курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Валентина Васильевна Гepacимeнкo, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Если повышения спроса не удалось добиться с помощью стимулирования сбыта (например, с помощью рекламы), усовершенствования продукта или других альтернативных мероприятий, то фирма может прибегнуть к понижению цен. Каждый из вариантов изменения цены имеет свое обоснование для применения и, соответственно, имеет различные последствия. Сформулируем систему альтернатив поведения фирмы с их возможными обоснованиями и последствиями.
Многие обстоятельства могли бы подтолкнуть фирму к понижению цен, если бы не опасность стать инициатором войны цен, чреватой разрушительными последствиями для самой фирмы. Одним из таких обстоятельств является избыток производственных мощностей. Чтобы задействовать их, фирме нужно расширить объем своего бизнеса. Если повышения спроса не удалось добиться с помощью стимулирования сбыта (например, с помощью рекламы), усовершенствования продукта или других альтернативных мероприятий, то фирма может прибегнуть к понижению цен. Однако инициаторы снижения цен в отраслях с высокими постоянными издержками, большими размерами их покрытия и излишними мощностями, функционирующие на насыщенных конкурентных рынках, должны знать, что их действия могут привести к ценовой войне, если конкуренты попытаются удержать свою долю рынка.
Другим основанием для снижения цен является сокращение доли рынка, занимаемой фирмой, при интенсивной ценовой конкуренции. Во многих отраслях, например в производстве автомобилей, бытовой электротехники и электроники, керамики, часов, стали, фирмы часто проводят агрессивную ценовую политику в целях увеличения своей доли рынка.
Еще один повод снизить цены возникает тогда, когда фирма, имеющая относительно низкие издержки,стремится господствовать на рынке. В этом случае фирма надеется расширить свое участие на рынке и получить дополнительные прибыли за счет увеличения объемов производства при падающих издержках. Но и эта стратегия сопряжена с высокими рисками.
Можно назвать по крайней мере три опасности, возникающие в связи с понижением цен.
Покупатели могут подумать, что у дешевых товаров не только цена, но и качество ниже, чем у более дорогих товаров конкурентов.
Путем понижения цен фирма расширяет долю рынка, но не увеличивает число верных ей потребителей. Если другая, конкурирующая фирма еще сильнее снизит цены, вновь приобретенные потребители уйдут к ней.
Может оказаться, что конкурирующая фирма обладает более значительными финансовыми резервами и быстро понизит цены вслед за фирмой-инициатором с меньшими потерями для себя.
Приспособление фирмы к конъюнктурным колебаниям рынка
Можно сформулировать систему альтернатив поведения фирмы с их возможными обоснованиями и последствиями. Альтернативы ценовой политики описаны ниже в табл. 1. В качестве исходного варианта предполагается продажа высококачественного изделия по соответственно высокой цене на насыщенном рынке. Каждая из альтернатив изменения цены имеет свое обоснование для применения и, соответственно, имеет различные последствия (табл. 1).
Таблица 1. Альтернативы ценовой политики.
Альтернативы поведения | Возможные обоснования | Последствия |
1. Удерживать цену и потребительскую оценку, но потерять часть потребителей | Высокое доверие потребителей к фирме. Фирма согласна отдать конкурентам часть своих клиентов | Сокращение доли рынка, снижение прибыли |
2. Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу | Высокие цены нужны для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества товара | Сокращение доли рынка, сохранение прибыли |
3. Удерживать цену и улучшить отношение потребителя к товару | Поднять уровень потребительской оценки дешевле, чем снизить цены | Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем — подъем |
4. Немного снизить цену и повысить потребительскую оценку | Приходится снизить цену, хотя потребительская оценка повышается | Сохранение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, далее — рост за счет увеличения выпуска |
5. Снизить цену до цены конкурента, но сохранить высокую полезность | Необходимость подавить конкурента ценовой атакой | Доля рынка сохраняется, но при краткосрочном снижении прибыли |
6. Снизить и цену, и полезность до уровня конкурента | Стремление подавить конкурента ценовой атакой и сохранить общую сумму прибыли | Доля рынка и норма прибыли сохраняются, далее — падают |
7. Удерживать цену и снижать полезность за счет качества | Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек | Сокращение доли рынка, норма прибыли сохраняется, далее прибыль снижается |
Случаи повышения цен
Предприниматели обычно рассматривают повышение цен как крайнюю, нежелательную меру, ибо она неизбежно вызовет противодействие со стороны конечных потребителей, собственных сбытовых организаций и торговой сети. Но если повышение цен будет принято рынком, это приведет к повышению прибыли фирмы.
Пример. Если, например, прибыль фирмы составляет 3% от оборота, то повышение цен всего на 1% при сохранении объема сбыта вызовет увеличение объема прибыли уже на 33%. Покажем это на наглядном примере (табл. 2).
Таблица 2. Результаты повышения цен в случае, если они восприняты рынком.
Параметры | До повышения | После повышения |
Цена (тыс. руб.) | 10 | 10,10 (рост 1%) |
Сбыт (шт.) | 100 | 100 |
Выручка (тыс. руб.) | 1000 | 1010 |
Издержки (тыс. руб.) | 970 | 970 |
Прибыль (3%) | 30 | 40 |
40/30 х 100 =33% — повышение прибыли.
Существенным основанием для повышения цен является рост издержек. Растущие издержки, если они не вызывают соответствующего повышения производительности труда, давят на величину рентабельности и обусловливают периодические повышения цен. Часто фирмы повышают цены на основе будущих инфляционных ожиданий (что характерно и для России) или опасаясь введения государственных ограничений. Когда происходит неконтролируемый рост издержек, предприятия избегают долгосрочных ценовых обязательств перед своими клиентами, ибо опасаются потери прибыли.
Другим основанием для повышения цен является нарушение рыночного равновесия в сторону спроса, т.е. превышение спроса над предложением. Если это произошло и фирма правильно оценивает ситуацию, то она может либо повышать цену, либо нормировать распределение товаров между своими клиентами (вариант плановой экономики или ограничения конкуренции). Повышенная цена может вводиться различными способами и иметь разные последствия для потребителей.
Среди подобных мер можно отметить следующие.
1. Соглашение о точном установлении цены в более позднее время. Такое соглашение может содержать условие, что конечная цена устанавливается только тогда, когда продукт полностью изготовлен и даже поставлен потребителю. Такой подход к ценообразованию распространен в отраслях с длительным производственным циклом, например в промышленном строительстве и в тяжелом машиностроении. Он находит свое применение также и при продаже новых марок автомобилей.
2. Применение скользящих ценовых условий.Фирма требует от покупателя оплаты товара по действующим ценам. Но, следуя оговоренным в контракте скользящим условиям, фирма постепенно повышает цены по установленному заранее ценовому индексу уровня жизни, например индексу изменения стоимости потребительской корзины. Подобные индексы являются составной частью многих договоров, касающихся долгосрочных промышленных проектов.
Это одна из наиболее часто применяемых на практике форм договора о ценах в условиях инфляции. Сначала достигается договоренность о базовом уровне цены на момент заключения договора (или на другой оговоренный специально момент времени). Эта цена будет приспосабливаться затем к конкретным условиям инфляции с помощью точно установленной в договоре формулы индексирования. Эта формула может, к примеру, выглядеть следующим образом:
Pt = Р0 * ( a1 m1t + a2 m2t + a3),
где Pt и Р0 — договорная и базисная цены; a1 , a2 — доля издержек на материалы и заработную плату в цене; a3 — доля прибыли в цене; m1t — индекс материальных затрат к моменту t, m2 t — индекс затрат на заработную плату к моменту t.
В этой формуле не индексируется доля прибыли в цене. Поэтому номинальная прибыль остается постоянной и, следовательно, реальная прибыль в условиях инфляции падает. Конечно, фирма-продавец заинтересована индексировать и эту часть цены, защитив ее от инфляции. Но на практике оговорить такие условия, как правило, не удается.Происходит, таким образом, разделение рисков через цену. К тому же применение различных индексов для учета динамики материальных затрат и заработной платы позволяет точнее учесть динамику инфляции по данному продукту.
3. Удаление частей продукта или дополнительных услуг. Фирма может оставить цену товара неизменной, но удалить некоторые элементы, бывшие ранее частью товарного предложения, например отменить бесплатную поставку или инсталляцию товара, перестать снабжать его дополнительными удобствами для потребителя.
4. Снижение скидок. Фирма снижает в этом случае традиционно применяемые ею и рассмотренные нами выше виды скидок. Она дает указание своей сбытовой организации не делать больше при заключении договоров никаких отступлений от ценового каталога, или прайс-листа.Повышения цен должны обязательно сопровождаться разъяснительной работой с потенциальными потребителями через средства маркетинговой коммуникации, прежде всего — рекламу. В противном случае фирма рискует потерять часть своего рынка сбыта.Дистрибьюторская сеть фирмы также должна участвовать в этой работе, предлагая покупателям возможности экономии при покупке.
Но даже в случае высоких издержек и повышения спроса можно обойтись без прямого повышения цен, прибегнув к завуалированным формам, можно:
уменьшить содержимое одной упаковки, вместо того чтобы повышать ее цену;
использовать более дешевые материалы или детали;
несколько упростить изготовление продукта или его оборудование различными дополняющими приспособлениями;
сократить или вообще не предоставлять бесплатно дополнительные услуги, например доставку и инсталляцию;
использовать более дешевые упаковочные материалы;
сократить число предлагаемых моделей или модификаций продукта;
ввести новую марку товара — «дешевую модель» — на смену старой, более сложной и дорогой.
Конечно, во всех названных случаях необходимо внимательно следить за изменениями спроса и его ценовой эластичности. Надо иметь в виду, что любые ценовые изменения могут восприниматься покупателями неоднозначно и не обязательно так, как рассчитывает фирма-изготовитель. Например, снижение цен покупатели могут оценить не как более благоприятную возможность покупки, а совершенно противоположным образом:
эта модель устаревает;
у данной товарной марки обнаружились, видимо, недостатки и ее реализация идет плохо;
у производителя, наверное, финансовые трудности, и вряд ли он в будущем сможет бесперебойно поставлять запасные части к изделию;
цена будет падать и дальше, значит, имеет смысл подождать с покупкой;
качество товара снизилось, если понижена цена.
Реакция покупателя на ценовые изменения зависит главным образом от того, какую часть своих совокупных расходов он считает возможным направить на покупку данного товара. Изменение цен воспринимается особенно остро на такие товары, которые либо стоят очень дорого, либо, напротив, часто покупаются. К тому же для промышленных потребителей особое значение имеет не столько повышение цены на сам продукт, сколько изменение общего объема затрат на него. При экономии общих издержек такой потребитель будет согласен с повышением цен на товар.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
Валентина Васильевна Гepacимeнкo, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Если повышения спроса не удалось добиться с помощью стимулирования сбыта (например, с помощью рекламы), усовершенствовани
Что дает и что отнимает «черный нал» у бизнеса
Характерные черты «другой экономики»
Этапы эволюции дебиторской задолженности
Куда смотрят наши банки?
Инновационная экономика приморских регионов: системный аспект развития
Реформирование и предпринимательство
Оценка бизнеса: объекты, цели, принципы и этапы
Экономические взгляды декабристов
Выбор сегмента, затраты которого необходимо снижать в первую очередь
МСФО: основные различия между техникой учета в России и за рубежом
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.