курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Институт Права и Гуманитарного Образования
Кафедра Организационной психологии
Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов
Выполнила:
Ефаненко Е. О.
студентка ДГП-301
Проверила:
Преподаватель психологии труда
Зав. кафедры ОП, к.пх.н.
Манухина С.Ю.
МОСКВА 2010
Оглавление
Введение
1 Методическое обоснование исследования
1.1 Методы
1.3 Этапы исследования
2 История профессии
3 Описание социальных и профессиологических качеств инженера- проектировщика аэродромов
3.1 Трудовой пост
3.2 Образование инженера-проектировщика аэродромов
3.3 Характеристика рабочего места
3.4 Особенности социально-коммуникационного взаимодействия
3.5 Должностной оклад
3.6 Текучесть кадров
3.7 Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов
3.8 Требования к выполняемой работе
4 Психограмма
4.1 Общая характеристика труда
4.2 Преобладающие типы мышления
4.3 Требования к психическим процессам
4.4 Требования к эмоционально-волевой сфере
4.5 Медицинские противопоказания
4.6 Профессионально важные качества
5 Общая характеристика профессии
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Ведение
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта[1]. Можно сказать, что уже в эпоху Возрождения существовала инженерная наука. В качестве доказательства можно привести дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств. В XVII веке Петр I приглашал иностранных горных и строительных инженеров для развития и процветания промышленности Российского государства. В настоящее время если обратиться к толковому словарю, то можно увидеть, что под словом «инженер» понимается человек с высшим техническим образованием. Сегодня специалисты инженерного дела трудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. Есть инженеры разных отраслей: технолог, геолог, системный инженер и так далее. Но данная работа посвящена инженеру- проектировщику.
Проектирование (от латинского projectus, буквально - брошенный вперед) - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта[2]. Первые свидетельства существования проектирования встречаются уже в Древнем Египте Достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему. Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации - так, инженер-проектировщик объектов, например, аэродромов, делает на основе проекта, разработанного архитекторами, полный комплект чертежей будущей строительной конструкции. Инженер - проектировщик аэродромов очень узкая специальность, и несет в себе большую ответственность. От него зависит надежность, в эксплуатации аэродрома. Ему нужно рассчитать не только само здание аэропорта, но и взлетную и посадочную полосы, разметку прожекторов, место для разворота самолетов, а так же комплексное управление воздушным движением и многое другое[3].
Актуальность исследования.
В настоящее время наиболее комфортным и быстрым средством передвижения является самолет. По всей России возводятся аэропорты. На данный момент их свыше 140,включая закрытые военные. В состав каждого аэропорта входит аэродром. Для его сооружения нанимаются специально обучающиеся люди, инженеры- проектировщики аэродромов. Они должны по эскизам архитекторов, с помощью специальных компьютерных программ и чертежей, рассчитать вплоть до мелочей, таких как боковые фонари на посадочной полосе, все детали. На данный момент строительством аэродромов занимается Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект».[4] Инженеры- проектировщики аэродромов, которые работают в этом учреждении, решают вопросы по реконструкции, сооружению и развитию аэродромов по всей России. А так же они занимаются расчетом и разработкой новых типов аэродромных конструкций, вопросами эксплуатационного содержания аэродромов, оценкой состояния аэродромных покрытий во времени, проблемами экологии, разработкой экологических паспортов, построением эпюр шумового воздействия воздушных судов на окружающую аэропорт территорию, разработкой бизнес-планов, технико-экономических обоснований и т.п[5].
Цель исследования. Целью настоящего исследования являлось проведение профессиографического исследования профессии инженер - проектировщик аэродромов для получения полного представления о профессии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать литературу по профессии инженер-проектировщик аэродромов;
2) провести анкетирование представителей профессии;
3) по итогам работы, составить общую характеристику профессии инженер-проектировщик аэродромов.
1 Методическое обоснование исследования
1.1 Методы
Для сбора данных были использованы следующие методы:
1) Социологические (метод экспертной оценки: анкета, направленная на наиболее полное описание профессии инженер-проектировщик аэродромов, состоявшая из 22 вопросов, касающихся особенностей работы, возможных трудностей, профессионально важных личностных качеств.[6]
2) Анализ литературы по профессии инженер-проектировщик аэродромов.
В ходе исследования было опрошено 21 человек в возрасте от 22 до 66 лет (из них 15 мужчин и 6 женщин), работающих в сфере проектирования аэродромов. Все респонденты имеют образование инженер-строитель. Один человек получает дополнительное образование. 17 человек из 21 проходят различные курсы повышения квалификации[7].
Процедура исследования состояла из следующих этапов:
· Анализ литературы по теме профессии инженер-проектировщик аэродромов;
· Конструирование профессиографической анкеты;
· Подбор специалистов-экспертов и их инструктирование;
· Организация анкетирования;
· Обработка и интерпретация данных;
· Соотнесение результатов анкетирования с данными из литературы;
· Составление общей характеристики профессии на основе полученных данных;
Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временем инженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии. Но прежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессия инженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путь становления. Само слово «инженер» впервые стало использоваться для обозначения особого рода занятий в античном мире, не ранее III в. до н.э. Причем, так назывались лица, управляющие военными машинами. Менялось время, расширялся объем понятия «инженер» и «инженерное дело», но неизменным оставалось одно – инженерами называли людей, связанных с созданием различной техники и зданий, т.е. специалистов, обладающих техническими знаниями[8]. Если обратиться к истории создания знаменитых семи чудес света, то можно убедиться в наличии оригинального решения конкретных инженерных проблем. Например, храм Артемиды Эфесской (V в. до н.э.) без определенных знаний в инженерии и проектировании невозможно было бы создать такое чудо. По масштабности построения и полного расчета всех деталей его можно сопоставить его со строительством аэродрома, единственное различие, в те времена у людей не было таких возможностей проектирования, например, таких как компьютеры, в отличии от инженеров, которые занимаются проектированием в наши дни.
