База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем — Литература и русский язык

 

Я дал себе слово всегда говорить правду…

М.Зощенко

Я пишу только за то, что глаза мои

Мои собственноручно видели

И.Бабель.

 

Цели урока:    -     Дать понятие “возвращенной литературы”;

-                      обсудить полученные по теме знания;

-                      проверить уровень осмысления материала;

-                      развивать монологическую речь;

-                      развивать коммутативные способности;

-                      формировать гражданскую позицию.

Тип урока:  урок-семинар

Форма работы:  групповая

Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов

2. тексты произведений

3. листы для групповой работы.

4. фломастеры.

Ход урока.

     Вступительное слово учителя.

 Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А.Толстого “Петр I”; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.

“ Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем”

Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием “возвращенная литература”, попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.

 

I. Этап урока.

 Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях?

      Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд “возвращенной литературы”.

Учитель:  А. Солженицын.

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,

Когда со слов спадет горячность туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью

Многоголовно гибель стерегла:

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

 

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная … небес.

 

Чума на вас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? –

Один в петлю, другой – из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература ранее внесенная в, “черные списки”, произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.

А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин.

II этап.  Выступление историков.

III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало “культ личности” Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.

 10 мин



IV. Учитель.

Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда потерять спокойствие и уверенность  в завтрашнем дне.

   Несмотря на глобальную  ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.

Как сказал О. Мендельштам:

“ Я не смолчу, не заглушу боли,

Но начерчу то, что чертить волен.”

Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились?

-                      Ученики – художники  защищают все свое видение пути

-                      Ученики – филологи – свои  -20  I ур.

V.   Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.

  Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?

-                      Путь героя Твардовского III гр.

-                      Путь Ив.Денисовича III гр.

-                      Путь Жигулина   II гр.

-                      Путь Замятина   I гр.

-                      Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин.

VI. Заполнить карту процесса (3)

Задания:  Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.

Изобразить это развитие графически.

Ключевые слова:   Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын.

     Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память,  испытание на прочность.


5 мин.

VII    Какие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.


VIII Письмо.  Признание в любви.

Письмо – благодарность.

IX Оценки.

X  Дом.задание.  Подготовка к контрольной работе.

Я дал себе слово всегда говорить правду… М.Зощенко Я пишу только за то, что глаза мои Мои собственноручно видели И.Бабель. Цели урока:    -     Дать понятие “возвращенной литературы”; - обсудить полученные по теме

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru