными ставками по обычным кредитам и депозитам (процентный спред) |
56 |
|||
Доля частного капитала в банковской системе |
56 |
|||
Инвестиции в основной капитал в процентах к ВВП |
56 |
|||
Использование внешнего финансирования (банковские кредиты и рынок облигаций) |
56 |
|||
Развитие внутренней экономики |
Операции и рыночные стратегии фирм |
|||
Темпы инфляции на рынке потребительских товаров* |
47 |
Качество маркетинга |
54 |
|
Реальный рост внутренних инвестиций |
45 |
Вложения в развитие персонала |
55 |
|
Реальный рост сбережений населения |
43 |
Получение технологии путем заключения лицензионных соглашений с зарубежными партнерами |
51 |
|
Качество предпринимательского климата |
||||
Нерегулярные дополнительные административные расходы, связанные с ведением бизнеса |
58 |
|||
Правовая защита нового бизнеса |
58 |
|||
Уровень открытости финансовой информации |
56 |
|||
Государственная политика и управление |
Государственная политика и управление |
|||
Политическая нестабильность |
47 |
Независимость государственных служащих |
53 |
|
Реальный уровень налогообложения предприятий |
47 |
Налоговая система как инструмент стимулирования инвестиций |
54 |
|
Размеры внешнего Государственного долга |
45 |
Фаворитизм со стороны государственных служащих |
56 |
|
Уклонение от налогов |
57 |
|||
Независимость государственной экономической политики от частно-групповых интересов |
57 |
|||
Защита прав собственности |
59 |
|||
Инфраструктура |
Инфраструктура |
|||
Проблемы инфраструктуры и уровень охраны окружающей среды |
47 |
Качество телефонной связи |
54 |
|
Уровень развития сотовой телефонной связи |
46 |
Использование Интернета для развития электронной торговли |
55 |
|
Уровень расходов на здравоохранение |
35 |
Уровень открытости финансовой информации |
57 |
|
Качество дорог |
57 |
|||
Использование электронной почты |
56 |
|||
Технологии |
||||
Получение технологии путем заключения лицензионных соглашений с зарубежными партнерами |
51 |
|||
Людские ресурсы |
Трудовые ресурсы |
|||
Качество жизни |
47 |
Уровень безработицы |
47 |
|
Злоупотребление алкоголем и наркотиками |
47 |
Взаимоотношения руководства с персоналом |
52 |
|
"Утечка мозгов" |
45 |
Эффективность профсоюзов |
54 |
|
Уровень менеджмента |
Общественные институты |
|||
Нехватка руководителей среднего и высокого уровней |
47 |
Масштабы теневого бизнеса |
54 |
|
Уровень компетенции |
47 |
Вера в неподкупность политиков |
54 |
|
Низкая мотивация к труду и социальная ответственность |
47 |
Частный бизнес надежно защищен милицией |
55 |
|
Издержки для бизнеса в связи с существованием организованной преступности |
55 |
|||
Преемственность правительственных обязательств |
58 |
|||
Временные затраты руководства компанией на общение с правительственными чиновниками |
58 |
|||
Нерегулярные дополнительные административные расходы, связанные с ведением бизнеса |
59 |
|||
* По данным за 1999 г. |
Наряду с этим, международные рейтинги конкурентоспособности России сигнализируют также о росте возможностей страны на внутреннем и внешнем рынках. В частности, к числу сильных сторон России в системе международной конкуренции по оценкам международных рейтинговых агентств относятся низкие цены на энергоресурсы для промышленных потребителей, благоприятное соотношение размеров ВНП и уровня энергопотребления, высокая степень обеспеченности предприятий научным персоналом, общеобразовательный уровень населения, относительно низкий уровень безработицы и др. (табл. 5).
