Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Ћексические средства выражени€ концепта "природа" в произведени€х ».—. “ургенева — »ностранный €зык

‘едеральное агентство по образованию –оссийской ‘едерации

√осударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образовани€

Ђ—терлитамакска€ государственна€ педагогическа€ академи€ї

‘илологический факультет

 афедра теории и истории €зыка

 урсова€ работа

Ћексические средства выражени€ концепта Ђприродаї в произведени€х ».—. “ургенева

—терлитамак 2008


—одержание

¬ведение

√лава I.  онцепт и €зыкова€ картина мира как базовые пон€ти€ в современной лингвистике

І1. ѕон€тие €зыковой картины мира

І2. ѕон€тие Ђконцептї в современной лингвистике

√лава II.  онцепт Ђприродаї в индивидуально-авторской картине мира ».—. “ургенева

І1.  онцепт Ђприродаї в лексикологическом описании

І2. Ћексические средства выражени€ концепта Ђприродаї в творчестве ».—.“ургенева

«аключение

—писок литературы


¬ведение

 

язык Ц есть важнейшее средство человеческого общени€. Ѕез €зыка человеческое общение невозможно, а без общени€ не может быть и общества, а тем самым и человека. Ѕез €зыка не может быть мышлени€, то есть понимани€ человеком действительности и себ€ в ней [–еформатский 2006: 15].

—реди более чем двух с половиной тыс€ч €зыков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространенных принадлежит русский €зык, национальный €зык русского народа, включающий в себ€ все многообразие €зыковых средств, которые используют в своем общении русские люди.

–усский €зык Ц один из самых богатых €зыков мира. ѕользу€сь этим богатством, человек выбирает точные слова дл€ €сной передачи не только мыслей, но и тонкого, глубокого, страстного чувства. ”же с конца прошлого века происходит переход научной парадигмы от системно-структурной лингвистики к лингвистике когнитивной. »сследовательское внимание смещаетс€ с изученного уже центра на периферию и закрепл€етс€ на стыке областей научного знани€: возникают такие науки, как этнопсихологи€, психолингвистика, когнитивна€ лингвистика, когнитивна€ психологи€, социолингвистика, этнолингвистика.

јктивное развитие в отечественной лингвистике таких направлений, как лингвокультурологи€, когнитивна€ лингвистика позволило ученым исследовать факты €зыка и речи в их св€зи с духовными национальными ценност€ми народа, его культурой, религией, психическим складом, мировоззренческими и ментальными особенност€ми.

¬ последние дес€тилети€ термин Ђконцептї стал широко использоватьс€ в лингвистике, стал одним из базовых пон€тий современной лингвистики. ќсновные концепты русской культуры станов€тс€ объектом не только культурологического, но и лингвистического исследовани€. ќсобый интерес представл€ет изучение художественных концептов на текстовом материале, так как речь в данном случае идет об особом художественном видении мира и способах его €зыковой репрезентации.

’удожественный текст Ц отображение индивидуально-авторской картины мира, котора€ €вл€етс€ вариантом художественной картины мира. ’удожественна€ картина мира включает в себ€ общую часть Ц €зыковую картину мира, а также интерпретирующую, в которой находит отражение индивидуально-авторское воспри€тие действительности, личные знани€ автора, его опыт.

ќбъектом нашего исследовани€ €вл€етс€ лексическа€ основа концепта Ђприродаї в сборнике рассказов ».—. “ургенева Ђ«аписки охотникаї.

¬ качестве предмета исследовани€ рассматриваетс€ лексическое значение данного концепта в указанном произведении.

ќсновной целью нашей работы €вл€етс€ изучение содержани€ и анализ лексических средств выражени€ концепта Ђприродаї в Ђзаписках охотникаї ».—. “ургенева.

÷ель исследовани€ определила следующие задачи:

1)         изучить теоретическую литературу по проблеме исследовани€;

2)         опира€сь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, уточнить содержание пон€ти€ Ђконцептї;

3)         определить сущность концепта Ђприродаї в лексикографическом описании;

4)         изучить особенности лексических средств выражени€ данного концепта в индивидуально-авторской картине мира ».—. “ургенева.

ќсновными методами исследовани€ €вл€ютс€ функционально-стилистический и контекстологический.

јктуальность работы обусловлена возрастающим интересом к исследованию индивидуально-авторских концептов.

»сточником исследовани€ €вл€етс€ сборник рассказов ».—. “ургенева Ђ«аписки охотникаї. ћатериалом послужила авторска€ картотека, составленна€ по результатам сплошной выборки из названного источника.

√лава I.

 

І 1. ѕон€тие €зыковой картины мира

 аждый €зык по-своему членит мир, т.е. имеет свой способ его концептуализации [ћаслова 2001: 64]. ќтсюда заключаем, что каждый €зык имеет особую картину мира, и €зыкова€ личность об€зана организовывать содержание высказывани€ в соответствии с этой картиной. » в этом про€вл€етс€ специфически человеческое воспри€тие мира, зафиксированное в €зыке.

язык есть важнейший способ формировани€ и существовани€ знаний человека о мире. ќтража€ в процессе де€тельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познани€. —овокупность этих знаний, запечатленных в €зыковой форме, представл€ет собой то, что в различных концепци€х называетс€ то как Ђ€зыковой промежуточный мирї, то как Ђ€зыкова€ репрезентаци€ мираї, то как Ђ€зыкова€ модель мираї, то как Ђ€зыкова€ картина мираї. ¬ силу большей распространенности мы выбираем последний термин.

ѕон€тие картины мира (в том числе и €зыковой) строитс€ на изучении представлений человека о мире. ≈сли мир Ц это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира Ц результат переработки информации о среде и человеке. “аким образом, представители когнитивной лингвистики справедливо утверждают, что наша концептуальна€ система, отображенна€ в виде €зыковой картины мира, зависит от физического и культурного опыта и непосредственно св€зана с ним.

явлени€ и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа. ѕо мнению ј.Ќ. Ћеонтьева, существует особое Ђп€тое квазиизмерениеї, в котором представлена человеку окружающа€ его действительность: это Ц Ђсмысловое полеї, система значений. “огда картина мира Ц это система образов.

ћ. ’айдеггер писал, что при слове Ђкартинаї мы думаем, прежде всего, об отображении чего-либо, Ђкартина мира, сущностно пон€та€, означает не картину, изображающую мир, а мир, пон€тый как картинаї. ћежду картиной мира как отражением реального мира и €зыковой картиной мира как фиксацией этого отражени€ существуют сложные отношени€.  артина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх-низ, правый-левый, восток-запад, далекий-близкий), временных (день-ночь, зима-лето), количественных, этических и других параметров. Ќа ее формирование вли€ют €зык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы.

языкова€ картина мира не стоит в р€ду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себ€ благодар€ €зыку, в котором закрепл€етс€ общественно-исторический опыт Ц как общечеловеческий, так и национальный. ѕоследний и определ€ет специфические особенности €зыка на всех его уровн€х. ¬ силу специфики €зыка в сознании его носителей возникает определенна€ картина мира, сквозь призму которой человек видит мир.

ё.ƒ. јпрес€н подчеркивал донаучный характер €зыковой картины мира, называ€ ее наивной картиной. языкова€ картина мира как бы дополн€ет объективные знани€ о реальности, часто искажа€ их.

ѕоскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его концептуальна€ картина мира посто€нно мен€етс€, Ђперерисовываетс€ї, тогда, как €зыкова€ картина мира еще долгое врем€ хранит следы этих ошибок и заблуждений.

языкова€ картина мира формирует тип отношени€ человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира). ќна задает нормы поведени€ человека в мире, определ€ет его отношение к миру.  аждый естественный €зык отражает определенный способ воспри€ти€ и организации (Ђконцептуализацииї) мира. ¬ыражаемые в нем значени€ складываютс€ в некую единую систему взгл€дов, своего рода коллективную философию, котора€ нав€зываетс€ в качестве об€зательной всем носител€м €зыка.

“аким образом, роль €зыка состоит не только в передаче сообщени€, но в первую очередь во внутренней организации того, что подлежит сообщению. ¬озникает как бы Ђпространство значенийї (в терминологии ј.Ќ.Ћеонтьева), т.е. закрепленные в €зыке знани€ о мире, куда непременно вплетаетс€ национально-культурный опыт конкретной €зыковой общности. ‘ормируетс€ мир говор€щих на данном €зыке, т.е. €зыкова€ картина мира как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, грамматике, фразеологии.

“ермин Ђ€зыкова€ картина мираї - это не более чем метафора, ибо в реальности специфические особенности национального €зыка, в которых зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают дл€ носителей этого €зыка не какую-то иную, неповторимую картину мира, отличную от объективно-существующей, а лишь специфическую окраску этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, €влений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождаетс€ спецификой де€тельности, образа жизни и национальной культуры данного народа [ћаслова 2004: 52].

ѕо ¬.√умбольдту, картина мира, которую можно назвать знанием о мире, лежит в основе индивидуального и общественного сознани€. язык же выполн€ет требовани€ познавательного процесса.  онцептуальные картины мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп и т.д. люди, говор€щие на разных €зыках, могут иметь при определенных услови€х близкие концептуальные картины мира, а люди, говор€щие на одном €зыке, - разные. —ледовательно, в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное.

 артина мира не есть простой набор Ђфотографийї предметов, процессов, свойств и т.д., ибо включает в себ€ не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам, причем позици€ субъекта Ц така€ же реальность, как и сами объекты. Ѕолее того, поскольку отражение мира человеком не пассивное, а де€тельностное, отношение к объектам не только порождаетс€ этими объектами, но и способно изменить их (через де€тельность), отсюда следует естественность того, что система социально-типичных позиций, отношений и оценок находит знаковое отображение в системе национального €зыка и принимает участие в конструировании €зыковой картины мира. “аким образом, €зыкова€ картина мира в целом и главном совпадает с логическим отражением мира в сознании людей.

‘разеологизмы играют особую роль в создании €зыковой картины мира. ќни - Ђзеркало нацииї. ѕрирода значени€ тесно св€зана с фоновыми знани€ми носител€ €зыка, с практическим опытом личности, с культурно-историческими традици€ми народа, говор€щего на данном €зыке. ‘разеологизмы приписывают объектам признаки, которые ассоциируютс€ с картиной мира, подразумевают целую дескриптивную ситуацию (текст), оценивают ее, выражают к ней отношение. —воей семантикой фразеологизмы направлены на характеристику человека и его де€тельности.

¬ €зыке отражена наивна€ картина мира, котора€ складываетс€, главным образом, как ответ на практические потребности человека, как необходима€ когнитивна€ основа его адаптации к миру.

ћир, отраженный сквозь призму механизма вторичных ощущений, запечатленных в метафорах, сравнени€х, символах, - это главный фактор, который определ€ет универсальность и специфику любой конкретной национальной €зыковой картины мира.

»так, проблема изучени€ €зыковой картины мира тесно св€зана с проблемой концептуальной картины мира, котора€ отображает специфику человека и его быти€, взаимоотношени€ его с миром, услови€ его существовани€. языкова€ картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира.

„еловеческа€ де€тельность, включающа€ в качестве составной части и символическую, т.е. культурную, вселенную одновременно и универсальна, и национально специфична. Ёти ее свойства определ€ют как своеобразие €зыковой картины мира, так и ее универсальность.

Ќаивна€ картина мира обыденного сознани€, в котором преобладает предметный способ воспри€ти€, имеет интерпретирующий характер. язык, фиксиру€ коллективные стереотипные и эталонные представлени€, объективирует интерпретирующую де€тельность человеческого сознани€ и делает ее доступной дл€ изучени€.

 аждый конкретный €зык представл€ет собой самобытную систему, котора€ накладывает свой отпечаток на сознание его носителей и формирует их картину мира.

І 2. ѕон€тие Ђконцептї в современной лингвистике

 

ѕознание, с точки зрени€ когнитивной лингвистики, - это процесс порождени€ и трансформации концептов (смыслов), поэтому важнейшим объектом исследовани€ в когнитивной лингвистике €вл€етс€ концепт [ћаслова 2004: 16].  онцепты, выступа€ как компоненты нашего сознани€ и наших знаний о мире, €вл€ютс€ предметом изучени€ философии, психологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и других гуманитарных наук.

»зучению природы концепта в когнитивной лингвистике удел€етс€ первостепенное значение. Ћюба€ попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существовани€ целого р€да смежных пон€тий и терминов. ѕрежде всего, это концепт, пон€тие и значение.

ѕроблема их дифференциации Ц одна из самых сложно решаемых и дискуссионных в теоретическом €зыкознании наших дней. Ёто объ€сн€етс€ тем, что при анализе концепта мы имеем дело с сущност€ми плана содержани€, не данными исследователю в непосредственном воспри€тии; судить же об их свойствах и природе мы можем лишь на основе косвенных данных.

 онцепты Ц это посредники между словами и экстралингвистической действительностью и значение слова не может быть сведено исключительно к образующим его концептам. Ђ онцепт значительно шире, чем лексическое значениеї - такова одна из точек зрени€ на соотношение концепт-слово, высказанна€ впервые —.ј. јскольдовым; согласно ƒ.—.Ћихачеву, концепт соотноситс€ со словом в одном из его значений. —вою приверженность к данной точке зрени€ ¬.ѕ.ћосквин объ€сн€ет следующим образом: Ђтакие характеристики, как наличие синонимов, внутренн€€ форма и сочетаемость, относ€тс€ не к слову в целом, а к отдельному его лексико-семантическому вариантуї.

¬сю познавательную де€тельность человека (когницию) можно рассматривать, как развивающую умение ориентироватьс€ в мире, а эта де€тельность сопр€жена с необходимостью отождествл€ть и различать объекты: концепты возникают дл€ обеспечени€ операций этого рода.

  концу XX в. лингвисты пон€ли, что носитель €зыка Ц это носитель определенных концептуальных систем.  онцепты суть ментальные сущности. Ёкспликаци€ процесса концептуализации и содержани€ концепта доступна только лингвисту, который сам €вл€етс€ носителем данного €зыка. “аким образом, на рубеже тыс€челетий на первый план выходит ментальность, ибо концепты - ментальные сущности.

ƒл€ вы€влени€ концепта необходима и выделимость некоторых признаков, и предметные действи€ с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий.

¬ лингвистической науке можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихс€ на общем положении: концепт Ц то, что называет содержание пон€ти€, синоним смысла.

ѕервый подход, представителем которого €вл€етс€ ё.—.—тепанов, при рассмотрении концепта большее внимание удел€ет культурологическому аспекту, когда вс€ культура понимаетс€ как совокупность концептов и отношений между ними [—тепанов 2001: 43].  онцепт, по ё.—. —тепанову, - €вление того же пор€дка, что и пон€тие. ѕо своей внутренней форме в русском €зыке слова концепт и пон€тие одинаковы: концепт €вл€етс€ калькой с латинского conceptus Ц Ђпон€тиеї, от глагола concipere Ђзачинатьї, т.е. значит буквально Ђпо€тие, зачатиеї; пон€тие от глагола по€ти, др.-рус. Ђсхватить, вз€ть в собственностьї. ¬ насто€щее врем€ они довольно четко разграничены.

 онцепт Ц это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. », с другой стороны, концепт Ц это то, посредством чего человек Ц р€довой, обычный человек, не Ђтворец культурных ценностейї - сам входит в культуру, а в некоторых случа€х и вли€ет на нее.

¬ отличие от пон€тий в собственном смысле термина, концепты не только мысл€тс€, они переживаютс€. ќни Ц предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений.  онцепт Ц основна€ €чейка культуры в ментальном мире человека.

” концепта сложна€ структура. — одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению пон€ти€; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры - исходна€ форма (этимологи€); сжата€ до основных признаков содержани€ истори€; современные ассоциации; оценки и т.д.

ѕри таком понимании термина Ђконцептї роль €зыка второстепенна, он €вл€етс€ лишь вспомогательным средством Ц формой о€зыковлени€ сгустка культуры концепта.

¬торой подход к пониманию концепта (Ќ.ƒ. јутюнова и ее школа, “.¬. Ѕулыгина, ј.ƒ. Ўмелев и др.) семантику €зыкового знак представл€ет единственным средством формировани€ содержани€ концепта. —ходной точки зрени€ придерживаетс€ Ќ.‘. јлефиренко, который также постулирует семантический подход к концепту, понима€ его как единицу когнитивной семантики.

—торонниками третьего подхода €вл€ютс€ ƒ.—.Ћихачев, ≈.—. убр€кова и др. они считают, что концепт не непосредственно возникает из значени€ слова, а €вл€етс€ результатом столкновени€ значени€ слова с личным народным опытом человека, т.е. концепт €вл€етс€ посредником между словами и действительностью.

 онцепт, согласно ≈.—.  убр€ковой, - это оперативна€ содержательна€ единица пам€ти ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике.

ѕри анализе концепта ≈.—.  убр€кова считает оправданным использование в когнитивной лингвистике пон€тий фона и фигуры, которые используютс€ в психологии при описании сенсорно-перцептивных процессов. ѕротивопоставление фона и фигуры св€зано с осознанием человеком самого себ€ как части целого, себ€ (фигуры) на каком-то фоне (среды, пространства) и такое же понимание и всех других тел/вещей в мире. “аким образом, она постулирует, что в основе €зыка и его категорий лежит нагл€дный телесный опыт человека и что только через обращение этого опыта человек выходит в более абстрактные сферы и строит свои представлени€ о ненаблюдаемом непосредственно.

≈.—.  убр€кова моделирует один из главных принципов человеческого познани€ Ц принцип контейнера, который одновременно €вл€етс€ и главным принципом как семиотического, так и когнитивного подходов к €зыку. ќна предлагает назвать его принципом обратимости позиции наблюдател€. ≈го суть состоит в том, что при рассмотрении любого объекта в мире и вселенной выбор перспективы его рассмотрени€ может быть изменен, причем позици€ наблюдател€ может сменитьс€ на обратную.

ѕо ее мнению, если €зык отражает особое видение мира, то и отражение в нем позиции наблюдател€ (или сознательное абстрагирование от нее) соответствует общей субъективности запечатленных и закрепленных в €зыке концептов.

ќпределение значени€ через концептуальные структуры €вл€етс€, по мнению ≈.—. убр€ковой, новым подходом к св€зыванию значени€ и знани€.

»нтересна€ теори€ концепта предложена ё.ƒ.јпрес€ном, она основываетс€ на следующих положени€х: 1) каждый естественный €зык отражает определенный способ воспри€ти€ и организации мира; выражаемые в нем значени€ складываютс€ в некую единую систему взгл€дов, своего рода коллективную философию, котора€ нав€зываетс€ всем его носител€м; 2) свойственный €зыку способ концептуализации мира отчасти универсален, отчасти национально специфичен; 3) взгл€д на мир (способ концептуализации) Ђнаивенї в том смысле, что он отличаетс€ от научной картины мира, но это не примитивные представлени€.

