курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Рекомендации по проведению образовательного мониторинга как составной части управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях
Их целью является оказание практической помощи руководителям общеобразовательных учебных заведений по вопросам проведения локального (внутришкольного) образовательного мониторинга.
I. Образовательный мониторинг в системе общего среднего образования
Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Получение такой информации возможно при проведении образовательного мониторинга.
Мониторинг – комплекс процедур по наблюдению, текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразований на достижение заданных параметров развития объекта.[1]
Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии с запланированными результатами.
Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования.
При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.
Мониторинг проводится, как правило, в сроки, определенные администрацией учебного заведения, и включает три этапа.
· Подготовительный:
- постановка цели;
- определение объекта и направлений исследований;
- выбор критериев и инструментария.
· Практический:
- сбор информации;
- анализ документации;
- мониторинг уровня учебных достижений учащихся по всем или отдельным учебным дисциплинам;
- анкетирование, тестирование;
- самоанализ деятельности.
· Аналитический:
- обработка полученных результатов;
- систематизация информации;
- анализ данных;
- выводы, принятие соответствующего управленческого решения;
- разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) и т.д.;
- определение дальнейших объектов мониторинга.
Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы:
· содержание образования;
· уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков учащихся (уровень учебных достижений);
· результаты учебно-воспитательного процесса;
· средства, которые используются для достижения образовательных целей;
· другие аспекты деятельности общеобразовательного учебного заведения.
Инструментарий мониторинга - средства, которые используются при его проведении и их составляющие.
Средства:
· тематические проверки;
· анализ статистической отчетности;
· анализ школьной документации;
· социологические исследования;
· анкетирование, тестирование;
· самооценка;
· наблюдение;
· мониторинг учебных достижений учащихся и т.д.
Составляющие:
· четко определенный объект мониторинга;
· заданные параметры развития объекта;
· критерии оценивания заданных параметров;
· технология проведения текущего контроля;
· банк данных по регулированию процесса, направленного на достижение конечного (запланированного) результата.
Основным фактором в создании инструментария является разработка моделей оценивания объектов мониторинга.
При создании таких моделей, как правило, выделяются:
· параметры, которые отвечают целям деятельности объекта;
· факторы, влияющие на достижение цели;
· критерии, детализирующие каждый фактор, в соответствии с образовательными задачами, как отдельного общеобразовательного учебного заведения, так и региона в целом.
В целях получения объективных результатов определяется коэффициент каждого критерия. Этот коэффициент представляет собой балльную оценку в частях единицы и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения приоритетных направлений в деятельности общеобразовательного учебного заведения.
II. ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Образовательный мониторинг проводится на различных уровнях управления общим средним образованием.
На этой основе, как правило, можно выделить следующие виды образовательного мониторинга:
· государственный;
· региональный;
· локальный (внутришкольный)[2].
Локальный мониторинг позволяет анализировать развитие системы образования в отдельном общеобразовательном учебном заведении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (направлениям):
· директорский мониторинг;
· административный мониторинг;
· педагогический мониторинг;
· ученический мониторинг.
Мониторинговые исследования по вышеперечисленным направлениям дают возможность наблюдать деятельность участников учебно-воспитательного процесса и ее результаты, а именно:
· директорский мониторинг изучает управленческую деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения. Результат - развитие образования в общеобразовательном учебном заведении и повышение уровня самоорганизации администрации учебного заведения;
· административный - управленческую деятельность администрации учебного заведения в целом, результат – улучшение качества работы учителей;
· педагогический - деятельность учителей по организации учебно-воспитательного процесса, результат - повышение уровня обученности учащихся и самоорганизации учителей;
· ученический - деятельность учащихся по самоуправлению процессом усвоения знаний, результат – положительная динамика уровня и качества усвоения содержания образования, а также уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике.
При этом на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующие факторно-критериальные модели:
· деятельности общеобразовательного учебного заведения;
· деятельности директора;
· деятельности учителя;
· деятельности учащихся (Приложения 1, 2, 3, 4)[3].
Параметры, факторы, критерии, коэффициенты в предложенных моделях могут быть дополнены или изменены в соответствии со статусом и приоритетными направлениями деятельности общеобразовательного учебного заведения.
III. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм.
1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению (сопровождению) административного, педагогического, ученического мониторинга.
В состав рабочих групп включаются:
· представители администрации учебного заведения;
· представители органов самоуправления учебного заведения;
· руководители методических объединений (кафедр);
· практический психолог;
· творчески работающие учителя.
2. Внести (при необходимости) дополнения или изменения в представленные модели в соответствии со статусом и приоритетными направлениями деятельности общеобразовательного учебного заведения.
3. Ознакомить учащихся, родителей, коллектив учебного заведения с порядком проведения мониторинга, факторно - критериальными моделями.
4. Для получения достоверной информации от родителей, учащихся, учителей, администрации, определения качества усвоения содержания образования на разных этапах обучения разработать анкеты, опросники, диагностические карты, задания, тесты и т.д. (Приложение 5).
5. В сроки, определенные администрацией учебного заведения, провести мониторинговые исследования
6. Обработать и проанализировать полученные данные.
7. На основе полученных результатов анализа разработать модели коррекционной деятельности участников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях (ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-администрация и т.д.) (Приложение 6).
8. Обсудить итоги мониторинга на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения.
9. Довести результаты мониторинга до сведения родительской общественности.
IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
Директорский (административный) мониторинг
Директор общеобразовательного учебного заведения.
1. Оценивает деятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельность администрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год, используя факторно-критериальные модели. Анализирует полученные результаты.
2. По результатам анализа принимает необходимые управленческие решения, осуществляет корректировку дальнейших управленческих действий.
3. В конце учебного года проводит самоанализ деятельности общеобразовательного учебного заведения (в соответствии с «Ориентировочными критериями оценки деятельности общеобразовательных учебных заведений», утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 14.02. 2005г. № 99) по следующим направлениям деятельности учебного заведения:
· управление учебным заведением;
· организация учебно-воспитательного процесса, учебно-методической работы;
· организация работы с педагогическими и научными кадрами, взаимодействие с высшими учебными заведениями;
· развитие и укрепление материально-технической и учебно-методической базы.
Педагогический мониторинг
1. В мониторинге принимают участие все учителя общеобразовательного учебного заведения.
2. Каждый учитель обеспечивается следующим инструментарием:
· модель личности учителя;
· модель аналитической деятельности учителя;
· модель профессиональной деятельности учителя.
3. Руководители методических объединений (кафедр):
· согласовывают с администрацией учебного заведения сроки проведения самоанализа деятельности каждого члена методического объединения (кафедры) по всем направлениям (самоанализ аналитической деятельности - по теме, профессиональной – за семестр, личностных качеств – за учебный год);
· проводят внешние замеры (при взаимопосещении уроков)[4].
·
4. Администрация учебного заведения:
· проводит внешние замеры (при аттестации учителя или тематическом контроле). При тематическом контроле замеры проводятся в начале и в конце изучения темы. При аттестации учителя, как правило, результаты текущих замеров аналитической деятельности суммируются с результатами периодических замеров профессиональной деятельности учителя и его личностных качеств;
· составляет графики, диаграммы и т.д. на основе показателей самоанализа деятельности учителя, замеров руководителя методического объединения (кафедры), администрации учебного заведения по всем моделям деятельности учителя. Графики, диаграммы могут составляться как на каждого учителя, так и на педагогический коллектив в целом.
По результатам педагогического мониторинга в общеобразовательном учебном заведении может быть создана рейтинговая система деятельности учителей.
Ученический мониторинг
Ученический мониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количество которых определяется на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения.
Цели микроисследований должны быть направлены на мотивацию учащихся к саморазвитию, коррекцию учебных достижений.
Организация проведения микроисследования:
1. Определение нескольких классов из одной параллели.
2. Определение в каждом классе групп для сравнения по следующим критериям:
· учащиеся, имеющие высокий уровень учебных достижений (по результатам семестрового или годового оценивания);
· учащиеся, имеющие начальный уровень учебных достижений по отдельным предметам (по результатам семестрового или годового оценивания);
· интеллектуально одаренные учащиеся;
· учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания и т.д.
Определение критериев для формирования групп учащихся в каждом классе зависит, в первую очередь, от цели проведения микроисследования. В некоторых случаях группой может выступать целый класс (например, при изучении состояния воспитательного процесса, психологического состояния классного коллектива и т.д.).
3. Тиражирование анкет, опросников для учащихся.
4. Проведение текущего входящего и исходящего диагностирования учащихся.
Замеры в каждом классе на «входе» и «выходе» проводит учитель, учащиеся проводят самодиагностику, результаты которой сравниваются с результатами замеров учителя.
5. Подведение итогов проводится одновременно во всех классах, как правило, в конце изученной темы, семестра, учебного года.
Приложение 1
Модель деятельности общеобразовательного учебного заведения
параметры |
факторы |
критерии |
коэффициент |
||
уровень организации образовательной деятельности учебного заведения | создание системы управления | моделирование перспективной деятельности учебного заведения | 0,35 | ||
планирование работы | 0,20 | ||||
создание системы органов управления и самоуправления учебным заведением, их деятельность в соответствии с полномочиями | 0,25 | ||||
информационное обеспечение управления и документирование работы учебного заведения | 0,20 | ||||
организация учебно-воспитательного процесса | обеспечение учебным заведением возможности получения полного общего среднего образования | 0,15 | |||
комплектование классов, обеспечение вариативности обучения и права выбора учащимися профильного направления в соответствии с их потребностями и возможностями | 0,15 | ||||
соответствие рабочего учебного плана статусу учебного заведения | 0,10 | ||||
соответствие учебных программ предметам, курсам учебного плана | 0,10 | ||||
соблюдение порядка утверждения рабочего учебного плана, авторских программ спецкурсов | 0,10 | ||||
организация работы учебного заведения по реализации конституционного права граждан на обучения на государственном языке, изучение родных языков, выбор языка обучения | 0,10 | ||||
создание условий для воспитания уважения к государственной символике Украины, символам Автономной Республики Крым | 0,10 | ||||
организация учебной и воспитательной деятельности во внеурочное время | 0,10 | ||||
оценивание знаний, умений и навыков учащихся | 0,10 | ||||
организация работы с педагогическими кадрами | укомплектованность учебного заведения педагогическими кадрами | 0,20 | |||
соответствие педагогических кадров требованиям действующего законодательства, статусу учебного заведения | 0,20 | ||||
квалификационный уровень педагогических кадров (категории, педагогические звания, ученые степени) | 0,15 | ||||
наличие психологической службы | 0,10 | ||||
мероприятия администрации по укреплению качественного состава педагогических работников | 0,15 | ||||
повышение квалификации | 0,10 | ||||
организация аттестации педагогических работников | 0,10 | ||||
материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса | обеспечение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, спортзалов, спортплощадок оборудованием в соответствии с Типовыми перечнями | 0,35 | |||
обеспечение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения | 0,35 | ||||
сохранение школьного имущества | 0,10 | ||||
подключение к телекоммуникационной сети Internet | 0,20 | ||||
уровень организации образовательной деятельности учебного заведения |
организация работы в системе «Школа- семья -социальная среда» | взаимодействие учебного заведения и семьи | 0,35 | ||
организация взаимодействия учебного заведения с другими организациями, учебными заведениями | 0,25 | ||||
предупреждение негативного влияния социальной среды на учащихся | 0,40 | ||||
социальная защита, адаптация, сохранение здоровья учащихся и работников учебного заведения | материальная поддержка детей-сирот, детей из малообеспеченных семей | 0,20 | |||
организация медицинского обслуживания в учебном заведении | 0,10 | ||||
организация питания, в т.ч. детей льготных категорий | 0,10 | ||||
организация летнего оздоровления учащихся | 0,10 | ||||
охрана труда | 0,20 | ||||
санитарно-гигиенические условия работы учебного заведения | 0,30 | ||||
уровень результативности образовательной деятельности учебного заведения | состояние общеобразовательной подготовки учащихся выпускных классов I, II, III ступеней обучения | уровень общеобразовательной подготовки учащихся выпускных классов: | |||
4-х - по украинскому языку | 0,30 | ||||
9-х - по естественно-математическому циклу предметов, иностранным языкам | 0,35 | ||||
11-х – по профильным направлениям обучения | 0,35 | ||||
состояние социальной адаптации учащихся | отсутствие правонарушений и преступлений среди учащихся | 1,00 | |||
степень влияния учебного заведения на позитивное развитие учащихся, формирование социально зрелой личности | степень влияния учебного заведения на развитие учащихся и их подготовку к самостоятельной жизни | 0,40 | |||
общий рейтинг учебного заведения (отношение к учебному заведению родителей, учащихся, учителей, общественности микрорайона[5]) |
0,60 | ||||
Приложение 2
Модель деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения
параметры |
факторы |
критерии |
коэффициент |
деятельность руководителя ОУЗ |
непрерывное образование | выполнение квалификационных требований | 0,20 |
прохождение аттестации | 0,15 | ||
совершенствование профессиональных знаний по управлению общеобразовательным учебным заведением | 0,30 | ||
развитие профессиональных умений по управлению общеобразовательным учебным заведением | 0,35 | ||
личностные качества руководителя | коммуникативные способности | 0,30 | |
организаторские способности | 0,35 | ||
стиль руководства | 0,35 | ||
должностные обязанности | знание и применение инструктивно – нормативных документов МОНУ, МОН АРК, нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учебных заведений | 0,10 | |
обеспечение реализации государственной политики в отрасли образования | 0,25 | ||
реализация республиканских, региональных программ развития отрасли образования | 0,20 | ||
осуществление системного и комплексного подхода к управлению | 0,30 | ||
выполнение управленческих функций (административных, финансово-хозяйственных, педагогических) |
0,15 | ||
обеспечение развития общеобразовательного учебного заведения | внедрение управленческих инновационных технологий | 0,35 | |
сотрудничество с различными учебными заведениями, в т.ч. международное сотрудничество | 0,30 | ||
обеспечение и поддержка позитивного психологического климата в общеобразовательном учебном заведении | 0,35 | ||
развитие социальной активности руководителя | результативность работы с родительской общественностью, формирование позитивного имиджа учебного заведения | 0,25 | |
представление общеобразовательного учебного заведения на конференциях, совещаниях органов управления образованием |
0,30 | ||
выступление руководителя в средствах массовой информации по вопросам деятельности учебного заведения | 0,25 | ||
личное участие в профессиональных конкурсах | 0,20 |
Приложение 3
Модель профессиональной деятельности учителя
общеобразовательного учебного заведения
параметры |
факторы |
критерии |
коэффициент |
профессиональная подготовка учителя | непрерывное образование | научно-теоретическая подготовка | 0,15 |
методическая подготовка | 0,15 | ||
психолого-педагогическая подготовка | 0,15 | ||
повышение профессионального уровня: · курсовая подготовка; · участие в работе методического объединения (кафедры), творческих групп и т.д.; · участие в работе семинаров, конференций и т.д.; |
