курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Кандидат педагогических наук А.В. Дубровский Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
В теории и практике физической культуры и в других сферах жизнедеятельности современного общества для отображения качественных особенностей людей и комплексного проявления их физических свойств используется много различных словосочетаний. К наиболее распространенным из них относятся такие, как "физические качества", "физические способности", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическая подготовка", "физические кондиции", " физическая закалка", "физическая работоспособность", "физическая годность", "физическая пригодность", "физическое совершенство", "физическая форма", "физическая культура личности", "физическое воспитание" и др.
В последнее десятилетие в специальной научной и методической литературе все более часто наряду с вышеуказанными и другими терминами стало употребляться и такое выражение, как "физическая готовность". Основной предпосылкой возникновения и популяризации понятия "физическая готовность" явилось развитие нескольких относительно самостоятельных теорий и концепций: "годности к военной службе", "готовности к боевым действия", "пригодности к обучению (овладению различными видами профессионального труда)", "установки", "спортивной формы", "психической готовности к соревнованиям", "мобилизационной готовности к спортивным действиям", "готовности к труду".
В ходе анализа и обобщения отечественных публикаций обо всех вышеперечисленных терминах выяснилось, что основной причиной возникновения потребности в появлении и применении термина "физическая готовность" стало то, что такие широко распространенные в теории и практике физической культуры и в других сферах жизнедеятельности человека выражения, как "физические качества", "физические способности", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическая работоспособность", "физическая тренированность", "физическое совершенство", "физическая культура личности" и другие, раскрывая качественные особенности физической организации людей, не в полной мере отражают соответствие уровня развития их физических свойств конкретным требованиям того или иного вида деятельности. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, в настоящее время имеется явно выраженная и объективная тенденция к признанию понятия "физическая готовность" в качестве одной из основных категорий общей теории физической культуры. В своем утверждении мы опираемся на несколько факторов.
Во-первых, появилось значительное число работ, раскрывающих сущность и структуру физической готовности человека к различным видам деятельности.
Во-вторых, понятие "физическая готовность" все чаще и чаще используется в различных официальных документах, в том числе самого высокого ранга.
В-третьих, и на практике, и в теории на смену коммунистической системе воспитания, одной из составных частей которой считалось и физическое воспитание, неизбежно приходит новая, и не только по названию, но и по сущности, система всесторонней подготовки людей к цивилизованному образу жизни.
Не исключено, что ее целью и конечным результатом функционирования будет обеспечение всесторонней готовности человека к цивилизованному образу жизни, включающему готовность к труду, готовность к защите Отечества и готовность к общественно полезному использованию свободного времени. Естественно, что неотъемлемым компонентом всех этих видов готовности является и физическая готовность людей к соответствующей деятельности.
В-четвертых, как известно, цель общего и профессионального образования - формирование молодого специалиста, обладающего набором определенных рамками профессии знаний, умений и навыков, способного качественно приложить свой профессиональный опыт к общественному труду. Таким образом, речь идет о формировании у выпускника вуза готовности к трудовой деятельности. Согласно нашим представлениям в структуре готовности человека к профессиональной деятельности, трактуемой как соответствующее биосоциальное состояние личности, обеспечивающее успешное решение стоящих перед ней задач, объективно (исходя из структуры самой личности и видов ее деятельности), но все же с определенной долей условности можно выделить: духовную готовность (идейную, политическую, нравственную), специально-трудовую готовность (теоретическую, технологическую, техническую), психическую готовность (умственную, волевую, эмоциональную, двигательную - В.А. Шейченко, 1996, 1998). При этом наименования первых двух видов готовности и их составляющих обычно несколько уточняются в связи с особенностями тех или иных видов деятельности. Значит, в структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. И, как нам видится, весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых способностей?
Поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической подготовки в вузе, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей - потенциальных студентов.
Все это происходит на фоне предоставления вузам государственного заказа на выпуск определенного количества специалистов, что предполагает наличие существенных трудностей не только перед профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений, но и перед самими студентами. Поэтому остро встает вопрос о качественном профессиональном отборе при выборе будущей специальности, интенсификации и индивидуализации учебно-образовательной деятельности и выявлении четких количественных параметров, характеризующих все составляющие индивидуальной трудовой готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности. А это требует наличия новых педагогических технологий в формировании физической готовности выпускников вуза.
В-пятых, теперь все более и более очевидным становится тот факт, что понятие "физическое воспитание" не вполне адекватно отражает всю совокупность процессов, направленных на улучшение физической организации, всех физических свойств человека и его отношения к всестороннему физическому совершенствованию Особенно это ясно применительно к взрослому человеку. Надо отметить, что уже были предложения назвать данное явление "физическим образованием" ( П.Ф. Лесгафт, 1883; В.В. Гориневский, 1913; В.М. Выдрин, 1987; Р.А. Абзалов, Р.Х. Яруллин, 1993, и др.), "физическим совершенствованием" (В.В. Брынцев, 1974; В.К. Зигер, 1980; Л.А. Вейднер-Дубровин, В.В. Миронов, В.А., Шейченко, 1992, и др.), "физкультурным воспитанием" (В.К. Бальсевич, 1990; Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных, 1990; Л.И. Лубышева, 1992, 1993; В.П. Косихин, 1996, и др.) или "физкультурным образованием" (В.М., Выдрин, 1995). Вполне возможна активизация предложения по замене термина "физическое воспитание" понятием "массовая (базовая и т.д.) физическая культура" или просто "физическая культура", однако, на наш взгляд, идентификация таких феноменов, как "культура" и "деятельность", вряд ли корректна. Не вступая в полемику с приведенными выше авторами, все же примем как наиболее приемлемое и точное такое наименование, как "физическое совершенство", а его аналог применительно к профессиональной деятельности - "физическая подготовка", включающая в свое содержание в качестве относительно самостоятельных частей (сторон) физическое образование (обучение), физическое развитие, физическое воспитание человека. Применительно к воздействию на различные коллективы (группы людей) - физическая слаженность.
При этом под физическим образованием (обучением) целесообразно понимать формирование и совершенствование двигательных навыков, обладание специальными знаниями и организаторско -методическими учениями в области физической культуры и спорта, под физическим развитием - улучшение морфологических (антропометрических), функциональных и двигательных качеств, под физическим воспитанием - формирование убежденности в важном значении физической культуры в жизни современного общества, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, под физической слаженностью - сплочение членов различных коллективов, совершенствование у них навыков в групповых действиях. Именно такой подход в распределении ролей в понятийном аппарате в общей системе "физкультурного образования" предложил В.А. Шейченко (1996 - 1998). Эта концепция ежегодно углубляет остроту полемики в обществе и государстве по нескольким причинам:
1) требования государственного заказа на строго регламентированное количество выпускаемых специалистов вуза обуславливает симбиоз во взаимодействии специалистов по физической культуре и спорту данных учебных заведений с преподавателями кафедр профилирующих специальных дисциплин с целью организации процесса узконаправленной профессионально -прикладной физической подготовки в зависимости от рода и вида трудовой деятельности выпускника;
2) прогнозируемое социальными и демографическими структурами государства объективно-естественное сокращение количества потенциальных абитуриентов (2005 - 2006) ставит перед физкультурными вузами проблему привлечения молодежи к овладению профессией специалиста с высшим физкультурным образованием;
3) безусловно, необходима поддержка всех теоретико-практических (федеральных, республиканских, региональных, муниципальных и районных) программ по физическому воспитанию (образованию, развитию, подготовке, совершенствованию) на федеральном уровне.
В-шестых, все распространенные в настоящее время понятия, наиболее широко отражающие
физические и другие тесно связанные с ними свойства человека (физическое развитие, физическая подготовленность, физическое состояние, физическое совершенство, физическая культура личности), не лишены существенного изъяна, затрудняющего их использование в качестве основы целевой установки системы физического воспитания (физического образования, физического совершенствования, физической подготовки), - отсутствие количественного параметра, увязывающего все стороны физического состояния человека.
На сегодняшний день, исходя из структуры системы индивидуальной трудовой готовности человека к профессиональной деятельности, под понятием "физическая готовность" подразумевается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности. Таким образом, давая определение физической готовности, мы тем самым увязываем друг с другом все три ее составляющие: телесную (морфологическую), функциональную и двигательную. Причем наиболее зримым, видимым компонентом системы "физическая готовность" является двигательный компонент, т.е. степень развития двигательных качеств человека: выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость. Однако, зная, что для каждой профессиональной деятельности необходим строго определенный коэффициент отношений составляющих как системы "физическая готовность", так и ее подсистемы "двигательная готовность", определение данного количественного коэффициента и создание математических моделей формирования физической готовности человека в зависимости от рода его деятельности, функционального состояния, телесной развитости, возраста, двигательной активности, среды обитания, пола (мужского или женского) и других факторов (внешних и внутренних) и будет сугубо индивидуальным показателем физической активности человека к профессиональной деятельности.
Таким образом, на наш взгляд, современные требования к физическому состоянию российских граждан (потребность общества в оптимизации их физического состояния) являются основным системообразующим фактором создания доктрины физического совершенствования всего населения Российской Федерации. В свою очередь, научно-теоретические и организационные основы формирования, поддержания и восстановления физической готовности людей к различным видам деятельности выступают главным системообразующим фактором общей теории физической культуры.
Рассуждения о дальнейшем исследовании вопроса полового диморфизма в спорте
Отдых спортсмена как фактор повышения его работоспособности
Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма
Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии
Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах
Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека
Использование гелий-неонового лазера для восстановления и повышения работоспособности
Результаты полувекового изучения соматических особенностей и физических качеств детей и подростков
Основы и перспективы возрастного соматотипирования
Совершенствование учебного процесса по курсу "биомеханика" на основе применения компьютерных технологий
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.