База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Работа библиотек со старыми людьми — Социология

Содержание

Введение

Глава 1. Библиотека в современном обществе

§ 1.1 Значение публичных библиотек

§ 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества

§ 1.3 Услуги публичных библиотек

Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки

§ 2.1 Социальный статус человека в старости

§ 2.2 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан

§ 2.3 Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Долголетие - одно из великих достижений XX века, и тем не менее старость и старение входят в число наиболее сложных проблем современности, требующую незамедлительного решения. В последние три-четыре года тема старения населения России, социальных проблем пожилых людей довольно четко обозначена официальными структурами, научными кругами, общественностью и прессой. В то же время современное отношение к старости и политика XXI века, выражающая отношение к пожилым людям как к многочисленной социально-демографической группе населения, способной активно влиять на ход социально-экономического развития, еще не сформировались.

Старость - самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших финансовых затрат и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.

В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости возрастной категорией населения, что породило очень серьезные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже предполагать. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Перед органами здравоохранения и социального обеспечения многих индустриально развитых стран уже к концу 1940-х годов встало множество проблем, к встрече с которыми они оказались неподготовленными и которые требовали незамедлительного решения. Все же на первое место выдвинулись экономические проблемы.

Создание новых возможностей для участия пожилых людей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, учет их особых интересов могли бы найти большее отражение в новых направлениях социальной политики в отношении пожилых. Соответствующие структуры и службы немало делают для того, чтобы обеспечить нуждающимся пожилым гражданам уход. Сами пожилые, включаясь в общественную жизнь, становятся влиятельной общественно-политической силой, демонстрируют стремление активно участвовать в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики.

К сожалению, работа библиотек со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Это направление на современном этапе своего становления в России нуждается:

1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику адаптации лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.


Глава 1. Библиотека в современном обществе

 

§ 1.1 Значение публичных библиотек

Публичные библиотеки являются частью национальной библиотечно-информационной системы Российской Федерации.

Эти библиотеки обеспечивают всеобщий и равный доступ к всевозможным знаниям и информации для всех граждан, участвуют в экономическом, социальном и культурном развитии своих территорий, поддерживают этническое, культурное, языковое и религиозное разнообразие, культурное самоопределение и самобытность, выступают против цензуры и сегрегации любого вида, а также против неоправданной коммерциализации библиотечного обслуживания. Благодаря своей доступности они имеют стратегическую возможность совершенствовать качество и демократические устои жизни граждан, активизировать общественную жизнь местных сообществ.

Публичные библиотеки призваны помогать гражданам пользоваться преимуществами информационного общества, реализуя их право на доступ к информации и знанию, обеспечивать возможности для коммуникации внутри местных сообществ и между ними независимо от их масштаба – будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей.

Приоритетное значение для них имеет обеспечение доступа к местным информационным ресурсам, формирование информационной культуры граждан, содействие ликвидации в обществе информационного неравенства.

Одновременно библиотеки выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия, несут серьезную ответственность в отношении чтения, поддерживая и развивая читательскую культуру. Они призваны внести свой вклад в создание и сохранение цифровой информации, относящейся к публичному достоянию, в том числе в сфере образования, науки и культуры, сохранения культурного наследия человечества.

Сохранение и приумножение традиций библиотек как центров местной культуры должно подкрепляться их включенностью в более широкое информационное и культурное пространство. Именно публичные библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационно-библиотечного пространства России, в установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами.

§ 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества

Публичная библиотека реализует права местных жителей на свободный доступ к информации и культуре, обеспечивает их достойное библиотечно-информационное обслуживание, взаимодействует в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и региональными властями, социальными службами, государственными, общественными и частными организациями.

Библиотека участвует в мониторингах мнений, предпочтений, ожиданий местных жителей, проводит изучение потребностей своих реальных и потенциальных пользователей, ведет базы данных по проблемам развития местного сообщества, взаимодействует с другими библиотеками, информационными и иными организациями, в том числе за пределами территории.

Библиотека развивает свою деятельность в качестве общедоступного центра правовой, деловой, социальной информации, предоставляя соответствующие материалы и поддержку гражданам на всех этапах их жизнедеятельности, уделяя особое внимание информации, отражающей жизнь местного сообщества.

Библиотека развивается как центр открытого и неформального обучения, содействует формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества, обеспечивает свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления.

Информационная грамотность определяется как умение выживания в информационном мире и рассматривается в контексте современных усилий по развитию общей культуры, способностей критического мышления и непрерывного, в течение всей жизни, образования.

Публичная библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучает их компьютерной грамотности и основам работы в сети Интернет, пользованию электронными ресурсами. С этой целью библиотека:

- проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;

- учит пользоваться справочно-библиографическим аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;

- ведет библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях;

- использует интерактивные обучающие программы, реализуемые через Web-сайт библиотеки;

- организует на своей базе специальные учебные курсы по информационной грамотности для местных жителей, семинары, посвященные онлайновому доступу, проблемно-ориентированные тренинги по использованию информационных ресурсов.

Публичная библиотека осуществляет пропаганду чтения, с целью воспитания у граждан потребности в чтении и в образовании, начиная с юного возраста. С этой целью библиотека создает библиотечные коллекции, удовлетворяющие потребности подростков и молодежи в сфере образования, культурного и информационного развития, творческого досуга, участвует в разработке программ всеобщей грамотности, включая элементарную грамотность, чтение, информационную грамотность и непрерывное образование.

В процессе культурно-просветительской работы библиотека приобщает местных жителей к культурному наследию, развивает способности воспринимать культуру и искусство, воображение и творческое начало, участвует в организации содержательного досуга и отдыха граждан, в восстановлении их сил и здоровья.

Культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.), а также образовательные, информационные и иные программы и проекты библиотека организует и проводит как самостоятельно, так и совместно с другими организациями.

Публичная библиотека является центром мемориальной и краеведческой деятельности, направленной на изучение и популяризацию истории “большой и малой родины”, сохранение местных устных традиций, воспитание чувства социальной общности, интереса к семейной истории и родному краю.

Особая роль публичной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:

-  собирает и сохраняет литературу по вопросам местной жизни;

-  наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате, создает краеведческую страницу на Web-сайте библиотеки;

-  составляет и издает краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;

-  совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;

-  организует работу краеведческих объединений.

При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

Библиотека способствует привитию культуры межличностного и межнационального общения, обеспечивает доступ этнических групп местных жителей к информации на их родном языке. В этой связи библиотека:

-  изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;

-  сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;

-  обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными методическими центрами.

-  2.10. Библиотека вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:

-  развивает социальное партнерство со службами социальной защиты и опирается на их помощь;

-  участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;

-  ведет фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);

-  взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;

-  приобретает документы и оборудование для особых групп пользователей;

-  обучает персонал для работы с данными группами пользователей [7].

§ 1.3 Услуги публичных библиотек

Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Так же как сама библиотека, ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.

Публичная библиотека осуществляет обслуживание всех категорий граждан, предоставляет комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг индивидуальным пользователям (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам) в локальном и удаленном режимах.

Местные жители могут пользоваться библиотечными услугами, приходя в библиотеку или находясь вне библиотеки (дома, на рабочем месте, на отдыхе и т.д.), а также по телефону (заказывая литературу, получая справку или консультацию).

Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают потребности и интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности предоставления.

Взимание платы за библиотечные услуги неизбежно ограничивает доступ граждан к информации, знаниям, культуре, противоречит традициям отечественных общедоступных библиотек и духу Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке. В этой связи библиотека предоставляет пользователям бесплатно комплекс основных услуг, включая:

-  информацию о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

-  любой документ из библиотечного фонда во временное пользование в читальном зале библиотеки или на дом в соответствии с правилами пользования этой библиотеки;

-  справочную и консультационную помощь в поиске, выборе и грамотном использовании источников информации, включая Интернет;

-  возможность знакомства с документами из фонда библиотеки (и фондов других библиотек) на выставках новых поступлений и тематических выставках;

-  информацию о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия (ВСО, МБА, ЭДД, Интернет);

-  места для работы в библиотеке, в том числе оснащенные специальным оборудованием (компьютером, аудио-, видеоплеером, аппаратом для чтения микрофильмов и др.), помещения для участия в просветительских и досуговых мероприятиях, а также мобильные средства (библиобус) для внестационарного обслуживания.

Публичная библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса, развивать проблемно-ориентированное обслуживание с учетом потребностей пользователей, оказывать помощь представителям местного сообщества в преодолении информационной неграмотности и повышении информационной культуры.

Библиотека должна предоставить специализированный доступ к электронным ресурсам для разных возрастных и социальных групп, в том числе для детей и подростков, людей с физическими и сенсорными недостатками, пожилых людей.

Услуги в любой доступной форме библиотека оказывает тем, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным. Для этого используется специальное оборудование, помощь специально подготовленного персонала, привлекаются волонтеры, материальная помощь из всех возможных источников.

Информационные технологии позволяют библиотеке обеспечивать любому пользователю вне зависимости от места нахождения свободный доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам, создавать индивидуализированные системы обслуживания.

Новые технологии обусловливают создание Web-сайта публичной библиотеки - современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам.

Web-сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты сотрудников библиотеки и др.

Непременным элементом Web-сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Через Web-сайт библиотека должна выразить собственную неповторимость и уникальность. Для этого следует стремиться организовать содержание Web-сайта и навигацию по нему с максимальным удобством для пользователя, его структуру должны определять функциональность, информативность, стабильность и поисковые возможности.

Web-сайт публичной библиотеки позволяет предоставлять новые и более комфортные библиотечные услуги: справочное обслуживание по электронной почте, онлайновые формы МБА, просмотр файлов с зарегистрированными на имя пользователя книгами, электронное продление сроков их пользования и электронный заказ на книги, временно находящиеся на руках у других читателей.

Пользователи могут также вносить свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов.

Web-сайт библиотеки может использоваться и как средство доступа к разнообразным онлайновым обучающим программам, к тестам на определение уровня информационной грамотности, онлайновым экскурсиям и др.

Общая оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования) и включает следующие их характеристики:

-  полезность и соответствие спросу;

-  своевременность и оперативность выполнения;

-  информативность и содержательность;

-  современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.

Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания пользователей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.

Для более полной оценки деятельности библиотеки и предоставляемых услуг выявляются новые потребности не только ее пользователей, но и местных жителей, каждый из которых может стать пользователем библиотеки.

Их учет должен быть основой для аргументированной стратегии развития и инвестиционной политики публичной библиотеки.


Глава 2. Пожилые граждане как посетители библиотеки

 

§ 2.1 Социальный статус человека в старости

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 миллионов людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 миллиона. По прогнозам, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 миллиард 100 миллиона человек. По сравнению с 1950 года их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза. [1, с 280.]

В Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п. Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. [ 5, с. 72]

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 миллиона человек. И если в 1957 году на 1000 человек населения приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году - 239 человек. А на нужды социального обеспечения в 1995 году, например, расходовалось менее 5% национального дохода страны, в 1990 году уже 13,5%. В 1993 году на выплату пенсий было израсходовано 9,7 триллиона рублей, или, по существу, каждый четвертый рубль от фонда заработной платы поступал и поступает в Пенсионный фонд РФ [6, с. 47].

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.

Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако - это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. [5, с.596.]

Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениям науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и другое. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Поэтому первые более оптимистичны и больше верят в будущее.

§ 2.2 Роль библиотеки в жизни пожилых граждан

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Возможности активного отдыха и проведения досуга у пожилых людей ограничены в связи с нехваткой средств. Большинство престарелых указывают, что в последнее время они ни разу не посещали кино или театр, не совершали туристических и экскурсионных поездок. Основным способом проведения досуга для пожилых остается чтение художественной и научно-популярной литературы, просмотр телепередач. Кроме того, пожилые люди в свободное время любят шить и вязать, увлекаются растениеводством и резьбой по дереву, ходят на охоту и рыбалку, слушают музыку, занимаются другими видами творчества. Не имея других способов проведения досуга, пожилые люди «активно отдыхают» на дачных и приусадебных участках.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь посетителю определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование. Часто единственным и доступным для пожилых людей является чтение, что оказывает лечебное воздействие на их психику. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

Библиотека традиционно выполняла и продолжает выполнять функции досугового и культурного центра. В силу своих особенностей: открытости, доступности и бесплатности - библиотеки взяли на себя функции организации досуга населения, открывая свои помещения различным клубам и объединениям по интересам. Их популярность и жизнеспособность определяются ни какой-то особой темой или сверхзадачей, а главным образом царящей в них атмосферой. Свободное, непринужденное общение оказывается очень полезным для людей пенсионного возраста. Они, получая информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей. Кроме того, создание теплой семейной атмосферы помогает пожилым гражданам бороться с отрицательными стереотипами отношения к старости и ощущать уверенность в завтрашнем дне.

Среди клубов по интересам наиболее востребованными читательской средой были и остаются клубы литературно-музыкальной и нравственно-эстетической направленности. Работа этих объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя: беседы, "круглые столы", тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, часы поэзии и т.п.

Всевозможные выставки и семинары, посвященные как истории, так и современности, проводимые на базе библиотек, делают пенсионеров не только посетителями, но и участниками, позволяя им рассказывать о себе, выражать себя в живописи, фотографии, всевозможных поделках.

В последнее десятилетие во многих библиотеках появилось направление работы – отдел индивидуального обслуживания на дому. Его клиенты - инвалиды, люди пожилого возраста, которые уже не в силах передвигаться самостоятельно. Деятельность такого отдела позволяет заказывать книги, журналы, всевозможные записи на дом. Зачастую, именно библиотекари и активисты читательских клубов остаются «последними ниточками», связывающими одиноких стариков с внешним миром.

§ 2.3 Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение

Обслуживание - это видимая часть айсберга, та деятельность, по результатам которой пользователи судят об необходимости, полезности для них библиотеки или информационной службы. Вся остальная деятельность (комплектование СИФ, ведение СПА и др.) остаётся скрытой от глаз пользователей и воспринимается ими как вспомогательная, а порой, даже как второстепенная.

Главным постулатом обслуживания, во всём мире принято считать, лаконично и выразительно сформулированным японским библиотекарем М. Катоги, стало: «создание системы, позволяющей любому лицу получить в любое время и в любом месте отечественные и иностранные документы и библиографическую информацию о них» [2, с. 25].

Для современного этапа развития характерна тенденция ориентации на решение проблем повышения качества обслуживания. В связи с этим расширяются исследования образа библиотеки в общественном сознании, ее социальной востребованности и престижа. Чтобы успешно действовать в будущем, библиотека должна «вновь обрести себя», обновить организационную структуру, повысить квалификацию кадров, улучшить имидж, наладить партнерство с другими структурами. При этом упор делается на изучение коммуникативного пространства библиотеки, формирующегося в ходе реализации коммуникационной политики – целенаправленной деятельности организации по установлению и поддержанию благоприятных деловых отношений с пользователями и с собственным персоналом. Ибо создание внутренних коммуникаций является непременным условием формирования организационной культуры, которая не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех ее функционирования и выживания.

Только 14% опрошенных россиян старше 45 лет подтверждают, что они берут книги из публичной библиотеки. Это значительно меньше, чем данные в среднем по населенно страны. Есть целый набор факторов, который должен способствовать тому, чтобы представители этой целевой группы стали потенциальными пользователями публичных библиотек:

Пожилые люди предпочитают повседневные истории и юмор: 58% западных немцев старше 65 лет указали, что это интересует их особенно. На втором и третьем местах – «короткие истории» (44%) и «романы о судьбе, родине, любви» (41%), как, впрочем, и книги полезных советов (41%). Предпочтения пожилых людей отличаются от предпочтений других целевых групп, в особенности, в отношении криминальных, приключенческих романов, отраслевой литературы.

Об отношении пожилых людей к книге можно судить по анализу функции книги. Книги для пожилых людей удовлетворяют специальные информационные потребности (32%), помогают умственно сохраниться (29%), развлечься (17%). Книга в жизни пожилых людей схожа с телевидением [1, с. 13].

Каждый четвертый пожилой человек живет один. Многим не достает социального общения. Телевидение облегчает проблему, но не до конца. Найти способ, как лучше отразить в своих предложениях и услугах потребности пожилых в общении – это задача для публичных библиотек.

Проблема работы с пожилыми людьми отнюдь не нова для публичных библиотек. Этот вопрос постоянно обсуждается на протяжении почти 10 лет.

В советских библиотеках и раньше было придумано немало интересного в плане работы с пожилыми людьми, но большая часть этой работы традиционно сосредотачивалась вокруг комплектования библиотек изданиями, напечатанными крупным шрифтом и обслуживания стариков, прикованных к постели, а также тех, кто находится в домах престарелых. Эти направления работы так или иначе несут на себе печать всё ещё присутствующих в массовом сознании негативных представлений о пожилых людях как о людях физически и умственно ущербных.

В XXI столетии предстоит заново подумать об организации работы библиотеки, учитывая потребности растущей группы пожилых читателей. Пожилые нового века больше не удовлетворятся выделением полки книг с крупным шрифтом и ежемесячным заседанием клуба садоводов, они потребуют от библиотеки большего. Даже книги с крупным шрифтом сегодня нужны разнообразного содержания — не только романы, но и техническая, научно-популярная и справочная литература.

Значение Интернета для людей с физическими и психическими недостатками постоянно растет, ведь это не только богатый источник практической информации, но и развлекательное чтение. Там, где это возможно, пациентам нужно открыть доступ в сеть, но это значит уничтожение барьеров доступности.

Основополагающим для обеспечения рационального библиотечного обслуживания пожилых людей служит понимание того, что по сути большинство людей остаются такими же, какими они были всю жизнь. Теперь, когда на них не лежит более обязанность кормить семью и зарабатывать деньги, многие вступили в такую фазу жизни, когда могут посвятить себя своим интересам. Вероятно, эти увлечения останутся преимущественно без изменений. Те, кто интересовался политикой, историей, будут заниматься этим и впредь и т.д.

Наконец, как и в случае населения в целом, читательские способности и интересы пожилых людей разные. Некоторые – активные читатели, другие умеренные, а кто-то относится к чтению апатично или отрицательно.

Следовательно, эффективное библиотечное обслуживание пожилых людей должно быть нацелено на:

– стимулирование и поддержку индивидуальных интересов;

– компенсирование физических и умственных недостатков,

– дополнение специфических видов терапии или иной деятельности,

– удовлетворение разных уровней способностей чтения.

Особо важным может быть следующее:

– книги и журналы крупного шрифта и тексты с большими интервалами между строками;

– книги нетяжелого веса или книги, которые легко держать

– различные газеты, особенно ежедневные газеты, которые могут образовать систему координат для времяпровождения;

– интересные книги малого словарного состава, например, альбомы фотографий или книги с иллюстрациями ограниченного текста для людей с низкой концентрацией внимания;

– книги с описаниями путешествий, включая книги с крупными цветными фотографиями;

– самоучители (художественное выражение, резьба по дереву, компьютерные навыки)

– книги по интересам (история, кулинария, садоводство и другие хобби);

– культурные материалы;

– сканворды, кроссворды и другие словесные головоломки, настольные игры; игральные карты, настольные игры;

– большое количество аудиовизуальных материалов – записи музыки, фильмов, представлений, а также начальные и сложные учебные видеоматериалы, и основные и продвинутые обучающие видео (для глухих если необходимо);

– если необходимо, книги альтернативных форматов, например, говорящие книги, газеты, журналы;

– основные медицинские информационные книги, журналы, брошюры;

– информация о специфических нарушениях и болезнях;

– словари и энциклопедии по медицине и смежным наукам по здравоохранению;

– пособия по релаксации и здоровой жизни, книги об отдыхе, упражнениях, геронтологии, старении.

Некоторым пожилым людям понадобятся вспомогательные приспособления, так что нужно обратить внимание на представление по крайней мере увеличительных стекол (ручных и на штативах), книжных подставок, электронных переворачивателей страниц.

Для больных и лиц, полностью или частично неспособных передвигаться, организовать т.н. «передвижной абонемент», позволяющий им брать и заказывать книги, не посещая библиотеку.


Заключение

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.

В последнее время местом предоставления таких услуг все чаще становятся библиотеки. На их базе и с использованием их архивных фондов организуются всевозможные клубы по интересам.

Значение таких клубов огромно. Посещая библиотеку, люди пожилого возраста приходят туда не только за книгой или электронным носителем информации. Библиотека для них была и до сих пор является местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку оторваться, отойти от того, что его гнетет: от политических противоречий, финансовых проблем, элементарного одиночества. Пенсионерам нужны малые островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они помогают жить. И не случайно, если в библиотеку читатель пришел в детстве, то он не расстается с ней до самой старости, а вслед за ним идут его дети и внуки.


Список использованной литературы

1.  Альперович В.Д. Если вам за 60 … // Ростов-на-Дону. 1999.

2.  Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции. М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2003. — 48с.

3.  Кузьмичева Л.Н. Социальная адаптация пожилых людей в современном российском обществе: Ростов-на-Дону. 2002.

4.  Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социс. - 2000. - №4.

5.  Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - Москва. 2005 г.

6.  Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005.

7.  Шиммон Р. Роль и предназначение библиотек // Библиотечная столица. – 2004. – № 12 (26). – С.3-4


Приложение

Клубы для пенсионеров и людей пожилого возраста

МУК Североморская ЦБС

У Татьяны

Идея создания читательского клуба для пенсионеров возникла у Татьяны Владимировны Чистяковой, заведующей абонементом, в 1995году. За 8лет её работы в ЦГБ сложился круг читателей, с которыми было интересно работать. Эти люди приходили в библиотеку не только за книгой, но и пообщаться, поговорить о новинках литературы, своих литературных пристрастиях.

И вот, 27 января 1996 года возник городской клуб любителей книги. Многолетнее активное посещение библиотеки стало непременным условием для членства в нём. А один из участников предложил назвать клуб именем главного вдохновителя и организатора – Татьяны Чистяковой, поскольку именно ей он был обязан своим появлением.

Деятельность читательского клуба « У Татьяны» регламентируется Уставом, имеется паспорт клуба, план работы. В Уставе оговорены цели и задачи, вопросы членства, права и обязанности.

Это содружество людей различных профессий, возраст которых колеблется от 50 до 75лет, объединённых любовью к книге и решивших содержательно и интересно проводить своё свободное время. По традиции читатели собираются «У Татьяны» последнюю субботу каждого месяца, чтобы провести вместе несколько часов: поговорить на заранее предложенную тему, обменяться книжными новинками, просто пообщаться друг с другом за чашкой чая. Не случайно девизом клуба читатели выбрали слова Конфуция «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».


Библиотека главы Екатеринбурга, филиал «Ленинский»

Библиотека главы Екатеринбурга работает уже 10 лет, с 1997 года. С самого начала сотрудники стремились к тому, чтобы стать информационным, культурным, общественным центром. Люди приходят не только за книгами, но и за общением, помощью, поддержкой.

Филиал «Ленинский» работает в рамках проекта «Не стареют душой ветераны», поэтому наша работа в основном ведется с ветеранами, горожанами старшего возраста.

Регулярно проводятся Дни информации, рассказывая об изменениях в законодательстве, новых возможностях для пенсионеров, помогая решить насущные вопросы. Консультации ведут сотрудники администрации, отделений управления социальной защиты населения, управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе.

Уже почти семь лет при поддержке сектора координации учреждений здравоохранения проводятся занятия Школы здоровья. Занятия ведут врачи ГКБ № 6.

Когда минуют февральские морозы, начинается Школа садовода. Ведет ее кандидат сельскохозяйственных наук, директор Уральского центра перспективных технологий «Овощевод» Владимир Сузан.

Не менее важное направление работы филиала – культурно-просветительское. В помещении библиотеки проводятся вечера досуга «Музыкальная гостиная». Принимают в них участие коллективы ветеранов из ДК железнодорожников, Центра культуры «Верх-Исетский», «поющие» клубы при городском совете ветеранов. Обязательно приглашают и ветеранов - представителей ТОСов Ленинского района. В программе «гостиных» не только концертная часть, но и танцевальная программа, чаепитие, просмотр видеофильмов, чествование ветеранов.

Есть у библиотеки и такое направление работы – отдел индивидуального обслуживания на дому. Его клиенты - инвалиды, горожане пожилого возраста, которые уже не в силах передвигаться самостоятельно. Руководит этим отделом Наталья Киндлер, замечательная, опытнейшая сотрудница. В коллективе «бригады передвижного обслуживания» всего четыре человека. Но они успевают ежемесячно обслужить более 200 человек из разных районов города.

Доставляют на дом книги, знакомим с новостями, поздравляют с праздниками, юбилеями. В этом году филиал совместно с городским советом ветеранов принимает участие в реализации гранта «Говорящая книга». Уже закупили аудиокассеты, скоро поступят аудиоплейеры, наушники. После 15 марта и те читатели, которые относятся к категории слабовидящих, смогут познакомиться с новыми аудиокнигами.

 

МУК ЦПБ Новоуральского городского округа

Отдел искусств

Приобщиться к светлому и прекрасному миру Вам поможет Отдел искусств.

Отдел искусств откроет для Вас многогранность культурного наследия.

Мы предлагаем вашему вниманию все собрание нашего фонда:

Более 9000 книг о музыке, нотных сборников, грампластинок, компактдисков

Более 5000 книг, альбомов и журналов по:

истории искусств

технике живописи

театру и кинематографу

архитектуре и скульптуре

Монографии о творчестве великих, мемуары выдающихся актеров и режиссеров, композиторов и исполнителей

Великолепно изданные альбомы и CD-ROM о всемирноизвестных музеях «Эрмитаж», «Art Gallary»

В отделе искусств проходят интереснейшие беседы о творчестве отечественных и зарубежных композиторов, поэтов, художников, музыкантов и артистов, а также о самых разнообразных течениях в искусстве.

С удовольствием предлагаем Вам, искушенные читатели, воспользоваться мультимедийной информацией на CD-ROM: Вы не только раскроете многие удивительные тайны, но и расширите географию собственных знаний и образов...

Сотрудники отдела по праву гордятся регулярно проводимыми выставками, посетив которые Вы сможете побаловать свой изысканный вкус!

Каждый месяц члены клуба «Вдохновение» черпают его в стенах Отдела искусств. И так же один раз в месяц мы приглашаем Вас литературно-музыкальную гостиную. Наши вечера отдыха — это изящество манер, тонкий художественный вкус, умение понимать и ценить ПРЕКРАСНОЕ.

ЦБ имени Бориса Ручьёва

КЛУБ ЛИТЕРАТУРНЫХ ВСТРЕЧ

Читательское назначение – широкий круг пользователей.

Целевое назначение – знакомство с новинками литературной жизни города, региона, страны, расширение общекультурного кругозора.

Дата основания – 1982 год

Формы и методы работы – презентация новых книг с участием авторов, обсуждение новых публикаций в литературно-художественных журналах, обзоры литературных новинок, встречи с интересными людьми города Магнитогорска, литературно-музыкальные композиции, выступления специалистов.

Периодичность занятий – 1 раз в месяц, 20-го числа.

Руководители: Гаврилова Наталья Владимировна - главный библиотекарь ЦБ, Бычкова Татьяна Федоровна – президент, сотрудник библиотеки МаГУ.

Содержание Введение Глава 1. Библиотека в современном обществе § 1.1 Значение публичных библиотек § 1.2 Публичные библиотеки в жизни местного сообщества § 1.3 Услуги публичных библиотек Глава 2. Пожилые граждане как посетит

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Общественное мнение как социальный институт
Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков
Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе
Занятость населения. Занятость населения во время кризиса. Занятость моряков во время кризиса
Демографічна ситуація в Україні та шляхи її покращення
Количественные методы исследования средств массовой информации
Молодежная политика в отношении работающей молодежи
Положение молодёжи на рынке труда Республики Беларусь
Основные направления деятельности специалиста по социальной работе бюро медико-социальной экспертизы в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru