База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Моделирование движения объектов в Pascal — Программирование, Базы данных

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный педагогический институт

Физико-математический факультет

Кафедра информатики и компьютерных технологий

Армаш Олег Петрович

Моделирование

движения объектов

в Pascal

Курсовая работа


 

Научный руководитель

Старший преподаватель Цыганова А.Д.


Костанай

2005

Содержание:

1.     Понятие модели                                                                                … 3

2.     Графические информационные модели.                                      … 3

3.     Средства для моделирования и их сравнение                             … 4

4. Языки программирования                                                              … 7

5.     Технология программирования …                                                         … 9  

5.1.                    Структурное программирование…                                          … 9  

5.2.                    Концепция модульного программирования…                       … 10

5.3.                    Объектно-ориентированное программирование (ООП)…    … 11

5.4.                     Новые объектные концепции.                                                  … 11

6.     Как появился Паскаль и что это.                                                  … 13

7.     Введение в объектное программирование                                             … 14

7.1.                    Машинная графика                                                                    … 14

7.2.                    Графические спрайты                                                                 … 15

8.     Заключение: Тенденции развития программных технологий. … 17

9.     Список использованных источников                                           … 19

10.            приложение 1                                                                                … 20

11.            ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                … 21

12.            ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                                … 23

Понятие модели

Во все времена человек разумный отражал в своем мышлении объекты реальности в виде идеальных мысленных (вербальных) моделей и действовал исходя из ожидаемого поведения их прототипов. Это этап первого отражения, отражения мира в мышлении человека. С появлением компьютера ситуация радикально меняется. Человек может теперь передать компьютеру свои знания, создав компьютерную модель реального объекта или процесса. Происходит второе отражение природы, теперь уже из мышления человека в память компьютера. В этом смысле компьютерный мир является третьей реальностью:

1)               материя;

2)               сознание;

3)               снова неживая материя (компьютер)

Исходя из вышесказанного, можно считать моделирование конечной целью информатики. И тогда понятие компьютерной модели и вообще модели должно быть усвоено учащимися достаточно прочно. Я предлагаю ознакомиться с тем, как трактуют этот вопрос авторы учебников и учебных пособий.

Графические информационные модели

Графические информационные модели представляют собой рисунки, карты, чертежи и схемы, графики, диаграммы и т.д.

Графические модели более информативны, чем текстовые модели. Без рисунков, которые являются информационными моделями различных представителей флоры и фауны, трудно себе представить ботанику и биологию.

География, военное дело, судоходство и т.д. немыслимы без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и т.д.) строят информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, т.е. один объект отражают несколько моделей.

Современные технологии не могут обойтись без информационных моделей технических устройств, зданий  и т.д.  в виде чертежей и схем. Даже расстановку мебели в помещении целесообразно начинать с планировки её размещения в форме чертежа.

Физика, радиотехника и электротехника используют информационные модели в форме электрических и радиосхем.

Графики являются информационными моделями, которые в наглядной форме представляют числовые данные: в математике это графики функций, в экономике отражение статистических данных и т.д.

Диаграммы также являются информационными моделями, представляющими числовые данные. Диаграммы различных типов применяются, прежде всего, для наглядного и сравнительного представления статистических данных.

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались, так как первые графические информационные модели создавались в форме наскальных рисунков. В настоящее время графические модели обычно строятся с использованием современных компьютерных технологий.

Средства для моделирования и их сравнение

Если говорить о программных средствах, для построения компьютерных моделей, то все авторы рекомендуют использовать наиболее популярное средство компьютерного моделирования - электронные таблицы. СУБД не задумывалось как средство  моделирования, но создавать информационные модели объектов с возможностью проводить при помощи таких моделей выборку информации, удовлетворяющей каким - либо условиям с целью дальнейшего анализа этого объекта хорошо проводить с помощью баз данных.

Очень интересно сочетать возможности графического редактора и возможности редактора презентаций при моделировании каких-то процессов. Так предложенные Н.А.Макаровой модели геометрических операций в задачах на построение, легко "оживить" используя редактор презентаций (как и любую понравившуюся теорему из курса геометрии).

Из своего опыта хотелось бы упомянуть о таких продуктах фирмы Adobe как графический редактор Adobe Photoshop и редактор анимированных изображений ImageReady. При помощи этих средств можно создавать очень зрелищные динамические модели (например, движение космических тел, пре-

вращение гусеницы в бабочку и пр.)
При создании словесных моделей (например, словесный портрет) удобно использовать любой текстовый редактор. Конечно, можно составить портрет в тетради или устно, но на уроке информатики, по моему мнению, следует пользоваться компьютерными технологиями.

Алгоритмические языки программирования издавна используются для построения моделей. Если нет возможности использовать для построения моделей другие средства, то с помощью языков программирования можно строить модели из самых различных классов моделей (физические и логические, геометрические и экологические и т.п.). У А. Г. Кушнеренко приводится пример построения модели зрительного зала. Здесь компьютерная модель зрительного зала - это программа на учебном алгоритмическом языке, которая затем должна быть реализована на языке программирования. Для того чтобы ученик в 9-м классе построил такую модель (в ней множество встроенных циклов) необходимо, чтобы он достаточно хорошо умел программировать. Но, к сожалению, процент девятиклассников, которые с легкостью используют встроенные циклы совсем невелик.

Для создания логических моделей прекрасно подходит интерпретатор ЛОГО. Хотя такие модели можно строить и в среде электронных таблиц или на любом алгоритмическом языке и пр. 

И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер предлагают строить логические модели представления знаний с использованием языка Пролог.

Я предлагаю применить такой язык программирования как Turbo Pascal в создании моделей, а в частности в моделировании движения объектов. А для того чтобы понять суть программирования на Pascal я предлагаю для начала узнать, как он появился, каково его назначение и как он работает с объектами.

Языки программирования

Проведем ассоциации компьютера с человеком. У компьютера есть органы восприятия информации из внешнего мира - это клавиатура, мышь, накопители на магнитных дисках. У компьютера есть органы, "переваривающие" полученную информацию, - это центральный процессор и оперативная память. И, наконец, у компьютера есть органы речи, выдающие результаты переработки. Современным компьютерам, конечно далеко до человека. Их можно сравнить с существами, взаимодействующими с внешним миром на уровне ограниченного набора безусловных рефлексов.  Этот набор рефлексов образует систему машинных команд. На каком бы высоком уровне мы ни общались с компьютером, в конечном итоге все сводится к скучной и однообразной последовательности машинных команд. Каждая машинная команда является своего рода раздражителем для возбуждения того или иного безусловного рефлекса. Реакция на этот раздражитель всегда однозначная и "зашита" в блоке микрокоманд в виде микропрограммы. Эта микропрограмма и реализует действия по реализации машинной команды, но уже на уровне сигналов, подаваемых на те или иные логические схемы компьютера, тем самым, управляя различными подсистемами компьютера. В этом состоит так называемый принцип микропрограммного управления. Продолжая аналогию с человеком, отметим: для того, чтобы компьютер правильно питался, придумано множество операционных систем, компиляторов сотен языков программирования. Но все они являются по сути лишь блюдом, на котором по определенным правилам доставляется пища (программы) желудку (компьютеру). Только желудок компьютера любит диетическую, однообразную пищу - подавай ему информацию структурированную, в виде строго организованных последовательностей нулей и единиц, комбинации которых составляют машинный язык. Таким образом, внешне являясь полиглотом, компьютер понимает только один язык - язык машинных команд.

Программисту не нужно пытаться постичь значения различных комбинаций двоичных чисел, т.к. еще в 50-е годы  программисты стали использовать для программирования символический аналог машинного языка, который назвали языком ассемблера. Этот язык точно отражает все особенности машинного языка. Именно поэтому язык ассемблера для каждого типа компьютера свой.

Язык программирования - это специальный язык, на котором пишут команды для управления компьютером. Языки программирования созданы для того, чтобы людям было проще читать и писать для компьютера, но они затем должны транслироваться (транслятором или интерпретатором) в машинный код, который только и может исполняться компьютером. Языки программирования можно разделить на языки высокого уровня и языки низкого уровня.

         Язык низкого уровня - это язык программирования, предназначенный для определенного типа компьютера и отражающий его внутренний машинный код; языки низкого уровня часто называют машинно-ориентированными языками. Их сложно конвертировать  для использования на компьютерах с разными центральными процессорами, а также довольно сложно изучать, поскольку для этого требуется хорошо знать принципы внутренней работы компьютера.

         Язык высокого уровня - это язык программирования, предназначенный для удовлетворения требований программиста; он не зависит от внутренних машинных кодов компьютера любого типа. Языки высокого уровня используют для решения проблем и поэтому их часто называют проблемно-ориентированными языками. Каждая команда языка высокого уровня эквивалентна нескольким командам в машинных кодах, поэтому программы, написанные на языках высокого уровня, более компактны, чем аналогичные программы в машинных кодах.

Технологии программирования

 В основе того или иного языка программирования лежит некоторая руководящая идея, оказывающая существенное влияние на стиль соответствующих программ.

Структурное программирование

Структурное программирование - методология программирования, базирующаяся на системном подходе к анализу, проектированию и реализации программного обеспечения.  Эта методология родилась в начале 70-х годов и оказалась настолько жизнеспособной, что и до сих пор является основной в большом количестве проектов. Основу этой технологии составляют следующие положения:

·       Сложная задача разбивается на более мелкие, функционально лучше управляемые задачи. Каждая задача имеет один вход и один выход. В этом случае управляющий поток программы состоит из совокупности элементарных подзадач с ясным функциональным назначением.

·       Простота управляющих структур, используемых в задаче. Это положение означает, что логически задача должна состоять из минимальной, функционально полной совокупности достаточно простых управляющих структур. В качестве примера такой системы можно привести алгебру логики, в которой каждая функция может быть выражена через функционально полную систему: дизъюнкцию, конъюнкцию и отрицание.

·       Разработка программы должна вестись поэтапно. На каждом этапе должно решаться ограниченное число четко поставленных задач с ясным пониманием их значения и роли в контексте всей задачи. Если такое понимание не достигается, это говорит о том, что данный этап слишком велик и его нужно разделить на более элементарные шаги.

Концепция модульного программирования

Так же как и для структурной технологии программирования, концепцию модульного программирования можно сформулировать в виде нескольких понятий и положений:

·       Функциональная декомпозиция задачи - разбиение большой задачи на ряд более мелких, функционально самостоятельных подзадач - модулей. Модули связаны между собой только по входным и выходным данным.

·       Модуль - основа концепции модульного программирования. Каждый модуль в функциональной декомпозиции представляет собой "черный ящик" с одним входом и одним выходам. Модульный подход позволяет безболезненно производить модернизацию программы в процессе ее эксплуатации и облегчает ее сопровождение. Дополнительно модульный подход позволяет разрабатывать части программ одного проекта на разных языках программирования, после чего с помощью компоновочных средств объединять их в единый загрузочный модуль.

·       Реализуемые решения должны быть простыми и ясными. Если назначение модуля непонятно, то это говорит о том, что декомпозиция начальной или промежуточной задачи была проведена недостаточно качественно. В этом случае необходимо еще раз проанализировать задачу и, возможно, провести дополнительное разбиение на подзадачи. При наличии сложных мест в проекте их нужно подробнее документировать с помощью продуманной системы комментариев. Этот процесс нужно продолжать до тех пор, пока вы действительно не добьетесь ясного понимания назначения всех модулей задачи и их оптимального сочетания.

·       Назначение всех переменных модуля должно быть описано с помощью комментариев по мере их определения.

Объектно-ориентированное программирование (ООП)

Идея ООП заключается в стремлении связать данные с обрабатывающими эти данные процедурами в единое целое - объект. ООП основано на трех важнейших принципах, придающих объектам новыих объектам новыи принципами являются инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

·       Инкапсуляция - объединение в единое целое данных и алгоритмов обработки этих данных. В рамках ООП данные называются полями объекта, а алгоритмы - объектными методами.

·       Наследование - свойство объектов порождать своих потомков. Объект - потомок автоматически наследует от родителей все поля и методы, может дополнять объекты новыми полями и заменять (перекрывать) методы родителя или дополнять их.

·       Полиморфизм - свойство родственных объектов (т.е. объектов, имеющих одного общего родителя) решать схожие по смыслу проблемы разными способами.

Новые объектные концепции.

Современные технологии разработки программного обеспечения опираются в основном на идеи структурного программирования. К ним, в первую очередь, относятся: функциональная модульность, структурированность программ и данных, насыщенность текстов программ комментариями, открытость, надежность и т. д. Широко используемым примером такой технологии является технология «сверху-вниз». Ее суть заключается в постепенной пошаговой детализации функций, выполняемых программной системой. Серьезными недостатками технологии «сверху-вниз» являются недостаточное внимание к проектированию структур данных и слабая их связь с процедурами обработки.

Гармоничное включение в структуру языка средств объектно-ориентированного программирования делает переход от традиционных технологий программирования к объектно-ориентированному для тех, кто программирует на Турбо Паскале, достаточно безболезненным. А то, что такой переход назрел, сомнений не вызывает. Мощные пакеты инструментальных средств, такие как Turbo Vision и Object Toolkit, способствует внедрению объектно-ориентированных методов в процессе разработки программ. Кроме того, опрос американских программистов, проведенный осенью 1991 года, показал, что в 1992 году более половины из них планирует включить средства объектно-ориентированного программирования в свой арсенал, поскольку считают, что это будет способствовать ускорению разработки.

   Понять основы объектного программирования вам поможет учебник по Delphi 5. Важнейшими понятиями объекта являются принцип наследования, полиморфизм, поля, методы, свойства и события объекта. В языке Turbo Pascal не полностью реализован данный подход к программированию.

Наиболее важным понятием объектно-ориентированного программирования является понятие объекта. Объект представляет собой совокупность данных и подпрограмм, предназначенных для работы с этими данными. Главным достоинством объекта является то, что он позволяет моделировать абстрактные ситуации. Это делает объектный подход к программированию довольно удобным для большинства программистов, хотя очень трудно понять объектный подход тем, кто ранее программировал на структурных языках. Тем более что найти какой-либо справочный материал по объектам очень сложно.

Как появился Паскаль и что это

Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968 году. Первоначально язык предназначался для целей обучения, поскольку он является достаточно детерминированным, т.е. все подчиняется определенным правилам, исключений из которых не так много. Основные характеристики: относительно небольшое количество базовых понятий, простой синтаксис, быстрый компилятор для перевода исходных текстов в машинный код.

В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования на использовании языка Паскаль, - Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Пакет Borland Pascal 7.0 учитывает многие новейшие достижения в программировании и практике создания программ и включает в себя три режима работы: в обычном режиме операционной системы MS DOS, в защищенном режиме MS DOS и в среде Windows. Обладая расширенными возможностями, пакет Borland Pascal 7.0, тем не менее, требует для использования всех своих возможностей довольно большую память – примерно 30 Мбайт на жестком диске и не менее 2 Мбайт оперативной памяти.

Пакет Turbo Pascal 7.0 обладает ограниченными возможностями и позволяет работать только в обычном режиме MS DOS. Начинающему программисту, по-видимому,  целесообразно начать изучение языка и среды именно с этого пакета.

Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом, хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, создавать оверлейные структуры, организовывать ввод-вывод, формировать графическое изображение и т.д.

Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно их исправлять, компоновать программы из отдельных частей, включая стандартные модули, отлаживать и выполнять отлаженную программу.

В данной работе будут описаны основные возможности языка, работа в интегрированной среде, набор стандартных модулей.

Паскаль - замечательный язык программирования, который относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю. Паскаль воспитывает дисциплину структурного программирования и программирования вообще лучше, чем другие языки программирования, такие, как, например Бейсик.

Паскаль – гибкий и развитый в отношении типов данных язык. Привлекательны его рекурсивные возможности, а также поддержка технологии объектно-ориентрованного программирования.

Введение в объектное программирование

Машинная графика

Достижения современных мультимедийных технологий активно проявляются в компьютерных играх, в рекламе на многочисленных Internet-сайтах, в научно-фантастических и приключенческих фильмах, в телевизионных роликах и т.п. И наиболее важной программной компонентой во всем этом разнообразии является компьютерная графика. Рассматриваемая мною система программирования появилась  12 – 15 лет тому назад и ее изобразительные средства весьма ограничены. Но все же объектно-ориентированное программирование на Pascal применяют и в наши дни.

До версии Turbo Pascal 3.0 фирма Borland использовала «черепашью» графику, как в Q Basic, но в последующих реализациях системы отказалась ль нее. Графические средства системы Turbo Pascal построены на базе общего подхода, сокращенно именуемого BGI – Borland Graphics Interface (графический интерфейс фирмы Borland). Они внесены в системные библиотеки, содержащие почти одинаковый набор процедур и функций с полностью совпадающими именами и аналогичным набором аргументов. Состав этих библиотек довольно внушителен – 83 графические программы и более 60 системных констант.

Графические спрайты

Спрайты (от англ. Sprite – «дух, привидение») представляют собой небольшие графические изображения, перемещаемые по экрану для имитации движущихся фигур или предметов. Без спрайтов не обходится ни одна динамическая игра. Для некоторых изображений достаточно единственного спрайта, который просто перемещается по заданной траектории. Таким спрайтом, например, может быть изображение летящего самолета. В других случаях приходится манипулировать цепочкой спрайтов, на которых зафиксированы отдельные кадры, соответствующие разным фазам движения.

Основная идея простейших программ анимации заключается в организации быстрой смены кадров на экране, при котором отображаются последовательные фазы изменения состояния фигур, и производится ее перемещение. При этом крайне нежелательно, чтобы спрайты «затирали» находящийся под ними интерьер. Последнее достигается за счет разумного подбора цветовых оттенков, как спрайта, так и фона, и вывода спрайтов в режиме XOR.

Я хочу рассмотреть применение спрайта на примере «Летающей тарелки».

Эта демонстрация техники перемещения единственного спрайта «Летающей тарелки» на фоне «Звездного неба». Увеличенное изображение «тарелки» нарисовано на миллиметровой бумаге в прямоугольной области размером 43*24 мм и представляет собой эллипс с полуосями 20 и 8 мм, внутри которого проходит эллиптический поясок (дуга эллипса со смещенном центром). Из «корпуса» тарелки под небольшими углами расходятся отрезки прямых – стойки локаторов, на концах которых размещены две круговые «антенны» - кружочки небольшого радиуса (2 мм). Контуры тарелки рисуются белым цветом, а внутренность корпуса заливается красным цветом.

Для создания образа спрайта в оперативной памяти поступаю следующим образом. Сначала воспроизвожу спрайт в любом месте экрана и запоминаю содержимое соответствующего участка видеопамяти в массиве соответствующего размера (процедура getimage). Затем повторно вывожу спрайт на то же место экрана в режиме XOR для стирания статичного изображения.

Для имитации звездного неба построил 1000 случайных точек на экране, окрашенных в случайные цвета.

Организовал бесконечный цикл, в котором изображение тарелки на небольшое время (порядка 0,6 сек) появляется в некоторой точке с координатами (х, у), а затем  стирается. После этого точка (х, у) смещается на случайные перемещения (dх, dу), и цикл повторяется до нажатия какой-нибудь клавиши пользователем. Для того чтобы перемещения из текущей точки в следующую выглядели случайными можно менять знаки приращений dх и dу, когда они оказываются четными или нечетными. Кроме того, необходимо организовать проверку очередной точки на принадлежность экрану и запретить ее выход из допустимого интервала.

В программном отображении «Летающая тарелка» вы можете посмотреть в «приложение 1».

Еще одним неплохим примером моделирования движения может быть программа электронных часов. Программа отображает текущее время (часы, минуты, секунды). Программа проста и элегантна. Каждый желающий может быстро понять алгоритм записи. А саму программу можно посмотреть в «ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

 

Заключение:

Тенденции развития программных технологий

Вы прочитали курсовую работу и ознакомились с принципами действия  программы в целом. Кроме того, вы поняли разницу между структурным и объектным подходами к программированию. Что касается структурных языков, о них сказано и написано почти все, но немногие знакомы с объектами. Поэтому я посвящаю заключение этой теме.

В последние несколько лет начал создаваться новый подход к программированию, названный объектным. Объекты стали вводиться и в язык Pascal, который позже был назван Object Pascal. Сам объект построен по принципу, объясняющемуся в главе «Объекты». Их преимущество заключается в принципе наследования, когда один созданный объект способен породить родственный ему объект-потомок. Многие объекты могут использовать друг друга при построении программы. Ввиду большого количества полей и методов, были созданы свойства, использующие методы. В частности, в Delphi свойства выносятся в Инспектор объектов, что делает работу с ними похожей на детскую игру. Теперь, чтобы написать программу, не надо возиться с кучей переменных и операторов. Программист может даже и не видеть текста самой программы, конструируя сразу ее внешний вид на форме. Таким образом, если на создание программы ранее уходили недели, то сейчас она создается за несколько часов.

В связи с переходом на объектные концепции, новые программы возникают на основе уже имеющихся объектов. Некоторые языки программирования написаны на основе объектов. Расширяется и пространство применения объектов, если они возникли в среде MS-DOS, то теперь, используя объекты, можно с легкостью создать текстовый редактор типа WORD или СУБД типа ACCESS. И, естественно, в такой среде можно создать мощный и удобный редактор тестов.

Но я только приступаю к изучению Delphi и не могу написать подобную программу в той среде.

Список использованных источников:

1.     Динамические структуры данных языка Паскаль, М., издательство МАИ, 1988.

2.     Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала программирования на языке Паскаль. - М.: Наука, 1987.

3.     Грогоно П. Программирование на языке Паскаль. - М.: Мир, 1982.

4.     Учебник по Turbo Pascal 7.0 1998г.

5.     Абрамов А.Г.,  Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль. М., Наука, 1988.

6.     Епанешников А., Епанешников В. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. М., Диалог-Мифи, 1993.

7.     А. Кетков, Ю. Кетков Практика программирования Бейсик Си Паскаль БХВ-Петербург, 2001.

Единственный способ изучать

новый язык программирования – писать на нём программы.

                                                        Брайэн Керниган

приложение 1

{Программа “Летающая тарелка”}

program nlo;

uses Crt, Graph;

var

     x, y, i, dx, dy, gd, gm: integer;

     Tarelka: array [1..600] of byte;

begin

     x:=320;

     y:=240;

     gd:=0;

     initgraph (gd, gm, ‘ ‘);

     randomize;

{Построение летающей тарелки}

     setfillstyle (SolidFill, 4);

     fillellipse (100, 50, 20, 8);

     ellipse (100, 46, 190, 357, 20, 6);

     line (107, 44, 110, 38);

     circle (110, 38, 2);

line (93,44, 90, 38);

circle (90, 38, 2);

{Запомнили изображение тарелки и стерли его}

     getimage (79, 36, 121, 59, Tarelka);

     putimage (79, 36, Tarelka, XORput);

{Построение звездного неба}

     for i:=0 to 1000 do

         putpixel (random(639), random(479), random(15)+1);

     repeat             {Бесконечный цикл до нажатия клавиши}

          putimage (x, y, Tarelka, XORput); {Вывод тарелки}

         delay (6000);                    {Задержка}

                        putimage (x, y, Tarelka, XORput);     {стирание тарелки}

{Перемещение тарелки}

     dx:=random (60);

     if odd (dx) then dx:=-dx;

     x:=x+dx;

     if x>590 then x:=590;

     if x<0 then x:=0;

     dy:=random (40);

     if odd (dy) then dy:=-dy;

     y:=y+dy;

     if y>450 then y:=450;

     if y<0 then y:=0;

     until KeyPressed;

     closegraph;

end.

приложение 2

program time;

uses Crt, Dos, Graph;

var

  gd,gm,k:integer;

  h1,m1,s1,h2,m2,s2,hs2:word;

procedure cifra(x,y,n:integer);

type

  a4=array [0..4] of integer;

  a6=array [1..7] of byte;

const

  a=4; b=20; c=a+a+b;

  d1:a4=(a,b,a,-a,-b);

  d2:a4=(-a,0,a,a,0);

  dx:a6=(0,0,0,0,c,0,c);

  dy:a6=(0,c,2*c,0,0,c,c);

  q:array[0..9]of byte=

    ($5F,$5,$76,$75,$2D,$79,$7B,$45,$7F,$7D);

var

  xy:array [0..5] of PointType;

  j,k,d:byte;

begin

  setfillstyle(0,0);

  bar(x-a,y-a,x+(c+a+a),y+2*(c+2*a));

  d:=q[n];

  for j:=1 to 7 do

    begin

      if ((d) and ($80 shr j))=0 then continue;

      xy[0].x:=x+dx[j];

      xy[0].y:=y+dy[j];

      for k:=1 to 5 do

      if j<4 then begin

        xy[k].x:=xy[k-1].x+d1[k-1];

        xy[k].y:=xy[k-1].y+d2[k-1]; end

      else begin

        xy[k].x:=xy[k-1].x-d2[k-1];

        xy[k].y:=xy[k-1].y+d1[k-1]; end;

      setfillstyle(1,14);

      fillpoly(6,xy);

    end;

end;

begin

  gd:=0;

  initgraph(gd,gm,'');

  settextstyle(0,0,4);

  setcolor(14);

  outtextxy(136,44,':');

  outtextxy(256,44,':');

  setcolor(4);

  h1:=100;

  m1:=100;

  s1:=100;

  repeat

    gettime(h2,m2,s2,hs2);

    if h1<>h2 then begin

       k:=h2 div 10; cifra(50,30,k);

       k:=h2 mod 10; cifra(100,30,k);

       h1:=h2;

    end;

    if m1<>m2 then begin

       k:=m2 div 10; cifra(170,30,k);

       k:=m2 mod 10; cifra(220,30,k);

       m1:=m2;

    end;

    if s1<>s2 then begin

       k:=s2 div 10; cifra(290,30,k);

       k:=s2 mod 10; cifra(340,30,k);

       s1:=s2;

    end;

  until KeyPressed;

  closegraph;

end.

приложение 3

program zvetki;

uses crt,graph;

var i,m,x1,y1,gm,cd,l,c,x0,y0,x2,y2,ii:integer;

    h,x,y,a,b,z,f,r,hp,ll,p:real;

begin

    cd:=detect; gm:=1;

    initgraph(cd,gm,'');

    randomize;

    m:=5;

    a:=0;

    b:=2*pi;

    r:=5;

    x2:=320; y2:=240;

    hp:=2*pi/15;

    ll:=0.5;

    repeat

    for ii:=0 to 14 do

    begin

        p:=ii*hp;

        l:=trunc(random(5)+2);

        x0:=x2+trunc (m*r*cos(p));

        y0:=y2-trunc(m*r*sin(p));

        c:=trunc(random(6)+9);

        h:=(b-a)/1000;

        for i:=1 to 1000 do

        begin

            f:=a+i*h;

            z:=ll*(sin(l*f)-cos(l*f));

            x:=z*cos(f); y:=z*sin(f);

            x1:=trunc(x0+x*m); y1:=trunc(y0-y*m);

            setcolor(c);

           putpixel(x1,y1,c)

        end;

        r:=r+0.5;

        ll:=ll+0.05;

        delay(10000);

    end;

    until keypressed=true;

    closegraph

end.

Отзывы можете писать на oleg-armash@mail.ru

Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский государственный педагогический институт Физико-математический факультет Кафедра информатики и компьютерных технологий Армаш Олег Петрович Моделирование

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Информационная база данных по гигиеническим нормативам химических веществ
База данных пилотов Формулы 1
Разработка автоматизированного рабочего места менеджера розничной торговли
Основные возможности С++, операторы Case, построение интерфейса
Разработка базы данных «Магазин бытовой техники “Электрон”» средствами СУБД MS Access
База данных MS Access торговой организации, занимающейся реализацией птицы-рыбы
Ссылочные типы. Динамические переменные
Автостоянки
Объектно-ориентированное программирование Автобусы и маршруты
Win32-приложение Картотека аудио дисков

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru