База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Работа с двумерными числовыми массивами — Информатика, программирование

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Общее понятие о массивах

1.1.1 Определение и область применения

1.1.2 Специфические типы массивов

1.1.3 Реализация массивов

1.1.4 Достоинства массивов

1.1.5 Недостатки массивов

1.2 Массивы в Object Pascal

1.2.1 Статические массивы

1.2.2 Динамические массивы

1.2.3 Функции для работы с массивами

1.3 Использование массивов в рамках проекта

2. Практическая часть

2.1 Постановка задачи

2.2 Функциональная структура приложения

2.3 Описание модулей

2.3.1 Модуль MatrixOperations

2.3.2 Модуль fileIO

2.4 Модуль form

3. Эксплуатационная документация

3.1 Описание применения

3.2 Руководство оператора

Выводы

Приложения


Введение

В вычислительной технике данные обычно отличают от программ. Программа является набором инструкций, которые детализируют вычисление или задачу, производимую компьютером. Данными же традиционно называется всё, что не выступает в роли программы. В языках высокого уровня данные воплощаются в виде переменных.

Часто перед программистами встают задачи, связанные с обработкой стразу множества значений данных. В таких случаях крайне неудобно для хранения каждого значения заводить отдельную именованную переменную. Для такой ситуации синтаксис многих языков предусматривает создание массивов – множеств переменных, доступ к которым осуществляется посредством одного имени (имени массива) и одного или нескольких индексов.

Данная курсовая работа рассматривает методики использования многомерных массивов в среде Delphi. Она демонстрирует использование встроенных возможностей языка, а так же применение широко известных операций над массивами, таких как последовательный обход значений, сортировка, циклический сдвиг.


1. Теоретическая часть

 

1.1 Общее понятие о массивах

 

1.1.1 Определение и область применения

Массив (или индексный массив), это именованный набор однотипных переменных, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по индексу. Количество используемых индексов массива может быть различным. Массивы с одним индексом называют одномерными, с двумя — двумерными и т. д. Одномерный массив нестрого соответствует вектору в математике, двумерный — матрице. Массивы хорошо подходят для отображения таких объектов реального мира, как строки (массивы символов), наборы координат, таблицы данных, математические множества и вообще множества однотипных объектов.

Без использования массивов не обойтись в таких областях программирования как работа с базами данных, компьютерная графика, визуализация результатов научных экспериментов, статистический анализ. Массивы являются входными и выходными параметрами процедур сортировки.

Поддержка индексных массивов (свой синтаксис объявления, функции для работы с элементами и т. д.) есть в большинстве высокоуровневых языков программирования. Максимально допустимая размерность массива, типы и диапазоны значений индексов, ограничения на типы элементов определяются языком программирования и/или конкретным транслятором.

В языках программирования, допускающих объявления программистом собственных типов, как правило, существует возможность создания типа «массив». В определении такого типа может указываться размер, тип элемента, диапазон значений и типы индексов. В дальнейшем возможно определение переменных созданного типа. Все такие переменные-массивы имеют одну структуру. Некоторые языки поддерживают для переменных-массивов операции присваивания (когда одной операцией всем элементам массива присваиваются значения соответствующих элементов другого массива).

1.1.2 Специфические типы массивов

Динамическим называется массив, размер которого может меняться во время исполнения программы. Для изменения размера динамического массива язык программирования, поддерживающий такие массивы, должен предоставлять встроенную функцию или оператор. Динамические массивы дают возможность более гибкой работы с данными, так как позволяют не прогнозировать хранимые объёмы данных, а регулировать размер массива в соответствии с реально необходимыми объёмами. Обычные, не динамические массивы называют ещё статическими.

Гетерогенным называется массив, в разные элементы которого могут быть непосредственно записаны значения, относящиеся к различным типам данных. Массив, хранящий указатели на значения различных типов, не является гетерогенным, так как собственно хранящиеся в массиве данные относятся к единственному типу — типу «указатель». Гетерогенные массивы удобны как универсальная структура для хранения наборов данных произвольных типов. Отсутствие их поддержки в языке программирования приводит к необходимости реализации более сложных схем хранения данных. С другой стороны, реализация гетерогенности требует усложнения механизма поддержки массивов в трансляторе языка.

Многомерные массивы, как правило, реализованные как одномерные массивы, каждый элемент которых является ссылкой на другой одномерный массив.

1.1.3 Реализация массивов

Стандартным способом реализации статических массивов с одним типом элементов является следующий:

Под массив выделяется непрерывный блок памяти объёмом

S*m1*m2*m3…mn,

где S — размер одного элемента, а m1…mn — размеры диапазонов индексов (то есть количество значений, которые может принимать соответствующий индекс).

При обращении к элементу массива A[i1, i2, i3, … in] адрес соответствующего элемента вычисляется как

B+S*(i1p*m1+i2p*m2+…+i(n-1)p*mn-1+inp),

где B — база (адрес начала блока памяти массива), ikp-значение k-го индекса, приведённое к целому с нулевым начальным смещением.

Таким образом, адрес элемента с заданным набором индексов вычисляется так, что время доступа ко всем элементам массива одинаково. Первый элемент массива, в зависимости от языка программирования, может иметь различный индекс. Различают три основных разновидности массивов: с отсчетом от нуля (zero-based), с отсчетом от единицы (one-based) и с отсчетом от специфического значения заданного программистом (n-based).

Отсчет индекса элемента массивов с нуля более характерен для низкоуровневых языков программирования, однако этот метод был популяризирован в языках более высокого уровня языком программирования С.

Более сложные типы массивов — динамические и гетерогенные — реализуются сложнее.

 

1.1.4 Достоинства массивов

·          Быстрый доступ к элементам, причём время доступа не зависит от длины массива

·          Элементы расположены в памяти непосредственно друг за другом, что облегчает копирование и перемещение всего массива целиком

·          Отсутствие необходимости в дополнительной памяти

1.1.5 Недостатки массивов

·          для статического массива — отсутствие динамики, невозможность удаления или добавления элемента без сдвига других

·          для динамического и/или гетерогенного массива — более низкое (по сравнению со статическим) быстродействие и дополнительные накладные расходы на поддержку динамических свойств и/или гетерогенности.

·          при работе с массивом в отсутствие дополнительных средств контроля — угроза выхода за границы массива и повреждения «чужих» данных

1.2 Массивы в Object Pascal

Ключевое слово Array используется для определения одномерных и многомерные массивов данных. В Object Pascal существует два типа массивов

1.2.1 Статические массивы

Создаются с заранее определёнными, неизменяемыми размерами. Могут быть одномерными, или многомерными – во втором случае представляя из себя массив массивов (массивов массивов и так далее).

Величина каждой размерности определяется двумя способами, которые могут свободно сочетаться при определении многомерного массива:

·          Тип Index, где Index – целый тип, обычно Byte или Word. Диапазон типа определяет диапазон размерности, например 0..255 для Byte

·          Ordinal..Ordinal. Таким образом, можно непосредственно задать диапазон размерности, например 12..44.

·          Например:

1     var

2     wordArray : Array[Word] of Integer; // размер равен High(Word)

3     multiArray : Array[Byte, 1..5] of char; // двумерный массив

4     rangeArray : Array[5..20] of string; // размер равен 16

1.2.2 Динамические массивы

У для динамических массивов память заранее не выделяется, создаётся только указатель. У таких массивов необходимо задавать размер перед использованием. Например

SetLength(dynArray, 5);

устанавливает длину первой размерности массива dynArray в пять, при этом выделяется необходимая память. Для всех динамических массивов минимальный индекс равен нулю.

Отдельные подмассивы многомерного динамического массива могут иметь разные размеры, так как по сути они являются отдельными массивами.

Пример определения динамических массивов:

1          var

2          byteArray: Array of Byte; // одномерный массив

3          multiArray: Array of Array of string; // двумерный массив

1.2.3 Функции для работы с массивами

Copy (Source : array; StartIndex, Count : Integer ) : array – создает копию части массива.

High (type or variable): Ordinal type - возвращает верхнюю границу диапазона значений массива.

Length (const SourceArray: array): Integer - возвращает число элементов в массиве.

Low (type or variable): Ordinal type - возвращает нижнюю границу диапазона значений массива

SetLength (var ArrayToChange: Array type; Dim1Length: Integer {;Dim2Length: Integer; ...}) - изменяет размер динамического массива. Для многомерных массивов может принимать более одного параметра длины.

Slice (SourceArray: array; Count: Integer): array - создает часть массива для передачи его как параметр в процедуру или функцию.

При использовании динамических массивов необходимо помнить, что вызовы SetLength выделяют для массива дополнительную память, которую необходимо освобождать после окончания работы с массивом. Для этого ему нужно присвоить специальное значение nil.

 

1.3 Использование массивов в рамках данного проекта

Работа со статическими массивами более проста и менее затратна в плане использования ресурсов компьютера, но так как в задании нигде не оговариваются конкретные размеры исходных матриц, то было принято решение построить программу ну основе использования динамических массивов.

Приложение построено таким образом, что размер используемой матрицы можно менять во время выполнения, так же он автоматически определяется при загрузке исходных данных из файла. Размеры динамических массивов внутри программы изменяются соответствующим образом автоматически.

 


2. Практическая часть

 

2.1 Постановка задачи

 

Приложение предназначено для выполнения специфической обработки матриц. Исходные матрицы должны загружаться из файла, либо вводиться непосредственно в элементы интерфейса приложения.

Граничные условия на вводимые данные таковы:

·          Размеры матрицы должны лежать в пределах [1; 2147483647]. Если введено число, выходящее из этого диапазона, либо значение, не являющееся целым числом, то размер устанавливается равным единице.

·          Элементы матрицы должны лежать в пределах [-2147483648; 2147483647]. Если какой-то из элементов лежит вне этого диапазона, либо введёно значение, не являющееся целым числом, то элемент устанавливается равным нулю.

·          В заданиях, связанных с подсчётом сумм элементов, результат может лежать в пределах [-9223372036854775808; 9223372036854775807]. Если сумма выходит за эти пределы, результат не определён.

2.2 Функциональная структура программы

Программа разделена на три модуля:

MatrixOperations – различные операции с матрицей

fileIO – сохранение матрицы в файл/ чтение матрицы из файла

form – форма приложения, процедуры обмена данными между массивами и элементами формы. Структура связей модулей такова:


2.3 Описание модулей

 

2.3.1 Модуль MatrixOperations

Это основной модуль программы, содержащий процедуры для выполнения матричных операций, предусмотренных заданием.

Определяет повсеместно используемые типы «матрица» и «вектор»:

1            type

2            TVector = array of integer;

3            TMatrix = array of TVector;

 

Поиск максимальных элементов в матрице.

Процедура GetMaxVals, которая, перебирая все строки матрицы, находит в каждой максимальный элемент, записывает его значение в массив maxVal, а его номер столбца в массив maxValCol. Предварительно процедура выделяет необходимую намять для этих массивов. Листинг:

1 {

2            формирует массив максимальных элементов maxVal и массив номеров столбцов,

3            содержащих максимальные элементы maxValCol на основе матрицы arr

4            }

5            procedure GetMaxVals(var maxVal, maxValCol: TVector; const arr: TMatrix);

6            var

7            RowN, ColN, maxInRow: integer;

8            begin

9            //выделим необходимый для каждого массива объём памяти

10          SetLength(maxVal, high(arr)+1);

11          SetLength(maxValCol, high(arr)+1);

12          for RowN:= low(arr) to high(arr) do

13          begin//для каждой строки

14          maxVal[RowN]:= low(integer);//по умолчанию максимальное значение -2147483648

15          maxValCol[RowN]:= -1;//по умолчанию номер столбца с макс элементом -1

16          for ColN:= low(arr[RowN]) to high(arr[RowN]) do

17          begin//для каждого столбца

18          if arr[RowN, ColN] > maxVal[RowN] then

19          begin//если элемент больше макс значения, то

20          maxVal[RowN]:= arr[RowN, ColN];//максимальное значение приравняем элементу

21          maxValCol[RowN]:= ColN;//номер столбца приравняем текущему столбцу

22          end;

23          end;

24          end;

25          end;


Суммы элементов между диагоналями

Далее идут функции, осуществляющие подсчёт сумм элементов выше и ниже пересечения диагоналей, а так же смену местами этих элементов. Главной диагональю считается множество элементов матрицы, индексы которых совпадают, побочной диагональю считается та, которая идёт по диагонали из нижнего левого угла матрицы.

Функции GetSumAbove и GetSumBelow проходят соответствующие половины строк матрицы, для каждой строки высчитывая диапазон столбцов, из которых нужно суммировать элементы:

1          {возвращает сумму элементов выше пересечения диагоналей матрицы arr}

2          function GetSumAbove (const arr: TMatrix): Int64;

3          var

4          RowN, ColN: integer;

5          lastColumn: integer;//номер столбца, содержащего элемент дальней диагонали минус 1

6          begin

7          Result:= 0;

8          for RowN:= 0 to (high(arr) div 2) do

9          begin//с нулевой, по средюю строку

10        lastColumn:= high(arr)-RowN-1;//определим номер столбца последнего элемента, подлежащего суммированию

11        //если число столбцов меньше числа строк, то последний столбец может оказаться ближе

12        if lastColumn > high(arr[RowN]) then lastColumn:= high(arr[RowN]);

13        for ColN:= RowN+1 to lastColumn do //просуммируем элементы в высчитаных пределах

14        Result:= Result + arr[RowN, ColN];

15        end;

16        end;

17        {возвращает сумму элементов ниже пересечения диагоналей матрицы arr}

18        function GetSumBelow(const arr: TMatrix): Int64;

19        var

20        RowN, ColN: integer;

21        lastColumn: integer;//номер столбца, содержащего элемент дальней диагонали минус 1

22        begin

23        Result:= 0;

24        for RowN:= (high(arr) div 2)+1 to high(arr) do

25        begin//со средней по последнюю строку

26        lastColumn:= RowN-1;//определим номер столбца последнего элемента, подлежащего суммированию

27        //если число столбцов меньше числа строк, то последний столбец может оказаться ближе

28        if lastColumn > high(arr[RowN]) then lastColumn:= high(arr[RowN]);

29        for ColN:= high(arr)-RowN+1 to lastColumn do //просуммируем элементы в высчитаных пределах

30        Result:= Result + arr[RowN, ColN];

31        end;

32        end;

Процедура SwapAboveBelow таким же образом, как функция GetSumAbove, определяет, какие элементы лежат выше пересечения диагоналей, но не суммирует их, а каждый меняет местами с элементом того же столбца, симметричным текущему относительно верхней и нижней границ матрицы. Для смены используется вспомогательная процедура swap для целых чисел, определённая в этом же модуле:

1     {вспомогательная процедура: поменять местами два целых числа}

2     procedure swap(var first, second: integer);

3     var tmp: integer;

4     begin

5     tmp:= first;

6     first:= second;

7     second:= tmp;

8     end;

9     {поменять местами элементы выше и ниже пересечения диагоналей матрицы arr}

10   procedure SwapAboveBelow (var arr: TMatrix);

11   var

12   RowN, ColN: integer;

13   lastColumn: integer;//номер столбца, содержащего элемент дальней диагонали минус 1

14   begin

15   for RowN:= 0 to (high(arr) div 2) do

16   begin//с нулевой, по средюю строку

17   lastColumn:= high(arr)-RowN-1;//определим номер столбца последнего элемента, подлежащего суммированию

18   //если число столбцов меньше числа строк, то последний столбец может оказаться ближе

19   if lastColumn > high(arr[RowN]) then lastColumn:= high(arr[RowN]);

20   for ColN:= RowN+1 to lastColumn do//для каждого элемента в высчитаных пределах

21   //поменяем его местами с элементом того же столбца, отстаящем на то же число строк, но от нижней границы матрицы

22   swap(arr[RowN, ColN], arr[high(arr) - RowN, ColN]);

23   end;

24   end;

 

Циклический сдвиг строк

Далее функция CircuarShift, осуществляющая циклический сдвиг строк матрицы вверх, или вниз. Направление сдвига определяется булевым параметром shiftUp, передаваемым процедуре:

1   {

2   осуществляет циклический сдвиг строк матрицы arr вверх при shiftUp = true,

3   и вниз, при shiftUp = false

4   }

5   procedure CircuarShift(var arr: TMatrix; shiftUp: boolean);

6   var

7   RowN: integer;

8   tmpRow: TVector;//временная переменная для хранения строки иатрицы

9  

10            begin

11           

12            if high(arr) < 1 then exit;//если в матрице меньше двух строк - выходим

13            if shiftUp then

14            begin//если сдвиг вверх

15            tmpRow:= arr[high(arr)];//сохраним последнюю строку матрицы

16            arr[high(arr)]:= arr[0];//приравняем последнюю строку первой

17            for rowN:= 0 to high(arr)-2 do

18            begin//для строк с нулевой по пред-предпоследнюю

19            arr[rowN]:= arr[rowN+1];//текущая строка равна нижней

20            end;

21            arr[high(arr)-1]:= tmpRow;//предпоследнюю строку приравняем последней

22            end

23            else

24            begin//иначе, если сдвиг вниз

25            tmpRow:= arr[0];//сохраним нулвую строку

26            arr[0]:= arr[high(arr)];//приравняем нулевую строку последней

27            for rowN:= high(arr) downto 2 do

28            begin//для строк с последней по вторую

29            arr[RowN]:= arr[RowN-1];//текущая строка равна верхней

30            end;

31            arr[1]:= tmpRow;//первую строку приравняем нулевой

32            end;

33            end;

 

«Разворачивание» матрицы

Процедура UnwindMatrix осуществляет "разворачивание" матрицы в одномерный массив против часовой стрелки. Эта процедура в своих локальных переменных хранит координаты текущего элемента, текущее направление обхода (посредством перечислимого типа TDirection), а так же границы ещё не обойдённой части матрицы, которые сужаются каждый раз, когда проходится целая строка, или столбец. В этот же момент меняется направление обхода и текущим становится элемент в этом направлении. Обход завершается, когда число пройденных элементов станет равняться количеству элементов в матрице:

1   //перечисление - направления

2   type TDirection = (down, right, up, left);

3  

4   {обходит матрицу arr против часовой стрелки и наполняет элементами массив res}

5   procedure UnwindMatrix(const arr: TMatrix; var res: TVector);

6   var

7   count, cur: integer;//число элементов в матрице и счётчик элементов

8  

9   RowN, ColN: integer;

10            leftB, bottomB, rightB, topB: integer;//границы обхода - меняются при проходе полной строки или столбца

11            direction: TDirection;//текущее направление обхода

12           

13            begin

14            if (length(arr) = 0) or (length(arr[0]) = 0) then exit;//если в матрице нет элементов - выходим

15            count:= length(arr) * length(arr[0]);//подсчитаем число элементов в матрице

16            SetLength(res, count);//выделим память для хранения всех элементов матрицы

17           

18            //начальные условия обхода: текущий элемент [0,0], границы совпадают с граниуцами матриы, направление - вниз

19            direction:= down;

20            RowN:= 0;

21            ColN:= 0;

22            leftB:= 0;

23            bottomB:= high(arr);

24            rightB:= high(arr[0]);

25            topB:= 0;

26           

27            for cur:= 0 to count-1 do

28            begin//пока не пройдём count элементов

29            res[cur]:= arr[RowN, ColN];//добавляем текущий элемент в массив

30            //дальненйшие действия зависят от текущего направления обхода

31            case direction of

32            down://если вниз

33            if RowN < bottomB then inc(RowN)//если не дошли до нижней границы - сдвигаемся вниз

34            else

35            begin//иначе - прошли левый столбец

36            direction:= right;//сменим направление на "вправо"

37            inc(leftB);//сдвинем левую границу к центру

38            inc(ColN);//сдвинемся вправо

39            end;

40           

41            right://если вправо

42            if ColN < rightB then inc(ColN)//если не дошли до правой границы - сдвигаемся вправо

43            else

44            begin//иначе - прошли нижнюю строку

45            direction:= up;//сменим направление на "вверх"

46            dec(bottomB);//сдвинем нижнюю границу к центру

47            dec(RowN);//сдвинемся вверх

48            end;

49           

50            up://если вверх

51            if RowN > topB then dec(RowN)//если не дошли до верхней границы - сдвигаемся вверх

52            else

53            begin//иначе - прошли правый столбец

54            direction:= left;//сменим направление на "влево"

55            dec(rightB);//сдвинем правую границу к центру

56            dec(ColN);//сдвинемся влево

57            end;

58           

59            left://если влево

60            if ColN > leftB then dec(ColN)//если не дошли до левой границы - сдвигаемся влево

61            else

62            begin//иначе - прошли верхнюю строку

63            direction:= down;//сменим направление на "вниз"

64            inc(topB);//сдвинем верхнюю границу к центру

65            inc(RowN);//сдвинемся вниз

66            end;

67            end;

68            end;

69            end;

 

Сортировка строк матрицы

Наконец упорядочивание строк матрицы по убыванию суммы элементов каждой строки. Вспомогательная функция getRowSum возвращает сумму элементов заданной строки:

1   {возвращает сумму элементов RowN-ой строки матрицы arr}

2   function getRowSum(const arr: TMatrix; RowN: integer): Int64;

3   var ColN: integer;

4   begin

5   Result:= 0;

6   if RowN > high(arr) then exit;//если в матрице нет RowN-ой строки - выходим

7   for ColN:= 0 to high(arr[RowN]) do//суммируем элементы строки

8   Result:= Result + arr[RowN, ColN];

9   end;

Сама сортировка осуществляется посредством процедуры SortRows. Был выбран алгоритм прямой вставки, так как число строк в матрице не предполагается большим, а этот алгоритм эффективен на небольших наборах данных. В любом случае сортировка осуществляется быстро, так как при перемене мест строк не происходит копирование данных, но просто переставляются местами указатели. Листинг этой функции:

1   {сортирует строки матрицы по убыванию сумм элементов каждой строки}

2   procedure SortRows(var arr: TMatrix);

3   var

4   i, k: integer;//переменные для алгоритма сортировки

5   tmpRow: TVector;//временная переменная для алгоритма сортировки

6   begin

7   //алгоритм сортировки методом прямой вставки

8   for i:= 1 to high(arr) do

9   begin//для строк с первой по последнюю

10            k:= i;//начиная с текущей строки

11            while (k > 0) and (getRowSum(arr, k) > getRowSum(arr, k-1)) do

12            begin//пока не дошли до нулевой строки, и сумма строки над текущей строкой больше текущей суммы

13            swap(arr[k-1], arr[k]);//поменяем текущую строку и строку над ней местами

14            dec(k);//сдвинемся вверх

15            end;

16            end;

17            end;

2.3.2 Модуль fileIO

Этот модуль содержит процедуры для файлового ввода/вывода матриц. Используются текстовые файлы, которые предварительно необходимо открыть и подготовить к чтению/записи.

Формат файла, содержащего матрицу таков: матрица записана построчно, начиная с первой строки, элементы в каждой строке записаны слева направо и разделены произвольным количеством пробелов. Именно такой файл создаёт процедура Write2DArray:

1   {

2   записывает матрицу arr в текстовый файл outFile. Файл должен быть

3   предварительно открыт

4   }

5   procedure Write2DArray(const arr: TMatrix; const outFile: TextFile);

6   var

7   rowN, colN: integer;

8   begin

9   for rowN:= low(arr) to high(arr) do

10            begin

11            for colN:= low(arr[rowN]) to high(arr[rowN]) do

12            begin

13            //ширина поля 12, так как -2147483648 - 11 символов

14            Write(outFile, arr[rowN, colN]: 12);

15            end;

16            Writeln(outFile);

17            end;

18            end;


Процедура Read2DArray читает файл по строкам, разбирая каждую строку на подстрока пробелами с помощью процедуры ExtractStrings:

1   { читает матрицу arr из текстового файла inFile. Файл должен быть

2   предварительно открыт}

3   procedure Read2DArray(var arr: TMatrix; const inFile: TextFile);

4   var

5   rowN, colN: integer;

6   colCount: integer; //максимальное количество чисел в строке (число столбцов матрицы)

7   lineStr: string; //текущая строка

8   strNumbers: TStringList;//текущая строка, разделённая на подстроки пробелами

9   begin

10            rowN:= 0;

11            colCount:= 0;

12            strNumbers:= TStringList.Create;

13            arr:= nil;

14            while not Eof(inFile) do

15            begin

16            Readln(inFile, lineStr);

17            strNumbers.Clear;

18            ExtractStrings([' '], [], PChar(lineStr), strNumbers); //разделим пробелами на подстроки

19            if colCount < strNumbers.Count then colCount:= strNumbers.Count;

20            SetLength(arr, rowN+1, colCount);//выделим память под новую строку

21            for colN:= 0 to strNumbers.Count-1 do //для каждого числа в строке

22            arr[rowN, colN]:= StrToIntDef(strNumbers[colN], 0);

23            Inc(rowN);

24            end;

25            strNumbers.Destroy;

26            end;

2.3.3 Модуль form

Модуль, содержащий форму, переменную для хранения исходной матрицы, процедуры синхронизации содержания матрицы и элементов формы, а так же процедуру задания размеров матрицы.

Так как задача чётко разделена на задания, оперирующие одними и теми же исходными данными (целочисленным двумерным массивом), было принято решение разделить интерфейс приложения на две части. В верхней части формы отображается матрица исходных данных, которую можно редактировать и размеры которой можно менять. Нижняя часть формы представляет собой набор закладок, каждая из которых соответствует одной из поставленных задач. На каждой закладке содержится описание задания, кнопка «выполнить», а так же элементы, необходимы для отображения результата в рамках этого задания. Некоторые задания состоят в изменении исходной матрицы, результат выполнения таких заданий отображается непосредственно в исходных данных в верхней части формы. Всего существует как минимум три способа выбрать задачу: щёлкнуть мышкой по закладке, выбрать нужный пункт в меню «Задачи», нажать одну из кнопок F1 - F5.

Опишем важные процедуры формы. Процедура ReadMatrix осуществляет чтение исходных данных из таблицы на форме в двумерный массив. Перед началом чтения процедура устанавливает размер массива:

1   {заполнить матрицу в соответствии с содержанием таблицы на форме}

2   procedure TMainForm.ReadMatrix;

3   var rowN, colN: integer;

4   begin

5   SetLength(workMatrix, G_Matrix.RowCount-1, G_Matrix.ColCount-1);

6   for rowN:= 0 to G_Matrix.RowCount-2 do

7   for colN:= 0 to G_Matrix.ColCount-2 do

8   workMatrix[rowN, colN]:= StrToIntDef(G_Matrix.Cells[colN+1, rowN+1], 0);

9   end;

Процедура writeMatrix осуществляет обратную операцию, она заполняет поля таблицы в соответствии с массивом. Кроме этого она меняет значения числа строк и столбцов в соответствии с размерами массива:

1   {заполнить таблицу на форме в соответствии с содержанием матрицы}

2   procedure TMainForm.writeMatrix;

3   var rowN, colN: integer;

4   begin

5   G_Matrix.Cells[1, 1]:= '';//если матрица пуста

6   E_RowsN.Text:= IntToStr(high(workMatrix) + 1);

7   if(E_RowsN.Text <> '0') then

8   E_ColsN.Text:= IntToStr(high(workMatrix[low(workMatrix)]) + 1)

9   else E_ColsN.Text:= '0';

10            B_SetDimmsClick(self);

11            //заполним таблицу

12            for rowN:= low(workMatrix) to high(workMatrix) do

13            for colN:= low(workMatrix[rowN]) to high(workMatrix[rowN]) do

14            G_Matrix.Cells[colN+1, rowN+1]:= IntToStr(workMatrix[rowN, colN]);

15            end;

Процедура B_SetDimmsClick является обработчиком нажатия кнопки «задать размеры». Она проверяет, не стали ли размеры меньше единицы, меняет число строк и столбцов в таблицах формы, а так же проставляет номера строк и столбцов:

1   {обраюотчик уствновки размеров матрицы}

2   procedure TMainForm.B_SetDimmsClick(Sender: TObject);

3   var

4   i: integer;

5   RowsN, ColsN: integer;

6   begin

7   //значения размеров не должны быть меньше 1

8   RowsN:= StrToIntDef(E_RowsN.Text, 0);

9   if RowsN < 1 then begin RowsN:= 1; E_RowsN.Text:= '1' end;

10            ColsN:= StrToIntDef(E_ColsN.Text, 0);

11            if ColsN < 1 then begin ColsN:= 1; E_ColsN.Text:= '1' end;

12            //число строк и столбцов в таблице, учитывая колонку и строку с номерами

13            G_Matrix.RowCount:= RowsN + 1;

14            G_Matrix.ColCount:= ColsN + 1;

15            //в этих таблицах отображаются одномерные массивы из первого задания

16            G_Task1B.RowCount:= RowsN;

17            G_Task1C.RowCount:= RowsN;

18            //одномерный массив из четвёртого задания имеет длину, равную числу элементов исходной матрицы

19            G_Task4.ColCount:= RowsN * ColsN;

20            //расставим номера строк и столбцов

21            for i:= 0 to RowsN do

22            begin

23            G_Matrix.Cells[0, i+1]:= IntToStr(i+1);

24            G_Task1B.Cells[0, i]:= IntToStr(i+1);

25            G_Task1C.Cells[0, i]:= IntToStr(i+1);

26            end;

27            for i:= 0 to ColsN do

28            G_Matrix.Cells[i+1, 0]:= IntToStr(i+1);

29            for i:= 0 to RowsN * ColsN do

30            G_Task4.Cells[i, 0]:= IntToStr(i+1);

31            G_Matrix.Refresh;

32            end;

Процедура FormDestroy выполняется при уничтожении формы и выполняет очень важную функцию – освобождает память, которая выделялась во время работы приложения под матрицу исходных данных.

Процедура saveClick является обработчиком щелчка по пункту меню Файл->Сохранить. Она отображает диалог выбора файла для сохранения, создаёт выбранный файл, а после окончания записи закрывает его:

1   {обработчик Файл->Сохранить}

2   procedure TMainForm.saveClick(Sender: TObject);

3   var

4   outFile: TextFile;

5   begin

6   //отобразим диалог выбора файла для сохранения, если отмена - выходим

7   if SaveDialog.Execute = false then exit;

8   AssignFile(outFile, SaveDialog.Files[0]);

9   ReWrite(outFile);//создадим файл

10             readMatrix;//прочтём матрицу из таблицы

11            Write2DArray(workMatrix, outFile);//запишем матрицу в файл

12            CloseFile(outFile);//закроем файл.


Процедура loadClick ведёт себя так же, только не создаёт файл, а открывает его для чтения:

1   {обработчик Файл->Загрузить}

2   procedure TMainForm.loadClick(Sender: TObject);

3   var

4   inFile: TextFile;

5   begin

6   //отобразим диалог выбора фала для загрузки, если отмена - выходим

7   if OpenDialog.Execute = false then exit;

8   AssignFile(inFile, OpenDialog.Files[0]);

9   Reset(inFile);//подготовим файл к чтению

10            Read2DArray(workMatrix, inFile);//прочтём матрицу из файла

11            writeMatrix;//отобразим матрицу

12            CloseFile(inFile);//закроем файл

13            end;

Остальные процедуры просто вызывают процедуры и функции других модулей, наполняют результатами соответствующие заданию элементы формы, а в конце обязательно освобождают динамическую память, если таковая была выделена в рамках процедуры.

2.4 Описание формата исходных файлов

Матрица в исходном файле представляется в текстовом виде. Каждая строка матрицы начинается с новой строки. Каждый элемент строки отделён от других произвольным числом пробелов и должен быть представлен целым числом, лежащим в диапазоне [-2147483648; 2147483647]. Если какой-то элемент выходит за границы этого диапазона, либо не является целым числом, то он интерпретируется как ноль.

Пример правильно составленного исходного файла:

100000   10000     20000     40000     -4000

50           100         -20          1000         2000

-100        -50         -20          0               20

-1000      -200        200        2               12

4000       -100000 -40000   -10000        80000


3. Эксплуатационная документация

 

3.1 Описание применения

Программа предназначена для выполнения определённого набора операций над матрицами. Описание каждой операции можно прочесть на соответствующей вкладке в интерфейсе программы.

Программа предназначена для исполнения на IBM-совместимых компьютерах с операционной системой Windows (тестирование проводилось на Windows XP).

Минимальные системные требования:

·          Дисплей с разрешением 1024x768

·          Клавиатура

·          10 мегабайт свободной оперативной памяти

Требования приложения к оперативной памяти сильно зависят от размера обрабатываемой матрицы. Соответствующий минимальным требованиям компьютер сможет обрабатывать матрицы размером не менее ста элементов.

Входными параметрами для приложения являются файлы, описанные в пункте 3.4. Так же есть возможность ввести исходную матрицу непосредственно в таблицу на форме.

Выходные данные представляются в элементах формы, расположенных на соответствующей заданию вкладке (смотрите руководство оператора)

3.2 Руководство оператора

Интерфейс приложения разделён на две части. В верхней части формы отображается матрица исходных данных, которую можно редактировать и размеры которой можно менять. Нижняя часть формы представляет собой набор закладок, каждая из которых соответствует одной из поставленных задач. На каждой закладке содержится описание задания, кнопка «выполнить», а так же элементы, необходимы для отображения результата в рамках этого задания. Некоторые задания состоят в изменении исходной матрицы, результат выполнения таких заданий отображается непосредственно в исходных данных в верхней части формы. Всего существует как минимум три способа выбрать задачу: щёлкнуть мышкой по закладке, выбрать нужный пункт в меню «Задачи», нажать одну из кнопок F1 - F5.

Открытие файла с данными:


Выполнение задачи №1:

Результат выполнения задачи №1:


Переход к задаче №3:


Выполнение задачи №3:

Результат двукратного выполнения задачи №3:


Результат выполнения задачи №2:

Результат выполнения задачи №5:


Результат выполнения задачи №4:


Сохранение полученной матрицы в файл:


Завершение работы программы:

Содержание сохранённого файла:

100000    10000    20000    40000     -4000

50            100        -20        1000        2000

-100         -50        -20         0             20

-1000      -200       200        2             12

4000    -100000   -40000   -10000     80000


Выводы

Двумерный динамический массив – очень удобная конструкция для представления матрицы, размеры которой во время написания программы не известны. Но при его использовании нужно быть осторожным и учитывать некоторые особенности:

·          При вызове SetLength с одним параметром размера будет выделена память только под первую размерность массива (например, будет увеличено число строк в матрице), остальные размерности затронуты не будут (в каждой добавленной строке будет ноль элементов).

·          Каждый подмассив многомерного массива может иметь свою размерность (например, каждая строка матрицы в общем то может иметь длину, отличную от других)

·          Необходимо всегда знать границы каждой размерности, чтобы не выйти за пределы массива в чужую память. Для этого полезны функции low и high.

·          Необходимо всегда освобождать динамически выделенную память.

·          При присваивании динамических массивов копирования данных не происходит, присваиваются лишь указатели, таким образом, после присваивания два массива будут указывать на одну и ту же область памяти. Чтобы получить копию массива, можно использовать функцию Copy.

·          Copy копирует не весь многомерный массив, но только его первую размерность.


Приложения

 

Приложение 1. Тестовые примеры

 

Тест 1: Квадратная матрица 5x5.

Исходная матрица:

-100        -50           -20          0            20

50           100           200        1000      2000

4000       10000       20000    40000   80000

100000  -100000   -40000    -10000   -4000

-1000     -200        -20            2            12

Результат выполнения первого задания:

Максимальные элементы по строкам: 20; 2000; 80000; 100000; 12

Столбцы с максимальными элементами: 5; 5; 5; 1; 5

Результат выполнения второго задания:

S1 = 130

S2 = -40218

S1 > S2, матрица не была изменена

Результат выполнения третьего задания:

Число столбцов нечётно – был произведён сдвиг «вниз»

-1000           -200          -20         2        12

-100             -50            -20         0        20

50                100            200       1000   2000

4000           10000        20000    40000 80000

100000      -100000     -40000   -10000 -4000

Результат выполнения четвёртого задания:

Матрица, «развёрнутая» против часовой стрелки: -100; 50; 4000; 100000; -1000; -200; -20; 2; 12; -4000; 80000; 2000; 20; 0; -20; -50; 100; 10000; -100000; -40000; -10000; 40000; 1000; 200; 20000

Результат выполнения пятого задания:

Строки отсортированы в невозрастающем порядке сумм:

4000          10000        20000         40000    80000

50              100            200             1000      2000

-100          -50            -20                0            20

-1000         -200         -20                2            12

100000    -100000    -40000         -10000    -4000

Тест 2: прямоугольная матрица 3x8.

Исходная матрица:

1 -   18    17 -16      15         -14             13                -12

-2    19   20  2000  200000  20000000  2000000000  11

3     -4     5   -6       7           -8                9                   -10

Результат выполнения первого задания:

Максимальные элементы по строкам: 17; 2000000000; 9

Столбцы с максимальными элементами: 3; 7; 7

Результат выполнения второго задания:

S1 = -18 S2 = -4

S1 < S2, матрица была изменена:

1    -4   17  -16    15         -14             13                -12

-2  19  20  2000  200000  20000000  2000000000  11

3  -18   5  -6        7           -8                9                   -10


Результат выполнения третьего задания:

Число столбцов чётно – был произведён сдвиг «вверх»

-2  19   20   2000   200000  20000000   2000000000  11

3   -18  5     -6        7           -8                9                    -10

1    -4   17   -16      15         -14              13                  -12

Результат выполнения четвёртого задания:

Матрица, «развёрнутая» против часовой стрелки: 1; -2; 3; -4; 5; -6; 7; -8; 9; -10; 11; -12; 13; -14; 15; -16; 17; -18; 19; 20; 2000; 200000; 20000000; 2000000000;

Результат выполнения пятого задания:

Строки отсортированы в невозрастающем порядке сумм:

-2  19  20  2000  200000  20000000  2000000000  11

3   -4   5    -6       7           -8                9                    -10

1   -18  17 -16     15         -14              13                  -12

Тест 3: прямоугольная матрица 10x5, наполненная случайными числами.

Исходная матрица:

4490     6540  -12901 20330  -6046

-27459 -22256 26705 14852 -30502

23701 -11502 -30162 -14325 -20739

-15721 -14704 17504 -23934 21020

-27932 7054 -30557 -28698 -19302

-16794 -24715 28069 -2485 -11281

30727 18102 20673 -32373 23140

-16762 -1303 5821 21065 -25295

-24472 27091 -6385 -13002 -22009

-12309 26284 20788 -21316 -25044

Результат выполнения первого задания:

Максимальные элементы по строкам: 20330; 26705; 23701; 21020; 7054

Столбцы с максимальными элементами: 4; 3; 1; 5; 2

Результат выполнения второго задания:

S1 = 4934

S2 = -21774

S1 > S2, матрица не была изменена

Результат выполнения третьего задания:

Число столбцов нечётно – был произведён сдвиг «вниз»

-12309 26284 20788 -21316 -25044

4490    6540  -12901  20330  -6046

-27459 -22256 26705 14852 -30502

23701 -11502 -30162 -14325 -20739

-15721 -14704 17504 -23934 21020

-27932 7054 -30557 -28698 -19302

-16794 -24715 28069 -2485 -11281

30727 18102 20673 -32373 23140

-16762 -1303 5821 21065 -25295

-24472 27091 -6385 -13002 -22009

Результат выполнения четвёртого задания:

Матрица, «развёрнутая» против часовой стрелки: 4490; -27459; 23701; -15721; -27932; -16794; 30727; -16762; -24472; -12309; 26284; 20788; -21316; -25044; -22009; -25295; 23140; -11281; -19302; 21020; -20739; -30502; -6046; 20330; -12901; 6540; -22256; -11502; -14704; 7054; -24715; 18102; -1303; 27091; -6385; -13002; 21065; -32373; -2485; -28698; -23934; -14325; 14852; 26705; -30162; 17504; -30557; 28069; 20673; 5821

Результат выполнения пятого задания:

Строки отсортированы в невозрастающем порядке сумм:

30727 18102 20673 -32373 23140

4490 6540 -12901 20330    -6046

-12309 26284 20788 -21316 -25044

-15721 -14704 17504 -23934 21020

-16762 -1303 5821 21065     -25295

-16794 -24715 28069 -2485 -11281

-27459 -22256 26705 14852 -30502

-24472 27091 -6385 -13002 -22009

23701 -11502 -30162 -14325 -20739

-27932 7054 -30557 -28698 -19302

Тест 4: матрица с большими по модулю числами.

Исходная матрица:

0                    -2000000000  -2100000000  -2000000000  1

1000000000  -800000000     400000000      3                   15

0                    -2000000000  -2000000000   -2000000000  1

1000000000  -800000000     400000000      3                    15

0                    -2000000000  -2000000000   -2000000000  1

1000000000  -800000000     400000000       3                   15

0                    -2000000000  -1900000000    -200000000   1

Результат выполнения первого задания:

Максимальные элементы по строкам: 1; 1000000000; 1; 1000000000; 1; 1000000000; 1

Столбцы с максимальными элементами: 5; 1; 5; 1; 5; 1; 5

Результат выполнения второго задания:

S1 = -7699999981

S2 = -7499999981

S1 < S2, матрица была изменена:

0                   -2000000000  -1900000000  -2000000000   1

1000000000 -800000000    400000000      3                     15

0                   -2000000000 -2000000000   -2000000000    1

1000000000 -800000000    400000000       3                      15

0                   -2000000000  -2000000000   -2000000000    1

1000000000 -800000000     400000000      3                      15

0                   -2000000000  -2100000000   -2000000000     1

Результат выполнения третьего задания:

Число столбцов нечётно – был произведён сдвиг «вниз»

0                      -2000000000  -1900000000   -2000000000    1

0                      -2000000000  -2100000000   -2000000000    1

1000000000    -800000000    400000000       3                       15

0                      -2000000000  -2000000000    -2000000000    1

1000000000    -800000000    400000000        3                       15

0                      -2000000000  -2000000000    -2000000000     1

1000000000    -800000000    400000000        3                      15

Результат выполнения четвёртого задания:

Матрица, «развёрнутая» против часовой стрелки: 0; 1000000000; 0; 1000000000; 0; 1000000000; 0; -2000000000; -1900000000; -2000000000; 1; 15; 1; 15; 1; 15; 1; -2000000000; -2100000000; -2000000000; -800000000; -2000000000; -800000000; -2000000000; -800000000; 400000000; 3; -2000000000; 3; -2000000000; 3; 400000000; -2000000000; 400000000; -2000000000

Результат выполнения пятого задания:

Строки отсортированы в невозрастающем порядке сумм:

1000000000    -800000000     400000000   3                          15

1000000000    -800000000     400000000   3                            15

1000000000    -800000000     400000000   3                            15

0                      -2000000000  -1900000000 -2000000000          1

0                      -2000000000  -2000000000 -2000000000          1

0                      -2000000000  -2000000000 -2000000000          1

0                      -2000000000  -2100000000 -2000000000          1

Тест 5: матрица с ошибками.

Исходная матрица:

9999999999 123 fdf

456 rt 8888888888

1234567890 9876543210 789

q 0xf e

-77777777777 000 -13

915 -376 19

ddd -ddd 1111111111

Внутри программы такая матрица будет интерпретирована следующим образом:

0                     123    0

456                  0       0

1234567890    0      789

0                      15      0

0                      0        -13

915                 -376     19

0                      0           1111111111

Результат выполнения первого задания:

Максимальные элементы по строкам: 123; 456; 1234567890; 15; 0; 915; 1111111111

Столбцы с максимальными элементами: 2; 1; 1; 2; 1; 1; 3

Результат выполнения второго задания:

S1 = 123

S2 = 1111111130

S1 < S2, матрица была изменена:

0                         0          1111111111

456                     0          19

1234567890       0          789

0                        15          0

0                        0             -13

915                  -376            0

0                      123              0

Результат выполнения третьего задания:

Число столбцов нечётно – был произведён сдвиг «вниз»

0                        0        1111111111

0                        123     0

456                    0         0

1234567890      0         789

0                       15        0

0                       0         -13

915                -376           19

Результат выполнения четвёртого задания:

Матрица, «развёрнутая» против часовой стрелки: 0; 456; 1234567890; 0; 0; 915; 0; 0; 1111111111; 19; -13; 0; 789; 0; 0; 123; 0; 0; 15; 0; -376

Результат выполнения пятого задания:

Строки отсортированы в невозрастающем порядке сумм:

1234567890               0             789

0                                 0             1111111111

915                           -376          19

456                            0              0

0                                123          0

0                                15            0

0                                0             -13


Приложение 2. Полный листинг формы (файл form.pas)

 

14          {

15          Модуль, содержащий форму, переменную для хранения исходной матрицы,

16          процедуры синхронизации содержания матрицы и элементов формы, а так же

17          процедуру задания размеров матрицы

18          }

19          unit form;

20         

21          interface

22         

23          uses

24          Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

25          Dialogs, Menus, StdCtrls, ExtCtrls, ComCtrls, Grids,

26          //модули программы

27          fileIO, MatrixOperations;

28         

29          type

30          TMainForm = class(TForm)

31          Pages: TPageControl;

32          Task1: TTabSheet;

33          Task2: TTabSheet;

34          Task3: TTabSheet;

35          Task4: TTabSheet;

36          Task5: TTabSheet;

37          Menu: TMainMenu;

38          A1: TMenuItem;

39          load: TMenuItem;

40          save: TMenuItem;

41          N1: TMenuItem;

42          quit: TMenuItem;

43          N4: TMenuItem;

44          M_Task1: TMenuItem;

45          M_Task2: TMenuItem;

46          M_Task3: TMenuItem;

47          M_Task4: TMenuItem;

48          M_Task5: TMenuItem;

49          GroupBox1: TGroupBox;

50          G_Matrix: TStringGrid;

51          E_RowsN: TEdit;

52          Label1: TLabel;

53          Label2: TLabel;

54          E_ColsN: TEdit;

55          B_SetDimms: TButton;

56          SaveDialog: TSaveDialog;

57          OpenDialog: TOpenDialog;

58          Label3: TLabel;

59          Label4: TLabel;

60          G_Task1B: TStringGrid;

61          Label5: TLabel;

62          Label6: TLabel;

63          G_Task1C: TStringGrid;

64          B_Task1Run: TButton;

65          Label7: TLabel;

66          Label8: TLabel;

67          Label9: TLabel;

68          E_Task2S1: TEdit;

69          B_Task2Run: TButton;

70          E_Task2S2: TEdit;

71          L_Task2MatrxChanged: TLabel;

72          Label10: TLabel;

73          B_Task3Run: TButton;

74          L_Task3Result: TLabel;

75          Label11: TLabel;

76          B_Task4Run: TButton;

77          Label12: TLabel;

78          B_Task5Run: TButton;

79          about: TMenuItem;

80          MEM_Task4: TMemo;

81          procedure saveClick(Sender: TObject);

82          procedure loadClick(Sender: TObject);

83          procedure B_SetDimmsClick(Sender: TObject);

84          procedure FormCreate(Sender: TObject);

85          procedure quitClick(Sender: TObject);

86          procedure M_Task1Click(Sender: TObject);

87          procedure M_Task2Click(Sender: TObject);

88          procedure M_Task3Click(Sender: TObject);

89          procedure M_Task4Click(Sender: TObject);

90          procedure M_Task5Click(Sender: TObject);

91          procedure B_Task1RunClick(Sender: TObject);

92          procedure FormDestroy(Sender: TObject);

93          procedure B_Task2RunClick(Sender: TObject);

94          procedure B_Task3RunClick(Sender: TObject);

95          procedure B_Task4RunClick(Sender: TObject);

96          procedure B_Task5RunClick(Sender: TObject);

97          procedure aboutClick(Sender: TObject);

98          private

99          procedure readMatrix;

100       procedure writeMatrix;

101       public

102       published

103       { Public declarations }

104       end;

105      

106       var

107       MainForm: TMainForm;

108       workMatrix: TMatrix;

109      

110       implementation

111      

112       uses Math;

113      

114       {$R *.dfm}

115      

116       {заполнить матрицу в соответствии с содержанием таблицы на форме}

117       procedure TMainForm.ReadMatrix;

118       var rowN, colN: integer;

119       begin

120       SetLength(workMatrix, G_Matrix.RowCount-1, G_Matrix.ColCount-1);

121       for rowN:= 0 to G_Matrix.RowCount-2 do

122       for colN:= 0 to G_Matrix.ColCount-2 do

123       workMatrix[rowN, colN]:= StrToIntDef(G_Matrix.Cells[colN+1, rowN+1], 0);

124       end;

125      

126       {заполнить таблицу на форме в соответствии с содержанием матрицы}

127       procedure TMainForm.writeMatrix;

128       var rowN, colN: integer;

129       begin

130       G_Matrix.Cells[1, 1]:= '';//если матрица пуста

131       //обновим размеры матрицы

132       E_RowsN.Text:= IntToStr(high(workMatrix) + 1);

133       if(E_RowsN.Text <> '0') then

134       E_ColsN.Text:= IntToStr(high(workMatrix[low(workMatrix)]) + 1)

135       else E_ColsN.Text:= '0';

136       B_SetDimmsClick(self);

137       //заполним таблицу

138       for rowN:= low(workMatrix) to high(workMatrix) do

139       for colN:= low(workMatrix[rowN]) to high(workMatrix[rowN]) do

140       G_Matrix.Cells[colN+1, rowN+1]:= IntToStr(workMatrix[rowN, colN]);

141       end;

142      

143       {обработчик Файл->Сохранить}

144       procedure TMainForm.saveClick(Sender: TObject);

145       var

146       outFile: TextFile;

147       begin

148       //отобразим диалог выбора файла для сохранения, если отмена - выходим

149       if SaveDialog.Execute = false then exit;

150       AssignFile(outFile, SaveDialog.Files[0]);

151       ReWrite(outFile);//создадим файл

152      

153       readMatrix;//прочтём матрицу из таблицы

154       Write2DArray(workMatrix, outFile);//запишем матрицу в файл

155      

156       CloseFile(outFile);//закроем файл

157      

158       end;

159      

160       {обработчик Файл->Загрузить}

161       procedure TMainForm.loadClick(Sender: TObject);

162       var

163       inFile: TextFile;

164       begin

165       //отобразим диалог выбора фала для загрузки, если отмена - выходим

166       if OpenDialog.Execute = false then exit;

167       AssignFile(inFile, OpenDialog.Files[0]);

168       Reset(inFile);//подготовим файл к чтению

169      

170       Read2DArray(workMatrix, inFile);//прочтём матрицу из файла

171       writeMatrix;//отобразим матрицу

172      

173       CloseFile(inFile);//закроем файл

174       end;

175      

176       {обраюотчик уствновки размеров матрицы}

177       procedure TMainForm.B_SetDimmsClick(Sender: TObject);

178       var

179       i: integer;

180       RowsN, ColsN: integer;

181       begin

182       //значения размеров не должны быть меньше 1

183       RowsN:= StrToIntDef(E_RowsN.Text, 0);

184       if RowsN < 1 then begin RowsN:= 1; E_RowsN.Text:= '1' end;

185       ColsN:= StrToIntDef(E_ColsN.Text, 0);

186       if ColsN < 1 then begin ColsN:= 1; E_ColsN.Text:= '1' end;

187       //число строк и столбцов в таблице, учитывая колонку и строку с номерами

188       G_Matrix.RowCount:= RowsN + 1;

189       G_Matrix.ColCount:= ColsN + 1;

190       //в этих таблицах отображаются одномерные массивы из первого задания

191       G_Task1B.RowCount:= RowsN;

192       G_Task1C.RowCount:= RowsN;

193       //одномерный массив из четвёртого задания имеет длину, равную числу элементов исходной матрицы

194       //G_Task4.ColCount:= RowsN * ColsN;

195       //расставим номера строк и столбцов

196       for i:= 0 to RowsN do

197       begin

198       G_Matrix.Cells[0, i+1]:= IntToStr(i+1);

199       G_Task1B.Cells[0, i]:= IntToStr(i+1);

200       G_Task1C.Cells[0, i]:= IntToStr(i+1);

201       end;

202       for i:= 0 to ColsN do

203       G_Matrix.Cells[i+1, 0]:= IntToStr(i+1);

204      

205       //for i:= 0 to RowsN * ColsN do

206       // G_Task4.Cells[i, 0]:= IntToStr(i+1);

207       G_Matrix.Refresh;

208       end;

209      

210       {при создании формы задаём размер матрицы по умолчанию}

211       procedure TMainForm.FormCreate(Sender: TObject);

212       begin

213       B_SetDimmsClick(Sender);

214       end;

215      

216       {при уничтожении формы освобождаем память, выделенную для хранения матрицы}

217       procedure TMainForm.FormDestroy(Sender: TObject);

218       begin

219       workMatrix:= nil;

220       end;

221      

222       {обработчик Файл->Выход}

223       procedure TMainForm.quitClick(Sender: TObject);

224       begin

225       if mrYes = MessageDlg('Вы уверены, что хотите выйти?', mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0)

226       then Close;

227       end;

228      

229       {обработчик Задачи->задача 1}

230       procedure TMainForm.M_Task1Click(Sender: TObject);

231       begin

232       Pages.ActivePageIndex:= 0;

233       end;

234       {обработчик Задачи->задача 2}

235       procedure TMainForm.M_Task2Click(Sender: TObject);

236       begin

237       Pages.ActivePageIndex:= 1;

238       end;

239       {обработчик Задачи->задача 3}

240       procedure TMainForm.M_Task3Click(Sender: TObject);

241       begin

242       Pages.ActivePageIndex:= 2;

243       end;

244       {обработчик Задачи->задача 4}

245       procedure TMainForm.M_Task4Click(Sender: TObject);

246       begin

247       Pages.ActivePageIndex:= 3;

248       end;

249       {обработчик Задачи->задача 5}

250       procedure TMainForm.M_Task5Click(Sender: TObject);

251       begin

252       Pages.ActivePageIndex:= 4;

253       end;

254      

255       {выполнение первого задания}

256       procedure TMainForm.B_Task1RunClick(Sender: TObject);

257       var

258       maxVal: TVector; //массив максимальных элементов из каждой строки

259       maxValCol: TVector; //массив номеров столбцов с максимальными элементами

260       RowN: integer;

261       begin

262       readMatrix;//прочитаем матрицу из таблицы

263       GetMaxVals(maxVal, maxValCol, workMatrix);//сформируем массивы по заданию

264       for RowN:= low(maxVal) to high(maxVal) do

265       begin//выведем сформированные массивы в элементы формы

266       G_Task1B.Cells[1, RowN]:= IntToStr(maxVal[RowN]);

267       G_Task1C.Cells[1, RowN]:= IntToStr(maxValCol[RowN]+1);

268       end;

269       //освободим память

270       maxVal:= nil;

271       maxValCol:= nil;

272       end;

273      

274       {выполнение второго задания}

275       procedure TMainForm.B_Task2RunClick(Sender: TObject);

276       var S1, S2: Int64;//суммы выше и ниже пересечения диагоналей

277       begin

278       readMatrix;//проситаем матрицу из таблицы

279       //высчитаем суммы

280       S1:= GetSumAbove(workMatrix);

281       S2:= GetSumBelow(workMatrix);

282       //выведем суммы в элементы формы

283       E_Task2S1.Text:= IntToStr(S1);

284       E_Task2S2.Text:= IntToStr(S2);

285       if S1 >= S2 then L_Task2MatrxChanged.Caption:= 'Матрица не была изменена'

286       else

287       begin//если S1 < S2, то

288       SwapAboveBelow(workMatrix);//меняем местами элементы выше и ниже пересечения диагоналей

289       writeMatrix;//выводим изменённую матрицу на форму

290       L_Task2MatrxChanged.Caption:= 'Матрица была изменена'

291       end;

292       end;

293      

294       {выполнение третьего задания}

295       procedure TMainForm.B_Task3RunClick(Sender: TObject);

296       begin

297       readMatrix;//прочтём матрицу из таблицы

298       if (high(workMatrix)+1) mod 2 = 0 then

299       begin//если число строк - чётное

300       CircuarShift(workMatrix, true);//осуществим циклический сдвиг вверх

301       L_Task3Result.Caption:= 'был произведён сдвиг "вверх"';

302       end

303       else

304       begin//иначе, если число строк - нечётное

305       CircuarShift(workMatrix, false);//осуществим циклический сдвиг вниз

306       L_Task3Result.Caption:= 'был произведён сдвиг "вниз"';

307       end;

308       writeMatrix;//выведем изменённую матрицу в таблицу

309       end;

310      

311       {выполнение четвёртого задания}

312       procedure TMainForm.B_Task4RunClick(Sender: TObject);

313       var arrayB: TVector;//массив, содержащий "развёрнутую" матрицу

314       var i: integer;

315       begin

316       readMatrix;//прочтём матрицу из таблицы

317       UnwindMatrix(workMatrix, arrayB);//наполним массив, обходя матрицу по спирали

318       MEM_Task4.Lines[0]:= '';

319       for i:= 0 to high(arrayB) do

320       begin//выведем все элементы из массива на форму

321       //G_Task4.Cells[i, 1]:= IntToStr(arrayB[i]);

322       MEM_Task4.Lines[0]:= MEM_Task4.Lines[0] + IntToStr(arrayB[i]) + '; '

323       end;

324       arrayB:= nil;//освободим память

325       end;

326      

327       {выполнение пятого задания}

328       procedure TMainForm.B_Task5RunClick(Sender: TObject);

329       begin

330       readMatrix;//прочтём матрицу из таблицы

331       SortRows(workMatrix);//отсортируем строки матрицы по убыванию сумм

332       writeMatrix;//выведем матрицу в таблицу

333       end;

334       {обработчик About}

335       procedure TMainForm.aboutClick(Sender: TObject);

336       var info: string;

337       begin

338       info:= 'Курсовая работа по дисциплине "Программирование на ЯВУ"'#10#10 +

339       'Тема: "Работа с двумерными числовыми массивами"'#10 +

340       'Выполнил: студент группы ВСМ-06-08 Филон Д. В.'#10#10#10 +

341       #9#9#9#9#9#9'Москва 2010 год';

342       MessageDlg(info, mtInformation, [mbIgnore], 0);

343       end;

344       end.

Содержание Введение 1. Теоретическая часть 1.1 Общее понятие о массивах 1.1.1 Определение и область применения 1.1.2 Специфические типы массивов 1.1.3 Реализация массивов 1.1.4 Достоинства массивов 1.1.5 Недостатки массиво

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru