курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ПЛАН РАБОТЫ:
Введение
Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения
1.1. Социальные предпосылки преступности среди молодёжи
1.2. Разработка проблем преступности среди молодёжи в отечественной социологии
Раздел II. Молодёжная преступность в условиях мегаполиса
2.1. Молодёжная преступность в современной России
2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса
Выводы
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Коренные социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в России с конца 80-х гг. XX века, оказывают сильнейшее влияние и на сферу духовной жизни, порождая, в частности, такие масштабные и опасные явления, как «ценностный разлом», распад общества на отдельные социокультурные пространства, утрата самоидентичности и конфликт поколений.
В этих условиях критически важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный феномен, как культура, формирующая мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирующая от поколения к поколению знания, идеи, традиции, эмоционально-художественные образы и т.п.
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.
Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.
С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Степень этого влияния в наши дни может быть существенно увеличена путем выдвижения и реализации государственными и общественными институтами конкретных культурно-воспитательных целей и задач, координации усилий государства и общества при выборе эффективных организационно-управленческих форм культурно-воспитательного процесса и т.д.[1]
Соответственно этому основная задача российской социологии в сложившейся социокультурной ситуации состоит в обеспечении государства и общества такими знаниями, идеями, теориями, практическими программами, которые способны не только отразить и объяснить происходящие в сфере культуры процессы, но и помочь восстановлению утраченного культурного пласта, при решении задач культурного строительства и культурного воспитания.
Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения
1.1. Социальные предпосылки возникновения преступности среди молодёжи
Особое внимание в наше время, несомненно, должно уделяться молодежи, на которой сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей в условиях крайне болезненных для общества социальных трансформаций, за цивилизованную культурную интеграцию России в глобализирующееся мировое сообщество.
Среди различных видов современной преступности наиболее актуальными остаются преступления, совершаемые против личности, и посягательства, направленные на имущество граждан. При этом следует отметить, что значительная часть общественно опасных деяний указанной категории совершается на улицах городов. Наиболее остро вопрос уличной преступности стоит в городах-мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург.
Говоря об уличной преступности, важно указать и такие ее особенности, как массовость, сравнительно небольшой процент раскрываемости, высокую латентность, на что влияет не только количество населения крупных городов, но и высокий уровень миграции, присущий данным регионам. Об этом свидетельствует и уголовно-правовая статистика, в соответствии с которой ежегодно примерно каждое 10 преступление совершается на улицах, площадях, в парках или скверах больших городов.
По мнению некоторых ученых-криминологов, с учетом искусственной и естественной латентности можно говорить, что на долю уличной преступности приходится и каждое 6-7 преступление, совершенное в городе.
Современная преступность с каждым годом становится все более жестокой. Это присуще и преступлениям, совершаемым на улицах городов. Нередко они сопряжены с насилием в отношении жертвы. Существующие социальные проблемы общества (повсеместное семейное неблагополучие, кризис школьного и профессионального образования, отсутствие здоровой системы досуга молодежи, наркотизация и др.) способствуют вовлечению в орбиту уличной преступности все большего числа молодежи. Особое значение при совершении рассматриваемых преступлений так же играет и виктимность жертвы, которой чаще других становятся наименее защищенные граждане общества – дети, подростки, женщины, пенсионеры.
В то же время, в особенности с учетом отечественных исторических и культурных реалий, очевидно и самостоятельное научно-практическое значение социологического изучения проблем молодежной культуры мегаполисов (в особенности Москвы – столицы Российской Федерации). Мегаполисы – это исторические, духовные и культурные центры, несущие повышенное бремя ответственности за сохранение государственного национально-культурного суверенитета, обеспечение преемственности культурных традиций, воспитание интеллектуальной элиты нации.
Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 80-х гг. в связи с социальными трансформациями и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии молодежи. Особенно глубоко эти процессы затронули российские мегаполисы, откуда они распространяются по всей стране.
В общественном сознании молодежи происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Культурное развитие, культурные запросы молодежи не всегда соответствуют как предложению со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о подлинных культурных ценностях.
Проблемная ситуация характеризуется также следующим рядом факторов:
- кардинальными изменениями государственного устройства и социально-политической ситуации в стране;
- кризисными явлениями в сфере макроэкономики и, как следствие, ухудшением экономического положения подавляющей части населения;
- снижением качества образования, воспитания, криминализацией общества и молодежной среды;
- сокращением доступности культурных благ для значительной части молодежи;
- утратой высоких идеалов, падением уровня духовности общества, заменой их стремлением к материальным благам и удовольствиям;
- отсутствием авторитетных массовых общественных молодежных организаций, способных консолидировать общество, объединять и воспитывать на положительных образцах подрастающие поколения.
В российских мегаполисах, как и в России в целом, продолжается процесс формирования новой молодежной культуры. Необходимы существенные коррективы, как в концепции, так и в механизме реализации государственной молодежной культурной политики.
Проблема заключается и в том, что нереализованный культурный потенциал молодежи тормозит духовное и материальное развитие государства и общества.
Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями молодёжи, может быть конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе:
- противоречие между целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;
- противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;
- противоречие между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;
- противоречие между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;
- противоречие между необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.
1.2. Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочисленные социологические исследования проанализированных ученических произведений, писем в редакции газет, личных дневников, автобиографий и других документов, которые отображали реальные достижения и трудности, разнообразные проблемы молодежи тех времён. Самые глубокие исследования были проведены Выготским Л., Рубинштейном Г., Колодной О.
Некоторые из них начинали свои исследования еще до революции и продолжили их в послереволюционный период. Это дало возможность им сравнить результаты исследований, выявить изменения в поведении и сознании молодых людей. Инициатива относительно проведения этих исследований принадлежит Комиссии изучения юношества при психологической лаборатории Московского педагогического собрания.
В 1919-1920 годах было создано бюро психологических исследований Наркомпроса. Дальше эти функции взял на себя Государственный институт научной педагогики.
Особое внимание исследователей было уделено изучению рабочей молодежи, источников пополнения рабочего класса, мотивов избрания профессии, интересов и потребностей, проведение свободного времени. Также изучались взгляды молодежи на тогдашние проблемы.
Исследователи отмечали неравенство, противоречивость её сознания и поведения в разнообразных сферах социальной жизни. Уровень политического сознания значительно опережал уровень бытового сознания, в результате чего, с одной стороны, крепчали политические настроения и убеждения, а с другого – оказывались консервативность бытовых отношений, пьянство, отсталые традиции и привычки.
В целом исследования, проведенные в эти годы, были направлены на изучение процесса формирования нового поколения, но в силу негативного отношения к социологии вообще и её отраслей, в частности все они, так и остались на уровне любопытных, богатых на статистический материал социологических концепций.
Следующий период в развитии социологии молодежи начинается с середины 60-х годов. Тогда была выдвинута и обоснована идея комплексного исследования человека в сочетании всех степеней его жизненного цикла. Определенное значение для выработки социологической теории молодежи имел труд Кона И.С. «Социология личности»[2], в котором были определены особенности юности. В следующие годы он исследовал проблемы юношеского возраста, развития молодежного сознания, значения дружбы и любви, процесса становления духовного мира молодого человека.
Начало 80-х годов и настоящего характеризуются значительным всплеском интереса ученых к молодежной проблематике. Активизировались исследования в разнообразных направлениях, до их выполнения было привлечено значительное количество научных коллективов. Вопросы, которым были посвящены исследования, становятся актуальнее, острее, дискуссионными. Но общее большинство из них имело описательный характер, лишь констатировала наличие той или другой проблемы, не предлагая их изучения. Главная исследовательская проблема — отношение молодежи к труду. Интересные материалы были получены в международном исследовании социологов прежних социалистических стран.
Резкое ухудшение экономической и социальной жизни в конце XX века, осложнило функционирование как общетеоретической, так и отраслевой социологии. При отсутствии финансирования почти не проводятся масштабные социологические исследования, которые бы могли выяснить молодёжные проблемы в условиях трансформации политической, социально-экономической систем. Значительно сократилось количество опытных центров, проблемных лабораторий изучения современной молодежи.
В последнее время заострилось немало молодёжных проблем. Среди них самыми главными являются:
- низкий уровень жизни;
- безработица и значительная экономическая и социальная зависимость от родителей;
- брачно-семейные проблемы (высокий уровень разводов, семейных конфликтов, низкая рождаемость, материальная необеспеченность, отсутствие условий для улучшения жилищных условий);
- плохое состояние здоровья и рост уровня социальных отклонений (преступность, пьянство, наркомания, проституция);
- потеря идеалов, социальной перспективы, жизненного оптимизма.
Постоянно сокращается удельный вес молодежи относительно всего населения. За последние десять лет ее количество снизилось с 22 до 20%. По всем прогнозам, эта тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.
Решение этих проблем нуждается в разработке и воплощении в социальную практику государственной молодежной политики, составной частью которой является комплекс наук о молодёжи. Среди них на ведущие позиции выдвигается социология молодежи как специальная наука, которая изучает закономерности формирования развития и воссоздания молодого поколения.
Раздел II. Молодёжная преступность в условиях мегаполиса
2.1. Молодёжная преступность в современной России
Истоки процесса криминализации молодёжной среды носят общественно-социальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта – важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается.
Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т.д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.
Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.
Криминализированы многие молодежные сообщества, которые сформировались вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм – как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто – золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.
Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества.
В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» – совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению люберов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.
Хотя крупных скандалов вокруг люберов не отмечалось, ряд молодежных групп сохраняет соответствующую идентичность, и слово «люберы» осталось общеизвестным обозначением агрессивных молодежных банд. Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации (скинхеды, баркашевцы). «Ремонт» проявляется и сегодня.
Хотя в преступности подростков и молодежи есть много общего, однако существуют и различия. Поэтому мы воспользуемся традиционным для отечественной криминологии раздельным их анализом.
Имеется обширная литература о преступности несовершеннолетних (14-17 лет) в России и её регионах. Как явствует из наиболее общих данных, количество зарегистрированных в России преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, выросло с 1987 года (наиболее «благополучного» за последние 15 лет) по 1998 год в 1,6 раза (по 1999 г. – в 1,8 раза), уровень этих преступлений вырос в 1,3 раза, тогда как доля в общем количестве преступлений сократилась в 1,8 раза (по 1999 г. – в 2,1 раза).
Последнее обстоятельство объясняется тем, что темпы роста преступности несовершеннолетних были существенно ниже темпов роста всей преступности (с 1987 по 1999 г. количество и уровень всех преступлений выросли в 2,5 раза).
По этим данным, за указанный период времени возрастает доля несовершеннолетних в совершении таких тяжких насильственных преступлений, как умышленное убийство (в 1,7–2 раза) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (в 1,7 раза) при устойчивом сокращении доли несовершеннолетних в изнасилованиях и всех преступлениях против собственности. «Вклад» несовершеннолетних во взяточничество и преступления, связанные с наркотиками, довольно стабилен.
Более «благоприятные» тенденции увеличения преступности несовершеннолетних по сравнению с взрослой преступностью гипотетически могут объясняться относительно лучшей адаптацией несовершеннолетних к современным условиям российского бытия.
Однако, во-первых, за счет чего происходит эта «адаптация»: в результате большей наркотизации? Ухода в криминальные структуры, латентность деятельности которых очень высока? Во-вторых, не есть ли это последствия более высокой латентности преступлений несовершеннолетних?
Общая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России, представлена в таблице 1[i].
Доля девушек среди несовершеннолетних преступников в России относительно стабильна — 7-9% без выраженной тенденции (доля женщин среди преступников всех возрастов 11-15%).
Доля 14-15-летних среди несовершеннолетних преступников в России — 32,8% в начале 90-х гг. и 28,3-28,4% — в конце. Их криминальная активность, разумеется, ниже (уровень — 1001, 966), чем 16-17-летних (соответственно 2627 и 2634).
Доля рабочих и работников сельского хозяйства среди подростков, так же как и среди всех лиц, совершивших преступления, неуклонно снижается, что легко объяснить сокращением этих категорий в населении страны. Доля же лиц, не имеющих постоянного источника доходов, выросла с 1998 по 2005 годы с 23 до 42,9%.
Таким образом, около половины подростков, совершивших преступления в началее 2000-х гг., относятся к числу «исключенных». Постоянно высок процент групповой преступности несовершеннолетних.
Особенно большую тревогу общества вызвали в начале 2000-х годов погромы в Москве торговцев с Кавказа, где практика «ремонта» явно носила организованный характер и где ударной силой стали подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в правоэкстремистской части политического спектра и в уголовном мире). Середина 2000-х годов стала временем расовых преступлений, совершаемых некоторыми молодежными группами и отдельными лицами совершенно сознательно.
В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе – как подготовка своего кадрового резерва. Летом, например, действуют десятки палаточных лагерей для подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с той же целью берут шефство над детскими домами.
По данным ООН, в России около 2 млн. человек регулярно употребляют наркотики. Уровень наркотизации населения в России составляет около 2% населения в возрасте от 15 до 64 лет. Ежегодно от наркотиков погибает до 30 тысяч молодых людей. По словам начальника ФСКН, уровень наркотизации в крупных мегаполисах России, вопреки сложившимся ошибочным представлениям, не выше, чем в регионах. В то же время признал, что основной целью наркотрафика являются крупные города.
Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, «street crime», а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они – будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе – криминологической, социологической, психологической, педагогической и др.
Хотя и важная роль подростков и молодежи для будущего страны, и их повышенная криминальная активность являются фактом, однако и эта рассматриваемая нами проблема не столь проста и однозначна.
Во-первых, относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества.
Во-вторых, подростково-молодежному возрасту закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но, повторимся, за все приходится платить. Поиск молодых приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность).
В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то, как оценить детскую безнадзорность, заброшенность, а то и прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников, учителей? Никакие заклинания не сократят преступность и иные негативные девиации подростков и молодежи без изменения отношения к ним взрослых людей — родителей, учителей, работников правоохранительных органов, населения в целом.
Генезис подростково-молодежной преступности подчиняется общим закономерностям. Нет каких-то особых, специфических «причин» преступности подростков и молодежи. Но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи.
Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные, но и статусные различия. Понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус.
Различия возрастные оборачиваются социальным неравенством. Это, судя по высказыванию Н. Кристи, характерно для всех стран. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятости, заброшенности, репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов – по сравнению со взрослыми – получить жилье, работу, вознаграждение за нее, защитить свои интересы. Подростки отличаются не только повышенной девиантностью, но и повышенной виктимностъю (способностью стать жертвой). Так, только в 1998 г. в России были выявлены 103 360 несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств. В результате погибли 3670 подростков, тяжкий вред здоровью причинен 6626 несовершеннолетним.
19586 подростков были вовлечены взрослыми в совершение преступлений, зарегистрировано 44164 факта доведения до алкогольного опьянения, 1653 случая развратных действий, 349 фактов полового сношения и иных действий сексуального характера с детьми. И это – при очень высокой латентности таких деяний по отношению к подросткам.
Во-вторых, противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Многочисленными социологическими исследованиями выявлена неудовлетворенность подростков и молодежи условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявить себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не «капризами» молодых.
В-третьих, применительно к подросткам остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом направлении, ибо молодость особенно нуждается в социальном признании, самоутверждении, опять же при недостаточных возможностях. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») – насилии, преступлениях (что «проще») или же приводит к ретритизму – «уходу» – в алкоголь, наркотики, из жизни.
Будучи непонятыми взрослыми, подростки объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, которая далеко не всегда отличается законопослушностью. Эта тенденция особенно выражена в условиях современных мегаполисов.
Если под культурой понимать специфически человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни – относительно устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, класса) формы жизнедеятельности, то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе («общепринятых»), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.).
Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды, деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе или провозглашаемым и принимаемым им. Социально-экономические предпосылки образования субкультур – социальная неоднородность, неравенство, несправедливость, «социальная неустроенность» индивидов.
Социально-психологические факторы формирования субкультурных сообществ – потребность людей в объединении, психологической защите, потребность быть «понятым», самоутвердиться среди себе подобных.
Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более жестко и категорически ею отвергаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем криминальная или тюремная субкультуры.
Подростковая субкультура и делинквентная или криминальная подростковая субкультуры не одно и то же. Так, например, подростковой субкультуре в целом могут быть присущи некоторые общие языковые особенности, относительно негативное или настороженное отношение к взрослым. Могут быть предпочитаемые виды досуговой деятельности (дискотеки, «тусовки» и др.), одежды, даже питания и напитков.
Делинквентная (или девиантная) субкультуры неоднородны. По критерию «отношение группы к обществу» различаются группы позитивно направленные, нейтральные и негативно направленные («асоциальные»). Ясно, что криминологию интересуют асоциальные группы. Они различаются, прежде всего, по содержанию «асоциальной» деятельности. Это нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и совершающие преступления (криминальные или преступные).
Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т. п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).
Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.
Социальная и социокультурная среда определяет творческий климат общества в широком понимании творчества как гаранта духовного развития общества в целом. «Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществляться тем или иным сторонам личности. Искусство же – гарант восприятия мира в его цельности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества». [3]
Молодёжная культура, культурный досуг, культурные запросы подростков и молодёжи имеют свои специфические черты. В них по сравнению с традиционными культурными связями преобладают модернизированные культурные отношения, более приспособленные к новым условиям жизни. На их развитие большое влияние оказала новая российская масскультура, а также масскультурные заимствования.
На протяжении многих лет российская молодёжь, в особенности молодёжь и подростки мегаполисов, живёт в условиях массированного идеологического и культурного воздействия извне.
Из мегаполисов массовая культура распространяется по всей стране, отрывая подрастающие поколения россиян от культурных корней в то время, как культура, гуманитарное познание имеют решающее влияние на личность молодого человека, более всего открытого для познания мира.
Замечательный литературовед и философ М.Бахтин по этому поводу писал, что культурные ценности «нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, – с ними можно только диалектически общаться». Задача работника культуры – научить молодого человека диалогу с прекрасным.
По определению самих представителей молодёжи, – «культура – это форма познания и восприятия мироздания» (30%), «это весь исторический опыт познания человечества» (25%), «это умение вести себя в обществе» (26%), «это ответственность за свои поступки» (18%).
Неотъемлемыми чертами культурного человека молодёжь считает:
- «гармоничная целостность восприятия мира» (28%);
- «способность разбираться в художественных стилях, литературе, живописи» (20%);
- «творческая одержимость, способность и стремление к созиданию» (13%);
- «предпочтение духовных ценностей материальным» (12%);
- «наличие определённой гражданской позиции» (9%);
- «светская духовность» (5%).
2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса
Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи.
В условиях российских мегаполисов в период социально-политических трансформаций развитие молодежной культуры имеет кризисный характер, что связано как с внутриполитическими, экономическими, социальными факторами, так и с глобальными цивилизационным и культурным кризисами.
Одним из главных направлений неэффективного расходования молодежного человеческого капитала остается его утечка в деструктивные сообщества.
В 2006 году среди российских осужденных 57,7% составляли лица в возрасте от 14 до 29 лет. В том же году из 1360,9 тысяч преступлений лицами в возрасте 14-29 лет совершено 768 тысяч.
Темпы роста молодежной преступности значительно опережают взрослую. Её доля в общей криминальной статистике держится между 50% и 60%.
В 1988 году в российских колониях находилось 20 тыс. подростков, в 2004 году - 39 тысяч (при общем числе заключенных - 860 тыс.).
Рост подростковой преступности стал следствием не только ухудшения уровня жизни, но и неоправданно жесткого наказания малолетних правонарушителей, что свидетельствует о необходимости совершенствования уголовного законодательства.
Криминальные тенденции в России, в том числе, среди учащейся молодежи, меняются и качественно: нарастают агрессивно-разрушительные мотивы поведения, умножаются случаи насилия и уничтожения материальных ценностей, возрастает число хищений оружия, его применения, чаще совершаются убийства и теракты. В среде учащейся молодежи происходит переоценка ценностей, укрепляется уверенность в том, что «жить хорошо» - это значит «иметь много денег». Ради достижения этой цели учащиеся готовы совершать правонарушения. 65% опрошенных мальчиков и 19% девочек участвовали в драках, 43% юношей и 23% девушек носили с собой оружие и были готовы к его применению. Активно расширяется база молодежной преступности. На смену типу «уголовного молодого преступника» приходит «преступник-интеллектуал».
Данные на 2004 год свидетельствуют о росте доли наиболее тяжких насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Если в 1987 году удельная доля подростков 14-17 лет в общем числе лиц, совершивших убийство (включая покушения на убийства), составляла 2,9%, то к 2003 году этот показатель достиг 7,9%.
Доля несовершеннолетних среди лиц, умышленно причинивших тяжкий вред здоровью, выросла с 3,3% в 1987 г. до 8,4% в 2001 г. Число несовершеннолетних, изобличенных в совершении убийств, составило в 1987 г. - 246, в 1991 г. - 550, в 1997 г. - 1350, в 2001 г. - 2126.
В то время как радикально националистически настроенные граждане среди населения России составляют 4,6% от общего числа граждан, в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%.
Причины роста уголовных проявлений на улицах мегаполисов, тесно связаны с ростом самих мегаполисов и изменениями некоторых их социально-экономических характеристик.
По данным многих социологов, людей влечет в мегаполисы больший выбор мест работы, удобства городских квартир, возможности детских учреждений, а также выбор вариантов проведения свободного времени. Лицам, ведущим паразитический образ жизни, или преступникам в условиях большой концентрации людей легче избежать направленного социального контроля, легче скрываться от правоохранительных органов.
Города не являются закрытыми, замкнутыми структурами. Значительную часть населения, кроме постоянных жителей составляют приезжие: гости, туристы, транзитные пассажиры, маятниковые мигранты и другие. По времени пребывания и времени года интенсивность этих потоков имеет различия. Цели и задачи у разных категорий лиц также различаются.
Приезжающие из других регионов не сразу привыкают к конкретным городским условиям, испытывая некоторые трудности. Для более пожилых людей этот процесс затягивается во времени. Процессы адаптации у маятниковых мигрантов замедлены по сравнению с коренными жителями городов. Лица менее адаптированные чаще становятся преступниками или жертвами преступлений.
В сфере распределения и материального обслуживания доля занятых в городах и по стране в целом составляла соответственно 8, 3% и 7, 0%, а в сфере культурно-бытового обслуживания и социальных учреждений - 25,0 % и 23, 1%. Уличные преступления для работников этих сфер не характерны. Как видно из приведенного обзора сфер занятости трудоспособного населения, наиболее концентрированной сферой деятельности населения в мегаполисах являются промышленность и строительство. Большую часть уличных преступлений совершают в основном низко квалифицированные представители этих сфер производства.
Молодёжь России, а в особенности её мегаполисов, находится в противоречивых условиях выбора путей и возможностей своего социокультурного развития, сопровождающегося падением общего культурного уровня, негативными явлениями в молодежной культуре, ростом пессимистических настроений и эгоцентризма молодежного сознания.
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности. Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.
С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Степень этого влияния в наши дни может быть существенно увеличена путем выдвижения и реализации государственными и общественными институтами конкретных культурно-воспитательных целей и задач, координации усилий государства и общества при выборе эффективных организационно-управленческих форм культурно-воспитательного процесса и т.д.
Различные виды и жанры художественного творчества, а также современные информационные технологии выступают как высшая и наиболее эффективная форма проявления культуры, способная внедрить в общественное сознание молодежи как конструктивные, так и деструктивные элементы.
Современная кризисная ситуация в молодежной культуре сложилась в результате определенной утраты культурной преемственности поколений, разрыва и изменения культурного и социального пространства и образования нескольких социокультурных пространств с различным влиянием на перспективы развития молодежной культуры.
Ввиду непоследовательности, спонтанности социокультурного реформирования происходит деформация молодежного сознания, отрыв от культурных традиций и ценностей, переориентация на ценности и формы массовой культуры.
На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, многие исследователи считают, что система государственного управления и организации в сфере культурного воспитания молодежи требует адаптации к новым социально-экономическим условиям при активном включении в культурно-творческий процесс общественной инициативы.
Кризисная ситуация в молодежной культуре может быть преодолена лишь при комплексном, научно обоснованном государственном подходе, комплексном программировании и планировании, соответствующем законодательном, организационном и экономическом обеспечении, участии самой молодежи в развитии культуры.
Об этом свидетельствуют основные результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области социологии культуры, социологии молодежи и связанных с ними отраслевых социологии, а также концептуальные положения и выводы работ культурологов, искусствоведов, политологов и психологов по социокультурным и молодежным проблемам российского общества.
Выводы
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс.
Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.
Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.
С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь.
Можно говорить о наличии значительных потенциальных возможностей преодоления кризисной ситуации в сфере молодежной культуры в период социальных трансформаций в России. Сложное положение в молодежной культуре наблюдается в российских мегаполисах, наиболее открытых культурному и антикультурному проникновению извне и ретранслирующих негативную культурную ситуацию на всю страну.
В сложившихся условиях вывести молодежь из духовного, культурного кризиса возможно только объединенными усилиями государства и общества, работников культуры, образования, науки, здравоохранения, спорта и т.д., эффективно используя как позитивный опыт прошлого, так и новые подходы к культурному строительству и воспитанию, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.
Первоочередными практическими мерами в условиях дефицита бюджетных средств восстановления системы духовного, культурного, эстетического воспитания подрастающих поколений являются создание законодательной и нормативно-правовой базы развития культуры.
Проблема подростково-молодежной преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях бытия, что она не может «решаться» только уголовно-правовыми мерами, запретительно-репрессивными методами родительского или школьного «воспитания». Динамичность изменения социальной среды, а вместе с ней и криминогенных факторов, свидетельствует о необходимости глубокого теоретического осмысления и изучения такого вида преступности. Актуальность проблемы определяется и низкими результатами профилактических мер, направленных государством и обществом в отношении детерминант уличной преступности, что подчеркивает необходимость дальнейшей научной разработки данного вопроса с целью получения полезных выводов и внедрения их в практику.
Современная кризисная ситуация в молодежной культуре сложилась в результате определенной утраты культурной преемственности поколений, разрыва и изменения культурного и социального пространства и образования нескольких социокультурных пространств с различным влиянием на перспективы развития молодежной культуры.
Ввиду непоследовательности, спонтанности социокультурного реформирования происходит деформация молодежного сознания, отрыв от культурных традиций и ценностей, переориентация на ценности и формы массовой культуры.
Необходима разработка государственной концепции культурного воспитания и культурного просвещения, разработка и реализация комплексных целевых программ по наиболее актуальным проблемам воспитания молодых поколений, а также обеспечение постоянного государственного контроля над выполнением этих программ. Культурная сфера в целом и сфера молодежной культуры – её состояние, тенденции, перспективы развития – представляют собой сложный объект научного исследования, представляющий особый интерес для социальной философии, социологии культуры и социологии молодёжи.
Список использованных источников и литературы:
1. Антонов А.И., Сорокин С.А.; «Судьба семьи в России XXI в.»; М., 2000 г.;
2. Бурлакова В.Н., Сальников В.П.; «Криминология. XX век»; СПб., 2000 г.;
3. Васильев В.Л.; «Юридическая психология: Учебник»; М., 1998 г.;
4. Вишневский Ю.Р.; «Практикум по социологии молодежи»; М., 2000 г.;
5. Голод С.И.; «Семья и брак: историко-социологич. анализ»; С-Пб., 1998 г.;
6. Ефремов А.Н.; «Жертвы жестокости — дети»; М., Педагогика, 1985 г.;
7. Запесоцкий А.С.; «Молодежь в современном мире»; СПб., 1999 г.;
8. Здравомыслов А.Г.; «Социология конфликта»; М., 1995 г.;
9. Зубок Ю.А.; «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества»; М., 1998 г.;
10. Карпухин О.И.; «Молодежь России: особенности социализации и самоопределения» // СОЦИС, 2000 г. № 3;
11. Ковалева А.И.; «Социология молодежи: норма и отклонение»; М., 1996 г.;
12. Кон И.С.; «Психология юношеского возраста»; М., 1979 г.;
13. Кон И.С.; «Ребенок и общество»; М., Наука, 1988 г.;
14. Лисовский В.Т.; «Любовь и нравственность»; Л., 1985 г.;
15. Лисовский В.Т.; «Молодежь России в зеркале криминологии» // В сб. «Криминология. XX век»; СПб., 2000 г.;
16. Козлов А.А.; «Молодежный экстремизм»; СПб., 1996 г.;
17. Попова И.П.; «Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования)» // СОЦИС. 1999 г.; № 7;
18. Слуцкий Е.Г.; «Молодежная политика на рубеже веков»; СПб., 1998 г.;
19. Тарасов А.И.; «Молодежь как объект классового эксперимента» // Свободная мысль; 1999 г.; № 10;
20. http://www.narcom.ru/ideas/socio/70.html ;
21. http://psyfactor.org/lib/subkult.htm .
Приложения:
[1] Сергеев В.К. «Молодежная культура» и «Культура для молодежи»: опыт осмысления проблемы; М., 2007 г.
[2] Кон И.С.; «Социология личности»; М., 1979 г.
[3] Борев Ю.; «Эстетика»; М., 1988 г. С.106
Таблица 1.
Характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления в России (1998-2005)
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Всего (абсолютное кол-во) |
159461 | 188186 | 203826 | 200954 | 208096 | 192199 | 161978 | 164787 |
В том числе (%): |
||||||||
мужчин | 92,7 | 93,1 | 92,8 | 91,9 | 91,4 | 91,0 | 92,0 | 92,2 |
женщин | 7,3 | 6,9 | 7,2 | 8,1 | 8,6 | 9,0 | 8,0 | 7,8 |
14-15 лет | 32,8 | 31,5 | 32,8 | 32,4 | 33,2 | 32,6 | 28,3 | 28,4 |
16-17 лет | 67,2 | 68,5 | 67,2 | 67,6 | 66,/8 | 67,4 | 71,7 | 71,6 |
рабочие | 23,9 | 20,0 | 13,3 | 11,8 | 10,8 | 8,8 | 6,9 | 5,5 |
работники сельского хозяйства | 2,1 | 1,9 | 1,6 | 1,1 | 0,5 | 0,4 | 0,8 | 0,6 |
учащиеся | 46,5 | 43,5 | 39,9 | 30,6 | 42,0 | 44,7 | 46,3 | 48,6 |
лица без постоянного источника доходов | 23,0 | 30,0 | 29,4 | 33,3 | 40,4 | .41,1 | 41,1 | 42,9 |
безработные | — | — | 2,0 | 2,3 | 2,9 | 2,7 | 3,2 | 3,2 |
совершившие преступления в группе | 68,4 | 68,0 | 64,9 | 65,0 | 62,0 | 60,9 | 64,0 | 64,3 |
в состоянии алкогольного опьянения | 17,1 | 17,6 | 25,9 | 28,4 | 27,8 | 26,2 | 23,0 | 19,6 |
в состоянии наркотического опьянения | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 0,8 |
Молодежные субкультуры
Молодежные субкультуры
Молодежь как социальная группа
Молодежь: концептуализация понятия
Общетиповая методика прогнозирования социальных процессов. Исследование будущего России
Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире
Молодь як об’єкт соціальної роботи
Н.И. Кареев: основные области социалогического творчества
Объекты и субъекты в социальной работе
Опека и попечение как социальная технология
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.