База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Местное самоуправление и проблемы местных сообществ — Экономика

Посмотреть видео по теме Доклада

Цветкова Галина Александровна — кандидат социологических наук, доцент Российской академии государственной службы.

В последнее время в сфере самоуправления местных сообществ наметились новые тенденции и направления деятельности. Это подтверждают результаты международного научного исследования "Местное самоуправление и демократия", проведенного (при поддержке РГНФ) в конце 1995-1996 гг. в 28 странах мира, в том числе в 24 республиках, краях и областях Российской Федерации и повторенного в 1998-2000 гг. В ходе российской части исследования опрашивались эксперты - представители исполнительной и законодательной власти органов местного самоуправления, а также руководители местных общественных движений и политических партий (» каждом случае опрашивалось около 1000 чел.).

По мнению экспертов, главной проблемой муниципальных образований становится содействие в организации экономической жизни на местах. Если в 1996 г. 78% опрошенных отмечали этот факт, то в 1999 г. - 90%. Подтверждается острота ситуации и статистическими данными. Производственная и финансовая база местного самоуправления в основном разнородна и испытывает кризис, особенно после 1998 г. В тяжелом состоянии находятся малые и средние города, села. За период исследований произошло некоторое смещение в приоритетности местных проблем. Если в 1996 г. 72% респондентов называли в качестве наиболее важных задач обеспечение общественного порядка, 70% - решение вопросов здравоохранения, а жилищных - 66%, то с 1999 г. как следствие возрастающих экономических трудностей на второе место вышла проблема, связанная с безработицей и трудоустройством, - 78,8%, вопросы здравоохранения -65,6 и социального обеспечения - 62,8%.

Анализ экспертных оценок эффективности решений органов местного самоуправления показывает, что в целом она оказалась достаточно низкой. Вместе с тем заслуживает внимания само признание соответствующих неудач. При первом опросе 28,9% экспертов отметили, что органы местного самоуправления наиболее эффективно справлялись с проблемами образования, 24% - с задачами социального обеспечения; при втором - 32,1% опрошенных выделили достижения в обеспечении охраны общественного порядка, 29 - в сфере образования, 29,3 -в вопросах социального обеспечения. Естественно, выявление оценки эффективности действий органов не дифференцирует проблемы в зависимости от возможностей их решения на местном уровне или федеральном, от того, можно ли их решить отдельно или только в комплексе. Одно дело - общественный порядок и безработица, другое - здравоохранение, образование, жилье, коммунальное хозяйство. К примеру, 60% опрошенных (по каждому исследованию) признали провал усилий по регулированию экономики на местах, но это лини, подтверждает реальную сложность данной проблемы, зависящей как от общефедеральных и региональных условий, так и от местных руководителей предприятий и предпринимателей. Неэффективность мер в сфере социального обеспечения признали почти 60% опрошенных в первый раз, несколько меньше -55,4 во второй.

Тем не менее наблюдается некоторая положительная динамика в признании неэффективности деятельности органов местного самоуправления: если в сфере поддержания общественного порядка ее считали неэффективной 63,8% респондентов в первом опросе, то во втором - 52,3; по ликвидации безработицы - соответственно 64,8 и 61,8; по решению проблем здравоохранения - 61,2 и 55,9; по жилью и коммунальному обслуживанию - 58-59 к 48-58%.

Оценивая степень самостоятельности местных органов власти при решении наиболее значимых проблем, 67,3% экспертов в первом опросе и 72% во втором выдвинули возможности в организации отдыха и культурных мероприятий, что объяснимо, так как это область выгодного бизнеса; в сфере борьбы с преступностью - соответственно 65,5 и 65,8%. Действительно, на местах расширилась самостоятельность по охране общественного порядка, созданы не только муниципальная милиция, но и действуют частные охранные предприятия, возрождаются народные дружины.

Серьезным препятствием для налаживания нормальной жизни населения муниципальных образований, как считали половина экспертов в первый раз и почти 70% во второй, являются постоянно возникающие социальные противоречия и конфликты. Источником наибольшей напряженности, по мнению соответственно 52,7 и 56,4% опрошенных, являются резко возросшие за последнее время различия в доходах. Этот источник по значимости превосходит различия между руководителями и подчиненными (соответственно 17,6 и 15,8%) и различия в образовании (15,5 и 8,8%), а также межнациональные различия.

Достаточно актуальной проблемой местного сообщества выступает степень участия населения в политических процессах, управлении и принятии решений. По мнению 56,7% экспертов в первом опросе и 44,5 во втором, степень вовлеченности населения в дела местного самоуправления низка. Только 13,2 и 21,6%, соответственно, заявили о ее увеличении. Эксперты также выразили свое отношение к формам и методам влияния граждан на органы власти. При обоих замерах каждый второй указал в качестве наиболее влиятельных электоральное голосование, референдум и средства массовой информации. Далее по значимости при первом опросе 33,7% назвали сами органы местного самоуправления, а при втором 42,7 - создание специальных комиссий по устранению возникающих разногласий.

Возможности общественных организаций, политических партий на муниципальном уровне оцениваются наиболее ничко . При первом опросе это признали 14,8% экспертов по каждой позиции, 15,5% также оценивают и роль профсоюзов; во втором опросе мнение несколько изменилось, что связано, вероятно, с наступлением электоральных событий (соответственно 28,7, 17,3 и 23,2%). Вместе с тем в обоих замерах почти по 80% экспертов видят назначение партий и проведении выборных кампаний, примерно 70% - в подготовке альтернативных политических программ. С функцией выдвижения ими кандидатов в местные представительные и исполнительные органы власти в первый раз согласились 74,3% экспертов, а во второй -лишь около половины.

Низкой признается и степень влияния митингов и публичных дискуссий (соответственно 17,5 и 19,9%). В то же время политическому противостоянию придают значение немногие эксперты. Так, по данным второго опроса, угрозу социальному благополучию и политической стабильности на местах видят в носителях крайне правых взглядов лишь 17,3% экспертов, а в носителях крайне левых – 11,1.

Мнение экспертов заметно разошлось по вопросу участия населения в делах местного самоуправления. При первом опросе почти половина, а втором - 36,0% респондентов предлагали ввести серьезные ограничения для участия населения в решении местных проблем. 15,5 и 12,3%, соответственно, - сторонники обсуждения с населением лишь самых простых вопросов. Частично это мнение поддержали 30,5 и 22%. Полностью согласен с утверждением, что участие людей в принятии решений необязательно, если они принимаются коллективом доверенных и компетентных лиц, в первый раз был практически каждый четвертый, а во второй -каждый третий эксперт. В то же время при первом опросе каждый шестой эксперт безоговорочно и треть опрошенных частично поддерживали право каждой личности или организации подавать в суд на местную власть, обжаловать неправомерность их действий. При втором - эти позиции выглядели соответственно как 51% и 31%. Утверждение "решение по общественным делам должно приниматься с учетом согласия общественности" в первый раз полностью признавали 45,2% экспертов и 48,7% - "скорее согласны", во второй - соответственно 56,7 и 33,6%,.

Отношение местных властей к правам людей характеризует и мнение экспертов по вопросу, имеют ли жители право требовать от официальных лиц объяснение мотивировки их действий, решений. При первом замере полностью согласились с этим правом 48,6% экспертов и частично - 43,8%; при втором - 56 и 34 соответственно. Утверждение "деятель обязан поступать в соответствии с пожеланиями населения, даже если он не согласен с ними" признали в первом опросе полностью 20% опрошенных и 23% его отвергли при 52% выразивших скорее согласие, чем несогласие; во втором - соответственно 25, 22,8 и 36,9% опрошенных. Взаимодействие местных властей и населения в принципе предполагает обязанность первых открыто информировать общественность не только об успехах, но и неудачах своей деятельности. В обоих замерах с этим полностью согласились по 80% экспертов. В то же время более 60% экспертов считали, что власти не должны обнародовать некоторые факты во избежание недоразумений.

Несколько изменилась точка зрения опрошенных по определению целей местных властей: если в первый раз почти каждый второй эксперт отметил, что местные власти должны заботиться о социальной справедливости и не допускать перекосов в размерах доходов, то во второй - данной позиции придерживались только 35,6%. По 70% опрошенных в обоих случаях признавали ценностью свою социальную и гражданскую востребованность , ощущение полезности людям. Вместе с тем, по результатам второго опроса, 81% экспертов были недовольны тем, что не работают законы, обеспечивающие социальные права граждан; 73% считали, что не действуют законы, регулирующие экономическую деятельность; 68% негативно оценивали политическую обстановку в стране, а 85% заявили о кризисе управления страной, в которой царят анархия (53% опрошенных) и произвол властей (32%).

В качестве некоторых выводов из исследований можно отметить следующее. Наряду с положительными фактами деятельности местного самоуправления обнаруживаются трудности и негативные явления. Главной проблемой муниципальных образований на протяжении ряда последних лет остается организация экономической жизни. Наблюдается рост социальных противоречий и конфликтов, связанных в первую очередь с резкой подоходной дифференциацией местного сообщества. Зафиксирована низкая степень участия населения в решении насущных вопросов, преобладают самые очевидные, самые общие и далеко не самые действенные меры по активизации участия людей в управлении. В известной степени они являются исходными, первоначальными в подготовке населения к участию в управлении.


Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р. Цветкова Галина Александровна — кандидат социологических наук, доцент Российской академии государственной службы. В последнее время в сфере самоуправления местных сообществ наметились новые тенденции и направления деятельности. Это подтверждают р

 

 

 

Внимание! Представленный Доклад находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавался, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальный Доклад по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

«Промышленная эмиссия» национальной валюты
Экономический букварь Дарвина
Анализ финансового состояния предприятия связи (на примере Алданского улусного узла почтовой связи)
Войдем в мировой рынок - и наши внуки будут думать по-английски
Прогнозирование остатка денежных средств на текущих счетах клиентов
Экономика соскучилась по государству
Сложности при оценке ликвидности кредитной организации
Инструментарий регулирования денежной ликвидности
Выбор методов исследования проблем управления предприятием
Как разбить рынок

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru