курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
I. Содержание и формы международной экономической интеграции и факторы, определяющие интеграционные процессы
II. Международное производственное и научно - техническое сотрудничество
III. Главные интеграционные группировки мира
IV. Место России в мировом хозяйстве
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, процесс хозяйственно – политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.
Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно - финансовой политики.
В данной работе широко рассмотрены вопросы по экономической интеграции.
I. Содержание и формы международной экономической интеграции и факторы, определяющие интеграционные процессы
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного(а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, нра согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики.
Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно - финансовой политики.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:
Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;
Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм стран;
Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы:
· Выравнивание условий развития отсталых районов
· Смягчение положения на рынке труда
· Представление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения
· Дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
Факторы, определяющие интеграционные процессы:
o Возросшая интернационализация хозяйственной жизни
o Углубление международного разделения труда
o Общемировая по своему характеру научно - техническая революция
o Повышение степени открытости национальных экономик.
Все эти предпосылки взаимообусловлены и усиливают выход воспроизводства за рамки национальных экономик. Практика показывает, что наиболее активной формой интернационализации хозяйственной жизни являются транснациональные корпорации. В последние годы интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно - инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего выступают ТНК. В основе этого процесса лежит международное разделение труда, где первоначальным является внутрифирменное разделение труда на основе специализации и кооперирования, далее следует выход за рамки национальных границ. Все это усиливает степень открытости национальности экономик.
II. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
Международное производственное сотрудничество - это специфическая форма организации производственной деятельности, предусматривающая участие в ней одновременно нескольких или множества стран, на основе производственной специализации (в том числе предметной, подетальной и технологической) каждой из них при широкой производственной кооперации между этими странами. Такая форма организации производства предполагает выход производственного процесса за рамки одной страны и осуществление его одновременно в международных масштабах.
Примеры подобного сотрудничества стали широко известными в последние годы. Многим украинцам приходилось покупать телевизоры, детали которых изготовлены в Японии или Южной Корее, а их сборка осуществлялась на предприятиях Малайзии, Тайваня или Гонконга.
Международное производственное сотрудничество отражает наиболее высокую степень специализации и кооперации. Этой форме организации производства присущи:
- высокая эффективность производства, а, следовательно, и более высокий уровень производительности;
- долгосрочность и стабильность экономических отношений между партнерами;
- тесное международное научно-техническое сотрудничество;
- наличие общих программ, единых целей в осуществлении совместной деятельности.
Научно-техническое сотрудничество, осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.
Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются:
ü создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;
ü совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;
ü совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;
ü текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;
ü организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.
Особо важным для научно-технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.
Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрасли науки.
Техническая ценность характеризуется уровнем технических характеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.
Прикладная ценность выражается в возможности и сферах применения результата в народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.
Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывайся из времени на подготовку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение.
Вероятность реализации планов и результатов разработки связана с соответствием научной и материальной базы разрабатываемой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничества. Экономическая эффективность внедрения результатов, определяется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, конкурентоспособностью по экономическим показателям национального и мирового уровня.
III. Главные интеграционные группировки мира
Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание других стран и регионов. Наряду с ЕС интеграционные образования возникли и в других частях света.
Длительное время интеграционные процессы в Северной Америке протекали на фирменном и отраслевом уровне и государством не регулировались. В 1988 г. На государственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. В 1992 г. К нему присоединилась Мексика. С 1 января 1994 г. Вступило в силу Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Инициатором создания НАФТА выступили США, которые, теснимые ЕС, Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии, стали терять свои позиции на мировых рынках и у них возник интерес к интеграционным процессам на своем континенте.
Североамериканская зона свободной торговли предполагает:
Ø Отмену таможенных пошлина на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика;
Ø Защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающих избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
Ø Снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковским и страховом деле в Мексике;
Ø Создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
О современных масштабах экономической взаимосвязи стран, входящих в НАФТА, можно судить на основании следующих данных: в США реализуется около 75-80% канадского экспорта; доля прямых инвестиций США в Канаду - свыше 75%, а Канады - в США-9%. В США поступает около 70% мексиканского экспорта. Около 65% мексиканского импорта - это импорт из США.
Дальнейшее развитие НАФТА предусматривает:
v Ликвидацию к 2010 году всех таможенных пошлин;
v Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
v Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
v Либерализацию деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
v Создание американок - канадско - мексиканской арбитражной комиссии.
v По планам создателей НАФТА полноценный северо - американский общий рынок может быть создан к 2010 году.
Североамериканская интеграционная группировка имеет свои особенности по сравнению с европейской. Основные различия - это разный уровень экономического развития стран, входящих в НАФТА. Если Канада за последние годы сумела по важнейшим макроэкономическим показателям приблизиться к США, то Мексика пока ещё сохраняет большой разрыв с США и Канадой. Канада и Мексика являются, скорее, конкурентами на американском рынке товаров и ресурсов, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Однако Мексика полагает, что именно с помощью НАФТА она сможет ускорить темпы своего развития и войти в состав промышленно развитых стран. Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. Развитие интеграции на этом континенте обусловлено:
Необходимостью создания более крупных и открытых рынков, так как их ограниченность и закрытость неизбежно ведет в современных условиях к замедлению темпов развития по всем направлениям;
Предпринятой южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализацией внешней торговли. Установление льготных тарифов или их полная отмена создали условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли;
Положительными изменениями а политической ситуации на континенте.
В интеграционных процессах в Южной Америке активную роль играет созданный в 1991 г. Торговый пакт МЕРКОСУР, заключенный между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. В результате создания группировки МЕРКОСУР 90% взаимной торговли четырёх государств освобождалось от любых тарифных барьеров, а в отношении импорта из третьих стран вводились общие тарифы и таможенные правила.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались создание в регионе к 1 января 1995 г. Условий для свободного движения капитала и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, валютно-финансовой сфере, унификация правил функционирования свободных промышленных зон. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот четырех стран вырос с 3,5 млрд. долл. В 1991 г. До 11,5 млрд. долл. В 1995г.
Процесс интеграции в Южной Америке наталкивается на ряд проблем, таких, как: недостаточное развитие транспорта, неурегулированность валютных отношений, неунифицированность налогового обложения. Большие трудности возникают и в связи с участием в интеграции стран с разным уровнем экономического развития. В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Здесь формируется несколько региональных интеграционных группировок АТР особо выделяются Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) было создано в 1989 г. И объединяет ныне 18 стран Азии, Северной и Южной Америки. Россия входит в АТЭС в качестве наблюдателя. Особенностью АТЭС является то, что оно создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнем хозяйственного развития, структурой экономик, традициями и т. П.
Основные цели АТЭС -это стимулирование взаимной торговли, инвестиций, развитие взаимного сотрудничества, в частности в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. В соответствии с планами АТЭС предполагается к 2010 году создать условия для свободной и открытой торговли и инвестирования для промышленно развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) возникла ещё в 1967 г. И сегодня объединяет Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бурней и с 1995 г. - Вьетнам.
Успех взаимного сотрудничества стран-членов АСЕАН тесно связан с бурным экономическим ростом этих стран, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями. АСЕАН ставит своей задачей путем поэтапного снижения тарифов создать к 2008 году региональную зону свободной торговли. При этом надо иметь в виду, что значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, южно-корейских корпораций.
В интеграционные процессы Азиатско-тихоокеанского региона активно включается Китай, Вьетнам, Монголия, Кампучия, Перу. Все больший интерес к группировкам АТП проявляет Россия.
Среди других региональных группировок можно выделить следующие:
· Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ)-созданная в декабре 1992 г. Зона свободной торговли, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и Словения;
· Экономическое сообщество западно - африканских государств (ЭКОВАС), созданное в 1975 г., В которое входят 16 государств Западной Африки;
· Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), объединяющий 21 государство.
IV. Место России в мировом хозяйстве
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины CC века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучают не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения.
Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-хгодов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.
Заключение
Мировая экономика рассматривается как система международных экономических взаимоотношений, как своего рода универсальная связь между отдельными национальными хозяйствами.
Цель функционирования мировой экономики – удовлетворение человеческих потребностей.
Особенность мирового хозяйства заключается в том, что на его развитие, структуру и эволюцию большое влияние оказал рост производительных сил и научно-технической революции. В рамках всемирного хозяйства это обусловило развитие интеграционных процессов отдельных стран.
Тема контрольной работы раскрыта.
Список используемой литературы
1. Мировая экономика. Практикум: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. К. Ломакин.- М.:ДАНА, 2007.-223с.
2.Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов. / Под ред. Проф. И.П. Николаевой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-510 с.
3. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. Авторов; под общ. Ред. Д-да экон. Наук, проф. В.В. Полякова и д-да экон. Наук, проф. Р. К. Щенина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 688 с.
4. Черенков В.И. Внешнеэкономическая деятельность: основные операции: учеб. Пособие / В.И. Черенков. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 541, {1}с.: илл. - (Высшее образование).
5. Колесов В.П., Кулаков М.В.Международная экономика: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008.-474с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
Содержание Введение I. Содержание и формы международной экономической интеграции и факторы, определяющие интеграционные процессы II. Международное производственное и научно - техническое сотрудничество III. Главные интеграционные гр
Організація надання міжнародних експедиторських послуг
Международное движение капитала. Проблема безработицы и трудовая миграция населения
Международная миграция трудовых ресурсов
Нормативно-правові акти національного права України, як джерело міжнародного економічного права
Обґрунтування економічної привабливості Нідерландів
Облік у вільних економічних та офшорних зонах
Стратегии освоения энергетических ресурсов шельфа Мирового океана
Стратегические экономические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря
Свободные экономические зоны
Организация внешнеторговых операций
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.