курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Лагойда В.Г.
Анализ литературных источников позволяет считать общепризнанным существование основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных способностей [1].
Развитие вышеперечисленных качеств происходит гетерохронно. Большинство учениц как младшего, так и среднего школьного возраста имеют разный уровень развития двигательных (физических) качеств на данном этапе онтогенеза.
Применяя одинаковые формы и методы тренировки с целью развития двигательных качеств с одним объемом и интенсивностью, достигается различный тренировочный эффект, который может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Сила мышц и скоростно-силовые качества более интенсивно нарастают в результате тренировки на начальных этапах пуберантного периода.
Статистическая выносливость мышц рук имеет синсетивный (критический) период с 8 до 10 и в 13-14 лет с некоторой задержкой в первый год после начала овариально-менструального цикла (ОМЦ). Однако, по данным Л.П.Федорова [2], в период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам не увеличивается. Развивать качества необходимо, учитывая не только паспортный возраст, но и биологические параметры и антропометрические данные. Выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не установится “гормональное” равновесие (для девушек - после наступления менархе).
Самые существенные изменения в развитии двигательных качеств у девочек наблюдаются в возрасте 8-11 лет [3].
Следует учитывать особенности ОМЦ: это сложный биологический процесс, регулируемый центральной нервной системой.
Первая менструация происходит между 11 и 19 годами; такая большая разница зависит от условий внешней среды, в которой находится девушка, а также от ее общего физического развития и состояния здоровья, немаловажное значение имеет экологический фактор.
Этот период характеризуется нарушением координации движений, способностью к сохранению равновесия, возникает угловатость движений.
Продолжительность ОМЦ индивидуальна и зависит от генетических факторов, условий жизни, от физической нагрузки, от нервно-психологического состояния. По общепринятой классификации ОМЦ делят на следующие фазы:
первая фаза - “менструальная” - первые четыре дня;
вторая фаза - “пролиферация” - с 5 по 10 день (6 дней);
третья фаза - “овуляция” - с 11 по 16 день (6 дней);
четвертая фаза - “секреция” - с 17 по 28 день (12 дней).
Следует учитывать, что вторая фаза ОМЦ характеризуется повышенной работоспособностью, а четвертая - пониженной.
К биологическим особенностям естественного развития моторики (двигательных качеств) растущего женского организма на этапе онтогенеза от 4 до 20 лет необходимо отнести следующие:
основы моторики формируются к 14 годам;
бурные темпы развития на ранних этапах онтогенеза;
ускоренные темпы развития двигательных качеств в период пуберантного скачка в 11-13 лет;
на этапе 15-20 лет в основе возрастной динамики моторики женского организма превалируют регрессивные изменения;
качественная половая специфичность растущего женского организма: моторика девочки, девушки, женщины не является “уменьшенной копией” моторики мальчика, юноши, мужчины;
каждый конкретный возраст в моторном развитии уникален, неповторим; он содержит как ведущие точки роста, так и факторы, которые лимитируют их рост;
ведущими качественными особенностями в онтогенезе естественного развития женской моторики является гибкость и выносливость большой и умеренной интенсивности.
И.Янкаускас и И.Логвинов [4] выделяют в период онтогенеза от 4 до 20 лет четыре периода: 4-7 лет - акселерационный; 8 лет - период “школьного” снижения; 9-13 лет - период биологического оптимума; 14-20 лет - период двигательного дефицита.
Наиболее ярким проявлением степени биологического развития девочек является характер изменения менструальной функции.
Исследования динамики работоспособности спортсменок в течение биологического цикла позволил выделить 2 фазы (II и IV) относительной и 3 фазы (I, III, V) относительно пониженной работоспособности. С учетом этого основной структурной единицей тренировочного процесса спортсменок предлагают считать фазы биологического цикла.
В процессе развития организм претерпевает ряд закономерных изменений:
1. Общее развитие организма запрограммировано генетически, окончательная реализация генетической программы во многом зависит от воздействия внешней среды.
2. Степень воздействия наследственных и средовых факторов в различные возрастные периоды не одинакова.
3. Тренирующий эффект под воздействием одинаковой физической нагрузки не одинаков в приросте выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Равенство - положение абиологическое, в живой природе его не существует. В случае равенства на земле не было бы развития.
4. Величина тренировочной нагрузки должна совпадать с адаптационными возможностями организма каждого возрастного периода.
5. Развитие организма протекает неравномерно: период ускоренного развития чередуется с периодом его замедления и относительной стабилизации. Различные органы и системы формируются неодновременно.
Как правило, чаше всего наиболее выразительно проявляется несоответствие между темпами развития сердечно-сосудистой системы и приростом основных морфологических весоростовых показателей. Возрастной период замедления развития организма в целом, а также стремительного прироста морфологических показателей при списывании темпов развития сердечно-сосудистой системы сопровождается зачастую стабилизацией, а иногда снижением, в отдельных случаях значительным, спортивного результата, что носит, как правило, временный характер и не должно служить основанием для поспешных выводов.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.
Федоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта. Л., 1987.
Васильева В.В. Избранные лекции по физиологии спорта. Л., 1973.
Янкаускас И., Логвинов И. Моторика растущего женского организма: Онтогенез двигательного гомеостаза. Вильнюс: Мокслас, 1984.
Коучинг в вопросах и ответах
Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов
Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях
Можно ли определять и развивать свои способности?
Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
К. Д. Ушинский о национальных особенностях социального воспитания
Соматизированные психические реакции, или соматоформные расстройства: клинические проявления
Психология сна
Устранения страхов с помощью арт-терапии
Детские страхи
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.