ћногие ученые, понимающие концепт в широком смысле, раздел€ют сегодн€ точку зрени€ –. ƒжекендорффа на то, что основными конституантами концептуальной системы €вл€ютс€ концепты, близкие Ђсемантическим част€м речиї - концепты объекта и его частей, движени€, действи€, места или пространства, времени, признака.

ќбщим дл€ данных подходов €вл€етс€ утверждение неоспоримой св€зи €зыка и культуры; расхождение обусловлено разным видением роли €зыка в формировании концепта. ќбъекты мира станов€тс€ Ђкультурными объектамиї лишь тогда, когда представлени€ о них структурируютс€ этно€зыковым мышлением в виде определенных Ђквантовї знани€, - концептов.

Ётот термин, хот€ и прочно утвердилс€ в современной лингвистике, до сих пор не имеет единого определени€, хот€ исследованием концептов плодотворно занимаютс€ Ќ.ƒ.јрутюнова, ј.ѕ.Ѕабушкин, ј.¬ежбицка€, ≈.—. убр€кова, —.≈.Ќикитина, ¬.Ќ.“ели€, –.ћ.‘румкина и др. ѕериод утверждени€ данного термина в науке св€зан с определенной произвольностью его употреблени€, размытостью границ, смешением с близкими по значению и/или по €зыковой форме терминами.

¬ св€зи с этим возникает вопрос об уточнении определени€ термина концепт. Ѕольшой энциклопедический словарь дает следующее определение концепта: Ђ онцепт (от лат. conceptus. Ц мысль, пон€тие) Ц смысловое значение имени (знака), т.е. содержание пон€ти€, объект которого есть предмет (денотат) этого имени (например, смысловое значение имени Ћуна Ц естественный спутник «емли)ї

Ќа первый взгл€д, лексическое значение слова можно назвать концептом. ќднако сейчас уже считаетс€ доказанным тезис о том, что значение слова в словарной статье представлено Ђнедостаточным, узким, далеким от когнитивной реальности и даже неадекватнымї (R.W.Langacker). ѕоэтому нас не устроит такое определение концепта, которое дано в Ёнциклопедическом словаре.

ѕриведем другие наиболее известные и интересные определени€ концепта.

ѕо мнению –.ћ.‘румкиной наиболее удачное определение концепта дает ј.¬ежбицка€, котора€ понимает под концептом объект из мира Ђ»деальноеї, имеющий им€ и отражающий культурно-обусловленное представление человека о мире Ђƒействительностьї.

ƒ.—.Ћихачев под концептом понимал Ђсвоего рода алгебраическое выражение значени€, которым человек оперирует в своей письменной речиї.

–.ћ.‘румкина определ€ет концепт как вербализованное пон€тие, отрефлектированное в категори€х культуры.

— точки зрени€ ¬.Ќ.“ели€, концепт Ц это продукт человеческой мысли и €вление идеальное, а следовательно, присущее человеческому сознанию вообще, а не только €зыковому.  онцепт Ц это конструкт, он не воссоздаетс€, а Ђреконструируетс€ї через свое €зыковое выражение и вне€зыковое знание.

¬от еще несколько определений:

концепт Ц термин, служащий объ€снению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознани€ и той информационной структуры, котора€ отражает знание и опыт человека;

концепт Ц оперативна€ содержательна€ единица пам€ти, ментального лексикона, концептуальной системы и €зыка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике;

концепт Ц культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражени€ целым р€дом своих €зыковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму; единица коллективного знани€, имеюща€ €зыковое выражение и отмеченна€ этнокультурной спецификой.

–азные определени€ концепта позвол€ют выделить его следующие инвариантные признаки: 1) это минимальна€ единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующа€с€ с помощью слова и имеюща€ полевую структуру; 2) это основные единицы обработки, хранени€ и передачи знаний; 3) концепт имеет подвижные границы и конкретные функции; 4) концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику; 5) это основна€ €чейка культуры. —ледовательно, концепты представл€ют мир в голове человека, образу€ концептуальную систему, а знаки человеческого €зыка кодируют в слове содержание этой системы.

ќтсутствие единого определени€ св€зано с тем, что концепт обладает сложной, многомерной структурой, включающей помимо пон€тийной основы социо-психо-культурную часть, котора€ не столько мыслитс€ носителем €зыка, сколько переживаетс€ им; она включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре.

ѕримем рабочее определение концепта: это семантическое образование, отмеченное лингво-культурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры.  онцепт, отража€ этническое мировидение, маркирует этническую €зыковую картину мира и €вл€етс€ кирпичиком дл€ строительства Ђдома быти€ї (по ћ.’айдеггеру). Ќо в то же врем€ Ц это некий квант знани€, отражающий содержание всей человеческой де€тельности.  онцепт не непосредственно возникает из значени€ слова, а €вл€етс€ результатом столкновени€ словарного значени€ слова с личным и народным опытом человека (по ƒ.—.Ћихачеву). ќн окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.

—ледовательно, концепт многомерен, в нем можно выделить как рациональное, так и эмоциональное, как абстрактное, так и конкретное, как универсальное, так и этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное.

 онцепты в сознании человека возникают в результате де€тельности, опытного постижени€ мира, социализации, а точнее, складываютс€ из: а) его непосредственного чувственного опыта Ц воспри€ти€ мира органами чувств; б) предметной де€тельности человека; в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами; г) из €зыкового знани€ (концепт может быть обобщен, разъ€снен человеку в €зыковой форме); д) путем сознательного познани€ €зыковых единиц («.ƒ.ѕопова, ».ј.—тернин).

Ћюбой концепт вбирает в себ€ обобщенное содержание множества форм выражени€ в естественном €зыке, а также в тех сферах человеческой жизни, которые предопределены €зыком и немыслимы без него; это результат соединени€ словарного значени€ слова с личным и этническим опытом человека.  онцепты, по мнению ƒ.—.Ћихачева, возникают в сознании как отклик на €зыковой опыт в целом. —овокупность потенций (возможности домысливани€, Ђдофантазировани€ї) в словарном запасе, как отдельного человека, так и €зыка в целом. ƒ.—.Ћихачев определ€ет как концептосферу.


√лава II

 

І 1  онцепт Ђприродаї в лексикографическом описании

 

ƒл€ вы€снени€ основного лексического значени€ концепта Ђприродаї обратимс€ к Ђ”чебному словарю русского €зыкаї под редакцией –епкина ¬. ¬. [–епкин 1994: 311]. Ћексическое значение составл€ющих концепт €зыковых единиц таково:

ѕриродаЕ 1. ¬сЄ существующее во ¬селенной.

»зучать природу. ∆ива€ природа.

2. ћеста вне города, загородные местности.

¬ыехать на природу. Ћюбоватьс€ природой.

3. ќсновное свойство, сущность чего-либо.

ѕрирода электрического тока.

¬ Ђ»ллюстрированном энциклопедическом словаре “ерра-Ћексиконї

[»Ё— 1998: 356] даЄтс€ более сложное определение концепту Ђприродаї:

1. ¬ широком смысле Ц всЄ сущее, весь мир в многообразии его форм; употребл€етс€ в одном р€ду с пон€ти€ми универсум, ¬селенна€.

2. ќбъект естествознани€.

3. —реда обитани€ человека и существовани€ человеческого общества.

Ђѕриродаї от др.русск. Ђродитьї, буквально Ц Ђто, что прирожденно, существует от рождени€ї.

Ќаиболее полное и точное определение лексического значени€ даетс€ в ЂЁнциклопедическом словареї [Ѕрокгауз 2003: 415] Ѕрокгауза ‘.ј и

≈фрона ».ј:

1. ¬оспринимаемый нами внешний мир, подчин€ющийс€ вечным неизменным законам, совокупность и основа материального быти€, первично данна€, а не сотворенна€ человеком;

2. ѕервоначальна€ сущность какой-либо вещи (природа камн€, природа души и т.д.);

3. ¬ узком смысле Ч низшее материальное начало в самом человеке, св€занное с внешней материальной средой, но отличающеес€ от нее.

“аким образом, основное лексическое значение концепта Ђприродаї, зафиксированное в словаре, и наиболее характерное дл€ русской €зыковой картины мира - воспринимаемый нами окружающий мир, во всем его многообразии; совокупность и основа материального быти€, первично данна€.

І 2. Ћексические средства выражени€ концепта Ђприродаї в художественном тексте (на материале творчества ».—. “ургенева)

“рехаспектное изучение пейзажной единицы (семантика, грамматическа€ форма, функци€) в творчестве ».—. “ургенева позвол€ет выделить концепт Ђприродаї. ѕри анализе лексических средств выражени€ концепта Ђприродаї в идиолекте писател€ наиболее приемлемым €вл€етс€ метод вычленени€ ключевых лексем, на которых базируетс€ воспри€тие и понимание семантики пейзажа.

«а основу выделени€ ключевых лексем (слов с семантикой Ђприродаї) вз€та Ђатрибутикаї вербального пейзажа в сопоставлении с живописным. “радиционные элементы пейзажа, закрепленные в сознании русского человека, и те, которые используютс€ в тургеневских описани€х природы, таковы: времена года, врем€ суток, погода, атмосферные €влени€, растительный мир, животный мир, воздушно-пространственна€ перспектива, запахи, звуки, настроение.

—имволика времен года в творчестве “ургенева соответствует традици€м, сложившимс€ в духовном сознании русского человека. Ёто одна из причин, что тургеневские пейзажи легко воспринимаютс€ читателем. язык прозы “ургенева гармоничен в тщательно продуманном и согласованном многообразии грамматических форм и значений. ѕодтверждением тому можно считать, к примеру, рассказ ЂЅежин лугї [12;87]. ќсобенностью композиции рассказа €вл€етс€ прием обрамлени€: произведение начинаетс€ картиной прекрасного июльского утра, пронизанного светом, и завершаетс€ образом утреннего, Ђмолодого, гор€чего светаї:

Ђ— самого раннего утра небо €сно; утренн€€ зар€ не пылает пожаром - она разливаетс€ кротким рум€нцем. —олнце Ч не огнистое, не раскаленное, как во врем€ знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное Ч мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо проси€ет и погрузитс€ в лиловый ее туман...ї [12; 87].

—квозным образом рассказа ЂЅежин лугї, да и многих других рассказов “ургенева, следует считать образ света. ¬ семантической композиции ему противопоставлены Ђмракї и Ђтемнотаї. »менно ночной пейзаж играет особую роль в создании образно-символического плана его произведений.

Ќужно отметить богатейшую цветовую гамму тургеневского утреннего пейзажа (светлый, зазеленевшиес€, обагренные, синевша€, алые, красные, золотые Ч вот основные ее цвета) и прием отрицательного паралелизма (не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, но светлое и приветно-лучезарное солнце). ќчень часто в зарисовках утра описываетс€ и утренний туман (лиловый и редеющий, сквозь который синеет река) Ч как необходима€ принадлежность природы, одна из ее красок, символ свежести. ƒл€ “ургенева утро св€зано со свежестью, с очищением и €вл€етс€ наиболее частотным по изображению временем суток, встречающимс€ в большинстве произведений. »ногда писателем не называетс€ точно врем€ суток, но передаетс€ его Ђатрибутикаї, по которой становитс€ пон€тно, что это утро (край неба алеет; в березах просыпаютс€, неловко перелетывают галки; зар€ разгораетс€, поднимаетс€ могучее светило; все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило; ранний ветерок уже пошел бродить, порхать над землею; предрассветный ветер подул; всюду душистыми алмазами зарделись крупные капли росы).

»з времен года, наиболее часто встречающимис€ в произведени€х “ургенева, €вл€ютс€ весна, лето и ранн€€ осень, занимающие примерно одинаковые позиции. ќписание зимних пейзажей встречаетс€ намного реже. ÷ентральное место в лексике писател€ занимают такие ключевые лексемы, как солнце, небо, лес, роща, дерево, ветер, свет, мрак, птицы.

ѕочти в каждом рассказе описываетс€ небо, его атрибутика Ч тучки, облака, звезды (небо темнеет по кра€м; на синем небе робко выступают первые звездочки; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче; огромна€ лилова€ туча медленно поднималась, по €сному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака; к вечеру эти облака исчезают, последние из них черноватые и неопределенные, как дым, ложатс€ розовыми клубами; верхний, тонкий край раст€нутого облачка засверкает змейками; около полудн€ обыкновенно по€вл€етс€ множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми кра€ми; с самого раннего утра небо €сно; цвет небосклона легкий, бледно-лиловый; золотые полосы прот€нулись по небу; край неба алеет; на темно-сером небе кое-где мигают звезды; небо темнеет по кра€м; мирно белеет неподвижное небо; край неба смутнеет; вот оно бледнеет, синеет небо; сквозь радостно шумевшую листву сквозило и как бы искрилось €рко-голубое небо; небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось; кротко синеет майское небо; темное чистое небо торжественно и высоко сто€ло над нами).

“акже очень часто встречаетс€ описание солнца, восход солнца, закат его, зар€ (тихо всплывает багровое солнце; солнце все выше и выше; солнце садилось; солнце село; вс€ внутренность леса была наполнена солнцем; низкое солнце уж не греет; солнце Ч не огнистое, не раскаленное; поднимаетс€ могучее светило; напротив заход€щего солнца; утренн€€ зар€ не пылает пожаром; алый свет вечерней зари, зар€ разгораетс€; зар€ запылала пожаром и обхватила полнеба).

ѕрирода у ».—. “ургенева насыщена звуками (с внезапной звучностью плеснет рыба; звенел стальным колокольчиком голосок синицы; украдкой начинал се€тс€ и шептать по лесу мельчайший дождь, капли дожд€ резко застучали, зашлепали по листь€м; жаворонки звонко поют; воробьи чирикают; чистые и €сные <...> принеслись звуки колокола; не€сный шепот ночи), запахами (в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; особенный, томительный и свежий запах Ч запах русской летней ночи; воздух весь напоен, свежей горечью полыни, медом гречихи, Ђкашкиї; крепкий, свежий запах при€тно стесн€ет дыхание; лесной запах усиливаетс€; слегка пове€ло теплой сыростью; вас так и обдаст накопившимс€ теплым запахом ночи; пахнет согретой землей; в м€гком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина), красками, многообразием оттенков цвета (лазурь, бледно-серое, темно-серое, €рко-голубое, алый, багровый, тускло-багровое, лиловый, бледно-лиловый, золотой, золотисто-серый, красноватые, зелена€, зазеленевшиес€, изжелта-белые, голубоватый, синей, розовый). ќна нескончаемо богата, изменчива.

»зображаемый природный мир в прозе “ургенева динамичен. ≈го изменени€ фиксируютс€ при помощи глаголов со значением цветового и светового признаков или глаголов со значением изменени€. ¬ исследуемом концепте это глаголы темнеет, синеет, алеет, желтеет, белеет, блестит (кротко синеет майское небо;

темнеют леса;

рум€ное небо синеет;

край неба алеет; алела земл€ника; внутренность леса постепенно темнеет;

нигде не темнеет, не густеет гроза; вот оно бледнеет, синеет небо;

небо, темнеет по кра€м; желтеет поспевающа€ рожь;

кусты раскал€ютс€ и словно желтеют на солнце; желтеют деревни; молодые листь€ ракит блест€т, словно вымытые; кругом все блестит и обрушаетс€; низкое солнце уже не греет, но блестит €рче летнего; молода€ трава блестит веселым блеском изумруда; церкви белеют; изморозь еще белеет на дне долины).

ѕрирода у “ургенева одушевлена, полна жизни, движени€. ѕоэтому так часты в пейзажных зарисовках глаголы и глагольные формы со значением движени€. ¬ многочисленном р€ду Ч глаголы Ђстоитї, Ђсадитс€ї, Ђподнимаетс€ї, Ђрасстилаетс€ї и др. (солнце садитс€; солнце село; торжественно и царственно сто€ла ночь; темное, чистое небо необъ€тно высоко сто€ло над нами; березы сто€ли все белые, без блеску; вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце; поднимаетс€ могучее светило; отовсюду поднималась и даже с вершин лилась темнота; впереди огромна€ лилова€ туча медленно поднималась из-за леса; некошенные кусты широко расстилались; расстилаетс€ широка€ равнина; золотые тучки расстилались по небу и т.д.).

ƒовольно часто в тургеневских описани€х природы встречаютс€ такие пейзажные единицы, как Ђсвежестьї и Ђсыростьї (сыра€ свежесть позднего вечера; особый, томительный и свежий запах; крепкий, свежий запах при€тно стесн€ет дыхание; воздух весь наполнен, свежей горечью полыни, медом гречихи и Ђкашкиї; свежа€ стру€ пробежала по моему лицу; свежо, но уже чувствуетс€ близость жары; в воздухе чувствовалась та особенна€, суха€ свежесть; как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны; воздух свеж и жидок; слегка пове€ло теплой сыростью; разливалась сырость; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости; отсырела земл€). „аще всего эти лексемы употребл€ютс€ в Ђутреннейї и Ђвечернейї лексике, т.е. в описани€х пейзажей раннего утра и позднего вечера. ќни встречаютс€ как по отдельности, так и в св€зке (сыра€ свежесть).

»зобразительность тургеневских пейзажей не простое следование традици€м русской литературы. Ёто особый мир тончайших подробностей, деталей, оттенков. ќписание природы в рассказах “ургенева позвол€ет увидеть необыкновенную конкретность пейзажных описаний и зависимость человека от самой природы, их единство.

¬ целом слова лексико-семантической группы Ђвремена годаї используютс€ писателем в большей мере в пейзажных единицах с семантикой сезонности, темпоральности, метеорологичности, локальности. Ёта лексика характерна и дл€ смешанной разновидности пейзажных единиц, дл€ пейзажей, имеющих психологическую направленность: пейзаж-настроение, пейзаж-переживание.

ќгромную роль играет настроение, которое передает нам автор, описыва€ тот или иной пейзаж, врем€ года, природное €вление. Ќапример, в рассказе ЂЋес и степьї “ургенев, рису€ то или иное врем€ года, стараетс€ как можно €рче и образней передать и то настроение и эмоции, которые переполн€ли автора: Ђ«наете ли вы, например, какое наслаждение, выехать весной до зари? ¬ы выходите на крыльцо... Ќа темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышитс€ сдержанный, не€сный шепот ночи; деревь€ слабо шум€т, облитые тенью... ѕруд едва начинает дымитьс€...  рай неба алеет... —ветлеет воздух, видней дорога, €снеет небо, белеют тучки, зеленеют пол€... ј между тем зар€ разгораетс€; вот уже золотые полосы прот€нулись по небу; в оврагах клуб€тс€ пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул Ч и тихо всплывает багровое солнце. —вет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенетс€, как птица. —вежо, весело, любо! —олнце быстро поднимаетс€, небо чисто. ѕогода будет славна€... ¬ы взобрались на гору...  акой вид! –ека вьетс€ верст на дес€ть, тускло сине€ сквозь туман; за лугами пологие холмы, <...>, €сно выступает даль...  ак вольно дышит грудь, как бодро движутс€ члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!ї [12;317-318]. »ли описание летнего пейзажа, грозы: Ђј летнее, июльское утро!  то, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? зеленой чертой ложитс€ след ваших ног по росистой, побелевшей траве. ¬ы раздвинете мокрый куст Ч вас так и обдаст накопившимс€ теплым запахом ночи; воздух весь напоен, свежей горечью полыни, медом гречихи и Ђкашкиї; вдали стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуетс€ близость жары. √олова томно кружитс€ от избытка благоуханий.  устарнику нет конца...  ое-где разве вдали желтеет поспевающа€ рожь, узкими полосками краснеет гречиха... —олнце все выше и выше. Ѕыстро сохнет трава. ¬от уже жарко стало... ¬ы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскал€ютс€ и словно желтеют на солнце. Ќо что это? ¬етер внезапно налетел и промчалс€; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?.. что за свинцова€ полоса на небосклоне?

«ной ли густеет? туча ли надвигаетс€?.. Ќо вот слабо сверкнула молни€... Ё, да это гроза! кругом еще €рко светит солнце... Ќо туча растет: передний ее край выт€гиваетс€ рукавом, наклон€етс€ сводом. “рава, кусты, все вдруг потемнело... —корей! вон, кажетс€, виднеетс€ сенной сарай... скорее!.. ¬ы добежали, вошли...  аков дождик? каковы молнии?  ое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Ќо вот солнце оп€ть заиграло. √роза прошла; вы выходите. Ѕоже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земл€никой и грибами!..ї [12;318-319].

 ак €рко и как поразительно тонко передаетс€ настроение осеннего пейзажа: Ђ» как же этот самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!.. ¬етра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движень€, ни шума; в м€гком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми пол€ми. —квозь обнаженные, бурые сучь€ деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах вис€т последние золотые листь€. —ыра€ земл€ упруга под ногами... —покойно дышит грудь, а на душу находит странна€ тревога. »дешь вдоль опушки, гл€дишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приход€т на пам€ть, давным-давно заснувшие впечатлени€ неожиданно просыпаютс€; воображение реет и носитс€, как птица, и все так €сно движетс€ и стоит перед глазами. —ердце то вдруг задрожит и забьетс€,страстно броситс€ вперед, то безвозвратно потонет в воспоминани€х. ¬с€ жизнь развертываетс€ легко и быстро, как свиток; все своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею душою владеет человек. » ничего кругом ему не мешает Ч ни солнца нет, ни ветра, ни шуму...ї [12;319-320].

 ак €рко, как поразительно точно передаютс€ “ургеневым ощущени€, которые испытывает человек, наблюдающий те или иные природные €влени€, грозу, дождь, раннее утро, рассвет, полуденный зной. —колько восторга, радости, восхищени€!

¬ыделение семантической группы Ђнастроениеї обусловлено психологизмом, присущим тургеневскому пейзажу. ћожно выделить такие ключевые единицы, как Ђпейзаж-настроениеї и Ђпейзаж-переживаниеї. ¬ описани€х природы “ургенева чувствуетс€ неразрывна€ св€зь духовного и материального мира человека с природой, их взаимопроникновение, благодар€ чему достигаетс€ ощущение цельности, сли€ни€. ќни полны душевности, пережиты, прочувствованы, благодар€ чему легко наход€т отклик в сердцах русских людей.

ѕо “ургеневу, природа составл€ет одно великое, стройное, целое, но в ней совершаетс€ беспрестанна€ борьба двух противоположных сил: кажда€ отдельна€ единица стремитс€ существовать исключительно дл€ себ€ [11;75]. » вместе с тем, все, что существует в природе, существует дл€ другого Ц в результате все жизни сливаютс€ в одну мировую жизнь. ѕонимание диалектических процессов вселенской жизни приводит “ургенева к острому ощущению всемирной гармонии, в которой через разъединение каждый достигает примирени€ в другом.

ќписание природы у “ургенева €ркое, насыщенное, образное, благодар€ изобразительно-выразительным средствам, которые использует автор при описании пейзажа, животного и растительного мира, €влений природы. ¬ первую очередь, это прием олицетворени€, сравнени€, контрастов, р€д эпитетов и метафор (пологими волнообразными раскатами сбегали невысокие холмы; солнце так и било с синего, потемневшего неба; солнце разгоралось на небе, как бы свирепе€; сильный ветер загудел в вышине, деревь€ забушевали; украдкой, лукаво, начинал се€тьс€ и шептать по лесу мельчайший дождь; звездочки замелькали, зашевелились; от высохших стогов сена побежали длинные тени; облака, плоские и продолговатые, как опустившиес€ паруса; звезда, как бережно несома€ свечка; речка вьЄтс€ чрезвычайно прихотливо, ползет змеей; лазурь €сна€ и ласкова€, как прекрасный глаз; мглистые волны вечернего тумана; угрюмый мрак; пол€ны, облитые потоками жидкого золота; поднимаетс€, словно взлета€, могучее светило; листь€ загорались червонным золотом; река, стыдливо синевша€; зар€ запылала пожаром; кусты раскал€ютс€; сквозило и как бы искрилось €рко-голубое небо; солнце заиграло; глубока€, чиста€ лазурь; золотиста€, почти черна€ листва; раздольные, пространные, поЄмные, трав€нистые луга; трепетали жаворонки, сыпалс€ серебр€ный бисер их звонких голосов; звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы; шевелились и лепетали молодые листь€; ключ этот бьЄт из расселины берега; полились сперва алые, потом красные, золотистые потоки молодого, гор€чего света; безжизненные, обломанные ветви; и т. д.).

ѕриведенные примеры отражают лишь часть лексики художественного €зыка ».—. “ургенева. ¬о многом именно посредством их, умело помещенных автором в структуру описани€, создаетс€ изобразительна€ семантика, котора€ и выдел€ет пейзажную единицу в р€ду других текстовых единиц.


«аключение

 онцепт €вл€етс€ базовым пон€тием, ключевым термином, который часто и успешно используетс€ в лингвокультурологии и в когнитивной лингвистике.  онцепт включает в себ€ пон€тие, но не исчерпываетс€ только им, а охватывает все содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представлени€ данной культуры о €влении, сто€щем за словом во всем многообразии его ассоциативных св€зей. ќн вбирает в себ€ значени€ многих лексических единиц. ¬ концептах аккумулируетс€ культурный уровень каждой €зыковой личности, а сам концепт реализуетс€ не только в слове, но и в словосочетании, высказывании, дискурсе, тексте.

¬ концепте отражено то, каким образом общество освоило окружающую действительность.  акое наполнение внесло в лексическую единицу а соответствии с культурой определенного национально-культурного сообщества.

ќбобща€ изложенное во второй главе, можно сделать следующие выводы:

1.          онцепт Ђѕриродаї €вл€етс€ одним из центральных фрагментов индивидуальной картины мира ».—.“ургенева.

2.         ƒанный концепт включает в себ€ общее традиционное содержание.

3.         –ассмотренный концепт представл€ет собой сложную смысловую сущность, в которой выдел€ютс€ следующие смысловые планы: Ђѕриродаї -

1)   ќкружающий мир;

2)   ќбъект естествознани€;

3)   —реда обитани€ человека;

4)   ѕервично данна€ совокупность и основа материального быти€;

5)   «агородна€, живописна€ местность.

Ќазванные концептуальные признаки отражают многогранность данного концепта в индивидуально-авторской картине мира ».—. “ургенева.

4.          онцепт Ђѕриродаї в рассказах “ургенева выражаетс€ различными лексическими средствами - это метафоры, сравнени€, олицетворение, синонимы, противопоставлени€, контрасты, эпитеты.

5.         Ћексические составл€ющие концепта относ€тс€ к тематическим группам: Ђ¬ремена годаї, Ђ¬рем€ сутокї, Ђјтмосфера, атмосферные €влени€ї, Ђѕогодаї, Ђ–астительный мир, деревь€ї, Ђ∆ивотный мир, птицыї, Ђѕейзажї, Ђѕространствої, ЂЌастроениеї.


—писок литературы

 

1.         Ўанский 2001 Ц Ўанский, Ќ.ћ., Ѕоброва, “.ј. Ўкольный этимологический словарь русского €зыка: ѕроисхождение слов./Ќ.ћ.Ўанский, “.ј.Ѕоброва. Ц ћ.: ƒрофа, 2001. Ц 400 с.

2.         –еформатский 2006 Ц –еформатский,ј.ј. ¬ведение в €зыковедение: ”чебник дл€ вузов/ј.ј.–еформатский; ѕод ред. ¬.ј.¬иноградова. Ц 5-е изд., испр. Ц ћ., јспект ѕресс, 2006. Ц 536 с.

3.         ћаслова 2001 Ц ћаслова, ¬.ј. Ћингвокультурологи€: ”чеб.пособие дл€ студ. высш.учеб. заведений./¬.ј.ћаслова. Ц ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2001. Ц 208 с.

4.         ћаслова 2004 Ц ћаслова, ¬.ј.  огнитивна€ лингвистика: ”чеб. пособие дл€ студ.высш..учеб.заведений./¬.ј.ћаслова - ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2004. -259 с.

5.         ¬ведение в €зыковедение: ’рестомати€: ”чеб.пособие дл€ студентов вузов/—ост. ј.¬. Ѕлинов, ».».Ѕогатырева, ¬.Ѕ.ћурат, √.».–огова. Ц ћ.: јспект ѕресс, 2000. Ц 332 с.

6.         †√реков 2006 Ц √реков, ¬.‘. ѕособие дл€ зан€тий по русскому €зыку в старших классах/¬.‘.√реков, ¬.¬.„ижов. Ц ћ.: ќќќ Ђ»здательство ќниксї: ќќќ Ђ»здательство Ђћир и образованиеї, 2006. Ц 512 с.

7.          урл€ндска€ 1976 Ц  урл€ндска€, √.Ѕ. “ургенев и “олстой:”чеб.пособие./√.Ѕ. урл€ндска€. Ц  урск, 1976. Ц81 с.

—ловари:

1. –епкин 1994 Ц –епкин,¬.¬. ”чебный словарь русского €зыка./¬.¬.–епкин. Ц “омск, Ђѕеленгї, 1994. Ц 656 с.

2.         »ллюстрированный энциклопедический словарь “ерра-Ћексикон. Ц ћ., Ђ“ерраї, 1998. Ц 667 с.

3.         Ѕрокгауз 2003 - Ѕрокгауз ‘.ј., ≈фрон ».ј. Ёнциклопедический словарь. —овр. ¬ерси€./‘.ј.Ѕрокгауз,».ј.≈фрон. Ц ћ.: ЂЁксмої, 2003. Ц 672 с.

4.         —тепанов 2001- —тепанов, ё.—.  онстанты: —ловарь русской культуры, »зд. 2-е, »спр. и доп./ё.—.—тепанов. Ц ћ.: јкадемический проект, 2001. Ц 990 с.

»сточники:

†“ургенев ».—. «аписки охотника:  нига рассказов: јс€; ћуму; ѕерва€ любовь: ѕовести./».—.“ургенев.//¬ст. —т. ћ.≈ремина;  оммент. ћ.ћ.Ћатышева, ¬.ћарковича, Ћ.ƒолотовой. Цћ.: ћир  ниги, Ћитература, 2006. Ц 448 с.

‘едеральное агентство по образованию –оссийской ‘едерации √осударственное образовательное учреждение высшего профессионального образовани€ Ђ—терлитамакска€ государственна€ педагогическа€ академи€ї ‘илологический факультет  афе

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€  урсова€ работа находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€  урсова€ работа по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

Ћексичне запозиченн€
Ћингвистическа€ де€тельность ∆еневской социологической школы
Ћингвистический анализ произведени€
Ћингвистическое изучение диалога как средства коммуникации
Ћингво-концептуальные особенности про€влени€ импликации
Ћингвовизуальный комплекс в современной Ѕританской прессе
Ћингвостилистическа€ экспертиза названий банков
Ћингвостилистический анализ речи персонажей пьесы ƒж.Ѕ. ѕристли &quot;ќпасный поворот&quot;
Ћингвоэкологическа€ экспертиза студенческой газеты
Ћ≥нгв≥стичне наповненн€ концепту &quot;кол≥р&quot; (&quot;colour&quot;) в украњнськ≥й та англ≥йськ≥й культурах

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru