Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

ѕереписка »вана √розного с јндреем  урбским как пам€тник русской политической мысли XVI века — »стори€

≈рмолина ј. —.

ѕереписка »вана √розного с јндреем  урбским €вл€етс€ важнейшим источником по истории русской социально-политической мысли XVI века. ¬ ходе переписки ее участниками в целостном виде были сформулированы две самосто€тельные духовно-политические концепции, отражающие различные традиции понимани€ происхождени€, целей и границ власти и методов управлени€ государством.

»сторический контекст возникновени€ переписки следующий. »нициатором полемики стал русский воевода јндрей ћихайлович  урбский, происходивший из древнего знатного рода €рославских кн€зей. Ѕолее 15 лет  урбский нес военную службу в войсках цар€ »вана IV, участвовал, среди прочего, в завоевании  азани в 1552 г. и Ћивонской войне, где прославилс€ как храбрый полководец и талантливый управленец (был назначен воеводой в ёрьев Ћивонский). ¬ ранние годы царствовани€ »вана IV кн€зь участвовал в проведении политики Ђ»збранной радыї (термин  урбского) Ч круга приближенных к царю Ђпросвещенных советниковї. ќпаса€сь за свою жизнь из-за начавшихс€ на –уси гонений и казней бо€р, в 1564 году кн€зь  урбский бежал в Ћитву, откуда в том же году написал свое первое Ђобвинительноеї послание царю.

»ван IV √розный Ч первый русский царь, во времена правлени€ которого к –уси были присоединены  азанское и јстраханское царства, проведены масштабные внутриполитические реформы, свернутые, впрочем, в период введени€ института опричнины, оставил после себ€ внушительный корпус сочинений публицистического жанра (два послани€ ј. ћ.  урбскому, три послани€ шведскому королю ёхану III, ответ яну –оките, послание в  ирилло-Ѕелозерский монастырь, два послани€ польскому королю —тефану Ѕаторию и др. ).

5 июл€ 1564 года »ван √розный отправил  урбскому развернутый ответ, который, по замыслу цар€, предназначалс€ не только непосредственному адресату, но гораздо более широкой аудитории (в Ђ–оссийскоеЕ государствої). ѕоследующие послани€ датируютс€ 1577 г. (второе послание √розного  урбскому) и 1579 г. (второе и третье послани€  урбского √розному, причем второе послание  урбский писал и редактировал около 15 лет). ¬ажно указать, что эта переписка не дошла до нас ни в автографах, ни в современных ей списках, а сохранилась лишь в рукописной традиции XVIIЦXIX веков и в нескольких редакци€х, однако считаетс€ исследовател€ми достоверной (хот€ не отрицаетс€ и наличие более поздних вставок, сделанных уже в XVII веке).

¬ своих послани€х  урбскому »ван IV √розный формулирует и развивает основные принципы самодержавной власти русских государей, из которых выдел€ютс€:

1) иде€ божественного происхождени€ царской власти и богоизбранности личности цар€;

2) принцип неограниченной самодержавной власти: вол€ государ€ не ограничена ни другими лицами, ни гражданскими законами Ч он руководствуетс€ только высшим законом совести (в трактовке цар€ Ч пр€мыми Ѕожественными указани€ми);

3) иде€ высокой ответственности государ€ за исполнение своего предназначени€ Ч просвещени€ всего мира светом евангельской истины, сохранение чистоты веры и превращение православи€ во вселенскую религию.

¬ажной стороной духовно-политической концепции »вана √розного стало понимание методов воплощени€ теоретических постулатов в реальную политическую практику, главным и единственным среди которых им был объ€влен Ђстрахї, принуждение. Ѕудучи подготовленным всей предшествующей религиозно-политической мыслью к идее высокого призвани€ правител€ –усского государства, »ван √розный выбирает жесткие методы дл€ выполнени€ возложенных на него задач, и с тем же намерением гарантировать результат вз€тых на себ€ об€зательств отказываетс€ от помощи политических советников.

Ётот комплекс политических идей, выстроенный »ваном √розным в своих послани€х  урбскому, послужил в дальнейшем одним из источников формировани€ идеологии самодержавной власти русских государей. “ак, во второй половине XVII века, за период правлени€ јлексе€ ћихайловича и ‘едора јлексеевича, была выработана и реализована концепци€ самодержавной монархии ћосковской –уси Ч Ђроссийское самодержавствої, Ч во многом перекликавша€с€ с принципами духовно-политической концепции †»вана √розного.

ѕослани€ кн€з€  урбского √розному свидетельствуют о принадлежности первого к Ђнест€жательскойї традиции древнерусской мысли, представленной такими фигурами, как ћаксим √рек, Ќил —орский, ≈рмолай-≈разм, митрополит ћакарий, св€щенник —ильвестр. ¬ трудах и общественной де€тельности этих мыслителей, равно как и в послани€х  урбского, присутствует иде€ богоизбранности –усского государства, необходимости хранени€ в чистоте истинной веры, высокого призвани€ и ответственности государ€.

јндрей  урбский неоднократно называет свою –одину Ђ—в€торусской землейї, поскольку полагает, что только на –уси христианство сохранилось в первоначальном, неповрежденном виде. ќднако он отрицает божественное происхождение царской власти, а тем более самой личности цар€. “ак же чужда кн€зю иде€ неограниченной самодержавной власти.

—в€торусский идеал дл€  урбского осталс€ в прошлом, во времена правлени€ Ђ»збранной радыї, когда Ђблагочестивый царьї окружал себ€ мудрыми советниками и управл€л государством, прислушива€сь к их мнению, а также к советам Ђвсенародных человекї (по предположению отечественных исследователей, имеютс€ в виду «емские соборы, созывавшиес€ в первые годы царствовани€ »вана IV). ќсновной принцип управлени€ государством, следующий из сочинений  урбского и наход€щийс€ в полном согласии с Ђнест€жательскойї традицией, Ч Ђлюбовьї, толкуема€ в свете евангельских заветов.

»деи, содержащиес€ в послани€х кн€з€ јндре€ ћихайловича  урбского, не нашли отклика в современной ему политической практике, однако стали серьезным стимулом дл€ дальнейшего теоретического осмыслени€ поставленных им проблем. “ак, в политических концепци€х XVII века обосновываетс€ необходимость ограничени€ власти цар€ действующими в государстве законами, а также отстаиваетс€ иде€ профессиональной государственной де€тельности в противовес случайных Ђназначенцевї на высокие государственные посты.

—писок литературы

1. ¬альденберг ¬. ≈. ƒревнерусские учени€ о пределах царской власти: очерки русской литературы от ¬ладимира —в€того до конца XVII века. ― ћ.: “ерритори€ будущего, 2006. ― 365 с.

2. √ромов ћ. Ќ., ћильков ¬. ¬. »дейные течени€ древнерусской мысли. ― —ѕб.: »здательство –усского ’ристианского гуманитарного института, 2001. ― 959 с.

3. ƒь€конов ћ. ј. ¬ласть московских государей. ќчерки из истории политических идей древней –уси до конца XVI века. ― —ѕб.: “ип. ». Ќ. —короходова, 1889. ― 224 с.

4. »ван √розный / ѕод. ред. ѕеревезенцева —. ¬. —ост.: ≈рмашов ƒ. ¬., ѕеревезенцев —. ¬., ‘омин ¬. ¬. ― ћ.: »здательство Ђ—оциально-политическа€ ћџ—Ћ№ї, 2002. ― 284 с.

5.  авелин  . ƒ. ¬згл€д на юридический быт ƒревней –оссии // Ќаш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. ― ћ.: ѕравда, 1989. ― —. 11Ц67.

6.  обрин ¬. Ѕ. »ван √розный. ― ћ.: ћосковский рабочий, 1989. ― 174 с.

7.  урбский ј. ћ. »стори€ о великом кн€зе ћосковском. ― ћ.: »здательство ”–јќ, 2001. ― 161 с.

8. Ћитература ƒревней –уси: Ѕиобиблиографический словарь / ѕод ред. “ворогова ќ. ¬. ― ћ.: ѕросвещение, 1996. ― 240 с.

9. Ћурье я. —. ѕереписка »вана √розного с  урбским в общественной мысли древней –уси // ѕереписка »вана √розного с јндреем  урбским. ― ћ.: Ќаука, 1993. ― —. 214Ц249.

10. ÷арь »ван IV √розный / —ост. ѕеревезенцев —. ¬. ― ћ.: –усскiй ћiръ, 2005. ― 719 с.

11. ѕеревезенцев —. ¬. ƒуховно-политическа€ концепци€ цар€ »вана IV ¬асильевича √розного // ¬естник ћ√”. —ер.12. ѕолитические науки. ― 2006. ― є 4. ― —. 88Ц97.

12.–усска€ социально-политическа€ мысль ’ Ч начала ’’ века. „асть I. »стори€ политических учений –оссии XЦXVII вв.: ќт  иевской –уси до ћосковского царства / ѕод ред. ѕеревезенцева —. ¬. јвт.-сост.: ≈рмашов ƒ. ¬., ѕеревезенцев —. ¬., Ўирин€нц ј. ј., при участии “алиной √. ¬. ― ћ.: »нформационно-издательска€ продюсерска€ компани€ Ђ»хтиосї, издательство Ђ—оциально-политическа€ ћџ—Ћ№ї, 2005. ― 156 с.

13.‘илюшкин ј. ». јндрей  урбский. ― ћ.: ћолода€ гварди€, 2008. ― 299 с.

14.‘лор€ Ѕ. Ќ. »ван √розный. ― ћ.: ћолода€ гварди€, 2003. ― 401 с.

ƒл€ подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

≈рмолина ј. —. ѕереписка »вана √розного с јндреем  урбским €вл€етс€ важнейшим источником по истории русской социально-политической мысли XVI века. ¬ ходе переписки ее участниками в целостном виде были сформулированы две самосто€тельные духовно-

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru