курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
1.Государственные органы управления природоохранной и природопользовательной деятельностью.
Благополучие нашего общества все в большей степени стало зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия многообразных полезных ископаемых, экологически чистой воздушной среды. Все указанные ресурсы имеют одну общую, характеризующую их основу – они являются природными ресурсами и представляют собой запасы почвенного плодородия, различных видов сырья и энергии, металлов и строительных материалов. Исходя из этого, экономика природопользования, как научная дисциплина связана с системой мероприятий по непрерывному обеспечению народного хозяйства различными видами природных ресурсов. Прежде всего, топливом для получения энергии, минеральными удобрениями для получения высоких урожаев, водой для питья и орошения, а также бытовых и промышленных нужд, металлами для машиностроения и множеством других природных сырьевых материалов, необходимых производству и населению.
Без непрерывного снабжения природными ресурсами всех отраслей и сфер народного хозяйства невозможно расширенное воспроизводство в обществе и нормальное функционирование рынка. В связи с этим в методологическом плане важно отметить и подчеркнуть обоснованное наукой и важное в экономике природопользования положение о том, что природные ресурсы с точки зрения их воспроизводства и использования, подразделяются на две различные категории. Ресурсы возобновляемые, происхождение которых связано с солнечным теплом и светом. К таким ресурсам относятся дождевая вода, энергия ветра, животный и растительный мир, микроорганизмы, продовольствие, леса и другие. Каждый из указанных ресурсов является возобновляемым, благодаря тому, что постоянно воспроизводится за счет солнечной энергии, достигающей земной поверхности. К невозобновляемым ресурсам относятся минерально-сырьевой комплекс. К ним относятся: горючие ископаемые (нефть, газ, уголь, сланцы, торф), распространенные металлы (железо, алюминий, марганец и др.), редкие металлы (медь, цинк, свинец, никель и др.), агрохимическое и химическое сырье (азот, фосфор, калий, кальций, сера и др.), строительные материалы (бытовой камень, цемент, строительный камень, песок, глина и др.) Указанная категория ресурсов создается в природе длительное время (миллионы и миллиарды лет), поэтому с позиций практического удовлетворения потребностей человеческого общества такие природные ресурсы принято считать невозобновляемыми. В настоящее время, в связи с ростом населения и его потребностей, природные ресурсы становятся важнейшей частью жизнеобеспечения людей и в целом общественного развития, экономического роста государства, темпов воспроизводства национального и мирового валового внутреннего продукта. Сегодня четко просматриваются такие острые глобальные проблемы как растущая зависимость развитых стран от ресурсов сырья и топлива развивающихся государств, что ведет к возникновению в отдельных регионах мира политических и военных проблем. В связи с возрастающими масштабами добычи природных ресурсов усиливается антропогенное давление на окружающую природную среду. Кроме того, все больше строится антропогенных объектов, которые человек создает для обеспечения и удовлетворения своих растущих потребностей производственного и социального характера. Все указанные и другие объективные процессы сужают границы естественной экологической системы, той части природной среды, в которой живые организмы (растения, животные) и неживые (костные) элементы природы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменными процессами, веществом и энергией. По В.И. Вернадскому этот обмен в ходе времени выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивости равновесием. Поэтому на современном этапе взаимодействия биосферы и социальной системы неизмеримо возрастают требования к рациональному природопользованию. В системе этих эколого-экономических требований важное место занимает экономика природопользования. Эта дисциплина является специальным разделом общей экономики, ее задачей является научная разработка наиболее эффективного использования и потребления природных ресурсов и применения экономически целесообразных и рациональных методов предотвращения и ликвидации загрязнений и разрушений окружающей среды. Эти две стороны, выражающие собой эколого-экономический характер и сущность, содержат широкую и сложную систему мер, обеспечивающую экономность непосредственно в процессе природопользования. То есть потребление меньшего количества природных сырьевых ресурсов на получение единицы конечного продукта, а также предполагают научно обоснованную минимизацию затрат на охрану природы и улучшение экологического качества окружающей человека среды. Таким образом, эффективность природопользования – это эффективность социально-экономической и экологической результативности использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. Эта эффективность измеряется в экономических и внеэкономических показателях. Она включается в валовой продукт и выражается во внутриобщественном обороте экономических средств и ресурсов.
Примером выражения эффективности природопользования являются следующие данные Госдоклада «О состоянии окружающей природной среды РФ в 2000 году»: «Минерально-сырьевая продукция является главной составляющей Российского экспорта. В 1992–2000 г.г. экспорт минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивал 65–70 % всех валютных поступлений в Россию. За 2000 г. в федеральный бюджет поступило 63,8 млрд. руб. платежей за пользование недрами, в числе 50,8 млрд. руб. акцизов при добыче нефти и газа, 38,6 млрд. руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, 25,9 млрд. руб. оставлено горнодобывающим предприятиям для ведения геологоразведочных работ. Общая сумма горных налогов составила в 2000 г. – 226 млрд. рублей. Однако при этом недостаточно средств выделяется на охрану недр, в горную экологию, ликвидацию бесхозных выработок, внедрение прогрессивных, экономичных и малоотходных технологий». Здесь достаточно ясно просматривается фактическая эффективность природопользования, то есть эколого-экономическая результативность использования природных ресурсов в Российской Федерации.
Разработка и практическое осуществление ключевых концептуальных положений эколого-экономической политики и рационального природопользования тесно и непосредственно связаны с переходом страны к устойчивому развитию при эффективном использовании ресурсов и возможностей всех субъектов Российской Федерации. Среди многих направлений природоохранительной и природопользовательной политики страны, например, на первый план выдвигаются следующие:
– законодательное решение вопросов эффективного взаимодействия, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по государственному управлению и контролю в области охраны окружающей среды;
– совершенствование административного, экономического, финансового, правового и нормативного механизмов регулирования природопользования и природоохранной деятельности;
– объединение большинства действующих и предлагаемых к разработке природоохранных и природно-ресурсных федеральных целевых программ в единую федеральную целевую программу «экология и природные ресурсы России»;
– совершенствование работы по экологическому образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, просвещению, воспитанию и усилению роли общественности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2.Рост народонаселения
Демографический взрыв—резкое увеличение скорости роста народонаселения. Демографический взрыв связан с социально-экономическими условиями: увеличением ресурсов пищи, энергии, улучшением медицинского обслуживания и т. д. В настоящее время Д.в. имеет место в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки.
Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Наиболее известная работа Т.Мальтуса - “Опыт о законе народонаселения...” вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а “вечными” законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал “естественный закон”, согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законами арифметической прогрессии. По его мнению, это связано с так называемым законом убывающей производительности последовательных затрат, что, например, для земледелия оборачивается “законом убывающего плодородия почвы”. От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.
Проблемы народонаселения для России ныне проявляются в весьма противоречивой форме, имеют свои особенности, связанные с её историей, положением на планете, современными реалиями. Эти проблемы активно обсуждаются сегодня во всем мире, как в науке, так и в политике, затрагивают, по сути, большинство жителей планеты. Они находились в постоянном внимании ученых и в прошлом. Среди них великий русский мыслитель Д. И. Менделеев. Поэтому обращение к его размышлениям о народонаселении является и сегодня актуальным.
Менделеев рассматривал рост народонаселения как объективный естественно исторический процесс. В отличие, например, от классиков марксизма, хотя и признававших естественные основы народонаселения, но связывающих законы народонаселения с особенностями той или иной общественной формации, Д. И. Менделеев их основу видел в естественной природе человека. Он отмечал, что многие социальные учения упускают из виду, "что человеку, как организму, свойственно размножение и что, помимо иных целей, у отдельных особей и всяких их совокупностей есть несомненно природная цель продолжаться в умножающемся потомстве", то, что В. И. Вернадский называл давлением жизни. Это, отмечал Д. И. Менделеев, одна из важнейших причин роста народонаселения и распространения людей по всей планете. Человечество в целом "...проникнуто инстинктивным стремлением к сохранению потомства и считает "эту любовь к потомству" первейшей обязанностью сознательно-разумной деятельности". В действительности хотя и существует определенная взаимосвязь между наличным составом самого народонаселения и возможностью его воспроизводства, но эта взаимосвязь опосредуется самой природой человека. В качестве такой относительной взаимосвязи, например, демографические данные, показывают, что при любых условиях большая жизнеспособность женщин сравнительно с мужчинами носит общий характер, лишь модифицируясь в конкретных условиях.
Рост народонаселения, увеличение его плотности, потребности заселения соответствующих территорий Д. И. Менделеев рассматривал важнейшими факторами, влияющими на всю историю человечества. "Этими потребностями, - писал он, - определяются вся история народов, войны и переселения...". Густота населения влияет "на всю историю отдельных народов и всего человечества". В росте народонаселения он видел решающий фактор прогресса общества, связывал этот рост с обладанием человечеством силами природы при помощи науки и техники. "Словом, - отмечал он, - постоянная людская теснота жизни дает неизбежно много общих благ и способствует прогрессу".
3. Рекультивация земель
Рекультивация земель – комплекс работ, направленный на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение состояние окружающей среды. Рекультивация земель, мероприятия по восстановлению биологической продуктивности и эстетической ценности ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. На первом, техническом этапе производятся подготовительные работы, например выравнивание отвалов горных выработок (Донбасс), засыпка израсходованных карьеров и шахт, расчистка от лавин и обвалов, расчистка наносов от наводнений или пыльных бурь и т, д. На втором этапе восстанавливается плодородие путем создания почвенного покрова, а также посадок различных растений, создания рекреационных водоемов и т. п. Комплекс работ может включать горнотехнические, мелиоративные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, инженерно-строительные работы, в том числе: восстановление рельефа, восстановление почв и растительности, лесовосстановление, создание новых ландшафтов и т. д.
