Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

 онтрольна€ работа є 00 по предмету Ђќтечественна€ истори€ї (»–) — »стори€

ѕосмотреть видео по теме  онтрольной работы

 онтрольна€ работа є 00 по предмету Ђќтечественна€ истори€ї (»–)


—ќƒ≈–∆јЌ»≈

 

¬опрос 1. ’арактер социально-экономического развити€ ƒревней –уси. ¬ чем ¬ы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии ƒревней –уси в IX, X и XI вв. ?

¬опрос 2. ѕравомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго Ђзадержало развитие –уси на 300 летї? ѕочему?

¬опрос 3. „ем ¬ы можете объ€снить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны во второй половине XYI века?

¬опрос 4. ¬ каких сферах жизни общества реформы ѕетра оказались наиболее результативными? ѕочему? „ем вы можете объ€снить нынешний интерес в обществе к личности и реформам ѕетра?

¬опрос 5. ѕочему некоторые историки называют правление Ќикола€ I временем Ђконсервативной модернизацииї страны, а другие - Ђпериодом кризиса и реакцииї?  то из них, на ваш взгл€д, прав и почему?

¬опрос 6. ќбычно судебную реформу 1864 года называют наиболее последовательной буржуазной реформой 60-70-х гг. —огласны ли ¬ы с этим? ѕочему?

¬опрос 7. ¬ чем ¬ы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в –оссии? ћожно ли было ее избежать?

¬опрос 8.  акие причины привели, на ¬аш взгл€д, к оформлению антигитлеровской коалиции?  огда это произошло? „ем вы можете объ€снить причины позднего открыти€ второго фронта в ≈вропе?

¬опрос 9.  огда и почему, на ваш взгл€д, наметилс€ переход ———– и «апада от союзничества к Ђхолодной войнеї?  огда и каким документом было зафиксировано окончание Ђхолодной войныї?  ем был подписан документ?

¬опрос 10. „ем на ¬аш взгл€д отличаетс€ гласность от свободы слова?

Ћитература


¬опрос 1. ’арактер социально-экономического развити€ ƒревней –уси. ¬ чем ¬ы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии ƒревней –уси в IX, X и XI вв. ?

ƒревнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. ¬о главе государства сто€л великий кн€зь киевский. ≈го брать€, сыновь€ и дружинники осуществл€ли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. ƒоходы кн€зей и их приближенных тогда еще во многом определ€лись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны дл€ продажи. ѕеред молодым государством сто€ли крупные внешнеполитические задачи, св€занные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов (с 30-х гг. XI в.Ч половцев), борьба с экспансией ¬изантии, ’азарского каганата, ¬олжской Ѕолгарии. »менно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих кн€зей.

»стори€  иевской –уси, хронологические рамки которой большинство историков определ€ют как IX Ч начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. ѕервый (IX Ч середина X в.) Ч врем€ первых киевских кн€зей; второй (втора€ половина XЧ перва€ половина XI в.) Ч врем€ ¬ладимира I и ярослава ћудрого, эпоха расцвета  иевской державы; третий (втора€ половина XI†††††††† Ч начало XII в.) Ч переход к территориально-политической раздробленности или к удельным пор€дкам.

–аспространенной формой организации производства стала феодальна€ вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшеес€ от отца к сыну по наследству. ¬ладельцем вотчины был кн€зь или бо€рин. ¬  иевской –уси нар€ду с кн€жескими и бо€рскими вотчинами было значительное число кресть€н-общинников, еще не подвластных частным феодалам. “акие независимые от бо€р кресть€нские общины платили дань в пользу государства великому кн€зю.

¬се свободное население  иевской –уси носило название Ђлюдиї. ќтсюда термин, означающий сбор дани,Ч Ђполюдьеї. ќсновна€ масса сельского населени€, зависимого от кн€з€, называлась смердами. ќни могли жить как в кресть€нских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. “е смерды, которые жили в вотчинах, находились в более т€желой форме зависимости и тер€ли личную свободу. ќдним из путей закабалени€ свободного населени€ было закупничество. –азорившиес€ или обедневшие кресть€не брали у феодалов в долг Ђкупуї Ч часть урожа€, скота, деньги. ќтсюда название этой категории населени€ Ч Ђзакупыї. «акуп должен был работать на своего кредитора и подчин€тьс€ ему, пока не вернет долг.

 роме смердов и закупов в кн€жеской и бо€рской вотчине были рабы, называемые холопами или ,чел€дью, которые пополн€лись и из числа пленников, и из числа разорившихс€ соплеменников. –абовладельческий уклад, как и пережитки первобытного стро€, имели довольно широкое распространение в  иевской –уси. ќднако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

ѕроцесс экономической жизни  иевской –уси слабо отражен в исторических источниках. ќчевидны отличи€ феодального стро€ –уси от Ђклассическихї западно-европейских образцов. ќни заключаютс€ в огромной роли государственного сектора в экономике страныЧ наличии значительного числа свободных кресть€нских общин, находившихс€ в феодальной зависимости от великокн€жеской власти.

 ак уже отмечалось выше, в экономике ƒревней –уси феодальный уклад существовал нар€ду с рабством и первобытно-патриархальными отношени€ми. –€д историков называет государство –усь страной с многоукладной, переходной экономикой. ќни подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам ≈вропы характер  иевской державы.


¬опрос 2. ѕравомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго Ђзадержало развитие –уси на 300 летї? ѕочему?

ћонгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставани€ русских земель от развитых стран «ападной ≈вропы. Ѕыл нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию –уси. ƒес€тки тыс€ч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. «начительна€ часть дохода в виде дани отправл€лась в ќрду.

«апустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. √раница земледели€ отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название Ђƒикое полеї. ћассовому разорению и уничтожению подверглись русские города. ”простились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном счете задерживало экономическое развитие.

ћонгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. ќно ослабило св€зи между различными част€ми государства. Ѕыли нарушены традиционные политические и торговые св€зи с другими странами. ¬ектор русской внешней политики, проходивший по линии Ђюг Ч северї (борьба с кочевой опасностью, устойчивые св€зи с ¬изантией и через Ѕалтику с ≈вропой) кардинально переменил свою направленность на Ђзапад Ч востокї. «амедлились темпы культурного развити€ русских земель.

¬опрос 3. „ем ¬ы можете объ€снить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны во второй половине XYI века?

ќбразовавшеес€ в конце XV Ч начале XVI в. –оссийское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. ќднако следует учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие. “ерритори€ –оссии лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохоз€йственным летом. ѕлодородные черноземы ƒикого пол€ (к югу от реки ќки), ѕоволжь€, юга —ибири только начали осваиватьс€. —трана не имела выхода к теплым мор€м. ѕри отсутствии естественных границ (морского или океанического побережь€, крупных горных хребтов и т. п.) посто€нна€ борьба с внешней агрессией требовала напр€жени€ всех ресурсов страны. «емли запада и юга бывшего ƒревнерусского государства находились в руках противников –оссии. ќслабли и были разорваны традиционные торговые и культурные св€зи.

–оссийска€ держава сумела добитьс€ политического единства при отсутствии интенсивных экономических св€зей. “акой уровень экономики предопредел€л неизбежность внутренних конфликтов.

јнализ социально-экономического развити€ –оссии в XVI в. показывает, что в стране в это врем€ происходил процесс укреплени€ традиционной феодальной экономики. –ост мелкотоварного производства в городах и торговли не привели к созданию очагов буржуазного развити€.

¬опрос 4. ¬ каких сферах жизни общества реформы ѕетра оказались наиболее результативными? ѕочему? „ем вы можете объ€снить нынешний интерес в обществе к личности и реформам ѕетра?

¬ 1722 г. ѕетром I был издан ”став о престолонаследии, по которому монарх мог определ€ть своего преемника "признава€ удобного" и имел право, вид€ "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотр€ достойного". «аконодательство того времени определ€ло действи€ против цар€ и государства самыми т€жкими преступлени€ми и вс€кий "кто какое зло умышл€ть будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или веда€ не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступлени€[1].

”казом 22 феврал€ 1711 г. был учрежден новый государственный орган - ѕравительствующий сенат. ¬се его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружени€ (первоначально - 8 человек). ¬ состав —ената входили крупнейшие де€тели того времени. ¬се назначени€ и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. —енат не прерывал своей де€тельности и был посто€нно действующим государственным органом. —енат учреждалс€ в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосуди€, решение финансовых вопросов, общие вопросы управлени€ торговлей и другими отрасл€ми хоз€йства. “аким образом, —енат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы дл€ законодательного разрешени€ монархом. ”казом от 27 апрел€ 1722г. "ќ должности —ената" ѕетр I дал подробные предписани€ по важным вопросам де€тельности —ената, регламентиру€ состав, права и об€занности сенаторов, установил правила взаимоотношений —ената с коллеги€ми, губернскими власт€ми и генерал-прокурором. »здаваемые —енатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, —енат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. —енат возглавл€л систему государственного управлени€ и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.  оллегии ежемес€чно подавали в —енат ведомости о вход€щих и исход€щих делах.

1717-1719 годы были подготовительным периодом становлени€ новых учреждений - коллегий. ƒо 1719г. президенты коллегий должны были сочин€ть регламенты и не вступать в дела. ќбразование коллегий вытекало из предшествующего приказного стро€, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и €вл€лись их правопреемниками. —истема коллегий не сложилась сразу. ѕо указу 14 декабр€ 1717г. было создано 9 коллегий: ¬оенна€, Ѕерг, –евизион, »ностранных дел, јдмиралтейска€, ёстиц,  амер, Ўтатс-контор, ћануфактур. ¬сего к концу первой четверти ’Vѕв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждени€ми, формируемыми по функциональному принципу. √енеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положени€ управлени€, штаты и пор€док делопроизводства. ѕрисутствие коллегии составл€ли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Ўтат коллегии состо€л из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцел€ристов. ѕри коллеги€х состо€л фискал (позднее прокурор), который осуществл€л контроль за де€тельностью коллегий и подчин€лс€ генерал-прокурору.  оллегии получали указы только от монарха и —ената и имели право не исполн€ть указы последнего, если они противоречили указам цар€.  оллегии выполн€ли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей де€тельности в —енат.

¬ажнейшим этапом† в† проведении† реформ стало посещение ѕетром в ††составе ¬еликого посольства р€да европейских стран.† ѕо возвращени膆 ѕетр направл€ет† много молодых двор€н в ≈вропу дл€ изучени€ различных специальностей, главным образом дл€ овладени€ морскими науками.† ÷арь заботилс€ и о развитии образовани€ в –оссии. ¬ 1701 г. в ћоскве, в —ухаревой башне открываетс€ Ўкола математических и навигацких† наук во† главе† с† профессором јбердинского университета шотландцем ‘орварсоном. ќдним из преподавателей этой школы был Ћеонтий ћагницкий - автор "јрифметики...". ¬ 1711 г. в ћоскве по€вл€етс€ инженерна€ школа.

√лавным содержанием реформ в этой области было† становление и† развитие светской национальной культуры, светского просвещени€, серьезные изменени€ в быту и нравах,† осуществл€емых в плане европизации.

¬ажные изменени€ в† жизни† страны† решительно† требовали подготовки квалифицированных† кадров. Ќаходивша€с€ в руках церкви схоластическа€ школа обеспечить этого не могла. —тали открыватьс€ светские школы, образование начало приобретать светский характер.† ƒл€ этого потребовалось создание† новых† учебников, пришедших† на смену церковным.

ѕетр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому† кирилловскому† полууставу. ƒл€† печатани€ светской учебной, научной, политической литературы и законодательных† актов были созданы новые типографии в ћоскве и ѕетербурге.

–азвитие книгопечатани€ сопровождалось началом† организованной книготорговли, а† также созданием и развитием сети библиотек. — 1702г.† систематически выходила перва€ русска€ газета "¬едомости".

— развитием промышленности и торговли были св€заны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации р€да крупных экспедиций.

 рупна€ реформа в военной сфере в –оссии св€зана с именем ѕетра I. ќна неотделима от масштабных политико-экономических преобразований, проведенных в –оссии в первой четверти XVIII в., и проводилась почти четверть века, начина€ с заблаговременной подготовки к введению в 1705 г. рекрутского набора, до прин€ти€ в 1716 г. ”става воинского, в 1720 г. - ћорского устава и, наконец, в 1722 г. - “абели о рангах.

—ложность и противоречивость развити€ –оссии в этот период определили† и противоречивость де€тельности ѕетра и осуществленных им реформ. — одной стороны, они имели огромный† исторический смысл, так† как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. — другой стороны, они† осуществл€лись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. ѕоэтому прогрессивные преобразовани€ петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе† дальнейшего† развит舆 страны† выступали† все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. ¬ результате петровских преобразований –осс舆 быстро догнала те† европейские† страны, где† сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но† она† не† могла† догнать† то есть страны, которые встали на капиталистический путь развити€. ѕреобразовательна€ де€тельность ѕетра отличалась† неукротимой энергией, невиданным† размахом† и† целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. ѕрекрасно понима€ важное значение развити€ торговли и промышленности, ѕетр осуществил р€д меропри€тий, удовлетвор€вших† интересы купечества. Ќо† он† же укрепл€л и закрепл€л крепостные пор€дки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. ƒействи€ ѕетра отличались не† только решительностью, но и крайней жестокостью. ѕо меткому определению ѕушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажетс€, писаны кнутом".

Ќе было и не могло† быть† заранее† разработанного† общего плана реформ. ќни† рождались† постепенно, и† одна† порождала† другую, ”довлетвор€€ требовани€м данного момента. » кажда€ из них вызывала сопротивление† со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое† сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюс€ крайним ожесточением.

ѕон€тие –оссии в значительной степени† отождествл€лось† с √осударством –оссийским. —амо понимание русского, русской территории после классического периода  иевской –уси св€зывалось с† работой государственного собирани€.

–усский этнос в его современном понимании как нечто† единое по† существу† был† вын€нчен государством в процессе смешени€ разноплеменных человеческих масс. √осударственное начало в русской истории выгл€дит† действительно† как† нечто, выросшее из твор€щей самое себ€ идеи, Ч русский этнос, территори€ и культура.

—тановление основного† положительного принципа развити€ государственного, борьба за его утверждение и т. д. Ч осуществл€лось за† счет† массовых репрессий, уничтожени€ целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничени€ свободы личности. ¬† –оссии† в услови€х слабости† или практического отсутстви€ гражданского общества реформы, которые в ≈вропе шли† снизу, от† общества, как† результат выхода† на† поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимис€, Ч в –оссии проводились в интересах власти† перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. ѕоэтому эти реформы осуществл€лись прежде всего посредством подавлени€ общества, породив феномен отчуждени€ общества от власти.

¬ –оссии† налицо† особенное, ни† с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом† переплетаетс€ с† подавлением† свободы, а технический и другой прогресс Ч с отчуждением общества от государства.

¬ результате исторического развити€ сложилс€ своеобразный "русский путь" Ч от модернизации до модернизации. ј поскольку реформы† сверху, особенно† внедрение† нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в –оссии, сопровожда€сь† волнообразным† усилением† деспотизма† на† каждом витке реформ, шло в сторону уничтожени€ гражданского† общества, до† некоторой† степени возрождавшегос€, однако после того, как эпоха реформ проходила.

–еформы ѕетра† заморозили† процессы† эмансипации† частной собственности, особенно на†† само솆 массовом, кресть€нском† уровне. ѕодтверждение этому Ч разрушение† права† частного† владени€ землей вследствие† введени€ уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных кресть€н. —о временем† этот налог привел† к ликвидации частного владени€, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству† государства† в† дела кресть€н.

—ейчас, огл€дыва€ разоренную† страну, оказавшуюс€ вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз† в† нашей† истории† ощутив сеሆ перед† неопределенностью† будущего, необходимо задуматьс€, так как пронесла с собой наша страна сквозь† революционные бури вековую† традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в –оссии называлс€ самодержавием[2].

–еформы в† –оссии† предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались† успехом. √лавна€† причина† этого† состоит† в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества,а† на† реформировании государства. »нтересы человека игнорировались всеми реформами без исключени€.

ѕравила реформирован舆 в –оссии совсем иные, чем в западном обществе. ¬ –оссии не существовало социальной базы дл€ реформаторства в† силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть.

„тобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. –осси€ же вместо этого† всегда† начинала подражать странам† западного† типа, с† тем† чтобы стать государством, способным активно противосто€ть «ападу.

 роме того, д눆 реформы† необходимо неединовременное усилие, их реализаци€ предполагает достаточно длительный цикл Ч† 2-3 поколени€;† именно на прот€жении этого срока полностью мен€етс€ стереотип сознани€ человека.

ќсновой перестройки† стала иде€ материализации власти. Ѕюрократическа€ номенклатура устала от своего противоестественного состо€ни€, когда† власти много, а крупной собственности Ч нет. ƒаже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. ѕерестроечное реформаторство имеет сугубо "материальные" истоки и именно вследствие этого шло "сверху". Ќарод ждал перемен, но €вл€лс€ дл€ реформаторов "человеческим фактором".

» сегод툆 злободневно звучат слова ¬.  лючевского: "–осси€ управл€лась не аристократией† и† не† демократией,† а† бюрократией, то есть† действовавшей† вне общества и лишенной вс€кого социального облика кучей физических лиц† разнообразного† происхождени€, объединенных только чинопроизводством. “аким образом, демократизаци€ управлени€ сопровождалась усилением социального† неравенства и дробности."

—воеобразие исторического пути† –оссии состо€ло в том, что каждый раз† следствием реформ оказывалась еще больша€ архаизаци€ системы общественных отношений. »менно она и приводила† к† замедленному течению общественных процессов, превраща€ –оссию в страну догон€ющего развити€.

—воеобразие состоит и в том, что догон€ющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует† усилени€, хот€ бы временного, деспотических† начал государственной власти, привод€т, в конечном итоге, к долговременному† укреплению† деспотизма. ¬ свою очередь† замедленное† развитие† из-за деспотического режима требует новых реформ. » все повтор€етс€ вновь. ÷иклы эти станов€тс€ типологической† особенностью† исторического пути –оссии. “ак и формируетс€ Ч как отклонение от обычного исторического пор€дка Ч особый путь –оссии.

ѕродлитс€ ли в нашем будущем "изменение обычного† исторического пор€дка" Ч особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм конвульсивных† насильственных† изменений, не дава€ ничего† взамен, кроме† перспективы† повторен舆 их† в будущем, уже на периферии мирового развити€?† »ли в нашей истории изменитс€ смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю зан€ть достойное великой культуры место в этом мире?

Ќа эти вопросы смогут ответить только историки† будущих† поколений, но хотелось бы, чтобы утвердительно Ч† на второй.


¬опрос 5. ѕочему некоторые историки называют правление Ќикола€ I временем Ђконсервативной модернизацииї страны, а другие - Ђпериодом кризиса и реакцииї?  то из них, на ваш взгл€д, прав и почему?

ѕри Ќиколае I. ¬ 1826 г. был создан  омитет по устройству учебных заведений. ≈го задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещени€, определить набор учебных дисциплин и пособий.  омитет разработал основные принципы правительственной политики в области образовани€. «аконодательно они были закреплены в ”ставе низших и средних учебных заведений 1828 г. —ословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образовани€ представител€ми низших сословий составл€ли сущность созданной при Ќиколае I системы образовани€. Ёто был один из рычагов сохранени€ господства двор€н и удержани€ народа в покорности.

–еакци€ обрушилась и на вузы, сеть которых тем не менее была расширена в св€зи с потребност€ми в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. ”став 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Ѕыла повышена плата за обучение и сокращен набор† студентов.† ѕрограммы преподавани€ пересматривались, из них изымались философи€ и другие Ђотвлеченныеї науки, не имевшие прикладного значени€. ѕодавл€лись инициатива и творчество, не согласованные с пожелани€ми начальства. ¬ вузах насаждалась казарменна€ дисциплина. «а нарушение распор€дка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. “ака€ политика тормозила не только развитие образовани€ и науки, но и всей культуры –оссии.   середине века €вственно про€вилась назревша€ необходимость реформировани€ сложившейс€ системы образовани€.

¬ начале XIX в. либеральный курс јлександра I отразилс€ и на цензурной политике. ¬ 1804 г. был издан ”став о цензуре. ѕри университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчин€вшиес€ ћинистерству народного просвещени€. ” издателей по€вились широкие возможности публикации философских, политических и литературных произведений, содержавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи. Ёто позволило продолжить издание сочинений западно-европейских просветителей, запрещенных в конце XVIII в.

¬ последующие годы (при јлександре I и особенно Ќиколае I) цензурна€ политика ужесточилась. ¬ 1826 г. был издан новый цензурный ”став, названный современниками Ђчугуннымї. Ѕыл учрежден √лавный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. ÷ензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. — особым рвением искорен€лась люба€ критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православи€.

¬о внутренней политике последних лет правлени€ Ќикола€ I (1848 Ч1855) реакционно-репрессивна€ лини€ еще больше усилилась. Ёто объ€сн€лось внутренними (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. ќсобо сильное вли€ние на Ќикола€ I оказали революции 1848 Ч1849 гг. в ≈вропе. ≈му не удалось организовать совместный поход европейских монархов дл€ подавлени€ революции во ‘ранции, но в разгроме венгерской революции российский император сыграл значительную роль. Ћетом 1849 г. царские войска помогли императору ‘ранцу »осифу восстановить власть австрийских √абсбургов в ¬енгрии. —ама –осси€ стала образцом бюрократически-полицейского государства. ÷ензура свирепствовала, де€тельность жандармов и III отделени€ устрашала всю страну. ќднако это не снизило назревани€ в обществе антиправительственных настроений и ожидани€ реформ. ѕравительство Ќикола€ не решило ни одного важного государственного вопроса. Ќе были проведены преобразовани€ в экономике, чтобы спасти хоз€йство страны. ‘инансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг.   середине 50-х годов –осси€ оказалась Ђколоссом на глин€ных ногахї. Ёто предопределило провалы во внешней политике, поражение в  рымской войне 1853Ч1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

ѕоэтому период правлени€ Ќикола€ I скорее €вл€етс€ Ђпериодом кризиса и реакцииї, а не Ђконсервативной модернизацииї.

¬опрос 6. ќбычно судебную реформу 1864 года называют наиболее последовательной буржуазной реформой 60-70-х гг. —огласны ли ¬ы с этим? ѕочему?

—удебна€ реформа 1864 года, по общему признанию исследователей, как дореволюционных (независимо от направлений)[3], так и отечественных[4], €вилась наиболее последовательной в р€ду буржуазных преобразований второй половины XIX века в –оссии. ѕравительство јлександра II, вынужденное всем ходом поступательного развити€ страны пойти на уступки в политической сфере, стремилось откупитьс€ по возможности теми из них, которые позвол€ли сохранить самодержавную власть, - реформами местного самоуправлени€, военной, судебной.† ’от€ в экономическом отношении –осси€ пошла по пути капиталистических преобразований, организаци€ государственной власти оставалась в ней феодальной.† Ѕуржуазные принципы и институты - независимость суда от администрации, несмен€емость судей, равенство всех перед законом, гласность, право на защиту, участие общественности в отправлении судопроизводства - утвердилось в государстве с сословным строем, с формой правлени€ в виде абсолютной монархии.

—удебна€ реформа 1864 года - крупное €вление государственно-правовой истории нашей страны. ќна впервые утверждала четыре краеугольных принципа современного права: независимость суда от администрации, несмен€емость судей, гласность и сост€зательность судопроизводства.

ѕо судебной реформе в –оссии вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судь€ми - мировые судьи и съезды мировых судей и суды с назначаемыми судь€ми - окружные суды и судебные палаты.

 аждый уезд с входившим в него городом, а иногда и отдельно крупный город составл€ли мировой округ, подраздел€вшийс€ на несколько участков. ¬ каждом участке находилс€ один участковый мировой судь€ и один почетный. ћировые судьи (участковые и почетные) избирались на три года местными органами городского и земского самоуправлени€ (уездными земскими собрани€ми и городскими думами) из лиц, имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный† цен熆†††††† . †††††† »мущественный ценз исчисл€лс€ недвижимой собственностью, оцененной не менее чем в 15 тыс€ч рублей, или равн€лс€ двойному земскому земельному цензу.

¬едению мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела, которые требовали скорого решени€ на месте и близкого знакомства с местными отношени€ми или которые, возника€ из взаимных недоразумений, могут быть улажены лицом, пользующимс€ доверием обеих сторон. ѕримирение т€жущихс€ - главнейша€ задача мирового судьи и высшее качество его правосуди€. ѕримирение т€жущихс€ - главнейша€ задача мирового судьи и высшее качество его правосуди€. Ќа эти задачи мирового суда и рассчитано его устройство.

–азмеры наказаний за уголовные преступлени€ ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трех мес€цев и тюремным заключением до 1,5 лет. »з гражданских дел мировые судьи разрешали иски стоимостью до 500 рублей.

ѕочетные мировые судьи замещали участковых во врем€ их отсутстви€. —оздание этого института позвол€ло титулованной двор€нской знати и представител€м крупнейшей буржуазии, не обремен€€ себ€ службой, получать награды и чины.

¬ указе о распубликовании судебных уставов 20 но€бр€ 1864 года говорилось, что задачей судебной реформы €вл€етс€ "водворить в –оссии суд скорый, правый, милостивый, равный дл€ всех подданных".† —тарый феодальный суд, основу которого составл€ло сословное неравенство, был заменен буржуазным судом, который был призван также охран€ть частную собственность.

¬ласть судебна€ принадлежала мировым судь€м, решающим дела единолично, и судебным местам коллегиальным: съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и ѕравительствующему —енату. —удебна€ власть всех этих учреждений простираетс€ на лица всех сословий и на все дела, гражданские и уголовные. Ёти учреждени€ решают дела по существу, кроме —ената, который в качестве верховного кассационного суда, не реша€ дел по существу, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлени€ми империи.

√лавные начала, положенные в основание судебного пор€дка, были следующими:

1) отделение судебной власти от исполнительной;

2) введение в гражданские дела сост€зательного, в уголовные обвинительного процесса вместо† следственного;

3) гласное и устное или словесное судопроизводство вместо закрытого канцел€рского и письменного;

4) установление только двух судебных инстанций и кассационного суда ( созданы были три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебна€ палата; единой кассационной инстанцией дл€ всех судов империи €вл€лс€ —енат).

5) сочетание выборного начала с правительственным назначением (мировые судьи избирались уездными земскими собрани€ми или городскими думами на основе высокого имущественного ценза, а члены окружных судов и судебных палат назначались царем)[5].

¬ уголовном судопроизводстве окружных судов большое значение имели прис€жные заседатели, определ€вшие виновность или невиновность† подсудимого (мера наказани€ выносилась судь€ми). ¬ отличие от назначаемых правительством судебных чиновников окружного суда прис€жные заседатели комплектовались из всех сословий при определенном возрастном, оседлом и значительном имущественном цензах (не менее 10 дес€тин собственной земли или имущества стоимостью не менее 500-2000 рублей, в зависимости от† размера города).  роме того, закон устанавливал известный ценз благонадежности ("известные степенным образом жизни", "заслуживающие довери€", "имеющие добрую нравственность"). —писки прис€жных заседателей составл€лись земскими городскими управами.

¬опрос 7. ¬ чем ¬ы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в –оссии? ћожно ли было ее избежать?

Ќачало гражданской войны обусловили два фактора. ѕервый и решающий - внешнего пор€дка - состо€л в том, что июньское выступление хорошо вооруженного корпуса чехословацких пленных, все еще находившихс€ в –оссии, дало военной интервенции јнтанты ту ударную силу, которой ей недоставало в предыдущие мес€цы. “ем самым мен€лс€ характер войны, она снова становилась международной. ¬ то же врем€ был и второй, не менее важный фактор: хлебные реквизиции породили кризис, почти разрыв между городом и деревней, то есть между двум€ главными силами, обеспечившими победу ќкт€бр€, - рабочими и кресть€нами. ѕроисходило это к тому же в тот момент, когда голод и хоз€йственна€ разруха сотр€сали опоры новой власти в самом рабочем классе.

√ражданска€ война† - это не только ведение боевых действий на многочисленных фронтах.  ритерием периодизации политической истории гражданской войны €вл€ютс€ коренные изменени€ соотношени€ и расстановки классовых сил и социальных слоев населени€ на конкретных этапах исторического развити€.

√ражданска€ война как общественно-политическое и историческое €вление, всеобъемлющее политическое пон€тие, особа€ форма классовой борьбы, про€вл€вша€с€ в специфических услови€х различных российских регионов (в центре, в провинции, на национальных окраинах), по существу началась сразу после свержени€ царизма. Ёто было начало первого периода гражданской войны , продолжавшегос€ вплоть до победы ќкт€бр€.

“аким образом, гражданска€ война - это столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требовани€ под знаменами различных цветов и оттенков.

ѕо вышеуказанным причинам гражданскую войну невозможно было избежать.

¬опрос 8.  акие причины привели, на ¬аш взгл€д, к оформлению антигитлеровской коалиции?  огда это произошло? „ем вы можете объ€снить причины позднего открыти€ второго фронта в ≈вропе?

ѕервоначально ¬еликобритани€ и —Ўј рассматривали ———– как угодно, но только не как союзника в войне с √ерманией.  оммунизм лидерам ведущих капиталистических держав ни чуть не ближе, чем национал-социализм. „то же касалось заманчивой идеи стравить √итлера и —талина, изначально направив вектор агрессивности фашизма на восток, то она потерпела крах, когда 17 сент€бр€ советские войска вошли в ѕольшу с востока и двинулись навстречу немецкому вермархту вовсе не дл€ того, чтобы с ним сразитьс€, а дл€ того, чтобы разделить ѕольшу надвое. ¬ступивша€ в войну 3 сент€бр€ ¬еликобритани€ могла надетьс€ только на ‘ранцию. —оветский —оюз же был вскоре исключен из Ћиги наций за нападение на ‘инл€ндию. «ападные державы всерьез обсуждали возможность отправки экспедиционных сил дл€ поддержки финнов, параллельно поставл€€ им вооружение и технику. ѕоставки были довольно скромные, но небольшой финской армии вполне хватало.   тому же с поставками танков и другого т€желого вооружени€ проблем не было Ч к примеру, значительна€ часть танкового парка финской армии представл€ла собой трофеи, вз€тые в ходе все той же «имней войны с ———–. ¬ ответ на все эти демонстративные акции ———– не спешил помогать западным демократи€м, когда 10 ма€ 1940 года немцы начали против них УблицкригФ. ¬елик был соблазн ударить в тыл √итлеру, пока его краса и гордость Ч танковые и моторизованные дивизии прокладывали себе дорогу на ѕариж, но два серьезных довода УпротивФ перевешивали.

ѕервый Ч кампани€ на «ападе шла очень удачно дл€ немцев. «наменитые бельгийские форты были захвачены парашютистами с неверо€тной быстротой, английский экспедиционный корпус, устремившийс€ отбивать ложное наступление в Ѕельгии, был отрезан и прижат к морю. ƒругой удар был направлен в обход укреплений неприступной УЋинии ћажиноФ, через јрденны (местность на границе Ѕельгии и ‘ранции). Ўансов на победу у союзников оставалось все меньше (”же 22 июн€ с ‘ранцией было подписано перемирие).

¬торой довод против Ч собственна€ неготовность ———– к войне. ≈сли, как утверждает ¬. —уворов в своей книге Уƒень ћФ, —оветский —оюз готовилс€ начать войну в июле 1941, то начало ее за год до этого срока сулило бы полный провал.   тому же захват немцами ƒании и Ќорвегии в апреле 1940 года дополнительно указывали на намерени€ √итлера продолжать экспансию на «апад. ѕоследовавша€ затем кампани€ немецкой армии на Ѕалканах, захват  рита и высадка немецкого корпуса в јфрике подтвердили это. √итлер старалс€ лишить британцев всех плацдармов в ≈вропе и средиземноморье. “ак как промышленна€ мощь оккупируемых стран была невелика, а в случае с јфрикой вообще практически равн€лась нулю, эти действи€ были на руку ћоскве. ѕока √ермани€ тратила человеческие и материальные ресурсы на их захват, ———– мог готовитьс€ к войне дальше и даже немного помогать √ермании точно так, как он это и делал. [6]

ј война с √ермании с союзниками в конце 1940 Ч начале 1941 требовала значительных усилий. ”был в јфрику спасать разгромленных »таль€нцев любимчик √итлера храбрый и талантливый генерал –оммель, получивший –ыцарский крест за прорыв к Ўербуру (Ќепри€тно думать, что было бы, окажись –оммель на русском фронте в 1941-м году, если он с довольно слабыми силами воевал на суше против ¬еликобритании и —Ўј до ма€ 1943-го года и делал это далеко не безуспешно). ¬ жуткую резню попали сброшенные на  рит немецкие парашютисты. ќни все же захватили остров, но с такими крупными потер€ми в люд€х и технике (транспортных самолетах), что немецкое командование вынуждено было отказатьс€ от проведени€ подобных операций{1} (ќп€ть же, непри€тно думать, что произошло, окажись погибшие несколько тыс€ч парашютистов вместе со своими живыми товарищами по оружию в транспортных самолетах где-нибудь неподалеку от ћосквы в декабре 1941). Ќаконец, 1773 самолета потер€нные немцами в воздушной УЅитве за ЅританиюФ в 1940-м уже не могли подн€тьс€ в воздух, управл€емые погибшими в этой битве опытными пилотами{2}. (ј ведь обща€ цифра немецких самолетов сосредоточенных против ———– 22 июн€ 1941 года Ч около 3500 машин, включа€ разведчики, св€зные и транспортные самолеты, а также самолеты союзников √ермании. ѕотер€нные же над јнглией были, в основном, истребител€ми и бомбардировщиками, то есть представл€ли собой реальную ударную силу).

ѕосле всех сражений 1940 года промышленность √ермании продолжала работать в режиме мирного времени, часть немецких дивизий были расформированы, часть переведена на штаты мирного времени. ≈сли война против ———– и была в замыслах √итлера, то дл€ внешнего наблюдател€ ее подготовка была не заметна. Ќикаких выгод —талину от заключени€ союза с англичанами не было, англичане это прекрасно понимали, поэтому и не были назойливы в подобных предложени€х. “ем более что к власти в јнглии пришел „ерчилль, консерватор старой закалки, человек ненавидевший коммунизм не меньше, чем фашизм, если не больше. ” него, по его собственным словам, до 22 июн€ 1941 года не было уверенности, что ———– вступит в войну на стороне ¬еликобритании[7]

  началу лета 1941 года стало окончательно €сно, что война √ермании и ¬еликобритании находитс€ в той же фазе, в которой находилась во врем€ Ќаполеоновских войн. ќбразно выража€сь Ч Убитва льва и крокодилаФ.  ак и наполеоновска€ ‘ранци€ √ермани€ одерживала победу за победой на сухопутных театрах военных действий, но на море продолжал господствовать английский флот. ≈динственным средством борьбы с англичанами после провала воздушного наступлени€ на јнглию осенью 1940 года (УЅитва за ЅританиюФ) стали подводные лодки. Ѕудучи построенными в достаточных количествах они могли перекрыть военные, промышленные и продовольственные поставки из британских доминионов. ¬ последствии „ерчилль именно в немецких подводных лодках признавал единственную серьезную угрозу дл€ Ѕритании за всю войну[8]. Ќа 1 сент€бр€ 1939 года немцы располагали лишь 57 подводными лодками, но их выпуск в ходе войны серьезно увеличилс€, и до 8 ма€ 1945 года в строй ступило 1113 подводных лодок (»з общего числа в 1170 в боевых действи€х прин€ло участие 863){3}. “аким образом, √итлер ступил на тот же путь, что и Ќаполеон, только Ќаполеон ввел Уконтинентальную блокадуФ, стрем€сь прекратить ввоз английских товаров в европейские страны, а √итлер начал неограниченную подводную войну, пыта€сь перекрыть поставки в јнглию. √лавное, что в обоих случа€х сухопутна€ арми€ оставалась не задействованной (за исключением јфриканского корпуса, в котором находились летом 1941 года лишь 2 немецкие дивизии Ч 1 легка€ и 1 танкова€). ѕрименение ее напрашивалось само (как и в случае с Ѕонапартом) Ч –осси€, но ни один здравомысл€щий человек не мог себе представить, что √итлер решитс€ на такую авантюру, как нападение на ———–. ¬ойна на два фронта была знакома немцам, и мало кто желал повторени€ бедствий 1917-1918 годов. ќднако подстегиваемый легкими победами в ≈вропе и рвением штабных генералов (вроде …одл€ и  ейтел€) √итлер все же решилс€ и 22 июн€ толкнул равнодушных друг к другу (это как минимум) —талина и „ерчилл€ в союзнические объ€ти€. Ќападение же японии на американскую военно-морскую базу в ѕирл-’арборе 7 декабр€ 1941 года сделало невозможным дальнейшее самоустранение —Ўј от ћировой войны. „ерчилль не скрывал своей радости, узнав о €понской атаке. “еперь к его услугам был и Уарсенал демократииФ, —Ўј, и достаточно советского Упушечного м€саФ на службе той же УдемократииФ[9].  ост€к антигитлеровской коалиции окончательно сформировалс€[10].

ќчевидно, что ни о какой демократии речи и быть не может, если кака€-то одна страна становитс€ арсеналом этой демократии. ¬еликобритании пришлось выбирать между поражением и оккупацией в случае победы √ермании и американской военной помощью. »з двух зол англичанами было выбрано меньшее, и 11 марта 1941 года президент —Ўј –узвельт подписал У«акон о ленд-лизеФ(от англ. lend Ч одалживать и lease Ч аренда), созревавший в недрах администрации с осени сорокового (с момента начала УЅитвы за ЅританиюФ).

„то касаетс€ јнглии, то к моменту начала официальных военных поставок весной 1941 года она уже перестала быть независимой державой, способной вести войну за счет собственных ресурсов.   началу 1941 г. ее финансовые ресурсы были почти истощены. ≈сли бы ее оставили одну, ей пришлось бы сосредоточить все силы на экспорте товаров, и она лишь номинально оставалась бы в числе воюющих. Ёто не устраивало президента –узвельта: он хотел, чтобы јнгли€ была мечом в руках јмерики, пока сама јмерика не вступит в войну. ѕоэтому британцам поставл€ли все необходимое дл€ жизни страны, чтобы они могли вести войну, не забот€сь, как говоритс€, о хлебе насущном. „то же касаетс€ оплаты поставок, то американские власти лишили јнглию ее золотого запаса и заграничных капиталовложений, ограничили ее экспорт. јмериканские бизнесмены проникли на рынки, прежде бывшие английскими. Ёкономика јнглии была нацелена только на войну. »звестный экономист  ейнс охарактеризовал это так: "ћы перестали умело хоз€йничать, но зато спасли себ€ и помогли спасти весь мир". ‘актически, благодар€ ленд-лизу јнгли€ почти до конца войны создавала о себе ложное представление как о великой державе.

ћожно сделать общий вывод. —овпадение актуальных военных интересов подталкивало участников коалиции к координации их усилий, а различный подход к послевоенным перспективам подогревал подспудное соперничество.


¬опрос 9.  огда и почему, на ваш взгл€д, наметилс€ переход ———– и «апада от союзничества к Ђхолодной войнеї?  огда и каким документом было зафиксировано окончание Ђхолодной войныї?  ем был подписан документ?

— окончанием ќтечественной войны произошли изменени€ во взаимоотношени€х ———– с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Ђ’олодна€ войнаї Ч такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х Ч начале 90-х годов. ќн характеризовалс€ прежде всего враждебными политическими акци€ми сторон. ƒл€ решени€ международных проблем использовались силовые приемы. ћинистрами иностранных дел ———– начального периода Ђхолодной войныї были ¬. ћ. ћолотов, а с 1949 г.Ч ј. я. ¬ышинский.

 онфронтаци€ сторон отчетливо про€вилась в 1947 г. в св€зи с выдвинутым —Ўј планом ћаршалла. –азработанна€ госсекретарем —Ўј ƒж. ћаршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. ƒл€ участи€ в конференции по этому поводу были приглашены ———– и страны народной демократии. —оветское правительство расценило план ћаршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участи€ в конференции. ѕо его насто€нию об отказе участвовать в плане ћаршалла за€вили и приглашенные на конференцию страны ¬осточной ≈вропы.

ќдной из форм про€влени€ Ђхолодной войныї стало формирование политических и военно-политических блоков. ¬ 1949 г. был создан —евероатлантический союз (Ќј“ќ). ¬ его состав вошли —Ўј,  анада и несколько государств «ападной ≈вропы. —пуст€ два года состо€лось подписание военно-политического союза между —Ўј, јвстралией и Ќовой «еландией (јЌ«ё—). ќбразование этих блоков способствовало укреплению позиций —Ўј в разных регионах мира.

1 феврал€ 1992 года состо€лс€ первый российско-американский саммит. “огда президент Ѕорис ≈льцин и президент ƒжордж Ѕуш (старший) говорили о новой эре в отношени€х между двум€ странами, много было взаимных надежд, перспектив, добрых пожеланий. »менно эту дату считают окончанием Ђхолодной войныї.

¬опрос 10. „ем на ¬аш взгл€д отличаетс€ гласность от свободы слова?

ѕеремены в общественно-политической сфере начались с проведени€ политики гласности. Ѕыла сн€та цензура и разрешено издание новых газет. Ёто вызвало широкий всплеск социальной активности населени€. ¬озникли многочисленные общественные объединени€ в поддержку Ђперестройкиї. Ўирокое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовые митингах граждан. Ќа страницах периодических изданий развернулась дискусси€ о выборе пути общественного развити€. —ущность стратегии Ђобновлени€ї разъ€сн€л на встречах с партийно-хоз€йственными активами разных городов ћ. —. √орбачев. »де€ ускорени€ встречала как одобрение, так и протест в разных сло€х населени€. ѕротивники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.

√ласность - максимальна€ открытость и правдивость в де€тельности государственных и общественных организаций; действенна€ и активна€ форма участи€ общественного мнени€ в демократическом решении важнейших проблем страны.

—вобода слова - одно из основных личных прав человека; право публично выражать свое мнение. ¬о избежание злоупотреблений в большинстве стран запрещаетс€ использовать свободу слова:

- дл€ призывов к насильственному свержению законной государственной власти;

- дл€ разглашени€ государственной и иной охран€емой законом тайны;

- дл€ подстрекательства к совершению преступлений;

- дл€ разжигани€ национальной, расовой, религиозной и иной розни;

- дл€ оскорблений и клеветы;

- дл€ пос€гательства на общественную мораль и нравственность.

√ласность и свобода слова Ц две стороны одной медали, друг без друга эти €влени€ общественной жизни не имеют смысла.


Ћитература

1.   Ѕровкин ¬.Ќ. –осси€ в гражданской войне: власть и общественные силы // ¬опросы истории, 1994, є 5.

2.   ¬ерт Ќ. »стори€ советского государства. ћ.:»нфра-ћ., 1998. - 544 с.

3.   ћунгаев Ў.ћ., ”стинов ¬.ћ. »стори€ –оссии. ћ.: »нфра.ћ-Ќорма, 1997.

4.   ќтечественна€ истори€ ’’ век. ”чебное пособие. / ѕод ред. проф. ј.¬.”шакова. ћ.:ј√ј–, 1996

5.   ѕол€ков ё. ¬ойна гражданска€ ? ¬ойна межнациональна€ ? // —вободна€ мысль, 1993, є 8, с.81-84.

6.   –осси€ и мир: ”чебна€ книга по истории. ¬ 2-х част€х. „асть 2. / ѕод общей ред. проф. ј.ј.ƒанилова. - ћ.:¬Ћјƒќ—, 1994.

7.   —уворова Ќ. «а фасадом "военного коммунизма": политическа€ власть и рыночна€ экономика // ќтечественна€ истори€, 1993, є 4, с. 48-57.



[1] „ерепнин Ћ.¬.   вопросу о складывании абсолютной монархии в –оссии (’VI-’VЎвв.) ћ., 1968. —.93

[2] ѕочему все реформы в –оссии заканчивались провалом // ћосковска€ правда. є 228. 25.11.93 г.

[3] —м.: √ессен ».¬. —удебна€ реформа —ѕб, 1905; —удебна€ реформа: —б. статей / ѕод ред. Ќ. ѕол€нского. ћ., 1916

[4] †††††††† —м.: ††† ¬иленский Ѕ.¬. —удебна€ реформа и контрреформа в –оссии. —аратов, 1969;  орнева Ќ.ћ. —удебные преобразовани€ пореформенной –оссии в советской историографии // ѕравоведение. - 1985. - є 4;†  оротких ћ.√. —амодержавие и судебна€ реформа 1864 года в –оссии. ¬оронеж, 1989.

[5] ¬иленский Ѕ.¬. —удебна€ реформа и контрреформа в –оссии. —аратов, 1969. —.93

[6] “ельпуковский Ѕ.—.† —очинение. ¬елика€ ќтечественна€ война† —оветского† —оюза. Ц ћ.: ¬оениздат, 1984. —.84.

[7] „ерчилль ”. ¬тора€ мирова€ война. Ч ћ.: ¬оениздат, 1991. —.3

[8] „ерчилль ”. ¬тора€ мирова€ война. Ч ћ.: ¬оениздат, 1991. —.172

[9] „ерчилль ”. ¬тора€ мирова€ война. Ч ћ.: ¬оениздат, 1991. —.129

[10] јндронников Ќ.√., √алициан ј.—.,  ирь€н ћ.ћ. и др.† —оч. ћ., 1992. —.170

 онтрольна€ работа є 00 по предмету Ђќтечественна€ истори€ї (»–) —ќƒ≈–∆јЌ»≈ ¬опрос 1. ’арактер социально-экономического развити€ ƒревней –уси. ¬ чем ¬ы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии ƒревней –уси в IX,

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  онтрольна€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  онтрольна€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

 онцепции отечественной истории: ¬.ќ.  лючевский, —.ћ. —оловьев, Ќ.ћ.  арамзин
 ооперативное движение в –оссии
 рестовые походы и рыцарство. ¬еликие кн€зь€. —емь чудес света
 ресть€нска€ война под предводительством —.“. –азина
 ресть€нский вопрос в начале XIX века
 ризис и крушение римского республиканского стро€
 рым≥нальнае права па статуту ¬ Ћ 1588 г.
 узнецка€ земл€ в эпоху бронзы и железного века
 ульт личности —талина
 ультура беларуск≥х з€мель у IX ст. - першай палове XIII ст.

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru