курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o "1-1" ВВЕДЕНИЕ...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...….....…...…...…...… PAGEREF _Toc481214474 h 1
Раздел I Основные социологические
понятия и подходы к изучению
проблемы суицида. ...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…....…...…...…...…...…..6................
Раздел II. Причины
суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы..…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...….11
Раздел III. Категории
самоубийц. Фазы и типы самоубийств...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…
.........33
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: ...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…...…37
Актуальность. Каждый человек хотя бы раз в
жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет
оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум»
приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно
расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.
Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на «дне» своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от «сна разума», породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако «спасшийся» благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент «за», когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.
Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших
попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного
самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани
между психиатрией и философией У.Джемса, В.Бехтерева, Р.Лэнга не дают
исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина
преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему
неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост
сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении ?!·[1]
Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и
более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида
возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет,
суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель
"помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету
ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии,
Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых
годов и до начала 90-х.··[2]
Разработанность. На эту тему было проведено множество
исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные ещё при жизни
автора, одна - "Самоубийство" (1897) - целиком посвящена данной
проблематике, а в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к
различению нормального и патологического, отведена III глава. Кроме того,
разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций
между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими,
культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и
пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно
применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор. Последующие
работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого наследия
Дюркгейма, в частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая
ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды
развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного
из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения в
нашем столетии и многих других социологов.
Нужно отметить, что многие работы характеризуются излишней
практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, он реален, и если
опираться на статистику, эта реальность ужасает.
Цели и задачи. Учитывая вышеизложенное, цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: