СОДЕРЖАНИЕ
1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ
РАСХОДЫ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
Под налогом понимается обязательный,
индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов, хотя и те, и
другие имеют сходную налоговую основу. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в их интересах государственными органами, органами местного
самоуправления или должностными лицами некоторых юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Из указанных определений следует, что
свойствами налогов является обязательность и безвозмездность, в то время как
сборы обладают свойствами обязательности и возмездности, означающей оказание
государственными органами или должностными лицами в интересах плательщиков
сбора определенных услуг, к которым, например, относятся: регистрация
предприятия, выдача лицензии на занятие определенным видом деятельности и т.п
[1, c. 254].
В самом общем виде налоги подразделяются на
прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно
на доход или имущество налогоплательщика и оплачиваются им самим. К этой группе
относится большинство взимаемых налогов - налог на прибыль организаций, налог
на доходы физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц,
земельный налог и т.п. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену
товара и оплачиваются потребителем. В этом случае официальный плательщик налога
(субъект налога) не совпадает с его реальным плательщиком (носителем налога).
Субъектом налога в данном случае является продавец товара (как правило, его
производитель), а носителем налога - конечный потребитель этого товара. Поэтому
косвенные налоги иногда называют налогами на потребление. Примером косвенных
налогов могут служить налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы,
таможенные пошлины.
Следует отметить, что в налоговом
законодательстве Республики Беларусь с 01.01.2010 г. произошли некоторые
изменения. Так, были отменены некоторые налоги и сборы, в частности, сбор в
фонд поддержки сельхозпроизводителей, местный сбор за парковку и др.
Компенсировать снижение доходов бюджета призвано увеличение НДС с 18% до 20%.
Эти изменения призваны упростить налоговую систему Республики Беларусь и
сделать ее более прозрачной.
К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы
от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное
владение и пользование государственным или муниципальным имуществом, проценты
по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, средства,
получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности под залог, проценты за кредиты, предоставленные
бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам,
прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и
обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Республике Беларусь, ее
субъектам или муниципальным образованиям, часть прибыли государственных
унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов;
•
доходы от продажи имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности;
•
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями;
•
средства, получаемые в виде штрафов,
конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Республике
Беларусь, ее субъектам и муниципальным образованиям;
•
доходы в виде финансовой помощи, полученной от
бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные
перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и
правительств иностранных государств.
Расходы бюджетов делятся на текущие и
капитальные. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов
государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки
бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т. п. Капитальные расходы
обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают
инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты
на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального
ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в
государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может
формироваться бюджет развития.
Под
дискреционной фискальной политикой понимаются
сознательные, целенаправленные действия правительства по изменению
государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях
активизации экономического роста, снижения безработицы и инфляции. При
дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в
период спада правительство сознательно идет на создание дефицита госбюджета,
увеличивая государственные расходы и/или снижая налоги. Соответственно, в
период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек [4, c. 244].
Проведение указанной политики может оказаться
эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику
национального производства. При оценке влияния изменения налогов и
государственных расходов на величину ВВП правительство должно учитывать:
1)
действие 3-х мультипликаторов: налогового,
государственных расходов и сбалансированного бюджета;
2)
действие кривой Лаффера.
Мультипликатор государственных расходов
показывает, на сколько возрастет объем ВНП при увеличении государственных
расходов на 1 дополнительный руб. и определяется по формуле:
(1)
где AY - прирост объема ВНП,
АG -
прирост государственных расходов;
MPC - предельная склонность к потреблению.
Мультипликативное воздействие на равновесный
уровень дохода оказывает и изменение суммы налогов
Т. Так, если
налоговые отчисления снижаются на величину AT, то располагаемый доход
Yd = Y -
Т возрастает на величину AT (рис.1). Потребительские расходы, соответственно, увеличиваются на
величину ATхМРС
, что сдвигает
вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства
от
Y1 ДО Y2. Рост совокупного дохода, в свою очередь,
повышает и располагаемый доход, а значит и потребительские расходы (на величину
ATx
МРС ), что снова
вызывает рост ВНП. Его общий прирост может быть определен по следующей формуле:
(2)
Итак, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет
ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВНП
при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль. Знак «-» в этой формуле
выражает обратно-пропорциональную зависимость между динамикой сумм взимаемых
налогов и динамикой объемов национального производства.
Рис.1 – Налоговый мультипликатор
Если для увеличения государственных расходов правительству требуется
увеличить и величину налоговых поступлений в государственный бюджет, т. е.
когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в
одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе уменьшаются), то возникает
эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.
Действие этого мультипликатора состоит в
следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на
одну и ту же величину (AG = AT), равновесный объем
производства возрастает на ту же самую величину (т.е. AY = AG = AT).
Мультипликативный эффект от роста налогов
слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика
относится поэтому к мерам косвенного воздействия на величину ВНП, в то время
как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное
различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики: для
преодоления циклического спада в экономике увеличиваются госрасходы (что дает
сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема
увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
В условиях открытой экономики (с учетом
внешнеэкономической деятельности) изменение объема ВНП в результате действия
мультипликатора сбалансированного бюджета может происходить на величину
меньшую, чем первоначальное изменение величины государственных расходов.
Кривая Лаффера показывает зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. Налоговые ставки
бывают предельные и средние.
Предельная налоговая ставка показывает долю
налоговых поступлений в каждом дополнительном рубле совокупного дохода:
(3)
где t - предельная ставка налогообложения;
AT -
прирост суммы вносимого налога;
AY -
прирост дохода.
Средняя налоговая ставка показывает долю
налоговых поступлений в общей сумме совокупного дохода:
(4)
где Т - сумма налоговых поступлений,
Y - величина совокупного дохода.
Различают процентные и твердые налоговые
ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе
(уровню дохода, стоимости имущества и т. п.). Твердые (специфические) ставки
устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу
измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, доллары,
экю) и натуральные (лошадиная сила, тонна, литр и т.п.) единицы обложения.
Налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения, под которым
понимается то, что облагается налогом. Например, объектом налога могут являться
имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и т.п.
Рис. 2 –
Кривая Лаффера
Из кривой Лаффера следует, что при увеличении налоговой ставки до 50%,
сумма налоговых поступлений в бюджет увеличивается, а при дальнейшем
росте ставок - уменьшается. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к
предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода
предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Те же
предприниматели, которые продолжают работать, предпочитают укрывать свои
доходы, «уходить в тень».
Дискреционная политика правительства связана со
значительными внутренними временными лагами (задержками по времени), так как
изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения
предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
Автоматическая фискальная политика означает автоматическое изменение величин
государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета
в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные
дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных
стабилизаторов экономики [5, c. 174].
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор
— это экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не
прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве
таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают
прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов.
Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему
продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти
механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства
парламента.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Решение:
А) Y=C+I+G
Y= 100 +0.8(Y-400) +200+500
Y=2400
B) Сбалансированность государственного бюджета обеспечивается при
равенстве налогов и государственных закупок, значит новое условие:
C=100+0.8(Y-T) I=200 T=G=500
тогда Y=C+I+G
Y=100+0.8(Y-500)+200+500
Y=2000
Значит национальный доход уменьшится на (2400-2000=400 ) 400 млрд. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Агапова Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод.
пособие . - М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
2.
Агапова Т.А. Макроэкономика. - Москва: Дело и сервис, 2004. - 447
с.
3.
Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических
специальностей. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
4.
Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007.
– 415 с.
5.
Войтов А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс.
- М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
6.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002. – 473 с.
7.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по
специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.
8.
Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические
циклы, инфляция, безработица. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.
9.
Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных
заведений. – Минск, 2003. - 576 с.
10.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,
микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред.
д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М., 2001.
11.
Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.:
Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Туран, 1996. - 400 с.
12.
Мэнкью Н.Грегори. Принципы экономикс: Пер. с англ. - СПб. и др.:
Питер: Питер принт, 2003. - 623 с.
13.
Самуэльсон П., Нордхаус, У. Экономика. 15-е изд. М., 1997. – 595 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОК