База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Патопсихологическое исследование личности подростка, злоупотребляющего психоактивными веществами — Психология

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия

Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами

Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками и молодёжью.

Употребление ПАВ подростками растет и уже превратилось из феномена в эпидемию. Большинство подростков прибегают к употреблению многих ПАВ. От 70 до 98 % подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами. [19]

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов, а ненаркотическими психоактивными веществами - в 11,4 раза чаще.97% первых проб ПАВ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса - на 14-15 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет.

За последние 10 лет в России повсеместное распространение получила, наиболее тяжелая форма наркомании - героиновая, однако сейчас всё большее число подростков употребляют психостимуляторы (экстази, эфедрой, амфетамин). Также в подростковой среде отмечается существенный рост так называемого "пивного алкоголизма", когда объектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаи сочетанного употребления алкоголя и различных наркотиков [9].

Еще одной тенденцией является "феминизация наркомании". Если пятнадцать лет назад девушки-подростки составляли 10-15% наркозависимых [13], то согласно последним данным разных авторов соотношение юношей и девушек, зависимых от ПАВ находится в пределах 2-3: 1, за счет резкого вовлечения в наркопотребление последних.

Известно, что злоупотребление психоактивными веществами представляет собой опасность на донозологическом уровне, поэтому оно нашло свое отражение в МКБ-10 в разделе F 1х.1 "Злоупотребление психоактивными веществами с вредными последствиями". При этом под "вредными последствиями" имеются в виду как медицинские (последствия интоксикаций), так и социально-психологические (проблемы, связанные с нарушением адаптации в обществе).

Цель курсовой работы: изучить особенности личности подростка, злоупотребляющий ПАВ.

Задачи:

1.  Дать краткий обзор психоактивным веществам (ПАВ).

2.  Определить особенности личности подростков, злоупотребляющих ПАВ.

3.  Выделить факторы, влияющие на то, что подросток начал злоупотреблять ПАВ.

4.  Изучить инструментарий для исследования личности подростков, злоупотребляющие ПАВ.

Объект исследования: личность подростка, злоупотребляющий ПАВ.

Предмет исследования: личностные характеристики подростка, злоупотребляющий ПАВ.


Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия

Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме способно вызывать психическую или физическую зависимость.

В настоящее время наркоманией принято обозначать зависимость от ПАВ, включенного в юридическом порядке в перечень наркотических средств. В свою очередь ПАВ относится к наркотическим средствам при его соответствии трем критериям:

·  медицинский - вещество оказывает специфическое действие на ЦНС, что служит причиной развития зависимости;

·  социальный - немедицинское применение вещества имеет широкое распространение и социальные последствия

·  юридический - исходя из первых двух критериев данное вещество признается наркотиком и включено в официальный список наркотических средств.

Если в данный момент какое-либо ПАВ не включено в список наркотических средств, но оно соответствует первым двум критериям, то зависимость, которое оно вызывает, обозначается как токсикомания. При этом способ введения вещества, его физическая и химическая форма не имеют значения. В известном смысле примерами таких веществ являются табак и алкоголь. [10]

В МКБ-10 вместо терминов "наркомания" и "токсикомания" используется дефиниция "синдром зависимости" (F1x.2).


Классификация ПАВ (по МКБ-10)

ПАВ Компоненты или разновидности
Алкоголь F10 Этанол+примеси
Опиаты F11  Морфин, героин, кодеин и др
Каннабиноиды F12 Марихуана, гашиш, гашишное масло
Седативные, снотворные вещества F13 Барбитураты, бензодиазепины
Кокаин F14 Традиционный кокаин, новый кокаин ("крэк")
Другие стимуляторы F15

Амфетамины

Кофеин

Галлюциногены F16 ЛСД, Мескалин, Псилоцибин, Экстази, Кетамин, Циклодол
Табак F17 Никотин, смолы и пр. ингредиенты
Летучие растворители F18 Ацетон, трихлорэтил, нитрокраски, клеи, лаки, бензин и др.

Виды психоактивных веществ (ПАВ)

1. По происхождению психоактивные вещества и наркотики делятся на:

а. растительные;

б. полусинтетические (синтезируемые на основе растительного сырья);

в. синтетические, также делят по способу действия на организм.

Не все психoактивные вещества являются наркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами.

Комбинированные классификации ПАВ.

Психоактивные вещества (согласно А. Дуброву)

 

├Стимулирующие ЦНС

│  ├Психомоторные

│  │  ├Пурины

│  │  │  ├Кофеин

│  │  │  ├Теофиллин

│  │  │  └Теобромин

│  │  ├Фенизопропиламины

│  │  │  ├Амфетамин

│  │  │  ├Метамфетамин

│  │  │  └Сиднокарб

│  │  ├Кокаин

│  │  └Никотин

│  ├Антидепрессанты

│  └Ноотропы]

├Гиперстимуляторы (психоделики)

│  ├Эмпатогены

│  │  └MDMA

│  ├Фенэтиламины

│  │  ├2C-B

│  │  ├DOB

│  │  └DOET

│  └Индольные

│     ├Бета-карболины

│     │  ├Гармин

│     │  └Гармалин

│     ├Триптамины

│     │  ├DMT (диметилтриптамин)

│     │  ├5-MeO-DMT (5-метокси-диметилтриптамин)

│     │  └Псилоцибин

│     └Лизергиновые

│        └LSD

├Каннабис (марихуана)

│  └Гашиш

├Депрессанты

│  ├Снотворные препараты

│  │  ├Барбитураты

│  │  └Бензодиазепины

│  ├Средства для ингаляционного наркоза

│  │  └Растворитель и клей

│  ├Седативные препараты

│  ├Транквилизаторы

│  └Этиловый спирт

├Диссоциативы

│  ├Анестетики

│  │  ├Кетамин

│  │  ├PCP

│  │  └DXM (декстрометорфан)

│  └Холинолитики

│     ├Дурман

│     ├Циклодол

│     └Тарен

└Опиаты

   ├Полусинтетические

   │  └Героин

   ├Органические

   │  ├Кодеин

   │  └Морфин

   └Синтетические

      ├Фентанил

      ├Метадон

      └Промедол

 

2. По силе.

Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, каноническая доза равна 100 микрограммов, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются: героин, кокаин и иногда никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

Кофе и чай, содержащие пурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект [10]. Под "лёгкими наркотиками" обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики.

3. Механизм действия.

На ЦНС психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние.

4. Пути попадания.

В организм психоактивные вещества могут попадать самыми разными путями, распространённые способы:

перорально, через пищеварительную систему,

инъекционно-внутримышечно или внутривенно,

через слизистые, в том числе интранозально (через носоглотку путём вдыхания измельчённого вещества)

через лёгкие, путём курения или вдыхания паров

Психоактивное вещество проходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия может перерабатываться организмом в производные, и, проходя через гематоэнцефалический барьер воздействует на баланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом настройку нервной системы. [10]

5. Толерантность.

Чем выше толерантность употребляющего к веществу, тем большие дозы ему необходимы для получения ожидаемого эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества и со временем уходит на спад. Быстро толерантность формируется у кофеина и опиатов. Чем чаще и больше вещества употребляется - тем быстрее растёт толерантность.

Своеобразной толерантностью обладают классические психоделики (ЛСД, псилоцибин, мескалин) - при приеме одного из этих веществ толерантность возрастает очень быстро, буквально через несколько часов после начала действия, но полностью спадает приблизительно за неделю. Более того, для психоделиков характерна кросстолерантность; к примеру, прием псилоцибина на следующий день после приема ЛСД, в зависимости от индивидуальной восприимчивости и количества вещества, либо вообще не даст никакого эффекта, либо эффект будет значительно снижен и непродолжителен. Кросстолерантность психоделиков также полностью исчезает приблизительно за одну неделю.

Отмечают, что у некоторых веществ, например, у сальвинорина, природного диссоциатива, содержащегося в мексиканском шалфее Salvia divinorum, может отмечаться обратная толерантность, означающая феномен того, что при длительном употреблении для достижения одного и тот же эффекта требуется меньшее количество вещества.

6. Формирование зависимости и синдрома отмены.

Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать что наиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героина и стимулятора первитин, также можно выделить психостимуляторы кокаин и метамфетамин.

Существует мнение, что психологическую зависимость вызывают вещества, действующие на обращение в организме эндогенных нейромедиаторов (количество которых ограниченно, баланс восстанавливается постепенно), а физическую - непосредственно воздействующие на нервную систему (для употребления таких веществ ради удовольствия характерно постоянное повышение дозы). Характер воздействия в обоих случаях имеет под собой нейрохимическую основу, затрагивающую психику человека.

Физиологическая зависимость формируется когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе. Это может быть связано как с самим веществом, так и с его метаболитами, например героин путём удаления ацетил групп метаболизируется в морфин, воздействующий на опиоидные рецепторы. Алкоголь воздействует на нервную систему напрямую соединяясь с GABA [17] рецепторами. Никотин воздействует на никотиновые холинорецепторы, стимулируя выброс адреналина.

Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к их повторению. Под действием опиатов человек может не чествовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности.

Краткое описание психоактивных веществ.

Наркотики

К собственно наркотикам относятся опиум и его производные, такие как морфий, героин и кодеин. Опиум - тёмное смолистое вещество, извлекаемое из сока недозревших головок опиумного мака. Опиум обычно курят или нагревают и вдыхают его пары. Морфий - главный активный ингредиент опиума. Это горький белый порошок без запаха. Каждая часть опиума содержит примерно одну десятую морфия. Поскольку морфий оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, он применяется в медицине для облегчения сильных болей. На жаргоне его называют "М" или "monkey" (от англ. - обезьяна). Его можно вдыхать, но обычно его растворяют в воде и вводят шприцем под кожу или, для наиболее сильного эффекта, непосредственно в вену.

Героин ("H", "horse"от англ. - лошадь, "Гарри") производится из морфия с помощью простого химического процесса. Как и его "родитель", это также белый порошок без запаха. Результатом использования грязной иглы или нечистых ингредиентов может стать заражение крови или серьёзная инфекция, такая как СПИД или гепатит, часто обрывающая жизнь наркомана. Героин - наиболее распространенный наркотик, к нему возникает более сильная привычка, чем к морфию, потому что он сильнее. Традиционно большинство потребителей героина происходит из гетто крупных городов. Для получения максимальной выгоды в продаваемый на улицах героин часто подмешивают молочный сахар. Чтобы покупатели не могли определить действительную концентрацию наркотика по вкусу, иногда к нему подмешивают горький хинин. Чистый хинин, введённый в организм в большом количестве, может стать причиной смерти, которую часто объясняют передозировкой героина. Нередко наркоманы умирают ещё от того, что делают инъекцию героина, находясь в состоянии алкогольного опьянения алкоголем или барбитуратом, поскольку такая комбинация наркотиков имеет двойной успокоительный эффект.

Кодеин - также производный продукт морфия. Он часто используется в микстурах от кашля и средствах для снятия несильных болей в теле. Он обладает меньшим, чем другие наркотики, болеутоляющим действием. При диарее и болях в желудке применяется камфорная настойка опиума. Кодеин и камфорная настойка опия часто употребляются молодыми людьми, ошибочно считающими себя независимыми от наркотических веществ.

Синтетические опиаты, демедрол (Demedrol) (меперидин) и долофин (Dolofin) (метадон), были созданы как химические заменители натуральных наркотиков и используются в медицине в качестве болеутоляющих средств. Они считаются наркотиками и ограничены законом к применению. [15, С.76]

Последствия употребления морфия и героина очень тяжелы. Они порождают наиболее сильную физическую зависимость. Организм быстро привыкает к наркотикам и требует увеличения доз. Так же стремительно развивается и психологическая тяга. Поскольку зависимость становится полной, а героин - удовольствие дорогое, то для добывания нужного количества денег многим приходится преступать закон или заниматься проституцией. Когда регулярное употребление наркотика прерывается, у зависимого человека начинает появляться абстинентный синдром, так называемые "ломки", первыми признаками которых являются бегающие глаза, зевота, потение, расширение зрачков, "гусиная кожа". В течение двадцати четырёх часов появляются судороги в ногах, спине и животе, сильнейшие спазмы в мышцах, рвота и понос. Угнетённые до этого функции организма - дыхание, кровяное давление, температура и метаболизм - теперь становятся сверхактивными. В течение недели или более долгого периода эти симптомы постепенно ослабевают. Женщины, употреблявшие наркотики во время беременности, рожают наркозависимых младенцев или мёртвых детей, отравленных ещё в утробе. [16, С.581]

Наркотическая зависимость может иметь и другие последствия. Наркоманы обычно теряют аппетит, что приводит к зрительной потере веса и сильному истощению. Они не обращают внимания на своё здоровье и страдают хронической усталостью, их жизненный тонус всегда очень низок. Сексуальное влечение и активность снижаются, большинство браков распадается. С наркоманами часто происходят несчастные случаи - они падают, тонут, сгорают в огне пожара, заснув с зажжённой сигаретой. Они теряют силу воли, необходимую для выполнения ежедневных насущных дел, и обращают мало внимания на свою внешность. Всё их внимание фокусируется на одной цели - получить очередную дозу. Поскольку вылечить потребителей героина очень сложно, сегодня, в соответствии с признанной медициной им дают метадон, который подавляет героиновый голод и смягчает последствия употребления героина, в результате чего у большинства наркоманов пропадает тяга к нему.

Стимуляторы.

Кокаин ("кок" или "снег") выделяется из листьев кока, южноамериканского растения, и представляет собой белый рыхлый порошок без запаха. Его ошибочно относят к наркотикам, и поэтому за его употребление предусмотрены такие же наказания, как и за использование опиатов. Однако кокаин скорее является возбудителем, нежели успокоителем нервной системы. Несмотря на дороговизну, употребление "снега" широко распространено среди молодёжи, так же как и среди состоятельных групп населения.

Кокаин снижает аппетит и повышает внимание. Он наиболее эффективен при вдыхании или непосредственной внутривенной инъекции. Последствиями употребления кокаина являются нервозность, раздражительность, беспокойство, мягкая форма паранойи, физическое истощение, умственное помешательство, потеря веса, усталость или депрессия при отсутствии очередной дозы, а также различные повреждения хрящей и слизистой оболочки носа. Приём больших доз может привести к разного рода психозам. Такие большие дозы могут вызывать головную боль, холодный пот, учащённое дыхание, тошноту, дрожание конечностей, судороги, потери сознания и даже смерть. Психологическая зависимость очень сильна, прекращение употребления кокаина характеризуется глубокой депрессией, для облегчения которой единственным средством представляется тот же кокаин. Одним из наиболее знаменитых кокаинистов был Зигмунд Фрейд. Именно благодаря ему привычка нюхать кокаин перешла в двадцатый век, причём употребляемые дозы значительно увеличились.

Новейшая форма кокаина - крэк - вводится в организм при курении. Это очень сильный наркотик, привычка к нему возникает быстро, а избавиться от неё чрезвычайно трудно. Пристрастившийся к крэку человек при необходимости достать дозу может пойти на преступление, обман, насилие. Последствия здоровья могут быть очень тяжёлыми, потому что это вещество действует на сердце и другие органы. Юные приверженцы крэка, как правило, плохо учатся в школе, постоянно испытывают депрессию, отчуждённость от друзей и членов своей семьи.

Амфетамины - это стимуляторы, в их число входят такие препараты, как бензедрин, декседрин (Dexedrine), бифетамин (Biphetamine) и метедрин. Они используются в медицине для лечения ожирения, слабых форм депрессии, усталости и других аномальных состояний. Эти препараты обычно выпускаются в виде таблеток и капсул. Являясь стимуляторами, они повышают внимание, поднимают настроение и вызывают ощущение удовлетворённости и благополучия. Большие дозы могут спровоцировать временное повышение кровяного давления, сильное сердцебиение, головную боль, головокружение, обильное потовыделение, расстройство желудка, бледность, расширение зрачков, вазомоторные расстройства, нервное возбуждение, смятение, тревогу или помутнение сознания. Регулярное употребление амфетаминов не приводит к физической зависимости, но в то же время формируется сильная психологическая потребность и возникает необходимость увеличения доз по мере привыкания организма. Прекращение приёма этих препаратов приводит к тому, что человек чувствует себя подавленным и усталым, отсюда и психологическая зависимость: всегда хочется ощущать себя бодрым и полным сил, оптимистично настроенным, а от чувства вялости и беспомощности хочется скорее отделаться. Лечение таких пациентов (особенно тех, кто вводит препараты внутривенно) должно проводится в психиатрических лечебницах. Некоторые наркоманы заглатывают по целой пригоршне таблеток, вместо того чтобы ограничиться одной - двумя. Результатом такого приёма, как и внутривенных инъекции, бывает амфетаминный психоз. [16, С.598]

Метедрин представляет особую опасность, так как вводимый подкожно или внутривенно, часто вызывает разрыв кровеносных сосудов и приводит к смерти. Интенсивное употребление амфетаминов может привести к развитию агрессивности, паранойи, к странности и эксцентричности поведения. В состоянии глубокой депрессии во время “ломки” больные часто совершают самоубийства.

Депрессанты.

Барбитураты - это депрессанты, снижающие активность центральной нервной системы, обычно приводящие её в состояние успокоенности, опьянения и сна. В эту категорию входят препараты, обычно используемые в качестве снотворного, такие как кваалюд (Quaalude), нембутал (Nembutal), секонал (Seconal), тринал (Tuinal), амитал (Amital) или фенобарбитал. [15, С.78] Некоторые из них, например немутал, тринал и секонал, - препараты непродолжительного действия, т.е. эффект от их применения наступает быстро, но является краткосрочным. Другие, такие как фенобарбитал, - препараты длительного действия. Барбитураты широко применяются в медицине как средства от бессонницы, при расстройствах нервной системы и эпилепсии. Когда препараты длительного действия принимаются согласно предписанию врача, небольшими дозами, то не известно случаев развития наркотической зависимости. Вероятность её возникновения более высока при использовании барбитуратов непродолжительного действия. Злоупотребление этими лекарствами всегда опасно, потому что неизбежно ведёт к общей наркотической зависимости - как физической, так психологической. По мере привыкания организма дозы наркотика увеличиваются, а превышение допустимого уровня может закончится смертью. Люди, злоупотребляющие барбитуратами, имеют неразборчивую речь, нетвёрдую походку и замедленную реакцию. У них легко вызвать слёзы или смех, они эмоционально неустойчивы, часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие люди часто спотыкаются, падают и роняют различные предметы, ходят в синяках и ожогах от сигарет. При физической зависимости от барбитуратов абстинентный синдром протекает очень тяжело и длится примерно сутки. При этом наблюдается нервозность, головная боль, судороги в мышцах, слабость, бессонница, тошнота и резкое падение кровяного давления. Постоянной опасностью при абстинентном синдроме бывают конвульсии, которые могут послужить причиной летального исхода. У больного могут появиться галлюцинации и умственное помешательство. Когда барбитураты принимаются совместно с алкоголем или наркотиками, их действие увеличивается и может привести к состоянию комы или к смерти.

Воздействие на организм транквилизаторов, таких как милтаун (Miltown), экванил (Equanil), плацидил (Placidyl), либриум (Librium) и валиум (Valium), сходно с эффектом от применения барбитуратов, поскольку они также воздействуют на центральную нервную систему. Об опасности, связанной с применением препарата валиум, говорится в предупреждении для врачей прилагаемом поставщиком (фирмой Roche Laboratores):

Предупреждение: пациенты, принимающие Valium (диазепам), должны быть поставлены в известность относительно нежелательности выполнения ими действий, требующих внимания и быстроты реакции, например работы с механизмами или управления транспортным средством…

Поскольку Valium (диазепам) оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему, пациентам не рекомендуется одновременное употребление алкоголя или других средств, оказывающих на нервную систему успокаивающее действие…

Физическая и психологическая зависимость: при резком прекращении употребления Valium (диазепама) наблюдается абстинентный синдром (подобный тому, который имеет место при прекращении употребления барбитуратов и алкоголя), который выражается в конвульсиях, дрожании конечностей, спазмах в животе и мышцах, рвоте при обильном потовыделении… Лица, особенно предрасположенные к наркотической и алкогольной зависимости, при употреблении препарата диазепам должны находится под постоянным наблюдением врача. [16, С.598]

Таким образом, мы видим, что эти препараты при злоупотреблении ими несут в себе такую же опасность, как и барбитураты. Некоторые лекарства, такие как валиум и либриум, называют "опиумом масс", потому что половина наиболее часто употребляемых в качестве наркотиков веществ - это транквилизаторы, снотворные или болеутоляющие средства. Одним из наиболее известных болеутоляющих средств является дарвон (Darvon).

Среди других депрессантов, не столь часто употребляемых в качестве наркотиков, - различные бромиды и снотворные, такие как нитол (Nitol). Однако при избыточном их применении также может возникнуть психологическая зависимость.

Галлюциногены.

К галлюциногенам, или психоделическим препаратам, относится широкий диапазон веществ, воздействующий на центральную нервную систему, изменяя восприятие действительности и состояние сознания. Наиболее известный психоделический препарат - ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), синтетическое вещество, которое можно приготовит в лаборатории. Кроме того, галлюциногенами являются пейотль и мескалин (извлекаемые из кактуса лофофора), псилоцибин (получаемый из некоторых видов грибов) и четыре синтетических препарата - фенциклидин, ДОМ (диметоксиметиламфетамин), ДМТ (диметил триптомин) и МДА (метилен диоксиамфетамин). [16, С.599]

На разных людей один и тот же препарат действует по-разному. Вообще говоря, галлюцинации, вызываемые тем или иным препаратом, непредсказуемы: это могут быть искажения восприятия цвета, звука, времени и скорости. Часто происходит смещение ощущений, при котором можно "слышать" цвета и "видеть" звуки. Некоторые люди могут видеть кошмары, сопровождаемые чувством паники, ужаса, психоза. Большинство испытавших такого рода переживания говорят об ощущении абсолютной беспомощности, когда кажется, что спасения ждать неоткуда, о совершенной неспособности контролировать свои ощущения или о страхе, что разрушили наркотиками часть своей личности. Потребители галлюциногенов склонны к самоубийству, насилию. Агрессии, многие из них постоянно попадают в психиатрические лечебницы.

Из группы галлюциногенов особенно опасен ЛСД, или "кислота", потому что это очень сильный наркотик, а эффект его воздействия часто непредсказуем. Доза всего лишь в 50 - 200 мкг (не боле острия иголки) позволяет "улететь" на восемь - шестнадцать часов. Галлюцинации и другие психотические реакции иногда наблюдаются спустя несколько дней или даже месяцев после принятия последней дозы, что указывает на возможные повреждения головного мозга. При употреблении "кислоты" у человека возникает психологическая, но не физическая зависимость.

Пейотль и мескалин, псилоцибин - более слабые галлюциногены, чем ЛСД. Пейотль давно используется индейцами навахо в религиозных обрядах. ДМТ - галлюциноген краткого действия, эффект которого проявляется в течение примерно двух часов, начинаясь внезапно и интенсивно. ДОМ появился ранней весной 1967 года. Дозы более 3 мг могут вызвать галлюцинации продолжительность. От восьми до десяти часов. Считается, что он в 200 раз сильнее мескалина, но обладает только десятой частью силы ЛСД. Отмечается возрастающее потребление фенциклидина. Его приверженцы, как правило, отличаются девиантным поведением, враждебностью и склонностью к насилию. Фенциклидин вызывает агрессивность, параноидальные симптомы и длительные психотические и депрессивные состояния, включая проявление насилия против самого себя (самоубийство). [16, С.599]

Марихуана.

Марихуана (конопля, "травка") изготовляется из сушёных листьев дикой конопли - очень неприхотливого растения, имеющего широкое хозяйственное применение (из неё получают прочное волокно для изготовления одежды, брезента и канатов; конопляное масло используется как быстросохнущая основа для красок).

Главный активный ингредиент конопли - ТКГ[1], или дельта - 9 - тетрагидроканнабинол. Содержание ТКГ в самом растении может быть различным в зависимости от сорта. Также содержание ТКГ зависит от того, какая часть растения используется для получения наркотика. В стебле, корнях и семенах содержится очень мало ТКГ, в цветках и листьях - значительно больше. Ганджа, извлекаемая из верхушек цветов и мелких листьев, содержит от 4 до 8% ТКГ. Гашиш, получаемый из смолы, извлечённой из неопылённых женских цветков, может содержать до 12% ТКГ. В гашишном масле (концентрированной смоле) содержание ТКГ достигает 23% при среднем показателе 25 - 20%. [18, С.74]

Было выявлено, что по мере привыкания организма в результате регулярного употребления марихуаны степень воздействия обычной дозы снижалась. В настоящее время выявлено, что даже очень большие дозы не вызывают выраженного разрушительного эффекта. [8, С.24]

Отсутствие абстинентного синдрома позволяет предположить, что при употреблении небольших количеств или слабых доз этого наркотика физической зависимости не возникает. Однако при регулярном употреблении больших доз ТДК этот синдром может проявиться; его симптомы - раздражительность, снижение аппетита, нарушения сна, обильное потовыделение, дрожание конечностей, рвота и расстройство желудка. Следует отметить, что такого рода явления наблюдаются только после поступления в организм очень больших доз ТДК. Со временем может развиваться психологическая зависимость, затрудняющая освобождение от привычки курить марихуану.

Обладая опьяняющим воздействием, марихуана ослабляет память и препятствует концентрации внимания. Она затруднят решение различных интеллектуальных задач, таких, как восприятие учащимися материала в классе или аудитории. Кроме того, марихуана изменяет восприятие пространства и времени, ухудшает зрение, замедляет реакцию и производительность умственного и физического труда. Две сигареты с сильными дозами могут вывести человека из нормального работоспособного состояния на пять - шесть часов. Одновременное употребление алкоголя и марихуаны более опасно, чем употребление каждого из этих часов по отдельности. Этот наркотик снижает уровень присутствия в крови мужского гормона тестостерона, что может вызвать снижение потенции и сексуального влечения, а также уменьшение количества сперматозоидов и их подвижности.

Результаты исследований также выявили и некоторые позитивные стороны употребления марихуаны. Польза марихуаны отмечается при лечении глаукомы, поскольку она способствует уменьшению внутриглазного давления. Многообещающим представляется употребление ТГК для снятия тошноты и рвоты при проведении химиотерапии у раковых больных. Поскольку ТГК способствует расширению лёгочных воздушных проходов, его применение может облегчить страдания астматических больных. Марихуана стимулирует работу лёгких, поэтому аэрозоли ТГК могут оказаться очень удобной формой его использования. В ближайшем будущем будут найдены ответы ещё на многие важные вопросы, связанные с употреблением марихуаны. [8, С.36]

Ингалянты

Научные исследования показали, что вдыханием паров различных растворителей (т. н. токсикомания) обычно занимаются дети и подростки, преимущественно мужского пола, средний возраст которых составляет 13 лет. Для приведения себя в состояние опьянения они вдыхают пары растворителей лака для ногтей, синтетического клея, бензина, различных очистителей, растворителей для красок и других углеводородов. При этом нарушается способность ориентироваться, адекватно и здраво мыслить, память; всё это сопровождается помутнением зрения, звоном в ушах, неразборчивостью речи, головной болью, головокружением, расширением зрачков и нетвёрдостью походки, за которыми могут последовать вялость, оцепенение и даже потеря сознания. Вернувшись в нормальное состояние, человек обычно не помнит, что происходило в период опьянения. [17, С.52] Применение ингалянтов может привести к серьёзным повреждениям в тканях головного мозга. Это, в свою очередь, может повлечь за собой внезапную смерть от удушья, возникновение интоксикационной зависимости или интоксикационного психоза. Неожиданная смерть может наступить в опьянённом состоянии от удушья парами клея, если на голову надевается полиэтиленовый пакет (для увеличения концентрации паров), или от падения с большой высоты. Вдыхание паров клея на толуеновой основе ведёт к разрушению почек, печени, сердца, нарушению состава крови и расстройству нервной системы. Употребление ингалянтов очень опасно для здоровья, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы не допускать распространения вредной привычки среди молодёжи, а в частности - подростков.


Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные, и связаны с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной.

На физиологическом уровне происходят существенные гормональные изменения. Врачи говорят, что человек при этом переживает так называемый "пубертатный криз". Он определяется тем, что в этом возрасте происходит гормональная перестройка, половое созревание. Происходит мощный выброс половых гормонов в кровь, и организм испытывает массированный гормональный удар. При этом дают о себе знать все запущенные травмы, "вылезают" скрытно, латентно протекающие болезни. И не только те травмы, которые подросток получил, и болезни, которыми он болел в течение жизни, но органические поражения пренатального (внутриутробного) периода.

На социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер взаимоотношений с окружающими его людьми. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность подростков в благоприятном доверительном общении с родителями, с педагогами и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Находясь в состоянии социальной дезадаптации, не находя понимания и испытывая дефицит общения в семье, имея трудности в самоутверждении среди сверстников в школе, подросток ищет компании, где он может утвердиться, и, к сожалению, часто выбирает компании с отклоняющимся от принятых норм поведением. Психологи выделяют такой ведущий мотив поведения подростка: "Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться", "запечатлеться в другом мире", что может провоцировать любой вид девиантного поведения, в том числе и прием ПАВ.

Исследователи отмечают следующие психологические причины, по которым подростки прибегают к наркотикам:

проблемы в семье, недопонимание. Речь идет об отсутствии диалога родителей и детей, о непонимании людей разного поколения, о неблагополучных семьях (когда родители злоупотребляют спиртными напитками либо наркотиками);

это модно и интересно. Подростки могут пристраститься к наркотикам по той причине, что это модно в их компании (ведь все употребляют наркотики те или иные в том или ином виде), да кроме того подростками движет и интерес к ним (а какое же ощущение возникнет после принятия наркотиков?);

влияние и давление со стороны друзей. Речь идет о том, что, подростки, попадая в плохое окружение, могут подвергаться давлению со стороны, друзья и знакомые могут насильно предлагать попробовать то или иное наркотическое средство либо вынудить подростка это сделать, путем подтрунивания;

депрессия, отсутствие всяких целей в жизни. Подростки могут начать употреблять наркотики из-за подавленного состояния, несчастной любви, отчаяния.

Реализации описанных выше причин употребления ПАВ подростками могут способствовать так называемые "факторы риска", которые определяются как обстоятельства, повышающие вероятность употребления индивидуумом различных ПАВ. Любой из этих факторов не является гарантией развития зависимости в будущем, а лишь указывает на имеющийся повышенный риск.

1. Биологические факторы

Наследственная предрасположенность. Индивидуумы с семейной отягощенностью по алкогольной зависимости или зависимости от других веществ рассматриваются как имеющие более высокий риск развития зависимости, чем представители всей популяции.

Индивидуальные физиологические особенности. Изучены следующие особенности такого рода: необычный метаболизм этанола и/или ацетальдегида, ускоренное развитие физической зависимости, измененные реакции на введение алкоголя.

2. Индивидуально-психологические факторы

Установки, стереотипы и ожидания. У каждого человека имеются определенные установки и стереотипы в отношении самих себя и окружающего мира. Они формируются на основании личного опыта и информации, поступающей из социального окружения. К примеру, весьма распространенный стереотип "доза алкоголя снимает нервное напряжение" может способствовать повторному употреблению спиртного, даже после алкогольной интоксикации.

Эмоциональные состояния. Отрицательные эмоциональные состояния (стресс, депрессия и т.п.) повышают вероятность употребления ПАВ. К примеру, опиаты могут применяться для устранения физической боли, алкоголь - для повышения уверенности в себе.

Личностные черты. Имеются данные о связи некоторых личностных черт с более высоким риском появления проблем, обусловленных злоупотреблением ПАВ. К ним относятся авантюризм, возбудимость, неустойчивость характера, повышенная конформность, завышенная или заниженная самооценка. Если говорить о подростках, то сюда же можно отнести и характерную для подросткового сознания иллюзию собственной безопасности. Несмотря на то, что многие дети знают о возможных негативных последствиях употребления ПАВ, они не применяют эту информацию к себе лично.

Поведение. У людей, характеризующихся очень агрессивным или пассивным поведением, более вероятны трудности в установлении нормальных межличностных отношений, что может привести к увеличению риска злоупотребления ПАВ.

3. Социальные факторы

Семья. Алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный и образовательный уровень, отсутствие эмоционального контакта и ухудшение в последние два-три года отношений между взрослыми членами семьи, воспитание по типу гипо- или гиперопеки, низкий авторитет родителей, отсутствие надлежащего родительского контроля за досугом подростков - все это может влиять на приобщение подростка к употреблению ПАВ. Кроме того, родители и другие члены семьи выступают для подростков важными ролевыми моделями. Так, если курят родители, увеличивается вероятность и того, что в будущем начнет курить и их ребенок. Вообще, присутствие в ближайшем окружении подростка людей, употребляющих то или иное ПАВ, не только не является своеобразной "профилактикой", а, напротив, становится провоцирующим фактом.

Культура, традиции, нормы:

1.  культурно обусловленное потребление ПАВ в данной местности (например, традиции, связанные с употреблением алкоголя при встречах, праздновании каких-либо знаменательных событий, приобретении новой вещи и т.п.);

2.  широкое распространение злоупотребления ПАВ в данной местности, а также обстановка социальной приемлемости их употребления;

3.  направления молодежной субкультуры, связанные с потреблением наркотиков и токсических веществ (клубная культура, некоторые стили музыки);

4.  состояние культурной среды в регионе, степень ее направленности на реализацию социальных и культурных потребностей молодежи, неадекватная молодежная политика, отсутствие реальных программ занятости и досуга несовершеннолетних.

Другие факторы: социальная нестабильность, безработица, проживание в районах с низким имущественным цензом, духовный "вакуум" и т.д.

Таким образом, в силу особенностей переходного возраста, подростки наиболее уязвимы к употреблению ПАВ, в том числе и наркотиков. По данным Министерства внутренних дел 70 % от всех потребителей наркотиков - подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсикоманические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 - 3 процентов заболевших, поэтому лучшим методом борьбы с злоупотреблением ПАВ является профилактика.

Портрет личности подростка, употребляющий ПАВ.

Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.

На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.

Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к всевозможным воздействиям;

неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость и незрелость;

склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации [18];

неполноценная психосексуальная организация;

агрессивность и нетерпимость;

слабые адаптационные способности;

склонность к регрессивному поведению;

сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д.

Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы "понравилось взрослым". Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно.

В свою очередь ПАВ действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.

По мере развития химической зависимости преморбидная личность начинает меняться [3]. Происходит изменение в сторону заострения и появления типичных наркологических черт, усиление внутренних психологических проблем, все более отчетливая недостаточная психическая адаптация. Длительное потребление ПАВ приводит к появлению пассивности и безинициативности, безразличия к своему внешнему виду, социальному положению. Больные занимаются бесплодным фантазированием и теряют возможность принимать решения. Они не способны к сколько-нибудь длительному усилию и напряжению для достижения цели. Этическая деградация проявляется в лживости, обмане близких и конфликты с законом [3]. У наркозависимых подростков появляются такие особенности эмоциональной активности как снижение точности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позе, нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками [11].

Обнаружено снижение активности мотивационной деятельности. В состоянии интоксикации происходит активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса, осуществление безболезненного переживания горя-страдания [6]. Коммуникативные нарушения состоят в том, что социальные связи подростка сужены до контактов с членами референтной аддиктивной группы. [3]  По мере развития у подростка наркологических заболеваний. Вследствие употребления ПАВ, стираются индивидуальные особенности подростков и они становятся похожими друг на друга. Они становятся похожи внешне, в манере одеваться, рисунке поведения и в образе мышления и мировосприятия. Причина, механизмы описанных выше последствий потребления ПАВ множественны и состоят в действии на нейромедиаторный обмен, привыкании к формам поведения в период опьянения [5], а также в перенятии нравов и привычек членов референтной наркоманической группы.

Подобные черты по определению являются коморбидными наркологическому заболеванию. Они проявляются различной яркостью, что зависит от преморбидных особенностей. Преморбидные черты гомономные, накапливающимся в ходе болезни, способствуют возникновению наркологического заболевания и усугубляют его течение, гетерономные - препятствуют и сопровождаются малой прогредиентностью заболевания.

 

Глава 3. Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности подростка. [4]

Вот некоторые из них, которые позволяют выявить особенности личности подростка, употребляющий ПАВ.

В эмпирическом исследовании беседа, как один из методов психодиагностики, имеет важное значение. Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа проводится наедине, в отдельном кабинете, все отвлекающие факторы должны быть устранены.

Вступительные слова и первые вопросы играют важную роль в установлении контакта с учащимся. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у подростка интерес и желание продолжить беседу. Контакт с собеседником в постоянной поддержке и должен укрепляться в процессе интервью. Совершенно необходимо соблюдать определенную дистанцию в общении с подростком, которая, в то же время не должна нарушать формирующуюся доверительность разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам учащегося, не следует демонстрировать свое оценочное отношение к предмету разговора.

Целенаправленная беседа позволяет составить общее представление об особенностях характера, мотивации, эмоциональной сфере и других личностных свойствах собеседника. Узловыми моментами в беседе являлись анамнестические сведения, сбор которых производится по общепринятым психологии канонам. Они включают в себя сведения о родителях, о наличии в семье психических заболеваний, злоупотреблении членами семьи алкоголем или наркотиками, характер внутрисемейных отношений, лидерство, конфликты в семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, материально-бытовые условия жизни. Выяснялись ведущие черты характера подростка (самооценка), изменения характера в разные периоды жизни (раннее детство, детство, переход к подростковому возрасту) и причины их повлекшие.

Основной задачей беседы с подростками является выяснение мировоззрения учащегося, его потребностей, жизненных установок и ориентировки в окружающем. Особое внимание обращалось на изучение личности учащегося, его интересов, круга общения, а так же выяснялось его отношения к проблеме наркомании и личном опыте употребления ПАВ.

Одним из важных моментов беседы является выяснение у подростка его склонностей и интересов, увлечения (спорт, литературные и музыкальные предпочтения, занятия во внеурочное время.)

Заканчивается интервью, как правило, свободной беседой с целью снятия напряжения у школьника. На этом этапе также могут выявиться значимые особенности личности подростка. Для уверенности в достоверности фактов, изложенных в автобиографических рассказах (беседе) Л. Гольштак (1990) выделяет следующие условия доверия личным документам;

1. осторожное отношение автора к изучаемым фактам, которые ни в коей мере не затрагивают его личных интересов, не являются предметом его пристрастия;

2. когда свидетельство наносит определенный ущерб автору и сама запись (речь) носит характер исповеди;

3. если данные, сообщаемые им, являлись на тот момент всеобщим достоянием и автор сообщает, следовательно, нечто общеизвестное;

4. когда сообщение или его часть представляют интерес для исследователя и вместе с тем оказываются не соответствующими точке зрения основного содержания текста личного документа;

5. заслуживает доверия также сообщение, которое находится в противоречии с предполагаемыми исследователем установками автора.

Наблюдение как метод исследования есть целенаправленное, определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления. Важнейшими признаками, отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента - метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.

Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану. Подлежат оцениванию особенности походки, выражение лица, мимические компоненты, пантомимика (осанка, поза, жестикуляция, двигательные реакции, общая двигательная активность), свойства голоса и речи.

В процессе исследования основной целью наблюдения являтся установление адекватности оценки личностных качеств подростка, его поведения и искренности при ответах на вопросы связанные с проблемой наркомании.

Диагностика психологических особенностей подростков также осуществляется с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Это количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики. Усовершенствованный вариант MMPI - тест СМИЛ - в первую очередь нацелен на изучение личности. Он раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, позволяет понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. Эта методика, адаптированная Л.Н. Собчик, изначально была рассчитана на обследование контингента взрослых лиц от 16 до 80 лет. В связи с тем, что с 1984 г. опросник адаптировался совместно с педагогами Б.Н. Кодесс и Т.В. Кодесс, границы применения методики расширились. СМИЛ применим для изучения детей, начиная с 12 лет, при нормальном общем развитии интеллекта.

Базисным шкалам методики автором присвоены следующие названия, соответствующие их психологической сущности.

1-ая шкала - шкала "невротического сверхконтроля" - выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Будучи ведущим пиком в профиле, эта шкала отражает подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственных реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальную направленность интересов, ориентацию на правила, инструкции, поверья, инертность в принятии решений, избежание серьезной ответственности из страха не справиться.

2-ая шкала - шкала "пессимистичности" - выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность - избежание неуспеха. Для лиц с преобладающей 2-ой шкалой в профиле свойственны высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, инертность в принятии решений. Для них также характерны выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях.

3-ая шкала - шкала "эмоциональной лабильности" - выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим. Лица с ведущей 3-ей шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, незрелостью установок и суждений.

4-ая шкала - шкала "импульсивности" - выявляет активную личностную позицию, высокие поисковую активность и уровень притязаний, в структуре мотивационной направленности - преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Для лиц с ведущей 4-ой шкалой характерны нетерпеливость, склонность к риску, раскованность поведения, непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и манерах, тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственные сиюминутные побуждения, стремление к самостоятельности и независимости.

5-ая шкала - шкала "женственности-мужественности" - повышенные показатели по этой шкале означают отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной межличностной адаптации. Повышенная 5-ая шкала встречается довольно часто в профиле подростков и юношей, отражая при этом лишь недифференцированность полоролевого поведения и мягкость, несформированность характера. У лиц женского пола высокие показатели 5-ой шкалы отражают черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, самостоятельности в принятии решений.

6-ая шкала - шкала "ригидности" – выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил. Эта шкала отражает практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям и конкретике, к точным наукам и сферам знаний. Лица с повышенной 6-ой шкалой в профиле проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их.

7-ая шкала - шкала "тревожности" - повышение профиля по этой шкале выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности. У таких лиц превалирует мотивация избежания неуспеха, сенситивность, установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства. Они отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромность, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких.

8-ая шкала - шкала "индивидуалистичное™" - выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления, превалирование склонности к раздумьям над чувствами и действенной активностью. Лица с повышенной 8-ой шкалой в профиле отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждений, своеобразием интересов и увлечений. Им свойственны избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции.

9-ая шкала - шкала "оптимизма и активности" - отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения. У лиц с повышенной 9-ой шкалой в профиле отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостной восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.

О-ая шкала - шкала "социальной интроверсии" - выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний (чем вовне) как константное свойство личности (т.е. интравертированность). Повышенная О-ая шкала в профиле отражает снижение уровня включенности в социальную среду, стремление к избежанию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов, выявляет известную замкнутость, застенчивость, скрытность.

Профиль СМИЛ - это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели 10-ти базисных шкал. К нему примыкает профиль шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования.

Шкала "L" - шкала "лжи" - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала включает в себя те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм.

Шкала "F" - шкала "достоверности" - показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Высокие показатели по этой шкале, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера.

Шкала "К" - шкала "коррекции" - выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. Высокие показатели по этой шкале указывают на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов.

В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

16-Личностных факторов опросник (16-ЛФ опросник) опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949г., и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации, В настоящее время различные формы 16-ЛФ опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституциональными факторами. Таким образом, в отличие от опросника СМИЛ, который указывает на определенный тип личности, 16-ЛФ рассматривает отдельные черты личности, которые наиболее значимы в личности каждого, но не составляют определенной типологии.

Каждый личностный фактор в опроснике рассматривается как континуум определенного качества, измеряемый в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 0 баллов, максимальным - 10 баллов, и средним - 5,5 балла, характеризуемый биполярно по его крайним значениям. Буквенным обозначениям факторов соответствует отметка о биполярном содержании в виде значка "плюс" или "минус". Кроме буквенных обозначений, факторы имеют "специальные" названия. Характеризуя факторы, Р. Кэттелл подчеркивал, что они представляют собой совокупности определенных психологических качеств, каждое из которых рассматривается как "первичная личностная черта": поэтому "специальные" названия лишь приблизительно передают их сущность.

В связи с чем, необходимо привести краткие биполярные характеристики факторов, близкие к их "специальным названиям".

Фактор "А" - аффектотимия (сердечность и доброта) - шизотимия (обособленность и отчужденность); фактор темперамента. Он описывает динамику эмоциональных переживаний и отражает легкость возникновения эмоциональных реакций.

Фактор "В" - определяет уровень интеллектуальных способностей человека. Высокие интеллектуальные способности - низкие интеллектуальные способности.

Фактор "С" - показывает эмоциональную стабильность личности. Данный фактор полностью дублирует структуру личности по 3. Фрейду. Он выражает силу "Я" (эмоциональная устойчивость) - слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость).

Фактор "Е" - выявляет потребность человека в достижениях, стремлении быть лучше других. Доминирование, влиятельность - покорность.

Фактор "F" - рабочее название "беспечность - озабоченность", техническое "сургенты - десургенты". Жизнерадостность, беспечность - осторожность, подозрительность, беспокойность.

Фактор "G" - фактор контроля поведения. Его рассматривают как фактор альтруизма - эгоизма. Совестливость, обязательность, дисциплинированность - неразборчивость в средствах, когда дело касается личной выгоды, лживость, неуважительность к интересам других. Фактор "Н" - показывает чувствительность вегетативной системы к угрозе (генетически обусловленный фактор). Социальная смелость, стеничность - застенчивость, сдержанность, осторожность.

Фактор "I" - обусловливает восприимчивость нервной системы. Мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость.

Фактор "L" - фактор, показывающий ригидность аффекта. Подозрительность, ревнивость, недоверие, завистливость - доверчивость, бескорыстие, терпимость, уступчивость.

Фактор "М" - рабочее название "мечтательность - практичность". Романтичность, мечтательность - практичность, консерватизм.

Фактор "N" - рабочее название этого фактора "проницательность - наивность". Умение себя вести, эмоциональная сдержанность, честолюбие - прямолинейность, естественность, непосредственность, бестактность.

Фактор "О" - это фактор, характеризующий уверенность в себе. Самоуверенность, самостоятельность - неуверенность, возможны комплексы неполноценности.

Фактор "Q1" - характеризует стремление человека к новым впечатлениям, экспериментам. Радикализм, гибкость - консерватизм, ригидность.

Фактор "Q2" - показывает, насколько выражена самодостаточность, независимость от группы, социабельность. Независимость, самодостаточность - потребность быть в социуме, зависимость от группы.

Фактор "Q3" - характеризует уровень самоконтроля поведения. Высокое чувство "Я" - низкая интеграция "Я".

Фактор "Q4" - характеризует порог фрустрации. Фрустрация - это состояние, обусловленное блокадой мотивированного поведения. Для этого обязательны два условия: наличие актуально значимой потребности и препятствие для реализации мотивированного поведения. Напряженность - расслабленность.

16-PF измеряет 16 "функционально независимых и психологически значимых параметров, которые были выделены (и в дальнейшем подтверждены) при помощи факторного анализа в ходе более чем 30-летних исследований на группах здоровых и больных людей" (Р.Б. Кэттелл, 1972).

Р.Б. Кэттелл (1970) считает, что 16-PF особенно хорошо характеризует неврозы, психопатии, делинквентное поведение, поэтому этот опросник играет большую роль в исследовании как нормы, так и пограничных состояний.

Метод цветовых выборов (МЦВ) является адаптированным вариантом цветового теста М. Люшера, проведенного Л.Н. Собчик и О.В. Трошиным. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но также и неосознанные реакции на них, что позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовое видение связано с восприятием каждого отдельного цвета через призму субъективного опыта.

Оценивается актуальное психодинамическое состояние подростков, фон настроения, общая психическая активность, особенности мотивационной сферы, напряженность потребностей, а также уровень тревожности, уровень психологической дезадаптации, степень агрессивности.

Выбор цветового ряда зависит от набора личностных характеристик, связанных с конституциональными особенностями субъекта и с его актуальным состоянием.

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет. Не соотнося его ни с расцветкой одежды, ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить обследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть 2 см. Выбранный эталон убирается со стола и переворачивается лицом вниз. При этом необходимо записывать номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы:

1 - темно-синий,

2 - сине-зеленый,

3 - оранжево-красный,

4 - желтый,

5 - фиолетовый,

6 - коричневый,

7 - черный,

О - серый.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны.

Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом;

"Явное предпочтение" обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет "основной способ действия", а на второй - "цель", к которой стремится испытуемый.

"Предпочтение" (3-я и 4-я позиции) обозначается знаком "X" и указывает на "истинное положение вещей" (ситуацию), "образ действия", вытекающий из данной ситуации.

"Безразличие" (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком "=" и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности.

"Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение - "подавленные потребности".

Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) - смешанные.

Основные цвета символизируют базисные психологические потребности:

1. Синий - потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

2. Зеленый - потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.

3. Красный - потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность "завоевателя", целенаправленность, высокая поисковая активность.

4. Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс.

Эти потребности являются основой индивидуальной мотивационной направленности и представляют собой самые главные человеческие потребности. Их актуализация необходима для нормального существования человека. Та потребность, которая является ведущей, определяет индивидуально-личностный паттерн человека, в котором все субструктуры личности (эмоциональные особенности, интеллект, межличностное поведение) окрашены характерным для нее индивидуальным стилем. Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций. Если на первые позиции выходят ахроматические (0,7) или дополнительные цвета (5,6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это - лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

5. Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость,

6. Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

7. Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

8. Серый - потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

Таким образом, яркие цветовые таблицы отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всегда существующие и никогда полностью не насыщаемые потребности, побуждающие личность двигаться в определенном направлении.

Потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревоге, внешнесредовому давлению и отражают проблему фрустрированности основной потребности, неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (0), в самощажение (6), в протестные реакции (7), в мир фантазий и иррациональные способы защиты (5).

Анализ данных МЦВ позволяет изучить реальный Я - образ подростка - одну из основных составляющих Я - концепции.

Таким образом, психодиагностический инструментарий дает возможность оценить индивидуально-психологические особенности подростков группы риска наркотизации, анализируя которые можно выявить склонность подростка к употреблению ПАВ.


Заключение

Проблема предупреждения употребления ПАВ среди подростков на сегодняшний день едва ли не самая трудноразрешимая. При всей совокупности подходов, теорий профилактики асоциальных форм поведения, разработанных стратегий и методов в отечественной и зарубежной науке, однозначного решения данной проблемы нет.

О росте немедицинского потребления ПАВ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчетности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения. В этих учреждениях состоят на учете и составляют группу диспансерного наблюдения дети и подростки (до 18 лет), у которых установлен диагноз наркологического заболевания - наркомании или токсикомании (их совокупное количество, рассчитанное на 1ОО ООО детско-подросткового населения, обозначается как болезненность той или иной патологией). Лица указанного возраста, которые злоупотребляют наркотиками или ненаркотическими ПАВ, но без оформления клинической картины наркотической зависимости, составляют группу профилактического наблюдения. На основании медико-статистических данных общая болезненность, связанная с потреблением ПАВ, возросла за 1О лет в 2,7 раза (236,1 и 529,1), болезненность наркоманиями - в 1О,2 раза (9,9 и 1О1,3), токсикоманиями - в 7 раз (9,2 и 64,1).

В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий - героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих "тяжелых" наркотиков, а также других синтетических препаратов - психостимуляторов, галлюциногенов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подросткового населения страны в потребление ПАВ.

Злоупотребление ПАВ провоцируют также определенные жизненные обстоятельства - факторы риска: биологическая недостаточность и наследственная отягощенность, нарушение семейного воспитания и отрицательное влияние неформальных (референтных) групп с асоциальной направленностью, нарушение в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность и несформированная в соответствии с возрастом самооценка).

Подростковый возраст, который по своей сути является кризисом взросления, является наиболее благоприятным для развития наркомании.

На начало употребления ПАВ могут влиять личностные особенности подростков: сниженные адаптивные возможности, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного "Я", бегством от реальности, инфантильностью, конформностью установок, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

К сожалению, предотвратить первичное употребление ("пробу") наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка в благоприятное для него русло жизнедеятельности.

В целях профилактики употребления ПАВ нужно проводить просветительскую работу с подростками. Особенно важно раскрыть влияние ПАВ на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. И нельзя строить работу только на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный эффект.

Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. "Важно донести до сознания подростка, что порабощенность ПАВ ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций".


Список использованной литературы

1.  Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М. 1968.

2.  Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - СПб.: Университетская книга, 1997.

3.  Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости.

4.  Блейхер В.М., Крук И.В. Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

5.  Бобров А.Е., 1988

6.  Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией // Вопросы наркологии. - 1992. - № 3 - 4

7.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком., 1999.

8.  Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. "Наркотики: Свойства, Действие, Фармакокинетика" - СПб.: Питер. Ком., 2000.

9.  А.Ю. Егоров Возрастная наркология: Учеб. пособие для высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / А.Ю. Егоров. - М.: Изд-во Ин-та общегуманитар. исслед.; СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

10.  Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростова на Дону: Издательство "Феникс", 1998.

11.  Курек Н.С. Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, способствующий вовлечению в потребление психоактивных веществ // Вопросы наркологии. - 1996 - № 2

12.  Левин Б.М., Левин М.П. "Наркомания и наркоманы". М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1995.

13.  Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. - Л.: Медицина, 1991. - 304с.

14.  Лисецкий К.С., Научный доклад на Первой Международной конференции "Спасение молодежи от наркомании в Самаре". Система психоактивной профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых. - Самара, 1996

15.  Медицинская психология: Лекция для врачей - слушателей курсов последипломного образования. - М.: Изд-во Магистр, 1998.

16.  Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

17.  Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя, родителя. - СПб, Изд-во "Феникс", 2000.

18.  Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - СПб, 2000.

19.  Vakalahi H. F. Adolescent substance use and family-based risk and protective factors: A literature review. J Drug Educ 2001; 31: 1: 29-46.



[1] ТГК – (тетрагидроканнабинол) – активный ингредиент марихуаны.

Содержание Введение Глава 1. Психоактивные вещества (пав). характеристика пав и основные понятия Глава 2. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами Глава 3. Характеристика эксперимент

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Проблема развития в возрастной психологии
Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью
Девиантное поведение как проблема социальной работы
Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка
Теория личности З. Фрейда
Сучасна психологія
Удовлетворенность жизнью в старости
Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе
Індивідуальні особливості уваги та їх урахування у навчальній та виховній роботі

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru