курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Институт иностранных языков кафедра германских языков и методики их преподавания
Курсовая работа по методике обучения английскому языку на тему:
Методы организации дискуссий на интернет-форумах
Рязань 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1: Современные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам
§1 Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет
§2 Современные дискуссионные форумы для изучающих английский язык
Выводы к первой главе
Глава 2: Организационно-тематическая структура дискуссионного форума группы
§1 Вопросы организации тематических дискуссий на форуме учебной группы
§2 Методические принципы работы по организации и ведению тематических дискуссий
Выводы ко второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена методам и принципам организации общения на Интернет-форумах на английском языке, что являются частью изучения иностранного языка. В условиях современности происходит повсеместное внедрение цифровых технологий, в том числе и в процесс образования. Данная работа призвана продемонстрировать эффективность применения общения на веб-форумах в рамках учебной группы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что мы рассматриваем проблему сетевого общения в образовательных целях, что само по себе связано с проникновением современных, актуальных средств и методов в процесс обучения.
Объектом исследования выступают интернет-форума, как особый вид сетевой коммуникации, отличающийся особым типа ведения дискуссий.
Предметом исследования являются методы организации дискуссий на интернет-форумах в целях повышения лингвистической компетенции для изучающих иностранные языки.
Данное исследование имеет своей целью выявление основных методических принципов общения на Интернет-форумах, являющихся площадкой для коммуникации на иностранном языке.
В качестве гипотезы мы выдвигаем, что интернет-форум, как особый вид сетевого общения, обладает огромным потенциалом в области повышения не только лингвистических навыков, но и культурного обогащение, а также расширения кругозора. В связи с этим встает ряд задач:
· Выявить основные принципы организации ведения дискуссий на интернет-форумах.
· Обобщить информацию об имеющихся в сети Интернет форумах, посвященный изучения иностранного языка
· Определить значимость такого формата общения при изучении английского языка
· Описать принципы работы интернет-форума, как явления сетевой культуры
· Рассмотреть принципы организации деятельности форума на примере конкретного сайта учебной группы.
Научная новизна заключается в исследовании веб-форума языковой учебной группы, который не имеет аналогов в сети Интернет на текущий момент.
Теоретическая значимость состоит в том, что данное исследование раскрывает методические аспекты новой для системы образования формы изучения языка - путем сетевого общения в особом, уникальном формате.
Практическая ценность выражается в том, что данное исследование может служить предпосылкой для более глубокого изучения проблемы, дальнейшего ее исследования с целью обнаружения новых сторон лингво-культурной и методической значимости сетевого общения в рамках веб-форума.
На защиту выносят следующие положения:
1. Рассмотреть Интернет-форум, как средство для сетевого общения, обладающее уникальными, характерными особенностями.
2. Проанализировать форум сайта учебной группы, который обладает собственными механизмами и принципами организации общения, а так также особой функциональностью.
3. Выявить принципы организации тематических дискуссий на форуме сайта учебной группы.
Материалом для данного исследования послужили научные работы и статьи российских и зарубежных авторов касательно данной тематики, Интернет-ресурсы, посвященные проблеме, а также сайт, созданный учебной группой по адресу http://groupa.ucoz.co.uk/.
Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
· Теоретический анализ проблемы с точки зрения методики обучения иностранному языку;
· обобщение экспертных мнений по поводу внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку;
· интервьюирование участников эксперимента по применению интернет-форума в рамках учебной группы;
· анализ работы учебной группы в течение 3 семестров на форуме веб-сайта учебной группы.
Достоверностью является фактическое наличие веб-сайта группы по вышеуказанному адресу.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава I. Современные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам
В этой главе мы раскроем сущность понятия форума, разберем принципы работы интернет-форумов, а также попытаемся понять, какое значение имеет использование интернет-форума при обучении иностранному языку. Кроме того, мы рассмотрим англоязычные Интернет-форума, предлагающие помощь и участие в дискуссиях желающим изучать и изучающим английский язык.
интернет форум дискуссии английский язык
1.1 Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет
В этом параграфе мы дадим определение понятию «форум» и попытаемся объяснить, как происходит организация деятельности в формате общения на форуме.
Веб-форум - класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум» (У римлян: место управы или площадь, куда собирались для суда, где бывали ярмарки и где совещался народ о своих делах.). Для работы форума часто требуется база данных, как правило, SQL.[2]
Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: Разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ» от англ. topic; «тред», «трэд» от англ. thread).
Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп, как и флуд) (англ. Off-topic) часто запрещено правилами форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы — участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных зарегистрированных участников, иногда и незарегистрированных,- гостей.
На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям (гостям), на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.
При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары. Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте. Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума. Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле). По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.
Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.
В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы на базе NNTP и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами и микроблогами (Twitter от англ. tweet — «щебетать», «болтать») — интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов. Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности.
Интернет-форумы являются частью информационно-коммуникационных технологий и имеют большой потенциал при изучении языке при внедрении данной методики в процесс образования. Разберемся в особенностях дискуссионного форума, как вида общения в сети Интернет. Стоит также сказать о том, что такое сетевое общение, и каким образом оно связано с реальным.
Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова, ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию - стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. «Более сложную поведенческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни, который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь, предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения».[6]
Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.
Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины:
1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах;
2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни;
3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.
Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний).[7]
Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг "Я", нашего «духовного центра притяжения». Строго говоря, «субличность - это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность». Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт". Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.[8]
Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число "ников" (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных "ников" от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой "Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет". Было бы интересно проследить зависимость количества и свойств виртуальных "субличностей" от наличия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященных этой проблеме.
По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер. «Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостью реальной идентичности».[7]
Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может, как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования "низменных" вытесненных потребностей.
Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова М.Н. "Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности":
1.Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность "убежать из собственного тела" является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - "близости функциональной дистанции" (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
3. Добровольность и желательность контактов, возможность их прерывания в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций ("смайликов") или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.).
Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. и Интернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ, и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности.
Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций разделяют наиболее интерактивные среды общения - чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.) (В.Нестеров "К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете"). В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line.
Так называемые "гостевые книги" ("guestbooks"), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом "книга отзывов" может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный: "Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание в гестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования в виртуальном мире".[10]
Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые "почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности" (Е. Горный "О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.
Кто же становится участником этих затяжных дискуссий? Е. Горный иронически классифицирует дискурсантов следующим образом: "Выделяется ядро постоянно пишущих активистов (как правило, это те, кто активно участвует и в других дискуссиях) - это либо пассионарии от идеологии, которые "знают, как надо" и маниакально высказывающие одни и те же идеи независимо от темы дискуссии, либо бонмотисты, для которых "как" важнее, чем "что"".
Мы постарались свести воедино качества, характеризующие общение в рамках интенет-форума:
1. Пространство: в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть.
2. Время: в отличие от общения он-лайн (в реальном времени), у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и (при желании) отредактировать свои. Кроме того, отсеивается большое количество "формальных" постингов: приветствия, разговоры "о погоде", т.е. топик пишущего отражает, как правило, наиболее актуальные для него темы.
3. Ответственность: участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственен за собственное психологическое состояние. У него нет уверенности в том, что кто-либо поможет ему в проблемной ситуации, поэтому, если он заинтересован в каких-то изменениях, то будет прилагать все усилия, чтобы добиться этих изменений средствами группового взаимодействия. За ним остается право свободного входа и выхода из группы вне зависимости от завершенности его собственного гештальта.
4. Эмоциональность: "Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых". (Жичкина и Ефимов)
Теперь попробуем выделить мотивационную составляющую, которая определяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области.
Этими областями, как правило, становятся:
1) обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);
2) обсуждение психологических проблем реального общения;
3) агрессивное "выяснение отношений" между участниками форума;
4) скрытая и открытая реклама товаров и услуг.
Как мы уже говорили, если рассматривать "ник" как субличность, то нельзя не согласиться с тем, что он вместе с тем является «линзой, через которую проглядывает личность»[8].То есть, исследуя мотивы, движущие виртуальной субличностью, мы, во-первых, тем самым, познаем себя, и, во-вторых, имеем возможность влиять на личность через взаимоотношения с "ником". Нельзя забывать, что за каждой "виртуальной сущностью" стоит живой человек, и взаимодействие с его "Я" происходит как раз посредством общения с "ником". По аналогии с реальным общением: каждый из нас, попадая в ту или иную ситуацию (в т.ч. и на приеме у специалиста, и в психодинамической группе) так или иначе, действует посредством той или иной субличности (или нескольких сразу). Единственным принципиально новым аспектом является то, что эта субличность (субличности) не имеют телесного воплощения.
Многие исследователи проблемы виртуального общения в Интернете утверждают, что в этом случае практически пропадает невербальная коммуникативная составляющая. Остается только возможность выражения испытываемых (или инсценируемых) пользователем чувств посредством "смайликов" и комментариев в скобках. Однако, на наш взгляд, это далеко не исчерпывает виртуальные проявления невербальных компонент. Достаточно вспомнить о наличии невербальных текстовых компонент (метафоры, аллегории, цитаты, ссылки и т.п). Ведь именно на этом свойстве основана эмоциональная наполненность литературного творчества.
В ситуации интерактивного общения посредством форума личность проявляет себя как текст, отождествляется с текстом (в данном контексте в понятие "текста" мы включаем, в т.ч. и речь). Здесь прослеживается аналогия с моделью личности, предложенной В.В. Налимовым в его книге "Спонтанность сознания", но в данный момент детальное рассмотрение этой модели лежит за рамками нашей работы. Мы просто констатируем, что текст сам по себе, помимо вербальной, несет и большую невербальную нагрузку, исследованию которой посвящено множество работ, лежащих на стыке психологии, философии, лингвистики, культурологии и др. Поэтому изучение виртуального общения в рамках этой парадигмы кажется нам весьма перспективным.
Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным, так и неявным. Функции ведущего интерактивной психодинамической группы мы видим в том, чтобы:
1) задавать направление дискуссии, обновлять обсуждаемые ресурсы сайта;
2) акцентировать внимание на проблемных ситуациях или по мере необходимости провоцировать участников форума на создание таковых;
3) ставить перед участниками дискуссии задачи, направленные на личностный рост (осмысление вытесненных переживаний, выявление привычных неэффективных паттернов, заострение внимания на проблемах экзистенциального характера и т.п.);
4) осуществлять подбор литературы и ссылок на ресурсы Интернет по затронутым в дискуссии направлениям;
5) модерировать высказывания участников, если они не содержат значимой информации, или засоряют пространство форума рекламой или бессмысленными ругательствами (однако в последнем случае, на наш взгляд, не стоит увлекаться "модерированием агрессии", поскольку брань, тем более адресованная кому-то, создает широкий простор для поведенческого маневрирования всех участников форума).
Примечательно, что большинство участников форумов выбирает себе в качестве "ников" человеческие имена. Объяснение этой тенденции можно найти в работе Жичкиной и Ефимова "Результаты исследования поведения в Интернете"[11]. В этом исследовании обнаружена связь между молодым (16-25 лет) возрастом и большим количеством "ников". Логично предположить, что посетители протопоповского сайта, чей средний возраст примерно равен 23-35 годам, уже пережили пик экспериментов с вычурными псевдонимами и представили в сети субличность, достаточно точно отражающую их реальное поведение и ценности.
В этой главе мы коснулись некоторых аналогий реального и виртуального общения, выявили особенности последнего, постарались наметить перспективу исследования и использования виртуального пространства интернет-форума для решения групповых задач. Можно сказать, что у виртуальной группы, несмотря на ее специфику, есть определенные перспективы для решения задач обучения путем группового взаимодействия.
1.2 Современные дискуссионные форумы для изучающих английский язык
В данной работе мы главным образом затрагиваем общение на интернет-форумах на иностранном языке (в нашем случае – английском). В этой главе стоит подробнее остановиться на различных форумах, которые предлагают пользователям такого рода общения, рассмотреть их особенности. Важен также и тот факт, насколько данные форума подходят для учебной группы, а также отвечают ли они учебным требованиям и задачам, поставленным в ходе обучения иностранному языку.
На данный момент в сети Интернет, существует множество ресурсов, предлагающих форумное общение. Некоторые из них служат образовательным целям. В данной работе мы рассмотрим зарубежные форума, так как англоязычный сектор Интернета предлагает подобные форума именно на английском языке, что является наиболее эффективным и отвечает целям и задачам обучения в рамках языковой группы.
В ходе исследования было изучено порядка 20 форумов в помощь изучающим английский язык. Из них лишь некоторые мы рассмотрим в этой работе. В это число вошли форумы, представляющие из себя целостные, структурированные порталы для ведения тематических дискуссий в данном режиме.
Одним из самых популярных является форум Using English (http://www.usingenglish.com/forum/). Форум состоит из четырех разделов – Learning English (Изучаем английский), Analyzing Language (Анализируем английский), English ESL Questions (Английский, как второй язык), Support Техническая поддержка). Форум посвящен непосредственно изучению языка, получению информации по вопросам, касательно языка, и он не предполагает коммуникации на бытовые темы. Преимущество этого форума состоит в том, что помощь в изучении оказывают носители языка, что положительно влияет на пользователя, изучающего язык.
Подобным порталом, однако, более продвинутым в плане помощи в обучении языку, является English Club (http://www.englishclub.com/esl-forums/index.php). Форум данного веб-сайта обладает огромным потенциалом. Помимо стандартной информационной поддержки, здесь присутствует множество разделов и категорий, предназначенных для общения на разнообразные темы (спорт, досуг, музыка, кино, политика, экономика и т.д.) Кроме того, отдельный раздел отведен под обсуждение национальных особенностей стран, где государственным языком является английский. При более детальном изучении, выяснилось, что определенный процент пользователей сайта составляют студенты, изучающие язык, а также их преподаватели. Как правило, именно последние часто рекомендуют портал своим студентам, как дополнительное средство изучения языка. Однако, как правило, в рамках данного сетевого сообщества контроль за действиями студентов отсутствует. В целом, можно сделать вывод, что форум имеет огромный потенциал, и его можно рекомендовать в целях тренировки навыков сетевого общения на языке для изучающих английский язык, как в высшей школе, так и в средней.
Здесь стоит привести, некоторую статистику, которую удалось получить в ходе анализа форумов, о которых говорилось выше.
Остальные форумы обладают еще меньшим потенциалом, либо идентичным вышеуказанными интернет-форумам. В целом данные форума направлены на расширение и обогащение знаний пользователей. Несмотря на то, что элемент коммуникации присутствует, он ограничен сугубо лингвистическими вопросами. На форумах русского сектора Интернет, не хватает даже этого компонента. Единственным выходом остается использованием англоязычных форумов для аутентичного общения в сети. Несомненно, есть и другой выход – самостоятельное создание веб-портала, представляющего из себя сетевое сообщество для определенной учебной группы, изучающей английский язык. Во время активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, данная методика является эффективной, так как она открывает новые возможности и перспективы в обучении, а кроме того приучает студентов к сетевому общению. Подробнее о принципах организации деятельности и функционировании таких форумов мы остановимся в практической части данной работы.
Выводы по первой главе
В данной главе мы дали понятие «форум» и «форумное общение», определили основные отличия ведения интернет-дискуссий от реального общения, а также указали схожие стороны этих процессов. Делая вывод по первой главе, нужно сказать, что Интернет-форума предоставляют особый вид дискуссии, который реализуется лишь в среде Интернет.
Кроме того, мы рассмотрели ведущие в среде Интернет форума, которые могут быть помочь изучающим английский язык.
Говоря о преимуществах использования дискуссий на интернет-форумах в обучении, стоит заметить, что форум является в первую очередь средством межкультурной коммуникации, что в рамках обучения иностранному языку является важным фактором. Мы видим, что во время проведения дискуссий на форуме на иностранном языке, в первую очередь повышаются навыки письменной речи. Режим форумного общения подразумевает также и развитие таких навыков, как аргументация, комментирование, описание, полемика, логическое мышление. После рассмотрения англоязычных форумов мы сделали вывод, что они не в полной мере отвечают поставленным образовательным задачам и ограничены в возможностях. Как было сказано выше, в практической части работы мы обратимся к форуму веб-сайта учебной группы, на котором сами студенты управляют форумом, создают темы, администрируют и модерируют его.
·
Глава 2. Организационно-тематическая структура дискуссионного форума группы.
В этой главе данной работы мы рассмотрим форум конкретного сайта учебной группы, созданный студентами языкового факультета РГУ им. С.А. Есенина и функционирующего на момент написания работы. Мы разберем принципы деятельности форума, а также остановимся на методических принципах ведения тематических дискуссий на данном форуме. Кроме того, мы разберемся в преимуществах создания такого форума для ведения дискуссий на английском языке.
2.1 Вопросы организации тематических дискуссий на форуме учебной группы
Сайт учебной группы http://groupa.ucoz.co.uk/ предлагает несколько разделов, каждый из которых предоставляет различный режим работы. Одним из самых популярных среди пользователей разделов является раздел Форум. В данном разделе студенты являются модераторами и администраторами, то есть выполняют функцию управления.
На сайте в разделе Форум нам представлен ряд форумов, объединенных в различные разделы. Таких разделов девять – University Life (Университетская жизнь), Forum Projects (Форумные проекты), English Language and English Speaking Culture (Английский язык и англоязычная культура) , Life as it is (Жизнь как есть), Role Playing Game Service (Сервис ролевых игр), Hypertext Novel (Гипертекстовый роман), Forum for Beginners (Форум для начинающих), Support (Техническая поддержка) и Japanese World (Мир Японии). За все время существование форума было создано около 200 тем, и оставлено почти 2000 сообщений. На момент написания работы на форуме (а также на всем веб-сайте) было зарегистрировано 102 пользователя.
А теперь следует подробней остановиться на каждом из разделов и разобрать методические принципы организации деятельности в данных форумах.
Первый раздел – Университетская жизнь – включает четыре форума: домашнее задание, домашнее (аналитическое) чтение, экзамены и темы для обсуждения. Форум Домашнее Задание служит целям выполнения некоторых домашних заданий для студентов, в основном тех заданий, выполнение которых в условиях данного портала не подходит ни под одну из категорий. Как правило, большинство тем форума подразумевают размещение списка вопросов (то есть интервьюирование), на которые студентам одной учебной группы следует ответить в развернутом виде. Таким образом, каждый студент имеет возможность получить ответы на вопросы по данной конкретной теме, суммировать ответы и написать отчет, а если быть точным, статью по результатам своего опроса, которая затем будет размещена в одном из разделов веб-сайта. Этот форум дает возможность легко и быстро собрать интересующую информацию касательно мнения учебной группы по тем или иным вопросам, касающимся изучаемой темы в программе учебного курса, для ее последующего анализа. Стоить заметить, что данный форум не подразумевает общения, как такового, он служит целям получения прямых ответов на прямые вопросы. Также нужно указать, что работа на данном форуме ведется в рамках учебного курса.
Следующий форум – Домашнее чтение – включает в себя обсуждения произведений художественной литературы, входящей в программу курса. В этом форуме студенты обсуждают в свободной форме конфликты, проблемы, главных героев, темы, стиль и другое. Форум помогает глубже разобраться в читаемых произведениях, дойти до сути и более глубоко понять и осознать то, что именно хотел передать автор. В ходе обсуждения выявляются проблемы, которые порой бывает сложно увидеть. Дискуссии ведутся с целью объективного анализа произведений, что приводит к определенным результатам в понимании изучаемой литературы.
Еще один форум – Экзамены. Здесь студенты обсуждают грядущие экзамены, а также советуются о том, как лучше подготовиться к тому, или иному экзамену. Но главной особенностью раздела является то, что в нем студенты могут предлагать свои варианты по поводу проведения экзамена по английскому языку. Чтобы понять, как выглядит раздел изнутри, на примере раздела «Экзамены», ниже предоставлен скриншот.
Последний форум данного раздела – Темы для обсуждения. Сюда входят темы, которые не подходят ни под один из разделов и форумов, однако их обсуждение подразумевается программой. Дискуссии в форуме ведутся в обычной форме – студенты выражают свое мнение по различным вопросам, доказывают свою точу зрения, спорят, меняют свое мнение, приходят к тем или иным выводам, при этом практикуя навыки английского языка.
Сообщения, оставляемые участниками в любых темах, выглядят аналогично предоставленному изображению на Рис. 4.
Рис.1. Пример сообщения на форуме.
Как мы видим сообщения могут быть разного объема и в разной форме – вопрос, комментарий, провокация, согласие/несогласие.
Раздел Форумные проекты говорит сам за себя. Это студенческие образовательные проекты, которые могут существовать в пределах форума, то есть они направлены на активное обсуждение тех или иных проблем. Форумы этого раздела также подразумевают рассмотрение вопросов, так или иначе связанных с программой.
Раздел Английский язык и англоязычная культура служит целям обсуждения всего, что связано с английским языком и английской культурой – произношение, интонация, разговорный английский, грамматика, секреты перевода, история английского языка, особенности жизни в англоязычных странах. Данный раздел призван помочь студентам в обмене опытом касательно изучаемого языка, всех его аспектов, языковой культуры и тому подобное. Очевидно, что темы, поднимаемые в форумах раздела, не включены в программу курсы, и их обсуждения является инициативой студентов. Учебную мотивацию и заинтересованность студентов в языке, изучаемом профессионально, можно проследить именно через этот раздел. Культурный опыт, которым студенты могут обменяться на этом форуме может оказаться бесценным, если дискуссии ведутся активно. Раздел призван помочь студентам глубже понять жизнь и мировоззрение людей, являющихся носителями английского языка, особенности их жизни, быта. Кроме того, чисто лингвистический аспект также затрагивается, то есть студенты могут обмениваться советами по освоению грамматику, постановке произношения и интонации, приводить примеры известных им идиом, устойчивых выражений, таким образом передавая знания касательного языка другу другу. Раздел носит информационный характер и как правило не вызывает у студентов оживленных дискуссий.
Раздел Жизнь, как есть включает в себя множество форумов, тематики которых охватывают почти все сферы общественной и не только жизни человека. В разделе предоставлено 20 форумов по следующим тематикам – Политика, Театр, Наука, Медицина, путешествия, Спорт, Литература, Кино, Музыка, Религия, Жизнь в Рязани, Экономика, Информационные агентства Рязани, Бизнес, Эмоции, Домашние животные, Тишина, Цветы, Охота за жизнью, Красота. Данный раздел, несмотря на то, что содержит темы для обсуждения, предусмотренные учебным курсом, главным образом фокусируется на тех вещах, которые им не затрагиваются и направлен на дискуссии по проблемам, которые заведомом интересны студентов, таким образом повышая их мотивацию к общению. К примеру, в форуме про музыку, студенты обсуждают такие вопросы, как «Почему многие молодые не слушают старую музыку?», «Слушаете ли вы радио», «Вкусы в музыке», «Музыка нового поколения». Несмотря на это, статистически самыми объёмными по речевой продукции стали разделы, которые охватывали ряд тем, изучаемых студентами в классе. Так, форумы-лидеры по количеству оставленных сообщений стали – Эмоции, Домашние животные и Дела религии. Все они изучались студентами на третьем и четвертом году обучения. Однако тот факт, что раздел «Музыка», не охваченный программой, является бесспорным лидером в рейтинге по количеству сообщений, а также, такие форумы, как Спорт, Хобби, Литература, Кино, не слишком сильно отстают от вышеуказанных, можно сделать вывод, что мотивация студентов к сетевому общению без дополнительных указаний со стороны преподавателя остается высокой. Таким образом, выполняется главная цель раздела – самоактуализация личности студента. Здесь, также как и в реальной жизни, общение на интересующие студента темы, позволяет ему проявить мотивацию, рассказать о тех вещах, в которых он разбирается, поделиться опытом со своими сверстниками и не только. Все это приводит к личностному росту и самореализации через выражение собственных ценностей, проявления креативности, спонтанности, достижения самопонимания, аутосимпатии и гибкости в общении. В условиях сетевой среды все эти процессы кажутся достижимыми именно через такой вид общения, как форумы
Стоит сказать пару слов о разделе Ролевые игры. На момент написания работы раздел находился в зачаточном состоянии. Он предполагает создание так называемых сетевых РПГ, участниками которого являются сами студенты. Сюжет и сюжетные лини продумываются ими же, а затем начинается стадия написания игры. Здесь каждый участник берет на себя определенную роль и придерживается своего персонажа на протяжении всей игры. Преимущество данного вида работы на данном форуме заключается в том, что развитие игры происходит на английском языке, что дает учащимся несомненную возможность попрактиковать навыки письменной литературной речи, попробовать себя в творческой деятельности. Похожим по целям форумом является Гипертекстовый роман, который предполагает написание романа с гиперссылками, нового жанра литературы, развитие которому дало появление Интернета. На данном сайте студенты уже завершали написание своего первого романа на момент написания данной работы. Гипертекстовый роман – это художественное произведение, сюжет которого развивается при помощи подач сразу нескольких авторов. Такой роман содержит множество гиперссылок на свои страницы, и поначалу бывает трудно определить, где начинается и где заканчивается повествование, несмотря на то, что перед нами цельное произведение. При создании такого романа еще в большей степени приходит литературное творчество, ведь упор делается не только на диалоговую часть, но и на описательную, на мысли персонажей и так далее. Режим форума – наилучшая зона на сайте для создания такого романа, ведь это позволяет структурировать повествование, достичь целостности и логичности представления для постороннего читателя. Стоит отметить, что за первые двое суток написания, студентами было оставлено порядка 50 сообщений различной длины, некоторые доходили до 500 и выше слов. Такой речевой продукции и мотивации не ожидали ни студенты, ни преподаватель. Однако стоит также сказать, что при приближении к завершению, участники стали размещать сообщения гораздо медленнее. Причины этого были выяснены в ходе опроса, результаты которого проанализированы далее по тексту. Написание гипертекстового романа проходило для группы в экспериментальном режиме, и его участникам были заданы следующие вопросы:
1) Почему, по вашему мнению, гипертекстовый роман вызвал такой интерес среди участников?
2) В чем заключается образовательная польза создания гипертекстового романа?
3) Почему через неделю после начала эксперимента исчезла мотивация к дальнейшей работе?
Согласно ответам участников эксперимента удалось выяснить следующее:
1) сразу привлекает нестандартный вид деятельности; личная инициатива и отсутствие контроля и принуждения/давления со стороны преподавателя; возможность отказаться от участия в проекте.
2) возможность самовыражаться, заниматься творческой деятельность, развивая умения письменного повествовательного монологического высказывания и повышая языковую компетенцию в целом; развитие воображения, логического и нелинейного мышления.
3) Две главных причины потери мотивация – установка временных рамок преподавателем по написанию романа; и несогласие участников эксперимента касательно наполнения романа и развития сюжета.
Таким образом, можно выделить методическую рекомендацию касательно такого вида работы, которая заключается в том, что если задание изначально предполагает творчество на основе личной инициативы, свободу действий студентов ограничивать не стоит. Кроме того, если мы конкретно рассматривает такой вид деятельности, как гипертекстовый роман, то стоит заметить, что планирование сюжета и основных персонажей должно иметь место до его написания, а не во время.
Также стоит остановиться на разделе Техническая поддержка. Этот раздел предполагает помощь администраторов (коими являются некоторые участники учебной группы) по техническим вопросам на форуме и на всем веб-сайте в целом. Пользователи также задают вопросы по интересующим их вопросам работы сайта. Также есть раздел мозгового штурма, в котором студенты выдвигали идеи и отбирали лучшие по поводу создания тех или иных разделов сайта или форумов. Кроме того, присутствует форум «Обратная связь», где пользователи могут оставлять свои пожелания и/или указывать на недочеты по поводу работы сайта, а также высказывать предположения по изменению.
Следующий раздел Форум для начинающих, главным образом создан для пользователей, чьи навыки овладения языком не достаточно высоки. Сама концепция сайта предполагает наличие не только студентов данной учебной группы, но и участников с других курсов, групп или даже учащихся общеобразовательных и спецшкол. Соответственно необходимость в таком разделе оправдывает себя. Среди форумов данного раздела присутствует простые темы для обсуждения и ознакомления участвующих с принципами работы на форумах на иностранном языке. Помимо прочего, некоторые темы представляют собой интерес и для студентов группы, которые также принимают активное участие в разделе (Мои страхи, Я хотел бы извинится за…, Профессия, о которой я мечтал в детстве и др.). Будет нелишним сказать, что раздел пользуется популярностью у растущей категории пользователей сайта, языковые навыки которых не позволяют, к примеру, участвовать в таких разделах, как Гипертекстовый роман. В целом раздел направлен на помощь в изучении английского языка людям (не только школьникам, но и взрослым) с начальным уровнем овладения языком.
Наконец, последний раздел, Мир Японии, был создан в целях приобщения к восточным культурам, в частности японской, путем языкового взаимодействия. На веб-сайте присутствуют пользователи, изучающие японские язык и культуру, соответственно они способны поделиться этой информацией с другими пользователями веб-пространства. Раздел состоит из порядка десяти разделов, каждый из которых затрагивает ту или иную сферу жизни в Японии - культура, искусство, кино, музыка, бизнес, письменность, язык, одежда, традиции, семья, праздники и другие. Этот раздел был создан одним из последних и пока не заполнен информацией, однако в будущем планируется его наполнение и активное знакомство с японским образом жизни. Главной задачей раздела видится расширение кругозора студентов, проникновение и понимание другой, чуждой культуры, пробуждение тяги к познанию окружающего мира. Не лишним будет упомянуть о том, что общение ведется на английском языке, и поэтому к выше указанным задачам добавляются еще и лингвистические, связанные с повышением уровня языка и языковой компетенции.
Анализ форума веб-сайта языковой группы, предоставленный выше, отражает все структуры данного раздела портала и методические принципы организации работы в нем. Таким образом, стоит сказать, что данный форум обладает огромным потенциалом, предоставляя пользователям коммуникативную среду для аутентичного общения в рамках множества тем. На форумах студенты учатся выражать свое мнение кратко, лаконично, вести дискуссию или беседу, что пригодится им при устном общении. Форум данного конкретного сайта постоянно меняет свою структуру, открывая новые возможности для его участников, при том, что эти возможности создаются самими студентами. Этот раздел как бы отстоит от остальных разделов сайта, так как предлагает студентам в особом режиме обсудить многие вещи, и именно поэтому он является одним из самых популярных на сайте учебной группы. При создании раздела стоит тщательно подходить к его структуре, чтобы все его функции выполнялись четко и давали положительный результат касательно языковых навыков студентов.
2.2 Методические принципы работы по организации и ведению тематических дискуссий
Ведение тематических дискуссий на интернет-форуме обладает рядом учебных возможностей, решает некоторые учебные задачи, раскрывает важные принципы организации деятельности, то есть обладает уникальными особенностями в плане в лингвистическом, методическом, педагогическом планах. В этом параграфе мы поговорим о том, как создаются форума, как контролируется их деятельность, какую роль играет преподаватель, другие участники форума, выделим основные принципы организации его деятельности и учебные задачи, которые он выполняет.
По мере изучения студентами определенных тем, на форуме создаются разделы, либо новые топики. Это происходит по инициативе преподавателя, однако сам процесс создания осуществляется студентами-администраторами самостоятельно. После создания раздела администратор назначает модератора для этого раздела (опционально). Кроме того, иногда разделы и темы открываются по инициативе студентов, если те считают это нужным. Таким образом, жизненный цикл форума контролируется главным образом самими студентами, однако преподаватель следит за общением на форуме, за соблюдением, правил, а также сам участвует в большинстве дискуссий. Равноправность участников форума является лишь одним принципом организации деятельности, к другим мы также относим следующие:
1) Принцип погружения в языковую среду;
2) Принцип многогранности тематического общения. Данный принцип подразумевает, что общение на форуме протекает по разнообразным темам – начиная с фонетики и заканчивая вопросами религии.
3) Принцип свободы мышления, который предполагает выражение личного или субъективного мнения в любой доступной форме.
4) Принцип возникновения дискуссии. Дискуссии на форуме ведутся сразу группой людей, каждый выражает свое мнение, спорит, соглашается или не соглашается с ответами других. Важным моментом здесь является то, что дискуссию нужно умело направлять в правильное русло, чтобы избежать ухода от темы, выяснения отношений и другое.
5) Принцип интерактивности. Форум является интерактивной средой, где взаимодействие между участниками происходит быстро, а темы общения постоянно меняются.
В силу того, что учебная группа представляет собой небольшое количество пользователей, то привлечение на форум группового сайта других людей видится разумным шагом. Из-за многообразия тем и разделов, существующих на форуме, одна учебная группа не может активно поддерживать дискуссии во всех темах, однако при наличии посторонних пользователей, данная перспектива является достижимой. В то время как учебная группа выполняет учебные задачи, пользователи, не являющиеся членами группы, удовлетворяют свои потребности в сетевом общении. В рамках форума такие пользователи могут также являться модераторами тех разделов, которые их заинтересуют.
Таким образом, форум веб-сайта учебной группы, предоставляющих возможность для тематических дискуссий на английском языке, является средством для выполнения некоторых учебных задач лингво-культурного характера.
Первой из таких задач можно считать обмен культурным и лингвистическим опытом, который происходит во время ведения дискуссий. Участники форума не только обмениваются знаниями в тех или иных областях во время дискуссии, но и предоставляют друг другу новый лексический и грамматический материал.
Помимо этого, ведение тематических дискуссий предполагает улучшение навыков письменной речи, комментирования, аргументации, описания, объяснения, полемики, интервьюирования. Дискуссии на интернет-форуме соответствуют дискуссиям в реальной жизни, однако, время их проведения не ограничено. В рамках развития письменной речи студенты приобретают также и навыки устной речи, как то – постановка провокационных вопросов, наводящих вопросов, предугадывание мнения собеседника, речевой этикет. Таким образом, происходит развитие коммуникативной компетенции в целом, то есть способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, ведь форум предлагает речевое общение в письменной форме.
Ведение дискуссии на интернет-форуме подразумевает общение более двух собеседников. Соответственно, внимание каждого участника распределено сразу между несколькими собеседниками. Это в первую очередь подразумевает свободу, неструктурированность дискуссии. Общение в разных направлениях, одновременное комментирование сразу нескольких мнений приводит к повышению интерактивности общения на иностранном языке в сетевой среде.
Таким образом, форум является мощным инструментом для оттачивания навыков не только письменной речи, но и повышения общеязыковой компетенции. Будучи предельно интерактивным, форум является чисто коммуникативным средством для достижения образовательных целей. Аутентичная коммуникация – главная особенность форума, а поскольку англоязычное общение есть традиционно основная учебная деятельность студентов лингвистических специальностей, то средствами информационных технологий (и форума, как одного из них) предоставляется возможность организации образовательного процесса учебной группы через англоязычное общение, формирование вторичной языковой личности через аутентичную коммуникацию.
Выводы по второй главе
В этой главе мы рассмотрели возможности форума учебной группы в процессе обучения иностранному языку. Обладая высокой степенью интерактивности и предлагая пользователям аутентичное общение на изучаемом языке, форум является отличным средством для повышения лингвокультурной компетенции и выступает одним из инструментов формирования языковой личности. Кроме того, мы проанализировали работу деятельности форума сайта учебной группы в лингвистическом, методическом и педагогическом аспектах. Стоит сделать вывод, что такой форум обладает солидными преимуществами по сравнению с форумами, которые не контролируются студентами и/или преподавателем и служат целям получения информации. Ведение тематических дискуссий на интернет-форумах является мощным инструментом для повышения языковой компетенции, причем не только такого аспекта, как письменная речь, но и устная. Таким образом, будущие, более глубокие исследования этой проблемы видятся разумными.
Заключение
Данная работа посвящена ведению тематических дискуссий на Интернет-форумах, и главным образом фокусируется на форуме веб-сайте учебной группы. В этой работе мы попытались выявить основные методические принципы организации учебной деятельности во время общения на форумах на английском языке. Это и являлось целью данной работы.
Актуальность исследования состоит в том, что применение такого формата работы во время изучения английского языка является методической инноватикой, так как данный метод не применялся прежде. В связи с этим данная работа может являться отправной точкой для дальнейших исследований.
В данной работе мы рассмотрели понятие форума, разобрали принципы организации дискуссий на форумах. Кроме того, мы рассмотрели основные англоязычные форумы, которые предназначены для изучающих иностранный язык и оценили их с точки зрения методической важности касательно применения их в рамках учебной группы.
Во второй главе данной работы мы подробно разобрали форум веб-сайта учебной группы, всех его разделов, а также продемонстрировали предназначение каждого из разделов. Мы описали процесс создания и функционирования форума. Нами была также рассмотрена роль преподавателя при данном режиме работы. Мы остановились на взаимодействии участников форума во время проведения тематических дискуссий. Кроме того, были разобраны методические принципы организации такого рода дискуссий и их роль в образовательном процессе.
Таким образом, с точки
зрения методики обучения английскому языку мы предоставили теоретическую основу
данной проблемы и на практическом примере форума сайта учебной группы
рассмотрели возможности данного формата работы при обучении иностранному языку.
Список литературы
1. Чеботарева Н.Д. «Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы». Статья, 2006.
2. Словарь интернет терминологии http://your-hosting.ru/terms/
3. www.ariom.ru
4. www.student.km.ru
5. www.groupa.ucoz.co.uk
6. В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб, 1996
7. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская "Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью"
8. Маргарет Руффлер. Игры внутри нас. - М., 1998
9. А. Жичкина "Социально-психологические аспекты общения в Интернете", статья.
10. Е. Горный. «О гестбуках», интернет-статья. http://www.netslova.ru/gorny/eg_gb.html
11. А. Жичкина и И. Ефимов "Результаты исследования поведения в Интернете"
12. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». Под ред. Дудника С.И.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
13. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
14. www.expert.ru
15. www.psychology.ru
16. Мурюкина, Е.В. Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ, 2009 №1
17. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
18. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. Школа. – 2006. - №2
19. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
20. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА» Институт иностранных языков кафедра герман
Лексические особенности речи политика
Концепт "воля"/"soul"/"ame" в языковой картине мира
Лингво-когнитивные параметры тоталитарного дискурса
Семантические группы фразеологизмов
Символика числа и значение фразеологических единиц с компонентом-числом
Стилистические аспекты перевода
Стилистические функции синонимов в публицистических текстах
Учет лингвострановедческого компонента на занятиях по иностранному языку
Выявление этнографических реалий и анализ способов их передачи при переводе на основе художественного произведения "Преступление и наказание" в переводе Констанс Гарне "Crime and Punishment"
Comparison of nouns in English and Russian languages
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.