курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
TOC o "1-3" h z u Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. PAGEREF _Toc154150395 h 6
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой. PAGEREF _Toc154150396 h 6
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных. PAGEREF _Toc154150397 h 13
взаимоотношений детей подросткового возраста. PAGEREF _Toc154150398 h 13
1.3. Эффективность групповой деятельности. PAGEREF _Toc154150399 h 18
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных. PAGEREF _Toc154150400 h 23
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста. PAGEREF _Toc154150401 h 23
2.1. Общая организация исследования. PAGEREF _Toc154150402 h 23
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования. PAGEREF _Toc154150403 h 32
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования. PAGEREF _Toc154150404 h 40
Заключение. PAGEREF _Toc154150405 h 41
Список литературы.. PAGEREF _Toc154150406 h 44
Приложения
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от
общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он
включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а
выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.
Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношения в природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу – богатство связей общения, определяющее общественную силу человека.
Вступая в общение и взаимодействие внутри какой-либо группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на различных связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии; податливости к воздействию других людей или устойчивости к этим воздействиям; активном общении или замкнутости, изолированности; совместимости с другими по психофизическим особенностям или отсутствии такой совместимости.
В некоторых конкретных группах подобное взаимодействие преобладает, если в них отсутствуют или слабо выражены общие, принятые и утверждаемые всеми членами группы цели, задачи и ценности (идеалы, убеждения, оценки). В другом случае взаимодействие имеет опосредованный характер взаимоотношения между членами группы определяются принятыми в ней ценностями и оценками, важными для всех задачами и целями совместной деятельности. Ломов Б.Ф. писал, что этот тип взаимодействия наиболее характерен для коллективов, т.е. для таких групп, которые объединяются общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности.
Исследуемая в работах Л.С. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Петровского [21], А.И. Донцова [10], К.К. Платонова, Л.М. Уманского, В.А. Бодрова, Н.В. Гришиной, А. Лотт и Б. Лотт, Д. Картрайта, и других отечественных и зарубежных психологов, данная проблема не потеряла своей актуальности и требует дальнейшего изучения. [15]
Сегодня перед нашим обществом стоят столь грандиозные задачи и в сфере материального производства, и в сфере создания духовных ценностей, что решение их требует небывалых совместных усилий людей, настоящей сплоченности тех общностей, в которые они объединяются, совершенно определенного характера взаимоотношений в этих общностях.
Научно-техническая революция, урбанизация и другие социальные процессы, будучи прогрессивными явлениями в целом и обеспечивая небывалое развитие общества, вместе с тем порождают новые и обостряют некоторые старые проблемы в сфере воспитания подрастающих поколений.. Межличностные отношения в группе — могучее средство в руках педагогов и психологов, позволяющее решить многие современные проблемы воспитания юношества.
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на
формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.
Объект исследования: дети младшего подросткового возраста.
Методы эмпирического исследования:
Социометрический эксперимент (по Коломинскому Я.Л.) [7]
Диагностические методики:
1. Методика оценки психологического климата в группе А.Ф. Фидлера.
2. Социально-психологическая самоаттестация группы Р.С. Немов. [18]
Выборка: были выбраны учащиеся «А» и «Б» класса школы 61, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 29 человек, 13 девочек и 16 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Отношение между индивидом и группой
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки
зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,
профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует
оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой
понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на: малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и
общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют и во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.
Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).
Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -
семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации.
Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и
реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще - психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней
носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
социальные классы;
различные этнические группы;
профессиональные группы;
возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. [10]
“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик
группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема.
Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.
Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее
удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,
преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. [18]
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные
уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех [8]. По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». [14] Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально - психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,
начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский [27] считает при классификации групп определять степень и развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
1.2. Психологическая характеристика и особенности межличностных
взаимоотношений детей подросткового возраста
Взаимоотношения в группах делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчиненного, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Отношения в группе могут меняться от безразличных до конфликтных или коллективистских в благоприятном случае. Личность в группе проявляет свои положительные или отрицательные черты в зависимости от складывающихся обстоятельств, т.е. от особенностей группы и социального окружения.
Варианты взаимоотношений в группах рассматриваются на основе триад, групп состоящих из трех человек, и отражающих закономерности развития отношений в других больших по численности группах. [29]
Выделяют следующие варианты: гармоничные или согласованные (взаимоотрицательные), противоречивые, конфликтные.
Межличностные отношения рассматриваются в статике — сформировавшиеся на данный момент, и в динамике — т.е. в развитии. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития.
Статическую картину изучают с помощью социометрии. Это комплекс методик предназначенных для исследования отношений: взаимных симпатий и антипатий, привлекательности и непривлекательности, авторитетности и неавторитетности. Эти методики также позволяют выделить неформального лидера группы.
Групповая динамика изучает сплоченность, устойчивость к внешним воздействиям, эффективность деятельности группы, конформность личности в группе или ее независимость.
Основой межличностных отношений является групповая деятельность, ее цели и содержание. [16]
В структуре межличностных отношений выделяют три уровня:
1. отношение каждого члена группы к деятельности, мотивация и
личностный смысл, 2. опосредованные отношения через цели и задачи деятельности,
принимаемые в группе принципы и ценностные ориентации,
3. поверхностный уровень — предполагает наличие эмоциональных связей, личные
непосредственные контакты, не оказывающие влияние на содержание групповой
деятельности.
Существуют критерии оценки межличностных отношений в группе, позволяющие также судить об уровне ее развития. К ним относятся:
Внутригрупповая идентификация — это особый характер мотивации поступков, когда каждый член группы относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в своем сообществе. Во внутригрупповой идентификации противопоставление «я» и «они» снимается понятием «мы». Гуманность, забота о товарище, требовательность к нему — норма таких взаимоотношений. Так возникает психологический климат, благоприятный для развития личности. [16]
Нарушением принципов внутригрупповой идентификации является поведение, при котором к себе и к другим в одной и той же или в сходной ситуации индивид применяет разные нравственные нормы и строит свои поступки, исходя из подобных норм. В роли показателя выступает конкретный психологический параметр межличностных отношений. Этот параметр получил наименование действенной групповой эмоциональной идентификации, или сочувствия как соучаствования.
Итак, сочувствие как соучаствование — это внутригрупповая идентификация, для которой некоторое неблагоприятное происшествие, а также связанные с ним переживания одного из членов группы становятся мотивами поведения остальных членов группы и организуют их деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действия данного происшествия.
В группе высокого уровня развития уровень сочувствия как соучаствования сохраняется и в том случае, когда наказание грозит ее «ветерану», и в том, когда оно предназначено включенному в нее новичку. Как известно, в группах низкого уровня развития новичок заведомо оказывается в роли «козла отпущения». Отношение к новичку во многом может рассматриваться в качестве критерия гуманных отношений в группе. Подлинный гуманизм обнаруживается в неизменности эмпирических показателей соучаствования в тех случаях, когда угроза наказания адресована пока еще неизвестному группе индивиду, но на которого распространяются не только обязанности, но и права ее члена. Итак, соучаствование как проявление внутригрупповой идентификации является специфическим показателем уровня развития межличностных отношений в группе.
Свое наиболее яркое выражение, включая отношение к моральным ценностям и нормы поведения, отвечающие идеалам общечеловеческой этики, внутригрупповая идентификация получает в группе высокого уровня развития, способствуя ее интеграции.
Сплоченность группы как ценностно-ориентационное единство— это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченная группа способна легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняться как целое в различных, в том числе неблагоприятных, условиях. Вопрос состоит в том, как выявить экспериментальными методами наличие или отсутствие сплоченности и измерить ее выраженность в группе. [26] Педагоги и психологи пришли к выводу о наличии определенной тенденции личности воспринимать свою группу, если это высокоразвитое сообщество, как источник ориентации. Это, в свою очередь, приводит к значительной однородности в установках членов такой группы, в оценке содержательной стороны совместной деятельности. Все это дает основание предположить, что в группах, достаточно долго функционировавших на основе общих для них задач и ценностей, усиливается процесс групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства. Отсюда следует и собственно экспериментальная программа получения количественного показателя (индекса) групповой сплоченности. Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.
Ценностно-ориентационное единство группы, как показатель ее сплоченности, отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. Разносторонняя и сколь угодно пестрая картина этих ориентации не препятствует сохранению сплоченности группы. Ценностно-ориентационное единство в группе — это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Если, к примеру, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед ней, невыполнима или что руководитель группы неспособен обеспечить ее выполнение (непригоден к руководству), а другие члены группы придерживаются противоположного мнения (и подобные разногласия типичны для данной группы), то ни о какой сплоченности группы не может быть и речи. [26]
Возложение и принятие ответственности — этот феномен проявляется в признании правомерности возможных социальных санкций в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности по отношению к себе или к другим лицам в группе.
Канадские психологи показали зависимость актов возложения ответственности от внешней привлекательности другого лица. Выяснилось, что ответственность за хорошие поступки и успешные дела приписывается хорошеньким женщинам, а на женщин внешне непривлекательных возлагается ответственность за неудачи и плохие поступки. Эксперименты отечественных психологов свидетельствуют, что характер возложения ответственности зависит от уровня развития группы. В группе высокого уровня развития акты возложения ответственности носят в основном объективный характер, а индивидуальный вклад каждого практически, вне зависимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности, оценивается правильно. Противоположная картина наблюдалась в низкоразвитой группе, где в случае успеха совместной деятельности испытуемый зачастую отмечает свои заслуги, а в случае неудачи готов переложить вину на всех других или, по крайней мере, на «объективные обстоятельства». Неадекватность в приписывании ответственности за успехи или неудачи реально выполняемой и социально оцениваемой деятельности является причиной конфликтов в группе. Так как сплошь и рядом участники совместной деятельности не в состоянии объективно измерить собственный вклад в общее дело, то их оценки имеют явно субъективный характер. В высокоразвитой группе отсутствуют крайности субъективизма, и приняты следующие моральные нормы: не уклоняться от ответственности, если виноват; не перекладывать вину «с больной головы на здоровую»; не приписывать себе весь успех; не умалять роли и значения другого в общих достижениях; не ссылаться на «объективные обстоятельства» и т.д.
Познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы. Существует много факторов влияющих на эффективность групповой деятельности: величина группы, каналы коммуникаций, композиция, межличностные отношения, стиль лидерства и другие.
Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными. [34]
Положительные:
1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.
2. Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.
3. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.
4. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.
5. С ростом группы обычно повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих много альтернативных вариантов решения, это обстоятельство представляется весьма существенным.
Отрицательные:
1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает вероятность образования и распада на мелкие группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам.
2. Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
3. Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.
4. При увеличении группы статус и авторитет одних ее членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними. Возможности для развития и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.
5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности обычно снижается.
На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги. [34]
Композиция, т.е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же количественном составе группа может быть психологически совместимой и не совместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.
Высокоразвитые группы с неоднородной композицией — со значительными индивидуально-психологическими различиями участников — лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, в подходах к решению задач, в точках зрения, мышлении, особенностях восприятия, памяти и т.п. их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вариантов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполнения поставленной задачи. [34]
Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами внутри группы.
В однородных группах люди обычно больше удовлетворены и больше стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным объединениям школьников. В трудных ситуациях вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на решение задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные группы, так как здесь участники понимают друг друга с полуслова. [34]
Зависимость успеха группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологического развития группы. Для группы, приближающейся к уровню развитого коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях — даже либеральный стиль лидерства.
В группах, находящихся на среднем уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности.
В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации деятельности и имеющих сложные, конфликтные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности. Директивный стиль, как временная мера, может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: новая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей, и т.п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, психологически не обоснованное применение директивного (или авторитарного) стиля лидерства в среднеразвитой группе отрицательно сказывается на настрое людей, снижает эффективность групповой работы. Такой стиль ограничивает самостоятельность и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих глубокого мышления. [34]
Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в группах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себя более развитые в социально-психологическом отношении группы.
Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности. Существует несколько таких форм организации: коллективно-кооперативная, организованная на началах тесного взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе, индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого, скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциально максимальным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает возможность появления ошибочных решений. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда (например, при использовании в групповой работе техники мозгового штурма). [34]
Глава 2. Эмперическое исследование проблемы межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
2.1. Общая организация исследования
Цель эмпирического исследования: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети, имеющие более высокий статус.
Задачи:
1. Провести диагностическое исследование социально-психологического климата в группе учащихся младшего подросткового возраста.
2. Изучить социометрическую структуру группу обследуемых учащихся.
3. Проанализировать полученные результаты.
Методы, применяемые в эмпирическом исследовании.
Социометрическое исследование (по Коломинскому Я.Л.) [16]
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено) [3].
Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.
В качестве социометрических критериев испытуемым были предложены следующие вопросы:
1) Представьте себе, что Вы оказались на необитаемом острове. Кого из своих нынешних одноклассников Вы хотели бы видеть рядом? (не более 3-х человек).
2) Кого из своих нынешних одноклассников Вы не хотели бы видеть в своем классе? (не более 3-х человек)
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.
Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы. Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора (см. приложение 2). Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
Коэффициент статуса
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Карточки с ответами испытуемых соответствующим образом обрабатываются, на основе чего составляются социометрические матрицы.
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество учащихся, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный выбор -.
На основании данных определяют статусное положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным категориям:
1«предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;
2«принятые» - 3-5 выборов (положительных и отрицательных);
3«непринятые» - 1-2 отрицательных выбора;
4 «изолированные»
- не получившие ни одного выбороа (ни
положительного, ни отрицательного).
Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).
УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).
Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):
КВ = (Р1/Р)х100%,
где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте;
P1 - число взаимных выборов.
Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству (по Коломинскому Я.Л.). [16]
Методика оценки психологического климата в группе (А.Ф. Фидлер).
[23]
В ее основе лежит метод семантического дифференциала.
Испытуемые (члены классного коллектива) оценивают состояние психологической атмосферы в своей группе по следующим критериям:
1. Дружелюбие - враждебность.
2. Согласие - несогласие.
3. Удовлетворенность - неудовлетворенность.
4. Продуктивность - непродуктивность.
5. Теплота - холодность.
6. Сотрудничество - несогласованность.
7. Взаимоподдержка - недоброжелательность.
8. Увлеченность - равнодушие.
9. Занимательность - скука.
10.Успешность - безуспешность.
Каждая пара критериев оценивается баллами от 1 до 8. Чем меньше балл, тем ближе он к первому критерию пары. Позитивные характеристики социально-психологического климата соответствуют меньшему баллу. Соответственно, чем больше балл (до 8), тем более негативная характеристика данного критерия диагностируется.
Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка социально-психологического климата). Оценки
от 10 до 29 свидетельствуют о благоприятном социально-психологическом климате; 30-45 баллов - характеризует скорее благоприятную атмосферу в коллективе, 46-60 баллов - скорее неблагоприятную, а 61 - 80 баллов -неблагоприятный социально-психологический климат. Данная методика допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность. Образец бланка к методике помещен в приложении № 1.
Социально-психологическая самоаттестация группы. Немов Р. С.[21]
Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива, составляет следующий список суждений (всего их 75, причем 5 из них — контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 — рабочие).
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.
6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
7. Знают стоящие перед группой задачи.
8. Достаточно требовательны друг к другу.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
14. Хорошо знают итоги работы группы.
15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
18. Имеют общие увлечения (хобби).
19. Защищают друг друга.
20. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.
21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.
22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.
23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.
26. Помогают друг другу.
27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым ее членам.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.
29. Хорошо знают правила поведения в группе.
30. Никогда ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.
33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.
36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.
37. Хорошо знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Искренне верят в свою группу.
40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими группами, преимуществ старых ее членов перед новыми.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
45. Всегда и во всем правы.
46. Личные интересы не ставят выше интересов других членов группы.
47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
48. Имеют сходные представления о нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к новым членам группы.
51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.
52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.
54. Поддерживают добрые начинания в группе.
55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.
56. Уважают друг друга.
57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами в своей группе.
58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.
59. Хорошо знают черты характера друг друга.
60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.
63. Одинаково правильно оценивают распределение различных поощрений между членами группы.
64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.
66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.
67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
69. Лично заботятся об успехах группы.
70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за ошибки получают члены группы.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, не только старых, но и новых членов группы.
73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят такое распределение обязанностей между собой, которое вполне устраивает всех.
74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.
75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.
При помощи 70 рабочих суждений, включенных в этот список, оценивается уровень развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. Контрольные суждения служат определению того, можно ли доверять ответам, предложенным испытуемыми на рабочие суждения. Если ответы на контрольные суждения окажутся отличными от тех, какими они должны быть при внимательном и искреннем отношении к участию в исследовании со стороны членов изучаемой группы, то в свою очередь ответы на рабочие суждения считаются ненадежными и не заслуживающими доверия.
Все 70 рабочих суждений в методике разделены на 7 групп по 10 суждений в каждой. Это — подшкалы данной методики, при помощи которых экспериментально оценивается степень развитости в группе как коллективе 7 видов отношений. Эти отношения следующие:
1. Ответственность. Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
2. Коллективизм. Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
3. Сплоченность. Единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях.
4. Контактность. Взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы.
5. Открытость. Отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы.
6. Организованность. Способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
7. Информированность. Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы.
В бланке, представленном в приложении, которым пользуются члены группы в процессе ее обследования, слева направо вертикальными рядами цифр обозначены номера суждений методики. Каждый из семи располагающихся слева направо столбцов включает в себя номера тех суждений, которые включены в отдельную подшкалу методики, а сами под-шкалы с первой по седьмую представлены в этом бланке столбцами, следующими друг за другом в соответствующем порядке. Так, например, первый слева столбец представляет подшкалу «ответственность» и т.д.
В верхней части бланка представлена оценочная шкала, пользуясь которой члены изучаемой группы дают оценки отношениям в своей группе по каждому из 70 рабочих и 5 контрольных суждений. Соответствующие оценки сначала даются в словесных формулировках оценочной шкалы, затем переводятся в баллы, и эти баллы проставляются в бланке слева от порядкового номера соответствующего суждения.
Перед началом исследования каждый член группы получает по одному бланку и инструкцию следующего содержания:
Инструкция
«Сейчас вам будет зачитан список суждений, которые характеризуют отношения, существующие в развитом, сформировавшемся коллективе. При помощи этих суждений вы должны будете оценить степень развитости своей группы как коллектива, т. е. сказать, насколько в вашей собственной группе представлены и развиты такие отношения между ее членами. Свою группу вы будете оценивать по каждому из 75 суждений в отдельности, пользуясь при этом имеющимся у вас бланком и шкалой, представленной в верхней его части. Порядок работы с методикой следующий: после того как вам будет зачитано первое суждение, вы должны будете оценить по нему свою группу и выбранную вами оценку поставить справа от номера соответствующего суждения на бланке. Затем зачитывается второе суждение и процедура повторяется многократно до тех пор, пока каждый из вас не оценит свою группу по всем 75 суждениям». Замечание. Если по тому или иному суждению испытуемый не в состоянии оценить свою группу, то в бланк вместо конкретной цифровой оценки вносится прочерк «-», соответствующий последнему пункту словесной оценочной шкалы «затрудняюсь сказать». Необходимо, однако, стараться, чтобы этих прочерков было как можно меньше. После того как все бланки заполнены членами группы, производятся анализ и оценка результатов исследования. (см. приложение № 1)
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе двух классов. Представим его результаты по каждому классу отдельно. Мы имеем два исследуемых объекта: «А» класс и «Б» класс.
Социометрическое исследование.
Изучение социометрической структуры групп, вычисление индексов групповой сплоченности, благополучия взаимоотношений, изолированности (см. приложение 2)
Проанализировав социометрическую матрицу «А» класса, можно констатировать следующую социометрическую структуру группы:
Таблица 1.
Социально-психологическая самоаттестация в группе «А».
Оценка по каждому испытуемому
Уровень развития |
Кол-во испытуемых |
% соотношение |
Высокий уровень развития |
2 испытуемых |
14% |
Средний уровень развития |
8 испытуемых |
57,1% |
Низкий уровень развития |
4 испытуемых |
28,6% |
Испытуемые № 7 и 13, получившие только по 6 положительных выборов являются «предпочитаемыми». Испытуемые № 1,5,10,11 получили по 3-4 положительных и по 1 отрицательному выбору, поэтому они считаются «принятыми». Испытуемые № 3,4,6,8,14 положительных выборов не получали, а количество отрицательных выборов от 2 до 4, статус этих сотрудников - «непринятые». Наконец, испытуемые № 9 и 12 не получили ни одного выбора (ни положительных, ни отрицательных), это - «изолированные». Общее количество положительных выборов сделанных в 10-а классе равно 28, а отрицательных - 20, число положительных взаимовыборов - 3, отрицательных - 1.
Определим далее уровень благополучия взаимоотношений в данной группе. Сравним для этого количество учеников, находящихся в благоприятных статусных категориях - 1 и 2 (их 6 человек) с количеством испытуемых, имеющих неблагоприятный социометрический статус (их 5 человек) 6 > 5, следовательно, УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) высокий. Индекс изолированности равен 14,2%; индекс взаимности равен 10% (3/34 х 100%).
Показатель групповой сплоченности на эмоционально-личностном уровне Сп вычисляется по формуле:
Сп = К/∑вв*100%, где К - общее число взаимных выборов, сделанных членами группы;
∑вв = п(п-1)/2 - максимально возможное число взаимных выборов в группе.
Итак, Сп = 3/39* 100% = 7,6% (индекс групповой сплоченности).
Социально-психологическая самоаттестация в группе «Б».
Оценка по каждому испытуемому
Уровень развития |
Кол-во испытуемых |
% соотношение |
Высокий уровень развития |
9 испытуемых |
60% |
Средний уровень развития |
5 испытуемых |
33,3% |
Низкий уровень развития |
1 испытуемых |
6,7% |
В «Б» классе «предпочитаемыми» являются испытуемые №2, 7 и 11. Они
получили по 7-8 положительных выборов. Испытуемые №1,5,8,10- «непринятые»,
количество отклонений- 4-5. Испытуемые № 3,9, и 13 не получили ни одного
выбора, они являются «изолированными».
Общее число положительных выборов, сделанных в группе, равно 41;
отрицательных - 24.
Число положительных взаимовыборов - 9, отрицательных - 1.
Уровень благополучия взаимоотношений высокий;
индекс изолированности - 10%; а коэффициент взаимности 22% (9/41*100%).
Показатель групповой сплоченности на эмоционально-личностном уровне: Сп = 9/42*100% = 21% (индекс групповой сплоченности).
Из этих данных видно, что в «А» классе все социометрические индексы, характеризующие групповую сплоченность, выше, чем в «Б» классе. Итоговые показатели социометрического исследования:
Таблица 3
Итоговые результаты социометрического исследования
Группы |
Кол-во положит, выборов |
Кол-во отрицат. выборов |
Обшее число взаимных выборов |
Обшее число взаимных отклонен ий |
Индекс изолированности |
Индекс взаимности |
индекс группово и сплоченн ости |
«А» класс |
28 |
20 |
3 |
1 |
14,2 |
10 |
7,6 |
«Б» класс |
41 |
24 |
9 |
1 |
10 |
22 |
21 |
Гистограмма на рисунке 1 наглядно демонстрирует данные результаты.
25-, «Б» Кл.
изолир-ть взаим-ть сплоч-ть
Рис. 1 Результаты социометрического исследования
Оценка психологического климата в классах.
В «А» классе средняя общая оценка, характеризующая степень благоприятности социально-психологического климата равна 42,2.
Суммарный балл, характеризующий социально-психологический климат в группе превышает 50 баллов (до 65 баллов).
В «А» классе наиболее высокие показатели (соответствующие менее благоприятной социально-психологической атмосфере), получены по критериям:
1. увлеченность-равнодушие;
2. успешность-безуспешность;
3. продуктивность-непродуктивность;
4.сотрудничество-несогласованность
5.взаимоподдержка-недоброжелательность.
Самые низкие среднеггрупповые показатели зафиксированы по критериям:
1 дружелюбие-враждебность;
2 согласие-несогласие.
В целом, в данной группе социально-психологический климат относительно благоприятный. Общая среднегрупповая оценка, характеризующая состояние социально-психологического климата в «А» группе равна 42,2 баллам, при минимальной - 10 б. И максимальной - 80 б.
Более подробные данные о результатах каждого испытуемого см. в таблице приложения № 3.
В «Б» группе средняя общая оценка, характеризующая степень благоприятности социально-психологического климата равна 31,5.
Согласно правилам обработки результатов данной методики, на основе индивидуальных профилей социально-психологического климата, составляем средний профиль, характеризующий психологическую атмосферу в группе.
Среднегрупповые оценки социально-психологического климата в «Б» группе по всем 10 критериям находятся в диапазоне от 2,8 до 3,8. Причем самые низкие оценки получены по критериям:
1 согласие-несогласие;
2 сотрудничество- несогласованность;
3 увлеченность-равнодушие;
1 (дружелюбие - враждебность). А самые высокие среднегрупповые оценки зафиксированы по критериям 7 (взаимоподдержка - недоброжелательность); 5 (теплота - холодность) и 3 (удовлетворенность - неудовлетверенность);
В целом, в коллективе 10-6 класса социально-психологический климат достаточно благоприятный. По 8-балльной шкале основная масса оценок не превышает 4-х баллов, а общая среднегрупповая оценка равна 31,5 (при максимальной оценке 80 баллов, а минимальной - 10 баллов).
Социально-психологическая самоаттестация группы.
Проведенное эмпирическое исследование комплексной оценки уровня развития «А» группы (см. бланки в приложении № 5).
Нами получены следующие результаты:
1) по степени развития отдельных отношений в группе.
Отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой получили средний балл - 3,3. Наиболее высокие оценки по шкале «ответственность» наблюдаются у испытуемых №7 (4,8 б.); 5 (4,2 б.); 9,14 (4,16.). Самыми низкими оценками отметили «ответственность» в группе испытуемые №12 (1.9 б.); 11 (2,4); 3,4 (2,6 б.)
Испытуемые № 5,9,1,7 высоко оценили «сплоченность» группы (4,8 б.,4,4 б.,4б.)
Наиболее низкие оценки единству мнений и действий в группе выявились у испытуемых № 12 (2,4 б.); № 2,6,8,11 (2,8 б.). Общий балл- 3,2, что соответствует среднему уровню развития данного вида отношений в группе. Взаимная общительность в группе («контактность») оценивается в целом на 3,6 балла, что также соответствует среднему уровню развития данного вида отношения в группе. Наиболее высокие результаты оценок - 4,2 б. (исп. № 2); 4,4 б.
(исп. № 7); 4,1 б. (исп. № 1); 4 б. (исп. №3). Низко оценили данный вид отношений в группе исп. № 12 (2 б.); исп. № 11 (2,5 б.).
Средние баллы по двум видам отношений: «открытости» и «организованности» в «А» группе составили по 3,4, что также соответствует среднему уровню развития отношений членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений.
Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы оценивается в 3,7 балла.
2) оценка уровня развития группы отдельными его членами.
Наивысшую оценку уровня развития группы дали испытуемые № 14 (4,1 б.); №7,9 (4 б.).
Испытуемые № 1,8,11,12 оценили развитие группы низкими баллами (2,6; 2,9; 2,8; 2,3). Большинство членов группы рассматривают развитие своей группы на среднем уровне (7 человек).
Таким образом, развитие «А» группы находится на среднем уровне (см. приложение 4).
Развитие «Б» группы находится на среднем уровне (см. приложение 4).
Проанализировать результаты исследования можно по каждому из семи видов отношений в целом в группе и отношение каждого учащегося к своей группе. Нами получены следующие результаты: высокий уровень развития своей группы отметили семь старшеклассников: исп. № 1
(4,2 б.); № 2 (4,1 б.); № 3(4,3 б.); № 5 (4,1 б.); № 7 (4,2 б.); № 10 (4,6 б.); №15
(4,2 б.). Один испытуемый оценил уровень развития группы очень высоким -5,6 балла (№ 11). Средний уровень развития группы как коллектива отметили исп. № 6 (3,1 б.); № 8 (3,6 б.); № 9 (3,4 б.); №12 (3,3 б.);
№ 13 (3,7 б.); № 14 (3,2 б.). Низкий уровень развития группы наблюдается в оценке только одного испытуемого - № 4 (2.9 б.).
Рассматривая отдельные разновидности отношений в группе, можно отметить высокий уровень развития «коллективизма» и «организованности». Данной группе учащихся присуще стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению; а также способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
Другие виды отношений: «ответственность», «сплоченность», «контактность» и «информированность» отмечены учащимися средним уровнем развития, приближающимся к высокому, так как общие оценки развития отношений составляют соответственно 3,7 б.; 3,9 б.; 3,8 б.; 3,9 б.; 3,7 б.
Оценочные данные развития группы «А» и группы «Б» наглядно можно представить в виде гистограммы, из которой отчетливо видно, что уровень развития группы «Б» выше, чем в группе «А».
рис. 2
Условные обозначения:
1- ответственность, 2- коллективизм, 3- сплоченность, 4- контактность,
5- открытость, 6- организованность, 7- информированность, 8- итоговый результат.
2.3. Выводы по результатам эмпирического исследования
Подытожив результаты всего эмпирического исследования, сформулируем следующие выводы:
1. В группе «Б» по данным социометрического исследования зафиксированы более благоприятные межличностные отношения, чем в группе «А», а именно, там произведено больше положительных и взаимных выборов, больше учащихся, имеющих положительные статусные категории, выше индексы взаимности и групповой сплоченности, ниже индекс изолированности.
2. Профили, характеризующие социально-психологический климат, показывают, что в группе «Б» средние оценки по всем критериям ниже, чем в группе «А», т.е., состояние социально-психологического климата в группе «Б» более благоприятное, чем в группе «А». Это говорит о том, что в Группе «Б» имеет место доверие членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в сложных ситуациях, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.
3. В «А» группе выявлен средний уровень развития разнообразных отношений, В «Б» группе также отмечен средний уровень развития группы, но с оценочными показателями, приближающими данную группу к высокому уровню развития различных видов отношений: отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой; стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу; взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы; способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений.
4.
Как
следует из всего вышесказанного, в группе «Б», где методом
социометрии были получены показатели благоприятных межличностных
отношений,зафиксированблагоприятный социально-психологический климат и
уровень развития группы выше среднего. Тогда как в «А» группе, где
социометрическое исследование показало не вполне благоприятные межличностные отношения (большое количество
старшеклассников с неблагоприятными статусными положениями, низкие индексы взаимности и сплоченности, высокий индекс изолированности), социально-психологический климат скорее неблагоприятный и уровень развития группы средний.
Заключение
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения
ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.
Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. –
374с.
8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед.
институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
13. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие.– Минск: Университетское, 1997. – 212с.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М, 1980.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах – Минск, 1976.
17. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.
18. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
19. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
20. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991. – 176с.
21. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. – М., 1990.
22. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
24. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.
25. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.– 179с.
27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – т. 2, Ростов – на – Дону, 1996.
28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:
учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
31. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
32. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.
33. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.
Приложение 1.
Психологический климат в группе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 .Дружелюбие |
Враждебность |
||||||||
2. Согласие |
Несогласие |
||||||||
3. Удовлетворенность |
Неудовлетворенность |
||||||||
4. Продуктивность |
Непродуктивность |
||||||||
5. Теплота |
Холодность |
||||||||
6. Сотрудничество |
Несогласованность |
||||||||
7. Взаимоподдержка |
Недоброжелательность |
||||||||
8. Увлеченность |
Равнодушие |
||||||||
9. Занимательность |
Скука |
||||||||
10. Успешность |
безуспешность |
Социально-психологическая самоаттестация группы
I. |
2. |
3. |
.4. |
5. |
6. |
7. |
|
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
|
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
|
38. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. |
48. |
49. |
50. |
51. |
52. |
|
53. |
54. |
55. |
56. |
57. |
58. |
59. |
60. |
61. |
62. |
63. |
64. |
65. |
66. |
67. |
|
68. |
69. |
70. |
71. |
72. |
73. |
74. |
75. |
1. Если бы Вы оказались на необитаемом острове, то кого из своих одноклассников Вы хотели бы видеть рядом? Назовите не более трех человек.
2. Кого из своих нынешних одноклассников Вы не хотели бы видеть в своем классном коллективе? Назовите не более трех человек.
Приложение 2
Социометрическая матрица «А» группы
№ |
Номера выбираемых членов группы |
Итоговыданные |
|
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
+ |
- |
||||
1 |
- |
+ |
+ |
+ |
3 |
1 |
|||||||||||||
2 |
+ |
+ |
- |
2 |
1 |
||||||||||||||
3 |
+ |
- |
+ |
2 |
1 |
||||||||||||||
4 |
- |
- |
+ |
1 |
2 |
||||||||||||||
5 |
+ |
- |
1 |
1 |
|||||||||||||||
6 |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
2 |
|||||||||||||
7 |
+ |
- |
+ |
+ |
3 |
2 |
|||||||||||||
8 |
+ |
- |
- |
1 |
2 |
||||||||||||||
9 |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
|||||||||||||
10 |
+ |
- |
+ |
2 |
1 |
||||||||||||||
11 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
3 |
||||||||||||
12 |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
1 |
|||||||||||||
13 |
- |
+ |
+ |
2 |
1 |
||||||||||||||
14 |
- |
+ |
+ |
2 |
1 |
||||||||||||||
+ |
3 |
2 |
0 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
0 |
4 |
3 |
0 |
6 |
0 |
28 |
||||
Итоговые данные |
- |
1 |
1 |
3 |
4 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
20 |
|||
Социометрическая матрица «Б» группы
№ |
Номера выбираемых членов группы |
Итоговые данные |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
+ |
- |
||
Номера выбираемых членов группы |
1 |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
2 |
|||||||||||
2 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
1 |
|||||||||||
3 |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
2 |
||||||||||||
4 |
+ |
4- |
- |
2 |
1 |
|||||||||||||
5 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
2 |
|||||||||||
6 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
2 |
||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
1 |
|||||||||||
8 |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
||||||||||||
9 |
- |
- |
+ |
+ |
2 |
2 |
||||||||||||
10 |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
2 |
||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
1 |
|||||||||||
12 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 |
2 |
|||||||||||
13 |
- |
+ |
+ |
2 |
1 |
|||||||||||||
14 |
+ |
- |
+ |
+ |
3 |
1 |
||||||||||||
15 |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
2 |
||||||||||||
Итоговые данные |
+ |
0 |
7 |
0 |
3 |
0 |
4 |
8 |
0 |
0 |
0 |
7 |
3 |
0 |
4 |
5 |
41 |
Z |
4 |
0 |
0 |
2 |
5 |
1 |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
Z |
24 |
Приложение 3
Таблица результатов изучения социально-психологического климата по методике Фидлера
выборка |
№ исп. |
Социально-психологический климат (баллы) |
Общий балл |
«А» группа |
1 |
3378354633 |
45 |
2 |
3356643426 |
42 |
|
3 |
3112232324 |
23 |
|
4 |
4566543648 |
51 |
|
5 |
4457456364 |
48 |
|
6 |
5664356475 |
51 |
|
7 |
5546337867 |
53 |
|
8 |
2234546683 |
43 |
|
9 |
3346778454 |
51 |
|
10 |
3321 132231 |
21 |
|
11 |
3245344565 |
41 |
|
12 |
3242645546 |
41 |
|
13 |
5543643273 |
42 |
|
14 |
2245645326 |
39 |
|
42,2 |
|||
«Б» группа |
1 |
1122312 1 1 1 |
15 |
9 |
3324755435 |
41 |
|
3 |
3133432246 |
31 |
|
4 |
3 122543312 |
26 |
|
5 |
3567856373 |
53 |
|
6 |
2643323542 |
34 |
|
7 |
3423112343 |
26 |
|
8 |
3142332124 |
26 |
|
9 |
33242 15341 |
31 |
|
10 |
2231 123421 |
21 |
|
11 |
3234536314 |
34 |
|
12 |
5663546273 |
44 |
|
13 |
3132143322 |
24 |
|
14 |
3213114323 |
23 |
|
15 |
5463535436 |
44 |
31,5
Приложение 4
Социально-психологическая самоаттестация группы
«А» группа
суждения |
|||||||||
№ п/п |
ответственность |
коллективизм |
сплоченность |
контактность |
открытость |
организованность |
информирванность |
Итоговый уровень в баллах |
Показатель развития группы |
1 |
2,8 |
3,1 |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
2,9 |
4,6 |
2,6 |
Низ. |
2 |
3,0 |
2,6 |
2,8 |
4,2 |
4,0 |
3,0 |
3,5 |
3,3 |
Сред. |
3 |
2,6 |
3,4 |
3,4 |
4,0 |
4,2 |
3,8 |
3,4 |
3,5 |
Сред. |
4 |
2,6 |
3,2 |
3,5 |
3,9 |
2,9 |
3,6 |
4,0 |
3,4 |
Сред. |
5 |
4,2 |
3,6 |
4,8 |
3,7 |
3,4 |
3,5 |
4,2 |
3,9 |
Сред. |
6 |
3,6 |
3,4 |
2,8 |
2,9 |
2,5 |
3,4 |
3,9 |
3,4 |
Сред. |
7 |
4,8 |
3,6 |
4,0 |
4,4 |
3,7 |
3,4 |
4,0 |
4,0 |
Сред. |
8 |
2,5 |
2,9 |
2,8 |
3,1 |
3,3 |
2,9 |
2,8 |
2,9 |
Низ. |
9 |
4,1 |
4,0 |
4,4 |
3,6 |
3,6 |
3,9 |
4,4 |
4,0 |
Вые. |
10 |
3,8 |
3,6 |
4,1 |
4,2 |
3,6 |
2,8 |
3,4 |
3,6 |
Сред. |
11 |
2,4 |
2,2 |
2,8 |
2,5 |
2,6 |
3,2 |
3,4 |
2,8 |
Низ. |
12 |
1,9 |
2,2 |
2,4 |
2,0 |
2,7 |
2,2 |
2,8 |
2,3 |
Низ. |
13 |
3,1 |
3.0 |
4,2 |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
2,6 |
Сред. |
|
14 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
4,2 |
3,6 |
4,4 |
4,4 |
4,1 |
Вые. |
всего |
3,3 |
3,2 |
3,6 |
3,6 |
3,4 |
3,4 |
3.7 |
3.5 |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Приложение 4
Социально-психологическая самоаттестация группы
«Б» группа
суждения |
Итоговый уровень в баллах |
Показатель развития группы |
|||||||
№ п/п |
ответственность |
коллективизм |
сплоченность |
контактность |
открытость |
организованность |
|||
1 |
3,4 |
4,4 |
4,4 |
4,6 |
3,9 |
4,6 |
3,9 |
4,2 |
Выс. |
2 |
4,0 |
4,6 |
4,4 |
3,9 |
3,6 |
4,2 |
4,4 |
4,1 |
Выс. |
3 |
4,2 |
4,9 |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
4,6 |
4,0 |
4,3 |
Выс. |
4 |
2,8 |
2,9 |
2,6 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
2,6 |
2,9 |
Низ. |
5 |
4,0 |
3,6 |
3,4 |
3,9 |
4,6 |
4,4 |
4,6 |
4,1 |
Выс. |
6 |
3,4 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
2,6 |
3,4 |
3,5 |
3,1 |
Сред. |
7 |
4,0 |
3,8 |
5,1 |
4,4 |
4,6 |
3,9 |
3,8 |
4,2 |
Выс. |
8 |
4,4 |
3,9 |
3,7 |
4,0 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
3,6 |
Сред. |
9 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
3,6 |
3,0 |
2,9 |
3,4 |
3,4 |
Сред. |
10 |
4,6 |
4,5 |
4,8 |
4,3 |
4,8 |
4,6 |
4,8 |
4,6 |
Выс. |
11 |
4,4 |
4,7 |
4,8 |
4,4 |
4,2 |
4,8 |
5,0 |
5,6 |
Выс. |
12 |
2,8 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
3,3 |
4,0 |
3,2 |
3,3 |
Сред. |
13 |
3,9 |
4,0 |
3,8 |
3,6 |
3,1 |
4,0 |
3,6 |
3,7 |
Сред. |
14 |
3,2 |
3,6 |
3,4 |
2,9 |
2,8 |
3,0 |
3,9 |
3,2 |
Сред. |
15 |
4,0 |
4,4 |
3,9 |
3,6 |
4,4 |
4,6 |
4,6 |
4,2 |
Выс. |
всего |
3,7 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
4,0 |
3,9 |
Выс. |
Сред. |
Выс. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Выс. |
Сред. |
Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Образ учителя словесности в русской литературе XX века
Краеведение и краеведческий принцип в обучении географии
Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Технология саморазвития по М. Монтессори
Использование различных видов контроля учебной деятельности студентов в вузе
Формирование мотивации учения в подростковом возрасте
Организация взаимодействия семьи, школы и ребенка
Роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников
Использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.