База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна — Психология

Балтийский институт психологии и менеджмента

Учебная программа высшего

профессионального образования  «Психология»

Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна

 

Курсовая работа 1

Нина Кейша

студентка1 курса

вечернего отд.

Научный руководитель:

В. Петляк

Рига, 2010


АНОТАЦИЯ

Во все времена людей интересовали вопросы, связанные с таким состоянием человека, как сон, его роли в развитии человека. Множество исследователей брались за описание этого состояния. Свои многочисленные работы писали на эту тему физики и химики, неврологи и психиатры. Вторым, не менее значимым вопросом, интересовались философы и психологи. Это причины возникновения и роль сновидений в развитии человека.

Процесс развития в целом можно рассматривать как результат взаимодействия двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы.[1]

Согласно представлениям К.Юнга, термин "психическое развитие человека" необходимо рассматривать в связи с самыми различными понятиями, служащими в качестве моделей, таких как: телесные, духовные и душевные возможности развития, которые имеют место в течение всей жизни[2]

Данная работа представляет собой общий обзор имеющихся исследований и материалов изучения, которые были проведены, начиная с исторических времён и заканчивая сегодняшним днём, с целью выявление роли сна и сновидений на физическое и психическое развитие.

Для достижения указанной цели, автор постарался совместить знания нескольких наук: науки о сне - сомнологии, науки о динамике биологических процессов - физиологии, науки о душе - психологии и решить следующие задачи:

–  рассмотреть истории исследований в областях сна и сновидений,

–  изучить психофизиологических аспектов понятия «сон»,

–  объяснить известные теории сновидений,

–  изучить психическое и физическое развитие человека в онтогенезе.

В заключении автор постарался выявить роль сна и сновидений в иерархии таких жизненно важных функциях человека, как дыхание, ощущения, движение, питание и мышление.


СОДЕРЖАНИЕ

сон сновидение психофизиологический

Введение.

Глава 1.История исследований сна и сновидений

Глава 2. Определение понятия «Сон»

2.1 Теории возникновения и функции сна

2.2 Психофизиологические характеристики сна

2.3. Влияние депривации сна на психические процессы

2.4. Расстройства сна

2.6 Современные методы исследования сна

Глава 3. Теории сновидений

Глава 4. Психическое и физическое развитие человека в онтогенезе

4.1. Возрастные стадии физического развития

4.2. Возрастные стадии психического развития

4.3. Сон и сновидения в онтогенезе

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

 

«Я сплю, я вижу сны – следовательно, я существую!

Более того, я должен спать и видеть сны, дабы существовать»

 Жуве, 2008, с. 36

 

Мы живём в век быстро развивающихся технологий и скоростей. Согласно теориям человеческих потребностей (от теории Абрахама Маслоу (1954) до теории Уильяма Тэлли(1986))[3] - это значительное количество факторов, которые условно можно поделить на две группы - низшие и высшие. Сон и сновидения входят в первую группу потребностей, наравне с потребностями в дыхании, ощущениях, мышлении, движении, пище. Чтобы человек мог обеспечить себя всеми необходимыми для него на сегодняшний день потребностями, его организм должен изыскивать и использовать свои возможные энергетические запасы. Как известно, восполнение энергией происходит за счёт среды обитания, социальных обстоятельств, питания, отдыха. Есть ли возможность у человека пополнять запасы энергии каким-то другим путём, самостоятельно? Конечно, есть! И этот путь уже давным-давно найден. Это - обыкновенный сон. Единственный недостаток у этого пути это то, что человек сознательно способен лишать себя сна, вследствие чего организм человека испытывает не только истощение, но и все последующие за ним нарушения здоровья как физического, так и психического. От недостатка сна развиваются различные заболевания, и тогда человек начинает лечиться, вместо того, чтобы продолжать активную деятельность, которая ему от рождения была предназначена природой для удовлетворения его потребностей и желаний.

Тысячи лет назад для жителей древнего Египта и Греции вопрос врача: «Что Вам снилось прошлой ночью?» - был бы совершенно обыденным, так как ещё в Древнем Шумере сны героев и правителей всегда подробно записывались и на протяжении многих веков, выдающихся умы того времени являлись со своими уникальными изобретениями, идеями и предлагали способы лечения болезней через сновидения.

В конце XIX века основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд в своём выдающемся труде «О сновидениях» (1900) жёстко определил границы в изучении сна, как физиологического процесса и сна (в понятии - сновидения), как средства для психоанализа и выявления внутренних конфликтов. Основываясь на его теории, в дальнейшем исследователи изучали или одну или другую сторону этого вопроса.

В XX веке приверженцы психоанализа в психологии находили всё больше и больше факторов, подтверждающих мнение Фрейда о том, что сновидения являют собой нечто психическое. Учёные из различных направлений науки, такие как физиологи, химики, последователи различных направлений в психологии проводили эксперименты и исследования со спящими и сновидцами. На основании результатов этих экспериментов крепло убеждение в том, что сон - это совокупность различных фаз, в одной из которых есть место сновидениям, имеющим не маловажное влияние на психику человека.

Александр Моисеевич Вейн (1928-2003), автор первого полисомнографического исследования в СССР, в своей книге «Сон: тайны и парадоксы» (2003), проводя параллели между физиологией и психикой, обнаруживает связь между ними, отвечая на такие вопросы, как: Что происходит в мозге во время сна? Как рождается во сне психическая деятельность? Как формируются сновидения?

В данной курсовой работе, с целью выявления роли сна и сновидений в психическом  и физическом развитии человека, будет изучена история исследований сна и сновидений, а также рассмотрены:

ü  процессы, происходящие в организме человека во время сна,

ü  теории по изучению причин возникновения сновидений, а также

ü  психическое и физическое развитие человека в онтогенезе.


Глава 1

История исследования сна и сновидений

 

Наиболее древние послания из Шумер, Вавилона, Ассирии и Египта наделяют сновидения пророческими функциями, присущими феномен божественного происхождения

И только в античной Греции появляются первые попытки научного объяснения сущности сновидений:

Антифон принципиально отклоняет возможность божественного происхождения сновидений.

ü  Гераклит указывает на значение памяти для формирования образов сновидений.

ü  Демокрит отмечает зависимость сновидений от того, что было воспринято человеком перед сном и от репродукции увиденных образов.

ü   Аристотель писал о том, что сон, принадлежит по своей природе к пограничным состояниям между жизнью и не жизнью, и среди всего прочего занимался проблемой припоминания снов.

Средние века чуть ли не полностью ограничиваются одним только символическим истолкованием сновидений по принципу аналогий. Со времен Аристотеля: сон рассматривался как некое маргинальное состояние, а наличие сновидений – лишь как признак недостаточно глубокого сна.

Во времена рационалистической культуры Ренессанса и Просвещения мы встречаем лишь мимолётные упоминания о сновидениях в философских размышлениях Беркли и Канта.

 В XIX столетии на тему сновидений появились как описательные, так и теоретико-философские трактаты Готтхильфа Генриха Шуберта (1840), Радестока (1878) и Сплитта (1892) и наряду с этими работами в 1861 году Мори проводит первые эмпирические исследования сновидений.

В это же время Зигмунд Фрейд, пишет об охранительной роли сновидений, препятствующих преждевременному пробуждению.

При дальнейшем же сравнении сновидений Фрейд узнаёт, что бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение: «...Да, в этом пункте противоречие между  медицинским и психоаналитическим  пониманием сновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрения сновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишена всякой критики; с нашей же, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когда содержащаяся в мыслях сновидения критика, (суждение:"это бессмысленно") должна найти свое изображение.» («О сновидении»1899)

Началом «науки о сновидениях» необходимо считать выход книги Зигмунда Фрейда «Толкование снов» (1900).

В результате дискуссий, разгоревшихся вокруг теории сновидений Фрейда, сформировалось два направления исследований: физиологические исследования процесса сна и психологические исследования увиденных сновидений. Первый тип исследований привёл к такому важному открытию, как обнаружение во время сна фазы быстрых движений глаз (Сон  БДГ). Дальнейшие исследования показали, что кроме БДГ-фаз, существует ещё целый ряд других физиологически активных процессов, таких как фазовые реакции зрачков, незаметные подёргивания мышц, активация сексуальных органов и т. д.. Демент и Клейтман (1957) говорят о том, что фазы физиологической активности совпадают с фазами видения сновидений.

Интересен научный подход З.Фрейда к двойственному характеру сна: психические компоненты – сновидения, физиологические компоненты – медленный сон Фрейд пишет: «Меня мало занимает проблема сна, так как в принципе это физиологическая проблема, хотя в характеристике состояния сна и содержатся изменения условий функционирования для психического аппарата» (Фрейд 1900). Этим Фрейд показывает своё знание того, что противоречия, присущие сну, а именно, противоречия между физиологическим и психическими компонентами находят своё отражение в научной области, формируя два направления исследований –или физиологические исследования процесса сна, или психологические исследования увиденных сновидений. Фрейд решился в пользу исследований сновидений, не забывая при этом, что он ограничивает себя исключительно одной стороной единого процесса «сна».

Не малый вклад в изучение сна внесла Российская учёная Манасеина М.М.

Она выполнила интересное психологическое исследование сновидений. В течение 5 лет она записывала сны 37 различных людей. В результате анализа записанных сновидений, учёная пришла к следующим выводам:

 люди образованные и ведущие активную мозговую жизнь видят больше снов, чем люди малообразованные и отсталые; сны образованных людей более логичны, сложны и разнообразны; у журналистов, химиков, учителей и других работников «умственного труда» бывает лишь от 3 до 10 ночей без сновидений в месяц, а у рабочих – от 8 до 25; сны становятся более редкими с возрастом. М. М. Манасеина провела первые в истории науки опыты по депривации  сна. Результаты этого исследования были доложены в Риме в 1894 году на I Международном конгрессе по медицине. и в том же году опубликованы в журнале «Archive italienne de biologie на французском языке» (de Manacéine, 1894). (Ковальзон,2009)

Современные представления о природе сна сформировались во второй половине XX века, после появления методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма, ЭЭГ), мышц (электромиограмма, ЭМГ) и глаз (электроокулограмма, ЭОГ). Крупным достижением в этой области было открытие явления «парадоксального сна».в 1950-е годы. Н. Клейтманом, У. Дементом (США) и М. Жуве (Франция)


Глава 2

Определение понятия «Сон»

 

2.1 Теории возникновения и функции сна

Изучая работы Вейна, Марютиной, Ковальзона а так же используя энциклопедические сведения, получилось возможным составление таблицы, в которой можно проследить этапы возникновения и различность теорий и подходов, согласно которым развивался сон. (Табл.2.1.)

Таблица 2.1. Теории снов

Теория Приверженцы Описание теории Исследователь, описание эксперимента

Гемодинамическая теория

Пьер Жак Жорж (1757-1868)

Сон возникает, вследствие застоя крови в головном мозге из-за принятия телом горизонтального положения

Клод Бернар (1813-1878)

И.Р.Тарханов (817-1894)

Моссо

(1846-1910)

Сон возникает, вследствие недостатка кислорода, развивающегося в головном мозге из-за анемии (оттока крови).

Моссо.

На «Доску-весы» укладывали человека и наблюдали за равновесием весов. После засыпания весы перевешивались

Шопенгауэр (1788-1860)

Броун-Секар (1817-1894)

Черни

(1842-1916)

Сон возникает вследствие гиперимии - притока крови к головному мозгу

Черни.

Во время проведения операции с трепанацией черепа хирург наблюдал за притоком крови к тканям головного мозга

 Наркоз - искусственный сон.

Гистологичес-кая теория

Дюваль

(1974-1841)

Сон возникает вследствие разрыва связей между окончаниями нервных клеток головного мозга, которые из-за дневной активной деятельности устают и изменяются в размере в сторону уменьшения (сокращения).

Химическая теория

И.И.Остро-мысленский

(1880-1939)

Сон возникает вследствие сокращения в клетках головного мозга количества кислорода, который расходуется на переработку накопившихся в них легко окисляющихся продуктов, то есть во сне происходит очищение организма.

И.И. Остромысленский.

Собакам, живущим в режиме здорового сна вводилась инъекция , состоящая из элементов крови, спинномозговой жидкости и экстракта веществ головного мозга, взятых у не спящих длительное время собак после их гибели и здоровые собаки засыпали.

Продолжение таблицы 2.1.

Химическая теория

И.И.Мечников

(1845-1916)

Лежандр, Пьерон

(1881-1964)

Выделение организмом «сонного яда», который вынуждает человека спать.

Лежандр и Пьерон.

Сравнение структур головного мозга у собак, усыплённых сразу после депривации сна и не проходивших депривацию сна. Наблюдались масштабные изменения в форме ядер нервных клеток.Мембрана, казалось, была изъедена лейкоцитами.

М.Монье и Г.А.Шонненберг

(Швейцария 1977)

Выделение гипногенного фактора пептидной природы из церебральной крови кроликов. Этот фактор вызывал у кроликов увеличение медленно-волнового сна в электроэнцефалограмме после центрального или системного введения в малой дозе, именно с этим связано его название - пептид дельта-сна (DSIP, delta sleep inducing peptide)[4]

Инстинктивная теория

Э. Клапаред

(1873-1940)

Сон возникает из-за торможения мозга, которое возникает, благодаря контролю нервной системы.
Сон как торможение

И.П.Павлов

(1949-1936)

Разделение сна на 2 два вида: пассивный, в силу отпадения массы раздражений и активный, в виде тормозного процесса

Рудольф Гесс (1881-1973)

Введение в мозг кошек электродов с подачей слабого тока дало обнаружение «зоны сна» в зоне суб-таламуса, так как кошки при этом засыпали. Сильная же сила тока делала животных агрессивными.

Энергетический или компенсаторно-восстановительный процесс

П.К.Анохин

(1898-1974)

При длительном бодрствовании уровень жизненной активности клеток коры мозга снижается, поэтому их тормозное влияние на гипоталамус ослабевает. При снижении восходящего потока возбуждения человек засыпает.

Продолжение таблицы 2.1.

Информационный подход

И. Н. Пигарев

(гипотеза,1994)

А.М.Вейн

(1928-2003)

При утомлении нарушается синхронизации в работе мозговых структур. В сновидениях, отражается про-цесс упорядочения биоритми-ческих отношений между мозговыми структурами биоритмическому фону, по­этому, возможно, нейроны, активно функционировавшие в течение дня вынуждены активно работать в БДГ.
Психо-динамический подход А.М.Вейн В иерархически построенной мозговой системе между структурами осуществляется динамическое взаимодействие, результатом которого является определяющая  направленность состояния организма — в сторону бодрствования или сна. В этой же системе направленность состояния организма координируется с деятельностью вегетативной и соматической систем, и получает свой эквивалент в виде субъективно переживаемого психического состояния.
БГД

М.М.Манасеина-Коркунова (1843-1903).

Н. Клейтман

(1885-1999)

Ю.Азеринский

(1924-1998)

 Мишель Жуве

«Парадоксальный сон (БГД) - это не классический сон и не бодрствование, а особое, третье состояние организма, характеризующееся парадоксальным сочетанием активности мозга и расслабления мышц, как бы активное бодрствование, направленное внутрь.[5]»

М.М.Манасеина-Коркунова

Провела первые в истории науки опыты по депривации (лишению) сна на щенках, результатом которых стали выводы о том, что основные эффекты продолжительной депривации сна возникают в мозгу, и отличны от тех, которые возникают у собак, погибших от голода в течение 20-25 суток. Таким образом, заключила Манасеина, сон для организма важнее пищи

2.2 Психофизиологические характеристики сна

По мере того, как человек засыпает, , появляется начальная (или нисходящая) 1-я стадия. (см рис 2.2.1)Затем 2-я, 3-я и 4-я стадии последовательно сменяют друг друга. После этого следует обратный переход от 4-й стадии через 3-ю и 2-ю в фазу быстрого сна. Она переходит в 2-ю стадию, затем наступают 3-я, 4-я, 3-я, 2-я стадии и, наконец, опять появляется фаза с БДГ. Этот цикл, начинающийся со 2-ой стадии и кончающийся фазой с БДГ, регулярно повторяется в течение всей ночи. Исключение составляют лишь более поздние, предутренние циклы, которые обычно не включают 4-ю стадию – сон углубляется лишь до 3-й стадии, после чего следуют 2-я стадия и фаза быстрого сна. Это чередование периодов поверхностного и глубокого сна происходит каждые несколько часов, в результате за ночь взрослый человек проводит около 6 часов в глубоком сне и примерно два — в поверхностном.

Рис.2.2.1 Фазы сна. (Д.Крюков http://visualrian.ru/images/item/602151)


Медленый сон характерен(см. рис 2.2.2.):

ü  Снижением выработки кортизола - гормона стресса. Кортизол вырабатывается надпочечниками, регулирует кровяное давление, сужает сосуды и участвует в действии других гормонов.

ü  Увеличением до исключительно высокого уровня выработка мелатонина и гормона роста. Гормон роста вырабатывается в передней доле гипофиза и влияет в детстве на процессы роста, а в зрелом возрасте на процессы метаболизма и регенерации.

ü  Активизацией анаболических процессов обмена веществ

Парадоксальный сон характерен:

ü  Увеличением уровня картизола

ü  Уменьшением выработки гормона роста

Рис. 2.2.2. Динамика вегетативных и гормональных показателей по стадиям и фазам сна  АД - артериальное давление, где

ЧД - частота дыханий;

 КГР - кожно-гальванический рефлекс;

МКр - мозговой кровоток;

Т°м - температура  мозга;

СТГ - соматотропный гормон (гормон  роста);

АКТГ - адренокортикотропный  гормон.

(Ист. http://wsyachina.narod.ru/psychology/sleep.html)

На рис.2.2.3. рисунке в сравнительном характере показаны электрические импульсы, записанные при энцефаллограмме с описанием состояния в котором находился в этот момент человек.

Рис.2.2.3. Электрические колебания в мозге в состоянии бодрствавания и сна

(Ист. http://www.nkj.ru/archive/articles/3136/?ELEMENT_ID=3136&print=Y)

2.3 Влияние депривации на психические процессы

Интерес к исследованию эффектов депривации (лишения) сна основывается на данных о том, что у людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении.
Полная депривация.
Через 24–28 ч полного лишения сна электрическая активность мозга снижается и ЭЭГ становится примерно такой же, как во время засыпания, хотя человек выглядит бодрствующим и двигается с открытыми глазами. Люди, лишенные сна, способны поддерживать эффективную деятельность лишь очень короткое время; если же они работают длительно, то совершают большое количество ошибок, особенно в условиях ограниченного времени. В первую ночь, когда испытуемому позволяют заснуть после трех-четырех дней полного лишения сна, отмечается значительное увеличение продолжительности 4-й стадии при относительном сокращении фазы с БДГ. В последующие ночи происходит компенсаторное увеличение продолжительности сна с БДГ. В то же время после длительного лишения сна (от восьми до десяти суток) в первую восстановительную ночь увеличивается продолжительность как сна с БДГ, так и 4-й стадии. В условиях ограничения продолжительности сна, но не полного его лишения происходит удлинение 4-й стадии за счет сокращения других стадий сна без БДГ, преимущественно 3-й стадии.
Избирательная депривация.
Если человека избирательно лишить только 4-й стадии, то в последующем, как только ему позволят спать без помех, происходит компенсаторное ее удлинение. Когда человека будят лишь во время сна с БДГ, то, засыпая вновь, он будет все чаще погружаться именно в эту фазу сна. Данный эффект становится все более отчетливым в каждую последующую ночь депривации. Как только испытуемому позволят спать всю ночь спокойно, у него возникает значительное увеличение общей продолжительности сна с БДГ. В настоящее время установлено, что лишение сна с БДГ не приводит к выраженным психическим изменениям.
Эксперимент полной депривации:
Уильям К.Демент (родился 1928), исследователь Стэнфордского университета, наблюдал за Ренди. Гарднером, с 28 декабря 1963 г. по 8 января 1964 г. — т.е. 264 часа или 11 дней, которому по его воли не давали спать, одновременно отслеживая его состояние при помощи тестов.

1-ый день - Ранди Гарднер проснулся в шесть утра. К двум часам дня он начал потягиваться, почувствовал, что внимание стало трудно фокусировать.

2-ой день - испытуемый труднее, чем обычно, распознавал предметы.

3-ий день - школьник стал капризным, начал огрызаться друзьям, стал испытывал трудности при произношении обычных скороговорок.

4-ый день -  у Ранди возникло ощущение, что глаза засыпали песком, их что-то царапает, внезапно стали возникать галлюцинации.Помощники делали всё, чтобы Гарднер не заснул, кроме одного– не давали никаких препаратов, допинга, включая кофеин.

Когда большее количество дней прошло, речь Гарднера стала нечленораздельной, ему трудно было остановить взгляд на чем-либо надолго. Часто возникали головокружения, он через минуту не помнил того, что сказал, стали изводить галлюцинации.Чтобы удостовериться, не произошло ли повреждение мозга была проведена проверка его общего состояния в военно-морской больнице в Парке Бальбоа. Врачи не нашли никаких физических отклонений, хотя пациент казался дезориентированным и чувствовал себя неуютно.После завершения эксперимента школьник проспал четырнадцать часов и сорок минут.

До 2007 года у Гарднера не было выявлено каких-либо последствий эксперимента.

 

2.4 Расстройтсва сна

 

Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизоды, а у взрослых сохраняются лишь фрагментарные воспоминания. Оба типа расстройств чаще отмечаются в детстве и, вероятно, связаны с задержкой созревания центральной нервной системы.

 Ночные кошмары – представляют собой сновидения, возникающие во время сна с БДГ и отличаются от ночных страхов, приуроченных к 3-й и 4-й стадиям. Ночные кошмары у детей – проявление их эмоционального созревания, они отражают временные трудности в различении реальности и фантазии. Ночные кошмары у взрослых чаще связаны с психологическими факторами.

Ночной энурез, или недержание мочи во время сна, тоже происходит в фазе сна без БДГ. Хотя упускание мочи возможно в любое время ночи, чаще всего оно наблюдается в первую ее треть, когда преобладают 3-я и 4-я стадии. Если, человек в этот момент не просыпается и не меняет белье,то на протяжении нескольких часов не появляются 3-я и 4-я стадии, и если человек просыпается в последующий период с БДГ, то может вспомнить фрагменты сновидений, связанных с недержанием.

Нарколепсия проявляется кратковременными внезапными приступами непреодолимой сонливости, а приступы засыпания сопровождаются появлением на ЭЭГ тех же изменений, что и во время сна с БДГ.

При гиперсомнии периоды повышенной дневной сонливости и приступы засыпания обычно более длительны и продолжаются от одного до нескольких часов. Это расстройство бывает обусловлено как психологическими, так и органическими факторами.

Апноэ (остановка дыхания) во сне характеризуется полным прекращением газообмена, продолжающимся более 10 с, иногда свыше 1 мин. Точная причина этого состояния неизвестна, и легких случаях апноэ во сне удается устранить с помощью лекарственных средств и снижения веса. В тяжелых случаях иногда требуется хирургическое вмешательство.

 Инсомния (бессонница). Выделяют три типа инсомнии: при первом - нарушается засыпание, при втором – поддержание сна, при третьем отмечается раннее окончательное пробуждение. Причины инсомнии многообразны. Она может возникать в ответ на преходящий стресс, хронический эмоциональный конфликт или соматическое заболевание. Эффективное лечение хронической инсомнии требует комплексного подхода и включает психотерапию, поведенческую терапию и – в качестве дополнительной меры – разумное использование лекарственных средств.

2.6 Современные методы исследования сна

Основным методом исследования сна человека является полисомнография - метод регистрации показателей жизнедеятельности во время сна. Обычно ПСГ проводится во время ночного сна. Целью проведения полисомнографического исследования является объективизация деятельности организма человека во время сна, то есть регистрируется ряда показателей, таких как: Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - запись электрической активности мозга, Электроокулограмма (ЭОГ) - запись движений глаз, Электромиограмма (ЭМГ) - запись напряжения мышц (чаще подбородочных). Совокупность этих трех показателей позволяет в любой момент времени определить, в какой стадии сна находится человек. По результатам записи сна строится временной график сна - гипнограмма (см рис 2.2.1), а затем вычисляются различные характеристики сна (время засыпания, продолжительность стадий сна и т.д.) и сравниваются с нормативными. ПСГ позволяет ответить на 2 основных вопроса:

1. Соответствуют ли показатели сна пациента нормативным? 2. Какие феномены встречаются во время сна и могут быть причиной его нарушения?

Для того, чтобы получить данные не только о структуре сна, но и об упомянутых вредных феноменах, связанных со сном, при ПСГ регистрируется еще несколько показателей: Поток выдыхаемого воздуха из рта и ноздрей, дыхательные движения груди и живота, шум дыхания (храп), уровень насыщения крови кислородом, положение тела в постели, число сердечных сокращений.

Для диагностики храпа и апноэ во сне могут использоваться упрощенные варианты полисомнографии - ночное и дневное кардиореспираторное мониторирование. При этом накладываются только датчики для оценки дыхания во сне. Время сна определяется по данным видеомониторирования. В дневное время при трудностях засыпания пациент получает короткодействующий снотворный препарат, не изменяющий картину дыхания во сне.

Для количественной оценки дневной сонливости используется множественный тест латенции сна (мтлс). В течение дневного времени 5 раз пациента укладывают спать с наложенными как при ПСГ датчиками. Затем усредняют время засыпания и сравнивают с нормативным. Этот тест используется для диагностики нарколепсии.


Глава 3

Теории сновидений

Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом (1856–1939), книга которого „Толкование сновидений“ появилась на прилавках книжных магазинов в ноябре 1899 года.

По Фрейду, сновидение ничего не предвещает и вообще не имеет ни малейшего отношения к будущему. В нём только прошлое и пережитое. Анализ сна даёт возможность разобраться в затаённых стремлениях и страхах, к корням которых другими путями очень трудно подобраться.( Е. Гольцман)

Перед тем как разработать теорию сновидений, Фрейд интенсивно изучал нейробиологию. Однако в то время был известен только процесс возбуждения; процесс подавления ещё не был открыт. Основываясь на предположении о возбудительной функции нервной системы, Фрейд полагал, что нервная или, по его выражению, психическая энергия способна разряжаться только через моторные реакции. Это означает, что пришедшая в голову идея будет вечно беспокоить человека, пока он не решит что-нибудь с ней сделать. Иначе она сама найдет способ бессознательно выразиться в каком-либо непреднамеренном действии, подобном знаменитой "фрейдовской оговорке" (Стивен Лаберж)

Согласно теории Карла Густава Юнга -общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает - весьма деликатным образом - целостное психическое равновесие.Сон компенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности неадекватного пути. Если же предупредительные знаки сновидения игнорируются, то может произойти реальный несчастный случай. Жертва может упасть с лестницы или попасть в автомобильную катастрофу.

По мнению Карла Юнга все источники сновидений можно разбить на четыре группы, которыми пользуются и для классификации самих сновидений.

1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение.

4. Чисто психические источники раздражения

Кэлвин Холл (1909–1985) пришёл к выводу, что в снах люди, как правило, имеют дело не с интеллектуальными, научными, культурными или профессиональными проблемами, а со своим внутренним миром. В снах выражаются мысли человека о себе и своих желаниях, о людях, с которыми он общается, о запретах и наказаниях за их нарушение, о жизненных затруднениях и путях достижения цели. (Е. Гольцман,2003)

Томас Морган (Morgan, Thomas Hunt) (1866-1945), рассматривал сновидения, как нечто способное имитировать образное творчество. Наиболее широко распространен взгляд на происхождение иллюзорных и истинных сновидений. В обзорах многих учёных сновидения предстают как продукт психической активности, которая в норме происходит во время сна. Таким образом, сновидения представляются как аккомпанемент процесса активации мозговых цепей для консолидации следов памяти («дневные резидуа», по Фрейду) и для подкрепления более старых следов консолидированной памяти.

В 1977 году д-р Алан Хобсон и д-р Роберт Маккарли представили нейрофизиологическую модель сна в, которой было  высказано предположение, что сновидение физиологически вызывается "генератором состояния сна", расположенным в мозге. Система мозга периодически, с предсказываемой регулярностью, "включает" состояния сна, что позволило Хобсону и Маккарли с математической точностью смоделировать этот процесс. Во время БДГ-фазы, когда включен генератор состояний сна, чувственный ввод и моторный вывод полностью блокированы. В этом состоянии кора головного мозга активизирована. Она бомбардируется случайными импульсами, генерирующими чувственную информацию внутри системы. Активизированная кора, основываясь на такой сгенерированной информации, синтезирует сон, изо всех сил стараясь окутать смыслом предложенную бессмыслицу. Основная мотивирующая сила сновидения, по словам учёных, носит не психологический, а физиологический характер. Время возникновения и длительность сновидения довольно постоянны, и это дает все основания считать, что сны имеют запрограммированный характер, определяемый деятельностью нейронов". Движущую силу сновидений они видят не только автоматической и периодической, но и, определяемой обменом веществ.

Что же касается «особых стимулов, определяющих видения во сне», то, как полагают Хобсон и Маккарли, они возникают в стволе мозга и никак не зависят от деятельности познавательных областей коры головного мозга, так как она успешно справляется со сложной работой и генерирует относительно связные образы, основываясь на шумовой информации, посылаемой мозговым стволом. Таким образом, очевидно, что сновидения берут свое начало в сенсорно-моторной системе и лишь отчасти наделены идейным, волевым и эмоциональным содержанием. Эта концепция заметно отличается от идей Фрейда, согласно которым основными стимулами сновидения являются «мысли во сне» или «желания»


Глава 4.

Психическое и физическое развитие человека в онтогенезе

 

4.1 Возрастные стадии физического развития

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарат. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

ü  Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

ü  Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

ü  Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и втечении какого времени поддерживать такую активность.

ü  Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

ü  Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой засчет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

ü  Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

ü  Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

ü  Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

ü  Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.

ü  Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела для определенных достижений.

ü  Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

Высшей нервной деятельности принадлежит ведущая роль в онто– и филогенезе. В текущих реакциях организма большое значение имеют взаимные переходы возбуждения и торможения, а также сдвиги взаимоотношений желез внутренней секреции.

Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. К 20 годам размер мозга достигает взрослого уровня и уже к 30 годам мозг имеет наибольший вес.

Индивидуальные колебания веса мозга составляют 40–60 %. Это обусловливается вариациями веса тела у взрослых. В период от рождения до взрослого состояния вес головного мозга увеличивается примерно в четыре раза, а вес тела – в 20 раз.

Исключительная роль в онтогенезе человека принадлежит скелетной мускулатуре. В период мышечного покоя в мышцах освобождается 40 % энергии, а во время мышечной деятельности освобождение энергии резко возрастает. Известный физиолог И.А. Аршавский (1903-1996) сформулировал энергетическое правило скелетных мышц: «особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры».

За период от рождения и до окончания роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз, и их развитие продолжается до 25–30 лет.

У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет более гибкий, эластичный, легко деформируется при длительной и тяжелой нагрузке или неправильных положениях тела. Количество минеральных веществ в костях с возрастом увеличивается, в связи с чем кости становятся более хрупкими и чаще ломаются. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин – к 17–21, у мужчин – к 19–24 годам.

Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е. образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.

Работа организма сопровождается непрерывным его обновлением: одни клетки погибают, другие их заменяют. У взрослого человека в течение суток гибнет и заменяется 1/20 часть клеток кожного эпителия, половина всех клеток эпителия пищеварительного тракта, около 25 г крови и т. д. Для непрерывного обновления и построения новых клеток организма, работы его органов и систем – сердца, желудочно-кишечного тракта, дыхательного аппарата, почек и другого, для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энергию человек получает при распаде и окислении в процессе обмена веществ.

Поскольку на единицу массы у детей приходится относительно большая поверхность тела, чем у взрослого человека, основной обмен у них интенсивнее, чем у взрослых. У детей также значительно преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции. Энергетические затраты на рост тем больше, чем моложе ребенок. Так, расход энергии, связанный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36 %, в возрасте 6 месяцев – 26 %, 9 месяцев – 21 % общей энергетической ценности пищи.

Потребность организма в кислороде и выделение углекислого газа зависит от уровня окислительных процессов, протекающих в организме. С возрастом этот уровень снижается, а значит, величина газообмена на 1 кг массы по мере роста ребенка уменьшается и именно поэтому минутный объем дыхания составляет, например у новорожденного 650–700 мл воздуха, а у взрослого человека - 5000–6000 мл

Посредством дыхания организм человека обогащается кислородом, транспортом для которого является кровь, её количество с возрастом также изменяется в большую сторону. Кроме кислорода кровь несёт множество других необходимых элементов жизнедеятельности во все органы человека, которые создают множественные системы, в том числе и эндокринную. С возрастом в этой системе также происходят морфологические и химические изменения за счёт изменений в органах, её составляющую.

4.2 Возрастные стадии психического развития

К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний  процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направляться не только благими намерениями или волей. Важными "помощниками" в развитии являются живые символы, которые способствуют разрушению психической бессознательности и бессознательным восприятием ребенка себя и своих родителей, благодаря чему он замещает их персональными объектами. Часто эти избранные замещающие объекты имеют большое сходство с личностями родителей.

Так же, по мнению Юнга, процессы психической энергии особенно ярко отражаются в сновидениях и являющихся в них символах. Дальнейший энергетический процесс  осуществляется в развертывании персональной типологии, когда человек  приспосабливается как к внешней реальности, так и к внутренней действительности. Равным образом человек выстраивает свою энергию с помощью четырех функций: мышление, чувства, ощущения и интуиция. Целью психической, равно как и типологической энергии является полное осуществление личности.

Взгляды Юнга на развитие личности  содержат в себе синтез врожденных структурных факторов - архетипов с обстоятельствами, в которых оказывается индивид.  Развитие можно рассматривать с точки зрения индивидуального отношения к себе , к объектам, или к инстинктивным импульсам, то есть энергии.

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов, с которыми взаимодействует индивид с окружающей средой. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека.

В учении Ст.Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития.

В учении Ж.Пиаже (1896–1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З.Фрейда — направленность либидозной энергии.

Ш.Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении.

У Э.Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования.

Л.С.Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития“,которая определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Д.Б.Эльконин разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.

На сегодня считается, что периодизация Эльконина и более позднее уточнение ее А.Н.Леонтьевым о ведущей деятельности связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского.

А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ранний возраст (преддошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологический период, период геронтогенеза.

ü  Новорожденность (0-2 мес.) и младенчество (2 мес.-1 г). В постнатальный период происходит коренное изменение жизни ребенка, связанного с физическим отделением от материнского организма. По истечении 2-3 недель при нормальном развитии появляется комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. На смену рефлекторной активности голосообразующих органов приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.

ü  Ранний возраст (1-3 года).

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все более становится включенной в деятельность, чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. В этой стадии особенность игры ребенка является отсутствие воображаемой ситуации в игре. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит формирование мыслительных функций (наглядно-действенное мышление). К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. Ребенок старается выполнять все больший круг известных действий. К этому же периоду относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития "Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности, стремление к самостоятельности - "Я сам".Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план.

ü  Дошкольный возраст (3-7лет).

Важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке и в это же время идет процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

ü  Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, и тогда же происходит развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка.

ü  Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

На формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов претерпевает определенные изменения, происходит интенсивная выработка в организме половых гормонов, появляется или усиливается сексуальное влечение. Завершается половая идентификация подростка.

ü  Акмеологический период развития: взрослость (молодость и зрелость)

Впервые термин «акмеология» был предложен Н.Н.Рыбниковым в 1928 г. Этим термином («акме» - высшая точка, расцвет, зрелость) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека.

 Наиболее полную характеристику данного периода дал Б.Д. Ананьев . Он в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. В частности, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом.

Вторая фаза данного периода, по мнению Б.Г. Ананьева, характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности.

ü  Период геронтогенеза (старение и старость).

 Это поздний период человеческой жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.

В целом денный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Снижается общая активность организма, а также снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания и мышления.

Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека

4.3 Сон и сновидения в онтогенезе

 

Внутриутробное развитие

Состояние сна каждый из нас ощущал со времён нашего внутриутробного развития. Последние исследования ученых доказывают, что

К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.

·  Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).

·  Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.

·  Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.

·  Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.

·  Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. Существует предположение, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», - таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, университета Колумбии наблюдающего с коллегами циклы сна и бодрствования плода.

Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах»

Новорожденный ребёнок

По ритму сон новорожденного мало чем отличается от ритма сна плода. У него нет "ночи" в нашем понимании. Следуя "традициям" внутриутробного периода, в первые 3-4 месяца жизни ребёнок может просыпаться по несколько раз за ночь. Лишь у некоторых период непрерывного ночного сна устанавливается с первых недель жизни, однако и в этом случае он не превышает 5-6 часов, а в среднем составляет 2,5-3 часа.

У новорожденного фаза глубокого медленного сна наступает не сразу после засыпания, а лишь спустя 20-30 минут. Продолжительность глубокого сна длится не более одного часа, затем сменяется быстрым поверхностным сном, во время которого младенец может совершать движения, вздрагивать, менять выражение лица... У новорожденных циклы глубокого сна значительно короче, а циклы поверхностного сна, наоборот, продолжительнее, поэтому их сон более чуток, чем у взрослых. От этого они способны легко пробуждаться, особенно когда испытывают различные ощущения какого-либо дискомфорта.

Существует разнообразие нормативов продолжительности сна младенцев, которое может варьировать в диапазоне от 10,5 до 23 часов в день.

Ребёнок, подросток, взрослый

По мере взросления периоды глубокого сна обычно удлиняются, а поверхностного - укорачиваются, продолжая чередоваться в течение ночи до 4-6 раз. Продолжительность циклов, из которых состоит нормальный сон, увеличивается с возрастом от 50-55 минут у младенцев до 1,5 часов у взрослых.

Если сравнить графики возрастного распределения дневной активности (рис.4.3.1.) и возрастных изменений продолжительности и доли парадоксального сна у человека (рис.4.3.2.) то можно заметить, что с возрастом, когда увеличивается время дневной активности - уменьшается фаза парадоксального сна, за счёт чего идёт укорочение времени сна.

Рис.4.3.1. Возрастное распределение дневной активности (ист.http://ikhy.chat.ru/in-15.htm)


Рис.4.3.2.График, показывающий возрастные изменения продолжительности и доли парадоксального сна у человека

(Ист.:http://www.pedlib.ru/Books/6/0002/6_0002-51.shtml)

Пожилые люди

По мере взросления и старения качество и архитектура сна изменяются. Продолжительность глубокого сна начинает сокращаться с 20-летнего возраста. К старости уменьшается и эффективность сна примерно до 80 %. Это значит, что из общего времени, проведенного в постели, удается поспать только эту его часть. Так как общая продолжительность первой и второй фаз сна нарастает, глубокий сон (третья и четвертая фазы) сокращаются, сон становится более чутким, поэтому пожилые люди восприимчивее к происходящему вокруг них. Они часто просыпаются от малейшего звука. Это происходит еще и в результате увеличения активности вегетативной (автономной) нервной системы (повышаются частота пульса, артериальное давление и эмоциональное напряжение).

По мере взросления биологические часы смещаются в сторону ускорения. Развивается опережающая фаза сна и состояние, при котором пожилой человек становится сонным уже ранним вечером, укладывается спать и просыпается через 7—8 часов сна. К 3—4 часам утра начинается активная жизнь или мучительные часы ожидания утра.

Другие изменения в циркадных ритмах приводят к прерывистому сну и необходимости дремать днем. Изменения циркадных ритмов у пожилых людей происходят по ряду причин. Согласно одной теории, они обусловлены самим процессом старения и являются нормой. Согласно другой — изменения вызваны ухудшением состояния здоровья, например, снижением остроты зрения из-за старческой катаракты. Свет, который является самым сильным средством влияния на циркадные ритмы, слабее действует на глаза. Играет роль и факт преимущественного пребывания в доме, нежели на улице. Таким образом, уменьшение времени влияния яркого света негативно влияет на сон. Исследования, направленные на изучение способности света улучшать сон и дневную активность у пожилых людей, показали, что прогулки на свежем воздухе утром и днем являются хорошим не медикаментозным средством от бессонницы и ранних пробуждений в 3—4 часа утра.

Ряд изменений сна у пожилых людей относится к нормальному процессу старения, но есть и много таких, которые считаются патологическими. Бессонница у пожилых людей может является следствием заболеваний, характерных для этой возрастной группы. Научные результаты свидетельствуют, что в большинстве случаев многие признаки процесса старения (храп, дневная сонливость, гипертония, стенокардия и патология легких) также приводят к ночному апноэ и бессоннице. широко распространены среди пожилых людей. Часто встречающиеся в этом возрасте нарушения дыхания во сне, периодические движения конечностей, хроническая сосудисто-мозговая недостаточность с нарушением функции дыхательного центра, могут привести к апноэ с нарушением сна.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя данное исследование, мы приходим к заключению, что психические процессы начинают развиваться ещё в период внутриутробного развития, так как внутриутробно плод проходит все эволюционные стадии развития от клетки и зародыша до самостоятельно функционирующего организма.

Первоначально мозговую функцию учёные имеют возможность зафиксировать уже на 40 день беременности и до 6 месяцев уже полностью сформирована большая часть не только физического тела, но и 5 чувств младенца, с которыми  он может вступить в мир (сейчас возможности медицины позволяют ему помочь в этом). На 32 неделе беременности учёным появляется возможность зафиксировать несколько фаз деятельности плода, такие как активность, отдых и промежуточное состояние. В фазе отдыха впервые в этот период энцефалографами регистрируются сонные состояния плода с уже отстроенными фазами сна. Поэтому можно говорить, что  уже существует наличие парадоксального сна, в котором организм ребёнка имеет возможность получать усиленную дозу гормона роста (соматотропный гормон) и с этого момента плод усиленно начинает физический рост. Вследствие того, что основные чувства сформировались гораздо раньше, то информация от них поступала в мозг и требовала своего «усвоения», другими словами говоря, плод на примитивном уровне уже обучался, закладывались первые рефлексы и мировосприятие. При наличии парадоксального сна плод с 32 недели имеет возможность видеть сновидения, в которых у него создаётся индивидуальный опыт как психического, так и физического развития. Поэтому, говоря о роли сна и сновидений в этот период, можно сказать, что они играют огромную роль, так как без отстроенного индивидуального опыта ребёнок может появиться на свет без условных рефлексов дыхания (защитный рефлекс поворота головы), ползания (рефлекс Бауэра - отталкивание ножками), питания (хоботковый - губки трубочкой, сосания, рефлекс Бабкина - поднятие головы в сторону прикосновения), что создаст трудности в его дальнейшем развитии и жизни как таковой.

Так как после рождения ребёнку очень важно быстро окрепнуть (увеличение числа вирусов вынуждает организм усиленно отстраивать иммунную систему) и научиться многим жизненно важным «премудростям» самостоятельно, то все те знания, которые он приобретает во время бодрствования, обязаны «уложиться» в его голове.

В первый год жизни обычный ребёнок вырастает в 2 раза по всем показателям, кроме когнитивных способностей, так как в этой области численно установить развитие невозможно по причине вербальной неразвитости. Недоношенный ребёнок (если брать крайнюю степень недоношенности) способен вырасти в 4, а то и в 5 раз.  Сон у новорожденных - неотъемлемая часть жизни и, говоря о приоритетах, можно смело заметить, что питание играет тут второстепенную роль, так как сон (со всеми фазами «роста», «отдыха», «восстановления сил для питания» и т.д.) занимает до 21-22 часов, а питаться дети могут до 2-3 часов в сутки.

Недоношенные дети могут не испытывать чувства голода, а их сон может продолжаться до 24 часов в сутки. Кормление в этом случае - принудительное, так как организму требуются минеральные вещества и жидкость для построения новых клеток, а также дополнительный источник энергии для поддержания в норме температуры тела, дыхания (недоразвитие терморегуляции и органов дыхания компенсируется использованием  кувезов - приспособлений с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры) и редких двигательных активностей во время сна.

Если все органы и их функции отстроились без патологий, то ребёнок получает от мира огромное количество информации, которая так же как при внутриутробном развитии должно закрепиться в мозге, отстраивая всю когнитивную систему для дальнейшей жизни.

Исходя из собранных в данной работе результатов научных исследований о физическом и психическом развитии человека, мы видим, как в процессе жизни происходят количественные и качественные изменения, то есть чему человек способен научиться и как при этом изменяется его организм.

В миру существует выражение о сне: «Организм всегда возьмёт своё». Проанализировав вышеизложенные сведения можно интерпретировать это выражение так: «Израсходовав за определённый промежуток времени (день, сутки…) энергию (на движение, мышление…) организму требуется восстановление. Результаты депривационных экспериментов показывают нам, насколько важно сохранять баланс и гигиену сна, и как настойчив организм в получении этого восстановления. После депривации человек спит гораздо дольше, чем обычно.

С возрастом физическая активность и количество новой информации уменьшается, поэтому требуется меньше времени на восстановление энергии, вследствие чего укорачивается сон и процесс восстановления. У человека, ведущего активный образ жизни, длительность сна остаётся прежней. В случае гиперактивного образа жизни, когда человек старается успеть или достичь многого за короткий период при этом сознательно лишая себя возможности правильно (необходимо для организма) спать происходит «изнашивание», (утомляемость мышечных тканей, развитие неврозов т.д.) организма и ускоряются процессы старения. Психически такие люди могут быть эмоционально несдержанными, так как мозг не имеет энергии на сознательно создаваемые процессы торможения - он тратит их на сознательное отключение торможения, чтобы не возник сон. В зрелом возрасте, согласно теории Фрейда, лишение сна, как такового имеет последствия невозможности решения внутренних личностных конфликтов.

Таким образом, круг замкнулся. Роль сна и сновидений играет одну из важных ролей в развитии  человека, наряду с такими важными процессами как дыхание, движение и мышление. Только на следующем  месте в этой иерархической цепочке можно поставить питание, так оно необходимо для успешной деятельности предыдущих процессов.


ЛИТЕРАТУРА

 

–  Ананьев Б.Г.(1968). Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ

–  Антонова О. Возрастная анатомия и физиология. ISBN: 5-9692-0063-8, 978-5-9692-0063-0 ; http://vse-knigi.su/book/90073

–  Аристотель, (2005). О сновидениях. Перевод и научный комментарий О.А. Чулкова AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.6. Сб. статей. с. 420—432.

–  Вейн А.М. (2003). Сон: Тайны и парадоксы. «Эйдос Медиа».

–  Выготский Л.С. (1983). История развития высших психических функций, 6т.

–  Гольцман Е(2003). Блуждающие сны. Наука и жизнь.. №7, с.66-71 http://www.nkj.ru/archive/articles/3136/

–  Деркач А.А. (1995). Основы общей и прикладной акмеологии

–  Жуве М. (2008). Похититель снов. «Время». ISBN978-5-9691-0337-5

–  Каванау Дж.Ли. (2004). Сон, сохранение памяти и психические расстройства Пер. с англ. – Нельсон А. И. Психиатрия и психореаниматология http://www.psychoreanimatology.org/m-articles+article+id-26.html

–  Карпман В.Л. (1987). Спортивна медицина. Физкультура и спорт

–  Ковальзон В.М. (2009). Марья Михайловна Манасеина-Коркунова: штрихи к портрету.  www.sleep.ru/hist/1_Manaseina_2009.doc

–  Коссаковский А. (1989). Психическое развитие личности в онтогенезе. Наука.

–  Лаберж Стивен. (1996). Осознанное сновидение Изд.Трансперсонального Института Москва.Перевод с англ. Шумов.Д;

–  Леонтьев А.H. (1975). Деятельность.Сознание.Личность. Политиздат.

–  Марютина Т.М (21.04.2007) Теории сна http://www.psylive.ru/articles/4724_teorii-sna.aspx

–  Мяукина Е. (2007) Сном младенца... Беременность. От зачатия до родов № 07 http://www.7ya.ru/articles/7421.aspx

–  Роттенберг В.С. Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушения. — М.: Наука, 1982.

–  Синицина А.Л., Кеда Ю.М., (1972). Современные представления о структуре и функции гормона роста. Современные вопросы эндокринологии. т.4

–  Тёгель К. (1990). О сновидениях. Европейская Энциклопедия философии и наук том 4, 616-18. http://www.inpsycho.ru/library/catalogue/index.php?SECTION_ID=230&ELEMENT_ID=1844

–  Фландерс С. Современная теория сновидений. http://books4study.biz/f6140-down.html

–  Фрейд.З. (1899).О сноведении. http://www.infoliolib.info/psih/freid/son.html

–  Хопсон Джанет Л. (1998). Современная психология.

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1781

–  Ценёв В. (2000). Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли. Psyberia.ru http://psyberia.ru/mindterritory/tally00

–  Юнг К-Г. (1991). Архетип и символ. Renaissance.

 

ИСТОЧНИКИ

 

–  Возрастное распределение дневной активности. Рис..http://ikhy.chat.ru/in-15.htm)

–  Крюков Д. Фазы человеческого сна. РИА Новости 19.03.2010.

 http://visualrian.ru/images/item/602151

–  Мануйлов Ю.Г.(2004-2009) Краткая история гипноза. http://psyhohypnose.ru/1.2html%20%20methods_rus.html

–  Национальная психологическая энциклопедия:

§  Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. http://vocabulary.ru/dictionary/12/word/%D0%C0%C7%C2%C8%D2%C8%C5/

-   Зеленский В. Словарь аналитической психологии http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/%D0%C0%C7%C2%C8%D2%C8%C5

–  Онлайн Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/SON.html

–  Официальный сайт Сомнологического Центра Минздравсоцразвития РФ и курса сомнологии при кафедре нервных болезней ФППОВ ММА им.И.М.Сеченова http://sleepmed.ru/metod.htm

–  Общие сведения о препарате Дельтаран для специалистов. http://www.medline.ru/public/art/tom1/art5.phtml

–  Психологический словарь http://psi.webzone.ru/intro04.htm

–  Эксперимент: 11 дней без сна. http://scienceblog.ru/2007/10/26/eksperiment-11-dney-bez-sna/

–  Словари и энциклопедии на Академике  http://dic.academic.ru/



[1] Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.

[2] В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.

[3] Ценёв В.(2000)

[4] «Общие сведения о препарате Дельтаран для специалистов» http://www.medline.ru/public/art/tom1/art5.phtml

[5] В.М. Ковальзон Необычайные приключения в мире сна исновидений. Опубликовано в журнале "Природа", N 1, 2000 г. http://www.galactic.org.ua/Prostranstv/p_neiro-pcix-4.htm

Балтийский институт психологии и менеджмента Учебная программа высшего профессионального образования  «Психология» Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна Курсовая работа

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе
Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков
Теоретический анализ компонентов удовлетворенности трудом персонала торговых организаций
Бихевиористская ориентация и когнитивизм
Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие
Взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов
Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста
Влияние социально-психологических особенностей группы на эффективность принятия решения
Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru