курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный Университет Управления
Институт Национальной и Мировой Экономики
Кафедра мировой экономики
Курсовая работа по дисциплине «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения»
На тему
«Перспективы конвертируемости рубля»
Проверил:
Москва 2006
Аннотация
В данной работе обобщен мировой опыт эволюции валютных ограничений и перехода к конвертируемости национальных валют, анализируются понятия, связанные с конвертируемостью валют. Рассмотрены задачи и этапы, а также подробно описаны возможные последствия введения полной конвертируемости рубля и условия достижения свободной конвертируемости рубля.
Содержание
Введение
ГЛАВА I
1. Эволюция валютных ограничений
2. Переход к конвертируемости национальных валют
2.1. Понятие конвертируемости национальной валюты
2.2. Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
ГЛАВА II
1. Задачи введения полной конвертируемости рубля
2. Этапы перехода к конвертируемости рубля
3.1. Противоречивый характер валютной либерализации
3.2. Положительные последствия введения режима полной конвертируемости рубля
3.3. Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля
4. Условия достижения свободной конвертируемости рубля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эффективное развитие современной экономики невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.
Конвертируемость валюты – показатель степени открытости экономики, необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют. Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля.
Конвертируемость российского рубля напрямую связана с инвестированием в отечественную экономику, с международной конкурентоспособностью российских товаров, а значит, и с ростом благосостояния наших граждан. Кроме того, она необходима для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки».
Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ. 1 июля 2006 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля.
В настоящий момент первостепенный вопрос, касающийся конвертируемости рубля: что ожидает Россию вследствие происходящих изменений? Потому целью данной работы является анализ перспектив введения режима полной конвертируемости рубля.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать четкое определение свободной конвертируемости валюты и обозначить ее отличия от частичной и полной конвертируемости;
2. Определить, какая на самом деле конвертируемость рубля достигается вступлением в силу вышеупомянутого закона;
3. Сформулировать задачи введения свободной конвертируемости рубля;
4. Рассмотреть условия ее достижения;
5. Рассмотреть последствия введения свободной конвертируемости рубля.
ГЛАВА I
1. Эволюция валютных ограничений
Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютами, золотом и другими валютными ценностями.
Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.
На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены Международного Валютного Фонда (МВФ) могут взять на себя обязательство по статье VIII Устава (Статей Соглашения) МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям либо присоединиться к статье XIV, допускающей сохранение таких ограничений на переходный период, т.е. на период до подписания статьи VIII. [3]
Основные причины валютных ограничений – нехватка валюты, давление внешней задолженности, тяжелое состояние платежных балансов.
Впервые валютные ограничения стали применяться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат внешних долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валютные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.
С началом Второй мировой войны валютные ограничения распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения отсутствовали лишь в США, Швейцарии. Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных операций под давлением США, заинтересованных в беспрепятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвестиций в этом регионе.
Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опираясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения конвертируемости валют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения валютных резервов это требование встретило противодействие Западной Европы и Японии. Статья XIV предусматривает переходный период, в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения. Кроме того, Устав Фонда предусматривает возможность и в ряде случаев обязанность стран вводить валютные ограничения по движению капиталов в условиях нестабильности экономики. Более того, возможность получения кредита в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для выравнивания платежного баланса страны. Проводятся консультации экспертов Фонда с соответствующими странами по проблемам валютных ограничений.
Валютные ограничения препятствуют использованию национальных валют в международных расчетных, валютных и кредитных операциях и свободной конвертируемости их на иностранные валюты. [4]
От количества и видов практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валют.
2. Переход к конвертируемости национальных валют
2.1 Понятие конвертируемости национальной валюты
Понятие конвертируемости (от лат. conversion – превращение) валюты менялось по мере эволюции денежной и валютной систем. При золотомонетном и серебряном стандарте оно означало возможность обмена национальных монет на иностранные; при разменных кредитных деньгах – их размен на золото (серебро) и иностранную валюту; при неразменных кредитных деньгах – обмен национальной валюты на иностранные. [4]
Под полной конвертируемостью понимается отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную (хотя некоторые ученые считают достаточным условием для полной конвертируемости валюты ее свободный обмен для резидентов и нерезидентов внутри страны и за рубежом для осуществления текущих операций). [8]
Под частичной конвертируемостью подразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям, то есть для выполнения обязательства статьи VIII Устава МВФ: «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом» (раздел 2(а) данной статьи). Другими словами, возможно сохранение ограничений на приобретение национальной валюты нерезидентами с целью ее использования для закупки товаров на внутреннем рынке. [8]
На сегодняшний день указанную статью подписали уже 158 стран. Тем не менее это позволяет многим из них сохранять ограничения на операции движения капитала. Некоторые из этих стран ограничивают и отдельные виды текущих операций.
Выделяют следующие типы частичной конвертируемости:
· внешняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных платежах (включая расчеты между нерезидентами через иностранные банки);
· внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами. [8]
Частичная конвертируемость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов:
· внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны);
· по двухсторонним правительственным соглашениям;
· блокированные;
· конвертируемые (полностью или частично). [4]
Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для достижения определенных целей называется блокированием счетов. Эта мера применяется при валютных ограничениях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета. [4]
К замкнутым валютам относятся валюты стран, которые устанавливают различные ограничения и запреты на покупку и продажу иностранной валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а также применяют иные меры валютного регулирования. [4]
Говоря о фактически полной конвертируемости рубля, зачастую имеют в виду другое понятие – свободную конвертируемость валюты (СКВ), то есть ее полную конвертируемость плюс широкое использование для осуществления международных текущих и капитальных операций. Для этого должны функционировать и эффективная система платежей в данной валюте, и ее ликвидный мировой рынок. [8]
Главное преимущество СКВ – возможность для резидентов страны-эмитента использовать национальную валюту в целях проведения международных расчетов без дополнительных трансакционных издержек. Это повышает конкурентоспособность ее экспортеров. Кроме того, свободная конвертируемость валюты позволяет создавать ликвидные международные рынки номинированных в ней финансовых инструментов. Таким образом, страны, валюты которых являются свободно конвертируемыми, получают дополнительные конкурентные преимущества для своих предприятий. [8]
Собственно говоря, в этом и заключается отличие понятий «полностью конвертируемая валюта» и «свободно конвертируемая валюта» – последняя реально котируется на мировом валютном рынке и задействована в международных операциях. Впрочем, МВФ применяет еще более узкое определение – «свободно используемая валюта». К их числу относятся лишь доллар США, евро, йена, фунт стерлингов и швейцарский франк. Для котировок международного ликвидного актива МВФ – специальных прав заимствования (СДР, или SDR) МВФ вообще использует только четыре первые валюты. В «корзину» для расчета СДР включают валюты стран, характеризующихся высокой долей в мировом товарообороте и международных резервах.[8] Кроме понятия «свободно используемая валюта» в уставных документах МВФ в настоящее время используются термины «конвертируемость по текущим операциям» и «конвертируемость по капитальным операциям».
Степень конвертируемости национальной валюты регламентируется выполнением страной условий статьи VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущим операциям платежного баланса (даже при сохранении ограничений на конвертируемость по операциям движения капитала), отмену множественности валютных курсов и практики проведения дискриминационных валютных мероприятий.
Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. - 27, в 1978 г. - 46 (1/3 стран -членов МВФ), в 1985 г. (апрель) - 60 (40%), в 1994 г. (апрель) - 88 49%), в 2004 г. - 158 (85%), в том числе Россия с июня 1996 г. [4] Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В этом проявляется ориентация современной валютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных отношений. Валютная либерализация сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций.
Конвертируемость валюты – показатель степени открытости экономики, необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют. Степень конвертируемости валюты находится в прямой зависимости от экономического потенциала страны, масштабов ее внешнеэкономической деятельности, устойчивости внутреннего денежного обращения, степени развития национальных товарных и денежных рынков и рынков капитала. Кроме того, необходимым условием поддержания конвертируемости является постоянное участие центрального банка страны в валютных интервенциях для удержания курса своей национальной валюты к доллару США или к какой-либо определенной корзине иностранных валют на оптимальном уровне.
2.2 Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
Развитие мирохозяйственных связей, глобализация различных сфер экономической жизни привели в конце прошлого столетия к существенным изменениям в мировых валютных отношениях, включая конвертируемость национальных валют. Произошло коренное изменение самих подходов к определению этого понятия. Так, в странах Западной Европы после окончания Второй мировой войны переход к конвертируемости национальных валют был непосредственно связан с восстановлением разрушенной промышленности и сельского хозяйства, экономическим ростом и другими позитивными переменами. [5]
Теперь Международный Валютный Фонд практически автоматически регистрирует заявку любой страны о ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже 150 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми. [5]
В первые годы после Второй мировой войны только США и Швейцария сохранили конвертируемость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса для резидентов и нерезидентов. Тогда же Великобритания заключила с рядом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все иностранные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия. Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в частично конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуждены были поддерживать конвертируемость своих валют в интересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип обратимости в 1952 г. [4]
Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились послевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содействовать экспансии национальных монополий. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении обратимости фунта стерлингов. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г. (3.7 млрд долл.), в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через 35 дней 21 августа 1947 г. в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобритании свидетельствует о необходимости создания условий для перехода к конвертируемости валюты. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы, Япония предпочли постепенно отменять валютные ограничения лишь с конца 1958 г. Этот процесс в ЕС растянулся до 1992 г. [4]
При этом в конце 90-х гг. XX века открытость валютных и финансовых рынков для «горячих» валютных потоков из развитых стран создала в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке условия для валютного и экономического кризиса. [5]
Таблица 1 Страны, которые ввели ограничения конвертируемости валют по счету движения капитала платежного баланса
Страна | Год введения конвертируемости | Год отказа от конвертируемости |
Аргентина | 1994 | 2001 |
Боливия | 1987 | 1996 |
Гондурас | 1973 | 1980 |
Индонезия | 1973 | 1997 |
Иран | 1975 | 1978 |
Малайзия | 1974 | 1997 |
Мексика | 1973 | 1982 |
Парагвай | 1983 | 1984 |
Уругвай | 1979 | 1993 |
Эквадор | 1973 | 1993 |
Источник: составлено по: Rodrik D. Who Needs Capital Account Convertibility? [5]
В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендует развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком. Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в стану краткосрочных обязательств в иностранной валюте. [5]
Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:
• выбор момента и темпа введения обмена валюты;
• для кого – резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;
• по каким операциям – текущим операциям платежного баланса или финансовым. [4]
Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касается стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно проявляется лишь при наличии экспортных конкурентоспособных товаров. [4]
Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущество перед шоковым вариантом, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности ценообразования, и подготовке предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стабилизация экономики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накопление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране. [4]
Вторая проблема – определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в сотрудничестве. [4]
Третья проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объективные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов. Технически это было осуществлено путем слияния переводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны отменили валютные ограничения также для резидентов. [4]
Доминирующий критерий конвертируемости валюты – отсутствие валютных ограничений по текущим операциям. Переход от частичной к свободной конвертируемости валют требует отмены валютных ограничений на операции по счету движения капиталов и длительной подготовки. Лишь с середины 70-х гг. постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвертируемость своих валют на финансовые операции. Это объясняется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумагами, кредитные операции, значительно опережает движение товаров и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномерно; периодически они возобновляются с целью защиты национальной экономики. Со второй половины 60-х гг. и в 70-80-е гг. в условиях переплетения структурных кризисов либерализация валютных отношений сменилась протекционизмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличался неравномерностью, что усиливало межстрановые разногласия. [4]
ГЛАВА II
1. Задачи введения полной конвертируемости рубля
По словам министра финансов РФ А.Кудрина, «есть три сферы, которые обеспечивают высокие темпы экономического роста: свободное движение товаров (нам требуется еще вступить в ВТО), свободное движение капитала, и это как раз конвертируемость рубля, и свободное движение рабочей силы – эта сфера упомянута в послании президента Федеральному собранию как облегчение миграции квалифицированной рабочей силы в Россию. Нам нужно восполнять выбывающие трудовые ресурсы». Эти три сферы должны очень быстро передвигаться, «чтобы направляться в те точки, которые сегодня становятся наиболее востребованными, прибыльными, находятся в точке роста. Такая мобильность этих сфер создает высокие возможности и высокие темпы роста для любой экономики. Сейчас эти сферы наиболее мобильны в США, во Франции, Великобритании и в Евросоюзе. Мы как раз подтягиваемся к этим стандартам. Поэтому можно сказать, Россия заложила крупный кирпич в фундамент стабильности нашей экономики и ее будущего роста», – отмечает министр, говоря о введении полной конвертируемости рубля.
Эффективное развитие современной экономики невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.[13]
Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета и все ближе подходила к эквадорскому варианту долларизации, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты, например, при создании российско-белорусского валютного союза. Формирующийся в рамках СНГ единый рынок труда также способствует формированию единого валютного пространства. Однако восстановление рублевой зоны не может носить формальный характер и формироваться без объективных предпосылок, таких как темпы развития экономики России, достаточный объем золотовалютных резервов, развитая банковская система, вытеснение из обращения суррогатов. [5]
В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков, а, следовательно, – снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.
Это будет способствовать созданию ликвидного международного рынка рублей и дедолларизации российской экономики. Повышение спроса на рубли уменьшит необходимость стерилизации «нефтедолларовой» эмиссии путем накапливания бюджетных средств на счетах в ЦБ. [13]
Введение полной конвертируемости рубля — назревшая мера, поскольку из-за его неполной конвертируемости российские предприятия несут существенные убытки, главным образом в отношениях со странами СНГ и третьего мира.
Таким образом, внешняя конвертируемость рубля нужна в первую очередь для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и государствами – эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Во вторую очередь она необходима для стимулирования иностранных инвестиций и в последнюю – для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки».
2. Этапы перехода к конвертируемости рубля
После распада в 1991 г. Советского Союза Россия вслед за странами Центральной и Восточной Европы стремительно двинулась по пути демонтажа социалистической хозяйственной системы и перехода к рыночно-капиталистическим методам хозяйствования. Одной из «несущих конструкций», так называемых гайдаровских реформ, была ликвидация валютной монополии государства, свободный доступ предприятий и граждан к иностранной валюте. [5] Формальное вступление России в мировую финансовую систему – это начало июня 1992 года, вступление в члены МВФ и подписание XIV статьи Устава этой организации. Там речь шла, в том числе, о конверсионных операциях в рамках валютного законодательства, действовавшего в стране. В России была введена частичная конвертируемость рубля, то есть его внутренняя конвертируемость по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями, в том числе с разрешения Банка России. Норматив обязательной продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке был установлен в размере 50%, введен единый курс рубля, который определялся Банком России по итогам валютных торгов на основе спроса и предложения на доллары США. Именно тогда стало возможным перевести обменные операции из области уголовного права в область общегражданского законодательства, появились первые обменные пункты, произошла отмена соответствующей статьи Уголовного Кодекса. С тех пор валютные ограничения постепенно ослаблялись, особенно на текущие операции.
Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ, предусматривающей отказ от всех ограничений в использовании национальной валюты при совершении текущих операций. Председатель ЦБР С.К.Дубинин выпустил письмо, где говорилось, что с этого момента введение в России каких-либо ограничений по конвертируемости иностранной валюты по операциям, которые ассоциируются с текущим счетом платежного баланса, должны осуществляться по согласованию с МВФ и на сроки, ограниченные в процессе согласования. Это не означает, что нельзя вводить никаких ограничений на конвертируемость по текущим операциям. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте был постепенно снижен с 75 до 10%.
В послании 2003 г. Президент РФ В.В.Путин поставил задачу обеспечения конвертируемости рубля к 1 января 2007 г.
В 2004 г. с принятием новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вместо разрешительного введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте. По этому закону (ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации»), с 19 июля 2005 г. резиденты получили право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на 2005 г. (с. 4) говорится о создании необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля «в ближайшие годы». Напомню, что ранее, согласно посланию президента 2003 г., правительство и Центральный банк решить такую задачу намеревались к 2007 г.
C 1 мая 2006 г. снижены в 2 раза требования по резервированию средств при осуществлении валютных операций. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте с 7 мая 2006 г. установлен на нулевом уровне.
В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. предложено обеспечить полную конвертируемость рубля к 1 июля 2006 г. С точки зрения большинства экспертов, ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО.
На заседании правительства РФ 29 июня 2006 г. были одобрены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
8 июля 2006 г. Госдума приняла во втором и третьем чтении Федеральный Закон №131-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовал 251 депутат, против – 47, воздержавшихся не было. [20] 14 июля 2006 г. закон одобрен Советом Федерации, 26 июля 2006 г. подписан Президентом России В.В.Путиным.
Документ направлен на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Он отменяет с 1 июля 2006 г. возможность установления требования о резервировании денежных средств на счетах Центрального банка РФ при проведении внешнеторговых операций, а также операций с внешними и внутренними ценными бумагами. При этом до 1 января 2007 г. будет сохранено действие нормы о досрочном возврате резидентами и нерезидентами сумм резервирования. В то же время, в целях соблюдения принципов международной практики борьбы с отмыванием денег сохранены ограничения по объемам осуществляемых операций.
Как пояснили в пресс-службе Минфина, после принятия этого закона каждый гражданин сможет открывать счета и размещать вклады в банках за рубежом. Сводятся к минимуму ограничения на совершение операций по валютным счетам граждан, открытым ими в России и за границей. Так, счета могут открываться без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать эти счета. Кроме того, с принятием закона снимаются ограничения на приобретение российскими гражданами долей и вкладов в капиталы иностранных компаний, паев в их имуществе, акций иностранных акционерных обществ. По существу, российский гражданин становится равноправным и конкурентоспособным инвестором на международных рынках капитала, подчеркнули в Минфине.
Валютная либерализация проводилась в разных странах, и ее влияние на экономику хорошо исследовано. Среди положительных эффектов – увеличение инвестиций, особенно в недооцененные сектора экономики. Негативные эффекты тоже известны – усиливается зависимость внутреннего финансового рынка от внешних воздействий и мировых финансовых кризисов. [10]
Российские власти уже столкнулись с первыми негативными последствиями интеграции (о которых будет упомянуто в разделе «Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля»). Насколько эти проблемы могут быть серьезны, показывает опыт других стран. Так, в 1947 году Великобритания ввела конвертируемость фунта, но уже через 35 дней отменила ее – настолько был велик отток капитала. В Финляндии аналогичные реформы были проведены в 1980-х гг. В итоге страна столкнулась с банковским и валютным кризисом в начале 1990-х гг. [10]
Однако «неприятности» либерализации могут и должны обернуться приобретениями. С одной стороны, не стоит связывать с либерализацией надежд на рост инвестиций и экономики в целом в краткосрочной перспективе. Аналитики банка «Траст» напоминают об опыте Индии, которая проводила валютную либерализацию по схожему с российским сценарию. Там приток прямых иностранных инвестиций хоть и вырос, но остался на низком уровне (около 1% ВВП), а темпы экономического роста вообще не изменились. Однако есть и другая сторона. Известный гарвардский экономист Кеннет Рогофф и эксперты МВФ в недавнем докладе поясняют: как свидетельствуют исследования, сама по себе валютная либерализация не приводит ни к росту ВВП, ни к другим макроэкономическим успехам. Однако заставляет власти улучшать управление экономикой и развивать финансовые институты, что в результате и дает положительный эффект. [10]
Сегодня Россия уже столкнулась с последствиями введения конвертируемости рубля. Однако надо отметить, что, несмотря на либерализацию операций с капиталом, риски волатильности национальной валюты остаются высокими. И возможно, на состояние притока капитала в Россию существенно не повлияет и отмена валютных ограничений, которая должна состояться с 1 января 2007 г.
3.2. Положительные последствия введения режима полной конвертируемости рубля
Министр финансов России Алексей Кудрин выразил надежду, что конвертируемость рубля делает российскую экономику цивилизованной и создает основание для нового экономического роста. Он подчеркнул важность отмены существовавшего запрета на владение счетами в иностранных банках: «Граждане России теперь могут открывать счета в любом банке мира, включая швейцарские, иметь эти счета без всяких ограничений и без всякой специальной отчетности за это», — заявил министр, оговорившись, что операции с таких счетов потребуют уведомления налоговой инспекции.
Такие меры, как упрощение контроля над операциями между резидентами и нерезидентами, отмена ограничений на операции с иностранными и российскими ценными бумагами, а также отмена обязательного резервирования средств на счетах ЦБ РФ, значительно облегчат движение капитала как в страну. До последнего времени деятельность компаний, желавших вести операции в рублях и твердой валюте, была осложнена необходимостью заводить специальные обменные счета. Снятые ограничения по конвертируемости рубля облегчат валютные операции компаний и, в перспективе, могут усилить приток иностранных инвестиций в Россию. Как говорит аналитик инвестиционной компании Rye, Man and Gor Securities Наталья Колупаева, «конвертируемость – это довольно рискованный, но неотъемлемый шаг политического руководства к повышению инвестиционной привлекательности страны». Аналитики отмечают, что снятие существовавших ограничений, затруднявших обменные операции для тех, кто хотел перевести рубли в иностранную валюту и наоборот в первую очередь скажется на рынке облигаций.
Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что валютная либерализация сделает рубль привлекательным для международных расчетов, а это поможет укреплению его имиджа в России. «Рубль, на мой взгляд, в ближайшие 5 лет, а, может быть, и больше, будет хорошим, надежным вложением для любой страны», — заявил Кудрин в интервью.
По мнению западных аналитиков, через несколько лет рубль может стать международным средством для формирования золотовалютных резервов.
Среди преимуществ свободной конвертируемости российского рубля эксперты по финансам ВВС называют возможное теперь свободное открытие гражданами России банковских счетов за рубежом, ослабление ограничений для иностранных инвесторов, а также удешевление импорта. «Это значит, что у рубля очень привлекательная перспектива, – трейдеры, инвесторы и даже центральные банки разных стран могут начать покупать эту валюту», – отмечает ВВС.
По словам Алексея Кудрина теперь «российский бизнес спокойнее, свободней, без получения специальных разрешений или обременений сможет участвовать в инвестициях в странах СНГ или других странах, где нам выгодно».
Свободная конвертируемость рубля также создает предпосылки для перевода торговли между РФ и КНР в рубли. Глава Народного банка Китая считает, что такой режим обмена рубля, который был объявлен 1 июля, создает предпосылки для того, чтобы российский рубль стал резервной валютой многих банков мира.
Преимущества конвертируемости российской валюты со временем почувствуют все граждане, так или иначе участвующие во внешнеэкономических связях, включая заграничные поездки. Не нужно будет, платя дополнительные комиссии, обменивать российскую валюту на иностранную перед выездом за рубеж, а затем производить обратную конвертацию неизрасходованных средств. Конвертировать рубли можно будет в стране пребывания по мере необходимости. Из-за более низких спрэдов в стране пребывания, особенно по таким «нераспространенным» у нас валютам, как английский фунт стерлингов, швейцарский франк и т.д., расходы российских граждан будут гораздо меньше. Но основной эффект будет заключаться в повышении темпов роста благосостояния граждан в результате повышения конкурентоспособности российской экономики.
На сегодняшний день только одно последствие введения режима полной конвертируемости рубля можно в какой-то степени назвать положительным: международное рейтинговое агентство Fitch оценило конвертируемый рубль и повысило «страновой потолок» России до уровня A-. Это означает, что российские компании смогут получить кредитные рейтинги выше суверенного. Впрочем, пока реальных кандидатов на столь ощутимое повышение рейтинга аналитики не видят. [9]
3.3. Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля
Наравне с положительными итогами либерализации могут появиться и отрицательные. Опыт стран показывает, что основная угроза, с которой сталкивается внутренний валютный рынок той или иной страны после снятия такого рода ограничений, это шок, который в условной классификации относится к так называемым позитивным экономическим шокам. Этот шок притока капитала в ситуации неразвитости наших рынков, неготовности банков, инфляционных последствий снижает возможности ЦБ по сдерживанию влияния спекулятивного притока и оттока капитала.
Кроме того, введенная волевым методом конвертируемость рубля может привести к тому, что значительные капиталы будут выведены из страны, а также спровоцировать дестабилизацию экономики.
Рассматривая плюсы и минусы либерализации валютного режима рубля, нельзя не учитывать уменьшение степени управляемости национальной экономикой. В условиях финансовой глобализации на международные инвестиционные потоки влияют не только факторы, которые могут контролироваться национальными денежными властями, но и факторы, изменяющиеся под влиянием внешних условий.
На сегодняшний день Россия уже столкнулась с несколькими отрицательными последствиями введения режима полной конвертируемости рубля.
Высокая инфляция и укрепление рубля в июле, а также заявления президента, Минфина и Центробанка о том, что сдерживание то одного, то другого из этих параметров является приоритетным, наконец, решение ЦБ об увеличении норматива обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами до 3,5% – все это первые следствия валютной либерализации, которая была торжественно объявлена и юридически введена с 1 июля этого года. [11]
Массированный приток капитала, о котором раньше только мечтали, оказался столь велик, что привел к инфляции – 0,7% в июле против 0,5% в июле 2005 года. Не помогло даже укрепление рубля – традиционный метод ЦБ в борьбе с инфляцией. По данным МЭРТа, в июле прошлого года реальный курс рубля к доллару снизился на 0,6%, а в нынешнем июле рубль, наоборот, укрепился на 0,7%. О масштабах притока капитала говорит тот факт, что золотовалютные резервы в прошлом месяце выросли на $15 млрд против $7 млрд оттока год назад. [11]
ЦБ часто заявлял, что денежные власти будут укреплять рубль, чтобы сдержать рост цен. В результате игроки стали завозить в страну валюту, чтобы конвертировать и заработать на укреплении рубля. Это стало особенно просто после 1 июля. Приток капитала вызвал ускорение роста золотовалютных резервов, рублевой денежной массы и инфляции. [11]
4. Условия достижения свободной конвертируемости рубля
Формально, с либерализацией валютного законодательства рубль становится конвертируемой валютой, однако для достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, чтобы спрос на рубли обеспечивался его широким использованием в системе международных расчетов? существовал ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России.
Несмотря на то, что отмена валютного контроля – важный шаг вперед, Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию высказывает мнение, что этого не достаточно для привлечения иностранных инвестиций. В России остается еще много других барьеров для иностранных инвесторов, помимо конвертируемости рубля, и в будущем России следует провести ряд дополнительных реформ.
Что касается вопроса о статусе рубля как резервной валюты, то, видимо, это еще не воспринимается достаточно серьезно. Учитывая положительный торговый баланс России, более реалистично выглядит введение расчетов в рублях за российский экспорт в зоне СНГ. Согласно статистике МВФ, в I кв. 2006 г. 66% валютных резервов приходится на американский доллар, 25% — на евро, 4% — на английский фунт и 3,5% — на иену. Стоит отметить, что, например, канадский доллар стал свободно конвертируемым еще в 1951 г., но так и не является весомой резервной валютой, несмотря на стабильную экономику и умеренную инфляцию в стране. Вероятно, российская экономика с достаточно сильной инфляцией не рассматривается как стабильная, да и российский рынок до сих пор описывается термином «emerging market» – развивающийся рынок. Среди потенциально значимых валют больше внимания уделяется китайскому юаню, чем российскому рублю.
Для достижения полной конвертируемости рубля, как условия трансформации его в международную валюту, в первую очередь необходимо осуществить структурную перестройку, направленную на диверсификацию российской экономики, повышение ее конкурентоспособности. Снятие правовых ограничений на операции с национальной валютой проблемы ее использования в международных экономических отношениях не решает. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия отечественного и зарубежного бизнеса к проводимой Российской Федерацией государственной политике в целом и денежно-кредитной в частности, а также уровень развития банковской системы страны. [5]
В условиях осуществления мер в области структурных преобразований в российской экономике важно, чтобы денежно-кредитная политика Банка России активно поддерживалась действиями Правительства РФ в сфере бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики. Речь идет о рациональном использовании Стабилизационного фонда, ограничении роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, повышении эффективности тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической сферы. [5]
В ближайшие годы главные усилия должны быть направлены на прекращение роста цен, в первую очередь прямо или косвенно регулируемых государством. По мнению Кудрина, «рубль может стать реально конвертируемым, когда инфляция будет 2-3%, не больше», а инфляция в районе 11% «запредельна» для использования российской валюты в международных расчетах. Роль правительства в сдерживании инфляции необходимо повысить, используя немонетарные методы регулирования цен, в том числе ограничив рост тарифов естественных монополий в среднем 3% в год. При этом «Газпром», РАО ЕЭС и другие естественные монополии должны снизить свои раздутые издержки, что станет условием предоставления им государственных кредитов на инвестиции. Тогда сформируется и последняя предпосылка достижения фактической полной конвертируемости рубля – будет обеспечено доверие к российской денежной единице внутри страны и за рубежом. [8]
Дальнейшие реформы в экономике и создание более прозрачной практики ведения бизнеса приведут к тому, что российская валюта станет привлекательной для мировых инвесторов, а это в свою очередь обеспечит ее свободную конвертируемость.
Но нельзя забывать и про стабильность курса – это самое важное как для внутреннего рынка, так и для внешнего. ЦБ и Минфин обязаны обеспечить стабильный курс. Торговля за рубли будет действенной, когда цены не будут колебаться вслед за колебаниями доллара.
Спрос на рубли может повыситься, если страны, имеющие большой объем торговли с Россией, например, Китай, часть своих золотовалютных резервов переведут в рубли. При полной конвертируемости это вполне возможно.
Кроме того, необходим целый комплекс мер, направленных на сближение номинального курса рубля и курса по паритету покупательной способности. Сейчас стоимость рубля по паритету покупательной способности, по разным оценкам, составляет около 15 рублей. К тому моменту, когда все мировые инвесторы и предприниматели признают рубль, как очередную мировую валюту, эта разница должна составлять не более 20%. Это может быть осуществлено как снижением номинального курса рубля, так и ростом паритета покупательной способности. Все эти меры могут быть реализованы в течение пяти лет, но это должна быть очень напряженная работа.
При этом национальная валюта должна иметь такую стратегию курса, чтобы поддерживать отечественного производителя. Сейчас ситуация с углеводородным сырьем и ценами на него благоприятная, поэтому надо сделать упор на поддержку наших производителей.
Многие аналитики считают, что спрос появится, когда за рубли будут продавать основные позиции российского экспорта - нефть, газ и лес. Владимир Путин предлагает для расширения рублевой зоны организовать на территории России биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях.
При этом по мнению некоторых экспертов, возможности биржевой торговли нефтью и газом за рубли является делом очень далекого будущего, если вообще возможно, и даже, если нефтяная биржа на территории России будет создана, то страна останется без наличных средств.
На мой взгляд, идея биржевой торговли российскими энергоресурсами за рубли в перспективе увеличила бы спрос наших внешнеторговых партнеров на российскую валюту, однако это длительный процесс. В мире биржевые площадки по торговле энергоресурсами сконцентрированы в нескольких крупнейших центрах, где обеспечивается максимальная надежность поставок, репрезентативность котировок биржевых контрактов, ликвидность производных финансовых инструментов. Поэтому интерес к будущей площадке со стороны внешнеторговых партнеров может не оправдать ожиданий.
Учитывая длительность периода трансформации рубля в валюту мирового значения, предстоит прежде всего сосредоточиться на его продвижении к выполнению международных функций в региональном масштабе. В данном случае имеются в виду страны СНГ и Китай, где рубль уже подключен к обслуживанию внешнеторговых связей. Перспективы здесь более реальны, если речь вести не о монопольном господстве российского рубля во внешнеэкономическом обороте названных стран, а о его более широком использовании наряду с их национальными валютами. [5]
Заключение
В процессе написания работы я убедилась в том, что степень конвертируемости валюты играет важную роль в экономике страны, а также решила поставленные в начале работы задачи:
1. Есть достаточное четкое определение понятия конвертируемости: полная конвертируемость валюты – отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные, и наоборот. Что касается частичной конвертируемости, то под этим понятием подразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям. При этом свободная конвертируемость валюты подразумевает ее полную конвертируемость в сочетании с широким использованием для осуществления международных текущих и капитальных операций. Для этого должны функционировать и эффективная система платежей в данной валюте, и ее ликвидный мировой рынок.
2. Соответственно, то, что мы называем свободной конвертируемостью рубля, на самом деле полная конвертируемость. Это снятие валютных ограничений, которое, безусловно, положительно, но, строго говоря, не означает, что тут же в ряде стран возникнет интерес к рублю и можно будет свободно рубли продавать, покупать или обменивать на другие валюты.
3. Статус страны со свободно конвертируемой валютой усилит имидж России. Это, в свою очередь, будет способствовать активизации процесса вступления России в ВТО. Кроме того, данный шаг показывает намерение России улучшить инвестиционный климат и стимулировать крупный иностранный капитал на вложения в Россию.
4. Для этого, во-первых, должно пройти время, во-вторых, иностранные банки должны быть уверены, что это действительно валюта, которую они могут держать и не потеряют свои деньги, то есть должно быть некое доверие, и, наверное, какие-то зарубежные компании начали пользоваться рублями. Мне кажется, это все перспективы достаточно далекого будущего. Но главное заключается в другом. Для того чтобы валюта страны стала использоваться во внешнеэкономических операциях других стран, необходимо увеличение ее экономического вклада в общемировой экономический рост. Введение реальной конвертируемости рубля предполагает прежде всего подъем российской экономики, который бы позволил, с одной стороны, эффективно поглотить приток иностранных инвестиций, а с другой стороны, обеспечить спрос на ее валюту со стороны других стран мира. Так что мгновенных перемен от отмены ограничений россиянам ждать не стоит. Однако при соблюдении разных условий – от инвестиционной привлекательности страны до развития туризма и политики Центробанка - рубль вполне сможет занять место среди востребованных конвертируемых денег на свободном валютном рынке.
5. Среди возможных положительных последствий введения режима свободной конвертируемости рубля можно выделить следующие: конвертируемость рубля:
· создает основание для нового экономического роста;
· облегчат валютные операции компаний и, в перспективе, могут усилить приток иностранных инвестиций в Россию;
· через несколько лет рубль может стать международным средством для формирования золотовалютных резервов;
· приведет к удешевлению импорта;
· облегчит торговые и валютные отношения России со странами СНГ и с КНР.
Но основной эффект будет заключаться в повышении темпов роста благосостояния граждан в результате повышения конкурентоспособности российской экономики.
Что касается отрицательных последствий, за введением режима конвертируемости рубля может последовать:
· шок притока капитала в ситуации неразвитости наших рынков, неготовности банков, инфляционных последствий, который снижает возможности ЦБ по сдерживанию влияния спекулятивного притока и оттока капитала;
· увеличение зависимости рубля от поведения валютных спекулянтов как следствие свободы в операциях с ним;
· обострение «голландской болезни» как следствие дополнительного укрепления за счет спроса со стороны портфельных инвесторов;
· снижение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с импортными аналогами, или же необходимость ЦБ эмитировать больше рублей для сдерживания укрепления национальной валюты;
· значительный вывод капиталов из страны, а также дестабилизация экономики при конвертируемости рубля, введенной волевым методом;
· уменьшение степени управляемости национальной экономикой.
Обобщая, можно сказать, что Россия заложила крупный кирпич в фундамент стабильности нашей экономики и ее будущего роста. По существу, российский гражданин становится равноправным и конкурентоспособным инвестором на международных рынках капитала.
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. №131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
2. Федеральный Закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.)
3. Деньги. Кредит. Банки под ред. Жукова Е.Ф., М.: «ЮНИТИ», 2005
4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения под ред. Красавиной Л.Н., М.: «Финансы и статистика», 2005
5. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля под ред. Шмелева Н.П., М.: «Международные отношения», 2006
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 5-е изд., М.: 2006
7. Ж-л Биржевое обозрение 2006 №9
8. Ж-л Вопросы экономики 2006 №6
9. Газета Коммерсант №153 от 19.08.2006
10. Газета Коммерсант№157 от 25.08.2006
11. Газета Коммерсант№206 от 02.11.2006
12. Articles of Agreement of the International Monetary Fund. Article VIII – General Obligations of Members
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Государственный Университет Управления Институт Национальной и Мировой Экономики Кафедра мировой экономики
Перспективы развития налоговой системы России
Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица
Податкова система Франції
Податкове стимулювання підприємства і зарубіжний досвід
Податковий аудит в сучасних економічних умовах
Податок з доходів фізичних осіб (на матеріалах ДПІ у Святошинському районі м. Києва)
Податок з транспорту: порядок його розрахунку та сплати до бюджету
Подготовка бизнес–плана реконструкции предприятия
Подоходный налог
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.