курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В эпоху Возрождения произошла массовая секуляризация различных сторон жизни человека. На пути к свободе и наслаждению, ставшими главным вектором развития общества, человеческий разум всё более рационализировался. И в 16-17 веках зародилась теория общественного договора, а вместе с ней либеральные и демократические фундаментальные теории. В то время их появление было обоснованным: экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов политическую власть. Однако сегодня созрела необходимость новых изменений, так как старые ценности и идеи исчерпали себя. Потребительская цивилизация зашла в тупик, торжество науки не решает всех проблем, происходит массовая деградация населения, наркомания, терроризм, большая отсталость стран третьего мира. Разложение армии, образования, моральных устоев общества, наркомания и алкоголизм стали настоящим бичом населения, воровство и преступления перешагнули всякие границы – более 1000000 наших соотечественников сегодня находится за решеткой, а в коррупции чиновников захлебываются попытки государства исправить положение.
Смотря на развал социальных институтов, разложение населения все труднее и труднее верить оптимистично-настроенным властям, верить их путям решения проблем. Ипотека, монетизации льгот, ужесточение штрафов за нарушение ПДД, 250 тысяч рублей за второго ребенка - все это не решает корня проблемы. Рождаемость так и не повысится, повышения уровня жизни не произойдет, взятки так и будут брать…. Мифы о «повышении рождаемости», «Плане Путина», «борьбе с коррупцией», инновациях и нанотехнологиях всё больше рассеиваются с каждым днем. Президент уверил нас в позитивности комплексного решения проблемы. Однако комплекс оказался просто суммой мер, мало взаимосвязанных. Сдается впечатление, что у проблем куда более глубокий корень, нежели может увидеть правительство, либо оно просто эти проблемы решать и не хочет.
Если ситуацию не исправить, то самые пессимистичные прогнозы сбудутся уже при нашей жизни. Проблема так же заключается в том, что мы не можем скопировать опыт Запада, так как именно он и является источником того системного кризиса, который сейчас захлестнул всю планету.
Гегель говорил «бытие определяет сознание», однако на практике все не так категорично просто. Бытие и сознание – это две взаимопроникающие стороны одного целого и ставить одно над другим нельзя. Изменив сознание, мы изменим бытие, а изменив бытие изменим сознание. Однако для контролируемых перемен в обществе необходимо менять сразу оба компонента. Нельзя сказать голодающим людям – не «стремитесь к деньгам – это зло»! Нельзя сказать людям – «рожайте детей! Что же вы думаете только о материальных вещах». Но ребенку и родителям без материальных вещей придется явно худо.
С сознанием дела обстоят не лучше. Общество, по сути, приняло установку к самоуничтожению. Вымирая и растворяя народную культуру в массовой, люди все стремятся к удовольствиям и счастью, но очень немногие получают искреннюю радость. Достигая шикарной жизни, вместе с которой приходит и внутренняя пустота, человек становится придатком вещи. Дети, воспитанные на добрых сказках и видящие окружающий мир становятся полем боя внутренних противоречий. Отсюда депрессивные и суицидальные наклонности, набирающие популярность среди молодежи.
Потребительство как социальный феномен изучали многие ученые, но вот обозначить его как причину упадка социальной системы никто не решился.
Объект: Потребительство в контексте мирового системного кризиса.
Предмет: Деструктивное влияние потребительской идеологии на социальные системы.
Цель: Выявить взаимосвязь между потребительством и системным кризисом и проследить тенденцию развития в ближайшем будущем.
Гипотеза: Потребительские ценности разрушают современное общество.
Методы исследования: Сравнительный анализ, анализ вторичных социологических исследований, социологический опрос.
Задачи: Дать объективную теоретико-методологическую базу изучения причин и сущности кризиса.
1. Рассмотреть потребительство как социальное явление.
2. Проанализировать точки зрения различных исследователей данной проблемы.
3. Рассмотреть влияние потребительских ценностей на общественные институты, такие как семья, армия, образование, здравоохранение и другие и современные тенденции развития этих институтов.
4. Рассмотреть мировую финансово-политическую систему и скрытые рычаги управления глобальными событиями.
1. Общие теоретико-методологические аспекты основания изучения современного мирового кризиса
Изучение современного кризиса имеет одну небольшую трудность. В силу того, что он происходит сейчас, многие ещё не успели осмыслить сущность, причины и перспективы его развития. В силу этого на сегодняшний день есть очень мало источников, помогающих прояснить ситуацию. Тем более, если учитывать, что отдельные ученые успешно доказывали, что той ситуации, которая сегодня сложилась, вообще не может быть! Если мы обратимся к СМИ – то обнаружим замалчивание настоящих причин кризиса. Его пытаются преподнести как временный спад в экономике, который стоит переждать. При ликвидации Великой Депрессии в США народу было обещано, что депрессий больше не случится. И власть выполнила свое обещание – теперь явления носят названия «спадов», «рецессий» и т.д., но только не «депрессии».
Однако то, что мы сегодня видим – это не просто финансовый или экономический кризис. Это системный кризис. Кризис всего человеческого социального устройства, крах старой системы, которая изжила себя.
США сегодня являются «лицом современного мирового порядка» и крах её будет означать крах и существующего порядка. Широкий круг вопросов, поднимаемых в дискуссиях об "упадке или возрождении" Америки рассматривается в целом ряде книг, озаглавленных "Конец американского столетия" (Шлосстейн), "За пределами американской гегемонии" (Каллео), "Америка – рядовая держава" (Розекранц), "Миф об упадке Америки" (Нау), "Экономическое возрождение Америки" (Розекранц), "Обреченная на лидерство" (Нюэ), "Третье столетие: возрождение Америки в век Азии", "Вступая в двадцать первый век" (Кеннеди) и др.
Примечательно название последней части книги "Сила и бессилие Америки", в которой автор на основе широкого материала с использованием научных подходов приходит к основному выводу: нынешняя белая, англосаксонская Америка сама себя разрушает, в XXI столетии она станет цветной или исчезнет как социальный организм, трансформируясь в сообщество различных цивилизаций.
Так же упадок США и современной системы в общем предрекают авторы книг «Закат Америки» и «Закат империи доллара».
Причин кризиса всей системы можно выделить несколько:
1. Потребительство. Потребительское отношение к жизни не просто не сочетается с интересами общества, а прямо противоположно им. Например, для потребителя жена и дети – совершенно ненужные вещи, которые ограничивают получение удовольствия. Для общества – это вопрос выживания. Для потребителя главное индивидуализм. Для общества это означает распад целостности системы, где атомы начинают воевать сами друг с другом. И так далее. Последствия - от ожирения и импотенции в 30 лет (для индивида) до глобальных экологических и демографических катастроф (для планеты).
2. Федеральная Резервная Система в США. Представляет собой, по сути, Центральный Банк – частное финансовое учреждение, обладающее монополией на эмиссию мировой валюты. Название «Центральный Банк» было заведомо заменено для введения в заблуждение населения. Прибыль составляет около полутриллиона долларов ежегодно. Эти деньги идут в карманы банкиров. Регулируя процентной ставкой рефинансирования и объемом денежной массы в обращении, ФРС управляет и всей экономикой США в целом. Именно ФРС виновата в том денежном пузыре, который сегодня накрыл весь мир. Возможность печатать деньги из ничего на весь мир и получать сверхдоход (себестоимость 100-долларовой купюры равна примерно 13 центам, разница между 100 и 13 долларов – чистая прибыль) оказалась слишком заманчивой, чтобы думать о тех проблемах, с которыми столкнется мир. И вот сегодня весь мир, заваленный долларовой макулатурой, пожинает плоды жадности банкиров и своей собственной.
3. Финансовая мировая система. Вплоть до середины 20 века процветала политика колониализма. Более сильные страны открыто грабили более бедные. Но с быстрым восстановлением СССР после войны у США возникли проблемы. В 1953 году демократически выбранный в Иране президент Массадек начал проводить политику национализации иностранных нефтяных компаний. США это не понравилось, но военному вторжению угрожал советский Союз. Тогда ЦРУ отправило своего агента, который осуществил первую «оранжевую революцию» и руками толпы сверг неугодного президента. Новый же президент стал ставленником США и действовал согласно их интересам. Таким образом, появился новый тип экономики – полуколониальный. США всю вторую половину века жила именно за счет всего остального мира, выкачивая из него чуть меньше половины всех потребляемых ресурсов в мире. И только благодаря этому могли поддерживать высокий уровень жизни. Экономическая система построена таким образом, что США всегда нужны были искать новые «страны-жертвы», но мир ограничен, страны «кончились», и теперь США ждет колоссальный крах в ближайшем времени.
Рассмотрим более внимательно потребительство как социальное явление. Итак, потребительство – это особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии – М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т.Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель [11,12] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт [14] предложил концепцию роскоши.
Х. Лейбенстайн [18] выделял функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора (эффект присоединения к большинству, эффект табу, эффект Веблена, иррациональный спрос).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей.
Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу. Потребляются не сами вещи, а именно отношения — обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет.
Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.
Чтобы понять к чему ведет путь потребительства, необходимо перенестись к таким понятиям, как материализм и религиозность. Потребительство – результат именно материалистического понимания мира. Согласно материализму человек – просто высшее животное. Нет никакой жизни после смерти. Следовательно, смысл жизни сводится к максимальному получению удовольствий. Честь, этика и прочее – не имеют смысла.
Наше общество содержит в себе остаточные традиционные представления, выведенные из религии. Как следствие – традиционное понимание мира противоречит логике атеистического мировоззрения. Утверждая, что нужно быть честным, атеисты не могут указать – почему. Ведь если мне выгоднее всех обманывать, почему я должен быть честным?
Смысл теперь имеет лишь то, результат чего можно увидеть при жизни. А после нас – хоть потоп. Спекуляции на родительском инстинкте тоже не принесли плодов. Людям говори, мол, ваши внуки будут жить при коммунизме, если вы откажетесь от устремлений к своему благу. Эти слова произвели впечатление только на первое поколение. Уровнем выше они уже не работали, ибо противоречат логике материализма.
2. Современное состояние различных российских социальных институтов
Армия. Надо честно признать, что российская армия утратила сегодня самое главное, что собственно и составляет сущность любой армии - воинский дух, внутреннее единство и веру в государство, которому она служит. Поэтому никакая модернизация, никакие структурно-организационные перестройки, никакие повышения зарплат или перевооружения без настоящего реформирования сегодня не оживят вооруженные силы. Из "народной" Российская армия превратилась в войско изгоев, куда попадают представители самых деклассированных слоев общества. Дети людей, у которых нет ни связей, ни денег для того, чтобы откупиться от службы.
Понятное дело, что такой призывной контингент по определению не может быть здоров физически и нравственно. По свидетельству офицеров, работающих с призывниками, для 40% получивших повестки молодых людей выбор прост и понятен – идти в армию или в ближайшее время оказаться на скамье подсудимых. Но и оказавшись в армии, эти призывники чаще всего не рвут с криминальными привычками. Внутренние законы и мораль сегодняшних российских казарм все больше напоминают быт исправительно-трудовых колоний, где служба рассматривается как форма "отсидки", офицеры выступают в роли надзирателей и охранников, а сослуживцы - как тюремное сообщество с его "высшими" и "низшими" кастами.
Они отлично осознают, что честное исполнение своего воинского долга в обществе, лишенном каких-либо ценностей, кроме стяжательства, наживы, гедонизма и всеобщего безразличия - лишено смысла. А отсюда и стремительный рост случаев предательства, трусости, массового дезертирства - явлений доселе не свойственных русской армии. В офицерской среде процветает массовое пьянство и моральная деградация. И чем дальше, тем все больше эти явления будут нарастать.
Очевидно, что копирование западного опыта для нас сегодня невозможно. Во-первых, ни одна страна Запада не проводила военной реформы в условиях тяжелейшего экономического и политического кризиса. Во-вторых, ни одна западная страна никогда не находилась в такой политической и военной изоляции, как Россия сегодня. И в-третьих, масштабы России, а главное ее положение как мощнейшей ракетно-ядерной державы не позволяют к нам применять опыт стран со стотысячными войсками.
Но и возврат к советской армии сегодня тоже невозможен. Развал Союза, отказ от социализма и советского империализма не позволяют надеяться на воссоздание армии, которая одержала победу в Великой Отечественной Войне. Советская Армия умерла вместе со страной, которой служила.
Нынешний весенний призыв обещает стать самым масштабным за всю историю новой России. Если в прошлой весной ушли служить 123 000 человек, осенью – 219 000, а весной этого – 305 000. Причем брать будут всех. Не смотря на справки, образование и даже судимость. Создается впечатление, что правительство таким образом готовится к войне.
Главная причина проблемы с армией - непривлекательность военной службы. Если даже ветеранам ВОВ государство не может обеспечить достойную старость, то, что говорить о военачальниках, не имеющих подобных достижений.
Другая причина связана с низким уровнем патриотизма в нашей стране – никто не хочет охранять государство, от которого приходится охранять себя самого.
Демографическая проблема. Политика нынешнего правительства замедлило темпы вымирания населения. По одним данным к 2025 г в России останется 129 млн. человек, а к 2050 г лишь 109 млн. при нынешних 142 млн.[1] По другим данным к 2050г останется примерно 112 млн. человек.[2] Какие меры предпринимает правительство:
1. Агитационные – 2008 г был объявлен годом семьи, по ТВ изредка показывали социальную рекламу об усыновлении или удочерении детей из приютов (что, однако, продолжается и по сей день), знаменитости говорили о том, как это хорошо иметь детей и др. Год пролетел очень быстро. Решило ли это проблему?! Маловероятно.
2. Финансовые – 250 тыс. р. за второго ребенка, ипотека для молодых семей.
И вообще главная ставка делается на защиту материнства.
Конечно, за 2007 год число родившихся выросло, об этом говорил президент Путин. Однако тут есть небольшой нюанс: общий коэффициент рождаемости (среднее количество детей, рожденных одной женщиной) остался примерно на уровне 2004 года, а количество детей увеличилось благодаря демографическому подъему в конце 80-х годов. Правительство проводило антиалкогольную компанию, что, безусловно, положительно сказалось на качестве и количестве рожденных.
Однако есть и большая проблема в ближайшей перспективе и название ей – правило перемножения. Суть его в следующем. При углубляющемся процессе депопуляции, негативные эффекты, обусловленные отклонениями от оптимального уровня воспроизводства предшествующего (примерно 25 лет тому назад) и нового, ныне нарождающегося поколений взаимно усиливаются или перемножаются. То есть если в середине 90-х был резкий спад рождаемости, то примерно в 2015 он очень сильно напомнит о себе, и если не предпринять крайние меры, то вскоре Россия станет «демократической кавказо-китайской страной».
Есть еще одна, не менее важная проблема, оказывающая влияние на демографический рост:
Российская Ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) - филиал американской (сегодня всемирной) организации того же названия, хотя в начале 1920-х годов функционировавшей под названием «Американская лига по контролю над рождаемостью». Цель: насильственная демографическая стагнация, задержка естественного прироста населения в зависимых и развивающихся странах — перманентная цель не только общественных, но и правительственных организаций США, Госдепартамента и др.[3] За 5 лет существования ассоциация создала в РФ 50 филиалов, при усиленной поддержке министров подготовила и апробирует в 16 школах проект "Половое воспитание российских школьников" — во всех классах, по одному часу в неделю. Последствия этого скажется лет через 10-20, но скажется неизбежно. Резко увеличится частота импотенции у подростков и юношей, как результат принудительного сосредоточения внимания на вопросах секса.
У девушек "индустрия просвещения" повлекла за собой более частые искусственные аборты с известными негативными последствиями для детородной функции.
К тому же снимаются религиозные и этические запреты в отношениях полов, развенчиваются романтизм, таинства, жизневозвышающая мощь платонической любви, заключении брачных союзов, венчаний и свадеб, ослабляются семейные узы. Это не только удар по культуре, но и хорошо продуманная коварная агрессия против воспроизводства юных поколений русского народа, против повышения демографического потенциала, рождаемости.
Еще один удар по репродуктивной системе общества наносит СМИ, который пропагандирует культ секса и, как следствие, непрочность семей.
Причины можно разделить на материальные и духовные. Первая – это нехватка материальных средств к существованию. Большинству семей ребенок просто «не по карману». Духовные причины – нежелание большинства молодых людей иметь детей. Карьера в списке ценностей уже стабильно опережает семью.
И хотя это не только стремление стать богатым, но и способ создать материальную базу для нормального существования семьи, однако, многие люди, имеющие достаточно средств, все же не желают заводить детей. Для них дети – это обуза и пережиток прошлого.
Следующая проблема, которую мы рассмотрим – это попытка реформирования системы образования, которая была гордостью и величайшим достижением России. Именно российские специалисты очень востребованы во всем мире.
Школа – одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Следовательно, трудно переоценить её значение.
Рассмотрим процесс разрушения Западом образования прошлого. Добуржуазная школа, основанная на христианской традиции, вышедшая из монастыря и университета, ставила задачей воспитание личности - личности, обращенной к Богу (шире – к идеалам). Для нового общества требовался манипулируемый человек массы, сформированный в мозаичной культуре. Чем отличается выросшая из богословия «университетская» школа от школы «мозаичной культуры»?! Тем, что она на каждом своем уровне стремилась дать целостный свод принципов бытия. Конечно, было множество упреков за то, что она дает «знание, которое не пригодится в жизни». Однако задача той школы не дать человеку навыки и информацию для решения частных задач, а в том, чтобы «наставить на путь». [13, с. 315]
Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях.[4]
Итак, в чем же роль классической школы?! В том, что она передает отличительную особенность античной мысли – способность обращать всякую проблему в принципиальную, то есть стремится к упорядочению мозаики опыта. Новое, буржуазное общество нуждалось в школе для фабрикации субъектов, которые должны были заполнить, как обезличенная рабочая сила, фабрики и конторы. Такая школа не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла мозаичная культура в противовес университетской. Возник и её носитель – человек массы, наполненный информацией для выполнения контролируемых операций. [13, с. 317]
Ортега-и-Гассет писал: "Специалист служит нам как яркий, конкретный пример "нового человека" и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны... Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах - в политике, в искусстве, в религии - наши "люди науки", а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя... Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было - типичные черты человека массы - достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы".[25, с. 78]
Из этого нам важно понять, что для буржуазного/ капиталистического/ демократического общества правительству нужен именно «человек массы», а такового можно воспитать только реформировав классическую систему образования.
Сегодня ко всему прибавилась новая интересная особенность – а именно: ускорение социального времени. Технологический цикл обогнал цикл смены поколений. Сегодня полная смена технологий необходима для успешного развития производства каждые 5-6 лет. Это приводит к тому, что человек уже не сможет обойтись фактологическими знаниями, иначе ему придется переучиваться каждые 5 лет. Назрела необходимость полной замены старой системы образования.
Некоторые эксперименты по созданию нового принципа образования достигли положительных результатов. Например, школа Щетинина в Текосе, где дети к 20 годам успевают получить по 1-2 высших образования гос. стандарта.
Отдельно стоит сказать о бюрократии как тормозе благополучного развития какого-либо Дела (под таковым будем понимать результат труда человека, за который потребитель готов платить). Для этого необходимо разобраться с сущностью власти, ведь большинство людей представляет, что она возникает от начальника. Но это в корне не верно. Основа власти в подчиненном и возникает только тогда, когда подчиненный начинает исполнять команды начальника.
Из-за непонимания природы власти и возникло представление о бюрократах, как о неких начальниках, сидящих в конторах и раздающих противные народу приказы. Но бюрократы они только в том понимании, что подчиняются вышестоящему бюро.
Объективно существуют законы поведения людей:
• Человек действует так, чтобы в результате получить максимально необходимое ему поощрение и минимальное наказание.
• Человек делает только то, что ему указывает инстанция, поощряющая или наказывающая его. Именно эта инстанция имеет над человеком власть.
В основании сферы управления людьми лежит треугольник. Дело, начальник и подчиненные лежат в вершинах этого треугольника. Но кому лучше присвоить власть?! Человечество пошло по пути неверному. Оно дало власть начальникам, передало им право поощрять и наказывать работников. Таким образом, получилась бюрократическая система.
Если исполнитель будет слушать указания начальника, то он бюрократ, если указания Дела – то делократ. Конечно, начальник не враг своему Делу, но у такой системы есть один большой недостаток. Начальник желает, чтобы Дело было сделано самым лучшим образом, и его указания могут быть блестящи и гениальны, ведь, как правило, он раньше сам работал на месте того исполнителя, кому сейчас дает задание. Однако, данное раз, его указание не меняется до тех пор, пока он снова не вернется к нему. А Дело меняется непрерывно, поэтому указание утрачивает свою ценность, но исполнитель все равно обязан его выполнить. К тому же есть оправдание в случае ухудшения ситуации: «я сделал, как было сказано». Таким образом, исполнитель снимает с себя всякую ответственность.
Поэтому в основном лишь 1 человек, хозяин фабрики/завода/фирмы и т.д., является делократом, остальные же – бюрократы. И на своем предприятии он и управленец, делящий свое Дело между подчиненными, и носитель власти, поощряющий и наказывающий. Этим он заставляет служить подчиненных не Делу, а лично себе. Для них святы его указания, а не состояние Дела.
Достаточно точно и разумно антибюрократические меры вводил советский способ управления людьми. Идея была такова: в экономике Дело поощряет и наказывает с помощью денег, но не было известно, как сделать, чтобы каждый человек поощрялся именно Делом, а не начальником. Поэтому надо объявить, что деньги – это ничто, а человек, алчущий денег – не советский человек. Главное для нашего человека – это честь служения Родине, слава за хорошо исполненное Дело. Следовательно, надо поставить доски почета, устроить соревнования, ввести ордена, медали. Однако, в конце концов, произошел срыв системы. По идее, слава должна была идти от Дела, но кончилось тем, что и слава и деньги стали исходить опять от начальства. Бюрократизм ещё больше усилился.
Но эта идея хорошо привилась на японской земле. Японская система управления людьми считается непревзойденной, лучшей в мире, но невоспроизводимой. Попытки американцев привить ее у себя окончились ничем. Основой японской системы является моральный кодекс граждан, их образ мысли. В СССР образ мысли был схож с японцами: все рассматривают Отечество как семью. Но японский кодекс чести требовал также беззаветного служения и более маленьким коллективам – своим фирмам. Они и их рассматривают как семью.
В итоге доход работника не зависит от начальника, он зависит от процветания Дела.
Бедность и нищета. Неотъемлемая часть любого современного общества. Люди сегодня живут по закону джунглей, где выживает сильнейший. Главная цель – прибыль, люди – одно из средств. Никакие гуманные соображения не работают там, где замешаны огромные деньги. Если необходимо будет кинуть миллионы людей на ужасную смерть ради денег – это будет сделано.
Многие считают, что люди в США хорошо живут потому, что сфера обслуживания сегодня должна довлеть над всеми остальными сферами экономики. В итоге – менеджеры, юристы и экономисты намного выше и светлее в глазах обывателей, нежели рабочие, производящие реальные материальные ценности. Второе заблуждение – это то, что до экономического успеха Запад довел их рациональный ум.
На основе этого возникает неправильное мнение, что развитая страна должна в основном состоять из сферы обслуживания. В чем здесь подвох. США поднялись потому, что именно эту страну выбрала мировая финансовая элита. Благодаря ей США поднялись за счет 1 и 2 мировых войн. После войны доллары США привязали к золоту, а в 1973г – отвязали. Так как доллар к тому времени уже стал общепризнанной международной валютой, то выпуск ничем не ограниченных долларов стал самым прибыльным средством обогащения за всю историю человечества.
Международная финансовая элита загнала американское государство в огромнейший долг, но вот расплачиваться за это пришлось всему миру. Вся гуманитарная помощь США отсталым странам – это ложь, скрывающая под собой выкачивание ресурсов из всех этих стран.
Если затронуть экономическую схему этого вопроса, то она будет выглядеть так. Каждый год в бюджете США наблюдается огромный дефицит. Правительство США занимает ещё больше денег у ФРС, чтобы покрыть старые долги.
Тогда Федеральная Резервная Система США (частный Центральный Банк) создает новую кучу долларовой макулатуры. При такой схеме инфляция должна была бы поглотить всю страну, но американцы нашли выход. Под видом экономических экспертов в большинство стран направлялись люди, «помогающие» стране проводить экономические реформы. В ходе этих реформ страна заваливалась долларами, при этом обесценивая местную валюту.
Страна вмиг становилась нищей (за исключением маленькой прослойки людей), а экономические эксперты шли в следующую страну. Россия так же попалась на эту же уловку.
На сегодняшний день общество не может изжить бедность в силу специфики экономики. Есть несколько механизмов, которые не только систематично творят кризисы, но и в стабильное время тормозят развитие общества:
1. Кризис платежеспособного спроса. Дело в том, что денежная масса замкнута. И когда предприниматель оставляет у себя деньги, он тем самым снижает долю спроса на его продукцию. Конечно, это не касается накоплений простых граждан. А вот люди, входящие в списки журнала «Форбс» очень ощутимо бьют по карманам людей. Временно эта проблема решалась кредитованием населения, но это лишь временная помощь.
2. Банковский институт. Центральные банки, будучи негосударственным учреждением, имеют власть сами устраивать кризисы, так как в их руках находится главное средство управления – установление ссудного процента. Снизив его, общество развивается, богатеет, расцветает, повысив же ссудный процент, ЦБ может вызвать огромный спад в экономике. Возраст этому механизму - как минимум сотня лет. Самый масштабный пример в истории – Великая Депрессия в США в начале прошлого века.
ЦБ под прикрытием кризиса получает привлекательнейшую возможность передела собственности. Не многие могут расплатиться с банком по высоким ставкам. По стране идет волна разорений, а группа информированных лиц за копейки скупает предприятия. После кризиса финансовая элита выходит ещё более богатой, чем была до него.
Семья. Количество заключенных браков уменьшается, количество разводов – увеличивается, все большую популярность приобретают нестандартные семьи (когда оба родителя одного пола).
Дюркгейм писал, что причина ненадежности современной семьи в том, что брак сегодня стал делом добровольным. Но семья должна приносить человеку счастье, а не держать его в рабстве. Поэтому нельзя решать проблему разводов запретом (да и к тому же это вряд ли возможно).
Причина разводов (если не брать материальные причины) лежит в самих людях. Многие просто «не умеют» быть частью семьи, не умеют идти на компромиссы, не умеют вести хозяйство, не умеют показывать свою любовь, в конце концов. Статистические же причины разводов – лишь поводы.
«Причины расставания, которые супруги указывают в процессе развода, зачастую бывают ширмой для какой-то гораздо более фундаментальной причины… Здесь скорее следует уже спрашивать, не почему люди разводятся, а почему они все еще заключают браки. Даже пресловутое пьянство - второстепенная причина. Если мужчина пьет, следовательно, он просто не в состоянии нести ответственность за семью".
Криминальная обстановка. Фактов грабежей, насилия и убийств в стране огромное количество. Педофилов и насильников освобождают дословно. Общество требует ужесточения законов. Все внимание направлено на следствие (наказание), а не на причины. Ведь что толкает человека на преступление?! Его социальное положение, его воспитание. Мертон (Парсонс) пишет: «отклоняющееся поведение – это нормальная реакция нормального человека на ненормальные условия». Следовательно, бороться надо не с законами, а с уровнем жизни населения.
Проблема управления. Россия испытывает дефицит высококвалифицированных специалистов. Молодые люди, только поступив в МГУ, уже получают выгодные предложения из других стран и по окончании учебы уезжают туда. Государственный аппарат в России заполняют люди, заботящиеся только о себе. Народ выступает средством наживы (исключения редки). Если их выгнать/посадить/расстрелять, то на их место придут такие же. Молодые умные патриотичные кадры её не подросли (да их особо никто и не растил).
Проблема управления, как ни странно, очень тесно переплетается с «еврейским вопросом». Если мы посмотрим на лица, держащие реальные управленческие рычаги, то мы увидим, что около 90% из них – евреи. Этот вопрос стоит отдельного рассмотрения, так как мировые ключевые должности занимают так же евреи (или если более точно - сионисты). Будучи сторонниками библейской концепции, они обладают следующими важными качествами:
- сплоченность между единоверцами.
- презрительное отношение к людям нееврейской национальности (да и к половине «простых» евреев тоже – холокост 2 Мировой Войны – самый удачный пример).
Благодаря этому они без угрызений совести устраивают человечеству такие катаклизмы, как войны и кризисы. Для них нет слова «гуманность», есть только «прибыль».
В общем, проблем в России очень много. И все они взаимосвязаны и переплетены между собой. По отдельности всех их решить не удастся. Глобальный кризис резко усугубил положение. Однако он и дает шанс изменить всю систему в корне.
Чтобы разобрать систему в целом необходимо выделить некоторые моменты ее опорных деталей. Первое: у каждого человека есть мнение о своем месте в обществе. Где бы человек ни находился, в первую очередь он ревностно следит за тем, чтобы к нему обращались в соответствии с его самооценкой. Самооценка — двигатель человека. Честолюбие элиты задает направление всему человечеству, и в рамках этого направления возникает энергия, движущая человечество. Исторически из общества выделялись те, кто мог подтвердить свои претензии на высокий статус. Князья на деле доказывали свои претензии быть первыми, рискуя жизнью.
Жизнь выстраивала общество в пирамиду. Самооценка активизировала соперничество, а успех зависел от талантов. Верхнюю часть пирамиды занимали свободные, способные рисковать жизнью ради нематериальных целей. На самом верху находились люди духа, таланта и воли. Князь, обладающий всеми этими качествами, стоял на вершине пирамиды. Следом шли сильные духом, но не обладающие большими талантами воины. Нижнюю часть пирамиды составляли купцы, крестьяне и ремесленники.
Второе: человек стремится не просто существовать, но жить, причем жить хорошо. Именно это желание и формирует прогресс. К сожалению, сегодня приходится пересмотреть результаты этого процесса. Либералы ставят прогресс как ценность, либеральный часто является синонимом слова прогрессивный. Но прогресс - явление внеморальное. Достижения научных открытий первым делом идут именно в военную отрасль, а не на пользу людям.