В соответствии с «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденными приказами от 22.12.1995 года Минприроды России № 525 и Роскомзема № 67, рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
4.Правовая охрана растений в России.
В эпоху НТП особенно острыми становится проблема охраны флоры и растительности. В настоящее время в связи с освоением новых земель все меньше остается участков с естественной растительностью. В результате этого исчезают места обитания многих дикорастущих растений. Идет обеднение видового состава флоры на всем земном шаре.
В России произрастает около 18 тыс. видов сосудистых растений, из которых 4 тыс. видов стали редкими и исчезающими. В первое издание «Красной книги СССР» (1978) было занесено 444 вида, во второе (1984) – 603 вида сосудистых растений, требующих специальной охраны.
Известно, что охрана редких видов растений может быть решена несколькими путями:
1. Устройством заповедников, заказников и памятников природы
2. Прекращением заготовок видов, численность которых резко снизилась
3. Снижением заготовок ценных видов и
4. Введением редких видов в культуру.
Наиболее полная охрана редких видов растений осуществляется в заповедниках.
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной Среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе. Национальных(провинциальных) парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН, было, 1035, из которых организованна за последние несколько лет. Особенно быстрый рост заповедных территорий происходил в развивающихся странах.
Система государственных заповедников России на 1.01.96 включает 93 заповедника, которые охраняют 30 млн. га, или почти 1,5% от всей площади России, что превышает территории Белоруссии, Латвии и Эстонии, вместе взятых. В заповедниках запрещена любая человеческая деятельность, кроме научных исследований. Даже доступ людей туда крайне ограничен.
В отличии от заповедников, где природа полностью изымается из хозяйственного пользования, человеком и ведется научная работа за состоянием биогеоценозов, в заказниках охраняются только отдельные, ставшие редкими растения, животные или ландшафты. В заказниках нет специального штата научных работников, как в заповедниках, а за охраной ландшафтов следит егерь – лицо, ответственное за охрану в заказнике.
Обычно заказники не занимают больших территорий, подобно заповедникам, и, как правило, они полностью не изымаются из хозяйственной деятельности. Они остаются в ведении прежних землепользователей, которые обязаны соблюдать установленный режим, не допускать ущерба охраняемым объектам.
Государственные заказники имеют различное значение: ландшафтные или комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, палеонтологические и др. Они создаются по инициативе местных организаций и утверждаются республиканскими , областными и районными исполкомами советов народных депутатов. (Например в Башкирии – 15 заказников, в Оренбургской области – 18, в Челябинской области – 23.)
Памятники природы – уникальные объекты или сравнительно небольшие территории (за исключением ботанических и ландшафтных памятников), отражающие характерные черты естественных ландшафтов той местности, внутри которых они расположены. Понятие памятников природы было предложено еще в начале XIX века немецким ученым А. Гумбольдтом, однако до сих пор оно трактовалось по-разному.
На территории памятников природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности.
В отличии от заказников , где охрана проводится егерской службой, памятники природы охраняются силами общественности, местными рай- и горисполкомами. На каждый памятник природы составляется паспорт и дается охранное обязательство теми колхозами, совхозами и другими землепользователями, на территории которых они находятся.
Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.
Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" ботанические сады и дендрологические парки представляют собой отдельную самостоятельную категорию объектов с особым режимом охраны и функционирования. В последние годы сеть ботанических садов и дендрологических парков России продолжала расширяться, в первую очередь, за счет садов, расположенных на территориях курортных зон и оздоровительных учреждений. В настоящее время Совет ботанических садов России – ведущий координационный орган в соответствующей области – объединяет 80 ботанических садов и дендрологических парков (табл. 6) различной ведомственной принадлежности.
В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б.В.Ерофеев. Экологическое право. М., “Высшая школа”, 1992.
2. В.В. Дежкин «Охота и охрана природы». М.: ФиС, 1977.
3. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 г. – М., 1997.
4. Первый национальный доклад о сохранении биологического разнообразия в Российской Федерации. М., 1998.
5. Растения и животные. - М., 259,[4] с.
6. Растительный мир Земли. – М., 286 с.
1.Государственные органы управления природоохранной и природопользовательной деятельностью. Благополучие нашего общества все в большей степени стало зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия многообразных полезн
Основи екології
Основные законы и принципы экологии
Принципы экологической безопасности
Механизмы охраны окружающей природной среды
Искусственные экосистемы
Роль кислорода, света и звука в жизнедеятельности рыб
Оценка загрязнения окружающей среды
Некоторые вопросы по экологии
Цветники и клумбы
Эколого-экономический анализ деятельности предприятия по производству древесноволокнистых плит
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.