Ѕаза знаний студента. –еферат, курсова€, контрольна€, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

"ѕравильна€ скрипка". »таль€нска€ скрипична€ школа — ћузыка

ћы как-то привыкли св€зывать происхождение новых технических средств с именами определенных изобретателей. ѕон€тно и стремление человечества найти такого "изобретател€" и дл€ скрипки. Ќо это сделать так же невозможно, как определить, кто первым придумал вообще смычковый инструмент и его частные разновидности. Ќам неизвестен ни "изобретатель" скрипки (если прин€ть версию ƒ.Ѕойдена), ни тот мастер, который впервые на профессиональном уровне создал инструмент на основе его народного прототипа. Ќам даже неизвестна приблизительна€ дата по€влени€ правильной скрипки. “е сведени€, которые мы имеем относительно инструментов скрипичного семейства, а именно: живописные полотна, скульптурные изображени€ исполнителей на смычковых инструментах, описани€ в литературе, - указывают на нее как на усто€вшеес€ историческое €вление. “аким образом, по€вление скрипки должно датироватьс€ более ранним периодом, чем мы это видим в пам€тниках культуры.

ƒругой трудностью при определении времени по€влени€ скрипки на музыкальной сцене €вл€етс€ само определение ранней скрипки. „то считать скрипкой?  ака€ должна быть ее конструктивна€ особенность, то есть какие отклонени€ от современной конструкции инструмента можно считать несущественными, чтобы с уверенностью сказать, что перед нами именно скрипка? Ќемаловажное значение имеет и терминологи€, так как это дает возможность по литературный источникам определить хот€ бы приблизительно врем€ ее по€влени€.

—ама€ ранн€€ скрипка, повтор€юща€ в основной форме классическую конструкцию инструмента, могла иметь три или четыре струны. “рудно поверить, что четырехструнный инструмент полностью "в один час" заменил собой трехструнный как более примитивный. “акое мнение известного инструментоведа ƒ.Ѕойдена легко подвергнуть сомнению, предположив, что на прот€жении достаточно долгого времени и трех-, и четырехструнные инструменты мирно сосуществовали совсем не меша€ друг другу. Ёто обусловлено общим процессом эволюции музыкальной культуры, изменением социальных условий, в которых он протекал. “ак усложнение музыкальных задач, сто€щих перед исполнителем и композитором, могло вызвать по€вление четвертой струны "e", хот€ в своей основной массе скрипка оставалась трехструнной. » должно пройти немало времени, чтобы новый строй инструмента вошел в практику всех скрипачей и исключил из употреблени€ трехструнный инструмент. “ак или иначе, но трехструнный инструмент можно с уверенностью отнести к "правильной" скрипке, так как художественные достоинства инструмента определ€ютс€ не только и не столько в частност€х конструкции, сколько в его темброзвуковых качествах, интонационно-выразительных возможност€х.

√лавными отличительными признаками "правильной" скрипки можно считать:

- отдельные дека, дно, обечайки и шейка;

- два резонаторных отверсти€ удлиненной формы (в виде щели) по обе стороны от подставки;

- отсутствие круглых резонаторных отверстий гитарного типа;

- душка;

- четыре или три струны, настроенных по квинтам;

- форма корпуса должна иметь пр€мые закругленные плечи, талию и углы в —-образных вырезах.

Ёволюционное развитие предка скрипки могло идти по пути изменени€ вышеназванных признаков, например:

- первоначальное крепление деки и дна к обечайкам без свешивани€ краев (как у гитары) замен€лось современной монтировкой корпуса, при которой кра€ деки и дна значительно выступают за линию обечаек;

- скобообразные резонаторные отверсти€ прин€ли форму эфов, которые могут рассматриватьс€ как сли€ние скобы с дополнительными маленькими круглыми отверсти€ми по углам "талии", которые иногда делали мастера дл€ улучшени€ резонанса инструмента;

- в древности роль душки в примитивных инструментах выполн€ла удлиненна€ лева€ ножка подставки, котора€ через отверстие в деке упиралась в дно;

- изменение длины, формы и способа креплени€ шейки к корпусу инструмента;

- вр€д ли скрипка произошла от инструмента с одним резонатором, то есть без центральной перет€жки в виде "талии", о которой мы говорили выше; какие бы нюансы не имела форма праскрипки, она не могла быть грушевидной.

„то касаетс€ "похожести" многих инструментов нескрипичной группы со скрипкой хот€ бы в некоторых детал€х, то здесь существуют два момента:

1- ¬се музыкальные инструменты старого времени, в основном, были "народного" происхождени€, а профессиональные мастера только улучшали и модернизировали основные образцы. “ак как музыкальные инструменты, созданные в народе, часто повтор€ли по своей форме некоторые бытовые предметы (ковши, ложки, горшки и т.п.) или форму определенных растительных продуктов (груши, тыквы, луковицы и др.), то совершенно очевидно, что в некоторых своих детал€х они были чем-то схожи, но в основном сильно отличались друг от друга. » примен€лись такие различные инструменты в различных музыкально-бытовых ситуаци€х.

2-  огда скрипка получила свое окончательное завершение в отношении общих принципов конструировани€ и звучани€ (не принима€ во внимание продолжающеес€ совершенствование на прот€жении двух веков) где-то в начале XVI века, она стала обратным образом вли€ть на конструкцию других смычковых инструментов.

“аким образом, определив в общих чертах внешний вид "правильной" скрипки, можно анализировать имеющиес€ документы о присутствии ее в »талии. ѕервое бесспорное свидетельство по€вление скрипки и инструментов скрипичного семейства на территории »талии в начале XVI века подтверждаетс€ картинами и фресками италь€нского художника √.‘еррари (1480-1546), в различных церкв€х около ћилана. —ама€ ранн€€ из этих картин "La Madonna degli aranci) (ћадонна апельсиновых деревьев) в церкви св.  ристофера в г. ¬ерчелли, где ‘еррари жил с 1529 по 1536 год, была написана около 1529-30 года. ќна изображает детскую игру на одной из таких ранних скрипок с примитивным контуром и трем€ струнами. ƒруга€ картина ‘еррари в Sacro Monte (—в€щенна€ гора) в г. ¬аралло изображает ангелочка, играющего на скрипке; инструмент крупнее и более совершенный, чем предыдущий в ¬ерчелли.

ќднако, самое известное из изображений скрипки находитс€ на большой фреске под куполом —аронского  афедрального —обора. ¬ 1535-36 годах ‘еррари изобразил на ней трех типичных представителей скрипичного семейства: дискант, альт-тенор и бас. ƒискант (скрипка) и альт-тенор (альт) имеют три настроечных колка и, соответственно, три струны; все три инструмента имеют завиток и типичную дл€ скрипки форму. ¬ колковой коробе скрипки €сно видны четыре колковых стержн€, которым соответствуют всего три колковых головки. ≈сли среди инструментоведов и возникают споры по поводу этого несоответстви€ (Ё.¬интернитц считает этот инструмент четырехструнным, а ƒ.Ѕойден - трехструнным), дл€ нас это не имеет особого значени€, так как считаем, что в те времена скрипка могла быть одновременно и трехструнным, и четырехструнным инструментом. Ќебрежность художника про€вилась не только в изображении скрипичной головки, котора€ вызвала различные толковани€, но и эфы у виолончели оказались перевернутыми, хот€ у альта они изображены правильно. —крипка повернута к зрителю спиной и €сно видна выпуклость дна.

 артины и фрески показывают, что ранн€€ скрипка по€вилась в »талии не позже, чем в 1529-30 годах и что принципиальные члены скрипичного семейства, включа€ альт и виолончель, так же существовали. “ак как эти картины были обнаружены в церквах недалеко от ћилана, резонно предположить (хот€ и необ€зательно), что эти инструменты были изготовлены на севере »талии и их увидел художник во врем€ проживани€ там около 1530 года.

 то же создал эти ранние италь€нские скрипки, которые изображены на картинах ‘еррари? “рудно ответить на этот вопрос, хот€ можно сделать и некоторые предположени€. ƒело в том, что в то врем€ в Ѕрешии (город недалеко от ћилана) работали два мастера - ƒжиовани ƒжакобо далла  орна (1484-1550) и ÷анетто ћонтичиаро (родилс€ около 1488 г.), которые, по словам Ћанфранко (1533), изготовл€ли лютни, виолы, лиры и другие аналогичные инструменты. »х работа отличалась большой тщательностью и искусством. “ак как в начале XVI века в »талии термином lira или lyra обозначались и lira da braccio, и инструменты скрипичного семейства (viola da braccio), то можно предположить, что эти два мастера изготовл€ли и скрипки.   сожалению, не сохранились инструменты далла  орна, хот€ lira da braccio, изготовленна€ его отцом ƒжиовани ћари€ далла  орна, ноходитс€ сейчас в јшмолианском ћузее в ќксфорде. Ётот прекрасный инструмент снабжен этикеткой "Gioan Maria bresiano in Venetia", указывающа€ на то, что инструмент был изготовлен в ¬енеции брешианским мастером.

ƒругой мастер ÷анетто ћонтичиаро родилс€ в небольшом городке ћонтичиаро в семи мил€х от Ѕрешии. ¬ 1530 году он поселилс€ в Ѕрешии, где и умер между 1562 и 1568 годами. ÷анетто довел свое искусство до такого совершенства, что считалс€ одним из основателей брешианской школы со своими коллегами ƒж.ƒж. далла  орна, √.Ѕ. ƒонедо и ƒж. ¬ирхи.  ак и в случае с далла  орна, нет уверенности, что перечисленные мастера делали скрипки, хот€ это было бы веро€тно, принима€ во внимание их репутацию мастеров выдающегос€ значени€ дл€ Ѕрешии того времени.

»з самых ранних брешианских мастеров, чьи скрипки сохранились до наших дней, мы знаем √аспаро да —ало. ’от€ его первые скрипки датируютс€ 1562 годом, что не позвол€ет ему считатьс€ зачинателем скрипичного строительства в »талии, он по праву осталс€ в истории как основатель брешианской скрипичной школы.

„то касаетс€  ремоны и јндреа јмати как основател€ так называемой кремонской школы, то здесь все гораздо сложнее. —егодн€ мы не знаем точно, когда родилс€ и умер ј.јмати. ѕо разным источникам, он мог родитьс€ от 1500 года (авторы: ‘етис, √ригорьев) до 1535 г. (авторы: ¬итачек, яловец). ƒ.Ѕойден определ€ет дату рождени€ ј.јмати 1511 годом. ≈сли прин€ть версию более раннего рождени€ јмати, то он мог бы изготовить скрипки около того времени, когда ‘еррари изобразил их на своих фресках в 1530 году. ¬о вс€ком случае нет ничего неверо€тного, что јндреа јмати в своем раннем творчестве изготовл€л трехструнные скрипки. Ќо если прин€ть во внимание, что между изображением скрипки на картинах и датой ее по€влени€ на музыкальной сцене должна быть достаточна€ временна€ дистанци€, то јндреа јмати нельз€ отнести к тем мастерам, которые начинали производство скрипок в »талии.

Ќесмотр€ на кажущуюс€ известность скрипки в музыкальных кругах »талии, большой попул€рностью она не пользовалась. ≈сли придерживатьс€ версии, что италь€нска€ музыкальна€ культура своим естественным ходом развити€ подготовила по€вление скрипки путем синтезировани€ ее из фидел€, ребека и лиры, то как объ€снить тот факт, что на прот€жении почти полувека (до 1580 г.) италь€нские скрипичные мастера работали в основном на экспорт (по результатам исследований Ѕойдена)? ѕолучаетс€ парадокс - на родине скрипки, естественным ходом подготовившей ее по€вление, инструмент признани€ не получает, а в других странах, где также существуют свои музыкальные традиции, скрипка пользуетс€ попул€рностью. Ёто подтверждает мысль, что »тали€ не была родиной скрипки, она отвергала чуждый ей инструмент. ј в таких услови€х вр€д ли смог по€витьс€ в стране человек, рискнувший на синтезирование нового инструмента из фидел€, ребека и смычковой лиры, как того хочет ƒ.Ѕойден. “олько возможность экспортировать инструменты в другие страны, где скрипка была общеприн€тым инструментом, могла соблазнить инструментальных мастеров зан€тьс€ этим прибыльным делом. ј то, что это дело было прибыльным, говорит факт небывалого роста скрипичных школ не только на севере »талии, но и по всей стране.

ћного вопросов возникает, когда мы анализируем италь€нскую терминологию инструментов смычковой группы. Ѕезусловно, св€зь термина violino с распространенными в »талии инструментами виольного семейства (viola) ни в коей мере не означает, что скрипка произошла от виол. Ќа это указывают абсолютно все исследователи.

¬иольные и скрипичные семейства представл€ют два различных и индивидуальных организма как в отношении конструкции, звучани€, так и по своему социальному статусу. Ќе случайно виолы существовали бок о бок со скрипкой в течение двух столетий. ¬иола вышла из употреблени€ не в процессе ассимил€ции со скрипкой, а, скорее, из-за социальных условий, когда отпала необходимость в инструментах такого типа. ќднако, характерные особенности инструментов обоих семейств врем€ от времени про€вл€ютс€ друг в друге. “ак виола получила скрипичные эфы и др.

—овпадение по терминологии между двум€ совершенно разными семействами смычковых инструментов должно иметь смысл если не конструкторский (в плане общности их конструкции), то какой-то другой. ≈сли бы скрипка впервые по€вилась в »талии, как пишет ƒ.Ѕойден, "благодар€ гениальному озарению неизвестного мастера, объединившего в одном инструменте достоинства ребека, фидел€ и лиры", то, нам кажетс€, и терминологи€ была бы однозначной и не путалась бы с другими инструментами.  огда же инструмент приходит "со стороны", но не получает еще достаточного признани€, вполне возможно, что его обозначают термином тех инструментов, с которыми он имеет какие-то общие черты. “акое проникновение одного термина на разные инструменты происходило не только в »талии, но и в √ермании, где близкие по способу игры инструменты смычковой группы обозначались термином Geige, и во ‘ранции (violon), и в јнглии (fiddle).


ћы как-то привыкли св€зывать происхождение новых технических средств с именами определенных изобретателей. ѕон€тно и стремление человечества найти такого "изобретател€" и дл€ скрипки. Ќо это сделать так же невозможно, как определить, кто первым пр

 

 

 

¬нимание! ѕредставленна€ —тать€ находитс€ в открытом доступе в сети »нтернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
—оветуем не рисковать. ”знай, сколько стоит абсолютно уникальна€ —тать€ по твоей теме:

Ќовости образовани€ и науки

«аказать уникальную работу

ѕохожие работы:

—крипки ¬осточной ≈вропы
ћальчик ¬ас€ из деревни Ўанчерево
Cоборные свойства музыкального искусства. јнтична€ √реци€, средневекова€ –усь и православное христианство
"’ованщина" ћ.ѕ. ћусоргского: грани образа св€той –уси
Ѕиографи€ и интересные факты о ƒжузеппе ¬ерди
ƒуховна€ музыка как одна из граней духовного воспитани€ подрастающего поколени€
 убанский казачий хор
ћузыка хип-хоп и рэп. «арождение культуры
ћузыкальное воспитание в детском саду
Ёлектронные инструменты в музыкальном образовании

—вои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru