курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология»
Что такое детская шалость для многих «вроде бы понятно» — это когда детки не слушают взрослых. Правда, психологи отмечают, что сама шалость как и игра — это естественное состояние ребенка. В шалости ребенок пробует свои возможности творческого выполнения некоторых доступных его пониманию норм поведения. В шалости ребенок утверждает свое собственное «Я», он как бы заявляет всему миру: «Смотрите, я не только могу делать что-то «как положено», я могу быть не только послушным, исполнительным роботом, но могу поступать и немного по-другому, по-своему». Шалящий ребенок как бы обыгрывает ту норму правильного поведения, которую он в данный момент осваивает, ведь известно, что лишь только «наигравшись» с каким-то объектом (вещью, словом, правилом и т.п.) можно по-настоящему его понять и освоить.
Шалость также формирует у ребенка такую важную способность как способность к риску, когда ребенок по-своему «исследует» реакции окружающих на отклонения от правильного поведения. Конечно, шалость имеет и негативную сторону, когда родители начинают баловать свое «чадо» и способствуют у него развитию таких качеств как агрессивность, эгоизм, капризность и т.п.
Но как известно, шалят и взрослые. Возникают вопросы: «В чем сущность и смысл взрослой шалости?», «Почему они шалят?», и «Как к этому относиться?». Сама взрослая шалость бывает двух основных типов: 1) шалость, похожая на шалости детей и в этом случае можно сказать, что такие взрослые просто не наигрались в детстве; 2) собственно взрослая «шалость» (например, пьянство, загулы, сплетни и т.п.), причиной которых часто являются скука жизни, слабый характер, а главное — стремление к самоутверждению. Наиболее отчетливо проявляется стремление взрослых «пошалить» тогда, когда после длительного перерыва вновь собираются бывшие одноклассники, сокурсники или сослуживцы (например, так называемые «дембеля-дембели») и начинается либо воспоминание о былых «подвигах», либо попытки снова сделать что-нибудь «этакое», часто заканчивающееся, правда, банальной попойкой… Но иногда встреча старых друзей (а часто — старых детей) помогает им лучше что-то понять и в их взрослой жизни.
Как и в случае с детьми, у взрослых шалость часто является средством для «обыгрывания» тех или иных норм, но уже взрослого поведения и всей жизни, что и позволяет человеку лучше понять эти нормы и приспособить их именно к своим психологическим особенностям. Правда, такие взрослые шалости обычно имеют другие названия, типа «распущенность», «невоспитанность», «несолидность», «неадекватность», «странность» и т.п. Хотя сама сущность шалостей детей и взрослых в целом одна и та же, только проявляется все это с учетом возрастной специфики тех и других. И определяется эта сущность стремлением лучше освоить какое-то правило поведения, почувствовать себя необычно в какой-то новой социальной роли. Даже тогда, когда шаловство совершается вроде бы для развлечения или от скуки, человек ищет для себя возможность в данной ситуации хоть в чем-то убедить себя и окружающих, что и этот момент (или ситуация) жизни прожита не напрасно и в ней есть хоть что-то заслуживающее внимания.
Взрослые шалости проявляются в самых разных ситуациях: на работе, на отдыхе, в компаниях друзей-приятелей, шалости между ищущими приключений мужчинами и женщинами (видимо не догулявшими в молодости, что свидетельствует иногда даже о молодых еще душах этих людей), а также — шалости в общении с детьми и родственниками. Именно последнему варианту проявления взрослых шалостей мы и посвятим дальнейший разговор на эту несколько необычную тему.
В отношениях родителей со своими маленькими детьми взрослое шаловство проявляется примерно в следующих типичных ситуациях:
Ребенок шалит, а родитель вместо того, чтобы сделать ему замечание, сам начинает все-время «подыгрывать» ребенку. В каком-то смысле, это довольно неплохой и даже творческий воспитательный ход, позволяющий даже негативное поведение превратить в игру и не акцентировать на этом внимание. Но если такие ситуации повторяются постоянно и для самого ребенка игрой становится сам факт повторения этих ситуаций, то есть риск, что ребенок усвоит какую-то норму поведения очень однобоко. Например, ребенок «поймет» для себя, что если он корчит за столом рожицы, а папенька ему в ответ делает более страшные гримасы, то в целом, делать гримасы за столом — это очень хорошо.
Молодая мама, не наигравшаяся в детстве в куклы, заводит себе ребенка как большую, «настоящую» куклу. Соответственно, в обращении с таким ребенком-куклой мама не столько воспитывает свое дитя, сколько играет в ним в «дочки-матери» (есть у девочек такая любимая игра). Здесь, в отличие от настоящего воспитания, игра предполагает гораздо меньшую степень ответственности игрока. Например, если маленький ребенок много плачет и не дает маме спать, то он может просто «надоесть», а дальше уже не трудно представить себе, как такая «уставшая» от воспитания мамочка будет постоянно «отыгрываться» на своем ребенке, иногда даже бессознательно пытаясь ему «отомстить» за свою «испорченную молодость»… Не случайно, в традициях современного русского (и не только русского) домашнего воспитания таких молодых, не наигравшихся в детстве мамочек обычно подстраховывают бабушки и другие, более взрослые и опытные члены семьи.
Женщина (молодая или в возрасте) заводит себе мужа скорее как «куклу-игрушку», который нуждается в уходе, заботе, а заодно и покровительстве. Заметим, что нередко ущемленный муж, чувствующий, что к нему относятся как к ребенку, разрывает с такой «женой-матерью», или с «женой — ненаигравшейся девочкой». Иногда такая ситуация приводит к тому, что женщина отказывается от ребенка, т.к. муж для нее — и есть ребенок. Но ведь и каких-то мужей такое положение вполне устраивает…
Молодой папочка купил своему ребенку красивую машинку (или какую-то другую хорошую игрушку). Но сам папочка в детстве не наигрался в подобные машинки. Естественно, он начинает показывать своему ребенку «как надо правильно играть» и часто, увлекшись этим делом, быстро ломает игрушку. Понятно, каково состояние воспитываемого в таких ситуациях малыша. Но ведь и папашу понять можно…
В общении с родственниками и своими собственными родителями (уже бабушками и дедушками) молодые родителя обычно позволяют себе следующие шалости:
Молодой родитель в отношении бабушки (дедушки) занимает позицию инфантильного ребенка. Часто такой позиции потворствуют сами старики, ведь для них-то молодой родитель — «еще ребенок»… Такой, уже взрослый ребенок получает известный выигрыш: например, бабушка меньше доверяет ему воспитание детей (своих внуков), хлопоты по хозяйству и т.п., а молодой родитель в роли «неопытного еще ребенка» получает больше свободного времени и меньше ответственности. Расплатой за такой «выигрыш» является часто признание своей меньшей компетентности в семейных делах, а также согласие с отношением к себе как к потенциальному «шалуну» и «проказнику», готового «что-то сделать не так…».
Другая распространенная позиция молодого папаши заключается в том, что он сам занимает по отношению к свои старым родителям покровительственную позицию. Это обычно происходит тогда, когда молодой родитель преуспевает в делах карьеры, много зарабатывает и фактически обеспечивает старикам «счастливую старость», или же когда он имеет дело с бабушками и дедушками, уже вошедшими, к сожалению, в стадию старческого маразма (или, к еще большему сожалению, смирившиеся с тем, что их воспринимают как «маразматиков»). «Шаловливая игра» в этом случае состоит в том, что молодой родитель относится к своим старым родителям как к игрушкам, помогая и ухаживая за которыми он самоутверждается в чувстве собственной значимости. Нередко можно наблюдать, как стариков в этих ситуациях унижают, в чем-то даже стыдят, ведут себя в их присутствии вызывающе нагло и даже ругаются. Все это смахивает уже на шалости подросткового возраста, когда самоутверждение становится просто болезненным пунктом для еще незрелой личности. Здесь молодой самоутверждающийся родитель как бы «застревает» в своем развитии на уровне подросткового возраста. Жаль, что такой уже взрослый человек не находит для себя других, боле благородных и творческих способов утверждения чувства собственного достоинства.
Естественно, подобная «опека» стариков, в чем-то близкая даже к «ухаживанию» за куклами в детском возрасте, часто исключает искреннюю привязанность, благодарность и любовь. Чувствуя все это, «облагодетельствованные» старики обычно смиряются со своим положением и даже начинают убеждать себя в том, что им «очень повезло»…
И наконец, последний вопрос, поставленный еще в начале статьи: «Что же делать в таких и подробных ситуациях?». К сожалению (а для творческого, привыкшего думать своей головой человека — к счастью), готовых ответов здесь быть не может. Необходимо каждый раз оценить особенности конкретной ситуации и свою роль в этой ситуации. Но в любых случаях важно хотя бы понимать причины взрослой шалости и не всегда осуждать взрослого человека за то, что он (по разным причинам) не наигрался в детстве или не смог самоутвердиться в иных делах и ситуациях. Правда, надо помнить еще и об интересах ребенка и взрослых родителей, за счет которых нередко и происходит такое самоутверждение.
Некоторые психологи даже считают, что не следует торопить, ускорять развитие ребенка, пока он не исчерпал возможности своего возраста, в том числе и возможности различных шалостей и игр. Это даже позволяет несколько по-иному взглянуть на проблему так называемых «вундеркиндов», опережающих по некоторым показателям развития своих сверстников. Но это уже тема другого разговора.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/
Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология» Что такое детская шалость для многих «вроде бы понятно» — это когда детки не слушают взрослых. Правда, психологи отмечают, что сама шалость как и игра — это естественно
Карьера для «неудачников»
Стили руководства и схемы действий руководителя
Педагогическое сознание: структура и содержание
К проблеме самостоятельной работы студента в учебном процессе
Анализ педагогического опыта формирования этнической толерантности лингвиста-переводчика
О цели эстетического воспитания…
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Как сформировать отношения с подчиненными
Влияние лидера на психологический климат предприятия
Принцип Питера и формы продвижения по службе
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.