курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Планирование расходных статей основного бюджета
1.1. Бюджет прямых материальных затрат
1.2. Бюджет прямых затрат на оплату труда
1.3. Бюджет амортизационных отчислений
1.4. Бюджет общепроизводственных расходов
1.5. Бюджет коммерческих расходов
1.6. Бюджет управленческих (общецеховых) расходов
1.7. Бюджет налоговых платежей
1.8. Бюджет выплат по финансовой деятельности
1.9. Бюджет закупок
1.10. Бюджет по инвестиционной деятельности
1.11. Бюджет расчетов с кредиторами
2. Практическая часть
2.1. Анализ движения денежных средств за 2004 г. на ОАО «Белгородасбестоцемент»
2.2. Расчет экономического роста ОАО «Белгородасбестоцемент»
Заключение
Введение
Бюджетирование является новым для российских специалистов методом финансового управления предприятием. Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить конкурентоспособность предприятия.
Бюджетирование является средством для определения финансовых показателей, методом финансового управления.
Бюджетирование используется для организации производственного процесса (ритмичности, синхронности и т.д.) и по существу представляет собой сметное планирование, получившее наибольшее распространение в командной экономике. Следует отметить, что финансовая и производственная концепции возникли почти одновременно.
Также важной задачей является составление бюджета доходов и расходов, который необходим для оценки рентабельности деятельности компании, и бюджета по балансовому листу, являющегося важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия.
Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Он состоит из двух разделов:
1) текущие расходы - издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности;
2) доходы от текущей операционной хозяйственной деятельности - формируются в основном за счет реализации продукции, производимой предприятием.
В данной курсовой работе рассматриваются текущие расходы основного бюджета.
Составление бюджетов по основным расходным статьям основного бюджета производиться на основании данных ответственных подразделений, заключенных и планируемых (с большой долей вероятности к заключению) договоров по всей деятельности на предприятии.
Так, текущими затратами фирмы являются материальные затраты, амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на оплату труда, налоговые платежи, относимые на издержки, накладные расходы, относимые к текущим затратам.
Очень важно, чтобы процесс бюджетирования, впрочем, как и весь процесс внутрифирменного планирования, носил непрерывный характер. Только так может быть достигнута его эффективность. Текущие бюджеты ориентируют подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.
1 Глава
Планирование расходных статей основного бюджета
Бюджет доходов и расходов – основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
Прогнозирование статей основного бюджета (бюджета доходов и расходов) предполагает выполнение многочисленных расчетов, отражающих содержание элементов затрат (на материалы, на оплату труда, амортизацию основных средств и нематериальных активов и др.).
Рассмотрим порядок их планирования на предстоящий период по предприятию в целом.
1.1. Бюджет прямых материальных затрат
Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.
Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.
В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.
Следует отметить, что материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы могут, как обслуживать производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара). В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся, к стадии производства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции. Основные материалы, обслуживающие производственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основные материалы, используемые, на стадии отгрузки и, сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.
В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планировать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.
Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:
- относящиеся к косвенным (общепроизводетвенным) расходам;
- относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходам.
Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распределения общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.д.). Как правило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде.
Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходов рассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовой ответственности.
На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:
- нормативный метод;
- аналитический метод.
Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.
Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов. Например, если поставщики устанавливают средний срок погашения задолженности 30 дней и политика организации - не пользоваться скидкой (если таковая предоставляется), а оплачивать задолженность в конце этого периода, то разрыв между покупкой и платежом - 1 месяц.
По строке «Итого денежных выплат» должны быть приведены данные о количестве денежных средств, которые будут выплачены в конкретном периоде. В правом столбце должны быть приведены данные о сумме выплат за покупки материалов, произведенных в конкретном периоде. В нижней строке таблицы рекомендуется фиксировать состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле:
Кредиторская задолженность = Кредиторская задолженность на начало периода + Сумма закупок за период Сумма оплаты за период (1.1.2.)
Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки производственной программы для определения потребности предприятия в сырье и материалах. Прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта. Бюджет прямых затрат на материалы показывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путем закупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальных ресурсов, а также от уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок имеет вид:
Объем закупок = Запасы на начало расчетного периода + Объем потребления - Запасы на конец расчетного периода (1.1.1.)
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производства и бюджета запасов на предстоящий квартал. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.
Правильно составленный бюджет затрат на материалы дает возможность четкого взаимодействия между производством и отделом снабжения, а также позволяет удерживать величину запасов на приемлемом для предприятия уровне.
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
1.2. Бюджет прямых затрат на оплату труда
Этот бюджет наряду с бюджетом на материалы является важнейшим для предприятия, так как расходы на оплату труда занимают значительный удельный вес в издержках производства, а их планирование позволяет управлять персоналом. Принципы построения бюджета прямых затрат на оплату труда достаточно известны работникам экономических служб предприятия. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливают исходя из бюджета производства, сведений о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.
Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции. Аналогично основным материалам прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. При этом также применяют два метода составления бюджета: метод нормирования и аналитический метод.
Однако с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Их заработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку эти затраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (например, заработная плата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческих расходов (например, заработная плата административно-управленческого персонала). Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов, распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организации производится одно изделие, то заработная плата не только основного производственного, но и управленческого персонала может быть включена в бюджет прямых затрат на оплату труда.
