курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
На современном этапе социального образования, когда принят Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей данной категории, -- создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке полноценной жизни в обществе.
Специальные коррекционные школы одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.
Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями, условия, в которых протекает их деятельность.
Современная школа пытается осуществить гармоническое развитие личности. Важный путь такого развития – занятия изобразительной деятельностью. Во время занятий дети овладевают умением отражать действительность с помощью различных изобразительных средств. В процессе занятий изодеятельностью происходит развитие психических процессов и качеств личности. Такие занятия являются одним из важнейших путей нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания школьников.
В условиях специальной коррекционной школы для умственно отсталых детей эти занятия способствуют так же и коррекции отклонений в развитии. Среди различных видов деятельности умственно отсталые школьники выделяют и отдают предпочтение изобразительной деятельности как наиболее интересной и занимательной. Умственно отсталые школьники очень любят лепить. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения лепка приближается к игре.
Согласно взглядам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.
Изодеятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы вылепить какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть. Кроме того, надо определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в работе сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нём такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий лепкой учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Лепка способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
Программное содержание уроков ручного труда в младших классах специальной коррекционной школы включает в себя занятия по лепке, но на эти занятия отводится мало времени.
Следовательно, возникает необходимость в разработке специальных коррекционных занятий по лепке для кружковой работы, в ходе которых будут решаться вопросы коррекции психофизических недостатков и развития творческой личности умственно отсталого школьника.
Всё выше перечисленное позволило считать проблему актуальной и обусловило выбор темы для данной дипломной работы.
Целью работы является: Разработка и применение методов коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы.
Испытуемыми явились учащиеся 2 "В" класса специальной общеобразовательной школы-интерната № 5 города Караганды.
Предмет исследования – коррекция психических процессов на внеклассных занятиях посредством использования лепки.
Соответственно цели были поставлены задачи:
1.Изучить материалы имеющихся исследований по данной теме.
2.Путём психологического обследования выявить уровень развития психических процессов у умственно отсталых школьников.
3.Определить оптимальные условия для применения лепки в условиях специальной коррекционной школы.
4.Широко использовать дифференцированный подход на занятиях по ручному труду с использованием лепки.
5.Разработать специальные коррекционные уроки по лепке.
6.Разработать методические рекомендации по лепке для воспитателей специальных коррекционных школ.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
1.Наблюдение за учащимися в ходе учебной и внеучебной деятельности;
2.Выявление уровня развития основных психических процессов;
3.Эксперимент:
а) констатирующий (применение методик психодиагностического обследования);
б) формирующий (разработка и применение программного содержания и методов коррекции).
В качестве рабочей гипотезы мы взяли следующее утверждение: Коррекция психических процессов ребёнка с отклонениями в развитии будет наиболее оптимальной, если будет разработана программа по лепке для кружковой работы в специальной коррекционной школе на основе системного и ценностного ориентированного методического подхода.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В 1 главе описано состояние данной проблемы в специальной педагогике, отмечаются особенности усвоения детьми материала и овладения ими практических навыков, а также коррекционная значимость в развитии познавательной деятельности умственно отсталых учащихся.
Во 2 главе дан анализ действующей программы и уроков по ручному труду в младших классах, на его основе разработана программа, в которой отражены объяснительная записка, распределены тематика, задания по видам лепки, количество часов.
В приложении даны: календарно-тематическое планирование занятий покружковой работе и разработки внеклассных занятий.
1. Изоискусство, как средство коррекции и эстетического развития умственно отсталых школьников
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.
Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.
Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нём определённое отошение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.
Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдём глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах.
Всё, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.
Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношениию окружающим.
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. С древних времён люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нём в рисунке, скульптуре, орнаменте.
Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство – это виды изоискусства, отличающиеся и общими чертами и специфическими изобразительными средствами.
Живопись – воссоздаёт всё богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. Цвет – главное средство живописи. Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обуславливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни (исторический, мифологический, батальный, бытовой, портретный жанры).
Графика так же является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углём, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и другие.
Скульптура даёт трёхмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевлённые предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон.
Монументальная скульптура – это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные.
Станковая скульптура – это чаще всего портрет. Задача скульптурного портрета, так же как и живописного, -- передача образа человека.
В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.
В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмасс. Многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.
Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости. Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника.
Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа.
Особенно велико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность Городетского узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели, неповторимость казахского орнамента. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.
Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе. Но он связан с развитием личности умственно отсталого ребёнка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительной деятельности входит определение таких методов и приёмов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие умственно отсталых детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребёнка. Знание процессов восприятия, мышления, воображения у умственно отсталых детей даёт основание правильно строить работу с детьми.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности умственно отсталые школьники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.
Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить особенности и на этом основывать коррекционную направленность занятий по изобразительному искусству.
Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям и глубине деффекта. В первую очередь следует учитывать развитие высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.
Педагог должен знать, что для умственно отсталого ребёнка младшего школьного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений рук и глаза, быстрая утомляемость, нарушение пространственной ориентировки, воображения, памяти и других психических функций.
Знания, умения и навыки рисования, лепки дети получают на занятиях.
Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг и т. п.
Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности – проявления детского творчества.
Элементы игры, используемые во время объяснения темы, будят работу мысли, воображения. По мере овладения изобразительными навыками игровые моменты отступают на второй план, так как ребёнок начинает передовать задуманный образ средствами рисунка, лепки, аппликации.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению их словарного запаса. Яркая эмоциональная речь воспитателя поможет ребёнку глубже осмыслить процесс изображения.
На занятиях по изобразительной деятельности ребёнок преобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности.
1.1 Лепка – вид изобразительной деятельности
Лепка в начальных классах специальной коррекционной школы – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластелином.
Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Во время работы с глиной или пластелином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от её пластичности, обьёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластелина, знакомится с обьёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставить, то лепка может стать любимым занятием детей.
На занятиях лепкой перед воспитателем ставятся определённые задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определённое место и имеет свою специфику.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование основ социально - активной личности.
На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет, имеет обьём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании умственно отсталого школьника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению предметов, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передаче формы.
Быстрое усвоение умственно отсталыми детьми способов изображения даёт возможность им раньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке по 2-3 фигуры.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путём налепов или удаления лишней глины. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает обьёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.
Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём.
Занятия лепкой влияют на общее развитие детей, в том числе и на развитие эстетического чувства. Дети познают красоту пластилина или глины, им нравится её мягкость, пластичность, цвет. Они любуются формой предметов, с которых лепят, их увлекает плавность перехода одного обьёма в другой, красивые пропорции, а также ритм форм и украшений. Ребёнок радуется тому, что он вылепил, что с этим изделием можно играть или украсить им класс. От всего этого ребёнка охватывает волнение, которое можно рассматривать как первоначальный этап эстетических чувств.
Для формирования эстетического чувства нужны условия, они создаются не только в процессе занятий лепкой, но и во время предварительной работы по знакомству детей с окружающими предметами, в часности со скульптурой малых форм и изделиями народного творчества. Познавая окружающее и перенося его в свою лепку, они закрепляют знание о величии труда людей, создавших эти красивые вещи.
Большое значение для формирования эстетического чувства имеет обучение детей сделать работу понятной для окружающих. Ребёнку важно, чтобы его работа нравилась другим детям, воспитателю, родителям.
Занятия лепкой требуют постоянного анализа натурального предмета, образца или рисунка, сравнения с выполняемыми изделиями. Поэтому учащихся нужно научить определять характерное в объекте и на этой основе планировать предстоящую работу.
Своеобразие этого вида труда состоит в том, что он относится к изобразительной деятельности, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, даёт возможность научить умственно отсталых школьников образно отражать предметы и явления окружающей действительности. Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное решение, пространственное отношение предметов, формируются у умственно отсталых детей в процессе конкретно-предметной деятельности.
Кроме того, занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся более ни в каком другом виде трудовой деятельности и предполагающих, главным образом, ручную обработку материала.
Лепят дети индивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и т.п. - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.
Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.
1.2 Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников средствами лепки
На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук; развивать эстетические представления у учащихся, обогащать их словарный запас специфическими терминами.
Дети любят лепить, рисовать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Умственное воспитание. Как всякая познавательная деятельность – изобразительная – имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Прежде чем сделать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Для умственно отсталых детей большую роль играет наглядность. Но также они должны создавать свои работы по представлению, развивая память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания обьектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвует зрение, осязание, движение рук.
Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалом, с его свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
Так, по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек или цеплёнка, нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.
Под руководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.
На занятиях по лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
Нужно активно привлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей.
Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они преобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создавать благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его поделка что-то показала, чтобы изображённое им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в лепке дети передают явления общественной жизни. Нужно давать им возможность отразить эти впечатления и своё отношение к ним.
Значение занятий по лепке для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу преодолевать трудности и т.п.
Общегрупповые занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.
В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу. Например, все лепят зверей для зоопарка или домашних птиц для композиции "Птичий двор". В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех.
Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству.
Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.
Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребёнка, у него могут сформироваться самоуверенность, зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребёнку, что он плохо выполнил поделку, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания лепки необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями.
На занятиях лепкой у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, преобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда всё приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определённое место, оставляя в порядке свой стол.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов. Дети постарше могут изготовить игрушки для младших школьников: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты. Такая общественно направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
Эстетическое воспитание. Основное значение изобразительной деятельности, в частности лепки, заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонента эстетического чувства.
Для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.
При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у умственно отсталых детей младшего школьного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, загадочном виде проявляется и эстетическое чувство. Их волнует яркий цвет, блестящая поверхность. С возрастом эти чувства становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовые сочетания. Развитие у умственно отсталых детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий, радостный, праздничный, живой и т.д.
Для эстетического воспитания умственно отсталых детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Развитие художественного творчества. В лепке, как и в рисунке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Задача педагога – научить умственно отсталых детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копировать их.
Нужно предлагать детям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например, предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача или дом для зайчика, для Снегурочки и т.д.
Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомые предметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции: радость, удивление, восхищение.
1.3 Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке.
Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие виды работы:
Лепка с натуры – довольно сложный для умственно отсталых школьников вид работы. Сложность состоит в том, что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия, которое выполняют дети. Следовательно, помимо того, что учащимся необходимо проанализировать форму, установить соотношение отдельных частей предмета, найти пропорции, им ещё надо выполнить всё в определённом масштабе. Поэтому программой предусмотрено на первоначальных этапах лепные работы выполнять по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношения частей изделия точно соответствуют будущим работам учащихся. В дальнейшем в качестве натурального примера следует использовать такие предметы, где пластическое решение уже найдено (различного рода игрушки и муляжи).
Лепка с натуры способствует формированию умений анализировать предмет, выделять главное и второстепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессе труда, и тем самым облегчает формирование первоначальных умственных действий, являющихся основой коррекционной направленности трудового обучения.
Лепка по представлению – наиболее интересный для учеников вид лепки. Лепка по представлению какого-либо конкретного знакомого детям предмета закрепляет их знания о предмете, тренирует память, способствует использованию в работе прежнего опыта. Вместе с тем лепка по представлению простейших композиций, составление макетов на определённый сюжет открывает простор для детского творчества, развивает воображение, способствует формированию пространственной ориентировки учащихся.
Лепка по памяти – один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти учащихся, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета. Суть этой работы состоит в том, что ученикам в течении относительно короткого времени (7-10мин) предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать натуральный объект или образец. Затем его убирают, и дети должны вылепить по памяти, только что увиденный предмет.
Лепка по графическому изображению (рисунки, плакаты) – требует от учеников значительной мыслительной работы, поскольку графическое изображение предмета на плоскости не даёт полного представления о положении предмета в пространстве, его форме, соотношении всех частей. Всё это необходимо очень чётко себе представить, домыслить. Здесь требуется значительная помощь учителя, иначе умственно отсталые школьники, ориентируясь только на контур рисунка, будут лепить только плоскую фигуру, повторяющую этот контур.
Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников. Им дети овладевают по мере овладения приёмами изображения. Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Этот вид лепки закрепляет знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.
Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие:
научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приёмы лепки.
Сюжетная лепка требует от ребёнка знаний о предметах и умения пользоваться разными приёмами изображения.
Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.
Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радует детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представление и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок и других изделий.
Для умственно отсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.
Поэтому можно предлагать им наименее сложный вид узора. Без помощи педагога в этом виде лепки им не обойтись, хотя многие со временем уже изготавливают декоративные изделия самостоятельно.
Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заострёнными стеками рисуют узор на поверхности пластилина. А затем можно ещё и разукрасить. Ещё можно выложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует прежде всего развитию у умственно отсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) в частности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
Умственно отсталые школьники знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.
Нужно выработать у учащихся умение свободно, без напряжения наносить пластилином прямые вертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка.
Этот вид лепки способствует развитию у умственно отсталых школьников координации движений, глазомера.
Организация. Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрацию. Нужно определить место, где будет стоять предмет.
Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, педагог уточняет способы её решения, отмечает, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.
В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.
Вторая часть занятия – непосредственно работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности.
В начальных классах целесообразно использование сюрпризного момента на уроке. Это стимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к занятиям по лепке.
Примерно за 5 минут до конца занятия детей нужно предупредить о том, что следует заканчивать работу.
Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Наиболее удачные работы размещаются на первом ряду (обсуждение коллективное). Менее удачные -- на втором.
Как правило после каждого занятия организуется выставка работ. Это стимулирует ребят к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой.
1.4 Методы и приёмы обучения лепке
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.
Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.
В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.
Наглядные методы и приёмы обучения.
Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.
Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.
Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..
В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.
Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.
Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.
Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.
Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.
Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.
При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.
Словесные методы и приёмы обучения.
К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.
Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.
Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.
Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.
Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.
Практические методы.
В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.
Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.
При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:
раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.
Материал и оборудование.
Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.
В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.
Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.
Технические приёмы лепки.
Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.
При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.
1.5 Взаимосвязь лепки с другими видами деятельности и занятиями
С изобразительной деятельностью.
Изобразительная деятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приёмов работы с ним.
Но все эти виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов – изображение домов, транспорта, животных и т.д..
Так, если во время лепки изображают зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей, они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли умственно отсталые школьники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приёмами – умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она даётся объёмной. В аппликации умственно отсталый ребёнок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создаётся линейный контур.
Таким образом, знания, приобретённые умственно отсталыми школьниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с использованием другого материала.
С занятиями по ознакомлению детей с природой, по развитию речи и музыкальными занятиями.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естествонаучного и эстетического познания. Осуществлять его необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Очень важна взаимосвязь занятий лепкой с работой по развитию речи умственно отсталых детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения.
В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Дети стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало.
И занятия по изобразительной деятельности, в свою очередь, способствуют развитию речи умственно отсталых детей, обогащая её образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления, предмета.
Взаимосвязь лепки с музыкой также очень много даёт детям в их эстетическом, творческом развитии. Предложение, отразить в лепке образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик.
Можно предложить детям передать ритм музыки средствами лепки. В этом им нужно помочь, предложив вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить. Это способствует развитию воображения у умственно отсталых детей.
Таким образом, взаимосвязь занятий лепкой с другими занятиями и различными видами деятельности обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного и коррекционного процесса.
2. Экспериментальная часть
2.1 Анализ программы и посещённых уроков по ручному труду
Обучение труду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решение следующих задач:
1)воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других).
2) уважение к людям труда;
3)сообщение элементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях труда в специальной коррекционной школе решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием,устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения;
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики.
Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
В программу по ручному труду входят занятия по лепке, так как они тесно взаимосвязаны между собой, имеют большое коррекционное значение, а также общие детали и задачи.
В данной программе на уроки лепки всего отводится 38 часов: в 1 классе – 20 часов, во 2 классе – 19 часов, в 3-4 классах – 0 часов.
Для решения поставленных программой задач используются три вида лепки, такие как: лепка с натуры, лепка по представлению и сюжетная лепка, которые имеют большое коррекционное значение.
Так как умственно отсталые учащиеся младших классов затрудняются в соотношении пропорций натурального предмета и изготовляемой поделки на уроках широко применяются наглядные методы, такие как: метод показа образца и метод показа приёмов лепки, а также словесные методы.
Программой предусмотрено приобретение учащимися навыков работы с глиной и пластилином. Дети осваивают основные технические приёмы лепки: раскатывание, скатывание, вдавливание, расплющивание и другие. Также изучают пластические свойства глины и пластилина, знакомятся с инструментами для лепки, осваивают способы изготовления поделок.
Также с целью выявления уровня формирования умений и навыков при работе с глиной и пластилином, особенностей обучения навыкам лепки нами были посещены занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка.
Занятия были проведены соответственно программе с использованием различных методов и приёмов обучения детей лепке.
Проанализировав посещённые занятия во 2 "Б" и 2 "В" классах, можно прийти к выводу, что: у умственно отсталых детей в младших классах ещё не завершено формирование графических навыков. У учащихся вторых классов сужен объём восприятия, внимания, наблюдается нарушение целостности переключаемости. В изготовленных детьми поделках наблюдается статичность, примитивность, стереотипность. Дети охотно принимают помощь учителя. Есть такие ребята, которые не делают попытки самостоятельно выполнять задание, ждут помощи учителя. Учащиеся 1-2 классов анализируют свои изделия с трудом, так как практически не владеют приёмами анализа. Анализ поделок состоит из односложных ответов "плохо" или "хорошо", что говорит о бедности словарного запаса у умственно отсталых младших школьников. Так как у детей слабо сформирована пространственная ориентировка, они испытывают трудности при задании выполнить произвольную поделку.
Посетив занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка и проанализировав программу по ручному труду в начальных классах данной школы можно прийти к выводу, что, несмотря на перечисленные положительные моменты программы, у неё есть свои недостатки. Занятиям по лепке уделяется мало времени. Ограниченно знакомство учащихся с различными видами лепки, применяются однообразные методы и приёмы обучения лепке. Поэтому нам следует обратить внимание на углубление знаний и умений учащихся по лепке во внеурочное время, с целью коррекции недостатков.
2.2 Констатирующий эксперимент
Для разработки специальной коррекции по обучению лепке на кружковых занятиях нам необходимо было выявить уровень развития основных психических процессов: внимания, памяти, воображения, пространственного гнозиса и мнезиса.
С целью выявления уровня психических процессов нами было проведено экспериментальное исследование на базе специальной общеобразовательной школы-интерната № 5 города Караганды.
Экспериментальным был выбран 2 "В" класс, для сравнения взят 2"Б" класс. Общее количество учащихся – 24 человека, с диагнозом "Олигофрения в степени дебильности".
С применением методик диагностико-психологического обследования нами были обследованы учащиеся данных классов. В результате обследования были выявлены следующие качественные типы нарушений психологических процессов:
Внимание. Для обследования внимания нами была применена методика "Таблица Шульте". У детей сужен объём внимания, прослеживаются нарушения переключаемости, снижение работоспособности. Дети на определённых заданиях сосредотачивались с трудом, часто отвлекались, были невнимательны, что проявлялось в большом количестве ошибок. При переходе к новому заданию испытывали затруднения в распределении внимания между разными видами деятельности.
Память и представление (методика "Чего не стало?" Л.В.Занкова, Рассолимо). Были выявлены нарушения процессов воспроизведения, запоминания, сохранения информации. Это проявлялось в виде изменений, искажений при выполнении заданий. Умственно отсталым младшим школьникам характерна недефференцированность, расплывчивость представлений. Также отмечена быстрота забывания целостности образа.
Восприятие и ощущения также нарушены. Это выражается в замедленности протекания данных процессов, нарушении избирательности и обобщённости. Процесс восприятия очень сужен. Дети ошибаются при определении формы предметов, их строении, упрощают детали для облегчения работы. Также очень слабо анализируют и синтезируют элементы этих предметов.
Мышление (методики "Матрицы Равена", "Понимание метафор, пословиц, поговорок"). У испытуемых отмечается конкретный характер мышления. При выполнении заданий дети были непоследованны, слабо анализировали, сравнивали, обобщали. При сравнении предметов отдавали предпочтение к выявлению различий, не умея уловить сходство. Также учащиеся не понимают переносного и конкретного смысла пословиц, поговорок.
После проведённого нами психологического обследования каждый класс был разделён на три группы, так как степень выраженности нарушений психических процессов умственно отсталых детей варьировалась от глубоких до поверхностных. В последствии такое деление позволит осуществить дифференцированный подход.
В основу деления детей на группы были положены следующие критерии: 1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования.
2. Понимание инструкций и цели задания.
3. Характер деятельности при выполнении (главный показатель – возможность использования помощи).
4. Зрительно-двигательная координация.
5. Реакция на результат работы.
1 группа – дети выслушивают инструкции до конца, к выполнению задания приступали после инструкции и наглядного показа. К занятиям проявляли большой интерес, который сохранялся почти у всех до конца, все задания выполнялись полностью, сосредоточенно. Помощь использовалась с трудом. При раскатывании, скатывании, соединении деталей движения точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество изделия. Адекватная реакция на результат работы.
2 группа – к заданиям проявляют интерес лишь в тех случаях, если они не требуют особых интеллектуальных усилий. Приступали к работе не дослушав до конца, часто во время работы отвлекались, были не устойчивы, помощь использовали не в полной мере. Движения рук их быстрые, импульсивные. Работать медленно и правильно соединять детали предмета этим учащимся довольно трудно. Темп движения носит непостоянный характер, как правило, он увеличивается к концу выполнения задания. Адекватная реакция была только на те задания, которые вызывали интерес.
3 группа – дети очень отвлекаемы, трудно сосредотачиваемые.
Инструкции не выслушивали, а сразу приступали к выполнению задания. По ходу задания забывали о данных инструкциях. Помощь ими вовсе не принималась, или, наоборот, желали, чтобы все задания сделал за них учитель. Движения рук у этих детей при выполнении различных приёмов лепки скованные, напряжённые, очень замедленные. Предлагаемое задание выполнялось учащимися вяло, пассивно, неуверенно. Реакция на результат работы различна одни выражали обиду при неудаче, чрезмерную весёлость при приближении к успеху. Другие проявляли безразличие.
Результаты данного обследования:
Класс | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
2 "Б" | 25,00% | 50,00% | 25,00% |
2 "В" | 30,00% | 40,00% | 30,00% |
Где 2 "Б" класс, который работает по обычной программе, а 2 "В" -- экспериментальный.
2.3 Формирующий эксперимент
На основе вышеперечисленных выявленных особенностей психической деятельности, а также с целью коррекции психофизических недостатков, нами был проведён формирующий эксперимент.
В котором принимали участие учащиеся 2 "В" класса в количестве 12 человек, для сравнения взят 2 "Б" класс, в котором преподавались традиционные виды уроков по лепке, с осуществлением дифференцированного подхода, который базировался на делении по группам. Учащимся 1 группы давалось задание, которое требовало от них сложной мыслительной деятельности, а учащимся 2, 3 групп – менее сложные задания.
В основе эксперимента лежит разработка программного содержания с использованием различных видов лепки на кружковой работе, а также внедрение нестандартного вида лепки – коллажа.
а) Экспериментальная программа по лепке для кружковой работы в младших классах специальной коррекционной школы.
Объяснительная записка.
Лепка, как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создаёт весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей. Эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от воспитателя, первостепенная задача которого – сделать внеклассное занятие по лепке коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главная цель занятий достигается не только в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы максимально использовать занятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отсталого ребёнка в целом.
При планировании учебного материала были учтены дидактические принципы обучения, учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а также основные виды лепки: лепка с натуры, лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка. И внедрён нетрадиционный вид лепки – коллаж.
Этот вид лепки повышает интерес умственно отсталых детей к занятиям в кружке, а также повышает коррекционную значимость занятий, способствует развитию моторики кистей и пальцев рук.
Коллаж может включать в себя сразу несколько видов лепки, поэтому он более сложен для изучения детьми. И в то же время он более интересен, так как развивает творческую фантазию и воображение, заставляет детей нестандартно мыслить. Коллажи могут быть как индивидуальными, так и коллективными работами. Результаты всегда неожиданны и интересны, что более захватывает умственно отсталых детей и вовлекает их в процесс работы. Любое изделие, выполненное учащимися – это труд, в который они вкладывают терпение и усилие, желание сделать вещь как можно красивее. Занятия с использованием коллажа прививают учащимся художественный вкус, учат творить чудо. Этот вид занятий наиболее благоприятен для детского творчества. При работе с коллажем дети закрепляют навыки , освоенные на уроках по рисованию и труду.
Коллаж – сочетание разнофактурного материала, носит синтетический комплексный характер. Сочетание материала в коллаже должно быть удачным, естественным. В сочетании с глиной и пластилином можно использовать различный по свойству материал: проволока, ткань, пластмасса, паралон, бумага, природный материал, бросовый материал и другие виды.
Оборудование, требующееся для выполнения коллажа очень разнообразно: ножницы, клей, кисти, карандаши, коробка для обрезков, стека.
В зависимости от сложности выполняемой работы, она может длиться 2-3 занятия. Так как у умственно отсталых детей много времени занимает отбор необходимого материала, его подготовка, требуется предварительное занятие. На предварительном занятии дети выбирают основу коллажа. Это могут быть пластилин, картон, плотная ткань, пластик. А также делают заготовки необходимых деталей. Например, для изготовления "Черепахи" необходимо приклеить к основе скорлупу ореха. Предварительно ребята набивают скорлупу ватой, которую приклеивают. А на следующем занятии эту заготовку используют в работе.
Работа над коллажем выполняется в определённой последовательности, которую всегда необходимо помнить, как обязательное правило.
Последовательность работы над коллажем:
1.Изготовление окантовки. Данный этап работы можно выполнить на предварительном занятии. Окантовка изготавливается из пластилина или из глины.
2.Разбор образца. Дети на данном этапе рассматривают образец, выясняют какой материал используется для выполнения поделки.
3.Вылепливание необходимых деталей из пластилина или глины.
4.Расположение деталей на основе. Отобранный материал и изготовленные заготовки из пластилина дети раскладывают на основе с опорой на образец.
5.Приклеивание. После проверки воспитателем правильности расположения материала на основе учащиеся приступают к наклеиванию. Дети приподнимают заготовку и аккуратно приклеивают. Мелкие детали приклеиваются кусочком картона, чтобы клей не размазался по поделке.
6.Анализ работ. После завершения работы над изделием проводится анализ работ. Детям предлагается оценить поделки друг у друга или каждый ребёнок сам оценивает себя.
7.Выставка работ. По результатам анализа проводится выставка работ. В выставке участвуют все работы, без исключения. Лучшие работы выставляются в первом ряду. Выставку работ можно заменить подарком. Например, дети могут подарить свои работы ребятам с других классов или учителям.
Прежде чем перейти к коллажу, целесообразно сформировать некоторые технические навыки работы с плоскостной лепкой, так как при выполнении лепки по рисунку дети учатся анализировать, сравнивать, приобретают умение находить признаки предметов, устанавливают сходство и различие между ними, а также учатся планировать свою работу, намечать последовательность изготовления поделки.
Большое внимание в программе уделяется таким видам лепки, как лепка по представлению и лепка по замыслу. Эти виды лепки для умственно отсталых учащихся представляют наибольшую сложность.
Если в других видах лепки в течение всего занятия перед глазами учащихся есть опора (образец или натура, которые дают детям возможность проконтролировать свою работу), то в лепке по замыслу или по представлению школьники развивают воображение, тренируют память, закрепляют полученные ранее знания, используют в работе накопленный опыт.
Учитывая все особенности видов лепки, мы считаем необходимым рационально использовать небольшое количество часов, отведённых на кружковую работу (31 час в год). Чтобы достичь успехов в обучении лепке, необходимо провести ряд пропедевтических – подготовительных – занятий.
Коррекционная роль пропедевтических занятий – формирование и обогащение чувственного опыта (умение видеть, слушать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой познавательной деятельности учащихся. В период пропедевтического обучения учащиеся постепенно овладевают умением целенаправленно наблюдать предназначенные для лепки натуральные предметы и образы. Они начинают понимать и соотносить величину, форму и другие свойства объектов с их изображением. Выполняя различные движения для рук, дети развивают мелкую моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями.
Их деятельность становится более организованной. Это позволяет перейти к лепке с натуры, а также к плоскостной лепке и в последствии к коллажу.
Программа отражает основные принципы обучения в специальной школе:
воспитывающую и развивающую направленность обучения;
научность и доступность;
систематичность и последовательность;
имеет связь обучения с жизнью;
включает в себя принцип коррекции в обучении;
учитывает индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
так как у детей нарушено формирование мышления, которое носит
конкретный характер, обязательным и немаловажным корреционным принципом в программе является – принцип наглядности.
Кружковые занятия проводились во второй половине дня, раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Всего в ходе эксперимента было проведено 31 занятие с использованием различных видов лепки.
Для опробирования программы в наличии имелся различный материал и оборудование для работы: пластилин, глина, доски, стеки, столики для лепки, скульптуры малых форм.
Для более эффективного результата работы осуществлялась постоянная индивидуальная помощь учащимся с использованием различных методов и приёмов.
1 группа – дети, самостоятельно выполняющие задание.
2 группа – дети, нуждающиеся в частичной помощи воспитателя.
3 группа – дети, выполняющие работу совместно с педагогом.
Все эти моменты отражены в календарно - тематическом планировании данной программы.
б) Примерное планирование учебного времени по видам занятий
Вид занятий | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Лепка с натуры | 14 | 10 | 5 | 6 |
Плоскостная лепка | 2 | 3 | 2 | 6 |
Коллаж | 2 | 4 | 5 | 2 |
Декоративная лепка | 2 | 5 | 9 | 8 |
Барельеф | 2 | |||
Сюжетная лепка | 2 | 2 | 3 | 1 |
Лепка по замыслу | 6 | 4 | 6 | 3 |
Лепка по пред-ставлению | 3 | 3 | 2 | 3 |
Итого: | 31 | 31 | 32 | 31 |
в) Результаты формирующего эксперимента
Программа способствовала развитию творческого потенциала каждого ребёнка, дала возможность овладеть техническими умениями и навыками, и различными изобразительными средствами.
Было достигнуто ответственное отношение к творческой деятельности и развит интерес к познавательным потребностям.
Программа раскрывает основные коррекционные принципы: принцип приемственности, принцип межпредметных связей, направлена на развитие речи, словаря.
После экспериментальной работы была проведена повторная констатация с целью эффективности применения элементов коллажа на занятиях по лепке в специальной коррекционной школе.
С помощью психолого-диагностических методик было проведено повторное обследование, которое показало, что уровень развития психических процессов у учащихся 2 "В" класса стал выше.
По данным повторного обследования у детей повысилась работоспособность. Ребята стали работать с удовольствием, поделки выполняли до конца. К работе приступали только после полного прослушивания инструкции данной воспитателем. Учащиеся стали более внимательными. Дети по памяти называли сказки, причём не только сказки, но и главных героев этих сказок. Восприятие стало более целостным, делались попытки дифференцировать, обобщать. Если в начале года дети не могли сделать анализ своих работ, то к завершению эксперимента с этой задачей они справлялись легко. Ребята охотно сравнивали два объекта, находили отличительные признаки. Новая работа заставляла их мыслить. Если в начале года работая по коллажу у детей всегда был перед глазами образец, то к концу учебного года ученики самостоятельно изготавливали коллаж, подбирали без помощи воспитателя необходимый материал, что делало их работы своеобразными. Новизна и разнообразие видов деятельности побуждало детей творчески относиться к работе.
Результаты обследования, проведённые после эксперимента:
Класс | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
2 "Б" | 25,00% | 55,00% | 20,00% |
2 "В" | 50,00% | 30,00% | 20,00% |
Заключение
Целенаправленные занятия по лепке представляют собой одно из важнейших средств воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии умственно отсталых школьников.
Основополагающая задача лепки состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным способом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по лепке может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников и применяется разработанное нами программное содержание по лепке для кружковой работы.
Таким образом актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков младших умственно отсталых школьников в процессе кружковой работы несомненна, так как внедрение программы по лепке для кружковой работы в учебно-воспитательный процесс СОШИ № 5 показало повышение качества детских работ по лепке, а также дети стали более внимательными, начали лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Занятия по лепке способствовали развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод:
1.Занятия лепкой служат важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии.
2.Занятия по лепке находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изготовления поделки участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом.
3.Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью систематических проведений занятий по лепке на кружке с условием осуществления дифференцированного подхода.
Результаты данной работы были предложены педагогическому коллективу специальной коррекционной школы в качестве методических рекомендаций.
Методические рекомендации.
1.Внедрение в учебно-воспитательный процесс школ разработанное нами программное содержание занятий по лепке на кружковой работе в 1-4 классах специальной коррекционно-образовательной школы для умственно отсталых учащихся.
2.При разработке занятий важна подготовка воспитателя, а так же использование нетрадиционных методов обучения, по мере необходимости использовать дидактические игры.
3.Необходим индивидуальный подход с учётом всех дефектов детей и с учётом зоны актуального развития.
4.Для устранения недостатков в развитии речи своевременно использовать художественное слово и методы обучения, направленные на обогащение словаря.
Список используемой литературы
1.Боголюбов Н.С. "Лепка на занятиях в школьном кружке". (М., 1979г.)
2.Грошенков И.А. "Уроки рисования". (в1-4 классах вспомогательной школы) (М., 1975г.)
3.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. "Обучение детей лепке". (М., 1992г.)
4.Зубарева Н.М. "Дети и изобразительное искусство." (М., 1989г.);
5.Коссаковская Е.А. "Лепка в детском саду." (пособие для воспитателей) (М., "Просвещение." 1972г.)
6.Костерин Н.П. "Учебное рисование." (М., 1980г.)
7.Конышева Н.М. "Лепка в начальных классах." (М., 1988г.);
8.Методика обучения избразительной деятельности и конструированию. (Под редакцией Комаровой Т.С.) (М., 1991г.);
9.Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. (под редакцией Петровой В.Г.) (М., 1983г.)
10.Павлова Н.П. "Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.) (М., 1988г.)
11.Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. "Декоративное искусство и ребёнок." (М., 1972г.)
12.Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. (под редакцией Залялова Т.С.) (М., 1990г.)
13.Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. "Художественное воспитание детей." (М., 1957г.)
14.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду." (М., 1982г.);
15.Теория и методика изобразительной деятельности. (рецензенты: Шорохова Е.В., Шибанова Н.Я., Доронова Т.Н.) (М., 1984г.);
16.Халезова Н.Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду." (М., 1984г.);
17.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. "Лепка в детском саду." (М., 1986г.);
18."Художественное творчество и ребёнок." (под редакцией Ветлугиной Н.А.) (М., 1972г.);
19.Яхонт О.В. "Советская скульптура." (М., 1973г.)
Введение На современном этапе социального образования, когда принят Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" ярко выделяется основная задача, сто
Методыка вывучэння марфалогіі
Місце і роль сім‘ї у вихованні дитини
Мовленнєва комунікація майбутніх вчителів початкових класів
Моральне виховання учнівської молоді в Галичині кінця ХІХ початку ХХ століття
Морально-етичне виховання школярів (на прикладі педагогічної спадщини та діяльності західноукраїнських композиторів другої половини ХІХ століття)
Мотивація студентів
Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова
Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников
Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Наступність у формуванні природничих знань у дітей дошкільного і молодшого шкільного віку
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.