курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Юридический факультет
Контрольная работа по дисциплине
«Уголовно-исполнительное право Российской Федерации»
Тема: Основные принципы и формы организации труда осужденных.
Самара
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
1.1 Основные принципы
1.2 Формы организации
2. УСЛОВИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ. ОСОБЕННОСТИ
3. ОХРАНА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правомерного поведения.
Основными средствами исправления осужденных являются: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Средства исправления осужденных индивидуализированы и применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ст. 9 УИК РФ).
Известно, что основу развития любого общественного строя составляет производительный труд и его результаты. Им создаются материальные и культурные ценности, за счет производительного труда содержатся государство, наука, культура, образование, медицина. Благодаря труду формируется и сам человек.
Значительная роль труда в воспитании человека признана философскими и педагогическими учениями. Важность производительного труда для исправления лиц, совершивших преступления, признают исправительная (пенитенциарная) педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовного наказания, международные стандарты, определяющие обращение с осужденными.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует, закрепляет и развивает основные нравственные качества. Труд выявляет его нравственные позиции, отношение к социально значимым ценностям.
Роль труда осужденных не исчерпывается воспитательным содержанием. Его применение имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение.
Трудовая деятельность осужденных — важное средство поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Также известно, что физически здоровому человеку труд необходим для поддержания нормального функционирования. Экономическое значение труда осужденных состоит в том, что позволяет исправительному учреждению в современных условиях нормально функционировать, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накапливать необходимые средства для устройства после отбытия наказания
Таким образом, целью рассмотрения данной работы является выделения основных положений, принципов, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также рассмотрение некоторых особенностей труда осужденных.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.
1.1 Основные принципы
Эффективность норм уголовно-исполнительного законодательства зависит не только от их содержания, но и от того, как они реализуются на практике. Очевидно, что деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, должна отвечать определенным требованиям, которые исключали бы возможность формального использования предоставленных законом прав и наступления нежелательных последствий. Поэтому в юридической науке уделяется большое внимание выработке теоретических правил, руководящих начал, позволяющих обоснованно применять меры правового воздействия. Эти теоретические правила, сформулированные как наиболее общие требования к правоприменительной деятельности, обычно называют принципами права.[1]
Принципами права могут считаться только такие руководящие положения, которые получили отражение в его нормах. При этом закрепление принципов в законе может быть двояким. Иногда принципы непосредственно сформулированы в законе, в других случаях они вытекают из содержания закона в целом и содержащихся в нем отдельных институтов.
В УИК РФ (гл. 14) и Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[2] сформулированы основные принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, также принципы закреплены как в законодательстве РФ, так и в международных актах по обращению с осужденными.
К этим принципам относятся:
1) подчинение производственной деятельности исправительных учреждений выполнению их основной задачи — исправлению осужденных.
В ч. 5 ст. 103 УИК РФ подчеркивается, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Это положение нашло отражение в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказании в виде лишения свободы», в ст. 1 которого подчеркивается, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели поучения прибыли от их труда. Такая формулировка соответствует положению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, согласно которому «интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства».[3]
2) обязательность труда.
Обязательность труда осужденных в соответствии с их физическими и психическими возможностями, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). В соответствии с существующими международными стандартами, в частности Конвенцией Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.) и Конвенцией Международной организации труда № 105 Об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.), обязательный труд осужденных не рассматривается как разновидность принудительного труда.[4]
Требование об обязательности труда не распространяется на инвалидов I и II группы, осужденных пенсионного возраста.
Привлечение несовершеннолетних осужденных к труду осуществляется с учетом предусмотренных законодательством о труде особенностей (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).
3) сочетание труда и профессионального обучения осужденных.
Данный принцип в соответствии с частью 1 ст. 108 УИК РФ выражается в том, что в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование осужденных к лишению свободы. Это дает возможность осужденным, не имеющим специальности, получить ее и работать по этой специальности в период отбывания наказания, а также и после освобождения из исправительного учреждения. К этому следует добавить, что и имеющие специальность осужденные, которые не могут быть трудоустроены по своей специальности, также получают начальное профессиональное образование и впоследствии им предоставляются рабочие места по этой новой для них профессии.
Исключение из общего правила об обязательности получения начального профессионального образования, установленного частью 1 ст. 108 УИК РФ, предусмотрено для традиционной льготной группы осужденных: инвалидов первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет. Они могут получить соответствующую профессиональную подготовку только по их желанию.
В части 1 ст. 108 УИК РФ определена цель такого образования: осужденные должны получить профессию (специальность), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Поэтому обучение профессии ориентировано на характер производственной деятельности предприятий, где они работают, на потребности в работниках той или иной специальности. Одновременно администрация должна учитывать потребности производства отдельных регионов в специалистах массовых профессий, которые могут быть использованы осужденными после их освобождения от наказания. Выполнить эту задачу в условиях безработицы весьма сложно.
Дополнительно выделяют также принципы:
4). Обязательность соблюдения условий труда осужденных, закрепленных в трудовом законодательстве, отвечающих технике безопасности, условиям социальной защиты, уголовно-исполнительного законодательства и обусловленных требованиями режима (ст. ст. 104 - 107, 164 УИК РФ, правила 74 - 76 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).
5). Легитимное разнообразие форм привлечения осужденных к труду (ч. 1 ст. 103, ст. 106 УИК РФ)[5]. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
6). Поощрение добросовестного отношения к труду, учет этого фактора при индивидуализации степени исправления осужденного (ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 103 УИК РФ, правило 70 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).
Исходя из рассмотренных принципов, действующее уголовно-исполнительное законодательство осуществляет правовую регламентацию прежде всего наиболее важных вопросов, относящихся к организации, условиям и оплате труда осужденных к лишению свободы. Правоотношения, в которых работниками выступают осужденные к лишению свободы, реализуются в замкнутой сфере, т.е. в пределах исправительного учреждения. Принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы действует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не лишается права на труд. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с субсидиарным применением норм уголовно-исполнительного законодательства[6].
1.2 Формы организации
Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:[7]
1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания.
Центры трудовой адаптации осужденных базируются на предприятиях исправительных колоний, а учебно-производственные (трудовые) и лечебно-производственные (трудовые) мастерские - соответственно на базе предприятий воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений.
Основными задачами указанных подразделений исправительных учреждений выступают: организация трудового воспитания осужденных, привлечение их к оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах; восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков, необходимых осужденным для последующей скорейшей адаптации в обществе; организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда, использование возможностей нетрадиционных форм обучения осужденных рабочим профессиям, связанным с народными промыслами; проведение трудовой терапии для осужденных, страдающих психическими расстройствами, инвалидов и ограниченно трудоспособных.
Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) и лечебно-производственные (трудовые) мастерские. Это разграничение вызвано тем обстоятельством, что данные структурные подразделения могут создаваться соответственно в составе воспитательных колоний, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных, и лечебных исправительных учреждений, в которых отбывают наказания осужденные, больные туберкулезом и наркоманией.
Наряду с профессиональным обучением подростков основной задачей учебно-производственных мастерских является закрепление у них трудовых навыков, необходимых для скорейшей адаптации в обществе после освобождения. Лечебно-производственные мастерские предназначены для проведения трудовой терапии осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях. Лечебно-производственные мастерские могут создаваться наряду с центрами трудовой адаптации и в составе исправительных колоний для организации трудовой адаптации и последующей реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, отбывающих наказания в исправительной колонии.[8]
2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.
Указанные предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их востребованным профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждений или их объединения.
3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их.
Следует отметить, что ограниченные финансовые, ресурсные и иные возможности УИС не позволяют создавать дополнительные рабочие места для эффективного трудового устройства осужденных. В связи с этим привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций, в которых обеспечивается занятость осужденных.
Такой договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций Федеральной службы исполнения наказаний как центрального органа уголовно-исполнительной системы. Наряду с имущественными отношениями между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями, вопросами обеспечения безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, заработной платы, средств для выплаты осужденным необходимых пособий, количеством занятых осужденных в договоре обязательно предусматриваются условия по специальной изоляции рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организации.
В силу специфики уголовно-исполнительного законодательства (ст. 107 УИК РФ) и в соответствии с договорами, заключенными с названными организациями, привлекаемые к труду осужденные не заключают трудовые договоры непосредственно с предприятиями, куда их направляют исправительные учреждения, и не получают на этих предприятиях заработную плату. Заработанные осужденными деньги им не выдаются, а после всех удержаний, в том числе расходов на содержание, подлежат зачислению учреждением, исполняющим наказания, на их лицевые счета и в дальнейшем расходуются осужденными с учетом установленных законом ограничений.[9]
4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В воспитательных колониях к такому труду могут привлекаться лишь осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Штаты хозяйственного обслуживающего персонала утверждают начальники исправительных учреждений в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, на основании нормативов, утвержденных центральными органами уголовно-исполнительной системы.
5) (а также) в форме предпринимательской деятельности.
Новое положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не только создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест (что при наличии безработицы немаловажно), но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства (ч. 1ст. 103 УИК РФ).
В силу специфических условий деятельности мест лишения свободы (прежде всего требований изоляции и условий содержания осужденных) в исправительных учреждениях невозможно в полном объеме реализовать законодательство об индивидуальной трудовой деятельности. Поэтому Министерство юстиции РФ совместно с другими министерствами приняло специальные нормативные акты по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.
Особенности реализации права осужденных на индивидуальную трудовую деятельность связаны с возможностью организовать такую работу в условиях изоляции от общества.
Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью предоставляется осужденным в случае, если доход от нее покрывает расходы на их содержание. Это правило не распространяется на осужденных мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Если доход от индивидуальной трудовой деятельности не покрывает расходы на содержание лиц, занимающихся ею, то они дополнительно привлекаются к другим оплачиваемым работам. Период времени, в течение которого осужденные могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, определяет администрация исправительных учреждений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
Администрация исправительного учреждения на основании письменного заявления осужденного направляет необходимые документы в местный орган власти для регистрации индивидуальной трудовой деятельности. После получения соответствующего решения от этого органа указанная деятельность оформляется приказом по учреждению. Между администрацией учреждения и индивидуально работающим осужденным заключается соответствующий договор, в котором определяются взаимоотношения при приобретении сырья и материалов, при посреднической деятельности администрации исправительного учреждения, при использовании (аренде) помещений и компенсации учреждению соответствующих затрат, устанавливается размер начислений на заработную плату и т.д.
В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности, например когда приговором суда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В соответствии с ч.4 ст. УИК РФ видов работ, на которые запрещается привлекать осужденных, устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений, а именно:[10]
- На всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.
Кроме этого, не допускается труд осужденных:
- по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
- с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
- связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
- с подчинением им вольнонаемных работников;
- в качестве водителей оперативных машин;
- в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.
Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.
Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории СИЗО в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных работах. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, установленных федеральным законом, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены. К работам допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинское обследование и признанные пригодными для выполнения предполагаемых работ.
Подозреваемые и обвиняемые, изъявившие желание трудиться, пишут заявление на имя начальника СИЗО, который обязан не позднее чем в трехдневный срок рассмотреть его и принять соответствующее решение. При отсутствии в учреждении возможности трудоустроить подозреваемых и обвиняемых им даются соответствующие разъяснения.[11]
2. УСЛОВИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ. ОСОБЕННОСТИ
Статья 104 УИК РФ определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, тем самым выделяя особенности условий труда осужденных.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.
В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 и ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени (дифференцируется в зависимости от возраста осужденных, их трудоспособности, условий труда и т.д.), правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Порядок вывода осужденных на работу и съема с работы, их поведение на производственных объектах регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающими определенные ограничения, обусловленные необходимостью обеспечения установленного порядка отбывания наказания, охраны и изоляции.
В установленное распорядком дня время осужденные поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится их обыск. Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест. Графики сменности, определяющие время начала и окончания работы (смены), согласовываются с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
На осужденных к лишению свободы распространяются положения трудового законодательства, в соответствии с которыми при особом характере выполняемых работ их ежедневное (еженедельное) рабочее время может отклоняться от установленной нормы либо может быть разделено на части с сохранением общей продолжительности работы за учетный период. В этих случаях допускается суммированный учет рабочего времени.
На осужденных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. В случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний заключенным следует выплачивать компенсацию. Условия этой компенсации должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для вольных рабочих.
В общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, засчитывается время, фактически отработанное осужденными к лишению свободы на оплачиваемых работах, независимо от объекта и характера труда. Привлечение осужденных в порядке очередности к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда при этом не учитывается.[12]
Учет отработанного осужденными времени осуществляется администрацией исправительного учреждения. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.
В общий трудовой стаж не засчитывается время, в течение которого осужденный систематически (два или более раз на протяжении месяца) уклонялся от выполнения работы. Поскольку учет отработанного времени производится по итогам календарного года, соответствующий период времени исключается из его общего трудового стажа при подведении итогов.
Решение об исключении из общего трудового стажа осужденного периода уклонения его от работы принимается администрацией исправительного учреждения. Если осужденный не согласен с указанным решением, он может в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ) обратиться в суд с жалобой на действия администрации.
Также уголовно-исполнительным законодательством устанавливает право работающих осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск. С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного отпуск может быть предоставлен с выездом за пределы исправительного учреждения или без него. Разрешение на выезд дается начальником исправительного учреждения. Порядок реализации осужденными права на длительный выезд за пределы мест лишения свободы на время ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии со ст. 97 УИК РФ Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными правовыми актами.
Отпуск предоставляется после отработки осужденным на оплачиваемых работах в период отбывания наказания в виде лишения свободы времени, установленного трудовым законодательством для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в указанный срок не засчитывается.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 18 рабочих дней для осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, и 12 рабочих дней для остальных категорий осужденных. Вместе с тем законодатель предусмотрел поощрительно-компенсационную норму, в соответствии с которой осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также осужденным, имеющим право работать по их желанию, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней. Решение об увеличении продолжительности отпуска принимается администрацией исправительного учреждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания (по правилам ст. 116 УИК РФ) и материальную ответственность (по ст. 102 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о труде. Все тарифы, надбавки и доплаты, действующие в народном хозяйстве, за исключением дополнительной оплаты за выслугу лет и отдаленность, распространяются и на лишенных свободы.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью рабочее время за месяц и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, определенного законодательством.
Оплата работы осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ст. 105 УИК РФ).
3. ОХРАНА ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
На всех осужденных без исключения распространяются правила охраны труда и техники безопасности, установленные законодательством о труде. Правила по охране труда определены в разд. III, в главах X, XI, XII Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других законодательных актах Российской Федерации.
К требованию по технике безопасности относится организация обучения осужденных умению обращаться с механизмами, машинами и другими источниками повышенной опасности, чтобы предотвратить возможность наступления несчастного случая. К работе с машинами, станками и другими агрегатами осужденные допускаются только после того, как ознакомятся с их устройством, изучат способы обращения с ними и пройдут специальный инструктаж по технике безопасности. На работах с вредными условиями труда они в соответствии с требованиями трудового законодательства обеспечиваются индивидуальными средствами зашиты, например специальной одеж дои и обувью, которые выдаются бесплатно.
Все несчастные случаи, происшедшие с осужденными во время работы и повлекшие потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день, подлежат учету и регистрации в специальных журналах. Акты о несчастных случаях и записи в журналах их регистрации являются основанием для решения вопроса о назначении этим лицам пенсии в порядке, предусмотренном законодательством.[13]
Социальное обеспечение осужденных включает прежде всего обязательное государственное социальное страхование, которому подлежат осужденные, привлеченные к труду (ч. 1 ст. 98 УИК). Основными его элементами являются: обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, а женщин — по беременности, родам и уходу за ребенком, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
Учитывая, что осужденным предоставляется бесплатное питание на срок временной нетрудоспособности, пособие им не выплачивается (кроме колоний-поселений).
Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от выполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Осужденные имеют право на возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности в период отбывания наказания в соответствии со ст. 232 ТК. В случае утраты трудоспособности по вине администрации исправительного учреждения — и на возмещение вреда, не покрываемого пенсией, через суд путем предъявления иска к администрации этого учреждения или администрации предприятий, хозяйственных организаций, на которых осужденные работали и получили увечье.
В случае смерти осужденного в результате профессионального заболевания или увечья, наступившего в связи с производственной деятельностью, нетрудоспособные члены его семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
На граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы распространяются все положения о трудовых пенсиях по старости.
Из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Так, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специальных питания и одежды.
Начисленная осужденным заработная плата, пенсии или иных доходов зачисляется на лицевой счет осужденных независимо от всех удержаний в размере не менее 25% (ч. 3 ст. 107 УИК РФ): на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ (ч. 2 ст. 107 УИК РФ).
Учитывая, что осужденным предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, действие добровольного медицинского страхования в отношении их приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительном учреждении (ч. 6 ст. 98 УИК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разобрав основные положения, принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также их охрану труда, можно отметить три особенности труда осужденных в исправительных учреждениях.
Первая особенность заключается в том, что труд в исправительных учреждениях служит средством достижения специфических целей уголовного наказания, и главным образом, цели исправления осужденных, наряду с целями экономическими, социальными.
Вторая особенность труда осужденных заключается в том, что трудовой процесс протекает в условиях лишения свободы участников трудовой деятельности, то есть в условиях изоляции тружеников от общества и в среде себе подобных.
Третья особенность труда осужденных состоит в том, что в области трудовой деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от трудовой деятельности лиц, находящихся на свободе. Так, осужденные не имеют права выбора рода занятий, не могут использоваться на некоторых работах и т.д.
При этом следует отметить, что социальная адаптация осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве предполагает создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приспособление (приобщение) осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения к жизни на свободе, но при всем разнообразном положительном значении труда, сам по себе в отрыве от других средств исправительного воздействия труд малоэффективен и не способен поднять на должную высоту уровень общественного сознания осужденного. Этого можно добиться только сочетая все средства исправительного воздействия на осужденного с учетом особенности его личности и характера совершенного преступления, а также с учетом его поведения в местах лишения свободы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ[14]
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях «Российская газета». № 7. 21.01.2009.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 14.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198., Российская газета. № 9. 16.01.1997.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
4. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
5. Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» // Социальная защита. № 8. 1997.
6. Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 03.03.2008) «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2005 № 7161) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2005.
7. Приказ Минобразования РФ N 592, МВД РФ № 446 от 22.11.1995 «Об утверждении инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.12.1995 N 994) // Российские вести. № 20. 01.02.1996.
8. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.
Научная литература и материалы периодической печати
1. Агамов Г.Д., Ковалева Е.Н. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными - Европейские пенитенциарные правила // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 1.
2. Вагин О.А., Кондратюк Л.В. О трудоустройстве и социальной адаптации лиц, отбывших наказания, в сельском хозяйстве // Российский следователь. 2007. № 8.
3. Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11.
4. Михлин А.С. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (Постатейный) – М.: Издательство «Юрайт», 2008.
5. Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 574 с.
6. Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 340 с.
7. Шамсунов С.Х. (под ред.) Комментарий к Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) – М.: (ЗАО Юстицинформ, 2008.
8. Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.
[1] Шамсунов С.Х. (под ред.) Комментарий к Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) – М.: (ЗАО Юстицинформ, 2008.
[2] Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
[3] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.
[4] Трунов И.Л. (под ред.) Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 340 с.
[5] Также ст.17 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
[6] Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11.
[7] Статья 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
[8] Шамсунов С.Х. (под ред.) Комментарий к Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) – М.: (ЗАО Юстицинформ, 2008.
[9] См. там же.
[10] См.: Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных: Приложение №9 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 03.03.2008) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2005.
[11] Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 03.03.2008) «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2005 № 7161) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2005.
[12] Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» // Социальная защита. № 8. 1997.
[13] Селиверстова В.И. (под ред.) Уголовно-исполнительное право России: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 574 с.
[14] Материал нормативно-правового характера был применен с использованием Системы КонсультантПлюс.
Юридический факультет Контрольная работа по дисциплине «Уголовно-исполнительное право Российской Федерации» Тема: Основные принципы и формы организации труда осужденных.
Организация управления в административно–политической сфере
Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
Організації (органи) господарського керівництва
Організаційно-адміністративні засади державного регулювання економіки. Органи, що формують економічну політику держави. Їх рівні, склад, структура та функції. Напрями вдосконалення системи державних органів управління
Органы государственной власти
Органы и должностные лица местного самоуправления
Органы исполнительной власти Ростовской области
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Органы исполнительной власти. Административные правонарушения
Органы местного самоуправления
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.