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:
- фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
- сдельную (переменную) часть оплаты труда. Переменная часть оплаты труда включает оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организациях формами и системами оплаты труда.
Чтобы рассчитать общее время использования основного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножить полученный результат на стоимость одного человеко-часа.
Как правило, с ростом выпуска продукции увеличивается заработная плата. Вообще-то она более стабильна во времени, чем закупки. В случае снижения объема производства нельзя уволить часть высококвалифицированных рабочих на квартал, а затем так же легко принять данных сотрудников обратно на работу. В случае увеличения объема производства труд становится более эффективным при относительно небольшом росте заработной платы. Только после определенного момента (например, ввода в эксплуатацию нового оборудования) на работу должны быть приняты новые рабочие, чтобы можно было выполнить показатели производственного бюджета.
Если к моменту разработки бюджета образовалась значительная кредиторская задолженность по оплате труда, то целесообразно предусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности по оплате труда составляют по тому же принципу, что и график погашения задолженности на материалы. На основе всех имеющихся данных экономическая служба предприятия разрабатывает бюджет расходов на оплату труда.
На каждом предприятии заработную плату выплачивают в текущем отчетном периоде за прошлый месяц. Поэтому необходимо расходы на оплату труда включать в бюджет этих расходов за текущий месяц, чтобы они относились именно к данному периоду, в котором были произведены.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.[5]
Сводный бюджет по заработной плате предприятия формируется на основании данных статьи «Заработная плата» следующих бюджетов:
1. «Бюджет проекта (заказа)»;
2. «Бюджет по не основной деятельности»;
3. «Бюджет расходов, не учитываемых при налогообложении», а также вспомогательных бюджетов к вышеперечисленным бюджетам и данных подразделений.[3]
1.3. Бюджет амортизационных отчислений
Экономическая служба предприятия, а точнее, финансовый отдел, разрабатывает бюджет амортизационных отчислений на планируемый период. Для определения суммы этих отчислений можно пользоваться методом прямого счета и аналитическим.
План по амортизации предприятия включает в себя финансовую информацию о размере амортизационных отчислений по всему фонду основных средств предприятия.
Цель разработки данного бюджета – планирование и последующее сопоставление с фактическими данными по амортизационным отчислениям предприятия.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.
Планирование расходов производится в разрезе следующих групп:
- амортизация основных средств столовых;
- амортизация основных средств оздоровительного лагеря;
- амортизация основных средств спорткомплекса;
- амортизация основных средств ЖКХ;
- амортизация основных средств, используемых в производстве;
- амортизация основных средств, используемых в управлении;
- износ нематериальных активов.[5]
При использовании прямого метода расчета сумму амортизационных отчислений устанавливают путем умножения первоначальной (восстановительной стоимости объектов основных средств на соответствующие нормы (в процентах) по каждому из них).
Полученные результаты складывают и получают общую сумму этих отчислений по предприятию в целом.
При использовании аналитического метода вначале вычисляют среднюю стоимость амортизационных основных средств на предстоящий год по формуле:
, (1.3.1.)
где Сос - первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств на начало расчетного периода;
В - стоимость основных средств, вводимых в эксплуатацию в расчетном периоде;
В1 - стоимость основных средств, выбывающих из эксплуатации в расчетном периоде;
К - число полных месяцев функционирования основных средств в расчетном периоде (в I кв. его принимают равным 10,5 мес.; во II кв. - 7,5; в III кв. - 4,5; в IV кв. - 1,5 мес.);
(12 - К) - число месяцев, остающихся до конца года после выбытия основных средств.
Среднюю стоимость основных средств, амортизируемых в плановом периоде, умножают на среднюю фактическую норму амортизации (Нф), которая сложилась по отчету предприятия за базовый год:
, (1.3.2.)
где Ап - плановая сумма амортизационных отчислений на предстоящий год по предприятию в целом.
Определенную расчетным путем сумму амортизации включают в плановый бюджет на предстоящий период.
1.4. Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
1) интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
2) аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.[1]
Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:
1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
2) общецеховых расходов на управление.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:
1) амортизацию производственного оборудования и транспортных средств;
2) текущий уход и ремонт производственного оборудования;
3) энергетические затраты на оборудование;
4) услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;
5) заработную плату производственных рабочих, обслуживающих оборудование (ремонтников);
6) расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
7) потери от простоев;
8) прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Общецеховые расходы на управление включают:
1) затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;
2) содержание аппарата управления цеха;
3) содержание прочего цехового персонала;
4) амортизацию производственных зданий и сооружений;
5) ремонт производственных зданий и сооружений;
6) затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
7) затраты на повышение квалификации и подготовку кадров;
8) прочие общецеховые расходы непроизводительного характера.
Объединение названных видов расходов в одну группу под названием «Общепроизводственные расходы» связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик:
- носят комплексный характер;
- возникают в производственных подразделениях;
- не могут быть отнесены на продукт прямым путем, если их выпускается более одного;
- распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.
Общепроизводственные расходы имеют черты как условно-постоянных, так и условно-переменных расходов. Они изменяются в зависимости от увеличения или уменьшения объемов продаж более высокими темпами, чем постоянные (например, управленческие расходы), но не прямо пропорционально, как переменные (например, прямые материальные и трудовые затраты).
К числу таких условно-переменных расходов в зависимости от специфики производства могут быть отнесены: двигательная электроэнергия, заработная плата вспомогательных рабочих, некоторые сопутствующие материалы. Однако при переходе к прогрессивным системам учета типа activity-based costing (учет по бизнес-процессам) большая часть общепроизводственных (косвенных) расходов может перейти в разряд прямых расходов, так как появляется возможность непосредственно учитывать данные издержки по видам продукции, на чье производство они были израсходованы.
К числу условно-постоянных расходов в составе общепроизводственных расходов относят заработную плату цеховых ОТК, ИТР, капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, амортизацию оборудования цеха и пр.
Для планирования потока денежных средств необходимо составлять график оплаты и погашения кредиторской задолженности общепроизводственных расходов.
Наиболее сложной является задача распределения общепроизводственных расходов по объектам затрат на конкретные виды выпускаемой продукции, структурные подразделения (цеха). В качестве базы распределения, как правило, выбирается тот показатель, который в наибольшей степени соответствует общепроизводственным расходам конкретного производственного подразделения. Как правило, база для распределения затрат сохраняется неизменной в течение бюджетного периода, однако когда она перестает соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, она подлежит пересмотру. Меняя базу распределения, планово-экономический отдел меняет и значение себестоимости продукции.
На практике для распределения общепроизводственных (накладных) расходов по объектам затрат выбираются следующие базы распределения:
1) прямые затраты. В этом случае применяются ставки распределения общепроизводственных расходов в процентах, от стоимости потребленных на изделие основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих;
2) заработная плата производственных рабочих. Данный показатель используется в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования;
3) планируемое время работы производственных рабочих (человеко-часы). Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы общепроизводственных расходов на общее число затраченных человеко-часов;
4) машино-часы. Этот показатель применяется при наличии информации о времени работы оборудования, затраченного на выпуск конкретного продукта;
5) стоимость основных материалов. Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально стоимости использованных основных материалов.
6) объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Данный метод используется в случае производства структурным подразделением одного вида продукции.
7) распределение пропорционально установленным нормативным ставкам. Такая ставка может быть рассчитана как по организации в целом, так и для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения общепроизводственных расходов используют в том случае, если на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое количество времени. Когда на эти работы затрачивается разное время, ставки распределения общепроизводственных расходов устанавливают дифференцированно для каждого подразделения, чтобы на все виды продукции распределялись соответствующие им накладные расходы.
Выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, быть максимально приближенным к фактическим расходам на данный вид продукции. При выборе базы распределения следует руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости; если такие рекомендации отсутствуют - экономическим смыслом и особенностями производственной деятельности коммерческой организации.
После того как составлены бюджеты производства, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда и общепроизводственных расходов, можно скалькулировать производственную себестоимость продукции и разработать бюджет производственных запасов.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов выражает объем всех затрат, связанных с выпуском продукции, за исключением прямых материальных издержек и прямых затрат на оплату труда. Данный бюджет содержит ряд стандартных статей:
- содержание и эксплуатация оборудования;
- текущий ремонт производственных основных средств;
- аренда производственного оборудования;
- дополнительные выплаты производственным рабочим (например, оплата простоев) и др.
Используя информацию о производственной программе на следующий квартал (месяц), руководители подразделений, подчиняющиеся заместителю директора, предоставляют ему служебные записки с запланированными расходами, за которые они отвечают. Заместитель директора по производству утверждает эти расходы, а подчиненная ему служба составляет сводный бюджет общепроизводственных накладных расходов.
1.5. Бюджет коммерческих расходов
Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета.
Коммерческие расходы - это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например комиссионные. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.
Бюджет коммерческих расходов формируют после составления бюджета продаж, так как он тесно связан с последним. Поэтому бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов транспортные услуги и др.) должен соотноситься с объемом продаж. Нельзя ожидать роста объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта продукции. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж (за исключением аренды складских помещений и транспортных услуг). Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла готовой продукции.
Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются:
- виды продукции;
- категории покупателей;
- география сбыта;
- деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка.
Как правило, планирование прогнозного спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, и классифицирует соответствующие затраты по следующим критериям:
- комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;
- транспортные услуги (расходы на доставку товаров на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда и т.п., оплата специализированных транспортно-экспедиционных контор);
- расходы на тару и упаковку (стоимость услуг либо собственных цехов, производящих тару и упаковку; либо оплата затаривания и упаковки товаров сторонними организациями);
- представительские расходы;
- аренда складских помещений и транспортных средств;
- рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта;
- расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции;
- расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью;
- расходы на содержание транспортных средств;
- страхование имущества;
- таможенные процедуры и комиссионные на экспорт.
прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).
В бухгалтерском учете суммы расходов, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг), накапливаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». В промышленных организациях при частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости и т.п.). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, полностью относятся на себестоимость проданной продукции.
Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж (размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту (коммерческий директор) должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная кампания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе.
При составлении бюджета коммерческих расходов следует помнить, что расходы на рекламу и представительские расходы нормируются для целей налогообложения.
С 1 января 2002 г. сняты существовавшие прежде ограничения по отнесению на себестоимость расходов на рекламу. Часть расходов на рекламу учитывается в размере фактических затрат (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ):
- на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Нормируются расходы на приобретение (изготовление) призов для рекламных розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний и прочие виды рекламных расходов коммерческой организации: 1 процент выручки от реализации в отчетном (налоговом) периоде.
Начиная с 1 января 2002 г. изменился также порядок нормирования представительских расходов. Для целей налогообложения в себестоимость включаются представительские расходы (по перечню, установленному п. 2 ст. 264 Налогового кодекса) в размере, не превышающем 4 процента от расходов организации на оплату труда в отчетном (налоговом) периоде.
Для упрощения составления прогноза денежного потока рекомендуется отражать в данном бюджете денежные выплаты, связанные с коммерческими расходами. Если в данном бюджете указана амортизация, она должна относиться только к оборудованию, используемому для коммерческих целей.
При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде.
В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.
Коммерческие расходы подразделяются на:
- переменные издержки, зависимые от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе «Коммерческие нормируемые затраты»;
- условно-постоянные издержки, связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики.
Переменные коммерческие расходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа.
Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличении продаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии маркетинговой политики и положений по премированию.[6]
1.6. Бюджет управленческих (общецеховых) расходов
В состав этого бюджета входят различные расходы, связанные с обслуживанием производственной деятельности предприятия (расходы по управлению им). Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом. Поскольку статьи данного бюджета разнородны и связаны с деятельностью большого числа отделов предприятия, то и задача по составлению бюджета является сложной. Вспомогательные подразделения не составляют отдельные бюджеты, а планируют расходы путем разработки служебных заявок. Общую их величину рассматривает и утверждает экономический отдел, который сводит эти расходы в единый бюджет.
Бюджет по накладным расходам по отдельным статьям содержит информацию о размере накладных расходов по конкретным подразделениям. Отличительной особенностью данного бюджета является то, что он содержит только расходы предприятия. При этом, так как накладные расходы составляют порядка 50% затрат предприятия (исходя из проведенного анализа бухгалтерской информации предприятия), их планированию и контролю на предприятии требуется уделять значительное внимание.
Цель разработки данного бюджета – планирование расходов с последующим сравнением с фактическими показателями и принятие управленческих решений.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.[5]
Бюджет по накладным расходам предприятия формируется на основании следующих данных, предоставленных подразделениями.
Планирование расходов и выбытия денежных средств по накладным расходам производится по следующим разделам:
Планирование и рассмотрение накладных расходов осуществляется не только по разделам накладных расходов, но и по затратным статьям, что позволяет анализировать расходы и осуществлять контроль в зависимости от вида расходов.
Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:
Расходы на управление коммерческой организацией:
1) заработная плата административно-управленческого персонала;
2) командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам;
3) представительские расходы;
4) содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.
Общехозяйственные расходы:
1) содержание прочего общезаводского персонала;
2) амортизация основных средств общехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления);
3) содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводского назначения:
- расход вспомогательных материалов;
- коммунальные платежи (освещение, отопление, канализация водоснабжение);
- ремонт основных: средств, включая стоимость материалов и запасных частей, израсходованных на ремонт, заработную плату с отчислениями рабочих, производящих ремонт);
- аренда и капитальный ремонт основных средств.
- оплата услуг сторонних организаций по содержанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования;
4) расходы на подготовку и переподготовку кадров;
5) расходы на содержание и обслуживание автотранспорта (например, техническое обслуживание и ремонт, приобретение ГСМ);
6) прочие расходы:
- юридические расходы;
- услуги банков;
- услуги связи;
- информационно-консультационные услуги;
- аудиторские услуги;
- хозяйственные расходы;
- связь с общественностью;
- обслуживание оргтехники и вычислительной техники;
- страхование имущества;
- налоги, сборы, платежи (относящиеся на себестоимость продукции).
Непроизводительные расходы
1) потери от простоев;
2) недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе.
Управленческие расходы относятся к условно-постоянным затратам, поскольку величина их остается сравнительно неизменной в течение бюджетного периода независимо от изменения объемов продаж. Однако эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например, с появлением новых изделий, новых бизнесов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат по мере роста объема продаж.
При подготовке данных для бюджета движения денежных средств рекомендуется по аналогии с общепроизводственными расходами ввести строку «К выплате по управленческим расходам». От величины управленческих расходов данная статья отличается на величину амортизационных отчислений зданий и сооружений непроизводственного назначения.
При составлении бюджета наряду с распределением управленческих расходов внутри бюджетного периода (по месяцам) следует показать распределение этих расходов по видам продукции (в случае калькулирования полной себестоимости), а также по центрам финансовой ответственности - каждому бизнесу или структурному подразделению организации.
При калькулировании полной себестоимости продукции сумма общехозяйственных (управленческих) расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время работы оборудования или заработная плата основных производственных рабочих, не имеют тесной зависимости с размером; управленческих расходов. Поэтому распределение управленческих расходов при калькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер. В качестве базы распределения может быть принята стоимость прямых затрат на каждый вид продукции, что находит отражение в учетной политике организации.
Распределение управленческих расходов по центрам финансовой ответственности производится на основе так называемого сметного планирования по центрам финансовой ответственности. Суть данной технологии состоит в том, что каждое подразделение коммерческой; организации (центр финансовой ответственности) предоставляет до начала бюджетного периода в плановый отдел проект сметы затрат, относящихся к данному подразделению. Планово-экономический отдел корректирует сметы подразделений и выводит общую плановую величину управленческих расходов. Методика распределения суммарных управленческих расходов по бюджетам центров финансовой ответственности разрабатывается планово-экономическим отделом; и указывается в Инструкции о порядке заполнения формы бюджета доходов и расходов, либо другом внутреннем нормативном документе.
Лишь небольшая часть управленческих расходов калькулируется; чисто расчетным путем (например, амортизационные отчисления). Большая часть управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде нормативов (лимитов) с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается увеличение нормативов управленческих расходов при обязательном соблюдении условия: показатели прибыли не должны ухудшаться.
1.7. Бюджет налоговых платежей
Бюджет по налоговым отчислениям отражает начисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды по результатам планирования деятельности предприятия.
Цель разработки данного бюджета - оптимизация налоговых платежей и выявление потребности в финансовых ресурсах.
Из всех бюджетов, связанных с денежными потоками, данный бюджет является приоритетным. Он характеризует взаимоотношения предприятия с государством. В случае возникновения кассового разрыва по расчетам с поставщиками материальных ценностей и иными партнерами можно ставить вопрос об отсрочке платежей. Во взаимоотношениях с государством (в лице налоговых органов) это сделать практически невозможно, так как по действующему налоговому законодательству очень сложно получить налоговый кредит или отсрочку по уплате налогов. Учитывая приведенные доводы, понятно, почему так важно правильно запланировать налоговые платежи. С одной стороны, при планировании средств меньше необходимого объема существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия (возрастает вероятность его банкротства в ближайшем будущем).
С другой стороны, излишнее резервирование средств для выплаты налогов будет означать неэффективное их использование (недополучение дохода по ним). Налоговый бюджет разрабатывает бухгалтерия совместно с финансовым отделом, поскольку эти службы располагают всей необходимой информацией и специалистами.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.[5]
Входящая информация план по налоговым отчислениям формируется на основании следующих документов:
- бюджет проекта (заказа);
- бюджет по не основной деятельности;
- бюджет по инвестиционной деятельности;
- бюджет по накладным расходам;
- сводный бюджет по заработной плате;
- сведения о транспортных средствах.
Предприятие рассчитывает и перечисляет в бюджет следующие группы налогов:
- налоги, включаемые в цену реализации (налог на добавленную стоимость, налог с продаж);
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции (единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог);
- налоги, уплачиваемые за счет прибыли предприятия (налог на прибыль);
- налоги, уплачиваемые за счет работников (налог на доходы физических лиц).
1.8. Бюджет выплат по финансовой деятельности
Выше были рассмотрены бюджеты, относящиеся к текущей деятельности предприятия. Однако невозможно составить реальный основной бюджет без планирования платежей по финансовой деятельности.
Данную задачу решает финансовый отдел предприятия, привлекая информацию, полученную в бухгалтерии. За достоверность этого бюджета он несет ответственность в рамках общего процесса бюджетирования.
Бюджет по финансовой деятельности включает в себя информацию о финансовой деятельности предприятия в данном отчетном периоде, то есть рассматриваются не только доходы, расходы, но также поступление и выбытие денежных средств по этому виду деятельности (реализация ценных бумаг, операции по валюте, операции по краткосрочным и долгосрочным кредитам, приобретение и продажа долей в других организациях и т.д).
Период представления:
1. на три месяца;
2. на предстоящий месяц.[5]
Входящая информация бюджет по финансовой деятельности формируется на основании следующих документов:
- данных подразделений;
- выписки из реестра акционеров компаний, владельцем акций которых является предприятие;
- решения Исполнительного органа собрания акционеров;
- решения кредитного комитета о кредитной политике на данный финансовый год.
Планирование расходов по финансовой деятельности производится в разрезе следующих групп:
- обслуживание собственных ценных бумаг;
- приобретение долей в других организациях;
- приобретение ценных бумаг;
- услуги банков;
- отрицательная курсовая разница;
- проценты по кредитам к уплате;
- расходы по операциям купли-продажи валюты;
- прочие расходы.
1.9. Бюджет закупок
Бюджет закупок может составляться в натуральных и/или стоимостных показателях. В первом случае он определяет плановую потребность предприятия в материальных ресурсах, а также размер месячных закупок каждого ресурса.
Во втором случае бюджет закупок представляет собой расчет денежных средств, необходимых для покупки потребных ресурсов. Логика такого расчета заключается в следующем. Прежде всего, планируется потребность в материалах, а затем – страховой уровень запасов материалов на начало и конец периода.
Данное положение отображается следующей формулой:
Закупки = Потребность – Начальный запас + Конечный запас (1.9.1.)
Другими словами, количество ресурсов, которое надо закупить, равно плановой потребности плюс желаемый запас этих ресурсов на конец планового периода минус запас ресурсов на начало периода.
Следует заметить, что в общем случае бюджет закупок предприятия должен быть скорректирован с учетом потребности в материалах, необходимых для общепроизводственных, управленческих и коммерческих нужд. Поэтому при проектировании реальной системы бюджетирования бюджет закупок должен формироваться после составления всех операционных бюджетов. Между тем определение оптимального уровня запасов – самостоятельная и достаточно сложная задача, при решении которой приходится с помощью специальных методов искать компромисс между затратами на содержание запаса материалов и возможными потерями из-за отсутствия в нужный момент материалов на складе.
Расчет закупок предприятия производится на основании сформированной производственной программы и выполняет следующие задачи:
а) определение потребности предприятия по всем статьям затрат на производственную программу;
б) определение закупок предприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов.
Бюджет закупки сырья и материалов представляет собой план службы материально-технического снабжения (МТС). План МТС разрабатывается с учетом:
- производственной программы;
- нормативов запасов материальных ресурсов;
- норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
- планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;
- остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
- установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
- цен на все виды материально-технических ресурсов.
Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн.) определяется по формуле:
Gм.осн. = ? Qi * ni (1.9.2.) i = [1; m],
где Qi – объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
ni – норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур. ед.);
m – количество наименований изделий.
Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле:
Gм = Gм.осн. + Zн.з. – Zм.ф. +(–) Gм.н.п. + Gм.экс., (1.9.3.)
где Zн.з. – норма запаса материала;
Zм.ф. – фактическое наличие материалов на предприятии;
Gм.н.п. – необходимое количество материалов для изменения незавершенного производства;
Gм.экс. – потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.
Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
- основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных частей;
- изготовление технологической оснастки и инструмента;
- изготовление нестандартного оборудования и модернизацию оборудования;
- проведение НИОКР (с учетом изготовления опытных образцов и экспериментальных работ);
- реконструкцию цехов, участков;
- ремонтно-эксплуатационные нужды;
- капитальное строительство;
- работы социально-культурной и бытовой сфер;
- создание запасов.
Определение закупок предприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов производится по следующему алгоритму:
а) на основании рассчитанной величины потребности и времени ее возникновения анализируется предложение существующих поставщиков предприятия;
б) при наличии нескольких поставщиков аналогичного ресурса предпочтение отдается поставщику с большим рангом контракта. Ранг контракта определяется индивидуальными для каждого предприятия параметрами: ценой ресурсов, отсрочкой платежа, качеством ресурсов, стабильностью поставок и т.д.;
в) при возникновении ограничений предложения поставщиков анализируется возможность закупки у них в предыдущие месяцы и при ее наличии производится закупка для образования сверхнормативных остатков, обеспечивающих будущее удовлетворение потребности;
г) при отсутствии явно указанных поставщиков ресурсов делается допущение, что ресурс может быть приобретен в тот период, когда в нем возникла потребность, в нужном количестве и по базовым ценам.
1.10. Бюджет по инвестиционной деятельности
К инвестиционной деятельности для целей бюджетирования относятся приобретение основных средств, нематериальных активов и прочих капитальных вложений. Бюджет по инвестиционной деятельности включает в себя полную финансовую информацию об инвестиционной деятельности предприятия в данном отчетном периоде.
Цель разработки данного бюджета - установление приоритетов инвестиций и оптимальное использование инвестиционных ресурсов.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.
Входящая информация бюджет по инвестиционной деятельности формируется на основании следующих документов:
- планы технического перевооружения на год;
- сметы на проведение работ;
- заявки подразделений.[5]
Планирование расходов по инвестиционной деятельности производится в разрезе следующих групп:
- приобретение основных средств, капитальных вложений;
- приобретение нематериальных активов;
- налог на добавленную стоимость с реализации основных средств;
- налог на добавленную стоимость с реализации нематериальных активов;
- налог на добавленную стоимость с реализации капитальных вложений;
- списание остаточной стоимости основных средств;
- списание остаточной стоимости нематериальных активов;
- списание остаточной стоимости капитальных вложений;
- расходы по реализации основных средств;
- расходы по списанию.
В плановые документы сотрудником финансового отдела вносятся расходы, полученные из документов, содержащих входящую информацию: заявок подразделений, планов технического перевооружения на год и т.д. На первом этапе внедрения программного продукта плановые показатели вносятся только сотрудниками финансового отдела, но при последующем освоение программного продукта функции внесения данных переходят непосредственно к отделам, предоставляющим в данный момент подразделениями.
Данная строка заполняется в разрезе каждого из подразделений, предоставивших входящую информацию.[5]
Таблица 1.10.1.
Наименование подразделения | Наименование документа, содержащего входящую информацию |
ОМТС | Заявка подразделения |
Отдел САПР | Заявка подразделения |
Руководство ОКБ | Заявка подразделения |
Отдел ОВТ | Заявка подразделения |
Отдел АСУ | Заявка подразделения |
Отдел оборудования | План технического перевооружения предприятия |
Отдел главного механика | Заявка подразделения |
Отдела капитального строительства | План технического перевооружения предприятия |
Руководство ЛИиДБ | Заявка подразделения |
1.11. Бюджет расчетов с кредиторами
Данный бюджет является основой для построения одного из результирующих бюджетов, а именно бюджета движения денежных средств.
Предприятие имеет несколько типов кредиторов:
- поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставляемые товары (работы, услуги);
- собственных работников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;
- государственный бюджет, с которым предприятие рассчитывается по налогам;
- государственные внебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;
- кредитные учреждения или другие заемщики, с которыми предприятие, рассчитывается по кредитам и ссудам.
Соответственно целесообразно составлять бюджеты расчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученные данные в единый бюджет расчетов с кредиторами.
Раздельное планирование расчетов по типам кредиторов обуславливается, в частности, характером отношений с ними по поводу возникновения и погашения обязательств. Так расчеты, с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа. Расчеты по заработной плате выполняются, как правило, два раза в месяц. Расчеты по многим налогам производятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу – в момент начисления работникам заработной платы. Наконец, график расчетов за кредиты и ссуды определяется кредитными договорами и договорами займа.
Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков (от основной деятельности движения денежных средств в процессе производства и реализации основной продукции).
Источниками информации служит форма бухгалтерской отчетности № 4 «Отчет о движении денежных средств». Содержание, которой можно обобщить следующей моделью:
, где
и - остатки денежных средств предприятия на начало и конец отчетного периода.
и - поступления и выбытия денежных средств за период.
Структуру движения денежных средств можно представит в соответствующих моделях:
1. ;
2. ,
где и - поступления и расход денежных средств от операционной деятельности.
и - поступления и расход от инвестиционной деятельности.
и - поступления и расход от финансовой деятельности.
Притоки:
= 1305569 + 1113435 = 1419004 тыс. руб.
= 3 тыс. руб.
= 69000 тыс. руб.
Оттоки:
= 896546 + 102068 + 9521 + 48194 + 28223 + 297704 = 1382256 тыс. руб.
= 11183 тыс. руб.
= 79000 тыс. руб.
Приток от всех видов деятельности:
= 1419004 + 3 + 69000 = 1488007 тыс. руб.
Отток от всех видов деятельности:
= 1382256 + 11183 + 79000 = 1472439 тыс. руб.
Таблица 2.1.1.
Вид потока | 2004 г. | |
тыс. руб. | % | |
Приток от деятельности: |
1488007 |
100 |
операционной | 1419004 | 95,36 |
инвестиционной | 3 | 0 |
финансовой | 69000 | 4,64 |
Отток от деятельности: |
1472439 |
100 |
операционной | 1382256 | 93,87 |
инвестиционной | 11183 | 0,76 |
финансовой | 79000 | 5,37 |
Остаток денежных средств на конец отчетного периода:
3770 + 1488007 – 1472439 = 19338 тыс. руб.
Расчеты свидетельствуют о том, что на операционную деятельность в 2004 г. приходилось большая доля от всех потоков. Предприятие ОАО «Белгородасбестоцемент» предпочитает использовать свободные денежные средства для создания запасов сырья и материалов, и поэтому остатки всех финансовых средств не велики.
2.2. Расчет экономического роста на ОАО «Белгородасбестоцемент»
Таблица 2.2.1.
Показатели | на н.г. | на к.г. | Изменение |
Всего активов (без НДС) | 224535 | 229690 | 5155 |
Текущие активы | 13790 | 19924 | 6134 |
Текущие обязательства | 45720 | 16838 | -28882 |
Рабочий каптал | -31930 | 2456 | 34386 |
Чистые активы | 178815 | 212852 | 34037 |
Объем продаж |
920340 | 1038179 | 117839 |
Оборачиваемость чистых активов |
5,15 | 48,8 | |
Операционная прибыль | 122069 | 109411 | -12658 |
Рентабельность чистых активов, % | 68,26 | 51,40 | -9,86 |
Собственный каптал | 178544 | 212453 | -33909 |
Чистая прибыль | 75128 | 68747 | -6381 |
Рентабельность собственного капитала, % | 42,078 | 32,36 | -9,72 |
В данной таблице видно, что рентабельность чистых активов и собственного капитала в конце года снижается из-за того, что уменьшается операционная прибыль. Величина рабочего капитала в конце 2004 г. увеличивается вследствие увеличения числа чистых активов. Увеличение всех активов в конце периода положительно влияет на численность чистых активов. Если посмотреть на величину чистых активов, то мы видим, она снижается, можно предположить из-за того, что увеличивается себестоимость продукции.
Методика расчета экономического роста
Экономический рост предприятия показывает максимизацию роста продаж, которого можно достичь предприятию не изменяя прочие оперативные показатели.
Экономический рост = Коэффициент реинвестирования * Эффективность финансового рычага * Коэффициент роста собственного капитала
Коэффициент реинвестирования = Реинвестиционная прибыль / Чистая прибыль
Финансовый рычаг = (Собственный капитал + Величина кредитных средств) /. Собственный капитал
Финансовый рычаг характеризует соотношение всех активов с собственным капиталом.
Эффективность финансового рычага исчисляется его умножением на показатели рентабельности чистых активов, с учетом поправочного коэффициенте на кредиты и налоги.
Эффективность финансового рычага = Финансовый рычаг * Поправочный коэффициент на кредиты и налоги * Оборачиваемость чистых активов * Рентабельность продаж
Поправочный коэффициент на кредиты и налоги = [Прибыль от реализации продукции – Величина кредитных средств * (Банковская ставка)] * (1 – Ставка налогообложения) / Прибыль от реализации продукции
Коэффициент роста собственного капитала = Собственный капитал (конец проекта) / Собственный капитал (начало проекта)
Расчет экономического роста для предприятия
Определим эффективность финансового рычага на ОАО «Белгородасбестоцемент» при осуществлении проекта «Организация производства цементно-песчаной плитки». Проект осуществляется с целью с целью увеличения объема производства и прибыли.
Данные необходимые для расчетов сведем в таблицу 2.2.:
Таблица 2.2.2.
№ | Показатели, руб. | Величина |
1. | Кредитные средства для приобретения оборудования | 2466 тыс. руб. |
2. | Банковская ставка | 16% |
3. | Объем производства |
584 тыс. м2 |
4. |
Цена 1 м2 |
160 руб. |
5. |
Себестоимость 1 м2 |
128,8 руб. |
6. | Ставка налога на прибыль | 24% |
Тогда:
Поправочный коэффициент на кредиты и налоги = [(584 * 160 – 584 * 128,8) – 2466 * 1,16] * (1-0,24) / (584 * 160 – 584 * 128,8) = [18220,8 – 2860,56] * 0,76 / 18220,8 = 0,64
Финансовый рычаг (начало проекта) = (212453 + 2466) / 212453 = 1,01
Оборачиваемость чистых активов за период проекта = Выручка / Чистые активы = 584 * 160 / 212852 = 0,44
Рентабельность продаж = Прибыль / Выручку = (584 * 160 – 584 * 128,8) / (584 * 160) = 1,95
Следовательно, величина эффективности финансового рычага = (0,64 * 1,01 * 0,44 * 1,95) * 100% = 55,46%
Прибыль до налогообложения = ((584 * 160 – 584 * 128,8) + 2466) - (1,16 * 2466) = 20686,8 – (1,16 * 2466) = 17826,24 тыс. руб.
Расчет налога = 17826,24 * 0,24 = 4278,3 тыс. руб.
Прибыль после уплаты налога = 17826,24 – 4278,3 = 13547,94 тыс. руб.
Чистая прибыль = 13547,94 – 2466 = 11081,94 тыс. руб.
Прибыль после выплаты всех платежей (чистая прибыль) может быть реинвестированной.
Коэффициент реинвестирования = 11081,94 / 13547,94 = 0,82 (без дивидендов)
Коэффициент реинвестирования собственного капитала = 212453 + 2466 / 212453 = 0,99
Экономический рост = (0,82 * 0,99 * 0,55) * 100% = 44,65%
Для того, чтобы оценить финансовою деятельность предприятия, необходимо сравнить, показатель рентабельности чистых активов со средневзвешенной стоимостью капитала.
Средневзвешенная стоимость капитала = (Кредитная ставка банка * (1 – налог на прибыль) * ((Сумма кредита банка) / (Собственный капитал + Сумма кредита)))
Средневзвешенная стоимость капитала = 16% * (1 – 0,24) * (2466 / ((212453 + 2466))) = 0,14
Рентабельность чистых активов = 0,14 / (1 – 0,24) = 0,18
Эффективность от кредиторской задолжности у предприятия за счет банка может быть положительная, отрицательная или ее вообще нет.
Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. В анализе видно, что банковская ставка ниже рентабельности чистых активов (16% < 18%) и, значит, увеличение доли кредитов приводит к повышению рентабельности собственного капитала.
В расчете видно, что рентабельность чистых активов выше средневзвешенной стоимости капитала (0,18 > 0,14), то предприятие способно не только выплатить проценты по кредитам, но и реинвестировать часть чистой прибыли в производство.
Также можно предположить, что рентабельность чистых активов не высокая, т.к. банковский кредит не занимает большую долю во всех собственных средствах предприятия ОАО «Белгородасбестоцемент».
Актуальной задачей любого бизнеса на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. При этом следует учитывать, что в настоящее время рыночная ситуация в России характеризуется крайней нестабильностью, периодическими финансовыми и экономическими кризисами. У предприятий сегодня практически отсутствуют возможности внешней экономической поддержки со стороны финансовых органов и государства. Резкое ограничение финансовых ресурсов, периодические валютные перепады приводят к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и, в конечном итоге, снижению его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях: сбыт, производство, совершенствование продукции, повышение ее качества, развитие техники и технологий и т.д.
Реализовать все этапы конкурентной стратегии предприятия ему поможет такой управленческий инструмент как бюджетирование.
Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на их координацию.
Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.
Бюджет доходов и расходов – основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
Прогнозирование статей основного бюджета (бюджета доходов и расходов) предполагает выполнение многочисленных расчетов, отражающих содержание элементов затрат (на материалы, на оплату труда, амортизацию основных средств и нематериальных активов и др.).
В настоящей курсовой работе рассмотрен порядок планирования расходных бюджетов на предстоящий период по предприятию в целом. Перечислим их:
1. бюджет прямых материальных затрат;
2. бюджет прямых затрат на оплату труда;
3. бюджет амортизационных отчислений;
4. бюджет общепроизводственных расходов;
5. бюджет коммерческих расходов;
6. бюджет управленческих (общецеховых) расходов;
7. бюджет налоговых платежей;
8. бюджет выплат по финансовой деятельности;
9. бюджет закупок;
10. бюджет по инвестиционной деятельности;
11. бюджет расчетов с кредиторами.
1. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003.
2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием: учеб. – практ. пособие. – М.: Дело, 2003.
4. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
4. Сайт «Группы компании ТЕКТОН» – www.tekton.ru.
5. Сайт «КИС («КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ») – www.kis.ru.
Содержание Введение 1. Планирование расходных статей основного бюджета 1.1. Бюджет прямых материальных затрат 1.2. Бюджет прямых затрат на оплату труда 1.3. Бюджет амортизационных отчислений 1.4. Бюджет общепроизводствен
Понятие и пути укрепления финансовой безопасности России
Планирование расходов бюджета на транспорт
Планирование централизованных капитальных вложений в РФ
Платежеспособность и ликвидность предприятия
Платежеспособность предприятия
Правовые основы государственных доходов и расходов, государственного финансирования
Предмет правового регулирования налоговых отношений субъектом РФ (на примере Ростовской области)
Предмет та мета інвестиційного аналізу
Представление о неразменных деньгах
Понятие и роль государственного и местного бюджета
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.