База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Личность преступника — Криминалистика и криминология

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра криминологии, психологии

и уголовно-исполнительного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КРИМИНОЛОГИИ

ВАРИАНТ 4.

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА.

Студента 5 курса заочного факультета группы № 17

отделения “Правоведение”

Астраханцева Романа Евгеньевича. 

Адрес: ______________

Москва.  2001 год.


СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "1-5" СОДЕРЖАНИЕ_____________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599294 h 2

Понятие личности преступника________________________________________ PAGEREF _Toc525599295 h 3

Определение___________________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599296 h 3

Уровни изучения_______________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599297 h 3

Особенности___________________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599298 h 4

Структура личности преступника_______________________________________ PAGEREF _Toc525599299 h 5

Соотношение социального и биологического                                                       в личности преступника________________________________________________ PAGEREF _Toc525599300 h 8

Основные черты криминологической характеристики                     личности преступника_________________________________________________ PAGEREF _Toc525599301 h 10

Классификация и типология преступников___________________________ PAGEREF _Toc525599302 h 13

По социально-демографическим и уголовно-правовым проблемам______________________________________ PAGEREF _Toc525599303 h 13

По состоянию здоровья_________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599304 h 13

По мотиву____________________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599305 h 15

По характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций_____________________________ PAGEREF _Toc525599306 h 17

По степени общественной опасности______________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599307 h 18

Профилактическая деятельность                                                                                 по предупреждению преступности____________________________________ PAGEREF _Toc525599308 h 19

Заключение_____________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599309 h 21

Решение задач__________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599310 h 22

ЗАДАЧА №1__________________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599311 h 22

ЗАДАЧА №2__________________________________________________________________________________ PAGEREF _Toc525599312 h 22

Список использованной литературы__________________________________ PAGEREF _Toc525599313 h 25


Понятие личности преступника

Своевременное и успешное предупреждение преступлений возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. “..Личность – основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения... Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии.”[1]

Определение

С точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка сло­во “лич­ность” оп­ре­де­ля­ет­ся, как “че­ло­век,... но­си­тель ка­ких-ни­будь свойств...” или “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих дан­но­му че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность...”, “от­дель­ный че­ло­век в об­ще­ст­ве, ин­ди­ви­ду­ум...” (“Го­во­ря о лич­но­сти, ча­ще все­го име­ют в ви­ду про­сто от­дель­но­го че­ло­ве­ка” И.С.Кон. “Со­цио­ло­гия лич­но­сти”).

Сло­вом “пре­ступ­ник” называют то­го, “кто со­вер­шил уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние”(в един­ст­вен­ном зна­че­нии) или “че­ло­век, ко­то­рый со­вер­ша­ет или со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние”.

Итак, “лич­ность пре­ступ­ни­ка”  мож­но пред­ста­вить, как “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих со­вер­шаю­ще­му или со­вер­шив­ше­му пре­сту­п­ле­ние че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность”.

Уровни изучения

Кри­ми­но­ло­ги изу­ча­ют эту со­во­куп­ность свойств для ис­поль­зо­ва­ния в про­цес­се рас­сле­до­ва­ния и рас­смот­ре­ния уго­лов­но­го де­ла, а так­же при соз­да­нии ос­нов и ме­то­дик ин­ди­ви­ду­аль­ной про­фи­лак­ти­ки. Од­на­ко на ос­но­ве изу­че­ния лич­но­сти кон­крет­но­го пре­ступ­ни­ка не­воз­мож­но оп­ре­де­лить при­чи­ны со­вер­ше­ния ни оп­ре­де­лен­ной груп­пы преступлений (на­при­мер, при­чин со­вер­ше­ния квар­тир­ных краж), ни, тем более, всех пре­сту­п­ле­ний вообще. Имен­но по­это­му, кри­ми­но­ло­ги в про­цес­се на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний  и обоб­ще­ний пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки изу­ча­ют лич­ность пре­ступ­ни­ка на груп­по­вом уров­не.

При та­ком под­хо­де изу­ча­ют­ся ка­те­го­рии и ти­пы пре­ступ­ни­ков, вы­де­ляе­мые по сход­ст­ву как со­вер­шае­мых пре­сту­п­ле­ний, так и со­дер­жа­ния лич­но­ст­ных качеств самих субъектов преступных дея­ний.

Та­ким об­ра­зом, лич­ность пре­ступ­ни­ка в кри­ми­но­ло­гии изу­ча­ет­ся на трех уров­нях:

- ин­ди­ви­ду­аль­ном;

- груп­по­вом;

- об­щем.

Ес­ли обоб­щить при­ве­ден­ные три уров­ня изу­че­ния лич­но­сти пре­ступ­ни­ка, то, на этой ос­но­ве, мож­но сфор­му­ли­ро­вать кри­ми­но­ло­ги­че­ское по­ня­тие лич­но­сти пре­ступ­ни­ка в ши­ро­ком смыс­ле.  Лич­но­сть пре­ступ­ни­ка (в ши­ро­ком смыс­ле), - сис­те­ма ха­рак­те­ри­стик, ис­поль­зуе­мых для изу­че­ния лич­но­сти че­ло­ве­ка, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние и оп­ре­де­ле­ния при­чин со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ний.

Особенности

При рас­смот­ре­нии лич­ности пре­ступ­ни­ка, оте­че­ст­вен­ная кри­ми­но­ло­гия выделяет следующие особенности:

1. Социальный характер личности преступника.  Этот ас­пект по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать лич­ность пре­ступ­ни­ка как:

- чле­на об­ще­ст­ва;

- чле­на со­ци­аль­ных групп или иных общ­но­стей (на­при­мер, во­ен­но­слу­жа­щих);

- но­си­те­ля со­ци­аль­но-ти­пич­ных черт.

2. Че­ло­век не ро­ж­да­ет­ся, а ста­но­вит­ся пре­ступ­ни­ком. То есть ка­ж­дый человек, как лич­ность - это про­дукт не толь­ко су­ще­ст­вую­щих от­но­ше­ний, но так­же сво­его соб­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Од­но и то же об­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние бу­ду­чи по-раз­но­му вос­при­ня­то и оце­не­но лич­но­стью, по­бу­ж­да­ет его к со­вер­шен­но раз­лич­ным дей­ст­ви­ям. Сис­те­ма от­но­ше­ний че­ло­ве­ка к раз­лич­ным со­ци­аль­ным цен­но­стям, нор­мам и ин­сти­ту­там, са­мо­му се­бе и сво­им обя­зан­но­стям, раз­лич­ным общ­но­стям, груп­пам и т.д. за­ви­сит, сле­до­ва­тель­но, как от внеш­них, так и внут­рен­них лич­но­ст­ных об­стоя­тельств.

3. Не­об­хо­ди­мо всесторонне изу­чать субъ­ек­ты со­вер­ше­ния са­мых раз­но­об­раз­ных пре­сту­п­ле­ний, в том чис­ле и не­ос­то­рож­ных. Личность всех совершивших преступления, должна быть предметом криминологического изучения. Это имеет огромное практическое значение в первую очередь для профилактики правонарушений.

4. Не всем без ис­клю­че­ния ли­цам, со­вер­шив­шим пре­сту­п­ле­ние, характерны стой­кие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные взгля­ды и ори­ен­та­ции и яр­ко вы­ра­жен­ная ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ская на­прав­лен­ность. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности, как носителя причин преступного поведения.

5. Изучение лич­но­сти пре­ступ­ни­ка долж­но стро­ить­ся на твер­дой пра­во­вой ос­но­ве, т.е. долж­на изу­чать­ся лич­ность тех, кто с мо­мен­та со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния, удо­сто­ве­рен­но­го су­дом, и до от­бы­тия уго­лов­но­го на­ка­за­ния при­зна­ет­ся субъ­ек­том пре­сту­п­ле­ния. По­это­му рас­смат­ри­вае­мая ка­те­го­рия име­ет вре­мен­ные рам­ки. Ведь после отбытия наказания человек уже не преступник и потому не может рассматриваться как преступная личность. Не обязательно, что человек после отбытия наказания исправился. Истек установленный законом срок наказания. Исправление, в виде положительной перестройки системы нравственных и психологических ценностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может наступить гораздо позже, или вообще не наступить. Тогда, в последнем случае, это будет личность, представляющая общественную опасность.

6. Лич­ность пре­ступ­ни­ка от­ли­ча­ет­ся от за­ко­но­пос­луш­ной лич­но­сти сво­ей об­ще­ст­вен­ной опас­но­стью. Од­на­ко об­ще­ст­вен­ная опас­ность лич­но­сти гра­ж­да­ни­на не пред­по­ла­га­ет обязательного пре­ступ­но­го по­ве­де­ния. Это ка­че­ст­во за­ви­сит как от са­мой лич­но­сти, так и от внеш­них об­стоя­тельств, спо­соб­ных пре­пят­ст­во­вать та­ко­му по­ве­де­нию или даже исключить его.

7. Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие  двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему

а) психологических особенностей,

б) антиобщественных взглядов,

в) отрицательного отношения к нравственным ценностям и

г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[2].

Иными словами, все те качества преступника, или человека, который только еще может стать на преступный путь; которые могут объяснить совершение преступления и входят в предмет криминологии. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.

Структура личности преступника.

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Это качество личности наиболее важно для криминологии, поскольку оно позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

-одна из них включает в себя социально-демографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальную и профессиональную принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

-вторая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и нервной системы, и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). Причем, биологическая природа человека – необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.

-третью образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

-в четвертую входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки. Эти признаки позволяют познать внутреннее содержание личности, т.к. человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности;

-далее идут интеллектуальные свойства, такие как уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, объем знаний, широта взглядов, умения и навыки, жизненный опыт;

-затем эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как уравновешенность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды.

- волевые свойства включают: способность  принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и др.

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности.

Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности как таковой не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, негативной направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому необходимо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека отношение к действительности, и то, как оно влияет на его деятельность. Направленность оказывает определяющее влияние на другие элементы типа личности - объем знаний, характер, темперамент, задатки. Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, подтверждено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

В связи с вышесказанным, хотелось бы сказать о теории дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвином Сазерлендом (1939) и его учеником Дональдом Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

Из теории дифференцированной ассоциации Кресси сделал следующие выводы:

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает  споры.

Соотношение социального и биологического                                 в личности преступника.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней.

Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины.

Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к этому поведению может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.

Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих различные психические отклонения. Такие науки как психология, психофизиология, психиатрия, а также некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальному развитию личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.

Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.

Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.

Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.

В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самого противоправного поведения, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олиг­о­френии в степени дебильности, органического поражения центральной нервной сис­темы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. А вот мотивация, внутренние причины преступного поведения, как раз и не представлены в медицинском диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности.

Как установлено, психопатия, например, является одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно трудятся на благо общества и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.

Криминологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника путем изучения близнецов. Это изучение было ориентировано на единое генетическое начало и направлено на выяснение степени совпадения у близнецов иных, в том числе криминологических признаков. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение близнецов может объясняться как сходной средой формирования личности, так и сходными психофизиологическими особенностями изученных лиц. К тому же близнецов среди населения не очень много, а среди преступников, практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.

В плане соотношения биологического и социального внимание криминологов привлекали лица, обладающие хромосомными аномалиями, т.е. отклонениями от нормального строения и количества хромосом в наследственных (половых) клетках. В 60-х годах было высказано мнение о том, что именно хромосомные аномалии могут быть связаны с преступным поведением (например, чрезмерная агрессивность у мужчин или необъяснимая жестокость у женщин). Однако и в этой области не добыто достоверных данных. Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждом из них  - все это привело к расхождениям в оценках разных ученых. По существу, исследования хромосомных аномалий установили связь этих аномалий не столько с преступностью, сколько с психическими заболеваниями.

Основные черты криминологической характеристики              личности преступника.

Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.

Задача такого изучения - вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.

Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:

-среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например, среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением в сфере торговли и бытового обслуживания и некоторых других;

-возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе  наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24-, 14-17-летние, и, затем, 30-40 летние. Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет – это чаще всего кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;

- семейное положение родителей и то, какими методами они осуществляют воспитание будущих членов общества, оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов девиантного поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;

-коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей). В целом распространенность преступности среди холостяков и одиноких, выше, чем среди лиц, имеющих семьи. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля;

-особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы в трудовой деятельности и пр.). Следует отметить большую категорию в их контингенте лиц без определенных занятий. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов;

-Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, с ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у законопослушных граждан. Причем, особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Наименее низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием, служебным положением;

-современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, социальной роли (положением в обществе и принадлежности к определенным социальным группам), социальному статусу (в соответствии с которым от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение же ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом, либо личностью и ее окружением);

-среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть рецидивистов составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи;

-особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям.