Чем больше развивался прогресс, тем меньше значима становилась доблесть – доблестный воин с копьем мало что мог противопоставить трусу с ружьем. Развитие военного искусства — процесс непрерывный. Чтобы содержать усовершенствующуюся армию, нужно было больше денег, для чего требовалось развивать хозяйство. Чем дороже становится армия, тем больше безопасность общества зависит от развития экономики. Возникает замкнутый круг. Прогресс постоянно делает армию дороже. Возникает необходимость постоянного совершенствования экономики. Это еще больше совершенствует прогресс, который еще больше совершенствует армию, и так до бесконечности.
Развитие экономики зависит от свободы предпринимательства, которая, в свою очередь, зависит от уровня ограничений. Чем меньше ограничений, тем больше экономической свободы и, следовательно, больше развития. Самые крупные ограничения создавала религия. Однако на Западе в XVI веке появился кальвинизм, который является «дедушкой» современного общества потребления. В основе кальвинизма, отвечавшего "... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" [21, с.117], лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, Бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних - к раю, других - к аду, и этот приговор Бога абсолютно неизменен. Бог, как утверждал Кальвин, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Таким образом, получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе.
Объективности ради следует заметить, Кальвин говорил, что Бог метит своих избранных не только богатством, но и страданием, но вторая часть как-то не нашла признания. Люди услышали только то, что деньги есть признак богоизбранности. Это было революционно новое заявление. Религия Кальвина фактически узаконила добывание денег любыми путями и освятила частную собственность именем Бога.
Религия — это поиск истины через Откровение. Философия — это поиск истины через логику. Протестантизм следовало бы отнести к разряду философии, так как основатель не был пророком. Единственным ориентиром протестанты объявляют Священное Писание — Библию. Остальное, что накоплено за полтора тысячелетия — Священное Предание, Соборы, почитание икон, многие таинства и прочее — отвергают. Не осталось ничего, кроме логики и Библии, понимаемой через призму логики. Доминирование логики выхолащивало из протестантизма суть христианства. Земные цели начали вытеснять небесные.
Однако это все же вера и вот почему. Ориентиром становится материальное благополучие и богатство. Избранность начинает определяться не поступками и делами, а деньгами. Богатый и избранный становятся синонимами. Бедность теперь оказывается признаком греховности. Люди хотят быть богатыми не для того, чтобы лучше жить, а для того, чтобы попасть в число избранных и спасти свою душу. В самой постановке вопроса содержится логическое нарушение. Человек, чтобы стать богатым, должен приложить к этому усилия, то есть не отдаваться на волю волн, а что-то делать. В конечном итоге он обретал спасение не по заранее определенному плану, а через свои дела. Выходит, спасение зависело от человека, а не было заранее предопределено. Согласно той же логике, это явно противоречило протестантскому учению, утверждавшему, что любое действие предопределено. Здесь очень важный момент: протестанты отказываются следовать логике до конца. Они отказались верить в спасение души через Откровение, потому что этому нет логического подтверждения, но поверили в спасение души через богатство, хотя это тоже противоречит логике.
И еще стоит добавить, что протестантизм вместо свободы и воли породил механицизм, где отвел человеку роль маленького винтика, лишенного влияния на свою судьбу.
Итак, у Запада, таким образом, утратился тормоз в виде религии. Снялись ограничения к экономическому, военному и техническому совершенствованию. Протестантизм дал техническому прогрессу гигантский толчок. В новых условиях зарождается сила, ориентируемая на прибыль любой ценой, даже ценой уничтожения самого общества. Общество из единой структуры превращается в собрание независимых индивидов, объединенных экономическими отношениями. Целью жизни провозглашается философия успеха. Вместо идеи общего спасения, достигаемой коллективной ответственностью, рождается идея личного успеха, где каждый отвечает лишь за себя. Личное благо становится выше общего. Коллективизм сменяется индивидуализмом. Возникает целая когорта людей, ориентированная эксплуатировать кого угодно и как угодно, если это несет прибыль. Элита в своих целях опускается до целей простолюдинов и прекращает быть элитой. Теперь это просто богатые простолюдины, флюгеры, которыми крутит ветер выгоды.
Когда высшим ориентиром становится материальная выгода, логика подсказывает, что, с точки зрения сиюминутной выгоды, грабеж слабых результативнее их защиты. Так вступает в действие знаменитый тезис «человек человеку — волк».
Очень скоро выяснилось, что ни человек, ни группа людей не могут противостоять новому божеству по имени Рынок. Если члены нового общества нарушат закон Рынка, они упадут. Миллионы таких же даже не перешагнут их. По закону Рынка упавших просто затопчут. Человек, чтобы не быть раздавленным, вынужден выполнять законы Рынка так же тщательно, как некогда выполнял законы Бога. Величие Рынка стало настолько огромно, что люди лишились уверенности в себе. Все признали, что никто на планете не в состоянии управлять поведением Рынка. Божество поменялось, но проблема в том, что прежняя сила требовала от человека быть человеком, а новая – животным.
Финансовая элита служит деньгам. Отдавая им все свое время и силы, она ничего не получает взамен. Реального увеличения благ не происходит, меняются только виртуальные цифры. Для оправдания социального расслоения рождается теория социал-дарвинизма. Теперь общество объявляется не единой семьей, где сильные заботятся о слабых, а джунглями, где выживает сильнейший.
Во всем мире работает гигантская мозгопромывочная машина, оглупляющая людей до предела. Пропаганда активно убеждает широкие массы, что все происходящее есть естественный ход и порядок вещей, который надо терпеть, потому что он естественный. Масса, понимая жизнь как единственную возможность получить удовольствие, хочет получить его быстрее. Рождается массовая преступность. Никакие полицейские меры не в силах остановить ее рост, потому что исчезает главный полицейский — религия, будившая совесть в каждом человеке.
Западное общество попало под власть закона, выведенного не из Откровения, а из той логики. Разрубленная теорией Монтескье на три части, исполнительную, законодательную и судебную, власть переходит из рук человека в руки закона. Миром правит новый правитель, Закон. Звонкая фраза «власть закона» на практике означает власть юристов. В конечном итоге власть узурпирует тот, кто платит юристам, то есть капитал.
Увы, но демократическая система в условиях рынка, как мы видим, не ведет к справедливости, скорей, наоборот – к еще большей власти богатых. К этому фактору еще добавляется коррупция и тогда уже большая часть народа остается фактически бесправной.
О коррупции стоит сказать отдельное слово, так как именно в таком обществе ее не искоренить никакими репрессивными мерами (ну разве что тотальным расстрелом).
Здесь решающим фактором является идеалы и ценности. Если божеством человека являются деньги – человек будет предавать и убивать ради них. Если главная ценность – честь или награда после смерти – человек будет поступать согласно своей совести. В итоге второй вариант оказывается более полезным для общества и индивида, нежели первый.
Каким образом человеку прививаются определенные идеалы?! В основном через семью, школу и СМИ. Что мы имеем сегодня: родители вынуждены проводить большую часть времени на работе, чтобы прокормить семью. Школьная система не дает необходимых знаний – учителями все меньше становятся люди по призванию, желающие связать с этим свою судьбу. К тому же постепенно уходят люди советской закалки, приходят новые – мало что понимающие в окружающем мире и, следовательно, ничего детям дать не способные. ТВ и пресса же сегодня очень однотипны – всё сводится к стимулированию низменных инстинктов.
Таким образом, сегодня нет систематических источников для развития и воспитания сильной патриотической личности.
Для общества потребительская идеология – это опасный вирус, программирующий его на самоуничтожение.
Изначально потребительская идеология выступала как средство послевоенного восстановления Европы в середине прошлого века. В Европе в средствах массовой информации в 60-х годах активно пропагандировался стиль жизни нового общества. По телевизионным каналам транслировались рекламные ролики призывающие совершать покупки, пользоваться скидками и кредитами. Основным действующим лицом этих рекламных фильмов была молодая семья имеющая ребенка и рассчитывающая завести еще одного; муж хорошо зарабатывал, работая инженером на одном из заводов, жена также подрабатывала, распространяя косметику среди своих подруг (семья могла позволить себе няню). Основным заказчиком этих роликов была государство, на примере семьи обучающее свое население азам экономического и социального поведения. Подобный идеал стал дублироваться и культивироваться Голливудом и многими писателями, по сути отвечавшими на социальный заказ.
Население стремилось к подобным моделям поведения. Люди мечтали о тихой размеренной жизни в полном бытовом раю, где холодильник последней марки всегда будет держать продукты свежими, стиральная машина не только вычистит, но и высушит, и погладит одежду, телевизор расскажет о куче ненужных вещей, а автомобиль довезет куда угодно, благо бензин стоит очень дешево.
После 70-х новой целевой аудиторией стала молодежь. Ставшая значительно более самостоятельной в отличие от патриархальных времен 50-60-х годов, она может и хотела считать себя независимой в принятиях решений, но, по сути, благодаря умелой политике торговых компаний, заняла место наиболее активного потребителя. Молодые подростки, работающие сами или обеспеченные богатыми родителями, – более чем платежеспособные покупатели, а, не сформировавшись как самостоятельная личность, они пытаются найти себя, подражая героям телевизионных фильмов или своим друзьям.
Заключение
Проведенный общий обзор проблемы потребительства и экономического кризиса дает возможность сделать некоторые общие выводы.
Потребительство есть одно из разновидностей нефункционального спроса, т.е. потребления товара не ради его функциональных качеств или получения пользы от использования товара по прямому назначению, а ради достижения каких-то других культурных или социальных целей.
В середине 50-х годов предполагалось, что именно общество потребления приведет к всеобщему благополучию и комфорту и станет надежной опорой для экономики развитых стран. Однако в современном постиндустриальном мире все эти надежды терпят крах.
Мировой экономический кризис появился не только благодаря объективным факторам (таким как, например, перепроизводство), но и субъективным. Субъективные причины – это потребительское мировоззрение ключевых фигур, таких как банкиров, директоров транснациональных корпораций и политиков. Эти люди оказывают намного более мощное негативное влияние, чем простые граждане. Ведь последние оказывают влияние на общество только массой, в то время как ключевые фигуры имеют возможность в одиночку творить социально-значимые действия.
Потребительское общество объективно не может побороть такие социальные девиации как убийства, грабежи, воровство, коррупция, наркомания, насилие, нищету и прочее. Эти явления всегда будут сопровождать общество потребления.
У потребительской цивилизации 2 варианта развития – или полный крах в скором времени или тотальный контроль над каждым действием человека. Последнее уже технически возможно на сегодняшний день.
Причем тотальный контроль будет для общества даже удобен. На смену бумажным деньгам пришли кредитные карточки. На смену кредитным карточкам приходят вживляемые чипы, на которых записан номер человека, согласно электронной базе данных. Отпадает необходимость в паспортах, медицинских книжках, кредитках и вообще всяких документах.
Человечество многие века боролось за свободу. Но к чему это привело? Люди все глубже и крепче оседают в рабстве. Но отличие новой системы рабства подразумевает не железные оковы, а мировоззренческие. Человеку в ней остается только одна свобода – потреблять.
Дополнение (материал на конференцию)
Потребительство – это особая идеология, для которой потребление становится конечной целью и смыслом существования. Потребительство вместе с тем, это логический этап развития материализма.
Мы будем отталкиваться от сознания человека, религиозного или материалистического. Если человек верующий, то смысл его земного существования сводится к подготовке к другой жизни. Ради небесного царства он соблюдает на земле некие правила. Из этой логики вытекает стремление к хорошему поведению. То есть если у него будет возможность совершить какой-либо нехороший поступок, например, своровать чего-нибудь без страха наказания, то его будет тормозить его «внутренний цензор».
Если же человек материалист, то его логика развития сводится к следующему. Жизни после смерти нет, следовательно, при жизни нужно получить максимальное удовольствие. На человека начинает действовать только 1 тормоз – правовой. И если у него будет возможность своровать, ограбить, убить и ему ничего за это не будет (кроме прибыли) – он это совершит.
Верх над поведением приобретает рационализм. Нет ничего объективно хорошего или плохого – есть только хорошее или плохое для меня. И исходить я буду только из этого.
Прекрасно это показывает т.н. постмодернизм. Традиции и нормы отвергаются, ведь человек сам себе хозяин и только он может придумывать себе правила. Но это ещё не всё – начинают подвергать сомнению, скажем, пол. Ведь кто решил, что от природы я мальчик?! А вот я хочу быть девочкой!
К чему это ведет. Потребительское общество объективно не может избавиться от пороков, таких как грабежи, наркомания, алкоголизм, коррупция, убийства и т.д. НО, есть 1 вариант – это полный и тотальный контроль за каждым человеком. И плюс массовое отупление. Второе уже сегодня эффективно воплощается в жизнь с помощью масскултуры. А первое… технически УЖЕ возможно.
Все это наступает постепенно…
Все началось с кредитных карточек. Ведь это удобно – не надо носить с собой кошелек, который могут украсть. Просто провел карточкой по кассовому аппарату и покупка готова. Удобство с 1 стороны. Но есть другая сторона. Многим памятен случай, когда в Нью-Йорке отрубили свет на несколько суток. Люди были в панике. Они не могли ничего купить в магазинах...
Сегодня в США людям вживляют чипы Радио Частотной Идентификации. Это удобно – отпадает всякая надобность носить с собой паспорт, медицинскую книжку (если вдруг пациента привозят в больницу), кошелек или даже кредитки. Всё заложено в электронной базе данных. Это удобно. О том, что в перспективе за ненадобностью отомрет старая система, и все будут расплачиваться, только имея чип, об этом мало кто думает. А чип можно отключить за плохое поведение… Но зачем думать о том, что просто и удобно?!
Сегодня государства стоят перед нелегкой дилеммой. Потребительское общество выгодно экономически (ведь изначально оно ради этого и культивировалось), но оно разрушает себя изнутри. Ведь в таком обществе каждый каждому волк. Кто успел, тот и съел. Кто не успел, того затопчут.
С другой стороны религиозное государство получает слабую экономику. А государство в силу своей специфики всегда стремится экономику возвести в высшую цель. Чтобы развиваться и расширяться.
Куда идти?!
К чему привело потребительство Россию.
1. Управленческие государственные рычаги целиком состоят из людей, которые своими действиями обворовывают и уничтожают народ. Отсюда невозможность решения проблем сверху (повышение рождаемости, массовый здоровый образ жизни, ограничение алкоголя, борьба с коррупцией, полезные реформы, в общем…).
2. Недееспособность нашей псевдоэлиты. Колоссальные объемы денег сосредоточены в руках кучки людей, которые не умеют их эффективно использовать. Они ими сорят. Они не знают, куда их девать… бедные…
3. Сельское хозяйство на грани краха. Деревни вымирают. И это при том, что последние лет 8 природа балует поля сказочной погодой. Даже при таком раскладе половина потребляемой нами пищевой продукции – это импорт. Что же будет потом?!
4. Развал семей. Люди хотят получить из семьи удовольствие, не прикладывая сил. Создавая семью, многие ждут этакого мгновенного готового счастья. Но оно просто так не приходит.
5. СМИ поливает грязью наше сознание. Журналистам нужна сенсация. И не важно, пусть даже об изнасилованиях хомячков. Все равно об этом напишут и расскажут. Человек же на основе СМИ строит образ окружающего мира и выстраивает своё поведение в нем. Взрослому это не так страшно, а вот детям всё это разрушает психику.
6. Как сказал в своем выступлении Зюганов: «Мы прекратили быть индустриальной державой. Износ основных фондов превысил 20 лет – это критическая черта, за которой начинается обвал».
7. Инновационная непроходимость. Вначале при широкой пропаганде нанотехнологий ещё была какая-то надежда. Но после того как на главную должность в Роснанотех занял Чубайс – эта надежда рухнула. К тому же инновации, как это не странно, не выгодны ни рабочим, ни чиновникам, ни власть имущим.
Образование разрушается. Люди деградируют. Народ вымирает. В общем, проблем очень много. И все они ставят под вопрос само наше существование….
Список литературы
1. Алейникова О. С. Влияние культурного кризиса // Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб., 2005. - 477 с.
2. Арин О. Россия в стратегическом капкане. М., 2003. - 352 с.
3. Борк Р. Скат Америки к Гоморре / пер. Е. Волохова. Нью-Йорк, 1996.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.61-344.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
6. Гидденс Э. Социология. М, 1999.
7. Ермолин К. Наша жизнь // Аргументы и факты. 2008, №14.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. – 223с.
9. Зиммель Г. Избранное. – М.: Юристъ, 1996. – Т.1.Философия культуры. – 670 с.
10. ЗомбартВ. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.
11. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.
12. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2006. - 832 с.
13. Кара-Мурза С. Неполадки в русском доме. М.: Эксмо, 2004. - 445 с.
14. Ключевский В.О. Курс русской истории, т.1. М.,1987. - 235 с.
15. Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец "Pax Americana". - М.:Вече, 2003. - 368 с.
16. Колеман Д. Комитет 300. М.: Витязь, 2000 . - 320 с.
17. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., т. 22.
19. Мостовец В. ИТАР-ТАСС // Дуэль. 1998, 21 10
20. Платонов О. Почему погибнет Америка. Конец империи зла. // Русский Вестник. 1998 г. №11-13.
21. Поликарпов В.С. Закат Америки. Таганрог, 1999.
22. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. – 776 с.
23. http://www.worldcrisis.ru.
24. http://www.imperiya.by.
[1]- Population Reference Bureau. 2007 World Population Data Sheet.
[2] -United Nations. Department of Economic and Social Affairs. World Population Prospects: The 2004 Revision Population Database.
[3] - Медведева И., Шишова Т. Приказано не рожать. Саратов, 2004.
[4] -Ницше Ф. Собрание сочинений, т.1. М.,1990.
ВВЕДЕНИЕ Актуальность: В эпоху Возрождения произошла массовая секуляризация различных сторон жизни человека. На пути к свободе и наслаждению, ставшими главным вектором развития общества, человеческий разум всё более рационализировался. И в
Причины беспризорности и безнадзорности
Проблема гражданского брака в современном украинском обществе
Проблема отсутствия жилья при создании молодой семьи
Проблемное поле социологии искусства. Постановка проблемы
Прогнозування соціально-економічних наслідків епідемії ВІЛ/СНІДу в Україні до 2014 року
Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации
Самопрезентация и Резюме
Сверхсоциализация криминологов — преграда на пути проникновения в сущность
Состояние гражданского общества в Российской Федерации
Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.