Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

ќ последних новеллах ». ј. √ончарова (проблема религиозного смысла) — Ћитература и русский €зык

ћельник ¬. ».

ѕроизведени€ позднего периода творчества ». ј. √ончарова, написанные незадолго до смерти писател€ в сент€бре 1891 года, новеллы-очерки Ђћай мес€ц в ѕетербургеї, Ђѕревратность судьбыї и Ђ”хаї, €вл€ютс€ практически не изученными в современном литературоведении. ќни почти не упоминаютс€ исследовател€ми, пишущими о творчестве √ончарова. » это не случайно. ќни совершенно разрушают привычное представление о √ончарове как писателе.

ќсмыслить их в контексте творчества романиста представл€етс€ слишком трудным. ƒело в том, что в них настойчиво и непривычно открыто дл€ √ончарова звучит религиозна€ тема. ∆анровые особенности произведени€ формируютс€ и организовываютс€, по сути, вокруг религиозной притчи. Ќезначительный же объЄм этих произведений, их смыслова€ нерасшифрованность и тот факт, что написаны они в последние дни жизни писател€, как бы позвол€ли долгое врем€ фактически игнорировать их при попытках глобальных трактовок гончаровского творчества. ”казанные произведени€ просто замолчаны в нашем литературоведении. Ќе случайно, что наиболее открыта€ и €сна€ в религиозном плане новелла Ђѕревратность судьбыї не была помещена ни в восьмитомном собрании сочинений √ончарова 1952Ц1955 гг., ни в восьмитомнике, вышедшем в 1978Ц1980 гг., хот€ эта новелла ранее уже входила в собрани€ сочинений писател€.

¬ самом деле, дл€ √ончарова все эти произведени€ были важны Ц и он настаивал в своЄм завещании на включении их в посмертное собрание сочинений.[i] Ќа наш взгл€д, рассмотрение поэтики Ђ”хиї и других этого же р€да произведений представл€етс€ адекватным лишь с точки зрени€ религиозных взгл€дов писател€ и их отражени€ в контексте всего его творчества, природа которого, несмотр€ на достаточно активные усили€ русских и зарубежных учЄных в последнее врем€, во многом остаЄтс€ загадочной. ¬едь √ончаров-писатель был укоренЄн не только в культурно-литературных, но и в духовных традици€х, а именно эта сторона его творчества, как правило, ускользает от внимани€ гончарововедов.

Ђћай мес€ц в ѕетербургеї, Ђѕревратность судьбыї и Ђ”хаї не были опубликованы при жизни писател€. ¬се три произведени€ имеют подзаголовок Ђочеркї, при этом трудно судить, был ли он дан самим √ончаровым уже при их написании, или же издатели таким образом объединили их под единой жанровой Ђшапкойї уже после смерти автора. ¬опрос о жанре исследуемых произведений €вл€етс€ очень важным дл€ вы€влени€ их глубинного смысла.

ѕрин€то считать, что √ончаров усвоил многие черты поэтики Ђфизиологического очеркаї ещЄ при вступлении на литературное поприще. ќднако св€зь с физиологией 1840-х годов в упом€нутых произведени€х всЄ-таки условна. Ѕолее того, как покажет дальнейший анализ, Ђѕревратность судьбыї по-своему противостоит поэтике Ђнатуральной школыї.

”же название новеллы Ђѕревратность судьбыї говорит о том, что еЄ темой €вл€етс€ непосто€нство земной доли человека. —удьба то возносит человека в самый верх общества, то опускает его в самые низы. —начала √ончаров изображает главного геро€ новеллы, штабс-ротмистра Ћеонти€ ’абарова, в обсто€тельствах р€довых, ничем не примечательных. ѕеред нами обычный молодой человек, жизнь которого, кажетс€, настолько устойчива, стабильна, что не может подвергнутьс€ каким-то необычным переменам. ј между тем ему предстоит пройти путь библейского »ова, а потому √ончаров надел€ет его такими отличительными чертами, как честность и глубока€ христианска€ вера.

ќднако сначала эта вера Ђдремлетї в человеке, существует как данность и не требует от него никаких жертв.  арьерный рост молодого офицера €сно объ€сним его качествами: честностью, старанием, Ђисправностьюї. —удьба благоволит герою: постепенно он упрочивает своЄ материальное положение.

ќднако √ончаров показывает, как Ѕог начинает приближать человека к себе: судьба геро€ приходит в движение.  азалось бы, земной жребий выносит молодого офицера на самый верх: ¬еликий кн€зь  онстантин ѕавлович приказал перевести ’абарова в ¬аршаву, в его гвардию. ќднако ¬еликий кн€зь оказываетс€ лишь орудием Ѕожьего ѕромысла о судьбе человека. ќн желает герою одного, а по Ѕожьему попущению получаетс€ совсем иное. Ђ«емные цариї действуют иногда слепо: повышение статуса оказываетс€ губительным дл€ материального положени€ ’абарова, поскольку услови€ жизни в ¬аршаве требовали гораздо больше издержек. ¬ итоге герою пришлось уволитьс€ с военной службы, так как у него не было уже средств к существованию.

ѕри отставке он получает указ об отставке и подписанное самим ¬еликим кн€зем особое Ђпохвальноеї свидетельство, подтверждающее, что Ћеонтий Ђсвоею службою и поведением заслуживает полное одобрение и может исполн€ть все возлагаемые на него дела и поручени€ї (VII, 482).[ii]

¬тора€ часть новеллы изображает духовно необходимые скорби геро€, испытани€, св€занные с его попытками добыть себе хоть какую-нибудь статскую должность в ѕетербурге. √ерой ещЄ не знает, что выпавшие на его долю скорби есть часть Ђлюбви Ѕожиейї, и чуть не доходит до отча€ни€. ¬ страдани€х, однако, просыпаетс€ и заложенное в нЄм зерно веры, невостребованное в обычной размеренной офицерской жизни.[iii]

’абаров приезжает в —анкт-ѕетербург и в трЄх различных ведомствах просит место городничего, смотрител€ казЄнного заведени€, наконец, хот€ бы почтмейстера; но свободного места нигде не находит. ¬езде, вид€ отличные рекомендательные документы и соответствующий мундир, ’абарова принимают Ђочень любезної, однако прос€т подождать и прийти попозже.

√ерой, по мере утраты денег, мундира, опускаетс€ всЄ ниже и ниже, подвергаетс€ посто€нным унижени€м и непониманию со стороны тех, с кем сталкивает его судьба. ѕричЄм страдает он именно из-за своей честности и добросовестности.

“аким образом, герой проходит полный круг движени€ сначала вверх, а затем вниз по социальной лестнице. ≈му не на что более наде€тьс€. »менно в момент, когда все земные возможности исчерпаны, наступает врем€ иной помощи. –ечь идет о силах Ќебесных, собственно Ц о чуде Ѕожественной помощи. —южет, казалось бы, совершенно немыслимый дл€ √ончарова.

ѕосле всех своих злоключений, отча€вшись найти помощь, герой идЄт в  азанский собор и молитс€ Ѕожией матери о помощи.  азанский собор, кстати сказать, по€вл€етс€ в тексте новеллы не случайно. ¬едь в нЄм помещалась чудотворна€ икона  азанской Ѕожией ћатери, видимо, особенно почитаема€ в семье √ончаровых. ќчевидно, не случайно икона  азанской Ѕожией ћатери уже упоминалась √ончаровым в романе Ђќбыкновенна€ истори€ї Ц и тоже в св€зи с неотложными прошени€ми к Ќей. ¬ Ђќбыкновенной историиї  азанской Ѕожией ћатери молитс€ мать јлександра јдуева, прос€ защиты и помощи дл€ сына: Ђ ак встала, сейчас затеплила лампадку перед  азанской Ѕожией ћатерью: авось, ќна, милосердна€ заступница наша, сохранит его от вс€ких бед и напастейї (I, 230).[iv]

ѕоэтика описани€ чудесного у √ончарова весьма любопытна. „удесное совершаетс€ не сразу, почти естественным образом. ќднако писатель подчЄркивает это чудесное тем, что человек действует не сам, а под наитием каких-то иных сил. Ќе он совершает нечто, но над ним совершаетс€. ¬нешне всЄ это, конечно, в привычном дл€ √ончарова Ђбытописательномї стиле: после молитвы к Ѕожией ћатери герой Ђвышел и машинально (курсив здесь и далее в цитатах наш. Ц ¬. ћ.) стал смотреть, как на ≈катерининском канале воротом тащили большой камень на пьедестал какого-то монументаї (VII, 486).

Ёта машинальность Ц не только результат того, что герой ещЄ не вернулс€ от молитвы к реальности (хот€ и это тоже есть), она уже Ц начало действи€ совершаемого над ним чуда. Ёто подчЄркнуто другим словечком: вдруг. ¬друг Ц то есть против ожидани€, не известно, по какой видимой причине. » это Ђвдругї совершаетс€ над героем: Ђѕриказчик в синей сибирке вдруг пригласил его зан€ть пустое место и вместе с другими т€нуть канатї (VII, 486).

Ђ¬другї Ц это уже обещание чуда. „удо, конечно, и то, что одно место оказалось у приказчика пустое. Ёто Ѕожий ѕромысл действует в герое и €вно переводит его в какую-то иную, духовную плоскость быти€. „ерез испытани€ герой изымаетс€ из привычной Ђсреды обитани€ї и начинает своЄ восхождение к Ѕогу. √ерой должен пройти путь очищени€, духовного труда и смирени€.

ƒальнейшее описание показывает, что просьба геро€ к Ѕожией ћатери выполн€етс€, однако, не сразу вслед за молитвой. √ерою как бы ещЄ нужно Ђпотрудитьс€ї. “руд этот Ц физически т€желый, совсем не дл€ офицера Ц есть форма смирени€ геро€, который не случайно говорит: Ђ¬идно, в самом деле € обносилс€! ... и мой вицмундир не спасает мен€ от обид!ї (VII, 486). ’абаров, однако, смир€ет себ€ Ц и вт€гиваетс€ в совместную работу с чернорабочими, некоторые из которых просто пь€ницы. «десь движение Ђсудьбыї геро€ вниз почти достигает своего апоге€.[v]

ѕо мере приближени€ к чудесному преображению жизни нарастает и отча€ние геро€: он уже начинает задумыватьс€ о самоубийстве. ќднако вера в Ѕога не позвол€ет ему окончательно отча€тьс€: Ђ≈го грызла неотступна€ мысль, что ему теперь осталось делать? ”мереть, наложить на себ€ руку... Ѕоже сохрани! ќн отгон€л от себ€ эту мысль, он был христианин, он веровал, молилс€...ї (VII, 487). “аким образом, всЄ €снее про€вл€етс€ смыслова€ доминанта создаваемого √ончаровым образа: герой Ц христианин. » его испытани€ и искушени€ есть проверка его как христианина. ’абаров подвергаетс€ сильнейшим искушени€м и, при всех трудност€х, выдерживает их.

Ћишь после полного смирени€ геро€ происходит, наконец, чудо. Ѕожи€ ћатерь утешает всеми оставленного отставного офицера в его скорби. ≈го судьба неожиданно (оп€ть Ђвдругї) мен€етс€. ƒвижение Ђсудьбыї идЄт резко вверх Ц герой снова возвращаетс€ на уровень царской семьи.

√ончаров подчЄркивает, что ’абаров не действует самосто€тельно, а €вл€етс€ только объектом приложени€ каких-то иных сил, т. е. снова подчЄркивает Ђмашинальностьї действий геро€: ЂЕон пошел дальше, погруженный в глубокое раздумье о своей горькой участи. ƒолго ли, коротко ли он шел, он ничего не помнил. ќчнувшись от задумчивости, он шел дальше, огл€дывалс€ кругом и оп€ть шел. ќн даже времени не считал и не соображал Ц и не по чем и незачем было Ц и все шелї (VII, 486).

 огда, наконец, словно в сказке, он попадает в великолепный сад с дворцом, он по-прежнему пассивен. —удьба сама находит его и буквально Ђберет за шиворотї: Ђ¬друг в его грудь уперлась чь€-то рука, с красным обшлагом, и вместе с тем раздалс€ строгий голос: Ч  то ты? «ачем здесь?  ак сюда зашел? ’абаров подн€л глаза: перед ним сам император јлександр ѕавловичї (VII, 487).[vi]

Ћогика гончаровской новеллы именно христианска€. ¬едь Ѕожи€ ћатерь уготовила герою совсем иное, чем он предполагал: его жизненный путь отныне навсегда окажетс€ св€зан с Ѕогом. ќказываетс€, он совсем не там искал утешени€, €вл€€сь соискателем штатских и военных должностей.  огда ’абаров после чудесной встречи с »мператором приезжает к генералу ƒибичу, тот говорит ему: ЂЦ ¬от что государь велел мне вручить вам. Ц ќн подал ему толстый пакет. Ц ћесто почтмейстера, которое назначено было дл€ вас, уже зан€то, Ц прибавил он. Ц Ќо вы получите, когда выздоровеете совсем, место смотрител€ работ при стро€щемс€ в ћоскве храме —пасител€ в пам€ть изгнани€ французов. ќб этом уже писано в ћосквуї (VII, 489).

“ак пролагаетс€ в новелле духовный путь от  азанского —обора в ѕетербурге, куда герой заходит в полном отча€нии, до ’рама ’риста —пасител€ в ћоскве, где он получает утешение. Ёто сознаЄт и сам герой: ЂЌо перед отъездом он зашел в  азанский собор, долго молилс€ и гор€чо благодарил за божественную помощь в претерпенных испытани€х и внезапную радость превратности судьбыї (VII, 489).

√овор€ о Ђвнезапной радостиї, √ончаров, несомненно, намекает на то, что Ѕожи€ ћатерь помогает человеку так хорошо, как он и не ожидает, Ђне чаетї. Ёта особенность помощи Ѕожией ћатери закреплена в названии иконы: ЂЌеча€нна€ радостьї (именно с названием этой иконы перекликаетс€ название гончаровского произведени€).

√ончаров, суд€ по всему, пересказал действительный случай Ц по его выражению, Ђсо слов ”глицкогої. »з очерка ЂЌа родинеї мы знаем, что прототипом ”глицкого €вл€етс€ у √ончарова его бывший начальник и благодетель Ц симбирский губернатор ј. ћ. «агр€жский. »менно ему, неутомимому рассказчику и бывалому человеку, тоже, кстати, добивавшемус€ губернаторского места через √осудар€, могла действительно принадлежать подобна€ истори€.

ќднако сущность этой истории Ц не в исключительности, а в типичности случа€, если на него смотреть с христианской точки зрени€. »бо это истори€ о Ѕожией помощи, которую ежедневно ощущает в своей жизни каждый христианин. Ќесомненно, √ончаров воспользовалс€ лишь внешней сюжетной фабулой «агр€жского, а может быть, и изменил еЄ, введ€ от себ€ чрезвычайно важный и всЄ про€сн€ющий эпизод с ’рамом ’риста —пасител€. Ќесомненно, сам писатель придал всей истории характер христианской притчи.

¬нутренний стержень рассказанной истории Ц это обращение геро€ к Ѕогу, его непоколебима€ вера, его упование на Ѕожию ћатерь, наконец, терпение, про€вленное им при искушени€х. “аким образом, перед нами вполне типична€ христианска€ истори€, каких много находим в жити€х св€тых, в сборниках христианских притч и рассказов.

Ќужно сказать, что настроени€ написанной уже перед смертью новеллы вполне отвечали настроени€м самого автора. ѕережив много испытаний (св€занных с ». —. “ургеневым и романом Ђќбрывї), буквально отравивших ему жизнь и превративших его в больного человека, √ончаров не отча€лс€. ќн давно уже выделил дл€ себ€ в библейской мифологии именно образ св€того многострадального »ова. Ётот св€той упом€нут во Ђ‘регате УѕалладаФї (глава Ђƒо »ркутскаї) и в романе Ђќбрывї.

≈щЄ одно произведение, написанное в духе открытой религиозности, столь несвойственной √ончарову, это новелла под названием Ђ”хаї. Ќовелла написана совершенно не в гончаровской традиционной манере, здесь глубоко психологична€ проза писател€ уступила место как бы Ђопрощенномуї, грубовато дидактическому стилю повествовани€. ¬ Ђ”хеї есть существенно важные моменты, позвол€ющие прочитать еЄ как новеллу в духе Ѕоккаччо. ѕростак и недотЄпа ≈рЄма наказывает трЄх самоуверенных мужчин, не желающих прин€ть его за Ђровнюї, тем, что прельщает их жЄн во врем€ пикника. —реди этих мужчин есть, кстати сказать, и дь€к, который, по всей видимости, не очень набожен.

¬о всЄм этом обнаруживаетс€ некоторое сходство с особенност€ми новелл Ѕоккаччо. ¬месте с тем есть в Ђ”хеї один момент, который совершенно мен€ет смысл произведени€ и заставл€ет говорить о близости гончаровской поздней прозы к русской новелле XVII века. –ечь не идЄт, конечно, о каких-либо заимствовани€х. —корее сходство обнаруживаетс€ в самом внутреннем предмете изображени€ и способе повествовани€.

Ђ”хаї Ц очень завершЄнное произведение, в котором нет ничего лишнего и в котором сюжет крайне строг и рассчитан. Ќовелла пространственно организована так, что действие внешнее, фабульное, очерчивает строгий, идеальный круг. ƒействие начинаетс€ тем, что Ђ¬ городе —. из одного дома выехали две телегиЕї, последние же слова произведени€ - ЂЕобе телеги остановились у дома, из которого выехали утромї (VII, 490, 495).  руг времени (день) охватил круг действи€. ќднако така€ законченность и видима€ Ђнеподвижностьї (всЄ окончилось там, где началось, герои как бы и не уезжали) лишь подчЄркивает полный переворот, произошедший во внутренней жизни героев, жизни, котора€ больше собственно Ђпсихологизмаї.

—южет новеллы прост и строитс€ на посто€нном, фольклорном по духу, обыгрывании трЄхчленной конструкции: обманутых мужей трое, в действии участвуют три женщины, кажда€ из которых по часу пребывает в шалаше ≈рЄмы, т. е. на Ђглавное действиеї уходит три часа. ѕо дороге герои встречают три церкви, главна€ из которых (здесь начинаетс€ и оканчиваетс€ действие) называетс€ церковью ѕресв€той “роицы.

»сходна€ точка психологического действи€ новеллы Ц характер ≈рЄмы, рассматриваемый с точки зрени€ христианских добродетелей, с одной стороны, и воспри€тие этого характера остальными геро€ми (не по-христиански) Ц с другой. ¬ начале новеллы писатель так характеризует своего геро€: Ђ„еловек набожный и на взгл€д смирныйї (VII, 490). ј о том, как воспринимают его окружающие, √ончаров говорит: Ђ≈рема был вхож во все три семейства, и все, и мужчины, и женщины, знали его, как смирного прост€ка и забавного малого, над которым безнаказанно можно потешитьс€ вдовольї (VII, 491).

«десь исток всей новеллы, в которой простак посме€лс€ над мудрыми, безнаказанность заменена наказанием (мужчины стали рогоносцами, а женщины потер€ли свою репутацию).  азалось бы, перед нами действительно пошлый анекдот о мужь€х-рогоносцах и удали Ђколченогогої пономар€. »менно так была восприн€та гончаровска€ новелла (например, ѕ. —. Ѕейсовым).

¬ центре новеллы Ц €вный, действительно Ђанекдотичныйї грех: моральное падение самого смиренного и набожного геро€, падение трЄх женщин, моральное падение остальных участников событий - приказчика, дь€чка и мещанина. ѕеред нашими глазами клубок греха. ’ристианска€ мораль восторжествовала, но восторжествовала через падение и грех. Ќазидание героев также идЄт не через св€тость, а через грехопадение.

¬озникает мысль, что без понимани€ древнерусских жанровых корней гончаровской новеллы не обойтись. »менно в русской прозе XVII в. посто€нно соседствуют грех и праведность. ¬ герое русской новеллы сочетаютс€ противоречивые черты. » в Ђ—лове о бражникеї, и в Ђѕовести о  арпе —утуловеї, и во многих других произведени€х XVII в. грех становитс€ Ђвеселымї, даже когда торжествует добродетель.  то не без греха? ¬ новелле XVII в. благочестивость уже в каком-то смысле берЄтс€ в кавычки.

Ќечто подобное мы, казалось бы, видим и в Ђ”хеї. ѕричЄм христианска€ мораль, несмотр€ на, казалось бы, более €вный и действительно совершЄнный грех, здесь оказываетс€ торжествующей даже в большей степени, чем в новеллах XVII в., так как смех там к концу произведени€ не усиливаетс€, а, напротив, стихает. —ам грех, казалось бы, совершаетс€ подчЄркнуто тихо, даже безмолвно. —миренный герой не измен€етс€ после падени€, не ухарствует, а каетс€, как и прежде, при виде церквей: Ђѕресв€та€ “роица, помилуй нас, грешных!ї (VII, 495).

»стина, торжествующа€ через грехопадение, искус, выполн€ющий благую роль, - вот чем кажетс€, на первый взгл€д, сердцевина христианской мысли в Ђ”хеї.

ќднако автор, заставл€€ предположить три повтор€ющихс€ Ђбоккаччиевскихї грехопадени€, совершившихс€ в шалаше пономар€ ≈рЄмы, ведЄт нас ложным путЄм банальных домыслов о чужом грехе. ¬ том-то и дело, что суть новеллы определена от начала до конца господствующим религиозным фоном. Ќикакого грехопадени€ в новеллеЕ не показано!

Ќапротив, автор подчЄркивает простую дл€ христианина мысль: как легко осудить ближнего и, ничего не видев, предположить худшее, которое кажетс€ столь очевидным! ¬ новелле ≈рЄма действительно набожен, действительно смиренен. ¬ Ђ”хеї действует закон обманутого ожидани€. Ќа самом деле перед нами новелла не в духе Ѕоккаччо, но произведение чисто религиозное Ц о набожности внешней и внутренней, сокрытой.

ћы не знаем, что происходило в шалаше ≈рЄмы и почему женщины, пробывшие там по часу кажда€, выходили оттуда в задумчивости. ≈сли ≈рЄма глубоко религиозен, под смех и улюлюканье ближних серьЄзно творит крестные знамени€ и молитс€ св€тым, чьим именем названа церковь (≈рЄма, проезжа€ мимо церквей, просит св€того заступничества ѕресв€той “роицы, ѕресв€той Ѕогородицы “ихвинской и —в€того »оанна  рестител€ - за что получает тычки в спину и насмешки от своих спутников), то, скорее всего, речь может идти совсем не об авантюрном любовном приключении, но оЕ проповеди. Ћишь Ђиспорченное воображениеї пошлого читател€ заставл€ет предположить, что в шалаше ≈рЄмы женщины измен€ют своим мужь€м.

ѕолучаетс€, что в новелле, в соответствии с евангельской заповедью, Ђпервые стали последними, а последние первымиї, Ђплачущие воссме€лисьї (Ћук., 6: 21). ¬ новелле совершилось великое, по сути, нравственное действо: женщины полностью пересмотрели своЄ отношение к ≈рЄме, увидели в ≈рЄме человека полноценного (Ђќн тоже человек, как все людиї). ѕеред нами случай Ђвозда€ни€ї праведникам за праведность их.

¬ этом смысле тема Ђ”хиї может быть однозначно определена как тема христианского смирени€ и истинной, сокрытой от глаз Ђумных и разумныхї, праведности Ђпростецовї, что вполне соответствовало внутреннему духовному настрою писател€, скрывавшего свою религиозность от окружающих.

 люч к новелле Ђ”хаї - в двусмысленности ситуации, в двусмысленности отпускаемых реплик.  аждый волен решать, какой смысл придать таинственному пребыванию женщин в шалаше ≈ремы и последующим изменени€м в их настроении и отзывах о ≈реме.

–елигиозный смысл сокрыт и в новелле Ђћай мес€ц в ѕетербургеї. ѕричЄм здесь открыто выражен и религиозный мотив. ƒело в том, что √ончаров пишет свои самые откровенные, пр€мо автобиографичные в религиозном плане произведени€, чувству€ приближающийс€ конец. ¬ Ђћае мес€це в ѕетербургеї писатель приоткрыл то, что не открывал ранее. ј именно: своЄ недовольство официальной религиозностью, вмешательством государства в дела религиозной совести (это недовольство уже прорывалось в ЂЌеобыкновенной историиї).[vii] ’арактерен в этом плане образ чиновника ёхнова, который Ђбыл Е друг правительства во всем, начина€ с религии. ≈сли правительство считало в империи греко-российскую веру господствующей, он признавал то же самое и находил жалкими и смешными католиков и лютеран, которые исповедуют другую веруї[viii] и т. д. ѕоказана в Ђћае мес€цеї и ина€ крайность религиозного поведени€: Ђ  графине - то приедет русский архиерей, то прелат Е ”слышит Е что в такой-то церкви православный св€щенник будет говорить красноречивую проповедь, она едет туда, выслушает и умилитс€ искренно. ”знает, что готовитс€ говорить католический прелат, она едет в инославный храм и также умил€етс€ Е точно так же с восторгом слушает и какого-нибудь апостола из светских проповедников, нужды нет, что он проповедует €вный расколї. √лавное же заключаетс€ в том, что графин€, о которой пишет √ончаров, Ђк вечеру забудет их всехї[ix].

“аким образом, выступа€ в Ђќбрывеї с критикой нигилизма и нигилистов, типа ћарка ¬олохова, √ончаров и в ЂЌеобыкновенной историиї, и в Ђћае мес€це в ѕетербургеї склонен выразить замечани€ и в адрес правительства. ѕисатель хотел бы, очевидно, большей гибкости во многих вопросах, предвид€, что накопленные проблемы приведут к революционному взрыву.

ѕоследние произведени€ писател€ и по смыслу, и по жанровым особенност€м резко отличаютс€ от всего того, что мы встречаем в его творчестве. Ђћай мес€ц в ѕетербургеї, Ђѕревратность судьбыї и Ђ”хуї совершенно невозможно пон€ть вне религиозного, духовного контекста. ¬ этих очень простых по своим сюжету и композиции произведени€х впервые по€вл€ютс€ в творчестве √ончарова многие религиозные мотивы (чудесной Ѕожьей помощи, скрытого в юродстве праведничества и пр.). ¬ каком-то смысле слова, поздние новеллы √ончарова представл€ют собой духовное завещание писател€, также всю жизнь Ђюродствовавшегої и скрывавшего свою глубокую евангельскую веру под маской чиновничьего равнодуши€ и религиозного индифферентизма.

≈го тип писательского утверждени€ христианства был иным, чем у √огол€ или ƒостоевского. ” √ончарова не было религиозного пафоса ƒостоевского и √огол€, но глубочайша€ евангельска€ вера Ц несомненно, была. ≈го путь был Ђбеспафоснымї, но от того не менее значительным и духовным, а лишь Ц более драматичным. ќн скрывал свою личную веру, как только мог. ≈вангельские установки у √ончарова не обнажены, но глубоко залегают в смысловых пластах его произведений. ¬ы€вить их чрезвычайно сложно. Ёто был путь не декларировани€ евангельских истин, а их художественного пластического воплощени€, глубокой работы духа.

ќднако в предсмертных новеллах, в том числе в последнем своЄм произведении Ђѕревратность судьбыї, которое было закончено 20 августа 1891 года, т. е. всего за три недели до смерти писател€, √ончаров Ц в полном соответствии жанру Ц впервые Ђснимает маскуї и открыто говорит о том, что €вл€лось содержанием всей его скрытой от людских глаз жизни. ƒалее ему не было необходимости скрыватьс€ от людей.

—писок литературы

[i] »звестно, что 22 августа 1891 г. романист написал вторую дарственную, котора€ была опубликована в газете ЂЌовое врем€ї: Ђ“ри статьи моего сочинени€: 1) Ућай мес€ц в ѕетербургеФ, 2) Уѕревратность судьбыФ и 3) У”хаФ подарены мною в августе 1891 года девице ≈лене  арловне “рейгут дл€ напечатани€ в ее пользу, сначала в каком-нибудь журнале, потом в общем собрании моих сочинений у книгопродавца г <осподина> √лазунова или же у другого издател€. »в <ан> √ончаров. 22 августа 1891 г<ода>ї (√ончаров ». ј. —обр. соч.: ¬ 8 т. “. 7. ћ.: √»’Ћ, 1954. —. 532). ¬ыража€ пожелание поместить последние свои произведени€ в посмертное собрание сочинений, √ончаров, очевидно, не считал их Ђанекдотамиї или Ђбезделкамиї.

[ii] ѕроизведени€ ». ј. √ончарова, кроме особо оговоренных случаев, цитируютс€ по изданию: √ончаров ». ј. —обр. соч.: ¬ 8 т. ћ.: ѕравда, 1952. –имска€ цифра в скобках обозначает том, арабска€ страницу.

[iii] ќтметим, что сюжет напоминает нам о ЂћЄртвых душахї Ќ. ¬. √огол€ и об образе капитана  опейкина, оставленного своим начальством на произвол судьбы.

[iv]  ак видим, √ончаров знает, что прежде всего  азанска€ Ѕожи€ ћатерь €вл€етс€ Ђусердной «аступницейї - и в тексте романа использует это слово: Ђ«аступницаї.

[v] ’арактерна и Ђмаги€ чиселї в этом эпизоде Ђсмирени€ї: герой ходит к  азанскому собору на работу двенадцать дней Ц число сакральное в христианстве, обозначающее число апостолов.

[vi] Ётот эпизод отчасти перекликаетс€ с подобным же эпизодом из Ђ апитанской дочкиї ј. —. ѕушкина. Ќо в пушкинской повести героин€, ћаша ћиронова, ищет встречи с императрицей, про€вл€ет активность, боретс€ за себ€ и своего возлюбленного. ” √ончарова борьба с судьбой переходит в чисто духовную плоскость: она есть результат молитвы к Ѕожией ћатери, результат того, что герой, по выражению автора, Ђхристианинї.

[vii] ¬ книге Ђќчерки радикализма в –оссии ’I’ векаї (Ќовосибирск, 1991) ≈. ј.  ириллова пишет: ЂЕ   середине прошлого века религиозность общества скорее шла на убыль. «амирание религиозного чувства и религиозной мысли усиливалось по мере того, как росло требование официального благочести€ї (—. 19). Ёто усиление требовани€ официального религиозного благочести€ √ончаров воспринимал болезненно. ќчевидно, √ончаров всегда чувствовал фальшь и нат€жки официоза как нечто болезненное. ’арактерен его отзыв о будущем редакторе религиозно-патриотического журнала Ђћосквит€нинї. √ончаров признаЄт его огромное вли€ние на развитие и образование студентов, но ему кажетс€, что в своей религиозности и патриотизме ѕогодин был не совсем искренен: Ђ” ћихаила ѕетровича Е было кое-что напускное и в характере его и в его взгл€де на науку Е ћожет быть, казалось мне иногда, он про себ€ и раздел€л какой-нибудь отрицательный взгл€д  аченовского и его школы на то или другое историческое событие, но отстаивал последнее, если оно льстило патриотическому чувству, национальному самолюбию или касалось какой-нибудь народно-религиозной св€тыниЕї (√ончаров ».ј. —обр. соч.: ¬ 8 т. “. 7. ћ.: √»’Ћ, 1954. —. 215.). ¬ ЂЌеобыкновенной историиї √ончаров с горечью замечал: Ђ«а мной стали усиленно следить Е ¬ самом ли деле € религиозен, или хожу в церковь так, чтоб показатьЕ что?  ому? “еперь при религиозном индифферентизме, светские выгоды, напротив, требуют почти, чтоб скрывать религиозность, которую вс€ передова€ часть общества считает за тупоумие? —ледовательно, перед кем же мне играть роль? ѕеред властью? Ќо и та, пользу€сь способност€ми и услугами разных де€телей, теперь не следит за тем, религиозны ли они, ход€т ли в церковь, говеют ли? » хорошо делает, потому что в деле религии свобода нужнее, нежели где-нибудьї (√ончаров ».ј. —обр. соч.: ¬ 8 т. “. 7. ћ.: ’удожественна€ литература., 1980. —. 388). ≈щЄ ћ. ‘. —уперанский в 1913 году писал о чрезвычайной скрытности √ончарова в разговорах на религиозные темы.

[viii] √ончаров ». ј. —обр. соч.: ¬ 8 т. “. 7. ћ.: √»’Ћ, 1954. —. 425.

[ix] “ам же. —. 415.


ћельник ¬. ». ѕроизведени€ позднего периода творчества ». ј. √ончарова, написанные незадолго до смерти писател€ в сент€бре 1891 года, новеллы-очерки Ђћай мес€ц в ѕетербургеї, Ђѕревратность судьбыї и Ђ”хаї, €вл€ютс€ практически не изученными в сов

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

ќсобенности словесной живописи в лирике ¬. ћа€ковского и ¬. ’лебникова
ѕерсонажи Ђћертвых душї в творческом воспри€тии ј.–емизова
языковые рефлексии в романе ј.ѕлатонова Ђ„евенгурї
ЂЌочной смотрї ¬.ј. ∆уковского
√раф Ћ.Ќ. “олстой: путь к Ђ¬ойне и мируї
Ќ. ‘.  ошанский: жизнь и творчество
У–изы кожаныї и Ђбрачные одеждыї. ќ Ђмаленьком человекеї
’удожественный мир прозы ј.‘. Ћосева
√ородска€ лирика Ќекрасова
“ема рыцарства в лирике ј. Ѕлока в ее св€зи с творчеством –. ¬агнера

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru