База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Образ "маленького человека" у Пушкина, Достоевского и Гоголя — Литература и русский язык

Образ "маленького человека" у Пушкина, Достоевского и Гоголя

На протяжении XIX века писателей волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях. “Маленький че­ловек” в литературе полтора десятка лет претерпел некоторые изменения. Рассмотрим динамику этих изменений на примере трех произведений: “Медный всадник”, “Шинель” и “Бедные люди”.

“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пы­тается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, “величие” Петербурга, восхища­ется столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: “Ночным светом и молвой оно (имя) забыто”. Евгений живет спокойной, размеренной Жиз­нью, “Дичится знатных...”, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз­любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси­лен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю госу­дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огром­ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Пушкин очень ярко описал “маленького человека”, этот человек не только имел свое собственное мнение, но и попытался доказать его.

Герой “Шинели” Акакий Акакиевич уже не дворянин, он чиновник само­го низшего класса — титулярный советник, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его стала неполноценной — он не мог до конца договорить фразы и вместо этого использовал местоиме­ния, междометия, предлоги и т. д. Такой стиль речи сам по себе делал чело­века униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословному признаку. Акакий Акакиевич не только не противостоит государству (как попытался сделать Евгений), он даже не может защитить себя перед равными ему людьми. Когда у Башмачкина украли шинель, это было горе для него, равноценное потере Параши у Евгения. Но что же он предпринял? Башмачкин обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению, а главное, по своей душе. Это доказывается тем, что Башмачкин ни о чем не мечтал, не мог за себя постоять, не защищал свое человеческое достоинство.

Акакий Акакиевич умирает, но Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Мне кажется, что Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать ничтожность души “маленького человека”, ведь даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по-прежнему остался лишь “малень­ким человеком” (по крайней мере, мне кажется, что это именно так).

В произведении “Бедные люди” главным героем также является мел­кий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался изде­вательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человечес­кого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в об­ществе. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью, хотя и поставлен­ной обществом на низкую ступень.

Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя/но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “ма­ленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способ­ность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное он уже не ничтожен в душе!

Образ "маленького человека" у Пушкина, Достоевского и Гоголя На протяжении XIX века писателей волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях. “Маленький че­ловек” в литературе полтора десятка

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
Сочинения на тему "Ни за что бы не подумал, что я..."
Женский образ в рассказе А.И. Куприна «Олеся»
Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя
В. Шекспир «Гамлет»
Какое место занимает мечта в человеческой жизни. (В повести Э. Хемингуэя "Старик и море")
Александр Андреевич Чацкий
Павел Афанасьевич Фамусов
Е.А.Баратынский
"Муза мне была подруга..."

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru