курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Курсовая работа
по дисциплине « Детали машин и основы конструирования»
Екатеринбург
2009
Исходные данные
Введение
Проектирование механизмов и машин, отвечающих потребностям в различных областях промышленности должно предусматривать их наибольший экономический эффект, высокие технико-экономические и эксплуатационные качества.
Основные требования, предъявляемые создаваемому механизму: высокая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, экономичность, минимальные габариты и цена. Все выше перечисленные требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
Темой данного курсового проекта является «Привод цепного конвейера».
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполняемый в виде отдельного агрегата и служащий для передачи крутящего момента от вала двигателя к валу исполнительного механизма.
Проектируемый редуктор предназначен для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к выходному валу редуктора и далее к рабочему механизму. Ведущий вал редуктора соединен с валом двигателя ременной передачей.
1. Выбор электродвигателя и расчет кинематических параметров привода
Pтр=,
где P - мощность на валу исполнительного механизма, P= 80 кВт;
η0 – общий КПД привода,
=η∙ŋ∙ŋ
=0,95∙0,982∙0,992= 0,912
Обозначение | Вид передачи | К.П.Д. |
nзп |
цилиндрическая зубчатая | 0,95 |
ŋрп |
ременная | 0,98 |
ŋпод |
одной пары подшипников | 0,99 |
Pтр=кВт
По требуемой мощности из табл.П.1 [1] выбираем асинхронный электродвигатель 4А160М8 ближайшей большей стандартной мощностью Pэ = 11кВт, синхронной частотой вращения nс=750об/мин и скольжением S = 2,8%.
n1= nс (1-)=750(1-0,028)=729об/мин
Общее передаточное число привода
uo===18,2
где n – частота вращения вала исполнительного механизма,
n= 40 об/мин
Передаточное отношение зубчатой передачи U принимаем равным 4 по ГОСТ 2185-66
Передаточное число ременной передачи
Принимаем равным 4,5 по ГОСТ 2185-66
Частоты вращения валов
[7. ч .1 стр.5];
Определяем мощности, передаваемые валами:
[7. ч .1 стр.5];
Крутящие моменты, передаваемые валами.
Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti=9550.
где Pi и ni соответственно мощность, кВт, и частота, мин-1, на i–м валу.
[7. ч .1 стр.5];
2. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбор материалов зубчатых колес
Dm=
Sm=1,2(U+1) = 1,2(4+1)
Диаметр заготовки для колеса равен
dk=UDm=4∙128=512мм
Материалы выбираем по табл.1 [1]
Шестерня
Материал заготовки - Сталь 40х
Термическая обработка – Улучшение
Твердость поверхности зуба – 235-262HB
Колесо
Материал заготовки - Сталь 45
Термическая обработка- Нормализация
Твердость поверхности зуба – 179-207 HB
Определяем средние значение твердости поверхности зуба шестерни и колеса
НВ1=0,5(НВ1min+HB1max)=0.5(235+262)=248,5
НВ2=0,5(НВ2min+HB2max)=0.5(179+207)=193
Определение допускаемых напряжений
Допускаемые контактные напряжения
HPj =
где j=1 для шестерни, j=2 для колеса;
sHlim j - предел контактной выносливости (табл.2 [1]),
SHj - коэффициент безопасности (табл.2 [1]),
SH1= 1.1 SH2=1.1
Коэффициент долговечности определяется по формуле:
КHLj = 1, [7. ч .1 стр.7];
где NHEj – эквивалентное число циклов напряжений.
NH0j – базовое число циклов при действии контактных напряжений (табл.1.1 [3]),
NH0116,8∙106
NH02 =9,17∙106
Находим эквивалентные числа циклов перемен напряжений по формуле:
NHE j= Mh•NΣ j, [11 стр.8];
где h – коэффициент эквивалентности, определяемый в зависимости от типового режима нагружения, h=0,18
NΣj – суммарное число циклов нагружения за весь срок службы передачи.
NΣj = 60•h•c•th
Th=365•L•24•Kr•Kc•ПВ
ПВ=0,30
С=1
где n - частота вращения колеса в об/мин,
Kг – коэффициент использования передачи в течение года;
Kс– коэффициент использования передачи в течение суток;
Lr– срок службы передачи в годах;
ПВ – относительная продолжительность включения.
Определяем эквивалентные числа циклов перемен напряжений:
шестерня
колесо
Определяем коэффициенты долговечности:
KKL1=
KKL2=
Определяем допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса
sH1P=
sH2P=
Допускаемы контактные напряжения для прямозубой передачи
sHР=sHР1=480,8 МПа
Допускаемые напряжения изгиба
FPj=, [11 стр.10]
где sF lim j - предел выносливости зубьев при изгибе (табл.4 [1]),
sF lim 1 =1,75•248,5 =434,8МПа sF lim 2 =1,75•193=337,75МПа
SFj - коэффициент безопасности при изгибе (табл.4 [1]), SF1=1,7, SF2=1,7;
KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, (табл.4 [1]) KFC1=0,65,KFC2=0,65
KFLj - коэффициент долговечности при изгибе:
KFL j=1.
здесь qj - показатели степени кривой усталости: q1 = 6, q2 = 6 (табл.3 [1]);
NF0 – базовое число циклов при изгибе; NF0 = 4•106.
NFEj – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE j= Fj∙NΣj.
Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба определяется по табл.3 [1] в зависимости от режима нагружения и способа термообработки
F1 = 0.06 , F2 =0.06 ,
NFE1 =0,06∙82∙106 =4,92∙106
NFE2 =0,06∙20∙106=1,2∙106
Поскольку NFE1> NFO принимаем KFL=1
KFL2j==1,22
Допускаемые напряжения изгиба:
FP1=
FP2=
3. Проверочный расчет передачи
электродвигатель привод вал редуктор
Определение геометрических параметров быстроходной ступени редуктора
Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:
=(u+1),
где - коэффициент вида передачи, =450
KН - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем KН =1,2
Коэффициент ширины зубчатого венца
=0,5 (ряд на с.8 [1]).
=450(4+1),
Округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.6 [1]). 280 мм
Модуль выберем из диапазона
m==(0,01…0,02)280=2,8…5,6 мм
Выбираем стандартный модуль (табл.5 [1]): m=4
Суммарное число зубьев
Z===140
Число зубьев шестерни
Z1===28
Число зубьев колеса
Z2= Z-Z1=140-28=112
Фактическое передаточное число
uф = ==4
Значение uф не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u5
u=100=100=0%
Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x1=0 x2= 0
Ширинa венца колеса
bw2=∙=0,5∙280=140 мм
Принимаем bw2 = 140 мм по ряду на с.11 [1].
bw1=145мм
Основные геометрические размеры зубчатых колес
Определяем диаметры делительных окружностей колеса и шестерни
dj=mnZj.
Убедимся, что полу сумма делительных диаметров шестерни и колеса равна межосевому расстоянию:
Окружности вершин зубьев:
daj = dj+2(1+х)
da1 = 112+2∙4 =120 мм
da2 = 448+2∙4 =456 мм.
Окружности впадин зубьев:
dfj = dj-2,5(1,25-х)
df1 = 112-2∙4∙1,25=102 мм
df2 = 448-2∙4∙1,25=438 мм
Фактическая окружная скорость, м/с:
м/с [7. ч .1 стр.23];
Для полученной скорости назначаем степень точности передачи nст=9 (табл 8.1 [3])
Проверка на выносливость по контактным напряжениям и напряжениям изгиба быстроходной ступени редуктора
Условие контактной прочности передачи имеет вид sHP.
Контактные напряжения определяются по формуле:
=,
где Zσ= 9600 для прямозубых передач,
КН - коэффициент контактной нагрузки.
Коэффициент контактной нагрузки определяется по формуле:
КН = KHα KHβ КНV,
где KHα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,
KHβ –коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
КНV – динамический коэффициент.
KHα=1+А(hст-5)Кw
А=0,06
Кw=0,002HB2+0.036(V-9)=0,002∙193+0,036(0,94-9)=0,09
KHα=1+0,06(9-5) ∙0,09=1,023
KHβ=1+(К0Нβ-1) Кw
Для определения К0Нβ вычислим коэффициенты ширины венца по диаметру
Ψbd=0,5 Ψbа(U+1)=0,5∙0,5(4+1)=1
По значению Ψbd определим К0Нβ методом линейной интерполяции
К0Нβ=1,07
КНβ=1+(1,07-1)0,09=1,006
Динамический коэффициент определим методом линейной интерполяции
КНV =1,06
КН =1,24∙1,006∙1,06=1,09
Таким образом,
Определяем недогрузку
Проверка на выносливость по напряжениям изгиба
Условия изгибной прочности передачи имеют вид sFj sFPj.
напряжение изгиба в зубьях шестерни определяется по формуле:
,
где YFj - коэффициенты формы зуба,
КF - коэффициент нагрузки при изгибе,
Коэффициент нагрузки при изгибе определяем по формуле:
KF = KFα KFβ KFV.
где KFα- коэффициент распределения нагрузки между зубьями,
KFβ- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
KFV – динамический коэффициент.
Данные коэффициенты определяем по таблицам:
KFα =1
KFβ =0,18+0,82 К0Нβ=0,18+0,82∙1,07=1,057
KFV=1+1,5(KHV-1)=1+1,5(1,06-1)=1,09
KF =1∙1,057∙1б09=1,15
YF1=
Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:
.
YF2=
Силы в зацеплении
Окружная сила Ft = =
параметр | обозначение | шестерня | колесо |
Число зубьев | z | 28 | 112 |
Делительный диаметр | d, мм | 112 | 448 |
Диаметр вершин зубьев |
da=(z+2)m, мм |
120 | 456 |
Диаметр впадин зубьев |
df=(z-2,5)m, мм |
102 | 438 |
Крутящий момент | Т, Н∙м | 616 | 2391 |
Модуль | M, мм | 4 | 4 |
Радиальная сила Fr= = Ft ∙ tg200=8800∙0,32=2816H
Параметры общие для шестерни и шестерни
Передаточное число | Обозначение | Значение |
По ГОСТу | U | 4 |
Передаточное число фактическое |
Uф |
4 |
Отклонение % | ΔU | 0 |
Высота головки зуба |
ha |
4 |
Высота ножки зуба |
hf |
5 |
Высота зуба | h | 9 |
Межосевое расстояние |
aw |
280 |
4. Расчет вала
Ориентировочно определим диаметр вала в опасном сечении, мм
d==
где Т – крутящий момент в опасном сечении вала, T= 616 Н×м
[τк] – пониженные допускаемые напряжения на кручения
[τк] = 20 мПа в районе подшипника
[τк] = 15 мПа в районе посадки шестерни на вал
d1==53,6мм
Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d1=50мм
d2==58,9мм
Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d=60мм
5. Выбор подшипников
Шарикоподшипники радиальные однорядные для быстроходного вала
Исходные данные
Подшипник № 310
Размеры подшипника: d =50 мм, D =110 мм, B =27, мм r=3,0
Динамическая грузоподъёмность C = 61,8 кН
Статическая грузоподъёмность C0 =38 кН
Определение опорных реакций
В вертикальной плоскости
∑M(A)=0
∑Y=0
RAY+Fr-RBY=0
RAY= Fr-RBY=2816-1408=1408Н
В горизонтальной плоскости
∑M(A)=0
∑Z=0
RAZ-Ft-RBZ=0
RAZ= Ft-RBZ=8800-4400=4400Н
Суммарные опорные реакции
Fr1=
Fr2=
Температурный коэффициент
При рабочей температуре подшипника t<1050 принимаем КТ=1
Коэффициент безопасности
Примем что зубчатая передача имеет 9 степень точности. Коэффициент безопасности в этом случае Кб=2 (табл 1.6 [3])
Эквивалентная динамическая нагрузка
Р= Кб∙КТ∙(XVFr1+YFa)=2∙1(0,6∙1∙4,619+0)=5,5 кН
X=0,6 (табл 6.6 [3])
Долговечность подшипника при максимальной нагрузке
Lh==
m=3 шариковых подшипников
Эквивалентная долговечность подшипника
µn=коэффициент эквивалентности для среднего нормального режима нагружения (табл. 4.5 [3])
Поскольку LE>10 000 ч, то выбранный подшипник удовлетворяет заданным условиям работы (рис. 1).
Рис. 1
6. Расчет клиноременной передачи
Исходные данные
Крутящий момент на ведущей звездочке T1= 144,1 Н•м
Частота вращения ведущей звездочки n1= 729 мин-1
Мощность двигателя Р=11 кВт
Передаточное отношение ременной передачи u=4,5
Выбор ремня
По величине крутящего момента на ведущем шкиве выбираем ремень со следующими параметрами (табл.1) [3]:
тип сечения - С
A= 230 мм2;
bp=19 мм;
qm= 0,3 кг/м
hh= 14 мм
Lmin=1800 мм
Lmax=10000 мм
dmin=200 мм
Диаметры шкивов
Диаметр ведущего шкива определим по формуле (1) [3]:
d1=40=40=209,7мм
Округлим d1 до ближайшего значения из ряда на с.5 [3]: d1=224 мм.
Диаметр ведомого шкива равен:
d2=ud1= 4,5224=987,6 мм
После округления получим: d2=1000 мм.
Предварительное значение межосевого расстояния
= 0,8 (d1+d2)= 0,8 (224+1000)=979,2 мм
Длина ремня
L = 2+0.5(d1+d2)+= 2∙979,2+0,5∙3,14 (224+1000)+=3785 мм
Округлим до ближайшего числа из ряда на с.6 [3]:
L=4000мм.
После выбора L уточняем межосевое расстояние
= 0,25(L-W+)=971,5мм
где W = 0.5(d1+d2)= 0.5∙3,14(1000+224)=1921,88
Y = 2 (d2-d1)2= 2 (1000-224)2 = 1204352
Угол обхвата на ведущем шкиве
= -57.= -57.=134,230
Скорость ремня
V = ==7,6м/с
Окружное усилие равно
Ft = ==1286,6
Частота пробегов ремня
===1,9 c-1
Коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа на напряжения изгиба в ремне,
Cu=1,14-=1,14-=1,13
Приведенное полезное напряжение для ремней нормального сечения
= --0.001V2=--0.001∙7,62 = 2,72 МПа
Допускаемое полезное напряжение
[] =CCp=2,72∙0,61∙0,75=1,24 МПа
где C- коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата,
C= 1-0.44 ln=1-0.44 ln=0,87
Cp - коэффициент режима работы.
Cp = Cн-0,1(nc-1)= 0,85-0,1(2-1)=0,75
Cн- коэффициент нагружения, Cн=0.85
Расчетное число ремней
Z===4,7
где Сz - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями (табл.3) [3], предварительно приняли Сz=0.95.
Округлим полученное до ближайшего большего Z=5, при этом Сz=0.95
Z===5
Сила предварительного натяжения одного ремня
S0 = 0,75+ qmV2=0,75+ 0,30∙7,62 =296,4 кН
Сила, нагружающая валы передачи,
Fb = 2 S0 Z sin= 2∙296,4∙5∙sin= 2730,69 Н
Список литературы
1. С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин Курсовое проектирование Деталей машин.
2. Г.Л. Баранов, Ю.В. Песин Расчет цилиндрических зубчатых передач.
3. Г.И. Казанский Детали машин. Методические указания по выполнению курсового проекта.
Курсовая работа по дисциплине « Детали машин и основы конструирования» Екатеринбург 2009 Исходные данные Введение Проектирование механизмов и машин, отвечающих
Проект бурякозбирального комбайна з конструктивною розробкою вібраційного лемішного копача
Проект системы автоматического управления температуры печи
Проектирование составных токарных резцов
Производство криолита
Разработка привода и системы управления путевой машины
Разработка рекуперативного теплообменного аппарата для концевого охлаждения воздушно-компрессорной установки
Разработка системы автоматизированного контроля для холодильной установки
Разработка системы автоматического управления положением объекта
Расчет и выбор посадок для различных соединений
Расчет системы воздухоснабжения промышленного объекта
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.