курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Контрольная работа
по дисциплине
«Политическая история России (1991-2001)»
Содержание
Вопрос 1. На что был рассчитан новый стратегический курс, провозглашенный М. Горбачевым?
Вопрос 2. Что привело к провалу перестройки?
Вопрос 3. Каковы особенности экономической политики правительства Егора Гайдара?
Вопрос 4. Назовите причины конституционного кризиса (январь-октябрь 1993 г.)
Вопрос 5. В чем сила и преимущества новой Конституции России (1993 г.)? Вопрос 6. Каковы особенности президентских выборов 1996 г.?
Вопрос 7. Как события «черного понедельника» 17 августа 1998 г. отразились на экономике России и простых гражданах?
Вопрос 8. Что дает нашей стране членство в Парижском клубе?
Вопрос 9. Как проходила предвыборная борьба за президентский пост в 2000 г.?
Вопрос 10. Как складывались отношения между Россией и Европейским Союзом в 2000 г.?
Вопрос 1. На что был рассчитан новый стратегический курс, провозглашенный М. Горбачевым?
После того как к власти пришел М. Горбачев, уже на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. стало ясно, что новый генсек собирается проводить новый курс, курс на реформы. Михаил Сергеевич заявляет о прекращении развертывания в Европейской части СССР ракет РСД-10, предлагает всеобщий отказ от ядерных испытаний, а также объявляет односторонний мораторий на них (с 6 августа по 31 декабря 1985 г., но затем он регулярно продлевается).
Ещё раз отметим, что вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. и связано оно с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК). Один из предшественников Горбачева на посту Генсека - Ю.В. Андропов предпринимал попытку обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Новый курс М.С. Горбачева предполагал внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию. В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).
Идеология реформ. Начиная с 1985 г., речь шла о совершенствовании социализма и необходимости его ускорения. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.). М.С. Горбачевым впервые была изложена новая идеология и стратегия реформ. Теперь признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели "социализма с человеческим лицом". В идеологию перестройки включаются некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.
Демократизация и гласность стали сущностным выражением в новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере.
Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики созывался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первый съезд состоялся в мае-июне 1989 г., на нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев (председателем Верховного Совета РСФСР - Б.Н. Ельцин). В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачев Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.
Вопрос 2. Что привело к провалу перестройки?
Проблема изменения экономической системы назревало в СССР еще в конце 60-х годов прошлого века. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М.С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.
Постоянные уступки Западу и США, со стороны Горбачева сразу же показали западным партнерам его слабость, непрофессионализм как переговорщика. Он явно шел на популистские шаги с целью получить поддержку общественного мнения на Западе, подрывая на переговорах позиции СССР ослаблением его потенциала. По сути дела уже в Женеве Рейган - американский демагог-профессионал - раскусил Горбачева. И дальше западная сторона давила на советского генсека со все возрастающей силой, сочетая это с лестью и дифирамбами. По мнению некоторых специалистов, сложилась интересная, с точки зрения психологии, ситуация, когда ближайшие сотрудники Горбачева и его западные партнеры создавали комфортный психологический фон в ответ на уступки даже в ущерб стране, в то время как его оппоненты из высшего (особенно военного) руководства страны чем дальше, тем больше воспринимались как раздражающий, а затем уже и просто опасный фактор.
Хотя Горбачеву и удалось достаточно быстро сломить сопротивление "старой гвардии" в ЦК КПСС, в том числе представителей советской военной верхушки из ЦК КПСС в 1989 г., тем не менее, к 1991 году, он настроил против себя целый ряд видных деятелей ЦК КПСС, что в конечном итоге и привело к созданию знаменитого ГКЧП и кризису власти.
Начавшаяся в апреле 1985 г. как "ускорение социально-экономического развития" перестройка Горбачева не сумела обновить социализм по объективной причине: социализма в Советском Союзе, где средства производства и политическая власть были отчуждены от трудящихся, никогда не существовало, а потому "обновлять" было нечего. Имелись и субъективные причины неудачи перестройки: инициатор перестройки неверно оценил состояние советского общества (налицо был не экономический кризис, а социально-экономический тупик, что требует совсем иных способов врачевания в сравнении с теми, которые применяются при экономическом кризисе). Ошиблись организаторы перестройки и в определении цели перемен.
Подводя итог выше сказанному, важно отметить, что в конечно счёте, неудачи перестройки, затеянной М.С. Горбачевым, кроются, скорее всего в его необдуманных и непоследовательных шагах в сфере реформирования экономики СССР. В то же время, нельзя не сказать о том, что недальновидные уступки Горбачёва во внешней политике по отношению к странам Запада, в конечном счёте прямо или косвенно ослабляли военно-политическую и социально-экономическую мощь СССР, а следовательно веру населения в советского лидера и светлое будущее, и, что не менее важное для политика – ослабляли поддержку генсека со стороны партаппарата, номенклатуры и военных. Существует разные мнения историков и политиков, по поводу причин неудавшейся перестройки в СССР. Многие из них видят главную причину неудач перестройки и распада СССР в росте военных расходов СССР в последние три десятка лет его существования. Однако нельзя не учитывать и роль личности в истории…
Вопрос 3. Каковы особенности экономической политики правительства Егора Гайдара?
Вопрос 4. Назовите причины конституционного кризиса (январь-октябрь 1993 г.)
Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация.
Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе.
В результате открытого противостояния властей внутриполитический кризис в стране крайне обострился, что вынудило Президента распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ Указом от 21 сентября 1993 г.
Указ № 1400 от 21.09.93 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в частности, постановляет: прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации — и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 – 12 декабря 1993 года.
Эти меры были вызваны тем, что Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов систематически, в течение всего 1993 г., предпринимали попытки узурпировать в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. К тому же конституционная реформа в Российской Федерации была фактически свернута, поскольку Верховный Совет РФ заблокировал решение Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.
Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г . он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти. При этом съезд заявил, что "действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота расцениваются как исполнение общественного и государственного долга". Конституционный кризис фактически перерос в конституционную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121-6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н. и их передаче вице-президенту Руцкому А.В. Верховный Совет РФ оценил действия президента как государственный переворот.
В целях выхода из политического кризиса Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин предложил принять решение об одновременных перевыборах президента и парламента и о пересмотре закона о выборах и полномочиях федеральных органов власти на переходный период с приостановлением исполнения Указа Президента РФ от 21 сентября "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и основанных на нем последующих актов президента.
Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руководители "силовых" министерств, а в Уголовный Кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконституционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности.
Вопрос 5. В чем сила и преимущества новой Конституции России (1993 г.)?
С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Государство объявлялось "советским" и "социалистическим", но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.
Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.
В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.
Принятие новой конституции должно было явиться той основой, которая могла бы способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.
С учетом поправок 1989 – 1992 гг. Конституция Российской Федерации приобрела принципиально новые черты: отказ от социальной модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.
Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 г. была объективно обусловлена целым рядом причин. Конституция РФ 1993 г. не только дала мощный импульс для становления новой российской государственности, но и обрела на текущий момент определенную устойчивость.
Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности. В частности, в связи с новыми веяниями в ст.12 Конституции вносятся дополнения о продаже или ином отчуждение земельных участков, то есть признается частная собственность на землю[4]. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений.
перестройка конституция выборы
Вопрос 6. Каковы особенности президентских выборов 1996 г.?
Поистине тектонические сдвиги в настроениях электората между двумя турами президентских выборов 1996 г. превзошли все ожидания экспертов.
Несколько раз обжегшись на прогнозах перед выборами в Государственную Думу 1993 и 1995 гг., ведущие службы общественного мнения и политологи были перед вторым туром особенно осторожны, подчеркивали естественные ограничения социологических методов и настаивали на том, что фиксируемые опросами рейтинги кандидатов свидетельствовали лишь о тенденциях и не являлись прогнозами как таковыми. Но на этот раз итоги голосования превзошли самые смелые ожидания. Победив своего основного конкурента с разрывом в 13.5% от общего числа проголосовавших, президент получил мандат на второй срок. Вопреки скептическому настрою многих специалистов и опыту предыдущих двухтуровых голосований за рубежом, да и в самой России, явка 3 июля осталась примерно на том же уровне, что и двумя с половиной неделями раньше, а в ряде регионов даже несколько возросла.
Между двумя турами явка возросла прежде всего в тех республиках, где отмечен сильный рост доли голосов за президента – Северной Осетии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Мордовии, но также в небольшой степени и в сравнительно оппозиционных Чувашии, Липецкой и Саратовской областях. Напротив, сильно уменьшилась явка во Владимирской области и Ненецком АО (более чем на 5%), в Новосибирской области и Корякском АО (на 4-5%). В целом явка несколько уменьшилась в ряде “левых”, оппозиционных регионов (на 1-3%), хотя жесткой закономерности здесь нет.
Исход голосования в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Башкирии, а также Татарстане – одна из немногих сенсаций второго тура. Первые три республики считались верными оплотами “левых” (Дагестан и Карачаево-Черкесия – коммунистов, Башкирия – коммунистов и аграриев), в Татарстане в первом туре неожиданно много голосов получил Г.Зюганов. Тем не менее, во всех этих республиках доля голосов за действующего президента была на 14-20% больше, чем в первом туре (от списочного состава избирателей). По всей видимости, местные власти привели, наконец, в действие все возможные рычаги своего влияния на послушный их воле электорат, сосредоточенный в сельской местности и малых городах с преобладанием титульного населения.
Политико-географический анализ, оперирующий показателями голосований по всем 89 субъектам федерации, позволяет выявить основные особенности процессов перетекания электората в промежутке между первым и вторым турами, общероссийский сценарий этих процессов и их региональные вариации и сценарии. Как известно, во втором туре по России в целом произошло значительное увеличение электората Б.Ельцина, существенный рост числа избирателей Г.Зюганова и числа голосующих против всех кандидатов, а также небольшое снижение явки.
Знаковым рубежом стали президентские выборы 1996 г., когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу – переизбранию Б.Н. Ельцина на второй срок.
Вопрос 7. Как события «черного понедельника» 17 августа 1998 г. отразились на экономике России и простых гражданах?
“Черный понедельник” 17 августа 1998 г. принес новый скачок цен и соответственно дальнейшее снижение жизненного уровня населения.
За неделю до понедельника 17 августа 1998 года «молодые реформаторы» получают от МВФ $4,8 млрд. стабилизационного кредита. Эти средства они используют для конвертации выведенных с рынка ГКО своих и Семьи капиталов в твердую валюту (излишне отмечать, что весь ельцинский либеральный бомонд обогащался на пирамиде ГКО). Накануне краха в пятницу Ельцин публично заявляет – его выступление транслируют по всем телеканалам, – что девальвации не будет. Как потом рассказывал сам Ельцин, его в этом заверил Кириенко.
Кириенко в сопровождении Гайдара и Чубайса встречается с представителем МВФ, стороны обсуждают объявление Россией дефолта (отказа платить по обязательствам). Гайдар и Чубайс, которые для приличия формально числятся при правительстве экспертами, фактически диктуют премьер-министру РФ С.В.Кириенко заявление о дефолте, которое он оглашает 17 августа. Государство отказывается погашать ГКО, банкам временно дозволяют отказываться от исполнения обязательств перед клиентами, ЦБ отменяет «валютный коридор» и политику поддержки курса рубля.
Происходит общий финансовый крах. Неплатежи, банки лопаются, кидают клиентов, – средства находящихся в частных банках, пропадают, ограблены миллионы людей (по оценкам пострадало 15-20 миллионов человек). Курс рубля с 6 рублей за доллар до конца года падает в 4 раза. Резкий спад экономики, разорение предприятий, безработица Экономическая катастрофа. В наибольшей степени страдает сектор Новой Рыночной Экономики и тот самый «средний класс», которому либералы клялись в любви и верности, чье благополучие было объявлено целью Реформ. Это средний класс настолько дезориентирован либеральной пропагандой, что большинство его в первое время (довольно долго) вообще ничего не понимает, не догадывается о размахе бедствия и сколь дорого оно ему обойдется. Многие были уверены, что треволнения с «дефолтом» продлятся пару недель и их не коснутся. В массе либерально настроенные менеджеры и прочие офисные работник процветающих коммерческих предприятий никак не ожидают, что либеральная политика и политики цинично лишат их сбережений и безжалостно выкинут на помойку. Впрочем, многие из них до сих пор так и не поняли, что и кто с ними тогда сделал.
В истории российского «дефолта» 1998 года следует обратить внимание на одно ключевое обстоятельство. По мнению целого ряда отечественных экспертов, у государства не было никакой необходимости отказываться от своих обязательств по ГКО. ЦБ имел возможность эмитировать необходимый объем рублей и оплатить все предъявленные ГКО. Это привело бы к значительным экономическим трудностям, но катастрофы, при грамотном использовании кредита МВФ, не случилось бы.
Логичным продолжением «черного понедельника» стала последовавшая 23 августа 1998 г. отставка правительства С. Кириенко. Кризис валютно-финансовой системы России привел к серьезным последствиям. разу же в 2—3 раза увеличились цены на импортные товары, на которые были сориентированы прежде всего жители крупных городов. В сентябре 1998 г. Центробанк полностью отказался от поддержки стабильного курса рубля и он вырвался далеко за пределы обновленного «валютного коридора» (более 20 рублей за доллар). В результате произошел инфляционный скачок рублевых цен (в 3—6 раз) практически на все товары в стране. Вклады населения в коммерческих банках в реальном выражении упали на 52 %. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банковских структур в течение нескольких месяцев. Нередко выплаты производились по старому курсу. Объявление о реструктуризации обязательств по ГКО привело к банкротству большого числа российских коммерческих банков с частным акционерным капиталом. В ряде крупнейших коммерческих финансовых структур («Инкомбанк», «МЕНАТЕП», «СБС-Агро», «Промстройбанк», «Мост-банк», «Мосбизнесбанк») вводилось внешнее управление. Разорилось множество коммерческих фирм. В результате сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому «среднему классу» потеряли работу и источники дохода. В целом снижение жизненного уровня большинства россиян было сравнимо с показателями падения в начале 1992 г.
Отказ платить долги по обязательствам перед иностранными кредиторами нанес урон престижу России на внешней арене. В поисках выхода из кризиса руководству страны в последующем пришлось прикладывать особые усилия по реструктуризации долгов по ГКО и получению новых западных кредитов, по предотвращению ареста зарубежных активов российских банков. Со своей стороны, в обстановке финансового кризиса Запад попытался навязать Российской Федерации ряд выгодных ему условий (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, изменить бюджетные соотношения «центр — регионы», затормозить экспорт российских высоких технологий, существенно урезать социальную сферу).
Вопрос 8. Что дает нашей стране членство в Парижском клубе?
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.
Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 году и с тех пор на регулярной основе участвует в его работе. При этом Российская Федерация является одновременно и кредитором, и клиентом клуба, то есть страной, имеющей долговые обязательства перед государствами-участниками Парижского клуба.
Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов.
И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения[5].
Вопрос 9. Как проходила предвыборная борьба за президентский пост в 2000 г.?
Как известно, из двенадцати кандидатов на пост Президента четверо - Г.Зюганов, Г.Явлинский, В.Жириновский и А.Тулеев - уже проходили предвыборную дистанцию в 1996 году. Сравнить интенсивность их избирательной кампании в прошлый раз и теперь позволяет распределение ответов на вопрос: "КОГО ИЗ ПОЛИТИКОВ ВЫ ВИДЕЛИ, СЛЫШАЛИ В ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧАХ, О КОМ ЧИТАЛИ В ГАЗЕТАХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ?" Как показывают опросы, проведенные непосредственно вслед за прошлыми и нынешними выборами, из четырех названных политиков больше всех активизировал свои действия в предвыборный период Г.Явлинский. Приведем соответствующие данные (в % от числа опрошенных):
|
Интересно, что лидер избирательной кампании 1996 года Б.Ельцин, судя по ответам респондентов, был перед выборами 1996 года представлен в средствах массовой информации больше, чем теперь - В.Путин. Если четыре года назад Б.Ельцина на протяжении последней предвыборной недели видели по телевидению, слышали по радио, читали о нем в газетах 74% россиян, то на соответствующий вопрос о В.Путине такой ответ сейчас дали 62% опрошенных.
Из приведенных данных видно также, что на финишной прямой перед выборами все три основных соперника в борьбе за президентский пост - В.Путин, Г.Зюганов и Г.Явлинский - были представлены в СМИ примерно с одинаковой интенсивностью: их видели, слышали, читали о них 57-62% опрошенных.
Вопрос 10. Как складывались отношения между Россией и Европейским Союзом в 2000 г.?
Стратегическом партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема имела и тогда, когда осенью 1999 г. правительство России приняло «Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)».
Незадолго до начала исполнения В.Путиным обязанностей президента Россия и Европейский Союз обменялись документами, декларирующими основные принципы политической стратегии в отношении друг друга. ЕС принял «Общую стратегию по отношению к России» (Кёльн, 3-4 июня 1999), а Россия «Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000 – 2010)» (подписана в Хельсинки, 22.10.1999). В последней значилась задача «придания партнёрству Россия – ЕС стратегического характера». Одновременно делалось уточнение, что партнёрство РФ и ЕС «в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения или "ассоциации" России с Европейским Союзом». В «Коллективной стратегии ЕС в отношении России» указывалось, что ЕС «приветствует возвращение России на принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации». Среди основных целей была указана заинтересованность в «придании России способности к интеграции в общеевропейское экономическое и социальное пространство».
Эти документы развивали «Совместную политическую декларацию о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС», принятую в Брюсселе 9.12.1993 г. и являлись попыткой преодолеть кризис в отношениях России с Западом, поводом для которого стали военная операция стран НАТО в Югославии в марте – июне 1999 года и расширение НАТО за счёт Польши, Чехии и Венгрии в марте того же года. Необходимо было сохранить прежний уровень сотрудничества между РФ и ЕС. Впрочем, назвать его высоким тоже было нельзя. Принятые стратегии мало стыковывались друг с другом и носили чисто односторонний и декларативный характер, а среднесрочный горизонт прогноза не позволял ставить никаких стратегических целей. На деле оказалось, что отношения РФ-ЕС деградировали на протяжении всех последующих лет президентства В.Путина.
Заметные сдвиги в дифференциации взаимоотношений произошли у России со странами Центральной Европы. Если в первой половине 2000-х гг. их политика была ближе всего именно к польской модели, то примерно с 2005 г. для политических элит этих стран явно более привлекательной стала финляндская модель. Откровенно пророссийскими называют иногда в европейской печати правительства в Венгрии (Ф. Дюрчаня) и Словакии (Р. Фицо). В этом отношении их в целом дополняет такой новый член ЕС как Болгария.
Российское видение ЕС в 2000 году, являясь в основном позитивным, в то же время достаточно схематично и инертно, отчасти основывается на устаревших стереотипах, и в значительной степени является производным от логики сверхдержавности и противостояния СССР - США. Это сдерживает потенциал сотрудничества. О новом качестве отношений России и ЕС говорят, в частности, публикации И. Иванова[6].
В целом позиция России в 2000 г. по отношению к расширению ЕС была существенно откорректирована и от сдержанно-нейтральной перешла к явно благожелательной.
После избрания Президентом Владимира Путина, Россия заметно активизировала отношения с европейским союзом. В Концепции внешней политики Российской Федерации (2000 г.), было особо подчёркнуто «ключевое значение» отношений с ЕС.
[2] Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян СПб., 1997. - с. 246.
[3] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Кн.2-3. М.: Наука, 1993. - с.278.
[4] Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов н/Д., 2007. - с. 72.
[5] Саркисянц А. Г. Парижский и Лондонский клубы: реструктуризация долга. // Аудитор, 2002, № 1.
Роль военно-воздушных сил США в годы Второй Мировой войны
Советское общество рубежа 80–90-х гг. Русская культура XVIII в
Масонство в России
Октябрь 1917 года: большевистский заговор или народная революция
Промисловий переворот в Росії в першій половині XIX століття
Развитие Древнерусского государства
Розпорядчі методи державного управління та Гетьманат
Роль творческого меньшинства в концепции А. Тойнби
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.