курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание:
Введение
1. Агрессия: определение
2. Становление агрессивного поведения
2.1 Усвоение агрессивного поведения
2.1.1 Семейные взаимоотношения
2.1.2 Стиль семейного руководства
2.1.3 Модели семейного воспитания
2.1.4 Взаимоотношения со сверстниками
2.1.5 Демонстрация моделей агрессивного поведения
2.2 Влияние когнитивных процессов
3. Управление агрессией
3.1 Наказание как средство предупреждения агрессии
3.2 Катарсис
3.3 Воздействие моделей неагрессивного поведения
3.4 Индукция несовместимых реакций
3.5 Тренинг социальных умений
Заключение
Список литературы
Введение
Известная книга Конрада Лоренца, изданная в нашей стране под лаконичным названием «Агрессия», в оригинале называется иначе – «Так называемое зло». Сама эта формулировка четко обозначает позицию автора: агрессия, которую принято считать злом, на самом деле таковым не является, а выступает естественным, биологически целесообразным механизмом выживания живых существ.
Противоположную точку зрения отстаивает наш соотечественник В.П. Эфроимсон. По его убеждению биологически целесообразным приспособительным механизмом является отнюдь не тяга к насильственному подавлению других, а напротив – альтруистическое стремление оказывать другим поддержку.
Вопрос о том является ли агрессивность неотъемлемым атрибутом человеческой природы или социально обусловленным извращением этой самой природы, по сей день остается дискуссионным. Так или иначе, агрессия во все времена выступала важным элементом социального бытия человека, более того – часто составляла для человека проблему – большинство человеческих бед – это страдания жертв агрессии.
В данной работе рассмотрены механизмы становления агрессивного поведения и способы управления агрессией.
1. Агрессия: определение
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористый продавец, подразумевается нечто другое. В чем же различия?
Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить или разрушить. Первое – это напористость, второе – агрессия.
В настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
2. Становление агрессивного поведения
2.1 Усвоение агрессивного поведения
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семей), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
2.1.1 Семейные взаимоотношения
Такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений между ними.
Например, обнаружено, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью в жизни ребенка.
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родитель-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей, (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат), плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Штайметц (Steinmetz, 1977) сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.
При изучении последствий родительского вмешательства в драки между детьми в семье, обнаружено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. Братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей.
2.1.2 Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства – позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект о вмешательства родителей при агрессии между братьями – сестрами. Подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленной разницей в возрасте.
2.1.3 Модели семейного влияния
Существуют две теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выяснить как влияние ребёнка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведения ребёнка. Агрессивность ребёнка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью:
1) негативизм матери – враждебность, отчуждённость, холодность и безразличие к ребёнку;
2) терпимое отношение матери к проявлению ребёнком агрессии по отношению к сверстникам или членом семьи;
3) применения родителям силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;
4) темперамент ребёнка – уровень активности и вспыльчивость.
В целом возбудимые мальчики, выросшие в жестокой и неблагоприятной семейной обстановке, относительно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребёнку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребёнка. Сходным образом темперамент ребёнка был связан со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импульсивный и энергичный мальчик» своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения.
Паттерсон и его коллеги(Patterson, 1986) разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой можно глубже понять процессы, обуславливающие зависимость между этими параметрами (Рис. 1). Одна из сторон модели - незрелые методы регулирования поведения, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющиеся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы.
Негативное отношение матери к своему ребенку |
Использование родителями силовых дисциплинарных методов |
Снисходительное отношение матери к агрессии ребенка
|
Вспыльчивый ребенок |
Агрессивность ребенка |
Рис. 1 Модель становления агрессии по Олуэйзу
В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов. Если родителям не хватает умения следовать определенным правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.
2.1.4 Взаимодействие со сверстниками
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры – в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.
Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Дети, которые регулярно посещали детский сад, оцениваются учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (например, в школе).
2.1.5 Демонстрация моделей агрессивного поведения
Одно из классических открытий социальной психологии – возможно, самое классическое – то, что на людей зачастую влияют поступки или слова окружающих. Всю сумму влияния, которое оказывает наблюдение насильственного поведения на свидетеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых. Во-первых, очевидно, что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение посредством наблюдения – хорошо изученный феномен, которому отводится главная роль в объяснениях воздействия примеров насильственного поведения.
Во-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую может кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое.
Этот эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли. В результате наблюдатель настолько привыкает к насилию и его последствиям, что перестает рассматривать его как особую норму поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. И, наконец, постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности. Это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно.
2.2 Влияние когнитивных процессов
То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и Крику (Dodge and Crick, 1990) , которая базируется на пятиступенчатом процессе.
Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях. Первый этап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом – агрессивное поведение) – это прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума столкнуться с социальной проблемой. Если имеет место хорошо отработанный «сценарий», то расшифровка «посылов к агрессии» будет сравнительно эффективной и точной. Сами по себе ожидания или мысли, связанные с агрессией, заставят его пристальнее взглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные с этим типом поведения. В некоторых случаях диспозиции человека (например, враждебность) или социальные воздействия, имевшие место в недалеком прошлом (например, фрустрации), могут заранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных «посылах к агрессии». Обнаружено, что агрессивных детей в большей степени привлекает агрессивный стимульный материал (кукольные шоу, мультфильмы), чем неагрессивный.
Интерпретация «посылов к агрессии». Второй этап рассматриваемой когнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание и интерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. В этой фазе когнитивного процесса ребенок интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуцию причин. В целом обнаружено, что агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию, в которой человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большей вероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался враждебностью.
Выбор реакции. Как только индивид приходит к заключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию. Другими словами, ребенок должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка наличествует меньше реакций, подходящих для конкретного случая, и что скорее всего они будут связаны с агрессией. Агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, выбирают более агрессивные действия для решения конфликтной ситуации. Неагрессивные дети видят больше вариантов возможных решений и возможных последствий, в то время, как агрессивные предполагают очень ограниченное количество решений и почти не задумываются о возможных последствиях.
Оценка реакции. Осознав перечень возможных реакций, ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них воплотить в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В каком качестве могут выступать потенциальные последствия решения – то есть по силам ли ему данная стратегия поведения и насколько она окажется эффективна? Оценивающий может решать, сумеет ли он осуществить входящие в выбранную реакцию действия. Маленький ребенок, когда его обижает здоровенный верзила, может «подобрать» в качестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего, он оценит ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективно воплотить ее в жизнь. На этом этапе оцениваются вероятные результаты или последствия от использования выбранной стратегии.
При анализе зависимости между агрессивным поведением и двумя факторами – восприятием самоэффективности (способности осуществить предполагаемую реакцию) и ожиданиями последствий от этой реакции было выявлено, что агрессивные дети более уверены в своей способности действовать агрессивно и менее уверены в способности удержаться от агрессии, чем дети неагрессивные. Что касается ожидаемых последствий, агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, были более уверены в получении реальной выгоды, в уменьшении антипатии и больше гордятся агрессивными поступками.
Реакция утверждена и вступает в силу. На последнем этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение. Здесь особенно могут быть важны поведенческие навыки. Очевидно, что человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается. Например, у подростков – правонарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыки межличностного общения, нет привычки учиться и работать.
агрессия механизм социальный наказание
3. Управление агрессией
3.1 Наказание как средство предупреждения агрессии
При определенных условиях наказание (или просто страх возможного наказания) может действительно удержать человека от осуществления актов насилия. Однако при других обстоятельствах это может и не произойти. В определенных случаях наказание может даже способствовать актуализации агрессивного поведения, а не сдерживать его.
Влияние страха возможного наказания на агрессию зависит от нескольких факторов.
Первый фактор – степень «разгневанности» потенциальных агрессоров. При низком или умеренном провоцировании и возбуждении, вызванном гневом, страх применения наказания может « предохранить» от проявлений открытой агрессии. Напротив, когда провокация и возникающий в качестве реакции на нее гнев сильны, страх наказания может не сыграть никакой роли и не оказать сдерживающего воздействия.
Вторым фактором, определяющим, будет ли страх наказания влиять на проявление агрессии, является сознание индивидом того, насколько выгодно для него подобное поведение. Когда результатом актов агрессии может оказаться получение прибыли в любом смысле этого слова – например, большой денежный доход или переход на более высокую ступень в социальной иерархии, - даже сильный страх наказания оказывается не в состоянии удержать людей от подобного поведения. Напротив, когда агрессивное поведение не дает людям практически никакой выгоды, страх наказания может оказаться весьма существенным фактором сдерживания открытой агрессии.
Еще два фактора – это строгость возможного наказания и вероятность того, что подобная мера действительно будет осуществлена. Страх наказания будет играть большую роль в предотвращении открытой агрессии, если за совершение агрессивных действий грозит суровая кара. Боязнь возможного наказания зачастую не становится преградой для реализации актов насилия, когда известно, что к такому наказания навряд ли прибегнут. На самом деле пустые угрозы могут привести к совершенно неожиданному результату: агрессия стабильно уменьшается по мере повышения вероятности наказания за подобное поведение.
В целом имеющиеся данные свидетельствуют о том, что влияние боязни наказания на демонстрацию агрессии зависит от нескольких факторов. Это мера приводит к положительным результатам, если:
1) потенциальные агрессоры не подвергаются сильному провоцированию;
2) практически не получают выгоды от открытой агрессии;
3) возможное наказание за агрессивные действия будет суровым;
4) вероятность наказания высока.
3.2 Катарсис
Еще Аристотель (382 – 322 н.э.) считал, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было продолжено многими другими, в частности Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Признавая реальность такого «очищения», Фрейд, тем не менее, был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. Таким образом, представление о катарсисе, принятое в психологии, скорее сродни тому, что излагают Доллард и его коллеги в монографии « Фрустрация и агрессия» (Dollard et ai.,1939)
Согласно этим авторам, «результатом любого акта агрессии является катарсис, который уменьшает вероятность проявления других агрессивных действий». Короче говоря, Доллард и его коллеги считают, что осуществление одного акта агрессивного акта – независимо от того, что его породило - снижает желание агрессора прибегать к другим формам насилия. На фоне сильной провокации деятельность, предполагающая энергичные, но безопасные действия, включая сравнительно безобидные формы агрессии, может привести к разрядке напряжения или эмоционального возбуждения. То, что агрессия по отношению к другим зачастую приводит к снижению уровня физиологического возбуждения, ни в коем случае не означает, что в будущем индивид будет не так часто выбирать агрессивное поведение в качестве модели поведения. На самом же деле, подобный способ снятия эмоционального напряжения зачастую поощряется, что может способствовать усилению агрессивных наклонностей. Коротко этот механизм можно представить следующим образом: человека выводят из себя, и он отвечает агрессией провокатору. В результате уровень физиологического напряжения у него падает. Такой способ снятия напряжения, в свою очередь, может способствовать развитию у человека склонности реагировать в будущем агрессией на тех, кто будет его провоцировать. Короче говоря, эмоциональный катарсис ни в коем случае не гарантирует того, что полученная в результате нападок на других разрядка уменьшит вероятность проявления подобного поведения в будущем. Как показала жизнь, вполне возможны и диметрально противоположные результаты (рис. 2)
Провокация | Агрессия | Снижение возбуждения | ||
Склонность агрессивно реагировать по мере усиления провокации |
Рис. 2
3.3 Воздействие моделей неагрессивного поведения
Большое количество полученных в результате исследований данных подтверждает предположение, что наблюдение за моделями агрессивного поведения – действиями лиц, чье поведение можно квалифицировать как агрессивное – может иногда вызвать подобные действия со стороны наблюдателей. Если дело обстоит именно так, то возникает интересный вопрос: а нельзя ли таким же образом вызвать противоположные реакции? Если «барьеры», удерживающие от проявления агрессии, можно разрушить путем демонстрации моделей необычайно агрессивного поведения, нельзя ли их «воздвигнуть» аналогичным образом – с помощью наблюдения за моделями неагрессивного поведения – действиями индивидов, остающихся сдержанными и спокойными перед лицом даже самой сильной провокации? Самое обычное наблюдение дает положительный ответ на этот вопрос. Например, многие ситуации, в которых чувствуется напряжение или угроза, можно разрядить, если вовлеченные в них лица демонстрируют сдержанное поведение, призывают не идти на крайние меры или делают и то и другое вместе.
То, что наблюдение моделей неагрессивного поведения может способствовать снижению уровня открытой агрессии, подтвердили также несколько экспериментов. Выяснилось, что рассерженные индивиды, получившие возможность отвечать актами агрессии человеку, бывшему источником их раздражения, после наблюдений моделей неагрессивного поведения демонстрировали значительно меньшие уровни агрессии, нежили лица, не имевшие такой возможности. Более того, подобные результаты были получены не только в случае демонстрации моделей неагрессивного поведения, но и вербальных призывов вести себя сдержанно. Возможно, наиболее явно снижение уровня агрессивности наблюдалось среди лиц, предварительно подвергшихся сильному провоцированию со стороны потенциальных объектов агрессии.
3.4 Индукция несовместимых реакций
К числу устоявшихся принципов психологии можно отнести принцип, согласно которому все живые организмы, включая человека, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одно и то же время. Например , трудно (практически невозможно) одновременно мечтать и выполнять сложные когнитивные действия, такие как работа на компьютере или чтение научной статьи. Подобным же образом, трудно (скорее даже невозможно) одновременно находиться в состоянии восторга и депрессии. Этот основной принцип нашел свое отражение в проблеме предупреждения или управления человеческой агрессией в виде так называемой гипотезы несовместимых реакций. Согласно этой теории, можно уменьшить и гнев, и уровень открытой агрессии, вызывая тем или иным способом у людей чувства (эмоциональные состояния), несовместимые с гневом и агрессией. Несмотря на то что несовместимыми с гневом и открытой агрессией могут оказаться самые разные реакции, исследователи обратили особое внимание на три из них: чувства эмпатии или симпатии по отношению к потенциальным объектам агрессии, юмор и смех, и ощущение умеренного сексуального возбуждения, возникающее в результате воздействия умеренных эротических стимулов.
Эмпатия: реакция на страдания других. Ведя себя агрессивно по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страдания своих жертв. Успешно реализованный акт агрессии в конце концов подразумевает нанесение вреда или увечий намеченному реципиенту. Какие чувства испытывает при этом агрессор? Вполне возможно, что он испытывает эмпатию – испытывает чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степени эмпатии агрессора, уровень агрессии в последующих актах может быть снижен. Иными словами, в тех случаях, когда жертвы агрессии демонстрируют признаки негативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии может уменьшиться. Чем выше уровень эмпатии, переживаемой агрессором, тем ниже уровень агрессии в последующих актах насилия.
Однако боль и страдания жертвы не всегда вызывают эмпатию. Когда агрессор очень раздражен или уверен в праведности своих действий, демонстрация боли со стороны жертвы (сигналы о боли) может доставлять ему удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления. Таким образом, когда гнев силен, страдания жертвы не в состоянии предотвратить агрессию в последующих актах насилия, напротив, они могут способствовать ее проявлению.
Подводя итог, можно сказать, что страдания жертвы, а также сила гнева агрессора и кажущаяся праведность совершаемых им действий, могут действовать друг на друга при принятии решений по поводу открытой агрессии в том случае, когда на агрессоров влияют последствия совершенных ими поступков.
Юмор и смех. Юмор и вызываемый им смех могут быть еще одной реакцией, несовместимой с открытой агрессией.
В целом существующие данные свидетельствуют о том, что в некоторых случаях смех действительно может быть «лучшим из лекарств», когда дело касается агрессии. Однако, чтобы произвести такой благоприятный эффект, сюжеты юмористических материалов не должны в своей основе иметь враждебность или агрессию. В противном случае влияние юмора как способа подавить агрессию может быть полностью элиминировано.
Умеренное сексуальное возбуждение. Как ни странно, самые первые исследования, посвященные проблеме влияния сексуального возбуждения на агрессию, представили противоречивые, на первый взгляд результаты. С одной стороны, некоторые исследования показали, что демонстрация эротических стимулов может действительно снижать уровень агрессии в последующих актах насилия разгневанных индивидов. Другие же работы, напротив, показали, что на самом деле предъявление сексуально-ориентированных материалов приводит к усилению интенсивности последующей реакции. Одно из возможных объяснений противоречивости этих результатов – разнородность сексуальных стимулов, которые использовались в этих двух группах исследований. Мягкие формы эротики порождают приятное чувство возбуждения, несовместимое с гневом и открытой агрессией, в то время как жестокая эротика вызывает сложные реакции: положительные чувства сочетаются с реакциями отвращения и омерзения. Более того, демонстрация сильно возбуждающих сексуальных материалов в условиях, когда индивиды не в состоянии разрядить такое возбуждение, может сама по себе привести к фрустрации. Таким образом, уже первые исследования по проблеме возможного влияния сексуальных стимулов дают возможность сделать следующее теоретическое заключение: умеренный уровень сексуального возбуждения действительно способствует снижению уровня агрессии, как и предполагает гипотеза несовместимых реакций. Однако высокие уровни возбуждения, вызванные более откровенным материалом, могут вызвать отрицательные реакции и сильное возбуждение, которое не уменьшает агрессию.
3.5 Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно также они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. В результате они всегда ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способы обучения людей таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения.
В большинстве случаев посещение такого рода тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся – к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений.
Заключение
Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивным действиям посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Вплоть до самого недавнего времени внимание ученых было направлено на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения. Не существует убедительных научных данных, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить, или по крайне мере уменьшить частоту его проявления. Многие исследователи обратили свое внимание на не рассматривавшиеся ранее способы снижения агрессии. К ним относятся такие факторы, как наблюдение за действиями в моделях неагрессивного поведения и индукция несовместимых реакций у потенциальных агрессоров. Значительное внимание было уделено социальным навыкам индивидов, необходимых для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также технике самоконтроля – тактике, к которой они могут прибегнуть в самых различных ситуациях, чтобы обуздать свой гнев или характер.
Список литературы
1. Степанов С. Три источника и три составные части науки о враждебности // Школьный психолог № 18 (162) 2001г., стр. 2-3
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб., 1997г.
3. Майерс Д. Социальная психология / Перевод с англ. – СПб., 1999г.
Содержание: Введение 1. Агрессия: определение 2. Становление агрессивного поведения 2.1 Усвоение агрессивного поведения 2.1.1 Семейные взаимоотношения 2.1.2 Стиль семейного руководства 2.1.3 Модели семейного воспитания 2.1
Особенности внимания у школьников 7-8 лет
Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками
Особенности межличностных отношений слабослышащих детей дошкольного возраста
Особливості мотивів поведінки дошкільників
Особливості процесу мислення
Особливості проявів гендерних стереотипів у системі викладач – студент
Підлітковий вік, як соціально-історичне явище
Подготовка к браку и добрачное консультирование
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.