-лидерскими способностями и ярко выраженной индивидуальностью обладают немало преступных личностей. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь общественной характеристикой последних. Эти же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. Лидерские качества означают не только умение руководить людьми и подчинять их себе любыми средствами, но и эмоциональную холодность, равнодушие к другим участникам преступной группы или преступной организации, общую направленность преступной активности группы. 

Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие  обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.

Поэтому и сам термин “личность преступника” весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.

Криминология (генетика и криминолого-генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества “по полочкам” (способен - не способен, умен - не умен, предрасположен - не предрасположен), “приговаривая” его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив.

С учетом вышесказанного, возникает необходимость классификации и типологии преступников.

Классификация и типология преступников.

Для того, чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего следует отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, - не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место.

Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых можно выделить:

1)    по социально-демографическим и уголовно-правовым проблемам;

2)    по состоянию здоровья преступников;

3)    по глубине и стойкости криминогенной направленности.

По социально-демографическим и уголовно-правовым проблемам

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

По состоянию здоровья

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.

 В связи с тем, что мы затронули тему признаков, характеризующих состояние здоровья, нельзя не упомянуть о том, что в конце ХIХ века в Италии возникла позитивистская школа, в основу которой был положен и господствует  поныне уголовно-правовой догматизм, т.е. господствующие положения принимаются за непреложную истину.

Одним из направлений этой школы является “медицинская модель” подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении.

Хотелось бы также отметить итальянскую антропологическую школу, основные представители которой - Ломброзо, Ферри, Гарофалло, рассматривали преступность, как патологическое явление биологического характера, как постоянную спутницу человечества, а преступление - результат болезни, нравственного помешательства, выражение атавизма. Ломброзо выдвинул антинаучное положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Ферри признавал, что если человек  “физически” вменяем, и смог самостоятельно совершить преступное деяние, следовательно, он, будь он даже душевнобольным, должен нести социальную ответственность. Гарофалло предлагал профилактическую смертную казнь прирожденных преступников и душевнобольных, определяемых судом по биосоциальной классификации.

Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена

Теперь рассмотрим проблему типологии.

Проблема типологии личности преступника может быть решена лишь на прочной методологической основе. Говорить о личности преступника как о социальном типе можно лишь в том случае, если она отличается каким-либо признаком, которого нет у представителей других социальных типов. Таким признаком, свойством является его общественная опасность, заключающаяся в возможности нанесения вреда тем отношениям, которые охраняет государство.

Личность преступника как явление типологического порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств.

           Специфика личности, как типа, заключается именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не есть случайное по отношению к личности. В своей основе оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве таковых выступают жизненный опыт человека, наполненный социальным содержанием, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что личность преступника является закономерной социальной фигурой для конкретного общества настолько, насколько закономерно существование преступности на данном этапе развития этого общества.

Если криминология - это наука о природе и причинах преступности, мерах ее предупреждения, то и изучение личности преступника осуществляется в тех же целях. Следовательно, типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и механизм преступного поведения в целях его предупреждения.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив.

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма, определяющее способы поведения данного индивида.

Именно в мотиве отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В мотиве конкретизируются потребности, которые изменяются с расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, что она такова, каков мотив ее поведения.

По мотиву

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы преступного поведения. Во всяком случае большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.

С учетом сказанного могут быть выделены отдельные типы личности преступника, например, по мотивам личного обогащения. Стремление к повышению материального достатка в обществе не является противоправным и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Такой тип личности традиционно называется корыстным, но это скорее всего моральная оценка; понятие корысти обозначает здесь общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа приемлемо лишь с такой оговоркой: этот тип объединяет всех лиц, совершивших любые преступления по мотивам личного обогащения. Чаще всего - это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

Следует отметить, что среди виновных в корыстных и должностных преступлениях заметно выделяется  группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Это часто сопровождается неправильным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в качестве дополнительного мотива. Следовательно, названных преступников можно объединить в престижный тип.

Однако по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе представляется ценным. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. Стало быть, и такого рода преступников целесообразно относить к престижному типу.

Сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса необходимо исходить из того, какие мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того. чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Стало быть, такие преступления могут совершаться из некорыстных побуждений.

Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради самого насилия могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений - к сексуальному.

Судя по данным криминологических исследований, на росте и повышении общественной опасности насильственной преступности отразились следующие факторы:

n

n

n

n

Таким образом, среди основной массы преступников по мотивационным критериям можно выделить:

корыстный, престижный, насильственный и сексуальный типы. Такое выделение носит условный характер. Разумеется могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу.

По характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций

Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии преступников. Их типологические группы могут быть построены и по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. В связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны:

-негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев хулиганства;

-корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;

-индивидуалистическое отношение к различным социальным установкам и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным, трудовым и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

-легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

-ориентированные на абсолютный приоритет своих собственных потребностей (или потребностей своих родных и близких);

-ориентированные на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей. 

По степени общественной опасности

Возможно выделение типов преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:

-особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; обще-уголовных преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников /для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию/ и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами;

-десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, “выпавшие” из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы “плывут по течению”. Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся обстоятельства. Как и особо опасные преступники, представители этого типа устойчивы в своих установках и противоправном поведении;

-неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;

-  ситуативные преступники - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей, из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.

-  случайные преступники – лица, впервые совершившие преступления, в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения.

Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.

Профилактическая деятельность                                                    по предупреждению преступности

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих в ходе профилактики и борьбы с преступностью.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп населения, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на соответствующей территории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики. Содержание общепрофилактических мер во многом должно определяться особенностями таких групп.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов  оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

Поскольку речь идет об изучении личности, в процессе профилактической деятельности нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, увлечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности - психиатра.

Как для общей, так и для индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся в местных ОВД и ФСБ учеты.

Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений обслуживаемого участка в целом. В процессе же аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.

Заключение

В данной работе я попытался осветить наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении личности правонарушителя.

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: пре­ступ­ность пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное яв­ле­ние, свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей. Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эф­фек­тив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния пре­сту­п­ле­ний мож­но толь­ко при глу­бо­ком изу­че­нии все­го, что ха­рак­те­ри­зу­ет пре­ступ­ни­ка как ин­ди­ви­да, как лич­ность.


Решение задач

ЗАДАЧА №1

           Водитель Л. работал вместе с Ю., которому за определенное вознаграждение доставлял товар. В один из рейсов автомашина сломалась и Л. прибыл в город на “попутке”. Прибыв к Ю. без товара и машины, он подвергся избиениям и истязаниям, которые продолжались не один день: привязанного к стулу Л. пытали с помощью кухонного ножа. При этом Л. пытался объяснить, что и товар, и машина находятся на дороге, и он ничего никуда не продавал. Тогда Ю. заставил его написать расписку примерно такого содержания: “Обязуюсь отдать деньги в долларах Его величеству Юрию Андреевичу”. Ничего не понимающему Л. Юрий Андреевич (бывший его товарищ Ю.) пояснил, что его заставили сменить фамилию, но на самом деле он сын известного серийного преступника-маньяка Андрея Чикатило и гордится своим отцом.

           Определите соотношение социального и биологического в личности Юрия Чикатило.

РЕШЕНИЕ

           По всей видимости, речь идет о каких-то психических отклонениях Юрия Чикатило.

           Это - преступник, совершивший насильственное преступление – избивал, издевался и пытал кухонным ножом человека, и не один день! Содержание расписки также свидетельствует о психических отклонениях.

           Как я уже указывал ранее, ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к ослаблению сдерживающих контрольных механизмов.

           Но в данном случае, не сама аномалия психики явилась причиной совершения преступления (это лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины), а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которым он был подвержен с детства (гордость за отца, являющегося известным серийным убийцей и насильником. Причем Юрию известно это обстоятельство).

           Таким образом здесь сочетаются как биологические (несомненные психические отклонения), так и социальные (неблагоприятные внешние условия формирования личности Юрия Чикатило) моменты.

ЗАДАЧА №2

              Козлову 27 лет, женат, имеет двоих детей, работает электриком 4-го разряда на мебельной фабрике. Учится на вечернем факультете политехнического института. На работе, по месту учебы и в быту характеризуется положительно.

           После сдачи очередной сессии Козлов вместе с однокурсниками отмечал ее окончание. При этом среди всех он был самым трезвым, т.к. вообще алкогольные напитки употребляет редко. В связи с этим ему поручили доставить домой опьяневшего Семина, что он и сделал. При этом он уложил Семина спать, а сам, уходя из квартиры Семина, забрал его деньги и кожаную куртку.

           Ермишину 27 лет, холост, проживает с родителями, работает техником-смотрителем в ДЭЗе. Характеризуется по месту работы положительно, хотя имеет приводы в милицию, когда в подъезде дома, где проживал, устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии.

           Возвращаясь вечером с работы домой, на Ермишина попал окурок сигареты, выброшенной из окна (как показалось Ермишину) квартиры, с хозяйкой которой Ермишин постоянно скандалил. Ермишин поднялся на лестничную площадку, где расположена эта квартира, позвонил в дверь, и когда хозяйка квартиры ему открыла, он ударил ее кулаком в лицо.

           Определите, к какому типу преступников (по степени криминальной пораженности) следует отнести Козлова и Ермишина.

РЕШЕНИЕ

              Согласно данной мной типологии преступников по степени криминальной пораженности на стр. 18-19 данной работы, я считаю, что: 

1)    случайных преступников:

           Во-первых, это – сформировавшихся взглядов молодой человек, 27-ми лет, женатый и имеющий двоих детей. У него сложная и ответственная профессия, для которой необходимы определенные знания и умения. Он осознанно повышает свой уровень знаний, учась после работы на вечернем факультете политехнического института. На работе, по месту учебы и в быту характеризуется положительно.

           Во-вторых, - он общителен и ответственен (ему поручили доставить домой опьяневшего товарища, что он и выполнил). Редко употребляет алкогольные напитки, что говорит о том, что он способен принимать и осуществлять принятые решения, умеет регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладает выдержкой.

           В-третьих, он впервые совершил преступление в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения. (Да и преступление ли это? Ведь в условии задачи не указан мотив деяния!?).

2) Ермишина можно отнести к категории неустойчивых преступников:

           Во-первых, он ведет образ жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. С одной стороны - это неодинокий молодой человек, со сформировавшимися взглядами на жизнь и определенным жизненным опытом. Ему 27 лет, он проживает с родителями, работает и характеризуется по месту работы положительно. С другой стороны – находясь в нетрезвом состоянии, устраивает скандалы в подъезде своего дома, за что имеет приводы в милицию.

           Во-вторых, у него высокая степень эмоциональной возбудимости, он – вспыльчив и чутко реагирует на малейшие отрицательные проявления внешней среды. Постоянные скандалы с хозяйкой злополучной для него квартиры, говорят о постоянной проблемной (конфликтной) ситуации, которая явилась поводом (мотивом) для совершения преступления. Здесь ситуация, когда на Ермишина попал окурок сигареты (как ему показалось - из той самой квартиры), сыграло роль “спускового крючка”. В результате – причинение вреда здоровью. 

           В-третьих, в нем нет стойких антиобщественных установок и представлений. В трезвом виде – это нормальный человек, законопослушный гражданин. Ни разу за свои 27 лет не совершивший уголовного преступления.

           Он отличается частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина и при существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону, а т.ж. эффективного воспитательного воздействия способен воздержаться от противоправных действий.


Список использованной литературы

1.      

2.    

3.    

4.    

5.    

6.      Преступность: стратегия борьбы// Сборник научных трудов. Под ред. А.И.Долговой. М., 1997.

7.    



[1] Криминология: Учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М., 2000,  стр. 124

[2] Криминология: Учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М., 2000,  стр. 126

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНОЛОГИИ ВАРИАНТ 4. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА. Студента 5 курса заочного факультета

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Криминалистический учет
Баллистика
Травмы, возникающие при падении с высоты
Статистика в криминологических исследованиях
Криминологическая классификация (типология) преступников, ее основания и практическое значение.
История сыскного дела в России: Основные периоды правового регулирования
Тактические особенности осмотра места проишествия
Трассология. Следы рук, следы ног
Криминология. Понятие преступности и ее основные характеристики
Проблема терроризма в Дальневосточном регионе

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru