курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Урок как основная форма обучения биологии в средней школе
1.1 Урок – основная форма обучения биологии
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии
1.3 Система уроков в теме
1.4 Типы и виды уроков биологии
2. Методическая часть
2.1 Урок № 1 на тему: «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания»
2.2 Урок № 2 на тему: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция»
2.3 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка»
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В настоящее время трудно найти отрасль хозяйства, в которой не использовались бы биологические знания. Биологические знания позволяют понять значение окружающей природы, необходимость охраны и воспроизводства ее, научные основы сельского хозяйства, роль гигиены труда личной и общественной, подготавливают учащихся к жизни и способствуют осуществлению политехнического обучения. Изучение конкретных фактов развития живых организмов, взаимосвязи явлений в природе, закономерностей эволюции органического мира создает естественнонаучный фундамент для формирования мировоззрения.
Особое место в школьном курсе биологии занимает изучение анатомии и физиологии человеческого организма. Знания по анатомии и физиологии человека позволяют учащимся составить представления о необходимых гигиенических условиях жизни и труда, от которых зависит здоровье и долголетие, формируют основы здорового образа жизни.
Таким образом, разработка методических основ изучения человеческого организма приобретает немаловажное значение для повышения эффективности школьного биологического образования.
Данная курсовая работа преследует следующие цели и задачи.
Цель: разработать методические основы изучения системы органов дыхания в школьном курсе биологии
Задачи:
1) изучить методическую литературу по данной теме;
2) разработать конспекты уроков по теме;
3) подготовить беседу о вреде табакокурения
1. Урок как основная форма обучения биологии в средней школе
1.1 Урок – основная форма обучения биологии
Основной формой организации процесса обучения биологии является урок. Его построение и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения. Вся учебно-воспитательная система, весь комплекс сложных компонентов содержания, методов воспитания реализуется в уроке.
Известно, что классно-урочная система обучения была впервые введена Я.А. Коменским (1592-1670). В России классно-урочная система применялась уже М.В. Ломоносовым. История школьного естествознания показывает, что сначала разрабатывались структура школьного учебного предмета, содержание и способы его преподавания. И только В.В. Половцов в 1907 г. впервые дает некоторые рекомендации к уроку: раскрывает эффективность эвристического метода, который активизирует мыслительную деятельность учащихся; разрабатывает требования к вопросам, которые задает учитель учащимся; обращает внимание на необходимость сочетания на уроке различных методов, указывая, что ни один из методов не может быть универсальным. При проведении урока он призывал учителей учитывать возрастные особенности учащихся и всегда помнить, что класс – «коллективная единица, которая имеет свою индивидуальность, свои особые свойства и признаки. Учитель должен, - говорил он, - приобрести «чувство класса».
Попытка реорганизовать систему образования в 20-30-х годах и отказаться от классно-урочной системы потерпели неудачу и не встретили поддержки учительства. Урок есть основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении.
На уроках биологии учащиеся под руководством учителя систематически и последовательно соответственно государственной программе приобретают теоретические знания, практические умения и навыки, формируют отношение к окружающей действительности. Учащиеся одного класса представляют собой коллектив, в котором проходит основная, наиболее основательная часть их учебной деятельности. Между всеми формами учебной работы с учащимися и уроком имеет место постоянная прямая и обратная связь, обеспечивающая целостность учебно-воспитательной системы школы. Образно говоря, урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.
На уроке выявляется необходимость проведения экскурсий, постановки опытов и наблюдений в живом уголке, проведения вечера, внеклассного чтения; используются результаты всех форм работы с учащимися. Большое внимание учитель уделяет определению дозы учебного материала, с тем чтобы учащиеся могли его усвоить на уроке. Изучение нового материала идет в органической связи с прежде пройденным. Тем самым достигается планомерное и последовательное развитие биологических понятий. Под руководством учителя учащиеся переходят от познания единичных фактов к их обобщению, к сущности явлений, другими словами учатся логически мыслить. Разнообразные формы логического мышления находят применение на уроках биологии во всех классах с усилением удельного веса абстрактного мышления в старших. Уроки биологии имеют определенную специфику и отличаются от уроков другим предметов. На этих уроках учитель должен использовать методы обучения, свойственные естественным наукам, формировать определенные умения, которые потребуются в дальнейшем при изучении географии, физики, химии. Это наблюдение природных объектов и явлений, выполнение опытов и практических работ, работа во время экскурсий и т.д. Урок является важной частью работы учителя, требуя от него специальной методической подготовки, определенного методического мастерства.
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии
Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований. Эти методы определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы (Ю.К. Бабанский, 1983): дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся:
- четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;
- выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
Воспитательные требования к уроку:
- четкое постановка воспитательных задач урока, обеспечивающая на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;
- формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;
- соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
- наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
- четкая организация урока на всех этапах его проведения;
- подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
1.3 Система уроков в теме
Каждый биологический курс состоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельных уроках. Таким образом, каждая тема программы представляет систему логически связанных уроков. Система уроков дает учителю возможность преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний коллективной и индивидуальной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками и развивая познавательные способности.
Материал темы распределяется по урокам более или менее самостоятельными частями. В большинстве случаев эти части темы соответствуют основным понятиям, образующим в конце изучения темы сложное понятие. Это обуславливается своеобразным составом элементов основ науки в школьном предмете биологии. В ботанике каждая тема изучает орган растения, в зоологии – животных по типам, в анатомии и физиологии человека – системы органов. Каждая из этих тем включает понятия морфологические, анатомические, физиологические, экологические; кроме них, в VI и VII классах – филогенетические и систематические; в VIII – гигиенические. В старших классах соответственно составу основ науки, входящих в общую биологию, состав понятий усложняется.
Характерно для биологии, что изучение тех или иных понятий для лучшего усвоения учащимися требует определенных методов. Анатомические, морфологические и систематические - практических методов (определение, расчленение натуральных объектов, рассмотрение препаратов); физиологические и экологические – наглядных методов (демонстрация опытов, фильмов, схем). Сложные понятия по всей теме и общебиологические в плане развития их из темы в тему и их курса в курс – словесных методов (сопоставлений, сравнений, обобщений).
Таким образом, распределение содержания по урокам и выбор методов его изучения являются методически обоснованными – научными.
1.4 Типы и виды уроков биологии
Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина). В ней выделились следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решаются одновременно несколько дидактических задач.
Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи – усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений; 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные (Н.Е. Кузнецова).
В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т.п. (Г.И. Белов, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова). Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. (С.В. Иванов). Н.М. Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).
Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируют по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, И.Н. Пономарев, Д.И. Трайтак и др.).
Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Поэтому каждая тема представляет собой четко выраженную систему уроков, связанных целями обучения и логикой раскрытия учебного материала. Различаются такие типы уроков: 1) вводные, 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.
Многообразие уроков в существующей практике обучения значительно шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок, который может быть отнесен к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи с этим обозначалась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа.
Тип урока | Вид урока |
Вводный | Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок. |
Раскрывающий содержание темы | Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. |
Заключительный, или обобщающий | Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. |
2. Методическая часть
2.1 Урок № 1 на тему: «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания»
Цели:
- обучающие - определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок;
- развивающие - формировать умения: самостоятельн6о работать с текстом и рисунками данными в учебнике; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; выполнять несложные практические задания;
- воспитывающие – формировать умение работать в группе, самостоятельность, инициативность
ТСО и средства наглядности: таблицы: «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение № 2), «Строение дольки легкого» (см. Приложение № 3); муляжи гортани; рельефная таблица «Органы дыхания».
Тип урока: изучение нового материала.
План проведения занятия:
№ и название этапа | Время |
1. Организационный момент. | 3 мин. |
2. Актуализация знаний, необходимая для изучения нового материала – фронтальный опрос | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | 20 мин. |
4. Закрепление знаний – работа в группах | 10 мин. |
5. Задание на дом | 2 мин. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Фронтальный опрос.
Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, при необходимости учитель дополняет ответы учеников.
1) Что называется дыханием?
(Дыхание – это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе).
2) Для чего организму необходим кислород?
(Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов).
3) Как соотносится обмен веществ и дыхание?
(Дыхание – это часть обмена веществ, во время которой происходит газообмен между организмом и внешней средой. При вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе из организма удаляется углекислый газ).
4) Где образуется и накапливается энергия в клетке на клеточном уровне?
(В клетке энергия образуется и накапливается в митохондриях. Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит универсальным клеточным аккумулятором. Энергию, заключенную в АТФ, клетки используют на различные процессы своей жизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов, мышечные сокращения и многое другое).
5) Каково значение органов дыхания?
(Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ).
6) Какие органы дыхания у животных вам известны?
(Жабры – у большинства водных обитателей; трахеи – у насекомых; легкие – у наземных позвоночных).
7) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?
(Кровь циркулирует по кровеносной системе и разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада.
Кровь выполняет транспортную функцию: обогатившись в легких кислородом, она доставляет его ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким).
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками, данными в учебнике на с. 138-139.
Ученики делают записи в рабочих тетрадях.
3. Обсуждение прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя при этом наглядные пособия и рисунки учебника, учитель при необходимости дополняет ответы учащихся.
1) Дайте определение процесса дыхания.
(Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ).
2) Для чего живому организму необходим кислород?
(С помощью кислорода происходит окисление органических веществ и выделение энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности).
3)Какова роль дыхательной системы?
(Дыхательная система обогащает кровь кислородом и забирает из нее углекислый газ).
4) На какие две группы по функциональному признаку можно разделить органы дыхания человека?
(Органы дыхания человека делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена).
5) Какие органы относятся к дыхательным путям?
(см. Приложение № 2)
(К дыхательным путям относятся: носовая полость – носоглотка – гортань - трахея – бронхи).
6) Что является органами газообмена? (см. Приложение № 2, 3)
(Органами газообмена являются легкие).
7) Как устроена гортань и какие функции она выполняет? (см. Приложение № 1)
(Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный из них – щитовидный, расположенный в передней части шеи.
В полости гортани имеются голосовые связки, между которыми располагается голосовая щель. Если голосовые связки сомкнуты, то воздух, с силой проходя через них, заставляет связки колебаться. Так рождается звук).
Дополнение учителя. (см. Приложение № 1). Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда выше.
Голосовые связки могут совершать от 80 до 100 колебаний в 1 с. Окончательное формирование звуков речи человека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.
Крик вредит голосовым связкам: они сильно напрягаются и сближаются, ударяются и трутся друг от друга, повреждаясь при этом. У человека, который часто кричит, голос становится хриплым или исчезает совсем. При шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью. Когда нужно щадить голосовой аппарат рекомендуется говорить шепотом.
Повреждают голосовые связки частые воспаления дыхательных путей. Отрицательное влияние на голосообразующий аппарат оказывают курение и употребление алкоголя. Важную роль играет особый хрящ – надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы едим, и напротив, открывает его, когда мы дышим.
8) Как устроены лёгкие?
(Основной орган дыхательной системы – легкие. Легкие расположены в грудной полости. Каждое легкое сверху покрыто плеврой, которая состоит из двух листков: один покрывает легкое, другой выстилает грудную полость.
Между этими листками находится щелевидная полость, которая содержит немного жидкости. Ткань легкого состоит из разветвленных бронхов и легочных пузырьков – альвеол, которые густо оплетены капиллярами).
IV. Закрепление знаний
Работа в группах. Ученики класса делятся на группы и выполняют данные учителем задания. Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
I группа. Работа с заданиями рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 140 учебника. (Верные утверждения даны на с. 141).
II группа. Работа с заданиями рубрики «Выбери правильный ответ». (Правильные ответы даны на с. 141).
III группа. Работа с заданиями рубрика «Подумай!» на с. 141 учебника.
1) Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
(Рот – это орган пищеварительной системы и потому не имеет тех приспособлений и не выполняет тех функций, которые возложены на носовую полость. Носовая полость – это часть дыхательной системы. Внутри она выстлана слизистой оболочкой. Пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через носовую полость. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух, и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты – реснички, которые все время находятся в движении, колеблются, «мерцают». Благодаря колебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью. Из носовой полости согретый, очищенный и увлажненный воздух поступает в ниже расположенные органы дыхания).
2) Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
(Ткань легких состоит из бронхов и легочных пузырьков, которые заполнены воздухом. Воздух легче воды и поэтому поддерживает кусочек легких на поверхности воды).
IV группа. Работа с заданиями рубрики «Рассмотрите рисунки» на с. 141 учебника.
Назовите отмеченные на рисунках части дыхательной системы.
А.
1 – трахея; Б. 1 – носовая полость;
2 – бронхи; 2 – носоглотка;
3 – легкое. 3 – гортань.
V Задание на дом.
Учитель объясняет ученикам, что необходимо выполнить самостоятельно.
Изучить текст учебника на с. 138-139; в рабочих тетрадях выполнить задания 111 и 115.
В тетрадях для лабораторных работ выполнить лабораторную работу «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего» (собаки.
Предполагаемый вариант лабораторной работы.
Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.
Ход работы:
1. Рассмотреть таблицы, рисунки, отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего.
2. Прочитав материал учебника и дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу.
Орган | Где расположен | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | В лицевой части черепа | Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая полость носа, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. |
- очищение воздуха; - увлажнение воздуха; - обеззаражи вание воздуха; - согревание воздуха |
Носоглотка | Соединяет носовую полость и гортань | ||
Гортань | В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков |
Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. |
- является частью дыхательных путей; - в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки |
Трахея | Трубка длиной 8,5-15 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. |
- часть Воздухонос ных путей; - очищает воздух; - увлажняет воздух |
|
Бронхи | На уровне v грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха | В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием. |
- часть воздухонос ных путей; - очищают и увлажняют воздух |
Легкие | В грудной полости | Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из легких и альвеол. | - орган газообмена |
Вывод: органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу – классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.
2.2 Урок № 2 на тему: «Газообмен в легких и тканях Дыхательные движения и их регуляция»
Цели:
- обучающие - ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущность дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха;
- развивающие - формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу;
- воспитывающие – формирование таких качеств личности как умение работать в группах, коммуникабельность, взаимопомощь.
ТСО и средства наглядности: модель гортани; таблицы «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение № 2), «Строение дольки легкого» (см. Приложение № 3), «Состав сухого воздуха» (см. Приложение № 4).
Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Сонин, Н.И. Биология. 8 класс. Человек [Текст] / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М: Дрофа, 2001. – 216 с.
3. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина,
М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козочек. – Волгоград: Учитель,
2006 – 328 с.
4.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 –272 с.
Тип урока: комбинированный урок.
План проведения занятия:
№ и название этапа | Время |
1. Организационный момент. | 3 мин. |
2. Проверка домашнего задания | 10 мин. |
3. Изучение нового материала | 20 мин. |
4. Закрепление знаний – работа в группах | 10 мин. |
5. Задание на дом | 2 мин. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
1. Выполнение задания 111 в рабочей тетради.
Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.
1 – носовая полость;
2 – гортань;
3 – язык;
4 – трахея;
5 – бронхи;
6 – легкое;
7 – альвеолы.
2. Выполнение задания 115 в рабочей тетради.
Вопросы задания и предполагаемые ответы учеников
1) Каково строение легкого? Как это связано с его функцией? (см. Приложение № 2, 3)
(Основной орган дыхательной системы – легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочных пузырьков одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.
Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная» пленка выводится через воздухоносные пути в виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами.
Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани – легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких).
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное знакомство учащихся с текстом и рисунками на с. 142-144 учебника. Ученики по заданию учителя делают краткий конспект урока в тетради.
2. Обсуждение прочитанного под руководством учителя.
Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
1) Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение № 4)
(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).
2) Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение № 2, 3)
(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.
Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы.
Кислород, растворившись в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани).
3) Как происходит газообмен в тканях?
(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.
Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.
Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин – вещество не прочное. Он способен сохраняться только тогда, когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.
В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступает здесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма).
4) Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?
Отразим эти изменения в форме таблицы. Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики переносят таблицу в тетради.
Дыхательное движение | Состояние дыхательных мышц | Состояние диафрагмы | Состояние легких |
Вдох | Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра | Диафрагма сокращается и становится плоской |
-грудная полость увеличивается; - легкие расширяются; - давление в легких становится ниже атмосферного; -воздух устрем - ляется в легкие |
Выдох | Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра | Диафрагма расслабляется и становится выпуклой |
- ребра опускаются; - грудная полость возвращается в исходное положение; - уменьшается объем легких; - давление в легких увеличивается; - воздух выталкивается из легких наружу |
5) Что такое жизненная емкость легких?
(Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл).
6) Как регулируется дыхание?
(Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга).
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах. Ученики класса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учитель проверяет правильность выполнения задания учениками.
I группа. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.
1) Расскажите какие процессы происходят в легочных альвеолах.
2) Каков механизм газообмена в тканях?
3) Каким образом совершаются дыхательные движения?
II группа. Выполнение задания в рубрике «Какие утверждения верны?» на с. 146 учебника. (Верные утверждения указаны на с. 147).
III группа. Выполнение задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 146 учебника. (Правильные ответы даны на с. 147).
IV группа. Выполнение задания в рубрике «Подумайте!» на с. 147 учебника.
1) Чем отличается легочный обмен от тканевого?
(При легочном газообмене кровь насыщается кислородом, а при тканевом – углекислым газом. При легочном газообмене кровь отдает углекислый газ, а при тканевом – кислород).
2) Что выгоднее для ныряльщика: сделать перед погружением несколько вдохов и выдохов или набрать в легкие как можно больше воздуха?
(Для ныряльщика выгоднее набрать в легкие как можно больше воздуха. При частом дыхании кислород воздуха почти не проникает в глубь альвеол. При глубоком же дыхании воздух успевает проникнуть глубоко в альвеолы, а благодаря этому кровь лучше насыщается кислородом).
V группа. Выполняет задания в рубрике «Рассмотрите рисунок».
Расскажите как происходит газообмен в легких и тканях.
V Задание на дом.
Объяснение учителя.
Изучите текст учебника на с. 142-145; выполнить задания 116-118 в рабочей тетради.
2.3 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка»
Данная беседа разработана для учащихся старших классов средней школы. Может быть проведена в рамках внеклассного занятия.
Цели:
- обучающие -расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде;
- развивающие - формировать умения: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; обосновать вредное воздействие курения;
- воспитывающие – формирование у учащихся настроя на здоровый образ жизни, умения отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения.
ТСО и средства наглядности: таблицы: «Органы дыхания», «Гигиена дыхания».
Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 –
272 с.
3. Литвак М.Е. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / М.Е. Литвак. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с.
Тип урока: урок-беседа.
План проведения занятия:
№ и название этапа | Время |
1. Организационный момент. | 5 мин. |
2. Рассказ учителя с элементами беседы | 20 мин. |
3. Обсуждение нового материала | 15 мин. |
4. Анкетирование учащихся | 5 мин. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале.
II. Рассказ учителя с элементами беседы.
Во время рассказа учитель отвечает на вопросы учеников.
«Друзья! Сегодня на уроке мы поговорим о вреде курения. Я понимаю, что слушать, то о чем вы уже много раз слышали, читали, дело не очень приятное. И я бы с удовольствием рассказала что-нибудь другое. Но что делать? Вы ведь тоже не всегда делаете то, что хотите! Постараюсь быть не очень нудной.
Вы знаете, что табакокурение наносит огромный вред сердечно-сосудистой системе. С каждой выкуренной сигаретой у курящего вначале повышается артериальное давление, затем падает ниже нормы (длящееся 30 минут) и только потом возвращается к норме. Кроме того, в основном у курящих развивается болезнь под названием эндоартериит, который приводит к закупорке артерий ног, а потом и рук. Заболевания курильщиков “перемежающая хромота” сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и инвалидность. Дело часто кончается ампутацией.
Вы знаете, что табакокурение наносит огромный вред дыхательной системе: хронический бронхит с почти постоянным кашлем, хронический ларингит с прокуренным голосом – постоянные спутники курильщика. Я уже не говорю о раке легких.
Вы знаете, что табакокурение наносит огромный вред желудочно-кишечному тракту. Гастрит – постоянный спутник курящего, а язвенная болезнь – нередкий гость.
Вы знаете, что табакокурение наносит огромный вред мочеполовой системе. Циститы и простатиты не редкость у курящих.
Ну, и наконец, табакокурение наносит вред всей личности, являясь формой токсикомании, которая по своим проявлениям приравнивается к наркомании. Вот об этом я хочу с вами немного поговорить. Давайте сравним табакокурение с известным видом зависимости – алкоголизмом. Тут, я думаю, сомнений ни у кого нет, что это пагубное пристрастие.
Для чего пьют? Для того, чтобы расслабиться, снять эмоциональное напряжение. А для чего курят? Для того, чтобы успокоиться, чтобы снять эмоциональное напряжение.
Как развивается алкоголизм? Вначале, при первом приеме, опьянение возникает от небольшой дозы алкоголя. Эпизодически пьющий может опьянеть от стакана вина или 100 граммов водки. Не так ли и при курении? Помните расхожую фразу о том, что пачка папирос убивает лошадь.
Если человек начинает пить регулярно, то постепенно для того, чтобы достигнуть необходимого психологического эффекта, ему надо увеличить дозу выпитого. Растет устойчивость к количеству выпитого. Не так ли и при курении?
Почему непьющие эпизодически не могут напиться так, чтобы валяться под забором? Потому, что у них есть защитный знак – рвотный рефлекс. При «переборе» будет рвота. Не так ли и при табакокурении? Эпизодически курящий, «балующийся», если нечаянно затянется, начнет надсадно кашлять. Кашлевой рефлекс – защитный знак.
Но как только исчезнет рвотный рефлекс и пьянки становятся систематическими, наступает алкоголизм. Не так ли и при табакокурении? Как только исчезнет кашлевой рефлекс, мы знаем, что перед нами уже никотиноман.
Если алкоголика лишить спиртного, у него разовьется душевный дискомфорт, он будет думать только о выпивке. Без спиртного он просто не сможет работать. Не так ли и при табакокурении? Вы знаете, что курящие не могут долго и непрерывно работать, им необходим перекур.
На начальных этапах пьют для того, чтобы стало весело, но затем пьют уже не для веселья, а просто для того, чтобы существовать. Наверное, вы видели людей, которые не могли приступить к работе, пока не выпьют. Руки дрожат, вид суетливый, взгляд тревожный. Но как только они выпьют, движения становятся уверенными, взор проясняется, и они могут начать работать. Когда появляются эти признаки, т.е. абстиненция, алкоголизм переходит во вторую стадию. Не так ли и при табакокурении? Кто из вас не знает людей, которые не выпускают сигареты изо рта? Водитель с папиросой, инженер, смахивающий пепел с чертежей, следователь, глубокомысленно пускающий дым, - вот расхожие штампы наших фильмов, но они отражают жизнь. И запрещать ее показывать, как это когда-то было, нельзя. Это жизнь. Кто-то захочет подражать, но обязательно у кого-то это вызовет отвращение.
Когда наступает третья стадия алкоголизма, начинают разрушаться внутренние органы. Цирроз печени, сахарный диабет, «бычье сердце» – вот далеко не полный перечень болезней, которые развиваются при алкоголизме. Не так ли и при табакокурении?
Но почему люди легкомысленно относятся к табакокурению? Прежде всего потому, что при курении не развивается деградация личности. Давайте подумаем, так ли это?
У каждого из нас есть недостатки, и мы стараемся их как-то скрывать от окружающих. Используем дезодоранты, косметику, стараемся носить такую одежду, которая скрывала бы несовершенство нашей фигуры. А вот курящие не только не скрывают, но и афишируют свой недостаток. Да еще и презирают нас, некурящих. Разве это не деградация? Пусть небольшая, но деградация!
Скажите, пожалуйста, кто из вас решится, находясь в обществе, попросить разрешения выпустить кишечные газы? А ведь курящие просят разрешения закурить в нашем присутствии! Кроме того, никотин – яд нервно-паралитического действия! Поэтому просьба закурить означает: «Разрешите я вас немного отравлю ядом нервно-паралитического действия?» Разве это не деградация?
Я понимаю, что те, кто курит, будут продолжать курить и после урока. Перед собой я ставлю более скромную задачу, и буду очень довольна, если кто-нибудь, кто еще думает, курить или не курить, воздержится от курения. Вот почему следующие несколько минут хочу посвятить вам, сомневающиеся.
Курение не так безопасно, как кажется. Действительно, оно не вызывает такой явной деградации, какую вызывает алкоголизм или наркомания. Никотин не может вызвать такой быстрый распад организма, как это делают морфий или алкоголь. Ведь морфинисты редко доживают до 35 лет, а алкоголики –до 55. Почему же опасен никотин? Дело в том, что он подобно троянскому коню, открывает путь к более сложным формам наркотизации. Транквилизирующие, успокаивающее действие никотина слабоватое, но курящий человек уже привык жить под действием веществ, оказывающих влияние на нервную систему. Поэтому после нескольких лет курения некоторые курильщики начинают прибегать к более сложным формам наркотизации. Где вы видели наркомана, который до первого приема наркотика не курил бы несколько лет табак? Где вы видели некурящего алкоголика?
“Курение или здоровье” - выбирайте сами. В табачном дыму определено 300 различных вредных веществ.
Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной работе мышцы сердца.
Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови.
Обнаружено, что никотин увеличивает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.
III. Обсуждение нового материала.
После прослушивания сообщения ученики обобщают полученные знания, отвечая на вопросы учителя. Совместно с учениками делается вывод.
1) Что происходит с сосудами после каждой выкуренной сигареты?
(У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут).
2) Как сужение сосудов влияет на работу сердца?
(У систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет).
3) Каковы признаки “перемежающейся хромоты” курильщиков?
(Заболевания курильщиков “перемежающая хромота” сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.
IV. Анкетирование учащихся.
После обсуждения прочитанного учитель раздает учащимся анонимные анкеты (см. Приложение № 5) с целью выяснить подверженность класса вредным привычкам. В дальнейшем это позволит учесть, освещению каких вопросов, касающихся здорового образа жизни, следует уделить наибольшее внимание. Анкетирование может быть проведена во классах данной параллели, что позволит разработать программу по воспитанию навыков здорового образа жизни у учащихся данной возрастной категории с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей возраста.
Заключение
Тема данной курсовой работы: «Методические основы изучения системы органов дыхания в школьном курсе биологии». Проблема методического обеспечения процесса обучения биологии в школе имеет немаловажное значение.
Данная курсовая работа преследует следующие цели и задачи.
Цель: разработать методические основы изучения системы органов дыхания в школьном курсе биологии.
Задачи: 1) изучить методическую литературу по данной теме;
2) разработать конспекты уроков по теме;
3) подготовить беседу о вреде табакокурения.
В первой части курсовой работы дана краткая характеристика урока как основной формы обучения биологии в средней школе, перечислены требования, предъявляемые к современному уроку биологии, отображена система уроков в теме, перечислены основные виды и типы уроков биологии.
На основе этого были разработаны конспекты уроков биологии по выбранной теме. С этой целью была изучена и творчески переработана методическая литература, список которой прилагается. Кроме конспектов уроков, темы которых входят в программу изучения биологии в средней школе, была подготовлена беседа с учащимися старших классов на тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка». Тема беседы может быть вынесена на обсуждение в рамках внеклассного занятия с учащимися. Анкета разработанная для беседы может быть использована с целью определения уровня подверженности учащихся вредным привычкам. Данные конспекты представлены в методической части курсовой работы. В приложении к курсовой работе содержатся образцы таблиц и схем, которые могут быть использованы при проведении уроков по теме. Я считаю, что цели и задачи поставленные данной курсовой работой полностью достигнуты. Знание темы, раскрытой в работе, необходимо студентам-биологам при подготовке к практическим занятиям в школе. А конспекты уроков, разработанные в методической части, могут помочь молодым специалистам, только начинающим свою педагогическую деятельность.
Литература
1. Акимов, Н.Б. Профилактика курения [Текст]/ Н.Б. Акимов – Новгород, 1994. – 74 с.
2. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии [Текст]/ А.Е. Богоявленская – М.: «Просвещение», 1996. – 192 с.
3. Брунов, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст]/ Е.П. Брунов, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова – М.: «Просвещение», 1978. – 301 с.
4. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] /
Н.М. Верзилин, В.М. Карсунская – М.: «Просвещение», 1976. – 384 с.
5. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин – М.: «Педагогика», 1974. – 224 с.
6. Гальперин, С.И. Анатомия и физиология человека [Текст ] / С.И. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1974. - 468 с.
7. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова – Красноярск, 1997. – 75 с.
8. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии [Текст]/ И.Д. Зверев, А.И. Мягкова – М.: «Просвещение», 1985. – 191 с.
9. Зверев, И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе [Текст]/ И.Д. Зверев – М.: Педагогика, 1978. – 320 с.
10. Золотова, С.Н. Валеология: справочник школьника [Текст]/ С.Н. Золотова – Ростов н/Д ООО «ВАРО-ПРЕСС», 1999. – 448 с.
11. Илларионов, Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл. [Текст]/ Э.Ф. Илларионов – М.: Вако, 2003. – 320 с.
12. Карцева, И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии [Текст] / И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина – М.: «Просвещение», 1977. – 320 с.
Приложение № 1
Вид гортани при различных положениях голосовой щели
1 – голосовая щель при пении высокой ноты;
2 – то же при спокойном вдыхании воздуха;
3 – то же в состоянии наибольшего расширения при очень глубоком вдохе;
а, б, в – горизонтальные разрезы голосовой щели, голосовых связок и черпаловидных хрящей во всех трех случаях соответственно.
Приложение № 2
Бронхиальное дерево (полусхематично)
1 — трахея; 2 — бифуркация трахеи; 3 — правый главный бронх;
4 — нижний правый бронх; 5 — сегментарные бронхи;
6 — разветвления сегментарных бронхов.
Приложение № 3
Строение дольки легкого
1 — нижний бронх; 2 — ветвь легочной артерии; 3 — лимфатический узел;
4 — лимфатический проток; 5, 6, 12 – бронхиолы;7 — альвеолярный проток;
8,9 — альвеолы; 10 — плевра; 11 — приток легочной вены; 13 — ветвь бронхиальной артерии; 14 — приток бронхиальной вены.
Приложение № 4
Состав сухого воздуха (в процентах)
Воздух |
О2 |
СО2 |
N2 и инертные газы |
Вдыхаемый Выдыхаемый Альвеолярный |
20.93 16.01 14.0 |
0.03 4.5 5.5 |
79.04 79.5 80.5 |
Приложение № 5
АНКЕТА
1. Возраст___________
2. Пол: муж______ , жен_______
3. Сон (часов в сутки)_________
4. Делаете ли Вы зарядку? да____ нет ____ сколько раз в неделю _______
5. Занимаетесь ли Вы спортом? да____ нет ____
сколько раз в неделю____ каким видом спорта занимаетесь____________
6. Каким видом спорта хотели бы заниматься_________________________
7. Занимаетесь ли Вы закаливанием? да____ нет ____
8. Сколько времени в день затрачиваете
на подготовку домашнего задания__________________________________
9. Чувствуете ли Вы усталость после уроков_________________________
10. Сколько часов в день проводите на свежем воздухе________________
11. Посещаете ли в свободное время кружки или секции? да____ нет____
если да, то какие_________________________________________________
12. Является ли Ваше питание разнообразным? да_____ нет______
13. Курение да____ нет_____ с какого возраста_______ количество выкуренных сигарет в день_____________
14. Употребляли ли Вы алкогольные напитки? да_____ нет_____
15. Употребляли ли Вы наркотики? да_____ нет_____
16. Проинформированы ли Вы о воздействии на организм вредных привычек? да____ нет_____ хотел(а) бы узнать больше __________
Содержание Введение 1. Урок как основная форма обучения биологии в средней школе 1.1 Урок – основная форма обучения биологии 1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии 1.3 Система уроков в теме 1.4 Типы и вид
Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии
Педагогическая технология
План-конспект уроку французької мови у 8-ому класі на тему: "Villes, villages, villes"
Повторение наречий
Педагогический контроль в спортивных занятиях
Открытый урок математики во 2 "В" классе по теме: "Устное сложение и вычитание в пределах 100
Пам'ять серця (до 65 річниці визволення України від німецько-фашистських загарбників)
Подвижные игры для учащихся 1-2 классов
Последипломное педагогическое образование
Позакласне заняття з виховання почуття патріотизму в дітей на тему "Державні символи України"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.