Таблица 5. Сильные стороны конкурентоспособности России в международных рейтингах за 2000 г. |
|||
В оценках Международного института развития менеджмента |
Рейтинг (место) |
В оценках Всемирного экономического форума |
Рейтинг (место) |
Развитие науки и технологии |
Инновации |
||
Степень обеспеченности предприятий научным персоналом |
5 |
Создание товарных образцов |
15 |
Количество научных работников в расчете на душу населения |
7 |
Разработка технологий |
18 |
Степень взаимодействия предприятий с научными и образовательными учреждениями |
26 |
Качество научно-исследовательских институтов |
18 |
Расходы частного сектора на НИОКР |
22 |
||
Интернационализация экономики |
Интеграция в мировое хозяйство |
||
Индекс условий торговли |
1 |
Заниженный обменный курс национальной валюты |
1 |
Диверсификация экспортных рынков |
1 |
||
Состояние торгового баланса |
3 |
||
Финансовая система |
Финансовая система |
||
Реальный уровень ставок по краткосрочным кредитам |
1 |
Уровень национального накопления |
21 |
Развитие внутренней экономики |
Операции и рыночные стратегии фирм |
||
Общий объем внутренних инвестиций |
28 |
Создание товарных образцов |
15 |
Качественный уровень покупательного спроса |
26 |
Разработка технологий |
18 |
Собственная зарубежная сбытовая и маркетинговая сеть |
27 |
||
Государственная политика и управление |
Государственная политика и управление |
||
Общие размеры правительственных доходов |
4 |
Компетентность государственных служащих |
5 |
Процент отчислений от заработной платы на социальное страхование |
6 |
Предельная ставка подоходного налога |
21 |
Действующие ставки подоходного налога на физических лиц |
17 |
||
Инфраструктура |
Инфраструктура |
||
Цена на электроэнергию для промышленных потребителей |
2 |
Стоимость поездок воздушным транспортом |
13 |
Соотношение размеров ВНП и уровня энергопотребления |
8 |
Расходы на международную телефонную связь |
18 |
Уровень компьютеризации |
12 |
Плотность железных дорог |
22 |
Трудовое законодательство |
23 |
||
Людские ресурсы |
Трудовые ресурсы |
||
Общеобразовательный уровень населения |
1 |
Влияние мин. Зарплаты на общую зарплату |
1 |
Уровень занятости женщин в производстве |
3 |
Увольнение и наем на работу определяются работодателями |
4 |
Сравнительно низкий уровень безработицы среди молодежи |
14 |
Уровень зарплаты определяется самими компаниями |
10 |
Трудовое законодательство позволяет приспосабливать рабочий график к неожиданным изменениям спроса |
11 |
||
Оплат труда непосредственно связана с производительностью |
12 |
||
Степень охвата населения системой начального образования |
20 |
||
Уровень менеджмента |
|||
Рост производительности труда |
15 |
||
Стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях |
15 |
Если резюмировать результаты рейтинговых исследований конкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целый ряд следующих позитивных моментов.
1. Прежде всего, что конкурентоспособность России постепенно повышается. Например, в 2000 г. Россия выдвинулась в число наиболее динамичных и успешно развивающихся экономик, заняв ведущие места в соответствующих международных рейтингах:
Ведущие финансовые рейтинговые агентства Moody's и Standard&Poor's в прошлом году впервые повысили кредитный рейтинг России. Например, в октябре 2001 г. агентство Standard&Poor"s обнародовало очередной долгосрочный валютный кредитный рейтинг развивающихся стран, к группе которых уже давно относится Россия. Несмотря на то, что наша страна в этом рейтинге находится на четвертом месте с конца (Россию обогнали только Турция, Индонезия и Аргентина), если посмотреть на тот же показатель 1999 г., когда кредитный рейтинг России по классификации находился на отметке SD, что означает "избирательный дефолт", то повышение рейтинга до отметки В можно считать серьезным достижением. Это стало возможным благодаря стабилизации финансового рынка страны, а также реальному наполнению федерального бюджета, что позволило России без привлечения широкомасштабных иностранных кредитов обслуживать свой внешний долг (табл. 6).
Таблица 6. Долгосрочный валютный кредитный рейтинг развивающихся стран |
||
Страна |
Октябрь 1999г. |
Октябрь 2001г. |
Аргентина |
ВВ |
ССС+ |
Индонезия |
ССС+ |
ССС+ |
Турция |
В |
В- |
Россия |
SD |
В |
Венесуэла |
В+ |
В |
Бразилия |
В+ |
ВВ- |
Перу |
ВВ |
ВВ- |
Колумбия |
ВВ+ |
ВВ |
Индия |
ВВ |
ВВ |
Мексика |
ВВ |
ВВ+ |
Филиппины |
ВВ+ |
ВВ+ |
Египет |
ВВВ- |
ВВВ- |
Южная Африка |
ВВ+ |
ВВВ- |
Тайланд |
ВВВ- |
ВВВ- |
Китай |
ВВВ |
ВВВ |
Малайзия |
ВВВ- |
ВВВ |
Южная |
Корея |
ВВВ- |
Польша |
ВВВ |
ВВВ+ |
Чили |
А- |
А- |
Чехия |
А- |
А- |
Венгрия |
ВВВ |
А- |
Израиль |
А- |
А- |
Гонконг |
А |
А+ |
Тайвань |
АА+ |
АА |
Сингапур |
ААА |
ААА |
2. Кроме того, что Россия сегодня обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе с развивающихся стран. В составе этих преимуществ - главным образом следующие.
2.1. Крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных ископаемых:
2.2. Значительный экологический и геоэкономический потенциал территории:
2.3. Квалифицированная и недорогая рабочая сила:
2.4. Высокий инновационно-технологический потенциал:
2 место по количеству научно-исследовательского персонала (в эквиваленте полного рабочего времени) и 7 место по этому показателю в расчете на душу населения (в 2,2 раза больше Р.Кореи, в 2,8 раза - Венгрии, в 4,9 раза - Аргентины, в 9,2 раза - Китая, в 16,1 раза - Турции, в 19,8 раза - Малайзии);
Так, по мнению экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии; сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности; посредственные - в химии, в авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые - в авиапромышленности, электронике, в текстильной промышленности.
Таким образом, в России имеются необходимые предпосылки для создания конкурентоспособной по качеству и ценам на мировом рыке продукции. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.
1.3Конкурентоспособность российской экономики - глазами отечественных производителей
Можно по разному относиться к уровню конкурентоспособности отечественной экономики, однако, будет не вполне несправедливым оспаривать факт, что уже сегодня в России есть целые сферы производства (путь - "очаговые"), готовые на равных конкурировать не только на рынках развивающихся стран, но в ряде случаев и с продукцией признанных мировых производителей.
Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины. Вот некоторые данные, характеризующие видение уровня своей конкурентоспособности российскими производителями, по результатам опросов Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (таблицы 7-9).
Таблица 7.
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции, |
||||||
Периоды |
Уровень конкурентоспособности продукции |
|
||||
Высокий |
средний |
низкий |
неконкуренто- способная |
затруднились ответить |
|
|
На внутреннем рынке |
|
|||||
1998 |
17-23 |
58-62 |
13-16 |
До 3 |
4-8 |
|
1999 |
27-33 |
64-59 |
6-4 |
не более 1 |
не более 4 |
|
2000 |
34-38 |
60-57 |
4 |
не более 1 |
не более 3 |
|
На рынке стран СНГ |
|
|||||
1998 |
8-12 |
27-29 |
9-11 |
4-5 |
49-50 |
|
1999 |
17-21 |
36-40 |
13-7 |
не более 2 |
до 30 |
|
2000 |
23-16 |
38-46 |
не более 7 |
не более 2 |
до 30 |
|
На рынке других стран |
|
|||||
1998 |
3-6 |
12-15 |
17-12 |
7-12 |
58-64 |
|
1999 |
7-9 |
24-45 |
23-16 |
8-5 |
25-30 |
|
2000 |
8-5 |
46-41 |
17-19 |
5-7 |
25-30 |
|
Источник данных: ЦЭК при Правительстве РФ. |
|
Данные других обследований российских предприятий дают иные результаты, что во многом является не только результатом разной репрезентативности указанных опросов, но и особенностей применяемых методик. Так, в частности, по данным другого исследования, проведенного ИМЭМО, среди отечественных предприятий только 34% считают себя конкурентоспособными на российском рынке; 24% - на рынках стран СНГ и только 7% - на рынках стран дальнего зарубежья.
Таблица 8.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции по отраслям промышленности на
внешнем рынке в 1999-2000 гг., |
||||||
Отрасли промышленности |
Уровень конкурентоспособности продукции |
|
||||
высокий |
средний |
низкий |
неконкуренто- способная |
затруднились ответить |
|
|
Топливная промышленность |
до 15 |
до 60 |
до 12 |
- |
до 15 |
|
Черная металлургия |
7-13 |
13-60 |
7-73 |
До 30 |
до 53 |
|
Цветная металлургия |
20-44 |
17-25 |
25-60 |
До 30 |
до 50 |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
15-20 |
35-46 |
11-23 |
Не более 5 |
не более 6 |
|
Машиностроение и металлообработка |
6-2 |
22-29 |
28-31 |
10-5 |
до 30 |
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
4-10 |
25-30 |
14-18 |
12-8 |
до 40 |
|
Промышленность строительных материалов |
не более 2 |
1-4 |
5-8 |
10-4 |
до 80 |
|
Легкая промышленность |
8-5 |
21-15 |
9-20 |
14-11 |
до 50 |
|
Пищевая промышленность |
до 4 |
5-12 |
6-3 |
6-2 |
до 80 |
|
Источник данных: ЦЭК при Правительстве РФ. |
|
Российским союзом товаропроизводителей было проведено анкетирование по проблемам вступления в ВТО 506 предприятий различных отраслей промышленности, а именно: машиностроения и металлообработки (255 предприятий или 50% от общего числа опрашиваемых), химической и нефтехимической (31 предприятие или 6%), промышленности строительных материалов (42 предприятия или 8%), легкой (14 предприятий или 3%), пищевой промышленности (140 предприятий или 28%),и предприятий других отраслей, в том числе черной металлургии, топливной, лесной и деревообрабатывающей и пр. (всего 24 предприятия или 5%), расположенных на территориях 66 субъектов Российской Федерации.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования, свидетельствует о том, что реальный сектор России, несмотря на сложное финансовое положение, сохраняет еще потенциал для развития, а продукция многих предприятий превосходит зарубежные аналоги.
Таблица 9.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции по отраслям промышленности на
внутреннем рынке в 1999-2000 гг., |
||||||
Отрасли промышленности |
Уровень конкурентоспособности продукции |
|
||||
высокий |
средний |
низкий |
неконкуренто- способная |
затруднились ответить |
|
|
Топливная промышленность |
32-64 |
12-31 |
- |
- |
не более 7 |
|
Черная металлургия |
10-83 |
90-14 |
18-3 |
- |
- |
|
Цветная металлургия |
66-79 |
33-21 |
20-30 |
- |
- |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
29-32 |
49-65 |
4-2 |
0 |
- |
|
Машиностроение и металлообработка |
28-38 |
64-55 |
до 6 |
До 2 |
- |
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
19-12 |
71-79 |
9-4 |
До 2 |
до 3 |
|
Промышленность строительных материалов |
8-14 |
71-73 |
15-10 |
До 3 |
- |
|
Легкая промышленность |
21-24 |
66-57 |
5-12 |
До 4 |
до 3 |
|
Пищевая промышленность |
24-26 |
67-64 |
до 5 |
До 2 |
до 1 |
|
Источник данных: ЦЭК при Правительстве РФ. |
|
Доля конкурентоспособной продукции, по данным анкет, превышает 70% у 28% обследованных предприятий машиностроения, 35% - в химической и нефтехимической промышленности, 42% - в пищевой промышленности.
Таблица 10.
Группировка предприятий по доле конкурентоспособной продукции в общем объеме
производства |
||||||||
Отрасли |
Количество предприятий |
В том числе с долей конкурентоспособной продукции, % |
Не указано |
|
||||
До 10 |
11-30 |
31-50 |
51-70 |
Свыше 70 |
|
|||
Всего анкет |
506 |
61 |
61 |
70 |
75 |
178 |
61 |
|
Машиностроение и металлообработка |
255 |
39 |
35 |
44 |
33 |
70 |
34 |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
31 |
3 |
6 |
6 |
5 |
11 |
- |
|
Промышленность строительных материалов |
42 |
3 |
3 |
4 |
7 |
24 |
1 |
|
Легкая промышленность |
14 |
- |
- |
- |
7 |
7 |
- |
|
Пищевая промышленность |
140 |
14 |
13 |
14 |
23 |
58 |
18 |
|
Строительство |
17 |
2 |
3 |
2 |
- |
4 |
6 |
|
Прочие |
7 |
- |
1 |
- |
- |
4 |
2 |
|
Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
|
Вместе с тем, существуют серьезные проблемы для ключевых отраслей экономики при ускоренном вступлении в ВТО. На вопрос о приемлемых сроках вступления в ВТО 73% предприятий назвали 2006 год и более поздние сроки, около половины из них - не ранее 2-8-2010 гг. Лишь 10,6% обследованных (47 предприятий) считают, что готовы к вступлению в ВТО в ближайшие годы, из них: 14 предприятий машиностроения, 7 - химии и нефтехимии, 8 - промышленности строительных материалов, 13 - пищевой, 1 - черной металлургии, 1 - топливной промышленности.
Таблица 11.
Группировка предприятий по предлагаемым срокам вступления в ВТО |
|||||||
Отрасли |
Количество предприятий |
В том числе со сроками вступления в ВТО, указанными предприятиями, годы |
|
||||
2002-2003 |
2004 |
2005 |
2006 и более поздний срок |
В % к итогу |
|
||
Всего анкет |
506 |
54 |
26 |
62 |
364 |
72 |
|
Машиностроение и металлообработка |
255 |
14 |
123 |
33 |
196 |
77 |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
31 |
7 |
2 |
5 |
17 |
55 |
|
Промышленность строительных материалов |
42 |
10 |
- |
3 |
29 |
69 |
|
Легкая промышленность |
14 |
2 |
- |
3 |
9 |
64 |
|
Пищевая промышленность |
140 |
15 |
7 |
14 |
104 |
74 |
|
Строительство |
17 |
5 |
3 |
4 |
5 |
30 |
|
Прочие |
7 |
1 |
2 |
- |
4 |
57 |
|
Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
|
Почти половина из числа анкетированных предприятий имеют тесные кооперированные связи из стран дальнего зарубежья (42%), в том числе в машиностроении - 44%, в пищевой промышленности - 56%. Особенно велика зависимость от импорта сырья и материалов в легкой промышленности - 79%. Для этой категории предприятий вступление в ВТО облегчит доступ к импортируемым ресурсам.
Таблица 12.
Группировка предприятий по доле импортной продукции в общем объеме
потребляемых предприятиями сырья и материалов из стран дальнего зарубежья |
||||||
Отрасли |
Количество предприятий |
В том числе доля импортной продукции в общем объеме сырья и материалов, %: |
|
|||
До 20 |
21-40 |
41-60 |
Свыше 60 |
|
||
Всего анкет |
506 |
157 |
24 |
16 |
15 |
|
Машиностроение и металлообработка |
255 |
93 |
8 |
7 |
3 |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
31 |
8 |
3 |
2 |
- |
|
Промышленность строительных материалов |
42 |
6 |
2 |
- |
1 |
|
Легкая промышленность |
14 |
5 |
1 |
2 |
3 |
|
Пищевая промышленность |
140 |
45 |
20 |
5 |
8 |
|
Строительство |
17 |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие |
7 |
- |
- |
- |
- |
|
Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
|
Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% опрошенных предприятий указали на устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% анкетированных предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.
Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о недостаточной
информированности большинства из них об уровне мировых цен на энергоносители, на фоне которых цены на потребляемую энергию в России явно занижены. Это обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что наши производители не представляют в полной мере последствий для себя при вступлении в ВТО.
Таблица 13.
Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении России в
ВТО |
||
Наименование проблем |
Кол-во предприятий, указавших на проблему |
В % к итогу |
Всего анкет |
506 |
100 |
Устаревшее оборудование и технологии |
197 |
39 |
Отсутствие средств на модернизацию |
141 |
28 |
Ценовая неконкурентоспособность |
121 |
24 |
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству |
74 |
15 |
Отсутствие средств научные исследования |
26 |
5 |
Отсутствие подготовленных кадров-специалистов |
52 |
10 |
Сужение внутреннего рынка |
92 |
18 |
Низкое качество комплектующих изделий |
21 |
4 |
Высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий |
227 |
45 |
Несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов |
47 |
9 |
"Наводнение" рынка импортом |
68 |
13 |
Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности, их ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно.
Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз свидетельствуют о том, что в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей, с одной стороны, и кроме того - значительная часть производств обладает потенциалом роста своей конкурентоспособности.
Приведенные выше сводные отраслевые оценки серьезно корректируются анализом реального положения дел в отраслях. По данным, например, Международной Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа производственного капитала и его низкого технико-технологического уровня, конкурентоспособной реально является продукция не в целом названных отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии, первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в химической промышленности и т.п.
В равной мере это относится и к довольно большому числу товаров российского перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны по качеству и ценам и, на практике, находят сбыт на рынках промышленно развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала указанных секторов тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства. В сводном виде представление о конкурентоспособности отдельных товаров российского экспорта на мировых рынках дают следующие данные, подготовленные экспертами ВНИКИ - табл. 14.
Таблица 14. Оценка конкурентоспособности отдельных видов российской продукции |
|||
Товар |
Конкурентоспособен на крупных мировых рынках |
Конкурентоспособен на отдельных страновых рынках |
Не конкурентоспособен |
Нефть сырая |
Х |
||
Нефтепродукты |
Х |
||
Газ природный |
Х |
||
Уголь |
Х |
||
Кокс и продукты коксохимии |
Х |
||
Чугун |
Х |
||
Прокат плоский и сортовой, включая рельсы, трубы и ферросплавы |
Х* |
||
Медь, никель, алюминий и изделия из них |
Х |
||
Титан, магний, кобальт и изделия из них |
Х |
||
Композиционные материалы и сплавы, режущий инструмент |
Х |
||
Аммиак, фосфаты, минеральные удобрения |
Х** |
||
Спирты, кислоты, углеводороды |
Х |
||
Лакокрасочные материалы, химические волокна |
Х |
||
Синтетический каучук |
Х** |
||
Шины, резинотехнические изделия |
Х |
||
Полимеры |
Х** |
||
Автомобили легковые |
Х |
||
Автомобили грузовые |
Х |
||
Подшипники |
Х |
||
Самолеты гражданские |
Х |
||
Продукция электротехнической промышленности |
Х |
||
Продукция электронной промышленности (готовые изделия) |
Х |
||
Продукция электронной промышленности (компоненты) |
Х |
||
Лампы накаливания |
Х |
||
Электроды для печей |
Х |
||
Продукция энергетического машиностроения |
Х |
||
Станки |
Х |
||
Тракторы |
Х |
||
Продукция атомной промышленности |
Х* |
||
Моторо- и дизелестроение |
Х |
||
Комплектное оборудование |
Х* |
||
Геодезические приборы |
Х |
||
Лесоматериалы необработанные |
Х |
||
Пиломатериалы |
Х |
||
Фанера |
Х** |
||
Целлюлоза |
Х** |
||
Бумага газетная, картон |
Х** |
||
Цемент |
Х |
||
Стекло |
Х |
||
Ткани |
Х |
||
Трикотажные, швейные, кожаные изделия, обувь |
Х |
||
Крепкие алкогольные напитки |
Х |
||
Полиграфические изделия |
Х |
||
*Для продвижения российской продукции требуется содействие на государственном уровне. |
|||
**Мощности, способные выпускать экспортную продукцию, ограничены. |
|||
Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ. |
Что касается позиций России на мировом рынке высоких технологий, то, по мнению специалистов, страна способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из 50. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий в настоящее время не может себе позволить ни одна страна в мире; тогда как правильный выбор приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать, по мнению специалистов, на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить около 100 млрд. долл. в год. В стране имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях (за исключением отраслей ВПК), как: оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.
Ι Ι Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?
В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя) . При всей безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во многом пока представляют сугубо академический интерес.
Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней.
В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке.
Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности "абсолютной", последняя всегда конкретна и относительна. По мнению отдельных специалистов, российской экономике по целому ряду аспектов уготована участь аутсайдера, иными словами - роль "ограниченно" (или "относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько в неразвитости рыночных отношений в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортозатратна - с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. С этим мнением можно спорить, однако сильное влияние указанных факторов на перспективы долгосрочного развития и конкурентоспособность экономики - не вызывает сомнения.
В подтверждение этого вывода можно задаться вопросом - конкурентоспособна ли, например, продукция американской автомобильной промышленности (в общем и в частностях), при том, что мир почему-то не наблюдает активной экспансии этой техники на рынках европейских, или азиатских стран. Применительно к американской (точнее - транснациональной) автомобильной промышленности этот вопрос выглядит по меньшей мере риторическим.
Если же задаться аналогичным вопросом применительно к продукции российской автомобильной промышленности, то ответ на него, казалось бы, также очевиден, с точностью наоборот: если бы не импортные заградительные барьеры (которые активно лоббирует отечественный автопром), то отечественные автомобильные заводы ждал бы неминуемый крах, а внутренний рынок был бы наводнен иностранной техникой.
В действительности все гораздо сложнее. Может показаться парадоксальным, но в определенных сегментах рынка продукция российского автопрома сегодня вполне конкурентоспособна, или точнее сказать - "относительно конкурентоспособна", и имеет не только определенный потенциал выживания на рынке, но и повышения качественного уровня. Взять, например, такую рыночную нишу, прочно занятую отечественными производителями, как малотоннажная грузовая техника. С началом реформ в 90-е годы Россия быстро решила для себя проблему производства указанных автомобилей (которую, кстати страна на протяжении многих лет не могла решить даже в рамках прежней планово-административной системы хозяйствования ) и полностью обеспечила ими российских потребителей - нарождающийся малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и др.
При этом ценовой отрыв "Газелей", "Соболей" и "Баргузинов" ($5-7 тыс.) от зарубежной техники ведущих мировых производителей автомобилей сегодня настолько велик, что даже несмотря на их низкий технический уровень, в этом сегменте рынка российские изделия не сталкиваются с жесткой конкуренции со стороны импорта аналогичных новых изделий. Или, взять, скажем, легковые автомобили ИЖ-"Ода" ("с оцинковкой"), которым сегодня среди продукции иностранных производителей в своей ценовой нише равных практически нет (менее $3 тыс.).
Наиболее жесткую конкуренцию в этих сегментах рынка сегодня формирует не новая, а преимущественно подержанная техника зарубежного производства (грузовые и легковые автомобили, автобусы, авиационная техника и др.). Что же касается нынешнего уровня тарифных барьеров, применяемых к импортируемой грузовой технике указанного класса (сегодня по новым и подержанным машинам, например, класса "Бычок" - 10%; "Газели" и "Соболя" - 15%), то он не настолько велик, чтобы полностью нивелировать ценовые конкурентные преимущества российской техники. Иными словами, даже в условиях полного устранения тарифной защиты отечественная техника в силу своей дешевизны по-прежнему будет активно раскупаться российскими потребителями (к тому же следует принять во внимание их "неплохую" ремонтопригодность агрегатов и низкую стоимость обслуживания).
И причины таких предпочтений российских потребителей отечественной продукции хорошо известны. Это низкий жизненный уровень населения (равно как и низкая доходность многих российских предприятий), неспособного приобретать хотя и качественные, но тем не менее дорогие по уровню нынешних доходов зарубежные автомобили.
Можно привести другие примеры конкурентоспособных отечественных изделий. Это большая часть продукции пищевой промышленности, которая сегодня явно выигрывают конкуренцию с импортируемыми продуктами питания иностранного производства. Или, например, отечественные аккумуляторы. Многие из них как по качественным, так и по эксплуатационным характеристикам не уступают продукции ведущих мировых производителей и во многом превосходят многочисленные наводнившие российский рынок аналогичные изделия (и подделки) из развивающихся стран. Однако в силу слабой маркетинговой политики по продвижению российских товаров предпочтения часто отдаются низкокачественным изделиям "квази"-известных марок из развивающихся стран .
Все эти примеры можно долго продолжать. Их цель не в том, чтобы продемонстрировать преимущества ряда отечественных товаров - в смысле "покупайте российское" (и низкое качество многих российских товаров, и высокие тарифные барьеры, которыми страна отгораживается от остального мира, оплачивать в конце концов придется российским потребителям).
Они важны прежде всего для осознания и выстраивания целевых ориентиров среднесрочной и долгосрочной политики повышения конкурентоспособности национальной экономики, с одной стороны, и формирования адекватной этим целям таможенно-тарифной политики в контексте предстоящего присоединения к ВТО, - с другой.
Не менее важны они и для понимания проблемы - с кем и каким образом российские производители собираются конкурировать на внутреннем и внешних рынках сбыта. Одно дело - конкурировать (и занимать свои соответствующие рыночные ниши) с технологичной продукцией из развивающихся стран (в т. ч. из стран с "дешевыми" ресурсами труда и капитала). Для этого нужна своя тактика и стратегические целевые ориентиры (скажем, активное задействование российскими производителями своих национальных традиций и предпочтений, что уже давно "эксплуатирует" успешно работающий иностранный капитал в России, например, в пищевой промышленности и др.). Совсем другое дело - конкуренция с производителями индустриально развитых стран - задача гораздо более серьезная и требующая значительных усилий не только от российского бизнеса, но и государства.
Если рассматривать проблему в этой плоскости, то перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики не выглядят совсем уж утопичными. Абсурдной выглядит задача "фронтального" повышения конкурентоспособности всей российской экономики по широкому кругу отраслей и производств. Также нереально ставить перед собой амбициозные цели войти в узкую когорту стран - лидеров с высоко конкурентоспособным производством. Но для России вполне по силам занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка продукции высокой переработки.
Именно с этих позиций следует рассматривать перспективы международной специализации национального производства, а также выживаемости российской экономики в контексте дальнейшей интеграции в систему мирохозяйственных связей. В свою очередь - с "высвобождением" ныне имеющегося потенциала роста конкурентоспособности отечественных производств, с устранением имеющихся здесь барьеров в первую очередь должны связываться ключевые ориентиры промышленной политики России, равно как и экономической стратегии повышения конкурентоспособности страны
2.1Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики
В современных условиях, когда российской экономике приходится преодолевать негативные последствия системного кризиса 90-х годов, структурно-технологические перекосы прежней плановой системы хозяйствования, сложно однозначно выделить те ключевые факторы, которые в решающей мере препятствуют повышению конкурентоспособности и качества экономического роста.
Многие из них хорошо известны: низкий технико-технологический уровень производства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций и т.д. Ряд других, не менее важных факторов систематизирован ниже.
Недостаточные объемы и низкое "инновационное" качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ
Недостаточная развитость важных составляющих национальной конкурентоспособности, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ
Не меньшее негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой эффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими траксакционными издержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Их устранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательской инициативы, раскрыло широкие возможности для развития потенциала конкурентоспособности отечественных производств.
Неэффективная система таможенного администрирования
(равно как и низкая эффективность всей системы тарифного регулирования), не обеспечивающая защиту отечественных производителей как со стороны "организованных" импортеров, так и от по-сути узаконенного демпинга со стороны неорганизованной челночной торговли. В результате вольно или невольно воспроизводимого государством режима сильного конкурентного давления со стороны импортной экспансии (даже безотносительно к действующей системе тарифных барьеров) закономерно страдают многие отечественные производства потребительского сектора.
Между тем, по отзывам руководителей ряда предприятий, российская продукция уже сегодня способна вполне успешно конкурировать с продукцией производителей из стран дальнего зарубежья. Тогда как реальную угрозу для них представляет неорганизованный (челночный) импорт из развивающихся стран, освобожденный не только от таможенных платежей, но и не обремененных (в "конечной" цене) системой других налогов.
С учетом многочисленных нарушений таможенного режима, широкого распространения льгот и высоких объемов неорганизованной торговли в середине 90-х годов, по имеющимся данным, примерно 60% всего импорта (официального и челночного) и более 90% потребительского импорта осуществлялось в обход стандартных таможенных пошлин или вообще беспошлинно. В результате отечественные производители неоправданно поставлены в равные конкурентные условия с обладающими значительно большими финансовыми, технологическими и другими возможностями зарубежными фирмами.
Что касается позиций отечественной легкой промышленности на внешних рынках, то и здесь у российских производителей далеко не такие плохие перспективы, как это принято считать. Для иллюстрации: например, в 2000 г. учтенный ГКТ экспорт российской легкой промышленности составлял 25,5% объема производства, в т.ч. - 23% в страны дальнего зарубежья. При этом, по экспертной оценке, общий объем учтенного экспорта российской легкой промышленности в страны дальнего зарубежья устойчиво превышает $0,5 млрд. в год (в 1999-2000 гг. соответственно - $560 млн. и $520 млн.) и лишь немногим уступает организованному импорту в Россию изделий зарубежных производителей из указанных стран ($506 млн. и $652 млн.).
Можно, конечно, возразить, что значительная часть экспортируемой российской продукции производится на принципах толлинга. Например, та же российская швейная промышленность в 2000 г. порядка четверти своего экспорта - производила по толлингу. Однако, по отзывам самих же "швейников", это прямой результат как недоступности для них кредитных ресурсов, так и установленных высоких заградительных барьеров на ввоз импортного сырья и полуфабрикатов. Иными словами - результат "тарифной закрытости" рынка и системной слабости российской банковской сферы. Как только будут решены эти проблемы - потребность в толлинге исчезнет и российские производители смогут во многом на равных конкурировать на зарубежных рынках.
При этом столь же очевидно, что неорганизованный челночный импорт изделий легкой промышленности - это проблема не российских производителей, а государства. В начале реформ на челночный импорт по вполне объяснимым причинам власти закрывали глаза: по-сути это был некий "общественный договор" - в условиях обвального падения уровня жизни населения челночная торговля не только позволила смягчить социальную напряженность в стране, но и обеспечить население доходами и рабочими местами. В условиях начавшегося в России посткризисного подъема и цивилизованного "оформления" торговли государство должны наконец озаботиться (неорганизованным импортом) демпингом, не обремененным таможенными и налоговыми платежами. Хотя бы для того, чтобы создать поле равных конкурентных возможностей для российских производителей.
Проблема демпинга и неравных условий конкуренции далеко не ограничивается челночным импортом. Есть масса примеров других изделий, ввозимых в Россию в обход легально установленных каналов. Например, аккумуляторы для автомобилей: по оценкам специалистов, около 45% всей емкости российского рынка удовлетворяется за счет контрабандного ввоза.
Факторы, обусловленные неразвитой рыночной инфраструктурой,
отсутствием эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала и маломощностью банковско-кредитной системы России, напрямую препятствующие проявлению конкурентоспособных преимуществ ряда отечественной продукции. От сложившейся ситуации теряют свои конкурентные позиции прежде всего отечественные производства с длительным циклом изготовления, требующие "замораживания" в производстве значительного оборотного капитала. Это главным образом изделия энергетического машиностроения, судостроения, авиастроения и другие, пользующиеся спросом на рынках многих развивающихся стран.
Преодоление системной слабости российской капиталопроводящей инфраструктуры во многом могли бы содействовать усилия государства по восполнению указанного "вакуума" на рынке, однако отсутствие у властей какой либо внятной политики развития своих высокотехнологичных экспортных производств по меньшей мере вызывает удивление. Во многих странах, в том числе индустриальных, обладающей развитой инфраструктурой, поддержка национальных высокотехнологичных экспортоориентированных производств давно является обычной практикой и составной частью реализуемой экономической стратегии. Причем - не только каноническими рыночными инструментами, но и с помощью экспортных субсидий, "скрытых" налоговых льгот, гарантий, дипломатической поддержки своего национального бизнеса за рубежом и других подобных механизмов.
Монополизированность отечественной экономики,
высокие административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабое налоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее "непрозрачная" структура, запутанное законодательство и др. Закономерным результатом они имеют высокие трансакционные издержки российских производителей, также препятствующие проявлению их ценовых конкурентных преимуществ и притоку капитала в производство.
Справедливости ради нужно сказать, что в последние годы правительство предпринимает большие усилия для преодоления указанных перекосов и создания в стране "поля" равных конкурентных возможностей. Достаточно вспомнить:
Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике
Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт
Место и роль малого бизнеса в системе рыночных отношений
Функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма
Трудовая теория стоимости
Проблемы асимметричности информации
Структурная перестройка и инвестиционная политика России
Факторный анализ прибыли, планирование прибыли
Аренда. Рынок аренды нежилых помещений
Источники венчурного капитала и стимулирование инновационной активности в процессе антикризисного управления
Copyright (c) 2025 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.