курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Курсовая работа по курсу Риторики
Тема: «Правовая культура выступления»
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Как установить контакт с аудиторией
2.2 Как правильно начать выступление
2.3 Способы удержания внимания
2.4 Как правильно завершить выступление
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Красноречие — это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать ему или внушить ему все, что нам угодно...
Ж. Лабрюйер (французский писатель 17 в.)
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Многое зависит и от того, в какой конкретной речевой ситуации окажется оратор: те ли слушатели, на которых он рассчитывал, придут на встречу; в каких условиях придется выступать, при каких обстоятельствах. Одно дело, если открываешь семинар, и иные шансы на успех, если слушателей утомил предыдущий оратор. Важны и размеры зала. Реакция эмоционального заражения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то там людьми вообще не образуется. Лектор не знает, на кого ориентироваться, и добросовестно подготовленное выступление может провалиться. Размеры помещения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать аудиторию (зал) поменьше.
Необходимо побывать заранее на месте предстоящего выступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих в зале, и самому быть видимым отовсюду.
В данной работе мы рассмотрим, как установить контакт с аудиторией, как правильно начать выступление, выделим способы удержания внимания, выясним, как завершить выступление.
2. Основная часть
2.1. Как установить контакт с аудиторией
Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, «встречный ток», удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, и знать, как строить выступление. Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.
Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.
Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.
Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном.
Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт.
Понимание, доброжелательность, уважительное отношение вызывают, как правило, ответные чувства.
Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение.
Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появления познавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей. Плохи обе крайности: упрощенное изложение вызывает недоумение или раздражение, пропадает желание слушать, а слишком сложное приводит к непониманию и утрате контакта с оратором.
Важнейшее условие возникновения познавательного контакта – интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым – контакт с оратором. Говорят, что внимание – ворота познания, а открывает их ключик по имени интерес. Чтобы его пробудить, начинают с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.
Задача оратора – внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия – только бы не было равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах у слушателей, вместе с ними. Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование – развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.
2.2 Как правильно начать выступление
Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать. Прийти заранее важно для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если он не рад, то ему лучше вообще не брать слово.
После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек.
«Первые слова лектора, — говорил выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)».
Первые фразы, которые произносит оратор для привлечения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином.
Парадоксальное начало — один из любимых приемов ораторов. С неожиданного вопроса начал свой рассказ о Голландии ученик Центра делового общения: «Приходилось ли вам когда-нибудь спасаться от акулы? Отправляясь в Голландию, я и думать не мог, что мне это предстоит...». Зачином может служить интригующее описание.
Привлекает внимание ссылка на газетный материал или книгу. Например, «Недавно мне посчастливилось прочитать удивительную книгу...» или «В одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты» появилось интересное сообщение...». Хороший вариант зачина – комплимент собравшимся. Для привлечения внимания аудитории можно использовать предмет или наглядное пособие. Зачином может служить и шутка или остроумное замечание. Беспроигрышный вариант зачина – обращение к непосредственным интересам слушателей. Все приведенные варианты зачинов являются примерами так называемого непрямого, или косвенного, начала выступления. Выбор варианта зачина – увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное – создавать эмоциональный контакт с аудиторией.
Если оратор видит, что аудитория готова его слушать (например, по каким-то причинам давно ждет начала выступления или именно эта тема была заказана и т. п.), можно не применять специальные приемы для привлечения внимания слушателей, а начинать с введения в тему. Такое начало выступления называется прямым.
2.3 Способы удержания внимания
Вступление способно захватить слушателей. Но как это сделать? Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произносятся с разной интонацией, и это тоже оживляет речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам. Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора.
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
2.4 Как правильно завершить выступление
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену.
В агитационных речах заключение несет большую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это воодушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключение часто звучит впечатляющий пример, подтверждающий то, в чем оратор убеждал аудиторию. Вспоминается выступление перед выпускниками школы-интерната известного в республике писателя. Он убеждал молодых людей в том, что каждый из них, проявив волю и настойчивость, сможет найти достойное место в обществе. В заключение писатель сообщил, что сам воспитывался в школе-интернате.
Достаточно типично для информационных речей заключение, в котором подводится итог сказанному. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно так, как предполагалось, ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно, то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться выводами и пожеланием аудитории.
Главное – заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистичным по духу. Пример неудачного окончания выступления – неожиданное заявление: «Ну, у меня все!».
Заключение
Хорошим оратором невозможно стать, лишь освоив учебник.
Самообладание, способность к импровизации, умение «читать» состояние слушателей и быстро реагировать на него, искусство отвечать на вопросы – всё это совершенствуется от выступления к выступлению.
И помогает в этом доскональный, по возможности объективный самоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следует записывать все выступления.
Анализируя и оценивая свое выступление, следует руководствоваться двумя главными критериями:
1. была ли раскрыта тема;
2. как воспринимали выступление слушатели.
Если оратор владеет логикой изложения, культурой речи, психологией
общения с аудиторией, - ему удается достичь цели.
Список использованной литературы:
1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.
2. Кони А. Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. М., 1973.
Курсовая работа по курсу Риторики Тема: «Правовая культура выступления» Содержание 1. Введение 2. Основная часть 2.1 Как установить контакт с аудиторией 2.2 Как правильно начать выступление 2.3 Способы удержания вн
Прагматичні аспекти компліментарних висловлювань в сучасній англійській мові
Предлоги в русском и немецком языке
Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица
Предмет и задачи лексикологии
Прецедентные высказывания в публицистике
Приемы использования фразеологических оборотов в творчестве Чехова
Приемы перевода эллиптических конструкций на приеме англоязычной прозы
Прикметникова синоніміка у поезії В. Симоненка
Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском и английском языках
Причастия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.