0,30 | ||
развитие и совершенствование профессиональных умений | 0,25 | ||
организация и проведение учебно-воспитательного процесса | моделирование уроков | 0,10 | |
проведение уроков с учетом личностно ориентированного подхода в обучении | 0,15 | ||
проведение индивидуальных и групповых занятий, в т.ч. с одаренными учащимися | 0,10 | ||
выполнение учебных программ | 0,20 | ||
уровень знаний, умений учащихся | 0,20 | ||
преемственность в обучении | 0,25 | ||
документальное оформление деятельности | планирование учебно-воспитательного процесса | 0,35 | |
ведение классных журналов, кружковой работы по предмету и т.д. | 0,35 | ||
проверка тетрадей | 0,30 | ||
выполнение правил внутреннего распорядка, функциональных обязанностей, Устава учебного заведения, других внутренних документов учебного заведения | исполнительская дисциплина | 0,25 | |
выполнение функциональных обязанностей | 0,25 | ||
создание и сохранение позитивного микроклимата | 0,20 | ||
развитие творческой инициативы | 0,15 | ||
повышение общекультурного уровня | 0,15 | ||
социальная активность педагога | участие в педагогических мероприятиях | 0,15 | |
участие в профессиональных конкурсах | 0,25 | ||
участие в конференциях | 0,25 | ||
участие в общественных собраниях | 0,20 | ||
работа с жителями микрорайона (для общеобразовательных учебных заведений, за которыми закреплена территория обслуживания) |
0,15 |
Модель личностных качеств учителя
параметры |
факторы |
критерии |
коэффициент |
||||
Направленность личности педагога |
Мотивы, потребности |
осознание общественных интересов и своих обязанностей по отношению к ним | 0,20 | ||||
ориентация в деятельности на цели и задачи школы | 0,25 | ||||||
обеспечение индивидуального подхода к развитию личности каждого ребенка | 0,30 | ||||||
самосовершенствование, совершенствование своей деятельности и условий труда | 0,25 | ||||||
Чувства, эмоции | направленность эмоций и чувств на учащихся | 0,10 | |||||
интенсивность эмоций | 0,10 | ||||||
устойчивость эмоций | 0,15 | ||||||
адекватность эмоционального состояния учителя, педагогической реакции на деятельность учащихся | 0,25 | ||||||
уверенность в своих педагогических действиях | 0,20 | ||||||
удовлетворенность результатами педагогического труда | 0,20 | ||||||
Интересы | наличие интересов, связанных с педагогической деятельностью | 0,20 | |||||
широта интересов, в т.ч. профессиональных | 0,20 | ||||||
глубина интересов | 0,20 | ||||||
устойчивость интересов, в т.ч.профессионального | 0,20 | ||||||
действенность интересов, в т.ч.профессионального | 0,20 | ||||||
Возможности личности | Ощущения | быстрота, адекватность реакций на действия и поступки учащихся | 0,45 | ||||
четкость координации педагогических действий | 0,55 | ||||||
Восприятие | целенаправленность восприятия | 0,30 | |||||
адекватность восприятия целям и задачам педагогической деятельности | 0,35 | ||||||
наблюдательность | 0,20 | ||||||
любознательность | 0,15 | ||||||
Память | целенаправленность внимания | 0,35 | |||||
быстрота и рациональность запоминания | 0,35 | ||||||
точность воспроизведения | 0,30 | ||||||
Мышление | самостоятельность мышления (умение самостоятельно выдвигать новые задачи и находить нужные решения) | 0,20 | |||||
всесторонность и глубина знаний | 0,20 | ||||||
умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, свобода мысли от закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решений педагогических задач | 0,20 | ||||||
способность быстро разобраться в сложившейся ситуации, принять правильное решение | 0,20 | ||||||
умение объективно оценивать свои и чужие возможности, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы | 0,20 | ||||||
Возможности личности |
Речь | целенаправленность речи | 0,15 |
|
|||
связность и убедительность изложения | 0,20 |
|
|||||
развернутость и доступность высказываний | 0,10 |
|
|||||
логическая четкость и завершенность высказываний | 0,15 |
|
|||||
ясность и отчетливость изложения | 0,15 |
|
|||||
выразительность речи | 0,15 |
|
|||||
образность речи | 0,10 |
|
|||||
Воля | целеустремленность (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам) | 0,15 |
|
||||
самостоятельность (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям) | 0,15 |
|
|||||
решительность (способность своевременно принимать обоснованные и адекватные решения и переходить к их выполнению) | 0,25 |
|
|||||
настойчивость (способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца) | 0,25 |
|
|||||
выдержка (способность контролировать свои действия) | 0,10 |
|
|||||
дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и интересам) | 0,10 |
|
|||||
Способности | понимание состояния учащихся | 0,10 |
|
||||
прогнозирование своей деятельности и деятельности учащихся | 0,20 |
|
|||||
ориентированность в содержании педагогической деятельности, формах и методах ее организации. | 0,15 |
|
|||||
избирательность средств педагогического воздействия с учетом целей деятельности, особенностей учащихся, из состояния и уровня развития | 0,20 |
|
|||||
сосредоточенность внимания, педагогическая целесообразность его переключения | 0,10 |
|
|||||
способность к педагогическому перевоплощению, артистичность | 0,10 |
|
|||||
увлеченность педагогической деятельностью, ее результатами. | 0,15 |
|
|||||
Модель аналитической деятельности учителя
параметры |
факторы |
критерии |
коэффициент |
аналитическая деятельность учителя | готовность учителя к осуществлению (проведению) учебно-воспитательного процесса | общая профессиональная подготовка учителя | 0,20 |
анализ содержания учебного материала | 0,15 | ||
определение объема учебного материала в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся | 0,20 | ||
выбор форм, методов, приемов и средств обучения для различных категорий учащихся | 0,20 | ||
планирование конечных результатов | 0,25 | ||
профессиональная деятельность учителя | определение целей совместной деятельности с учащимися, анализ их достижения | 0,20 | |
организация учебно-познавательной деятельности учащихся | 0,15 | ||
установление обратной связи с учащимися | 0,20 | ||
текущее регулирование процесса усвоения учащимися учебного материала | 0,25 | ||
анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся | 0,25 | ||
результативность работы | приобретение учащимися общеучебных умений и навыков | 0,15 | |
приобретение учащимися специальных умений и навыков | 0,15 | ||
сохранение стойкого интереса у учащихся к предмету | 0,15 | ||
положительная динамика уровня и качества усвоения содержания образования | 0,30 | ||
положительная динамика уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике | 0,25 |
Приложение 4
Модель деятельности учащегося
параметры |
факторы |
критерии |
Коэффи-циент |
на входе |
на выходе |
|||||||||
степень проявления критериев | ||||||||||||||
0,0 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 0,0 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | |||||
деятельность учащихся |
подготовка к усвоению содержания обучения | мотивация | 0,35 | |||||||||||
сформированность общеучебных навыков | 0,35 | |||||||||||||
влияние микроклимата класса на учащегося | 0,30 | |||||||||||||
усвоение учебного материала | активизация познавательной деятельности | 0,15 | ||||||||||||
овладение рациональными приемами обучения и самообразования | 0,20 | |||||||||||||
обобщение и систематизация знаний | 0,20 | |||||||||||||
повышение мотивации к обучению | 0,15 | |||||||||||||
применение полученных знаний на практике | 0,30 | |||||||||||||
результативность учебной деятельности (по уровням усвоения знаний) | начальный уровень | 0,10 | ||||||||||||
средний уровень | 0,20 | |||||||||||||
достаточный уровень | 0,30 | |||||||||||||
высокий уровень | 0,40 | |||||||||||||
коррекция учебной деятельности | ликвидация пробелов в знаниях | 0,15 | ||||||||||||
стимулирование учащихся для поиска своего стиля познавательной деятельности | 0,20 | |||||||||||||
положительная динамика усвоения содержания образования | 0,15 | |||||||||||||
повышение уровня возможностей учащихся применять полученные знания на практике | 0,30 | |||||||||||||
повышение уровня учебных достижений | 0,20 | |||||||||||||
Приложение 5
Анкеты для родителей, учащихся, учителей[6]
(в сокращении)
Уважаемые родители!
Просим высказать Ваше мнение об учебном заведении, в котором обучается Ваш ребенок. Анкета анонимная. Результаты анкетирования будут доведены до Вашего сведения и надеемся, что они будут способствовать улучшению качества работы нашей школы
1. Довольны ли Вы школой, в которой обучается Ваш ребенок?
1 2 3 4 5
не доволен очень доволен
2. На Ваш взгляд, доволен ли Ваш ребенок школой, в которой обучается?
1 2 3 4 5
не доволен очень доволен
3. Как Вы оцениваете степень получения информации о достижениях Вашего ребенка? Выберите один из предложенных вариатов.
информация о достижениях моего ребенка исчерпывающая | |
информируют только о неудачах моего ребенка | |
получаю информацию только об оценках моего ребенка | |
практически нет информации о достижениях моего ребенка | |
другой вариант |
4. Организована ли в школе работа органов самоуправления?
· да
· нет
· не знаю
5.Что, на Ваш взгляд, означает результативность выполнения управленческих обязанностей?
o ______________________________________________
o ______________________________________________
6. Как Вы оценивает результативность выполнения управленческих обязанностей органов самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными Уставом учебного заведения?
1 2 3 4 5
мало результативно очень результативно
7.Какие, по Вашему мнению, моменты их деятельности остались без внимания?
o ______________________________________
o ______________________________________
o ______________________________________
8.Как Вы оцениваете свое влияние на ситуацию в школе?
1 2 3 4 5
не имею влияния значительное влияние
9. Существует ли в школе единая система обучения и воспитания?
· да
· нет
· не знаю
10. Знает ли Ваш ребенок свои права , определенные Уставом учебного заведения?
да
нет
частично
не знаю
11. Знает ли Ваш ребенок свои обязанности, определенные Уставом учебного заведения?
да
нет
частично
не знаю
12. На Ваш взгляд, какие свои обязанности, определенные Уставом, не выполняет Ваш ребенок? Поставьте максимальный балл (8),напротив той обязанности, которую Ваш ребенок часто не выполняет. Минимальный (1) – той, которую выполняет постоянно. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
овладевать знаниями, умениями, практическими навыками | |
повышать общекультурный уровень | |
выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка | |
бережно относиться к государственному, общественному, личному имуществу | |
придерживаться норм закона, моральных, этических норм | |
принимать участие в разных видах трудовой деятельности, которые не запрещены действущим законодательством | |
придерживаться правил личной гигиены | |
другие. Какие? |
13. На Ваш взгляд, помогает ли школа учащимся в принятии решений, связанных с их будущим образованием и профессией, путем изучения интеллектуальных возможностей , выявления способностей и наклонностей учащихся?
o да
o нет
o частично
o ваш ответ
14. Какие задачи, по Вашему мнению, являются наиболее важными в работе школы? Поставьте максимальный балл (11) самой приоритетной задаче школы. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
формировать личность, способную критично мыслить | |
подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда | |
заполнить пробелы в воспитании и культуре учащихся из разных слоев социальной среды | |
обеспечить в учебном заведении получение учащимися полного общего среднего образования | |
формировать общую культуру учащихся | |
формировать будущую интеллектуальную элиту | |
научить умению учиться | |
подготовить учащихся к взрослой жизни | |
содействовать развитию личности ребенка | |
развивать самостоятельность, чувство отвественности | |
подготовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения |
15. Какие преимущества имеет школа, в которой обучается Ваш ребенок? __________________________________________________________
16. Что бы Вы хотели изменить в школе, где обучается Ваш ребенок? __________________________________________________________________
17.Если вы хотите что-нибудь дополнить, просим написать ниже. __________________________________________________________________
Анкета для учащихся 10, 11-х классов
Эта анкета является частью исследований, направленных на изучение деятельности школы, в которой Вы обучаетесь. Ваше мненние для нас очень важно. Прочитайте внимательно вопросы и дайте ответ.
1.Доволен ли ты своей школой?
1 2 3 4 5
не доволен очень доволен
2. С радостью ли ты ходишь в школу?
o да
o нет
o частично
o твой ответ
3. Тебе легко учиться в школе?
o да
o нет
o не совсем
o твой ответ
4.По каким причинам ты выбрал свою школу?
o семейная традиция;
o реклама школы;
o мнение товарищей, друзей;
o школа расположена рядом с домом;
o организация системы вариативного обучения в соответствии с моими желаниями и возможностями;
o другие причины. Какие?
5. Считаешь ли ты , что в процессе обучения ты овладеваешь такими умениями? Поставь максимальный балл (4) напротив умения, которым овладеваешь. Минимальный (1) напротив умения, которым не овладеваешь. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
o организация, оценивание уровня собственного обучения;
o деловое общение;
o эффективное участие в работет группы, команды;
o творческое решения проблем
6. Какие методы проведения уроков используют учителя?
Поставь максимальный балл (6) напротив метода, который чаще используют учителя. Минимальный - тому, который практически не используется. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
o рассказ
o индивидуальная работа учащихся
o групповая форма работы
o ролевые игры
o дискуссии, дебаты
o другие.
o Какие?
7. Знаешь ли ты Устав школы?
o да
o нет
o частично
8. Знаешь ли ты свои права, определенные Уставом школы?
o да
o нет
o частично
9.Знаешь ли ты свои обязанности, определенные Уставом школы?
o да
o нет
o частично
10. Какие свои обязанности, определенные уставом школы, ты часто не выполняешь. Поставь максимальный балл (8),напротив той обязанности, которую ты часто не выполняешь. Минимальный (1) – той, которую выполняешь постоянно. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
овладевать знаниями, умениями, практическими навыками | ||
повышать общекультурный уровень | ||
выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка | ||
бережно относиться к государственному, общественному, личному имуществу | ||
придерживаться норм закона, моральных, этических норм | ||
принимать участие в разных видах трудовой деятельности, которые не запрещены действущим законодательством | ||
придерживаться правил личной гигиены | ||
другие. Какие? |
11. Какие задачи , на твой взгляд, являются приоритетными в работе школы? Поставь максимальный балл (11) самой приоритетной задаче школы. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
формировать личность, способную критично мыслить | ||
подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда | ||
заполнить пробелы в воспитании и культуре учащихся из разных слоев социальной среды | ||
обеспечить в учебном заведении получение учащимися полного общего среднего образования | ||
формировать общую культуру учащихся | ||
формировать будущую интеллектуальную элиту | ||
научить умению учиться | ||
подготовить учащихся к взрослой жизни | ||
содействовать развитию личности ребенка | ||
развивать самостоятельность, чувство отвественности | ||
подготовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения |
12. На твой взгляд, помогает ли школа учащимся в принятии решений, связанных с их будущим образованием и профессией, путем изучения интеллектуальных возможностей, выявления способностей и наклонностей учащихся?
o да
o нет
o частично
o ваш ответ
13. Какие преимущества имеет школа, в которой ты учишься? __________________________________________________________________
14. Что бы ты хотел изменить в своей школе? __________________________________________________________________
Анкета для учителей
Уважаемые коллеги!
Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Овладевают ли учащиеся, на Ваш взгляд, следущими умениями в процессе обучения? Поставьте максимальный балл (4) напротив умения, которым учащиеся овладевают в первую очередь. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения
o организация, оценивание уровня собственного обучения;
o деловое общение;
o эффективное участие в работе группы, команды;
o творческое решения проблем
2. Какие методы Вы используете на своих уроках? Поставьте максимальный балл (6) напротив метода, который чаще всего используете. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
o рассказ
o индивидуальная работа учащихся
o групповая форма работы
o ролевые игры
o дискуссии, дебаты
o другие. Какие?
3. На Ваш взгляд, помогает ли школа учащимся в принятии решений, связанных с их будущим образованием и профессией, путем изучения интеллектуальных возможностей , выявления способностей и наклонностей учащихся?
o да
o нет
o частично
o ваш ответ
4. Какие задачи, на Ваш взгляд, являются приоритетными в работе школы? Поставьте максимальный балл (11) самой приоритетной задаче школы. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения.
формировать личность, способную критично мыслить | ||
подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда | ||
заполнить пробелы в воспитании и культуре учащихся из разных слоев социальной среды | ||
обеспечить в учебном заведении получение учащимися полного общего среднего образования | ||
формировать общую культуру учащихся | ||
формировать будущую интеллектуальную элиту | ||
научить умению учиться | ||
подготовить учащихся к взрослой жизни | ||
содействовать развитию личности ребенка | ||
развивать самостоятельность, чувство отвественности | ||
подготовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения |
5.Знают ли учащиеся, на Ваш взгляд, Устав школы?
o да
o нет
o не знаю
6. Знают ли учащиеся, на Ваш взгляд, свои обязанности, определенные Уставом школы?
o да
o нет
o частично
7. На Ваш взгляд, какие обязанности в соответствии с Уставом школы не выполняют учащиеся? Поставьте максимальный балл (8),напротив той обязанности, которую учащиеся часто не выполняют. Все остальные баллы выставляются по ранжиру без повторения
овладевать знаниями, умениями, практическими навыками |
повышать общекультурный уровень |
выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка |
бережно относиться к государственному, общественному, личному имуществу |
придерживаться норм закона, моральных, этических норм |
принимать участие в разных видах трудовой деятельности, которые не запрещены действущим законодательством |
придерживаться правил личной гигиены |
другие. Какие? |
8. Довольны ли Вы работой в своей школе?
1 2 3 4 5
не доволен очень доволен
9.Содействует ли психологический климат школы продуктивной деятельности работников?
o да
o нет
o частично
o Ваш ответ
10. Какие преимущества имеет школа, в которой Вы работаете? __________________________________________________________________
11. Что бы Вы хотели изменить в школе? ______________________
12. Если Вы хотите что-нибудь дополнить, просим написать ниже _______________________________________________________
АНКЕТА УЧЕНИКА 8-го КЛАССА[7]
1. Какие у Вас планы после окончания основной (девятилетней) школы?
· закончить только среднюю школу (11 кл.);
· поступить в профессионально-техническое училище;
· поступить в колледж или техникум;
· окончить среднюю школу и поступить в высшее учебное заведение;
· не знаю
2. Насколько Вы согласны со следующими высказываниями о математике?
а) изучение математики дается мне легко
1. полностью согласен
2. скорее согласен
3. скорее не согласен
4. совсем не согласен
б) я обычно хорошо учусь по математике
1 2 3 4 5
в) мне бы хотелось иметь больше уроков математики в школе
1 2 3 4 5
г) изучение математики доставляет мне удовольствие
1 2 3 4 5
д) как я не стараюсь, математика дается мне сложнее, чем многим моим одноклассникам
1 2 3 4 5
е) в математике я не силен (сильна)
1 2 3 4 5
3. Насколько Вы согласны со следующими высказываниями о биологии?
а) изучение биологии дается мне легко
1 2 3 4 5
б) я обычно хорошо учусь по биологии
1 2 3 4 5
в) мне бы хотелось иметь больше уроков биологии в школе
1 2 3 4 5
г) изучение биологии доставляет мне удовольствие
1 2 3 4 5
д) как я не стараюсь, биология дается мне сложнее, чем многим моим одноклассникам
1 2 3 4 5
е) в биологии я не силен (сильна)
1 2 3 4 5
4. Насколько Вы согласны со следующими высказываниями о физике?
а) изучение физики дается мне легко
1 2 3 4 5
б) я обычно хорошо учусь по физике
1 2 3 4 5
в) мне бы хотелось иметь больше уроков физики в школе
1 2 3 4 5
г) изучение физики доставляет мне удовольствие
1 2 3 4 5
д) как я не стараюсь, физика дается мне сложнее, чем многим моим одноклассникам
1 2 3 4 5
е) в физике я не силен (сильна)
1 2 3 4 5
5. Насколько Вы согласны со следующими высказываниями о химии, географии?[8]
6. Насколько вы согласны со следующими высказываниями о математике (биологии, физике, химии, географии)?[9]
а) я думаю, что изучение математики пригодится мне в повседневной жизни
1 2 3 4 5
б) математика необходима мне для изучения других школьных предметов
1 2 3 4 5
в) мне надо хорошо учить математику, чтобы поступить в высшее учебное заведение
1 2 3 4 5
г) я предпочел (предпочла) бы работу, которая предполагает использование математики
1 2 3 4 5
7. Как часто на уроках математики Вы делаете следующее?
а) слушаете, как учитель весь урок объясняет новую тему
1. каждый или почти каждый урок
2. почти на половине уроков
3. на некоторых уроках
4. никогда
б) связываете изученное с повседневной жизнью
1 2 3 4
в) поясняете ответы
1 2 3 4
г) проверяете выполнение домашнего задания
1 2 3 4
д) выполняете самостоятельные и контрольные работы
1 2 3 4
8. Как часто на уроках физики (химии, биологии, географии) Вы делаете следующее?
а) наблюдаете, как учитель проводит эксперимент
1 2 3 4
6) самостоятельно проводите эксперимент
1 2 3 4
в) связываете изученное с повседневной жизнью
1 2 3 4
г) слушаете, как учитель весь урок объясняет новую тему
1 2 3 4
д) проверяете выполнение домашнего задания
1 2 3 4
е) выполняете самостоятельные и контрольные работы
1 2 3 4
9. Сколько времени в обычный учебный день у Вас занимает следующее?
а) выполнение домашнего задания
1. нисколько
2. менее одного часа
3. 1-2 часа
4. более 2 часов
б) общение и игры с друзьями вне школы
1 2 3 4
в) занятия спортом
1 2 3 4
г) работа по дому
1 2 3 4
д) чтение книг для собственного удовольствия
1 2 3 4
е) просмотр телевизионных передач или видеофильмов
1 2 3 4
ж) компьютерные игры
1 2 3 4
з) работа в Интернете
1 2 3 4
10. Как часто в течении этого учебного года Вы посещали дополнительные занятия или репетитора?
Дайте ответ по каждому предмету
(Дополнительные занятия для всего класса и другие занятия в школе по расписанию не учитывать).
а) математика (физика, биология, химия, география)
1. почти ежедневно
2. иногда
3. 1-2 раза в неделю
4. никогда
11. Сколько времени обычно Вы тратите на выполнение домашнего задания?
Дайте ответ по каждому предмету
а) по математике (физике, химии, биологии, географии)
1. менее 15 минут
2. 40 - 60 минут
3. 15-40 минут
4. более 90 минут
12. Как часто Вы используете компьютер для изучения школьных предметов?
а) математика (физика, биология, химия, география)
1. ежедневно
2. менее одного раза в неделю
3. 1-2 раза в месяц
4. несколько раз в году
5. никогда
Приложение 6
Модель коррекционной деятельности по результатам мониторинга
(учитель - администрация)
управленческие решения учителя |
управленческие решения администрации |
диагностика знаний с проведением последовательной коррекции познавательной деятельности | анализ и обобщение информации по результатам мониторинга |
обучение учащихся рациональной организации труда | оценка эффективности педагогического сопровождения учащихся педагогами учебного заведения |
ликвидация пробелов в знаниях за счет проведения необходимых консультаций по той или иной теме | организация обратной связи с учащимися, учителями, родителями |
формирование мотивации к обучению, уверенности в своих силах | проведение семинаров-практикумов, методических объединений, собеседований с учителями |
формирование микрогрупп коррекционного уровня для проведения дополнительных занятий | |
использование дидактических материалов, которые дают возможность учащимся выбирать наиболее важную для них информацию | |
стимулирование учащихся для поиска своего стиля познавательной деятельности | стимулирование инновационной и поисковой деятельности педагогических работников |
анализ и оценивание деятельности учащегося в процессе усвоения учебного материала |
Лист самоконтроля и коррекции учебных достижений учащихся
Дата ____________________________
Тема_____________________________
что должен знать (контроль на входе) |
что знаю (контроль на выходе) |
оценка |
трудности, с которыми столкнулся |
рекомендации учителя |
|
собственная |
учителя |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта самоконтроля достижений
Предмет: иностранный язык
период контроля: первый семестр
дата |
вид контроля |
результат (баллы) |
рефлексия (почему такой результат) |
коррекция |
10.11 | тестирование | 7 | результат нормальный, забыл спряжение глаголов III группы | повторить…. |
15.11. | самостоятельная работа | 8 | проблема с выполнением лексико-грамматических заданий | получить консультацию |
12.12. | контрольное аудирование | 7 | вызвали затруднение тестовые задания на полное понимание содержания текста | прослушивание текстов, самостоятельное выполнение тестовых заданий |
[1] Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления.- Харьков, 2004.
[2] Лукина Т.А., Патрикеева Е.А. Мониторинг качества образования: Теория и практика. - Киев «Плеяды», 2005г.
[3] При разработке факторно-критериальных моделей использовались отдельные материалы из сборника текстов лекций Ельниковой Г.В. Основы адаптивного управления.- Харьков, 2004.
[4] Внешние замеры проводятся руководителем методического объединения (кафедры), администрацией учебного заведения по направлениям деятельности учителя. При необходимости внешние замеры могут проводиться при участии представителей органов школьного самоуправления, методистов городских (районных) методических кабинетов (центров).
Внутренние замеры проводятся самостоятельно учителем.
[5] Данный критерий применяется при наличии закрепленной за ОУЗ территории обслуживания.
[6] Данные анкеты полностью опубликованы в газете „Управление образованием” (приложение „Мониторинг в образовании”) № 106, 10.05.2005 г.
[7] Анкеты разработаны Центром мониторинговых исследований Министерства образования и науки Украины
[8] Вопросы составляются по аналогии с вопросами №№ 2,3,4
[9] Отдельно по каждому предмету составляются аналогичные вопросы
Рекомендации по проведению образовательного мониторинга как составной части управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Их целью является оказание практической помощи руководителям общеобразовательных учебных заведений
Моя будущая профессия
Нации и межнациональные отношения
Западноевропейская модель социальной работы (Германия)
Понятие глобальных проблем
Социально-культурная деятельность
Социология досуга
Теория развития общества, государства, государственной власти и важнейшие общественно значимые понятия
Соціологія як наука про суспільство
Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"
Социальная работа с пожилыми людьми
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.