База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь — психология, педагогика

Курсовая работа по психологии студентки 4 курса заочного отделения специальности «Педагогика и психология» Кодиной Анны Евгеньевны

Смоленский государственный университет

Смоленск 2009

Введение

Семья сложный и одновременно целостный организм, который функционирует по определенным законам, имеет свои стадии развития и свои «подводные камни».

В последние несколько десятилетий представления о том, что такое семья, каковы в ней роли мужчины и женщины, о том, как семья должна быть устроена, начали сильно изменяться.

Раньше все было просто. Создание семьи считалось безусловной ценностью. Особенно для женщин было важным выйти замуж до определенного возраста, создать семью, родить и воспитать детей. Иначе они считались неполноценными. Более того, из поколения в поколение передавались правила жизни семьи. Мужчина был единоличным главой семьи, женщина должна была его слушать, играя роль подчиненного. Женщина занималась хозяйством и детьми, а мужчина зарабатывал деньги, строил карьеру, реализовывал себя. Младшие должны были беспрекословно подчиняться старшим, мнение детей мало учитывалось. Ценность семьи как целого была большей ценностью, чем отдельного ее члена.

Но постепенно, с конца ХІХ века, эта модель начала изменяться. Большие патриархальные семьи, где проживали совместно несколько поколений, рушились (в основном по причине большого переселения людей в города).

Женщины начали работать, проявлять себя, развивать свои способности, делать карьеру, зарабатывать деньги, принимать участие в жизни общества. Демократичность в отношениях стала провозглашаться одной из базовых ценностей.

Ценность семьи и принадлежность к ней стала в наше время значительно ниже. Разрушить семью раньше, было практически невозможно – церковь и общество этого не допускали. С началом разрешения разводов супругов, ранее существовавшее равновесие жизни было нарушено. Старые модели отношений уже не действуют.

Одновременно люди стремятся создать семью. Они влюбляются, женятся, рожают детей – объединяются в семьи в поисках тепла, близости, понимания, поддержки и защищенности. Им труднее быть вместе, нежели их бабушкам и дедушкам, которые более-менее знали, как жить в семье. Многие из вступающих в брак ищут удовлетворения только собственных потребностей, не желают мириться с потребностями и желаниями второй половины, ведь сегодня легче уйти, чем изменить себя.

В связи с этим можно сделать вывод и обозначить актуальность данной работы в том, что в современном мире произошли значительные изменения в понятие семейной жизни и отношения к браку. Произошла переоценка ценностей и статуса мужчины и женщины в семье. Увеличилось количество бракоразводных процессов. Ведутся различные исследования данного явления и поиски причин его устранения. Возможно, одна из причин ухудшения семенного положения в мире является безответственность и недооценивание важности совпадения интересов будущих супругов.

Степень разработанности: анализ литературы свидетельствует о том, что психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь в последнее время все больше интересует психологов. Эту проблему изучали Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, В.П. Левкович, О.М. Разумникова, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, Э.Г. Эйдемиллер. Однако она еще недостаточно изучена.

Объект исследования – взаимосвязь профессии супругов и некоторых особенностей их семейной жизни.

Предмет исследования – психологические особенности взаимосвязи профессии супругов и характера их семейных отношений.

Цель - определение особенностей и путей оптимизации семейной жизни в зависимости от профессии супругов.

Для достижения основной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Проанализировать семейные отношения с различными профессиями супругов;

2. Выявить отдельные составляющие удовлетворенности браком супругов;

3. Исследовать основные факторы, влияющие на конфликтность в семье, вызываемые профессиональной деятельностью супругов;

4. Выявить зависимость благополучия в семье от схожести профессий;

5. Провести эмпирическое исследование супружеских пар с различной и схожей сферой профессиональной деятельности;

6. Определить наиболее оптимальные профессиональные союзы в семье.

В ходе изучения проблемы, мы сформулировали предположение, ставшее рабочей гипотезой исследования. Оно заключается в том, что для достижения наиболее оптимальных супружеских отношений необходимо учитывать особенности различных профессий, их специфику, профессиональные личностные качества супругов и их сочетаемость. Вероятно, для создания крепкой благополучной семьи следует искать партнера, близкого по сфере профессиональной деятельности.

Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, научными исследованиями, статьями, статистическими данными, характеристиками профессиональных требований.

Эмпирические методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы, статистические опросы.

Теоретической и практической значимостью исследования может выступать ознакомление широких масс населения с результатами исследований, разработка новых статистических данных и методов разрешения проблем конфликтных семей и бракоразводных процессов.

Глава 1. Теоретические основы зависимости семейной жизни от профессии супругов

1.1. Понятие семьи

Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре.

Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: "Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно" [ 18. с. 20].

Мы уже подчеркивали, что семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества [18. с.53].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Существует множество различных вариантов структуры семьи. Д. Леви предлагает следующую структуру [2, с. 25]:

- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и детей;

- «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений);

- «смешанная семья» (образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);

- «семья родителя-одиночки» (одна мать или один отец).

Е.А. Личко разработал следующую классификацию семей [2, с. 27]:

1. Структурный состав:

- полная семья;

- неполная семья (есть только мать или отец);

- искаженная семья (наличие отчима или мачехи).

2. Функциональные особенности:

- гармоничная семья;

- дисгармоничная семья.

Так же в структуре семьи выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов называется функцией семьи. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи [30, с. 123]:

воспитательная;

репродуктивная;

экономическая;

коммуникативная;

эмоциональная;

сексуальная;

сфера первичного социального контроля;

сфера духовного общения.

Так же существует иная функциональная система семьи:

сексуальная функция

коммуникативная функция

репродуктивная функция

естественно-биологическая функция

функция социализации личности

экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты)

экономическая (хозяйственно-бытовая) функция

социально-статусная функция

рекреативная функция

досуговая функция

коммуникативная функция.

Успешный брак - это брак, в котором внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил.

К внутренним силам относятся:

1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга.

2) чувство долга по отношению к супругам и детям;

3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности;

4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере;

5) осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп;

6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения;

7) возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности.

Внешние силы - это:

1) магические санкции, делающие иногда невозможным развод;

2) давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей;

3) давление экономических условий;

4) предъявляемые средой требования заботы о детях [26,c.65].

По мнению многих авторов, степень устойчивости, стабильности характеризуется уровнем конфликтности и сплоченности.

Отдельные исследователи склонны связывать факторы, стабилизирующие семью, с характером потребностей, интересов супругов и выполнением разнообразных функций.

В. Сатир так описала проблемные семьи:

«В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что не только не видят, но и не слышат. Трудно заметить хоть какие-то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Редкие проблески света от одного из членов семьи, и все попытки разрядить обстановку натыкаются на глухое сопротивление. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Нередко члены проблемных семей искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга.

В некоторых таких семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже и реже общаются со своими близкими. Это же очень просто – жить с кем-то под одной крышей и не видеться целыми днями.

Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Но для миллионов неблагополучных семей все это больше похоже на сказку». [26,c. 201].

1.2.Зависимость семейной жизни от возрастных особенностей вступления в брак.

Вряд ли возможно ответить на этот вопрос однозначно. Существует выражение - "брачный возраст". У всех народов он ассоциируется с молодостью, физической и духовной зрелостью. Сегодня к этим критериям нужно добавить и социальную зрелость как необходимое условие для нормальной семейной жизни и правильного воспитания детей.

Согласно законодательству, брак разрешён с 18 лет. Брак может быть зарегистрирован и в 16 лет, но для этого нужно разрешение органов местного самоуправления или если это предусмотрено местным законодательством.

В раннем браке женщина должна помнить, что её 18-19-летний муж будет ещё расти, поэтому требует к себе бережного отношения, особенно первые 2-3 года. Через 10 лет такой брак достигает своего расцвета, 30-летняя женщина и 30-летний мужчина могут составлять прекрасный союз. Но не следует обольщаться. Женщина взрослеет раньше, однако она и раньше стареет. В браке ровесников к 40-летнему возрасту могут возникнуть серьёзные проблемы. Браки, в которых мужчины старше женщину на 4-7 лет, таких проблем не имеют. Если мужчина старше своей избранницы на 15-20 лет, брак обещает быть сложным. Здесь многое зависит от доброты, такта и терпения тех, кто собирается создать такую семью.

Причины вступления в брак в раннем возрасте:

«Любовь» - очень часто желание женится/выйти замуж, возникает спонтанно, ведь в организме вовсю орудуют гормоны, не на шутку разыгравшиеся в пубертатном периоде. Любая влюбленность воспринимается как единственная и самая сильная (поэтому слово «любовь» взято в кавычки, чтобы подчеркнуть необоснованность этого чувства). Юношеский максимализм и не сформировавшаяся до конца форма социального поведения способствует тому, что молодые люди стремятся вступить в брак.

Нежелательная беременность - наиболее частая причина создания семьи в раннем возрасте. Современные молодые люди достаточно рано начинают половую жизнь, следствием которой становится беременность.

Стремление сбежать от родительской опеки. Авторитарность и давление со стороны родителей способствуют тому, что ребенок стремится вырваться из этих условий. Часто молодые люди до конца не осознают, на что толкают себя, вступая в семейную жизнь, однако стремление уйти из-под родительского крыла сильнее.

Ошибочные убеждения. Часто причиной раннего брака становятся ошибочные убеждения, девушки думают, что будущий муж это «принц на белом коне» и семейная жизнь будет сказкой.

Настоящая любовь. Немало примеров и крепких семей, созданных в раннем возрасте, очень часто, соседи по школьной парте или соседи по подъезду сочетаются законным браком, как только закон позволяет им сделать это.

Статистика говорит о том, что большинство ранних браков распадаются, однако при этом стоит учитывать и то, что причины создания семьи у каждого свои и все семьи разные.

Последствия и негативные явления, вызванные ранним вступлением в брак:

Супружеская измена. Брак, созданный из-за беременности или в стремлении убежать от родителей, приводит к быстрому разочарованию в своем избраннике, что не редко становится причиной измены. Однако не стоит забывать, что число супружеских измен немаленькое и в семьях, которые были сформированы в более позднем возрасте. Ранний брак сам по себе не является причиной измены.

Отсутствие образования и карьерного роста. Для того чтобы содержать семью, мужчине приходится идти на работу и забыть про высшее образование, если только родители не помогают материально. Женщине также не редко приходится забыть об учебе и образовании и растить ребенка. «Не хочу учиться, а хочу жениться» само по себе может быть причиной брака, не желание учится или трудности в учебе могут привести к тому, что молодой человек ошибочно предположит заменить обучение браком.

Неврозы и постоянное психо-эмоциональное напряжение. Молодая, можно сказать еще подростковая психика, не подготовлена к таким изменениям в жизни, как ни крути, а суровые, серые будни несут в себе много причин для стресса, что сильнее сказывается на неподготовленной нервной системе. Обычный брак так же несет в себе много причин для возникновения неврозов, усиление психо-эмоционального напряжения вызывают именно возрастные особенности молодого возраста. Молодые люди более категоричны, максималистичны и менее склонны к поиску компромисса.

Разочарование. Ранние браки чреваты разочарованием в лицах противоположного пола. Молодой человек ждет от девушки материнской заботы и любви, а девушка хочет чувствовать себя принцессой, которая попала в сказку и все ее желания исполняются, ведь её избранник - это рыцарь, который ради нее будет совершать подвиги. Разочарование также может наступить в любой семье, вследствие отсутствия взаимопонимания и нежелания идти на компромисс.

Ранний брак - это тяжелая ноша, которую на себя хотят взвалить дети, считающие себя повзрослевшими и не имеющие достаточного жизненного опыта. Если родители стремятся найти психологический контакт с детьми, уважают решение и выбор своего ребенка, свободно общаются и могут объяснить многие вещи, то решение о вступлении в брак будет взвешенным и серьезным. Молодые люди будут оценивать ту ответственность, которую они берут на себя, вступая в семейную жизнь.

Браки, где муж лет на 10 моложе жены, в последнее время становятся всё более распространёнными, даже модными. К союзам с большой разницей в возрасте всегда относились неодобрительно. А уж если жена старше, то вовсе отрицательно! Например, в США и Великобритании считаются такие браки "неблагоприятными для нации". Даже выделяют деньги для изучения этого феномена. При этом женщина, сумевшая женить на себе молодого парня, считается "специалистом по сексу".

В последние годы нестандартных браков, где муж младше жены на 5, 10, 15 лет, становится всё больше. Число их увеличивается на 2-3 % в год [37]. Чем отличаются молодые мужья немолодых жён от других мужчин? Почему они готовы принять, часто нескрываемое, осуждение своих друзей, приятелей, знакомых?

С помощью тестов и гипноза были выделены особенности, которые объясняют тягу молодых мужчин к женщинам старше себя. Это - подсознательное стремление к алкоголю, загулам, способность легко попадать под дурное влияние. Они смутно ощущают в себе эти импульсы и стремятся уйти от них. Женитьба на внутренне организованной, сильной, авторитетной женщине, которая будет сдерживать их и направлять, есть выход из положения.

Статистика утверждает: каждый восьмой-девятый молодой человек не прочь жениться на зрелой женщине, но страх быть отвергнутым мужским обществом сдерживает этот порыв. Сегодня в скандинавских странах каждый десятый мужчина женат на женщине, на 5 и более лет его старше [37].

Типичный портрет юного супруг. Крепкий, мужественный парень, но в повседневной жизни очень раним, обидчив, агрессивно вспыльчив. У него практически нет друзей. Именно жена помогает ему найти верный тон и стиль жизни.

По статистике, подобные пары существуют недолго- 5-8 лет. Столько, сколько нужно молодому человеку, чтобы встать на ноги (в психологическом смысле). Он уходит с чувством благодарности, нередко оставаясь самым верным другом своей бывшей жены.

С гигиенической точки зрения следует считать весьма нежелательными и слишком поздние браки, в особенности, когда женщина впервые вступает в брак после сорока лет, а мужчина — после пятидесяти. У первобеременных такого возраста значительно чаще наблюдаются тяжелые осложнения во время беременности и родов. Поздние браки влияют отрицательно на потомство.

Следует также отметить, что половое и общее развитие мужчин заканчивается на несколько лет позднее, чем у женщин, поэтому необходимо считать вполне естественным, когда муж на несколько лет старше жены. Однако нежелательно, чтобы эта разница в годах была слишком разительной. Некоторые ученые допускают разницу примерно до двенадцати лет.

Вопрос о замужестве надо ставить тогда, когда взвешены все "за" и "против". Едва ли в 18 лет стоит торопиться в ЗАГС. Брак между 23-летними людьми может быть очень перспективным. В этом возрасте обычно заканчивают учёбу, определяются как личность, женщина достигает своего физического расцвета, это лучший возраст для рождения детей. Мужской организм формируется позже, до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер и темперамент. Итак, общая рекомендация для вступления в брак 21-23 года.

1.3. Причины вступления в брак

Почему люди вступают в брак? Чаще всего побудительными причинами выступают совершенно различные соображения. Иногда осознанные, иногда — нет. И чтобы избежать многих разочарований в будущем, никогда не вредно задать себе вопрос: зачем мне это нужно?

Представьте себе, что перед вами речка. Какие причины могут заставить вас войти в воду? Самые различные: погода жаркая, и вы стремитесь к более комфортному состоянию; вам просто хочется попробовать — вода холодная или нет; вы видите, что все с упоением бросаются к воде, и вы следуете примеру других; вас манит противоположный берег, а попасть туда можно, только переплыв реку, или же вы просто любите плавать и не мыслите свою жизнь без купания. Объяснение: «мне просто захотелось» не проходит. На все есть свои причины.

Не вдаваясь в тонкости и не пытаясь дифференцировать любовь от влюбленности и полового влечения к конкретной особи, некоторые психологи отводят на все эти варианты не более 10% всех заключенных браков. Далеко не каждый отдает себе отчет в том, что его решение жениться или выйти замуж продиктовано скрытыми мотивами. Конечно, чаще всего это комплекс самых разнообразных причин, но все-таки какая-либо из них является ведущей. Мы рассмотрим только самые типичные.

Очень часто молодые люди вступают в брак по достаточно банальной причине: так делают все. Социальные стереотипы имеют на нас весьма сильное влияние. И даже если не хочется, не время, не созрел, «общественное мнение» в лице родителей, друзей, коллег, знакомых и незнакомых оказывает на человека нешуточное давление. Он понимает: пора. Торопливо оглядывается по сторонам, высматривая подходящую кандидатуру; на ком-то останавливает свой взгляд (нередко на том, кто всегда на глазах или под рукой); прикидывает, что лучше он вряд ли найдет; недолго колеблется, стараясь определить, это еще симпатия или уже любовь. А затем решительно вступает в брак с чувством облегчения: теперь я — «как все». Прогноз в этом случае достаточно благоприятный, особенно если мотивация партнеров совпадает. Ведь большинству из тех, кто руководствуется социальными стереотипами, присуще чувство долга и ответственности. Поэтому и в браке такой человек будет придерживаться основных стереотипов: быть защитником интересов семьи и добытчиком или хорошей хозяйкой и заботливой женой. Однако иногда желание «быть как все» может носить несколько инфантильный характер. Особенно это касается молоденьких девушек, которые, насмотревшись на свадьбы подруг и родственниц, тоже хотят побыть невестой, королевой бала, принцессой. Они стремятся не к браку, а к свадьбе, особенно не задумываясь о будущей семейной жизни. Прогноз в этом случае туманный. Все зависит от способности каждой отдельно взятой «куклы-невесты» быстренько повзрослеть и от того, хватит ли у нее супруга терпения этого дождаться.

Достаточно часто люди вступают в брак в поиске более комфортных условий для жизни. Бывает, что в основе желания жениться или выйти замуж лежит жажда заботы и душевного тепла. У мужчин, впрочем, иногда это просто желание, чтобы его обслуживали, а у женщин — чтобы в доме был хозяин и добытчик. Прогноз такого брака неплохой: цель достаточно четкая, сознание, незамутненное романтическими иллюзиями, позволяет трезво оценивать искомые качества кандидата. К этой же категории можно отнести и стремление к упорядоченному сексу. Весьма распространенная в советские времена причина (тогда проблема «с кем и где» стояла острее) снова стала приобретать актуальность и в наши дни, когда призрак СПИДа многих стимулирует к моногамным отношениям. Сюда же можно отнести и брак по материальному расчету, и выход замуж за иностранца в надежде на красивую жизнь. О перспективах подобных браков написано более чем достаточно: такие браки могут быть как весьма удачными, так и очень драматическими.

Не менее распространенной побудительной причиной вступления в брак может быть прямо противоположный вариант — желание о ком-то заботиться, что в большей мере присуще женщинам. Иногда этот инстинкт настолько силен, что побуждает женщину выходить замуж за калеку или за вдовца с несколькими детьми. (Суррогатные варианты — это заведение целой кучи собак или котов.) Понятно, что в том случае, когда свои судьбы объединяют тот, кто ищет заботы, и тот, кто испытывает потребность ее дарить, брак может быть очень удачным.

Бывает, что женитьба — это своеобразное бегство от одиночества. В этом случае сверхцель весьма примитивна: чтобы кто-то был рядом. Естественно, что низкий уровень притязаний в этом случае удовлетворяется достаточно легко: «кого-то» найти много проще, чем достойного партнера. Но вот жить с ним будет, скорее всего, не очень весело. Часто это делается ради ребенка, чтобы дать ему возможность расти в полной семье.

К разряду скрытой мотивации к вступлению в брак принадлежит и желание вырваться из родного гнезда. На первый взгляд может показаться, что это закономерный этап взросления и становления личности, стремление к самостоятельности и к тому, чтобы выстраивать жизнь по своим законам. Однако нельзя использовать женитьбу или замужество как средство для достижения каких бы то ни было побочных целей, так как брак является целью сам по себе. И если его используют не как цель, а как средство, прогноз весьма неблагоприятный.

Чаще всего непреодолимое желание покинуть родительский дом продиктовано тяжелой семейной обстановкой, деспотизмом родителей или их склонностью к тотальному контролю. В этом случае можно говорить о «невротическом» браке, одной из особенностей которого является опасность, что муж или жена будут обладать именно теми качествами родителей, от которых пришлось удирать. Именно так девушка, настрадавшаяся от алкоголика-отца, выбирает себе пьющего супруга. Бывает вариант и «от противного». В этом случае выбор падает на абсолютного трезвенника, что и становится решающим фактором без учета других, иногда не самых лучших качеств (нередки, например, истории, когда, избавляясь от пьющего отца, девушка становится женой наркомана). Точно так же молодой человек, избавляясь от властной матери, весьма быстро оказывается под каблуком у супруги. Или же выбирает себе в жены тихую, на первый взгляд, покорную женщину, а получить может, к примеру, хитрую интриганку. Подобные опасности подстерегают тех, для кого брак — это не серьезный, продуманный шаг, а паническое бегство от неблагоприятных обстоятельств.

Нередко бывает и так, что брак человеку нужен для самоутверждения. Прогноз при этом не самый лучший, так как и в данном случае заключение семейного союза является средством достижения эгоистических целей одним из партнеров. Так, многие, например, вступают в брак, чтобы что-то кому-то доказать: родителям, что он достаточно взрослый, своему предыдущему партнеру, что он не страдает от того, что был отвергнут. Такими могут быть и поздние неравные браки, продиктованные желанием продлить свою молодость: мужчина доказывает, что он еще «ого-го», а женщина — что она «очень даже еще ничего». К этой же категории относится и женитьба как способ избавиться от комплексов, доказать другим — но в первую очередь самому себе! — что он может быть любимым и желанным. При этом для человека не особенно важно отсутствие в собственном сердце чувств к своему партнеру. Многие стремятся чувствовать себя объектом любви, восхищения и даже поклонения. Им необходимы бесконечные доказательства веры в их неординарность и исключительность, что часто присуще, например, «профессиональным красавицам» или «непризнанным гениям». Очень тяжелый вариант, если партнер склонен самоутверждаться за счет другого. Но это уже из разряда патологических браков: человек с садистскими наклонностями ищет свою жертву. Или же потенциальная жертва ищет своего палача.

И, вне всяких сомнений, люди вступают в брак, влекомые сильным всепобеждающим инстинктом продолжения рода, с которого, возможно, нужно было и начинать.

Любовь. Юноша и девушка с детства испытывают симпатию друг к другу, их чувства проверены временем, а в глазах родственников и знакомых они давно считаются сложившейся парой. В этом случае ничто не мешает им заключить брак по достижении совершеннолетия. Разумеется, они могут и не спешить с этим, отложив женитьбу на несколько лет, чтобы определиться в жизни, стать самостоятельными и только после этого создать семью. Или молодые люди познакомились недавно, полюбили друг друга и через некоторое время собрались подавать заявление в ЗАГС. Но он (или она) - «единственное чадо» в семье, которого любили и лелеяли с самого рождения, и родители, безусловно, желая своему ребенку счастья, могут оказаться против его выбора. При этом они в состоянии в значительной степени повлиять на отношение молодых людей друг к другу, особенно если они являются непререкаемым авторитетом для своего ребенка. «Неразумному дитяти» демонстрируются все недостатки его избранницы (избранника) так, чтобы он сам принял «правильное» решение не создавать семью. Но любовь - очень сильное чувство, и после общения с любимым человеком снова предпринимается попытка оформить отношения. В такой ситуации решение о браке может приниматься и откладываться до бесконечности, психологически выматывая всех участников конфликта. Хотя нельзя не согласиться с тем, что супружеская любовь — это тяжкий каждодневный труд. Труд в первую очередь бескорыстный и далеко не всегда предполагающий отдачу.

Обстоятельства. В жизни часто возникают обстоятельства, при которых принимается решение о необходимости оформления отношений. Это решение может диктоваться соображениями нравственного порядка, корыстью и семейными обстоятельствами. Порядочный мужчина, еще не обремененный узами брака, обязан сделать предложение женщине, которая ждет от него ребенка. Порядочность воспитывается в семье с раннего детства, поэтому родственники обычно не возражают против такого решения, а иногда и подталкивают к нему. Последнее слово в такой ситуации остается за женщиной. Бывают обстоятельства, когда человек решается сделать предложение возлюбленной (возлюбленному), чтобы поправить ее (его) финансовое положение или повысить общественный статус. Прекрасно сознавая, что тот человек не испытывает ответных чувств, он ничего не требует взамен. Нередко предложение руки и сердца делается с корыстными целями. Причем корысть может преследоваться как делающим предложение, так и принимающим его. Чтобы удержать около себя любимого человека, любящий идет на любые ухищрения. В такой ситуации царит эгоизм чистой воды. Чувства и желания любимого не учитываются: «Я люблю этого человека, и он будет мой».

Традиции. На Кавказе и во многих восточных странах мнения жениха и невесты при заключении брака не только не учитываются, но и попросту игнорируется. Но самое удивительное, что против подобного диктата родителей молодые не очень-то и протестуют, ведь это дань многовековым традициям. Решение о браке принимается ближайшими родственниками, иногда даже до рождения будущих супругов. Это может быть нужно для примирения враждующих семей, сохранения «чистоты крови» или повышения социального статуса.

Безысходность. Во многих семьях существует лидер, определяющий семейную политику. Это может быть тиран, приказы которого должны выполняться беспрекословно, зануда, своими нравоучениями доводящий всех до «белого каления», или аферист, периодически ввергающий семью в долговую яму претворением в жизнь своих и чужих сомнительных проектов. У детей в таких семьях возникает вполне естественное желание покинуть родственников как можно быстрее и видеться с ними как можно реже. В подобных ситуациях решаются даже на брак с нелюбимым человеком, лишь бы только уехать из дома. Если у будущего супруга есть отдельная квартира или комната, то шаг к созданию новой семьи делается еще быстрее.

Упрямство. Если в человеке силен дух противоречия и он с детства делает все наперекор родителям и друзьям, то и в зрелом возрасте он будет принимать решение вопреки чьим-то советам.

Безрассудство. Безрассудные решения о создании семьи часто возникают из-за неожиданно вспыхнувшей страсти между мужчиной и женщиной. Решение соединиться узами брака в таких случаях, как правило, основано на сексуальных ощущениях («она мне подходит «от» и «до»). Позже может наступить разочарование, потому что физической совместимости оказывается недостаточно для создания семьи. Подобные браки редко оказываются продолжительными.

Жалость. Жалость никогда не заменит любви. Решение о вступлении в брак в таком случае принимается из жалости к любящему человеку. При этом жалеющий «разрывается» между жалостью и здравым смыслом, в связи с чем бракосочетание может постоянно откладываться.

Экстрималы. Есть люди, которым в жизни постоянно не хватает впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Для них вступление в брак может быть сродни очередному приключению. По той же причине они могут принять и решение о разводе.

Собственники. Есть люди, которые всю жизнь пользуются только своей тарелкой, своей ложкой, своей чашкой. Они вступают в брак, чтобы обзавестись очередной «собственностью». В данном случае решение о создании семьи принимается один раз и на всю жизнь. Любовь здесь вообще не играет никакой роли.

Зависит ли прочность брака от причин, по которым люди в него вступают? В значительной мере. Можно даже на основе анализа мотивов, по которым заключается конкретный брак, пытаться прогнозировать его будущее. Но это занятие достаточно неблагодарное. Ведь можно искать в семейном союзе одно, а найти совсем другое, куда более ценное для совместной жизни. И нередко бывает так, что брак, который заключался не из самых высоких побуждений, перерастает затем в крепкий союз; легкомысленная влюбленность перерастает в любовь; примитивный материальный расчет сменяется глубокой привязанностью. Потому что, к счастью, человек способен взрослеть, меняться, становиться лучше. А чувства способны зарождаться на самой неплодородной почве. Человеческая душа — это целая вселенная, живущая по своим законам, которые с научной точки зрения начали изучать только чуть более сотни лет тому назад. И все же, брак — это серьезный шаг, от которого зависит судьба не только тех, кто в него вступает, но и их будущих детей.

1.4. Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям и особенности данных профессий.

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности.

К психологическим характеристикам профессии относиться та информация, в содержание которой входят требования, предъявляемые профессией к различным психологическим особенностям человека:

- к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;

- к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;

- к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;

- к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям.

Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

· реалистический,

· интеллектуальный,

· социальный,

· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),

· предпринимательский,

· художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

· интеллектуальный - на умственный труд,

· социальный - на взаимодействие с социальной средой,

· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,

· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,

· художественный - на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.

Таблица. Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж.Холланду)

Тип личности Тип профессиональной среды
Р И С К П Х

Реалистический (Р)

Интеллектуальный (И)

Социальный (С)

Конвенциональный (К)

Предпринимательский (П)

Художественный (Х)

++

+

- -

+

-

-

+

++

-

-

- -

+

- -

-

++

-

+

+

+

-

-

++

+

- -

-

- -

+

+

++

-

-

+

+

- -

-

++

Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;

- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии [32].

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

По характеру труда выделяются два класса профессий.

1. Профессии исполнительского класса: связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

2. Профессии творческого класса: связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

в типе "человек - знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

в типе "человек - художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;

в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными [32].

Глава 2. Влияние профессионального выбора супругов на характер их межличностных отношений.

Объект исследования – 16 супружеских пар, где 8 - из одной сферы деятельности, 8 – из разных. Возрастной показатель, профессиональный стаж, количество лет в браке, а так же сфера деятельности не имели конкретных границ.

Гипотеза: для достижения наиболее оптимальных супружеских отношений необходимо учитывать особенности различных профессий, их специфику, профессиональные личностные качества супругов и их сочетаемость. Вероятно, для создания крепкой благополучной семьи следует искать партнера, близкого по сфере профессиональной деятельности.

Были использованы такие методики, как тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и самостоятельно составленная анкета, позволяющая установить степень удовлетворенности профессией.

Приведем краткое описание методики:

1. Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Цель: выявить степень удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.

Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Испытуемые получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа “трудно сказать”, “затрудняюсь ответить”» и т. д.

Обработка результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

полная неудовлетворенность – 0-16 баллов;

значительная удовлетворенность – 17-22 баллов;

скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность – 23-26 баллов;

переходные – 27-28 баллов;

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 29-32 баллов;

значительная удовлетворенность – 33-38 баллов;

полная удовлетворенность – 39-48 баллов.

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в,11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

2. Анкета.

Цель - установление степени удовлетворенности профессией, причинно-следственной связи профессии и конфликтов в семье.

Исследование особенностей взаимоотношений в семьях супругов с одной сферой профессиональной деятельности.

В выборке участвовало 8 семей. Основная часть испытуемых являлись ровесниками со значительным стажем совместной жизни и профессиональным стажем, но были и недавно поженившиеся, с небольшим профессиональным стажем и семья со значительной разницей в возрасте.

По итогам исследования можно сказать, что почти все испытуемые либо вообще не считали причиной конфликтов в семье профессиональную деятельности, либо считали частично. Лишь один испытуемый однозначно ответил, что причиной считает в т.ч. и профессию (наблюдается серьезное разочарование во всех сферах жизни), и один испытуемый ответил противоположно – нет конфликтов вообще, т.к. одна сфера деятельности (полная удовлетворенность браком). Чаще всего степенью оценки удовлетворенности профессией было 4 балла из 7 (“в целом все хорошо, но хотелось бы лучше”), но так же встречались единичные оценки как на 7, так и на 0 баллов. Женщины более удовлетворены своим делом, нежели мужчины. Но в противовес этому можно сказать о том, что в целом мужчины удовлетворены браком больше, нежели женщины. Лишь у 3 человек (18,75%) из 16 степень оценки удовлетворенностью браком находится на показателях ниже среднего, у остальных 13 (81,25%) этот показатель выше среднего.

Полностью удовлетворены браком 62,5% мужчин (5 человек из 8) и 25% женщин (2 человека из 8).

Значительно удовлетворены - браком 25% мужчин (2 человека) и 37,5% женщин (3 человека).

Полностью неудовлетворенны - 12,5% мужчин и женщин (по 1 человеку).

Скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены - 12,5% женщин (1 человек).

Скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны - так же 12,5% женщин (1 человек).

Совпадение степени удовлетворенности браком у обоих супругов.

Полностью удовлетворены браком - 2 семьи (25%), в которой одна семья не считает причиной конфликтов профессию, а вторая вообще считает брак полностью счастливым и отсутствие конфликтов как раз благодаря одной сфере деятельности и оценивают удовлетворенность профессией на 5 и 6 баллов.

Полностью неудовлетворенные – 1 семья (12,5%), где жена не считает причиной конфликтов профессиональную сферу, а муж считает. Возможно, столь низкие показатели связаны со сложной профессией обоих супругов – преподаватели и значительным стажем работы (20 лет). Муж хотел бы кардинально изменить свою жизнь во всем.

Значительно удовлетворены – 1 семья (12,5%), где оба супруга не считают причиной конфликтов профдеятельность и оцениваю удовлетворенность своей деятельностью на 4 и 5 баллов.

2.2. Исследование особенностей взаимоотношений в семьях супругов с различной сферой профессиональной деятельности

Выборка состояла из 8 семей. Основная часть - молодые семьи с небольшим стажем совместного проживания и опытом работы.

По итогам исследования можно сказать, что основная часть опрошенных не считает причиной конфликтов в семье свою профессиональную деятельность, а скорее личностные качества друг друга. Оценка степени удовлетворенности профессией очень варьируется, нельзя выделить однозначно наиболее частую оценку. Но все-таки основная часть испытуемых склонная оценивать свою удовлетворенность профессией ниже 5 баллов (“доволен”). Это же можно сказать и о степени удовлетворенности браком. В основном оценки носили средние показатели. Но было 2 семьи (25%), где мнение обоих супругов полностью совпало – “полностью удовлетворены” и так же семья, где баллы оказались крайне низкими (возможно, причина в возрастных показателях супругов, при этом жена абсолютно довольная своей профессией и абсолютна недовольна браком, а муж “скорее неудовлетворительно, чем удовлетворительно” оценивает свой брак и все устраивает в профессии).

Полностью удовлетворены браком – 37,5% мужчин, 37,5% женщин (по 3 чел)

Значительно удовлетворены – 25% мужчин (2 чел), 12,5% женщина (1 чел)

Скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны – 25% мужчин (2 чел), 37,5 % женщин (3 чел)

Абсолютно неудовлетворенны – 12,5% женщина (1 чел)

Скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены – 12,5% мужчина (1 чел).

2.3.Общий итог

Итогом проделанной работы могут послужить следующие графики.

Степень удовлетворенности браком отдельно у мужчин и женщин

 

Отсюда мы видим, что мужчины удовлетворены браком в значительно большей степени, чем женщины (в семьях обоих выборок). Что, возможно, объясняется склонностью женщин к фантазии, построению «стереотипов идеальной семьи» в добрачный период. Поэтому, из результатов исследования можно сказать, что компенсируют свою неудовлетворенность женщины в работе, т.к. оценки выше среднего встречались у них чаще, нежели у мужчин.

Степень удовлетворенности браком в семьях

Здесь мы можем четко наблюдать, что степень удовлетворенности браком определенно выше в семьях, где оба супруга принадлежат к одной сфере деятельности. Пусть разница и составляет всего 10-15%, но она есть. А вот в семьях, где один из супругов считает свой брак скорее удовлетворительным, чем неудовлетворительным, процент преобладает в семьях с различной сферой деятельности. А вот показатели неудовлетворенности в обоих выборках оказались одинаковыми.

Можно сделать вывод о том, что большая удовлетворенность семейной жизнью наблюдается у людей из одной сферы деятельности, а неудовлетворенность компенсируется успешностью в работе.

Заключение

В процессе работы были проанализированы семейные отношения с различными профессиями супругов, выявлены причины вступления в брак и особенности протекания семейной жизни в зависимости от возраста вступления в брак, исследованы основные особенности различных профессиональных сфер, выявлена зависимость благополучия в семье от схожести профессий, проведено исследование супружеских пар с различной и схожей сферой профессиональной деятельности.

Делая вывод, можно сказать, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась и оказалось, что для создания наиболее крепкого брачного союза необходимо учитывать особенности профессий обоих супругов, личностные качества, а так же стараться выбрать в качестве будущего спутника жизни человека, близкого по сфере деятельности к собственной. Так же оказалось, что мужчины удовлетворены браком больше, чем женщины. А женщины в свою очередь компенсируют эту неудовлетворенность в профессии.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье – не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом – безусловно, сложное дело, требующее большого уровня знаний и умений – например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

На второе место поставить такое — уважение супруга, какая бы, по вашему мнению, вина на нем не лежала. Даже в минуты, когда вас душит обида, ревность, злость, надо помнить — ведь это он (или она) еще недавно был самым дорогим для вас человеком.

Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры — не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают — чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило — какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило примирение, забыть о ней навсегда.

Нельзя и затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали на нее, тем меньше успело напластоваться на нее всяких привходящих моментов, тем безболезненней окажется операция по ее ликвидации. Правда, здесь необходимо помнить вот о чем: вам нанесена обида, вы готовы сказать все, что думаете, но у второго супруга именно сегодня — день рождения или радостное событие на работе. Имейте в виду, в такой ситуации конфликт будет воспринят в 2—3 раза острее. А может быть, стоит как исключение эту обиду и простить.

Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. И тогда выяснится, что пересоленный суп, плохо выглаженная рубашка или позднее возвращение с рыбалки — только ничтожный повод для раздражения, а настоящая причина ни малейшего отношения ко второму супругу не имеет.

Список литературы

Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1989. - № 2.

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2001. - № 4.

Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. - № 2.

Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с.

Валерстайн Д. Психологические задачи брака // Семейная психология и семейная терапия. -2004. -№3

Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1988. -144с.

Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М.: «Знание», 1990. -63с.

Гурко Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. -М.: Мысль, 1995. -177с.

Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 4.

Земска М. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984г.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996г.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1987. -282с.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

Левкович В.П. Социально-психологическая диагностика супружеских отношений. Учебное пособие. - М.: Институт молодежи, 1998. - 110с.

Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. -2005. -№ 8.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -212с.

Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы. - М.: Высшая школа, 1988. -336с.

Рабочая книга практического психолога / Под ред.А. А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. -640с.

Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004. – 234 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996г.

Сысенко В.Л. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. -173с.

Харли У. Законы семейной жизни. -М.: Прогресс, 1992. -205с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273 с.

Шишкина О.В. К вопросу о современных супружеских отношениях // Психология и педагогика – новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции. -СПб.: Питер, 1998.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, 2000. -512с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 3.

http://de.ifmo.ru/--books/0062/112.html

http://www.zn.ua/3000/3855/47791/

http://www.smolforum.ru/index.php?showtopic=791

http://rinok-truda.narod.ru/site/pages/xarakter_prof.html

http://referatz.ru/view_work.htm?id_work=4679

http://www.pssp.ru/useful-advice/244-v-kakom-vozraste-luchshe-vsego-vstupat-v-brak-i.html

http://www.pssp.ru/marriage/1602-chem-chrevaty-rannie-braki.html

http://www.svadbatut.ru/?id=5

http://www.profosvita.org.ua/ru/career/articles/6.html

http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/4.html

http://geography.su/demogr/item/f00/s00/e0000160/index.shtml

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34674_1.html

Приложение

Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко

Ваш пол_____________________

Ваш возраст__________________

Сколько лет в браке____________

Внимательно прочитайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не уверен».

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) как нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) вы бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, кажется:

а) что вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) не согласен.

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) не согласен.

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Анкета

Ваш пол_______________________________________________________________

Ваш возраст____________________________________________________________

Кто вы по профессии____________________________________________________

Ваша специальность (чем занимаетесь)_____________________________________

_______________________________________________________________________

Сколько лет в профессии_________________________________________________

Меняли ли вы профессию, если да, то почему________________________________

_______________________________________________________________________

Оцените степень удовлетворенности вашей профессией по 7-бальной шкале, где

0 – хотелось бы кардинально изменить сферу деятельности

1 - абсолютно неудовлетворительно

2 – неудовлетворительно

2 – хотелось бы сменить работу, но остаться в этой сфере деятельности

3 – трудно сказать

4 - в целом все хорошо, но хотелось бы лучше

5 – все устраивает

6 - доволен

7 – абсолютно доволен, ничего менять не хочу

__________

Считаете ли вы одной из причин конфликтов в семье недопонимание со стороны супруга(и), вызванное специфическими особенностями профессиональной деятельности (вашей либо супруга(и) )_______________________________________________

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Курсовая работа по психологии студентки 4 курса заочного отделения специальности «Педагогика и психология» Кодиной Анны Евгеньевны Смоленский государственный университет Смоленск 2009 Введение Семья сложный и одновременно целостный ор

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru