База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Понятие и юридическая природа амнистии — Государство и право

Тема:

Понятие и юридическая природа амнистии


Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России

1.1 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания

1.2 Исторический аспект развития амнистии в России

1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе

Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии

2.1 Порядок применения и распространения амнистии

2.2 Цели и признаки амнистии как государственно-правового акта

2.3 Перспективы проведения амнистии в 2010 году

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования. Амнистия (по-гречески это слово означает «забвение, прощение») является одним из видов внесудебного, т. е. производимого не по решению суда, освобождения от ответственности и/или от наказания.

Наличие обстоятельств, устраняющих наказание, допускалось уголовным законодательством, начиная с глубокой древности. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств. Так, Стоглавый Собор в XVI веке объявлял амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осуждённых за убийство и разбой. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т. п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней - победы в сражениях. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий: в связи с 50-летием Октября, 50-летием победы в Великой Отечественной войне и т.п.

В Российской Федерации амнистия была проведена впервые в феврале 1994 г. Она состояла из трех постановлений Государственной Думы: «Объявление амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации», «Объявление политической и экономической амнистии» и «О порядке применения постановления «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации». Амнистия была объявлена также в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и т. д.

Амнистия - всегда проявление гуманности со стороны государства. Однако в конкретных условиях России, по мнению ряда экспертов, принятие постановления об амнистии чаще всего связано с необходимостью хоть каким-то образом нормализовать обстановку в местах лишения свободы.

Тюрьмы и колонии переполнены, условия содержания там бесчеловечные, поэтому время от времени государству просто необходимо использовать этот клапан для того, чтобы разрядить там ситуацию[1].

Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания по амнистии является положительным моментом в формировании правового государства и в демократизации российского общества.

Целью курсовой работы является исследование вопроса об амнистии, как одного из видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

-определить понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания;

-изучить исторический аспект развития амнистии в России;

-определить современное понятие и правовое регулирование амнистии;

-охарактеризовать порядок применения и распространения амнистии;

-изучить цели и признаки амнистии как государственно-правового акта.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

В ходе подготовки и написании курсовой работы использованы учебные пособия по курсу «Уголовного права Российской Федерации», комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации различных авторов, а также научные статьи из юридических журналов.


Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России

1.1 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания

Еще самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание. При этом подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершенное деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих.

В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания оказывается из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обусловливают необходимость института освобождения от уголовного наказания. Термин «освобождение» означает не сам процесс, а уголовно-правовой результат.

Как известно, в отдельных (и весьма многочисленных) случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Однако освобождение от уголовного наказания не влечет автоматического (одновременного) освобождения осужденного от уголовной ответственности. Кроме того, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают свое действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания (функционально и содержательно охватывающем освобождение и от его отбывания) они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания в отличие от уголовной ответственности осуществляется только судом.

Также необходимо отметить следующее:

-во-первых, освобождение от уголовной ответственности допускается по общему правилу лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, тогда как освобождение от уголовного наказания с категорией преступления жестко не связано;

-во-вторых, участниками уголовного процесса (т. е. не только судом, но и прокурором, следователем или органом дознания) от уголовной ответственности могут быть освобождены подозреваемый, обвиняемый и подсудимый. От наказания же может быть освобожден только осужденный, т. е. лицо, в отношении которого уже состоялся судебный приговор.

При этом следует иметь в виду, что одни и те же юридически значимые обстоятельства могут выступать и как основания освобождения от уголовной ответственности, и как основания освобождения от наказания в зависимости от того, в какой стадии уголовного процесса они применяются. Сказанное относится и к актам амнистии, которые служат основанием для освобождения от уголовной ответственности, если они действуют и применяются до осуждения лица по приговору суда, и основанием для полного или частичного освобождения от основного и дополнительного наказания, если их действие распространяется на лиц, уже осужденных за совершенное преступление[2].

При общей социально-правовой направленности виды освобождения от уголовного наказания имеют различную законодательную трактовку и требуют для своей реализации различных оснований и условий.

Впервые в УК нормы, касающиеся амнистии, а также помилования и судимости, выделены в специальную главу - 13, поскольку первые два условия освобождения от уголовной ответственности и от наказания носят не постоянный характер, а являются разовыми актами и применяются в отношении не всех осужденных. Наличие судимости также ограничивается определенным сроком, исчисление которого дает право считать лицо несудимым. В прежнем УК имелась специальная статья (57) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий.

1.2 Исторический аспект развития амнистии в России

Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской России, и в советский, и в постсоветский периоды и исторически оправдали свое назначение. Амнистия и помилование относятся к видам государственного прощения. Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось значительно позже. Помилование как форма «монаршей милости» использовалось всеми самодержцами на протяжении всей истории Российского государства. В дореволюционном российском законодательстве вообще не существовало понятия «амнистия», в нем употреблялись термины «помилование» и «прощение». Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально-определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления. Так, Стоглавый собор объявлял помилование к церковному празднику Пасхи, по которому освобождались все тюремные сидельцы, кроме осужденных за убийство и разбой. Со времен Бориса Годунова стали обычными помилования по поводу восшествия па престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т. п. Петр Великий к таким поводам добавил помилования в честь викториальных дней - победы в сражениях.

Первым актом, в котором употреблен термин «амнистия», явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 г., изданный Временным правительством.

После Октябрьской революции термин «амнистия» вместо термина «помилование» стал постоянно использоваться в официальных документах. Так, Конституция РСФСР 1918 г. в п. «е» ст. 49 провозгласила, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии - общей и частичной. И хотя эти понятия Конституцией РСФСР не определялись, в теории и на практике под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, т. е. освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания) в отношении индивидуально определенных лиц.

Взгляд на помилование как вид амнистии существовал довольно долго. В 80-х гг. давалось такое определение: «Амнистия может быть общей или частичной, т. е. относящейся к отдельным лицам (помилование)»[3].

1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе

Амнистия является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания и практически на любой стадии уголовного процесса.

Согласно ч. 2 ст. 84 УК «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость»[4].

Под амнистией в уголовном праве понимают нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим, более мягким, либо прекратить начатое уголовное преследование, а если такое преследование еще не начато, акт амнистии исключает подобное начало, т. е. возбуждение уголовного дела.

Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК. Частичная же амнистия относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Таким образом, акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений (например, лиц, совершивших преступления небольшой тяжести) или групп лиц, совершивших преступления (женщин, несовершеннолетних), лиц, совершивших преступления определенного вида (неосторожные, хозяйственные).

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения амнистии в нашей стране, являются:

-Конституция Российской Федерации;

-Уголовный Кодекс РФ;

-Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

-Постановления Государственной Думы Федерального Собрания, регулирующие порядок проведения конкретного вида амнистии

В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации[5] объявление амнистии, т. е. принятие акта об амнистии, является прерогативой только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт). В Уголовном кодексе данное положение уточняется тем, что данный правовой акт - амнистия - объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК). Представляется, что Конституцией РФ несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе.

Из УК следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:

-освобождение от уголовной ответственности;

-освобождение от наказания на стадии его назначения;

-освобождение от наказания при его исполнении;

-сокращение наказания при его назначении или исполнении;

-замена назначенного наказания более мягким видом наказания;

-освобождение от дополнительного вида наказания;

-снятие судимости.

Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действия, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.


Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии

2.1 Порядок применения и распространения амнистии

Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.

Положения закона и существовавшая еще недавно практика применения амнистии до возбуждения дела или его прекращения в процессе расследования не отвечали задачам уголовно-процессуального законодательства (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден)[6].

Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает, а также в случае, если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. При такой оптации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии.

Как отмечалось выше, амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК. Частичная относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии (например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»).

Амнистии могут быть с погашением судимости и без таковой.

По общему правилу при амнистии можно освобождать виновных от дополнительного наказания лишь в том случае, если об этом говорит сама амнистия.

В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание. Акты амнистии не применяются, как правило, в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений, если одно из них относится к тяжким или особо тяжким, за совершение которых освобождение не было предусмотрено[7].

По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до момента вступления ее в законную силу. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с пп. 4 и 5 которого «длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.

Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия.

В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».

Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных[8]. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания:

-женщины;

-мужчины старше 60 лет;

-инвалиды первой и второй групп;

-лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания;

-несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях;

-лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы;

-лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.

В соответствии с указанным постановлением Государственной Думы предписывалось прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу, лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетними мужского пола, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказания в воспитательно-трудовых колониях. Кроме того, сокращался наполовину срок наказания несовершеннолетним мужского пола, не подпадавшим под перечисленные выше пункты постановления. По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.

Но бывают и другие, продиктованные особыми социально-политическими условиями, акты амнистии, в которых круг амнистированных определяется не по традиционным, а по особым признакам[9]. Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» от 12 марта 1997 г. и постановлением Государственной Думы о порядке применения вышеназванного постановления амнистированы:

-лица, совершившие в период с 9 декабря 1994 г. до 00 часов 31 декабря 1996 г. на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания и Ставропольского края общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, а также лица, совершившие в указанный период преступления, предусмотренные статьями 80, 245, 246, 247 и 249 Уголовного кодекса РСФСР, независимо от места их совершения, по мотивам, связанным с нежеланием участвовать в вооруженном конфликте в Чеченской Республике;

-лица, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, а также отбывающие наказание лица из числа подлежащих обмену на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан, захваченных в период с 9 декабря 1994 г. по 00 часов 31 декабря 1996 г. и насильственно удерживаемых в Чеченской Республике;

-военнопленные, интернированные и пропавшие без вести независимо от характера совершенных преступлений.

В соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии» от 24 декабря 1997 г. были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;

-награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета, и целый ряд других лиц.

Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:

1.Не возбуждать уголовные дела в отношении:

1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;

2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.

Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.

Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость.

2.2 Цели и признаки амнистии как государственно-правового акта

Амнистия носит многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданны и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подчеркивалось: «Руководствуясь принципом гуманизма... Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет...»

Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер[10].

Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осужденные ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в свое время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.

Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. Амнистии обычно объявляются в связи со знаменательными датами в истории нашего государства или в связи с определенными событиями в стране. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий (в связи с 50-летием Октября). Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995), 55-летием (2000) 60-летием (2005) Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером может служить постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»[11].

Одной из причин издания актов амнистии являлось и является «перенаселение» мест лишения свободы осужденными.

Издание актов амнистии может быть обусловлено и другими целями.

Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т. е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев).

О порядке применения постановления об объявлении амнистии издается специальное постановление Государственной Думы. В нем устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Так, освобождение лиц, отбывающих лишение свободы, производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. Отдельные положения исполняются органами дознания и предварительного следствия, судами, органами внутренних дел, командирами дисциплинарных воинских частей[12]. Так, в постановлении Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» отмечено, что исполнение данного постановления возлагается на:

а)исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

б)органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

в)суды:

-в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

-в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части;

-в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор;

-в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

г)уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

д)командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части;

е)командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.

Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие).

При применении акта амнистии в отношении лиц, срок наказания которых был сокращен предшествующими помилованием или амнистией, следует исходить из срока наказания, установленного актами амнистии и помилования.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием за совершенное преступление назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, а также к больным венерическими заболеваниями, если они подлежат освобождению, акты амнистии применяются по окончании полного курса лечения. Однако этот срок не превышает в соответствии с постановлением о порядке применения акта об амнистии шести месяцев или одного года после истечения срока, установленного для исполнения амнистии.

Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т. д.).

2.3 Перспективы проведения амнистии в 2010 году

Последняя амнистия объявлялась Государственной думой в 2006 году. С тех пор прошло почти четыре года. За эти акта об амнистии не издавалось ни разу.

Традиционно амнистия ожидалась в 2008 году, по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации. С предложением о принятии постановления об объявлении амнистии выступили депутаты ЛДПР, внеся в Государственную думу соответствующий проект Постановления "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДВЕДЕВА ДМИТРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА". Однако ЛДПР быстро отозвала свой проект Амнистии для доработки и больше в Думе он не появлялся.

Будет ли Амнистия в 2010 году? Можно с большой долей уверенности утверждать, что Амнистия будет принята в 2010 году по поводу 65-летия Победы. Традиционно, любая годовщина этого Великого события, не обходилась без проявления гуманизма государства в виде объявления амнистии.

23 декабря 2009 г. на заседании Госдумы депутат фракции Справедливая Россия, член Комитета по бюджету и налогам Вера Лекарева выступила с протокольным поручением Комитету Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подготовить постановления Госдумы об амнистии в ознаменовании 65-летия победы во Второй Мировой Войне и провести правительственный час по реформе пеницитарной системы. Вот, что она сказала: «Пятая Государственная Дума войдёт в историю как самый негуманный парламент. За два года работы мы ни разу не объявили амнистию заключённым. Между тем в тюрьмах томятся около 70 тысяч женщин и 22 тысячи несовершеннолетних. В женской подростковой среде высокая рецидивность преступлений, которая обусловлена сугубо карательной направленностью пеницитарной системы. Я предлагаю дать протокольное поручение профильному комитету о подготовке постановлений Госдумы об амнистии в ознаменование 65-летия Великой Победы 1941-1945 годов.

И второе. Предлагаю пригласить на правительственный час Министра юстиции Александра Коновалова с информацией о том, какие меры предпринимает правительство по Федеральной службе исполнения наказания».

Таким образом, вопрос об объявлении амнистии в 2010 году уже поставлен представителями Справедливой России. Остается ждать поддержки его от Единой России.


Заключение

В заключение исследования амнистии в уголовном законодательстве Российской Федерации необходимо отметить, что поставленная цель и задачи выполнены.

Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ издание актов об амнистии входит в исключительную компетенцию Российской Федерации: они принимаются Государственной Думой в форме постановлений (статья 103), и, следовательно, в отношении них Президентом не может быть применено право вето.

Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более, уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается рядом обстоятельств, в частности, с помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона.


Список использованных источников и литературы

 

1. Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921.

3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2.Специальная литература

1.Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11.

2.Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

3.Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г.

4.Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439.

5.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2009 г.

6.Коновалова И.А. Амнистия и помилование как реализация права осужденных на досрочное освобождение от отбывания наказаний // Вестник Владимирского юридического института. - Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России, 2007, № 1 (2). С. 73-75.

7.Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 2007.

8.Основы курса истории России: Учебное пособие / Под ред. А. С. Орлова. М: Простор, 1997. С. 219.

9.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева). - "Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009 г.

10.Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Рарога А. И. Т. 1. М., 2001.

11.Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. 2004. № 2. С. 64-66.

12.Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181.

13.Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. - 516 с.

14.Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 г.

15.Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. проф.Кругликова Л.Л.. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

16.Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2002. С. 401.

17.Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7.


Приложение. Все амнистии, объявлявшиеся Государственной Думой ФС РФ

1.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22 сентября 2006 г. N 3498-4 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА".

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 2006 г. N 3043-IV ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ СО 100-ЛЕТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В РОССИИ".

3.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 60-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ".

5.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 30 ноября 2001 г. N 2172-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЖЕНЩИН".

6.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26 мая 2000 г. N 398-III ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 55-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

7.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 13 декабря 1999 г. N 4784-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ".

8.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 18 июня 1999 г. N 4147-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ".

9.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 12 марта 1997 г. N 1199-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ В СВЯЗИ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ".

10.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 9 февраля 1996 г. N 60-II ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В ЯНВАРЕ 1996 ГОДА".

11.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19 апреля 1995 г. N 713-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 50-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГОДОВ".

12.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 65-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АМНИСТИИ".

13.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".



[1]Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. 2004. № 2. С. 64.

[2]Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. М., 2002. С. 401.

[3]Основы курса истории России: Учебное пособие / Под ред. А. С. Орлова. М: Простор, 1997. С. 219; Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7.

[4]Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[5]Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года. 

[6]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921.

[7]Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г. С. 83.

[8]Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2009 г. С. 73.

[9]Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. С. 35.

[10]Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко и доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. С. 460.

[11]Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Иногамовой-Хегай М., 2002. С. 181; Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439.

[12]Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11. С. 36.

Тема: Понятие и юридическая природа амнистии Содержание Введение Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России 1.1 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания 1.2 Историче

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru