курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра связей с общественностью
Курсовая работа
По дисциплине: «Конфликтология»
На тему: «Межличностные конфликты, связанные с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов»
Исполнитель:
Студентка 3 курса 1 группы
В.В. Давыдова
Руководитель: Горохова Ю.А.
Москва – 2010 г.
Содержание
Введение
1. Понятие и типология конфликтов
1.1 Понятие конфликта
1.2 Объект и предмет конфликта
1.3 Типология конфликтов
2. Межличностный конфликт
2.2 Функции межличностного конфликта
2.3 Структура, элементы и динамика межличностного конфликта
3. Межличностные конфликты в семье
3.1 Периоды развития семьи и источники конфликтов
3.2 Причины конфликтов между супругами
4. Изучение конфликтов, связанных с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов
4.1 Программа исследования
4.2 Анализ результатов исследования
4.2.1 Интервью
4.2.2 Тест «Насколько Вы терпимы?»
4.2.3 Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
4.2.4 Тесты «Конфликты в Вашей семье» и «Идеальный супруг»
4.2.5 Тест Томаса
4.3 Вывод по исследованию
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» Л.Толстой, «Война и мир»
«Создать семью - это мало, гораздо больших сил, затрат и умений требуется, чтобы сохранить ее. Очень важно за бытовыми проблемами и суетой повседневной жизни не растерять ту любовь, нежность и теплоту, которая соединила Ваши жизни в одну[1]».
Эти слова становятся все более актуальными для молодых людей в возрасте около 20 лет. С каждым днем мы все ближе и ближе подходим к такому событию, как создание семьи. А возможно, кто-то уже ее создал.
Итак, период ухаживания, полный романтических свиданий, цветов и поцелуев на скамейке скоро окончится, и мы вступим в новую фазу отношений, создав семью. Появятся новые права и обязанности, ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Следует прилагать все усилия, чтобы семейные отношения гармонично развивались при отсутствии регрессии, которая ведет к затяжным конфликтам.
В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение межличностных конфликтов между супругами, связанных с кризисными этапами семейной жизни. Для этого нам предстоит реализовать ряд задач, а именно:
· изучить понятие, структуру и типологию конфликтов,
· изучить понятие и особенности межличностного конфликта, а также его функции, структуру, элементы и динамику,
· изучить особенности межличностных конфликтов между супругами, причины их возникновения и кризисные этапы семейной жизни.
Кроме того, необходимо проанализировать зависимость возникновения конфликтов между супругами от кризисных периодов семейной жизни и личностных характеристик каждого из супругов на примере супружеской пары, прожившей около 18-25-лет в браке (прошедшей все этапы семейной жизни).
межличностный конфликт супруг поведение
1. Понятие и типология конфликтов
Конфликт является сложным и многоплановым социальным феноменом. В нем участвуют различные стороны: индивиды, большие и малые социальные группы, государства и группы стран. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Кроме того, все мы знаем, что сама личность внутренне противоречива. Поэтому существуют и внутриличностные конфликты.
Такое многообразие причин и форм конфликта предопределяет трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
Ввиду многообразия видов конфликтов, в первую очередь, необходимо дать такое определение конфликта, которое являлось бы общим для всех его видов.
На сегодняшний день в конфликтологической и управленческой литературе существует множество определений конфликта. На Западе широко используется понятие конфликта, сформулированное американским теоретиком Л. Козером[2]: конфликт - это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
В большей степени это определение раскрывает конфликт с точки зрения социологии, так как его сущностью выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определений конфликта также носит социологический характер. Авторы выделяют различные признаки социального конфликта, как формы борьбы между индивидами и социальными общностями, направленной на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:
Л.Г. Здравомыслов[3]: Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями2.
Ю.Г. Запрудский[4]: Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству3.
А.В. Дмитриев[5]: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Итак, учитывая возможность возникновения и внутриличностных конфликтов, дадим такое определение: конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.
1.2 Объект и предмет конфликта
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета.
Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.
Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.
Объекты конфликта могут быть самыми разными, в том числе более и менее явными или латентными. Однако вообще «безобъектных» конфликтов не бывает. Даже в том случае, когда один из участников конфликта вообще не имеет никакого отношения к его возникновению, объект конфликта существует, хотя он может быть и латентным. Более того, сам конфликт может выступать не только как средство для достижения цели, но и заключать «в самом себе цель и содержание». Впервые на это обратил внимание Г. Зиммель[6]. Так, различного рода хиппи, панки, фанаты и иные группы часто устраивают демонстрации протеста, погромы, различного рода хулиганские действия ради самого протеста, демонстрации девиантного поведения, которое может носить и конфликтный характер.
При составлении типологии конфликтов, будем основываться на конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,
3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств).
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.
1. По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
3. По направленности воздействия и распределения полномочий:
• конфликты «по вертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);
• конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
• явные и латентные;
• конструктивные и деструктивные;
• кратковременные и длительные;
• реалистические и нереалистические;
• локальные, региональные и международные и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.
2. Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сотрудниками, знакомыми, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает другой ее неправоту. Люди могут прибегнуть к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимоотношений. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Любое урегулирование межличностного конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы взаимодействия.
К конструктивным функциям относят:
· познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
· функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
· инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
· разрушением существующей совместной деятельности;
· ухудшением или развалом отношений;
· негативным самочувствием участников;
· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1)предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2)конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3)послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Уровни развития конфликта (Даниэль Дэна[7]):
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Стили поведения в межличностном конфликте
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (применительно к данной работе союз мужчины и женщины) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.
Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. В жизни каждой семьи, которая существует продолжительное время, есть периоды, когда в ней происходят важные изменения, способные вызвать конфликтные ситуации. Назовем основные из них.
Первоначальный период — происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.
Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.
Третий период — средний стаж брака (10-15 лет совместной жизни). Этот период характеризуется однообразием семейной жизни, усталостью друг от друга, возможностью измены.
Четвертый период – 18-24-летний стаж брака. В данном периоде возможны появление чувства одиночества, связанного с отделением детей и эмоциональная зависимость одного супруга от другого.
Каждый из этих периодов характеризуется своими специфическими конфликтными ситуациями и конфликтами. На возникновение межличностных конфликтов в семье на любом отрезке ее развития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это обстановка в стране, условия жизни и др.
В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:
· межличностная несовместимость;
· претензии на лидерство;
· претензии на превосходство;
· разделение домашних дел;
· претензии на управление бюджетом;
· следование советам родственников и друзей;
· интимно-личная адаптация.
1. Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим индивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение.
2. Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформироваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чревато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за собой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное обсуждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидерство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решение семейных вопросов.
Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство. Чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодействие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчеркивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положительной.
3. Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел — вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций. Когда муж и жена любят друг друга, то следует делать для любимого человека больше приятных дел. Необходимо взять себе за правило, что в доме все дела общие и все значимые, нет мелких дел. Мужчина, воспитанный в традициях — “мужчина — глава семьи”, никогда не делит с женой работу. Он всегда в деле, всегда знает, что делать, старается избавить жену от всякой тяжелой работы и она отвечает ему тем же. Такая гармония уменьшает количество конфликтных ситуаций, недоразумения разрешаются на уровне инцидентов. Хорошие отношения между супругами крепнут, они привыкают к мысли, что они необходимы друг другу.
4. Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обойтись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами.
5. Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой собственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации.
6. Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от интимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетворительные результаты интимной близости могут влиять необоснованные страхи за свою половую “слабость”, неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная половая жизнь супругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различного рода психических стрессов. При появлении в этой сфере каких-либо неудобств, которые не удается преодолеть своими силами, необходимо обязательно обратиться к психиатру- Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни, они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденных негативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптации могут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, а при встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю, то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виделись целый год. Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда, когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяет ему во всем. Конфликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, то протекают всегда в конструктивной форме.
7. Дети. Распространенной болезнью молодых родителей являются попытки одного из них возглавить процесс “правильного воспитания” нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. Например, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает его успокаивать и говорит “Папа у нас плохой, он тебя обижает”. Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формировать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.
4. Изучение конфликтов, связанных с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов
Цель: выявление конфликтов, связанных с кризисными периодами семейной жизни в их взаимосвязи с внутренними характеристиками каждого из супругов
Объект: семейная пара, стаж брака 25 лет, двое детей
Предмет: конфликты, возникающие в процессе семейной жизни
Задачи:
1. Изучение конфликтов, связанных с первым периодом супружеской жизни.
2. Изучение конфликтов, связанных с появлением детей.
3. Изучение супружеской жизни, после 10-15 лет брака.
4. Изучение конфликтов, возникающих после 25 лет совместной жизни.
5. Оценка степени конфликтности каждого из супругов.
6. Выявление уровня терпимости каждого из супругов.
7. Выявление стиля поведения каждого из супругов в конфликтных ситуациях.
8. Изучение способов разрешения конфликтных ситуаций каждого из супругов.
Метод исследования: интервью и анкетирование
Инструменты:
· Сценарий интервью (Приложение 1)
· Тест «Конфликтная ли Вы личность?» (Приложение 2)
· Тест «Насколько вы терпимы?» (Приложение 3)
· Тест «Конфликты в Вашей семье» (Приложение 4)
· Тест «Идеальный супруг» (Приложение 5)
· Тест Томаса (Приложение 6)
Гипотеза: люди, прожившие 25 лет в браке, на сегодняшний день являются эталоном для молодых семей. В такой супружеской паре возможность возникновения конфликтов минимальна. Эти люди обладают схожими интересами, высоким уровнем терпимости, низкой степенью конфликтности. Кроме того, основным стилем поведения в конфликте одного из супругов чаще всего является приспособление или же компромисс (у обоих из супругов). Возникающие конфликты в таких семьях чаще всего разрешаются конструктивными способами, ну а основной причиной их возникновении являются мелкие бытовые ссоры или круг общения одного из супругов.
Таблица 1. Стенограмма интервью
Вопрос |
Елена |
Николай |
|
Что Вы можете сказать о Вашей семье в целом? То есть, какие ассоциации у Вас возникают, когда Вас спрашивают, какая Ваша семья? | Наша семья благополучная, наша семья дружная. Конфликты в нашей семье… конечно, они бывают, но мы стараемся их разрешить как можно быстрее, найти компромиссное решение. | Добро, тепло, любовь. | |
Первый год супружеской жизни |
|||
Какая обстановка была в то время в стране? | В стране? Это был 1985 год. В то время затруднительная обстановка была. В 1986 году произошла авария чернобыльская. В 1986 году у нас родился ребенок, и мы, конечно, безумно переживали, что в стране произошла такая катастрофа. В отношениях с супругом появилась не раздражительность, скорее всего, а какая-то взволнованность, что многие люди там погибли, и радиация распространялась с молниеносными темпами. Страдали дети. И, в общем то, это была неизвестная авария, глобальная….Были беспокойства за маленького ребенка. А друг и до нас дойдет. Все-таки это радиация, и как она на нас отразится. И вообще, что нас ждет еще впереди. Было очень волнительно. | В стране обстановка была напряженная. Было начало перестройки, жить было трудно финансово, да и во всем. Но внешняя обстановка абсолютно не влияла на отношения внутри нашей семьи. | |
Какие условия жизни у Вас были? |
Мы были молодыми специалистами с мужем и поэтому условия жизни… мы жили отдельно, квартира у нас была, но единственное, конечно, возможно, как молодой семье не всегда нам хватало денег, но нам помогали наши родители. Во-первых, мы сознательно шли на рождение ребенка, и мы понимали, что нам будет тяжело, трудно, и мы к этим трудностям были психологически готовы. Поэтому конфликтов из-за этой ситуации не возникало, и была помощь родителей. И она была такая постоянная, не по нашей просьбе. Родители, можно сказать, нас взяли на попечение, как молодую семью, и они нам помогали в первый год жизни с ребенком. |
Приемлемые, лучше, чем у других. У нас была отдельная квартира, где мы жили, поэтому жаловаться на это нельзя. Первое время ссор практически не было. Да что там практически. Их вообще не было, как в начале, так и на протяжении всей жизни. | |
Как проходила Ваша адаптация друг к другу? | У нас было такое единение, что как будто мы знали друг друга, наверно уже десятилетие. Вот как брат и сестра. Вот настолько характеры сходились, взаимопонимание было, что нам было как-то легко. | Адаптация прошла очень легко, потому что мы со своей супругой знали друг друга очень давно по совместной общественной и трудовой деятельности | |
Появление детей |
|||
Изменилась ли лично Ваша жизнь после его появления? |
Нет, ну конечно, ребенок занимает большую часть времени, особенно маленький ребенок. И, конечно, о карьере моей, можно было пока не думать, и я об этом не думала. Прежде всего был ребенок. И в общем то нужно было ставить ребенка на ноги, как-то с ним заниматься с ребенком – все внимание было на ребенка. Сидеть с ребенком приходилось конкретно мне. Бабушки у нас работали, а о нянях разговор не шел. Это были не те времена, когда это было так распространено, поэтому с ребенком занималась только я. Я считаю, что для каждой женщины на первом месте стоит продолжение рода. Это для женщины самое главное. Но если потом складывается удачно и карьера, то только приветствовать это надо, но не у всех это бывает. Можно быть хорошей мамой, а можно быть хорошей мамой и плюс карьера, но такое бывает редко. Здесь либо карьера, либо все-таки ребенок. |
Нет, абсолютно. | |
Как известно, у женщины после рождения ребенка появляется чувство физической и психологической усталости, было ли у Вас (у Вашей супруги) такое? | Ну…конечно проблем с ребенком много и усталость возникает к вечеру и конечно хотелось отдохнуть, но были и другие семейные заботы. Супруг понимал мою усталость, старался помочь, поддержать. | Нет. | |
Очень часто супруг ревнует свою жену к детям, было ли у вас такое? |
Было, мы этого не избежали. Были обиды. Не сразу можно было это понять, потому что конкретно не высказывалось. Надо было догадаться о этом и понять, что действительно обида происходит из-за того, что мало внимания уделяется ему. Он объявлял мне своеобразный бойкот, не разговаривал со мной. Для разрешения этой ситуации, вечером. Уложив ребенка спать, я пыталась с ним все обсудить, ну что не устраивает. Не с первого раза, а с третьего мы все-таки находили компромиссные решения. А через некоторое время он и сам понял, что не надо так обижаться, потому что, действительно, ребенок маленький требует много внимания. И я старалась уделять внимание мужу, чуть-чуть как бы забирая время от ребенка, то есть чуть-чуть поменьше ребенку, но чуть-чуть побольше мужу. |
В нашей семье такого не было. Мы абсолютно честно делили любовь между детьми и друг другом. | |
Средний стаж брака |
|||
Не возникло ли у Вас чувство однообразия или усталости друг от друга? | Нет, чувства однообразия у нас не возникло. Просто как-то жизнь так протекает, что у нас всегда какие-то общие интересы были. Во-первых, росли дети, заботы появлялись каждый раз новые, и приходилось решать те или иные проблемы. И поэтому жизнь – она не однообразна, то есть она не останавливается: взрослеют дети, появляется больше каких-то дополнительных забот, вопросов, их нужно решать, а решать можно только совместно. В нашей семье это все выносилось на общее обсуждение и старались решать это компромиссно, правильно, но вместе | Абсолютно не возникло так как, единение, понимание тех проблем, которые возникают и единые желания преодолеть все трудности, позволяют нам держаться всегда вместе. И Вы знаете, вместе не соскучишься. | |
18-24-летний стаж брака |
|||
Дети | У нас 2 дочери: одна уже закончила ВУЗ и ей 24 года, а еще одна девочка учится у нас на 3 курсе и ей 20 лет. | Возраст у них… в общем, 4 года разница между старшей и младшей. Они уже взрослые. Одной 20, другой 24. Одна учится, вторая работает. Молодцы девчонки. | |
Живут ли Ваши дети с Вами? | Наши дети жили с нами, но вот как год, мы их пустили, можно сказать, в «свободное плавание» и предоставили им возможность пожить отдельно от нас. | Нет, в настоящее время не живут. Мы их отделили постольку, поскольку решили попробовать их, так сказать, в самостоятельной жизни. | |
Возникло ли чувство одиночества, связанное с их переездом? | Так как они не очень далеко от нас переехали, и мы можем видеться каждый день с ними, в общем то у нас такого вот чувства одиночества не возникло. И дети, и мы привыкли к тому, что мы все равно каждый день созваниваемся, каждый день разговариваем и каждый день рассказываем о прожитом дне. Поэтому вот такого не возникло, так как у нас нет большого расстояния между нами. | Практически нет, постольку, поскольку мы живем через дорогу | |
Изменились ли отношения с супругом после переезда детей? | Ну, в принципе, да… Мы стали более спокойные. Можем посидеть, отдохнуть. Дети они активную жизнь ведут, а мы уже более спокойную жизнь ведем. Поэтому у нас больше появилось свободного времени и для себя. | Нет, абсолютно. | |
Чувствуете ли Вы эмоциональную зависимость от супруга(и)? | Супруг старается так: прийти после работы и даже если у него и есть какие-то неприятности на работе, он в дом старается их не нести. Скорее он сделает вид, что он очень устал и как бы ему не очень хочется разговаривать, как бы еще там что-то. И хотелось бы просто отдохнуть. Я в общем то подстраиваюсь под это, к этой ситуации. Стараюсь не задавать лишних вопросов. Если человек идет на разговор, я пытаюсь с ним поговорить и выслушать его о тех или иных проблемах. Если у человека нет желания разговаривать, я стараюсь оставить его и выйти на контакт позже. | Если ей грустно, я пытаюсь понять, почему ей грустно и пытаюсь решить эти проблемы, которые возникают в связи с ее настроением. Если ей весело, я поддерживаю ее веселье. И если мне же плохо, она же, в свою очередь, поддерживает меня. | |
Заключение |
|||
Семья конфликтная или нет? | нет |
Наша семья вообще не конфликтная. За всю нашу жизнь, я помню только 1 конфликт, когда я пытался защитить ее сестру, а она не поняла этого. Произошел такой, даже не конфликт, а скорее всего, как бы это получше выразиться – это… в общем не поняли друг друга. Разрешение данной ситуации произошло путем переговоров. |
|
Рекомендации молодым семьям | Молодым семьям можно дать такие рекомендации. Взаимно друг друга уважать, уметь разговаривать, обсуждать проблемы, выслушивать друг друга, находить компромиссные решения. Уважать себя и своих родителей. | Больше обсуждать все проблемы, которые встают. | |
Итак, общая оценка интервью свидетельствует о том, что супруги честно и откровенно отвечали на вопросы, так как ответы по каждому из вопросов схожи и их точки зрения не расходятся. На протяжении своей семейной жизни супруги отметили только 2 конфликта:
· нехватка внимания супругу из-за появления ребенка (жена);
· конфликт непонимания (муж).
Оба эти конфликта были разрешены с помощью переговоров и не имели разрушительных последствий для семьи.
Основные ассоциации, возникающие у супругов, при вопросе «Какая Ваша семья?»: благополучие, дружба, отсутствие конфликтов, компромиссные решения, добро, тепло любовь, - это свидетельствует о благоприятном климате в семье.
Проанализируем каждый из кризисных этапов семейной жизни на примере данной супружеской пары:
1. Первый год супружеской жизни.
Этот блок в исследовании разделен на 2 части: внешние факторы и внутренние факторы, влияющие на развитие молодой семьи. К внешним факторам, связанным с обстановкой в стране супруги отнесли чернобыльскую катастрофу и начало перестройки. Оба пришли к выводу о том, что обстановка в стране была волнительная, а их состояние взволнованное. Но этот фактор, не стал причиной конфликтов в их семье, а наоборот увеличил поддержку со стороны каждого из супругов. Что касается такого фактора, как условия жизни, оба из супругов отметили, что как у молодой пары у них были отличные условия жизни (отдельная квартира), и на первых порах своей жизни они получали поддержку от родителей. Поэтому и этот фактор, не стал причиной конфликтов в данной семье. К внутренним факторам развития семьи в первые годы относится адаптация супругов. Оба супруга отметили, что адаптация прошла легко.
2. Появление детей
Оба супруга отметили, что появление детей не стало причиной конфликтов в их семье. Изменение личной жизни, такое как возможность продолжения карьерного роста супруги, не стало «камнем преткновения», так как супруга считает, что «для каждой женщины на первом месте стоит продолжение рода Можно быть хорошей мамой, а можно быть хорошей мамой и плюс карьера, но такое бывает редко. Здесь либо карьера, либо все-таки ребенок». Она сознательно сделала свой выбор и нисколько не жалеет об этом. Возникновение психологической и физической усталости, связанное с появлением ребенка, было преодолено в этой семье с помощью поддержки мужа.
3. Средний стаж брака
Оба супруга отметили, что чувства усталости и однообразия в их семье не возникало. Они категорически исключили возможность возникновения таких чувств. На это повлияли: общие интересы, общие проблемы, совместное решение возникающих вопросов, единение, понимание, желание преодолеть все трудности вместе.
4. 18-24-летний стаж брака
В данном блоке вопросов рассматривалась проблема одиночества, связанная с переездом детей и эмоциональная зависимость супругов друг от друга. Данные проблемы не стали причиной конфликтов. Супруги живут «душа в душу», всегда поддерживают друг друга, а переезд детей никак не изменил их супружескую жизни, если только еще больше сплотил их.
Проанализировав, интервью можно подтвердить первую часть гипотезы. Возможность возникновения конфликтов в данной семье минимальна. У супругов общие интересы и одинаковые взгляды на жизнь. Кроме того, вторая часть гипотезы, также подтверждается результатами интервью. Именно при высоком уровне терпимости, низкой степени склонности к конфликтам и таких стилях поведения в конфликтных ситуациях, как приспособление, избегание и компромисс, можно достигнуть такой крепкой и дружной семьи.
Таблица 2. Результаты
Количество баллов | |
Елена | 6 |
Николай | 10 |
Оба супруга обладают средним уровнем терпимости (он также считается высоким). Это очень хорошо для развития семьи. Такой уровень терпимости характеризуется следующими показателями: способность твердо отстаивать свои убеждение, умение вести диалог и способность менять свою точку зрения. Отрицательная черта данного уровня терпимости – возможность излишней резкости.
Таблица 3. Результаты
Количество баллов | |
Елена | 30 |
Николай | 32 |
Оба супруга набрали схожее количество баллов. Набранные баллы свидетельствуют о следующих результатах: вы тактичны, не любите конфликтовать, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это отразится на Вашем положении и отношениях с друзьями. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь её оказать. Данная степень конфликтности, способствует благополучному развитию семьи.
Оба супруга отметили, что конфликты в их семье происходят сравнительно редко.
Основные причины конфликтов:
· Нехватка денег
· Злоупотребление одного из супругов алкоголем (в редких случаях)
· Круг общения супруга (супруги)
· Разные взгляды на воспитание детей.
Основные способы разрешения конфликтов:
· компромисс (супруга) – конструктивный;
· стараюсь не раздражать (супруга) - конструктивный;
· первая пытаюсь сгладить конфликтную ситуацию как можно быстрее (супруга) - конструктивный;
· бойкот (супруг) – деструктивный;
· ухожу в другую комнату (супруг) - деструктивный;
· сильно обижаюсь (супруг) - деструктивный.
Итак, по результатам данного тестирования, при возникновении конфликтных ситуаций, супруга всегда выбирает конструктивные способы разрешения конфликтов, а супруг деструктивные. Гипотеза подтвердилась частично: выявлены другие причины конфликтов, и супруг, в отличие от супруги, выбирает деструктивные способы их разрешения
Таблица 4. Результаты
Количество баллов | |
Елена | 12 |
Николай | 18 |
Елена – благоразумная и рассудительная супруга с великодушным характером.
Николай - иногда недостаточно терпелив и снисходителен, чересчур требователен или слишком серьезно относится к мелочам.
По результатам двух тестирований, можно прийти к выводу, что практическое отсутствие конфликтов и благоприятное их разрешение – заслуга супруги.
Таблица 5. Результаты (Елена)
№вопроса | соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1 | + | ||||
2 | + | ||||
3 | + | ||||
4 | + | ||||
5 | + | ||||
6 | + | ||||
7 | + | + | |||
8 | |||||
9 | + | ||||
10 | + | ||||
11 | + | ||||
12 | + | ||||
13 | + | ||||
14 | + | ||||
15 | + | ||||
16 | + | ||||
17 | + | ||||
18 | + | ||||
19 | + | ||||
20 | + | ||||
21 | + | ||||
22 | + | ||||
23 | + | ||||
24 | + | ||||
25 | + | ||||
26 | + | ||||
27 | + | ||||
28 | + | ||||
29 | + | ||||
30 | + | ||||
Итого | 4 | 6 | 4 | 7 | 9 |
Тактики соперничество и компромисс не свойственны Елене. Предпочитаемой тактикой является - сотрудничество. К доминирующим тактикам относятся: избегание и приспособление. Преобладающей из них является приспособление.
Таблица 6. Результаты (Николай)
№ вопроса | соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1 | + | ||||
2 | + | ||||
3 | + | ||||
4 | + | ||||
5 | + | ||||
6 | + | ||||
7 | + | ||||
8 | + | ||||
9 | + | ||||
10 | + | ||||
11 | + | ||||
12 | + | ||||
13 | + | ||||
14 | + | ||||
15 | + | ||||
16 | + | ||||
17 | + | ||||
18 | + | ||||
19 | + | ||||
20 | + | ||||
21 | + | ||||
22 | + | ||||
23 | + | ||||
24 | + | ||||
25 | + | ||||
26 | + | ||||
27 | + | ||||
28 | + | ||||
29 | + | ||||
30 | + | ||||
ИТОГО | 4 | 4 | 7 | 9 | 6 |
Тактики соперничество и сотрудничество не свойственны Николаю. Приспособление является предпочитаемой тактикой, а компромисс и избегание – доминирующими. При этом, преобладающей из них является избегание.
Итак, супруги выбирают схожие тактики поведения в конфликтных ситуациях. Чаще всего супруга старается приспособиться к конфликту, а супруг избежать его. При этом, супруга идет на сотрудничество, а супруг на компромисс. В целом, гипотеза по данному вопросу подтвердилась.
В ходе данного исследования в целом гипотеза подтвердилась. Единственное несовпадение – причины конфликтов и деструктивный способ их разрешения со стороны супруга, что компенсируется поведением супруги.
Данное исследование доказывает, что личностные характеристики супругов и их схожесть благоприятно влияют на развитие семьи и помогают пройти все кризисные этапы семейной жизни без конфликтов.
Кроме того, в ходе интервью супруги дали практические рекомендации молодым семьям:
Елена: «Молодым семьям можно дать такие рекомендации. Взаимно друг друга уважать, уметь разговаривать, обсуждать проблемы, выслушивать друг друга, находить компромиссные решения. Уважать себя и своих родителей».
Николай: «Больше обсуждать все проблемы, которые встают».
То есть, чтобы не допустить конфликтных ситуаций и конструктивно разрешить их, необходимы: взаимопонимание, поддержка и переговоры.
Таким образом, действительно, данная семья с 25-летним стажем брака является эталоном для молодых, будущих, а также конфликтных семей.
Заключение
Итак, в ходе данной курсовой работы, мы определили, что межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Семья – среда тесного взаимодействия супругов. Там, где семья живет настоящим и будущим, где супруги заинтересованы друг в друге, где они стремятся к совершенству и к совершенствованию отношений, конфликты неизбежны по мере прохождения всех кризисных этапов семейной жизни. Весь вопрос в том, как часто возникают такие конфликты, по каким поводам, в какой форме они протекают, и какие уровни семейной структуры потрясают. Форма разрешения конфликтов и, вообще, возможность их возникновения в значительной степени определяется характером супругов, степенью их воспитанности.
Исследование, проведенное в рамках курсовой работы, доказало взаимосвязь между конфликтами, кризисными периодами семенной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов.
Кроме того, даны основные рекомендации по предупреждение и разрешению конфликтов от солидной супружеской пары молодым семьям, такие как: взаимопонимание, поддержка и обсуждение.
В завершение, хочется отметить, что перед тем как создать семью, необходимо научиться избегать семейные конфликты или преодолевать их с минимальными потерями. Ведь «Любить – это не смотреть друг на друга, а вместе смотреть вперед в будущее» (Антуан Экзюпери).
Список использованной литературы
1. Багдасаров Р.В. Женское начало. – М.: Белые альвы, 2009.
2. Бодалев А. А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2006
4. Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. – СП: Питер Пресс, 2008
5. Давлетчина С.Б. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Аркада, 2005
6. Корнелиус Х., Дэна Д., Шейнов В. Прикладная конфликтология. – М.: АСТ, 2007
7. Шевчук Д.М. Конфликты: избегать или форсировать. – М.: Вильямс, 2009.
[1] Багдасаров Р.В. Женское начало. – М.: Белые альвы, 2009.
[2] Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. – СП: Питер Пресс, 2008
[3] См. там же
[4] См. там же
[5] Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. – СП: Питер Пресс, 2008
[6] Шевчук Д.М. Конфликты: избегать или форсировать. – М.: Вильямс, 2009.
[7] Корнелиус Х., Дэна Д., Шейнов В. Прикладная конфликтология. – М.: АСТ, 2007
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт социологии и управления персоналом Кафедра связей с общественност
Механизмы становления агрессивного поведения
Особенности внимания у школьников 7-8 лет
Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками
Особенности межличностных отношений слабослышащих детей дошкольного возраста
Особливості мотивів поведінки дошкільників
Особливості процесу мислення
Особливості проявів гендерних стереотипів у системі викладач – студент
Підлітковий вік, як соціально-історичне явище
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.