курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
На современном этапе развития российского общества в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и к начальной школе в частности.
В частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема формирования практических умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.
Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических умений предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости.
Практические умения становились объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и дидактики. Проблема их формирования рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина и др.).
Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе свидетельствует о том, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у младших школьников практических умений. В частности установлено, что системное представление об этом процессе реализовано не во всех своих возможностях. Уделялось основное внимание компонентам системы формирования практических умений, но вне поля зрения оставались связи между ее элементами, специфическим образом воздействующие на развитие личности учащегося. Недостаточно эффективно применяются различные средства, позволяющие активизировать учебную деятельность школьников. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии на уроках естествознания.
В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым [19], З.А. Клепининой [5], Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым [14], Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой [13], И.Т. Суравегиной [2]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся практических умений.
Вышесказанное позволяет утверждать, что экскурсионная деятельность в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.
Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволил констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования практических умений младших школьников.
Предмет исследования: влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу.
2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников.
3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников.
4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.
Методы исследования:
· анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
· анализ практики работы педагогов в данном направлении.
Глава I. Особенности формирования практических умений у младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования практических умений у младших школьников
Совершенствование формирования у младших школьников умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определяется как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний [11]. В других, как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта [21]. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности [8]. В пособии по дидактике под редакцией М.А. Данилова и М.Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности [21]. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов.
Особая роль в формировании у детей практических умений отводится начальной школе, так как именно здесь закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у них умение самостоятельно приобретать знания. Однако содержание и структура практических умений в школьных программах не разработаны должным образом. Многие учителя не имеют представлений о том, как развиваются у учащихся те или иные практические умения, в какой взаимосвязи друг с другом они находятся, как влияют отдельные предметы на развитие различных умений, каким образом обеспечивается межпредметная координация этого процесса, как учитывается возможность переноса сформированных практических умений во внеурочную деятельность младших школьников. Обилие научно-методических материалов, где рассматриваются (как правило, с разных авторских позиций), отдельные стороны проблемы, не позволяет сформировать у учителя ясные, целостные представления о ее сущности и путях решения в школьной практике.
Все практические умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: 1) общие, которые формируются у учащихся начальных классов не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике; 2) специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.
Процесс формирования практических умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Л.М. Фридман определяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими практическим умениям и навыкам:
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык) [21].
Однако не все практические умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни практические умения формируются в школе обычно до 3 уровня, другие, главным образом, общие, до 4 уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
В.И. Орлов определяет формирование практических умений как специальную педагогическую задачу [11]. Однако он отмечает, что не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения – это неверно.
Школьник в своей практической деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время, преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы практической работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать практическую деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный практический процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию[11].
Одним из основных принципов обучения является его сознательность. Будет адекватно воспринято и усвоено лишь то содержание – знания или умения, - которое осознается человеком. А осознается далеко не все то, что воспринимается. Это положение подробно раскрывается А.Н. Леонтьевым, который писал: «На первый взгляд это утверждение кажется немного парадоксальным, но, тем не менее, это так. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают» [8].
Осознание определенного содержания зависит от того, какое структурное место оно занимает в деятельности ребенка. В своей практической работе он осознает не все, с чем имеет дело, что попадает в поле его зрения, а только то, что входит в его деятельность как предмет какого-либо отдельного действия как его непосредственная цель. Сделать целью для ученика именно то практическое содержание, которое нужно усвоить, - для учителя означает уметь управлять его восприятием и, соответственно, направленностью его внимания.
Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать практические умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. В.И. Орлов считает, что учитель должен реализовывать два главных момента или этапа – постановку цели и организацию деятельности младших школьников [11].
Прежде всего, перед учащимися начальных классов ставится особая цель – овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
М.В. Лисицын определяет распространенный недостаток организации практической работы учащихся – дети не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. В первое время, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы [8].
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие, социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.
1.2. Критерии и уровни сформированности практических умений у младших школьников
В педагогическом процессе существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности. С этой целью используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
По словарю С.И. Ожегова [10] критерий определяется как мерило оценки, суждения.
Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь.
В.М. Пакулова [13] считает, что ведущими критериями является когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. По её мнению проявлениями критериев сформированности практических умений у младших школьников являются:
· когнитивный – наличие знаний учащихся об экскурсиях, своей области, города, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;
· мотивационно-потребностный – наличие интереса к области практической и учебной деятельности, отношение к природе, желание овладеть какими-либо практическими умениями;
· деятельностно-практический – проявление трудолюбия, заинтересованности на экскурсиях, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде.
Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности практических умений младших школьников осуществляется посредством использования методик диагностики.
В процессе исследования нами были определены три уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней сформированности практических умений у младших школьников
1. Высокий уровень.
У учащихся имеются осознанные знания о практической деятельности и умениях людей. Учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык), умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг. Учащиеся осваивают основные виды практической деятельности, их особенности, понимают значимость практических умений для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, а также у детей выражены интересы к учебной и практической деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, связанную с исследованием природных явлений, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в экскурсиях, проявляют трудолюбие на уроках, экскурсиях. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе проведения экскурсий.
2. Средний уровень.
Учащиеся имеют знания о практической деятельности и умениях людей. Учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников, знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого). Учащиеся осваивают виды практической деятельности, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость практических умений для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы к учебной и практической деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, связанную с исследованием природных явлений, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в экскурсиях, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
3. Низкий уровень.
Учащиеся имеют незначительные представления о практической деятельности и умениях людей. Учащиеся не могут усвоить практические умения, не понимают значимости практических умений для людей. Учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения). Учащиеся не проявляют интереса к учебной и практической деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей. Учащиеся участвуют в экскурсиях при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой, практической деятельности.
Глава II. Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений у младших школьников
2.1. Роль экскурсий в образовательном процессе
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования практических умений младших школьников в образовательном процессе.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса,
которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [13]. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Задача современного педагога по естествознанию – донести до ума и сердец младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и природы, и человека [19].
В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены на формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой предусмотрены следующие экскурсии:
- при изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе;
- при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей, с поверхностью и водоёмами края [15].
В курсе «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы «Природа и мы» предусмотрены следующие экскурсии:
- природа вокруг нас (объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием человека;
- охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая
- тропа) [16].
В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии:
- растения и животные леса;
- растения и животные луга;
- растения и животные водоёма.
Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению:
- выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные);
- систематизируются и расширяются знания об охране природы;
- раскрывается роль природы в жизни человека;
- систематизируются представления о взаимосвязях в природе [16].
Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.
В практике преподавателей экскурсии проводятся, в основном, во внеурочное время.
Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки в город-герой, дельфинарий, наблюдения за растениями и животными в парках и скверах города. На уроках труда дети изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а в зимнее время – подкармливают птиц.
Например, в ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической
тропе, проходящей в пойме реки Томи на Соколухинских горах. Приведём пример экскурсии:
Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».
Цель экскурсии:
- Изучение природы ближайшего окружения;
- распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным признакам;
- выяснение влияния близости города на лесной массив и реку Томь;
- определение правил экологически грамотного поведения.
План экскурсии.
Главные остановки во время экскурсии:
1. «Травянистые растения».
2. «Памятник природы».
3. «Соколухинские горы».
4. «Танцующий лес»
Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа-определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии является не только запоминание растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки, мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками.
С учётом того, что у младших школьников ведущим видом деятельности является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся дидактические игры во время экскурсий [9].
Дидактическая игра «Деревья и кусты».
В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и
кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.
Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».
В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.
Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.
Одним из важнейших условий формирования практических умений в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу» [22]. Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.
2.2. Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений младших школьников
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема формирования практических умений младших школьников является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
В развернутом виде педагогические условия формирования и развития практических умений можно представить так:
- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;
- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;
- определенным образом организованная практическая деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;
- такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующей проявления максимальной умственной активности;
- использование средств самостоятельной работы;
- развитие умения активно оперировать знаниями;
- при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;
- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных практических задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика [11].
Руководство учителем чувственными восприятиями детей, процессом образования представлений должно осуществляться:
- Путем постановки четких хорошо продуманных вопросов, ответы на которые могут быть подтверждены чувственным опытом детей.
- Не осложненными заданиями, имеющими целью приучить детей сравнивать изучаемые предметы и явления, находить в них черты сходства и различия.
- Путем составления четкого плана наблюдений.
- Заданиями по постановке доступных для детей опытов.
- Приемами учета и закрепления полученных учащимися конкретных представлений (зарисовка, приготовление гербариев, коллекций, моделей) [21].
Экскурсии в природу можно представить как особый вид самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к изучению природы.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др. [19].
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.
В городских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности [5].
Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву) [5].
Г.И. Колесникова предлагает для эффективного формирования практических умений и нравственно-эстетического отношения к природе постановку проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры. [7].
Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Г.П. Мойснер отмечает, что главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: "Что в лесу растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки" и т. п. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать [9].
Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры "в кого-нибудь" или "во что-нибудь". В педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.
Г.П. Мойснер считает, что при разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу [9].
Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь занимательного материала". Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
В.М. Пакулова считает, чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы [13].
Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.
Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания.
Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование практических умений младших школьников, их представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются
Заключение
Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.
В ходе исследования выдвинута цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.
Объектом исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников.
В ходе исследования были проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений младших школьников: выявлено влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.
С целью выявления сформированности практических умений на уроках естествознания у младших школьников, были разработаны критерии, показатели, определены уровни сформированности практических умений младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
3. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998, №8.
4. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
5. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
6. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
8. Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. КГПИ, 1984.
9. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.
10. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
11. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39.
12. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
13. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
14. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.
15. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
16. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
17. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.
18. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.
19. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.
20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
21. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.
22. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
Приложения
Приложение 1.
«Природные наблюдения зимой» (экскурсия)
Задачи:
а) образовательные: установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием.
б) воспитательные: формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета.
в) развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой.
Оборудование: блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы.
Ход урока.
I. Организация класса
- Ребята, послушаем тишину
II. Фенологическая минутка
Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.
III. Объяснение новой темы
– Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)
Ребята! Нам понадобилась ваша помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения:
- пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их
- найти следы зверей на снегу и зарисовать их
- изучить слои снега и зарисовать их
- найти и собрать растения с осени
- измерить температуру у почвы и на поверхности снега
Мы на вас надеемся, заранее благодарны.
Экологи
(дети делятся на группы, выбирают ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают необх.оборудование)
IV. Самостоятельная работа учащихся
Ребята самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им
V. Физкультминутка
Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок
А затем поприседаем, никогда не замерзаем.
VI. Беседа по итогам наблюдений
Каждая группа отчитывается перед классом о своем наблюдении. Вместе пишут отчетное письмо экологам, учитель интересуется, понравилось ли детям наблюдать за природой, что нового узнали
VII. Подведение итогов
Оценивается работа детей, выставление отметок в дневник, журнал
Коллективный обед (дети заранее приносят чай, печенье, конфеты)
Приложение 2.
Экскурсия «Осенние изменения в природе». (Октябрь)
Цель:
Этапы урока |
Традиционные рекомендации. |
Наши рекомендации. |
1. Орг.момент. |
1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений. |
1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»: Осень. По утрам морозы. -какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете? |
2. Повторяются правила поведения в природе. |
2. Какое правило нам не подходит и почему? -Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите! -Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны! -Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. |
|
2. Основная часть. |
1. Характеристика погоды дня: -какое сейчас время года? -какая сегодня погода? -как светит солнце? -как выглядит парк по сравнению с летом? -как изменилась погода по сравнению с летом? -измерим температуру воздуха (учитель). |
Беседа: -вспомните первые признаки осени; -сравните общий вид леса в летнее и осеннее время; -обратите внимание на красоту природы; -как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья? (дети отвечают с помощью учителя) Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений. |
2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава): -учим детей различать деревья, кустарники и травы; -учим различать лиственные и хвойные деревья; -знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов. |
2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору. |
|
3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери. 4. Сбор экскурсионного материала. |
|
|
5. Игра. |
Подвижная игра «Летает – не летает». |
|
Заключительная часть. |
Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края. |
В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии. |
Домашнее задание. |
Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам - с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились? - по каким признакам различают деревья, кустарники, травы? - опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии. |
Задания для осенней экскурсии:
1 группа: 1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась? 2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали. |
5 группа: 1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему? |
2 группа: 1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? 2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название. |
6 группа: 1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? 2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой. |
3 группа: 1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему? 2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски. |
7 группа: 1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему? 2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий. |
4 группа: 1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему? 2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев. |
8 группа: 1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему? 2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов. |
Введение На современном этапе развития российского общества в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и к начальной школе в частности. В частности в Концепции
Использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Подготовка младших школьников к жизни и труду
Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий
Использование дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста
Лингвострановедческий аспект в преподавании английского языка в средней школе на тему: "Одежда"
Дидактическая система Коменского
Развитие навыков монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Способности к педагогической деятельности
Особливості мислення у дітей із ЗПР
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.