В XVI-XVII вв. в техническом деле начинают широко использоваться наброски и рисунки для изображения деталей, узлов, конструкций. Период перехода от ремесленного производства к машинному характеризуется еще более бурным развитием графических методов передачи технической информации. Одновременно с искусством черчения создаются и точные чертежные приборы и инструменты, ведутся теоретические изыскания в этой области. В 1798 году Гаспар Монж опубликовал книгу «Начертательная геометрия», в которой систематизировал приемы изображения технического объекта в виде проекций на две взаимоперпендикулярные плоскости. В результате чертеж прочно воцарился в технике. Инженерное дело получило свой особый язык – средство инженерного труда. Сущность инженерной деятельности находит свое отображение в функциях такой деятельности. Состав и последовательность выполнения функций инженерной деятельности, надо признать, незначительно изменились с той поры, как инженерный труд обрел статус профессии. Но содержание их многократно усложнились. Если когда-то инженер мог в одиночку пройти путь от технической идеи до ее промышленного применения, то теперь этот путь по силам лишь целой «команде» специалистов. Первым внутривидовым разделением функций инженерного труда стало обособление друг от друга тех, кто придумывал и конструировал технику , и тех, кто налаживал ее выпуск на заводах. Но на этом процесс специализации в среде инженерно-технических работников не остановился, и два первоначальных крупных блока внешних и внутренних функций раздробились к настоящему времени на ряд более мелких. К внешним функциям (или социальным) относятся гуманистическая, социально-экономическая, управленческая, воспитательная и функция развития технического базиса общества.
К внутренним или техническим функциям относятся такие, как функции анализа и технического прогнозирования, исследовательских разработок, конструирования, проектирования, технологического обеспечения, регулирования производства, эксплуатации и ремонта оборудования[9].
Первые инженеры- проектировщики аэродромов появились с идеей создания аэродромов. История создания начинается с 1507 года, когда человек впервые стал пробовать взлететь над землей. По мере развития воздухоплавательных приспособлений развивается идея о наличии специальных мест для тестирования и хранения этих приспособлений. И в 1909 году Главное инженерное управление решило построить первый в России аэродром на Гатчинском военном поле. Инженерами было выбрано это место, поскольку оно было ровное и достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по «розе ветров»[10]. Это был военный аэродром.
Пройдя большую историю, начиная с давних времен, профессия инженер, преобразовывалась и изменялась, дополнялась и углублялась. В конечном счете, разделяясь на много отраслей, поучилась такая профессия как инженер – проектировщик. Впоследствии, когда стали сооружаться аэродромы, люди, работающие над их проектированием и созданием впоследствии получили название инженеры-проектировщики аэродромов, поскольку происходило развитие авиации, требований авиаций, к инфраструктуре аэродромов и к строительной отрасли в целом.
Полное наименование должности: инженер- проектировщик[11].
1.1. Инженер-проектировщик (инженер 1 категории, инженер 2 категории, инженер 3 категории, инженер) отдела № 4 назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора института[12].
1.2. Инженер-проектировщик непосредственно подчиняется начальнику сектора или ведущему инженеру в соответствии со структурой проектного отдела.
1.3. Инженер-проектировщик должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, федеральные и отраслевые нормативные документы по профилю своей деятельности;
- нормативные документы органов надзора в области строительства;
- документы, способствующие повышению эффективности и технического уровня проектных решений;
- систему качества и порядок выполнения и оформления проектно-сметной документации;
- принципы работы и современные средства автоматизации проектирования;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.[13]
По классификации Е. А. Климова[14] на основе объекта труда профессию инженер-проектировщик аэродромов можно отнести к типу «Человек-Техника», так как происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, а так же «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ», так как для сооружения аэродрома необходимы чертежи с точными вычислениями, разработка которых входит в обязанности инженера-проектировщика.
Цель инженера-проектировщика аэродромов – выпуск проектной документации для обеспечения строительно-монтажных работ.
Объект инженера-проектировщика аэродромов
1.Законодательные нормативные документы РФ в области строительства.
2.Чертежи
Предметом деятельности инженера-проектировщика аэродрома – инфраструктура аэропорта.
Основные функции изучение нормативных и руководящих документов,
разработка чертежей, в соответствии с руководящими и нормативными документами. Контроль за производством строительно-монтажных работ, на предмет соответствия разработанным чертежам.[15]
Задачи Основной задачей является обеспечение качественной проектной документации строительства.
Основными орудиями труда являются:
Для выпуска проектной документации, обеспечивающая строительно-монтажные работы, инженер проектировщик использует следующие средства:
1.Компьютер
2.Плоттер
3.Принтер
4.Карандаш
5.Линейка
6.Ластик
7.Калькулятор
Должностные обязанности инженера-проектировщика аэродромов.
2.1. Выполнение в установленные сроки задания по разработке раздела (части) проектно-сметной или другой технической документации[16].
Инженер 1 категории – под руководством нач.сектора или ведущего инженера разрабатывает проектные решения по сложным зданиям, сооружениям, технологическим схемам, системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер 2 категории –разрабатывает проектные решения по средней сложности зданиям, сооружениям, технологическим схемам, системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер 3 категории – разрабатывает проектные решения по простым зданиям, сооружениям, технологическим схемам, системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер – разрабатывает проектные решения и производит расчеты простых элементов зданий, сооружений, технологических схем, систем водоснабжения, отопления и т.д., а также простых узлов и деталей конструкций, систем[17].
2.2. Обеспечение соответствия разрабатываемых проектных решений и документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству.
2.3. Соблюдение установленных сроков выполнения работ и их высокого качества.
2.4. Использование при проектировании научно-технических достижений, передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
2.5. Увязка принятых решений с проектными решениями других разделов (частей) проекта.
2.6. Участие в обеспечении функционирования системы менеджмента качества института на основе стандартов ИСО серии 9000 в соответствии с «Руководством по качеству»[18].
2.7. Использование средств автоматизации проектирования.
2.8. Участие в осуществлении авторского надзора за строительством разрабатываемых объектов.
2.9. Подписание проектно-сметной или другой технической документации.
2.10. Повышение технического и производственно-экономического уровня знаний.
2.11. Соблюдение правил охраны труда.
По данным, собранных при анкетировании, в качестве должностных обязанностей были перечислены[19]:
1. Принятие решений
2. Организация изыскательных работ
3. Камеральная обработка
4. Разработка проектной документации
5. Работа в полевых условиях, командировки.
Права инженера-проектировщика аэродромов.
3.1. Требовать от непосредственного руководителя своевременной выдачи заданий, обращаться в смежные подразделения для увязки и согласования выполняемых работ; возвращать через непосредственного руководителя некачественные исходные данные и задания смежных отделов[20].
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.4. Подписывать и визировать проектно-сметные документы в пределах своей компетенции.
Зона ответственности инженера-проектировщика аэродромов.
Инженер-проектировщик несет ответственность перед непосредственным руководителем за[21]:
4.1. Сроки и качество выполнения работ по полученным заданиям:
- ошибки, допущенные в чертежах, расчетах и другой технической документации;
- соблюдение действующих норм и правил (противопожарных и др.), полноту и графическое оформление выпускаемых частей или разделов проекта.
4.2. Выполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией.
4.3. Обеспечение надлежащего контроля за входящими в его компетенцию работами.
4.4. Принятие мер по обеспечению конфиденциальности информации и защите сведений и данных, составляющих коммерческую тайну института.
4.5. Эффективное выполнение требований системы качества.
4.6. Невыполнение обязанностей, нарушение правил трудового распорядка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Критерии эффективности и оценки работы инженера-проктировщика аэродрома.
- Использование современных материалов и оборудований
- Удешевление процесса строительства[22]
- В связи с использования современных материалов увеличение срока межремонтного периода и срока эксплуатации сооружений
- Качественный выпуск проектной продукции[23]
- Отсутствие замечаний от заказчиков
- Уменьшение сроков проектирования
Квалификационные требования к специалисту
Инженер-проектировщик 1 категории – высшее образование и стаж работы в должности инженера-проектировщика 2 категории не менее 3 лет[24].
Инженер-проектировщик 2 категории – высшее образование и стаж работы на инженерно-технических должностях, занимаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.
Инженер-проектировщик 3 категории – высшее образование и опыт работы в проектных организациях без предъявления требований к стажу работы.
Инженер-проектировщик – высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и опыт работы в проектных организациях не менее 5 лет.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кодекс профессиональной этики российских инженеров-проектировщиков (далее кодекс) определяет этические основы и принципиальные правила профессиональной деятельности, осуществляемой соответствующими специалистами. То есть лицами, обладающими определенной (подтвержденной) квалификацией, знаниями, навыками, опытом и способные оказать соответствующие услуги или выполнять специальные работы в области проектирования объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения (объектов строительства). [25]
Основными задачами Кодекса являются:
· установление в области проектирования зданий и сооружений гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения образцовых правил этики и профессионального поведения инженеров-проектировщиков в их взаимоотношениях друг с другом, с инвесторами и заказчиками проектной продукции, с контролирующими органами и другими участниками инвестиционного процесса;
· поддержание высокого уровня компетенции и профессионализма инженеров-проектировщиков в сфере проектирования объектов капитального строительства, обеспечение престижности профессиональной принадлежности;
· обеспечение добросовестного выполнения профессиональных функций и обязательств инженеров-проектировщиков перед обществом, государством, заказчиком и коллегами.
Кодекс предназначен для использования предприятиями, организациями, учреждениями, профессиональными общественными объединениями и организациями, участвующими в инвестиционно-строительной деятельности[26].
Положения Кодекса основываются на поддержании следующих основных принципов профессионализма в проектной деятельности:
· профессиональной обязанностью инженера-проектировщика является качественное выполнение работ в объемах и в сроки, которые соответствуют нормативным требованиям и условиям проведения работ;
· инженер-проектировщик в своей профессиональной деятельности должен полностью проявлять свои профессиональные знания и умения с максимальной добросовестностью и ответственностью;
· проектная деятельность инженера-проектировщика, который не доказал на практике свою профессиональную компетенцию и высоких морально-этических качеств, представляет потенциальную опасность для здоровья, безопасности и благополучия людей, для состояния окружающей природной среды, экономического положения, имущества и средств инвесторов (заказчиков);
· инженер-проектировщик должен принимать на себя обязательства добросовестного выполнения профессионального долга (производства работ, оказания услуг), применяя свои специальные знания, опыт и навыки.
Кодекс инженеров-проектировщиков не входит в систему нормативных документов для проектирования.
Положения Кодекса являются добровольным обязательством каждого специалиста перед обществом, своей профессией и коллегами.
Кодекс принимается инженерами-проектировщиками на добровольной основе в индивидуальном порядке (см.приложение 1), либо на общем собрании коллектива.
Принятие Кодекса является свидетельством того, что данный специалист[27]:
· разделяет и поддерживает положение Кодекса;
· принимает на себя обязательства по выполнению положений Кодекса в своей повседневной профессиональной практике;
· добровольно соглашается на ограничения, устанавливаемые положениями Кодекса, а также на возможные санкции, применяемые к нарушителю требований и положений Кодекса.
Принятие Кодекса профессиональной этики российских инженеров-проектировщиков специалистами проектных организаций должно рассматриваться в качестве одного из основных критериев при сертификации (лицензировании) профессиональной деятельности, подготовке, переподготовке инженеров-проектировщиков в сфере инвестиционно-строительной деятельности, при материальном и моральном поощрении, а также при продвижении по службе.
Кодекс целесообразно принимать на общем собрании членов профессионального добровольного объединения, на собрании специалистов и руководителей предприятия (организации), сотрудники которого не являются членами какого-либо добровольного общества, но разделяют и поддерживают этические принципы и правила профессиональной деятельности. В таком случае Кодекс приобретает статус обязательного в рамках данного предприятия.
Представляется возможным принятие Кодекса при лицензировании профессиональной деятельности, получении дипломов о высшем образовании, о повышении квалификации и др.
Общие взаимоотношения инженера-проектировщика и работодателя (проектной организации) регулируются коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
Кодекс принимается, как правило, на общем собрании коллектива проектной организации в качестве приложения к коллективному договору по соответствующей процедуре. Соответственно его нарушения равноценны нарушению коллективного договора. Кодекс может приниматься и по индивидуальным соглашениям с проектировщиками
Эффективный специалист в области инженерии и проектировании аэродромов должен иметь высшее образование[28].
Такое образование можно получить не во многих ВУЗ страны, некоторые из них:
Московский государственный автомобильно-дорожный институт (МАДИ)
Воронежский военный авиационный инженерный университет (ВВАИУ)
Московский энергетический институт (МЭИ)
Московский государственный строительный университет (МГСУ)
Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУГА)
Код специальности[29]:
Специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» 270206
Специальность «Инженер-строитель» 270100
Специальность «Проектирование зданий» 270114
Специальность «Система проектирования» 230104
Специальность «Проектирование зданий и внутренней среды».270102
Все респонденты закончили Московский государственный автомобильно-дорожный институт[30].
Курс лекций, обязательных для изучения
1. Изыскания и проектирование аэродромов
2. Инженерные сети и оборудование
3. Общий курс путей сообщения
4. Основы законодательства на воздушном транспорте
5. Реконструкция аэродромов
6. Современные проблемы строительной науки, техники и технологии
7. Современные технологии ремонта и реконструкции аэродромов
8. Технология и организация строительства аэродромов
9. Эксплуатация аэродромов
Вступительные экзамены в форме ЕГЭ:
· Рисунок,
· Архитектурная графика,
· Математика,
· Физика
· Русский язык
3.3 Характеристика рабочего места
Инженеры – проектировщики аэродромов в основном находятся в кабинетах, за чертежными столами, готовя очередной проект. Либо выезжают в командировки на место бедующего или уже имеющегося строительства. Собирают информации, знакомятся с местностью, наблюдают за ходом выполнения проекта, делают свои коррективы.
Если говорить об офисном месте инженера, то для этого создан целый свод правил. Параметры рабочего места выбираются в соответствии с антропометрическими характеристиками[31]. При работе в положении сидя рекомендуются следующие параметры рабочего пространства:
· ширина не менее 1300 мм;
· глубина не менее 550 мм;
· высота рабочей поверхности стола над полом 700-750 мм.
Важным элементом рабочего места инженера-проектировщика является кресло. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 21.889-76. При проектировании кресла исходят из того, что при любом рабочем положении инженера-проектировщика его поза должна быть физиологически правильно обоснованной, т.е. положение частей тела должно быть оптимальным. Для удовлетворения требований физиологии, вытекающих из анализа положения тела человека в положении сидя, конструкция рабочего сидения должна удовлетворять следующим основным требованиям:
· допускать возможность изменения положения тела, т.е. обеспечивать свободное перемещение корпуса и конечностей тела друг относительно друга;
· допускать регулирование высоты в зависимости от роста работающего человека ( в пределах от 400 до 550 мм );
· иметь слегка вогнутую
поверхность,
· иметь небольшой наклон назад.
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест в работе инженера-проектировщика имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда[32]. Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов - малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.
При разработке оптимальных условий труда инженера-проектировщика необходимо учитывать освещенность, шум и микроклимат.
Освещенность рабочего места.
Рациональное освещение рабочего места является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности человека, предупреждающих травматизм и профессиональные заболевания. Правильно организованное освещение создает благоприятные условия труда, повышает работоспособность и производительность труда. Освещение на рабочем месте программиста должно быть таким, чтобы работник мог без напряжения зрения выполнять свою работу. Утомляемость органов зрения зависит от ряда причин:
· недостаточность освещенности;
· чрезмерная освещенность;
· неправильное направление света.
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего.
Со слов опрошенных респондентов 19 из 21 человек считают, что утомляемость данной специальности очень высока, один ответил средняя, а двое сказали « как и во всех других специальностях»[33].
3.4 Особенности социально-коммуникационного взаимодействия
Над чертежом трудятся несколько команд инженеров-проектировщиков. Каждый отвечает за свое направление. Но хоть это и командная работа, все равно каждый инженер индивидуально подходит к выполнению задания. Он работает с чертежами, а не с людьми. Сам рассчитывает все показатели на чертеже или на компьютере, сам все чертит.
Инженер-проектировщик должен соблюдать так же стандартные нормы поведения в обществе[34].
По эмпирическим данным было выявлено, что 21 человек общается с коллегами, из них 7 человек общаются с людьми из других отделов, а так же 1 общается еще с другими людьми, когда выезжает в командировки. Можно сказать, что круг общения не широкий, люди предпочитают общаться в своем уже сложившемся коллективе[35].
3.5 Должностной оклад
"Вилка" зарплат инженеров-проектировщиков довольно большая - 20-120 тыс. руб. в месяц. Нижняя граница — заработок молодых специалистов с небольшим опытом проектирования (от полугода), верхняя — профи со стажем, за плечами которых есть немало успешных проектов.[36]
Руководящим, инженерно-техническим работникам, обладающим большими профессиональными знаниями и опытом работы, занятым на ведущих участках производства, могут устанавливаться персональные оклады или персональные надбавки к окладам.[37]
Размеры должностного оклада руководящих и инженерно-технических работников зависят от категории (группы), к которой отнесено предприятие в зависимости от типа производства, сложности выпускаемой продукции, стоимости основных фондов, производительности труда. Оклады инженеров зависят не от группы, к которой относится предприятие или цех, а от сложности выпускаемой продукции. Для служащих и младшего обслуживающего персонала, техников и старших техников установлены единые оклады. Администрации предприятий предоставлено право устанавливать надбавки высококвалифицированным инженерно-техническим работникам и служащим в размере до 50 % должностного оклада. Размеры этих надбавок определяются с учетом личного вклада каждого работника в разработку и внедрение новой высокоэффективной техники и технологии, снижение трудоемкости, материалоемкости производства и энергоемкости продукции, повышение качества продукции.
По эмпирическим данным можно сделать вывод о том, что должностной оклад инженера-проектировщика варьируется в пределах от 20 до 150 тысяч рублей. Во многом размер заработной платы зависит от стажа работы. Те, у кого стаж не более 3 лет получают заработанную плату не выше 40 тысяч, окончательная сумма зависит от выполненного проекта. Работнике со стажем выше 3 лет получают от 40 и выше тысяч рублей.[38]
Обращаясь к веб-сайту «Hand-Hunter»[39] можно привести в сравнение инженера-проектировщика с архитектором-конструктором, эти профессии имеют схожести. Заработная плата архитектора составляет от 50 тысяч рублей и выше. Но это с опытом работы не менее 3 лет. Практически тоже самое просматривается в профессии инженер-проектировщик.
3.6 Текучесть кадров
Текучести кадров или дисквалификация не наблюдается. Это может свидетельствовать о том, что в организации соблюдены все условия для минимального комфорта сотрудников. А так же со стороны сотрудников не наблюдаются действия, из-за которых их могли бы дисквалифицировать.[40]
Текучесть персонала- движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником[41]. Текучесть может быть:
· Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;
· Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.
Различают так же естественную и излишнюю текучесть кадров.
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.
Излишняя же текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.
Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятиях часто наблюдаются случаи "ухода отделами", когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.
3.7 Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов
Данную профессии выбирают если выпускник строительного вуза хочет работать не на строительной площадке, а в офисе, он, как правило, становится инженером-проектировщиком. Наиболее востребованы на сегодняшний день проектировщики объектов промышленно-гражданского строительства (ПГС), то есть зданий и сооружений. Для проектировщика с диплом строительного вуза по специальности ПГС — «Промышленное и гражданское строительство», наилучший вариант это строение аэродромов. Поскольку эта промышленность сейчас очень сильно развивается, возводится все больше аэропортов не только по все стране, но и по всему миру. Здесь отличная заработная плата, отличный карьерный рост, а так же условия для работы. Данную профессию выбирают люди с аналитическим складом ума, скрупулезные, пунктуальные, внимательные.
В работе рассматриваются инженеры-проектировщики института «Аэропроект». В анкете был задан вопрос, почему они выбрали именно это место работы. И по анкетным данным критериями были названы: [42]
1. Работа по профессии. Тут имеется ввиду, что все сотрудники «Аэропроект», которые проходили анкетирование, заканчивали учиться в МАДИ, по профессии строитель автомобильных дорог и аэродромов. И это была одной из немногих возможностей устройства на работу именно по профессии, которую они получили в ВУЗе.
2. Статус компании. Многие испытуемые указывали этот пункт, говоря, что это государственная компания (многие исходили только из таких побуждений при выборе места работы).
3. Попал из-за распределения. Как уже говорилось, студенты МАДИ идут работать, после окончания ВУЗа, в «Аэропроект», так как подписан договор между двумя этими организациями. И выпускникам предлагают пойти работать в это учреждение.
4. Удобства. Многие в своих ответах указывали причину выбора данного места работы из-за территориальной расположенности самой организации.
5. Заработная плата. Одним из важных показателей является заработная плата. Многие указали, что она достаточно высокая, что и послужило критерием выбора.
Так же можно сказать, исходя из полученных данных, все, кто отвечал на анкеты, работают свыше 2 лет и очень довольны своей работой. По поводу условий работы 18 человек назвали их хорошими, 2 идеальными, 1 воздержался.
3.8 Требования к выполняемой работе
В настоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющая целью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом. Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественным процессом развития и демократизации рынка труда[43].
Система сертификации должна охватить практически всех квалифицированных работников, занятых на предприятиях всех форм собственности. Причем для специалистов, занимающихся видами деятельности, сопряженными с риском для жизни и здоровья людей, сертификация должна быть обязательной, а для остальных, то есть персонала, деятельность которого приводит только к экономическим последствиям – добровольной. К квалификации инженерно-технического персонала предъявляются весьма высокие и разнообразные требования[44]. Предложения по построению системы сертификации инженерно-технического персонала в России, разработаны сотрудниками АНО «РОСП». Данные предложения выносятся на обсуждение с целью создания системы ГОСТов, устанавливающих порядок сертификации персонала по профессиональным и должностным требованиям. Квалификация специалиста характеризуется не только академическими знаниями и умениями, которые формируются в вузе, но и его практическим опытом, кругозором и личностными качествами, которые должны быть учтены при сертификации. К этому следует добавить, что процесс сертификации естественно ограничен во времени и принципиально не может включать исчерпывающую проверку всех знаний и навыков специалиста. Поэтому система сертификации должна быть ориентирована на проверку именно тех свойств специалиста, которые обеспечивают качественное выполнение его обязанностей. Сертификационные требования могут быть разбиты две группы:
– профессиональные, обуславливающие способность обеспечивать необходимое качество результатов своего труда и требуемый уровень производительности;
– должностные, характеризующие способности и подготовленность к управленческой деятельности.
Для систематизации требований, предъявляемых к специалистам, целесообразно ввести универсальную систему уровней соответствия установленным профессиональным и должностным требованиям. Так предлагается ввести три уровня профессиональных требований (инженер III, II, I категорий) и три уровня должностных требований («исполнитель», «руководитель нижнего уровня» и «руководитель верхнего уровня»). При этом, должностной уровень «исполнитель» не требует сертификационного подтверждения.
Систематизация профессиональных требований должна соответствовать уровню профессиональных задач, решаемых специалистом. Так для инженеров может быть использован следующий подход[45]:
– Инженер III (начальной) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования деталей аэродромов под руководством более опытных специалистов. Специалист, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (бакалавр, специалист или магистр).
– Инженер II (средней) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования сложных задач самостоятельно или под руководством. Инженер, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и стаж работы не менее 3 лет на инженерной должности по своей специальности.
– Инженер I (высшей) категории имеет квалификацию, достаточную для разработки сложных построений. Специалист, обладающий квалификацией на таком уровне, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и опыт работы по своей специальности не менее 5 лет.
4 Психограмма
4.1 Общая характеристика труда
Фотография рабочего дня
Анализ эмпирических данных показал: все респонденты работают по графику 5/2[46]. 17 человек из 21 приходят на работу к 8:30 и уходят в 17:30. Троя приходят к 8:00 и так же заканчивают в 17:30 и 1 приходит к 7:30 и заканчивает 17:00. Обед у опрошенных начинается в 12:00 и заканчивается в 12.45, но 5 из опрошенных заканчивают его в 13:00. Со слов респондентов, иногда им приходится задерживаться на работе. Летать в командировки:
1. прибытие на место строительство аэродрома (командировки могут осуществляться по все России)
2. Затем, размещение в гостинице ( командировки длятся как минимум 3 дня)
3. В течении командировочных дней выполняется проверка выполняемой работы. Временный рамки рабочего дня не согласованы, все зависит от строящегося объекта и уровня его выполнения.
4. Заметки по поводу строительства
5. Отбытие обратно в Москву
6. Подготовка отчета.
В рабочий день входит: первоначально, постановка целей дня, затем, проверка выполненной работы, затем, выполнение личных заданий.
Инженер-проектировщик аэродромов получает задание от главного инженера проекта. В соответствии с этим задании он собирает исходные данные. Затем, на основе исходных данных и задания на проектирование инженер-проектировщик разрабатывает необходимый комплект чертежей. После разработки он отдает ее на проверку главному специалисту и смежным специалистам. Затем, устраняет полученные замечания и выпускает полученные чертежи. После, полученные чертежи комплектуются в книге и материал передается заказчику.
Динамические факторы труда. Работоспособность/утомляемость
Проанализировав ответы респондентов на вопросы анкеты, можно сделать выводы о наличии утомляемости и напряжения у инженера-проектировщика аэродромов в процессе деятельности и влияния этого на работоспособность. Семнадцать респондентов ответили, что утомляемость высокая, из них 3 человек дали пояснения : «полный рабочий день за компьютером сказывается плохо на здоровье человека», «работа на износ», «очень устают глаза от компьютеров» [47]. Двое ответили, что утомляемость не высокая, так как работа с компьютером чередуется с общением по службе, совещаниями, командировками. Один сказал, что это вопрос для каждого индивидуальный, и 1 сказал, что утомляемость средняя. Высокая утомляемость влияет и на работоспособность. В связи с высокой утомляемостью сотрудники могут медленнее, не качественнее выполнять работу, что может привести к ухудшению работы организации в целом.
Для повышения работоспособности компания мотивирует сотрудников инженерно-проектировочного отдела, куда входит возможность получения нового опыта, оплата труда, интересные проекты. Примерно одинаково, по мнению специалистов, на работоспособность влияют эргономичность рабочего места, удобный график работы и социально-психологический климат в коллективе[48].
4.2 Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49].
Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?»
Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа)
1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а только потом переносить на проект
2. Наглядно-действенный. Позволяет оперировать с образами предметов, при создании чертежа.
3. Абстрактно-логический. Позволяет в голове логически представить будущий проект.
4. Наглядно-образный. Позволяет, взглянув на уже имеющийся набросок чертежа, в принципе представить каким может быть объект и как его расчертить дальше.
5. Категориальный. Этот вариант никто не выбрал
Большинство выбрало аналитический склад ума, что соответствует профессии инженер-проектировщик аэродромов.
4.3 Требования к психических процессам
Профессиональные особенности познавательных процессов.
Профессия инженер-проектировщик требует высокого уровня внимания, ответственности. На этих людях лежит большая ответственность за сооружение аэродромов. Им необходимо высчитать каждую деталь, что бы построенный ими комплекс не принес проблем в процессе эксплуатации[50].
Требования к безошибочности этой профессии очень высоки[51]:
1. Требования к безошибочности очень высоки в связи с большими объемами денежных затрат на строительство аэродромов.
2. Требование высокое, потому что от этого будет зависеть, насколько будет безопасным конечный результат в ходе эксплуатации ВС ГА.
3. Высокие, на основании работы инженера- проектировщика строятся сложные здания и сооружения
4. Требования высокие в связи с действующими нормативами, а так же критериями безопасности.
5. Высокие, ошибки приводят к финансовой, административной, уголовной ответственности.
4.4 Требования к эмоционально-волевой сфере
Типичный уровень нервно-психической напряженности труда
Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярной теории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества. Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, что действительно важно; Остальное - это опасения, которые не оправдываются или рефлексия, пишет один из мировых журналов. На количество тревог и стресса также влияет наш образ жизни и сфера деятельности. Несмотря на личную устойчивость к беспокойству, существует "тревожность внушаемая", а точнее диктуемая избранной профессией и связанным с ней жизненным ритмом. Рейтинг самых стрессовых профессий возглавляют журналисты - 44% из них постоянно находятся в состоянии нервного перенапряжения[52]. Таковы итоги опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru[53] в апреле 2008 года среди 7400 представителей различных профессий. А вот инженеры оказались довольно устойчивыми к стрессу: только четверть из них считает, что часто подвергается стрессу. По признанию представителей этой профессии, практически единственное, что может вывести их из себя, это глупость окружающих: "Испытываю стрессы особенно часто, когда сталкиваюсь с глупостью и навязчивостью".
Из полученных данных, собранных анкетированием, только5 человек испытывают стресс и напряжение постоянно, а оставшиеся 19 иногда.[54]
Так же, испытуемым был предложен вопрос, если они ответили, что испытывают стресс,
4.5 Медицинские противопоказания
Работа противопоказана людям с заболеваниями: деформация пальцев рук; заболевания вестибулярного аппарата; органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (ограничивающие подвижность рук, радикулит, остеохондроз...). Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Выраженные дефекты зрения.
По данным анкетирования только 1 человек указал медицинские противопоказания: снижение уровня зрения, заболевание суставов спины, ног, варикоз, остеохондроз. Один написал, что противопоказания есть, но он их не знает. И остальные 19 человек написали, что медицинских противопоказаний нет.[55]
4.6 Профессионально-важные качества
Из полученных анкетных данных можно сказать, что основными положительными качествами являются: усердность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность[56]. Это проявляется по отношению к работе. Сама работа по себе, проектирование аэропортов, несет большую ответственность, помимо того, что нужно рассчитать все так, что бы объекты эксплуатировались как можно дольше, так же нужно позаботиться в дальнейшем о жизнях людей, которые будут заниматься эксплуатацией. А самыми нежелательными качествами для инженера-проектировщика аэродромов являются: бюрократизм, педантичность, назойливость и ненадежность. Скорее всего это складывается из-за отношения к выполнению работы в команде. Но каждый инженер ответственно относится к делу, и не может позволить себе халатности по отношению к работе.
Испытуемые, на вопрос «укажите основные качества, которые Вам помогают в работе» написали:
1. Ответственность-3
2. Усердность-4
3. Внимательность-2
4. Желание самосовершенствоваться-2
5. Исполнительность
6. Трудолюбие-3
7. Усидчивость
8. Честность
9. Принципиальность
10. Дисциплинированность
11. Общительность
12. Коммуникабельность-3
13. Добросовестное отношение к работе
14. Аккуратность
15. Понимание с полуслова
16. Ум
17. Выносливость-2
18. Амбициозность
Рядом с ответами написано число людей, упомянувших это качество. Качества, без рядом стоящих цифр, были упомянуты по одному разу.
Так же их вниманию был предоставлен вопрос, «какие качества Вам мешают». Респонденты дали следующие ответы[57]:
1. Назойливость2
2. Высокомерие
3. Безразличие
4. Лень
5. Некомпетентность
6. Ненадежность-2
7. Неусидчивость
8. Педантичность-3
9. Честность
10. Раздражительность
11. Ответственность
12. Бюрократизм-3
13. Нервность
5 Общая характеристика профессии
Мы провели профессиографическое исследование профессии инженер-проектировщик аэродромов и постарались получить полное представление об этой профессии. Таким образом, проанализировав данные из литературы, а также данные анкетирования, мы смогли сделать следующие выводы.
Профессия инженер-проектировщик аэродромов на данный момент является не очень популярной профессией, поскольку это узкая отрасль профессии инженер-проектировщик. На данный момент не так много строительных фирм занимается строительством аэродромов. В основном все проекты разрабатываются в государственном учреждении, «Аэропроект».
Но с развитием популярности и усовершенствования аэропортов, данная профессия так, же будет подниматься выше по рейтинговой лестнице.
На данный момент средняя заработная плата инженера-проектировщика аэродромов составляет 50 тысяч рублей.
Для того что бы стать инженером-проектировщиком аэродромов, необходимо иметь следующие специальности: специальность «строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов», специальность «инженер-строитель», специальность «Проектирование зданий», специальность «Система проектирования», специальность «Проектирование зданий и внутренней среды».
Основной функцией инженера-проектировщика аэродромов является разработка чертежей, в соответствии с руководящими и нормативными документами. Целью является выпуск проектной документации для обеспечения строительно-монтажных работ. Объектом инженера-проектировщика является законные и нормативные документы РФ в области строительства, а так же чертежи. Предметом является- инфраструктура аэродрома. Задачей это обеспечение качественной проектной документации строительства.
Основное свое время инженер - проектировщик на работе тратит на создание и проектирование чертежей. Он занимается этим как на бумаге, так и на специальных компьютерных программах. Иногда инженер уезжает в командировку для проверки соответствия выполнения строительных бригад намеченного чертежа. Но в основном это офисная работа, занимающая много времени.
Это очень тонкая и сложная работа, где огромнейшие сооружения указываются на бумаге вплоть до миллиметров. Поэтому, специалист должен обладать отличным зрением и не иметь деформацию пальцев рук, иначе он не сможет выполнять свою работу.
Инженер-проектировщик не работает над проектом в одиночку. Для проекта одного здания создается несколько чертежей, над которыми работают разные инженеры- проектировщики, отвечающие каждый за свою направленность. Но вместе с тем, инженер, создавая очередной чертеж, делает это один. Не могут 2 человека заниматься одновременно проектировкой. В связи с этим идет определенная очередность выполнения чертежа.
Важные качества инженера-проектировщика это усердность, трудолюбие, коммуникабельность.
Профессия инженер-проектировщик сама по себе очень утомляющая. Но ее «разбавляют» совещания, командировки, взаимодействие с другими работниками этого проекта. Но если учесть, чем занимается инженер-проектировщик аэродромов, получается это забвенческая, монотонная профессия. Специалист сидит за чертежным листом, а что еще более неблагоприятней, за компьютером и создает очередной чертеж определенного сооружения, а точнее только определенной части. Он все высчитывает, вымеряет, а так же все строительства и не только, нужно соотнести с условиями заказчика, другими словами «работа не на один день». От такой работы ухудшается зрение, начинает болеть спина, ноги. Но противовес всем вышеприведенным негативным последствиям – это интерес работника, а так же мотивационная сфера, в качестве достаточно высокой заработной платы, специальных льгот, бонусов и так далее.
Список литературы
1. Исследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано около 887 900 вакансий и 795 200 резюме. Период исследования: январь 2008г.-август 2009г. Регион: Москва. http://hh.ru/article.xml?articleId=710-http://hh.ru/
2. Рейтинг самых стрессовых профессий.
http://pavlovskyroman.com/publ/rejting_samykh_stressovykh_professij_2010_goda/1-1-0-39
3. Воронин А.А. «Техника и мораль». Вопросы философии, 1994-С.153
4. Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов» «Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992-С. 257
5. Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998 – С. 264
6. Иванов В.Н.. Аэропорты России в настоящем и будущем – М.: Воздушный транспорт, 2004 – С.160
7. Иванов В.Н. Московский авиационный узел – М.: Воздушный транспорт, 2002 – С.144
8. Иловайский И.В. Инженерное дело: маленькая энциклопедия - Нс.: Грот,1999 - С.89
9. Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998 - С.211
10. История гражданской авиации – М.: Воздушный транспорт, 1995. – С.110
11. Карман Т. , Био М. Математические методы в инженерном деле - ОГИЗ, 1948- С.424
12. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998-С.30
13.Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970-С.176
14. Кузнецов С. И.Большой толковый словарь Русского языка - М.: Норинт, 2008-С. 789
15. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект-Пресс- 1996-С.312
16. Михайлов В.Д., Михайлова Т.М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. М.: Амфора – 2000-С.364
17. Розин В.М. Философия техники - история и современность. Ин-т философии РАН
18. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.
М.: Гардарика – 1996-С. 400
19. Строительные нормы и правила- 32-03-96-аэродромы
20 Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
21. Харитонов А.И.. Бизнес-планирование авиаремонтного и эксплуатационного производства в гражданской авиации вчера, сегодня, завтра – М.: Воздушный транспорт, 2005. – С. 208
22. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир- 1973-С.386
23. Энциклопедия «80 лет – гражданская авиация России» – М.: Воздушный транспорт, 2003. – С. 1048
Приложение 1. Анкета
Анкета «Инженер-проектировщик аэродрома»
Вашему вниманию будет предложен ряд вопросов на тему Вашей профессиональной деятельности. При заполнении анкеты будьте внимательны, старайтесь не торопиться и давать честные ответы. Заранее спасибо!
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол, возраст и семейное положение.________________________________________________________
2. Укажите, пожалуйста, Вашу профессию, специальность, стаж работы и звание.____________________________________________________________
3. Насколько, по Вашему мнению, эта работа престижна, статусна в современном мире?
А) очень престижна
Б) есть более престижные и актуальные
В) этой специальностью мало интересуются
Г) другое_____________________________________________________________
4. Сколько в среднем получает специалист Вашего уровня и профессионального опыта?____________________________________________________________
5. Назовите, пожалуйста, Ваши основные квалификационные и должностные обязанности и права. __________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите Ваше образование.____________________________________________
7. Опишите общий режим и график Вашей работы( фотография рабочего дня: во сколько Вы приходите, чем занимаетесь в течении всего дня, в плоть до часов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каковы условия Вашей работы?__________________________________________________________________________________________________________________
9. Укажите, пожалуйста, какими критериями Вы руководствовались при выборе места работы?__________________________________________________________
10. С каким количеством людей Вам приходится общаться по долгу службы? Кто при этом общении преобладает?
А) коллеги
Б)работники других отделов
Г) другое_____________________________________________________________
11. Скажите, высокие ли требования ва Вшей профессии к безошибочности и надежности? Раскройте Ваш ответ.________________________________________________________________________________________________________
12. Насколько часты случаи дисквалификации по профнепригодности?____________________________________________________________________________
13. Укажите, пожалуйста, возрастные ограничения в Вашей специальности, если они есть.______________________________________________________________
14. Укажите, пожалуйста, наличие текучести кадров.__________________________
15. Насколько высока утомляемость в Вашей специальности?________________________________________________________________________________________
16. Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?
А) аналитический
Б) наглядно-действенный
В)абстрактно- логический
В) наглядно-образный
Г) категориальный
17. а) Испытываете ли Вы постоянное напряжение во время работы?
А) да
Б) нет
В)иногда
23 б) Если Вы ответили «да» и «иногда», то как напряжение влияет на эффективность Вашей трудовой деятельности. Раскройте ответ._____________________________________________________________________________________________________
18. Укажите, пожалуйста, 5 основных качеств, которые помогают Вам в работе?____________________________________________________________________________
19. Укажите, пожалуйста, 5 нежелательных качеств, мешающих Вашей работе.___________________________________________________________________________
20. Часто ли в Вашей специальности может наступить профессионально- эмоциональное выгорание и профессиональная деформация?______________________________________________________________________________________
21. Укажите, пожалуйста, какие квалификационные и дополнительные курсы Вам приходится посещать? Как часто?___________________________________________________________________________________________________________
22. Укажите, пожалуйста, какие есть возможности и ограничения с точки зрения законодательства РФ (административная и уголовная ответственность)?__________________________________________________________________________
23. Есть для Вашей специальности медицинские противопоказания? Если, да, то укажите, пожалуйста, какие.__________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Результаты анализа ответов на вопросы анкеты
Рисунок 1. Средняя заработная плата респондентов
Рисунок 2. Образование инженера-проектировщика аэродромов
Рисунок 3. Процесс работы инженера-проектировщика аэродрома
Рисунок 4. Условия работы и критерия
Рисунок 5. Люди, с которыми приходится общаться
Рисунок 6. Утомляемость данной профессии
Рисунок 7. Тип мышления инженера-проектировщика аэродромов
Рисунок 8. Испытывает ли инженер-проектировщик напряжение во время работы
Рисунок 9. Качества, которые помогают в работе
Рисунок 10. Нежелательные качества в профессии
Рисунок 11. Медицинские противопоказания
Рисунок 12. Квалификационные и должностные обязанности
[1] Кузнецов С. И.Большой толковый словарь Русского языка - М.: Норинт, 2008
[2] См. там же.
[3] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970-С.176
[4] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» http://www.aeroproject.ru/index.php
[5] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998
[6] Приложение 1.
[7] Приложение2, рис.1.
[8] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970
[9] Михайлов В.Д., Михайлова Т.М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. М.: Амфора – 2000
[10] Энциклопедия «80 лет – гражданская авиация России» – М.: Воздушный транспорт, 2003
[11] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[12] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[13] См. там же
[14] Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
[15] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998
[16] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[17] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998
[18] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[19] Приложение 2, рис. 12
[20] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[21] См. там же
[22] История гражданской авиации – М.: Воздушный транспорт, 1995
[23] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998
[24] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[25] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998
[26] Иловайский И.В. Инженерное дело: маленькая энциклопедия - Нс.: Грот,1999
[27] Иловайский И.В. Техника. Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998
[28] Приложение 2, рис. 2
[29] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[30] МАДИ, курс, читаемых лекций.
[31] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998
[32] Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов» «Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992
[33] Приложение 2, рис. 6
[34]Воронин А.А. «Техника и мораль». Вопросы философии, 1994
[35] Приложение 2, рис. 5
[36] Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт, 1998
[37] Харитонов А.И.. Бизнес-планирование авиаремонтного и эксплуатационного производства в гражданской авиации вчера, сегодня, завтра – М.: Воздушный транспорт, 2005.
[38] Приложение 2, рис. 1
[39] Исследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано около 887 900 вакансий и 795 200 резюме. Период исследования: январь 2008 г.- август 2009 г. Регион: Москва. - http://hh.ru/article.xml?articleId=710
[40] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[41] Иванов В.Н. Московский авиационный узел – М.: Воздушный транспорт, 2002
[42] Приложение, рис. 4
[43] Кухарчик Н.Н. Персонал: «роскошь» или капитал. Бергколлегия, 2004, № 6(21), с.34-35.
[44] Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов» «Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992
[45] Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия, 1970
[46] Приложение 2, рис.3
[47] Приложение 2, рис.6
[48] Михайлов В.Д., Михайлова Т.М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. М.: Амфора – 2000
[49] Приложение 2, рис.7
[50] Строительные нормы и правила- 32-03-96-аэродромы
[51] Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект») http://www.aeroproject.ru/
[52] Ретинг самых стрессовых профессий по мнению Super-Job.ru
http://pavlovskyroman.com/publ/rejting_samykh_stressovykh_professij_2010_goda/1-1-0-39
[53] Super-Job- http://superjob.3dn.ru/
[54] Приложение 2, рис.8
[55] Приложение 2, рис.11
[56] Приложение 2, рис.9
[57] Приложение 2, рис.10
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Институт Права и Гуманитарного Образования Кафедра Организационной психологии Профессиографическое исследование деятель
Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Психология "пикапа": его методы, психологические принципы и приёмы
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Психологические особенности работы с несовершеннолетними
Роль семьи и школы в формировании потребностей
Конфликтное поведение человека
Моделирование комплекса рекомендаций по управлению конфликтами в трудовом коллективе и исследование состояния конфликтных ситуаций на примере ООО "Касмала-Инвест"
Склонность к правому авторитаризму у школьников 11-х классов
Особенности социальной адаптации подростков
Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.