База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Разработка программ с использованием динамической памяти — Информатика, программирование

Введение

1. Постановка задачи

2. Использование динамических структур при работе с графами

2.1. Способы представления графов

2.2. Операции над графами

2.3. Описание программной реализации

2.3.1. Описание процедур и функций языка

2.3.2. Описание функций работы с динамической памятью, графами

Выводы

Приложение А Экранные формы

Приложение Б Листинг программы


1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Задача.

Найти все источники ориентированного графа.

Исходные данные:

- номер вершины (цел типа), вводимый пользователем;

- дуга графа, задается двумя вершинами источником и стоком, вводимая пользователем.

Промежуточные данные:

Head:TUk – указатель на голову списка смежности графа;

n,m:цел – номера вершин;

c:сим – клавиша события.

Результаты:

V:массив байт – массив вершин источников;

Ограничения:

max=10 – максимальное количество вершин;

V:массив [1..max*max].


2. Использование динамических структур при работе с графами

2.1 Способы представления графов

Способы задания графов:

-           матрица смежности;

-           матрица инцидентности;

-           список смежности;

-           список дуг (ребер);

-           и др.

Список смежности – для вершины v есть список концов дуг, исходящих из вершины v, в случае орграфа, или список смежных с v вершин, в случае неориентированного графа.

Список дуг – это список, в котом каждой дуге ставится в соответствие пара <x,y>, где x – начало дуги, а y – ее конец. Для нагруженных графов – тройка <x,y,z>,где x – начало дуги, y – конец дуги, z – вес дуги.

Матрица смежности – это квадратная матрица, строки и столбцы которой соответствуют вершинам графа. Элемент матрицы (i,j) равен 1, если вершина i связана с вершиной j ребром, иначе элемент матрицы равен 0.

Для неориентированных графов матрица смежности является симметричной относительно главной диагонали. Т.е. для получения информации о графе достаточно знать верхнюю или нижнюю треугольную матрицу смежности. Для ориентированных графов матрица смежности не является симметричной.

Матрица инцидентности – это матрица, строки которой – список вершин, а столбцы – список ребер. Элемент матрицы инциденций (i,j) равен 1, если вершина i инцидентна соответствующему ребру.

Для неориентированных графов:

Для ориентированных графов:

Например, дан граф G (см.рис. .1)


Рисунок 2.1 – Граф G

Представление графа списком смежности отображено на рисунке 2.2


Рисунок 2.2 – Список смежности графа G


Представление графа с помощью списка дуг имеет вид отображено на рисунке .3


Рисунок 2.3 – Список дуг графа G

Представление графа с помощью матрицы смежности показано в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Матрица смежности

 

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x1

0 1 1 0 0 0

x2

0 0 0 0 0 0

x3

0 1 0 1 1 0

x4

0 0 0 0 1 0

x5

0 0 0 0 0 1

x6

0 0 0 1 0 0

Представление графа с помощью матрицы  инцидентности показано в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Матрица инцидентности

 

x1x2

x1x3

x3x2

x3x4

x3x5

x4x5

x5x6

x6x4

x1

1 1 0 0 0 0 0 0

x2

-1 0 -1 0 0 0 0 0

x3

0 -1 1 1 1 0 0 0

x4

0 0 0 -1 0 1 0 -1

x5

0 0 0 0 -1 -1 1 0

x6

0 0 0 0 0 0 -1 1

2.2 Операции над графами

При решении поставленной задачи для представления графа был выбран список смежности.

type TUk1=^TEl1; //элемент списка вершин

     TEl1=record

            Next:TUk1;

            Inf:integer;

          end;

     TUk=^TEl;

     TEl=record //элемент списка смежности

           Left:TUk1;

           Inf:integer;

           Down:TUk;

         end;

Head:TUk; //указатель на начало списка

Схематичное представление списка смежности ориентированного графа представлено на рисунке 2.1

Рисунок 2.3 – Схема списка смежности

Алгоритм нахождения источников ориентированного графа представлен на рисунке 2.4.



 

Рисунок 2.4 - Алгоритм нахождения источников орграфа


2.3 Описание программной реализации

2.3.1 Описание процедур и функций языка

Процедура New – резервирует фрагмент кучи для размещения переменной; формат обращения

New(TP)

TP – типизированный указатель. За одно обращение к процедуре можно зарезервировать не бо­лее 65521 байт динами­ческой памяти. Если нет свободной памяти требуемого размера, возникает ошибка периода исполнения. Если память не фраг­ментирована, последовательные обращения к про­цедуре будут резервировать последовательные участки памяти, так что начало следующего будет располагаться сразу за концом предыдущего.

Процедура Dispose – возвращает в кучу фрагмент динамической памяти, который ранее был зарезервирован за типизированным указателем; формат обращения

Dispose (TP)

TP – типизированный указатель. При повторном использовании процедуры применительно к уже освобожденному фрагменту возникает ошибка периода исполнения.

2.3.2 Описание функций работы с динамической памятью, графами

Для решения поставленной задачи были разработаны следующие процедуры и функции:

1) procedure AddVer(n:integer); - добавление в список смежности вершины с номером n;

2) procedure AddDug(n,m:integer); - добавление в список дуги (n,m). n и m номера вершин источника дуги и стока соответственно;

3) procedure DelList(p:TUk1); - удаление списка смежных вершин. p – указатель на начало списка;

4) procedure DelVer(n:integer); - удаление вершины с номером n;

5) procedure DelDug(n,m:integer); - удаление дуги (n,m). n и m номера вершин источника дуги и стока соответственно;

6) procedure PrintGraph; - вывод списка смежности на экран в виде матрицы смежности;

7) procedure FindIstok; - поиск и вывод на экран всех источников орграфа.


ВЫВОДЫ

Задание, выданное на летнюю практику, поставило определенные задачи:

1) научится создавать связные структуры данных, используя указатели;

2) научится создавать и манипулировать динамическими структурами данных, такими как связные списки, очереди и стеки;

3) понять работу различных приложений со связными структурами данных.

Решение выданного задания было реализовано с помощью языка программирования Паскаль.

Во время прохождения учебной практики был закреплен теоретический материал по разработке динамических структур данных, были получены практические навыки реализации динамических структур данных на языке высокого уровня для представления и обработки графов.


Приложение А

ЭКРАННЫЕ ФОРМЫ

Рисунок А.1 – Главное меню программы

Рисунок А.2 – Добавление дуги орграфа

Рисунок А.3 – Матрица смежности орграфа

Рисунок А.4 – Список вершин источников орграфа


Приложение Б

ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ

program OrGraph;

uses Crt;

type TUk1=^TEl1;

     TEl1=record

            Next:TUk1;

            Inf:integer;

          end;

     TUk=^TEl;

     TEl=record

           Left:TUk1;

           Inf:integer;

           Down:TUk;

         end;

const

  max=10;

var

  Head:TUk;

  c:char;

  n,m:integer;

  V:array[1..max] of byte;

{---------добавляем вершину в граф-------------}

procedure AddVer(n:integer);

var

  p:TUk;

begin

  if (Head=Nil) then

  begin

    New(Head);

    Head^.Inf:=n;

    Head^.Left:=Nil;

    Head^.Down:=Nil;

  end else begin

             p:=Head;

             while ((p^.Down<>Nil)and(p^.Inf<>n)) do p:=p^.Down;

             if (p^.Inf=n) then WriteLn('Такая вершина уже есть!!!')

             else begin

                    New(p^.Down);

                    p^.Down^.Inf:=n;

                    p^.Down^.Left:=Nil;

                    p^.Down^.Down:=Nil;

                  end;

           end;

end;

{-------добавляем дугу в граф----------------------}

procedure AddDug(n,m:integer);

var

  p,p1:TUk;

  p2:TUk1;

begin

  if (Head=Nil) then WriteLn('В графе нет ни одной вершины!!!')

  else begin

         p:=Head;

         while ((p<>Nil)and(p^.Inf<>n)) do p:=p^.Down;

         if (p=Nil) then WriteLn('В графе отсутствует указанная вершина источник!!!')

         else begin

                p1:=Head;

                while ((p1<>Nil)and(p1^.Inf<>m)) do p1:=p1^.Down;

                if (p1=Nil) then WriteLn('В графе отсутствует указанная вершина сток!!!')

                else begin

                       if (p^.Left=Nil) then

                       begin

                         New(p^.Left);

                         p^.Left^.Inf:=m;

                         p^.Left^.Next:=Nil;

                       end else begin

                                  p2:=p^.Left;

                                  while ((p2^.Next<>Nil)and(p2^.Inf<>m)) do p2:=p2^.Next;

                                  if (p2^.Inf=m) then WriteLn('Указанная дуга уже существует!!!')

                                  else begin

                                         New(p2^.Next);

                                         p2^.Next^.Inf:=m;

                                         p2^.Next^.Next:=Nil;

                                         WriteLn('Дуга добавлена!!!');

                                       end;

                                end;

                     end;

              end;

       end

end;

{--удаляем список дуг--}

procedure DelList(p:TUk1);

var p1:TUk1;

begin

  while (p<>Nil) do

  begin

    p1:=p;

    p:=p^.Next;

    Dispose(p1);

  end;

end;

{---------удаляем вершину из графа---------}

procedure DelVer(n:integer);

var

  p,p1:TUk;

  p2,p3:TUk1;

begin

  if (Head=Nil) then WriteLn('В графе нет ни одной вершины!!!')

  else begin

         p:=Head;

         if (p^.Inf=n) then

         begin

           Head:=Head^.Down;

           DelList(p^.Left);

           Dispose(p);

         end else begin

                    while ((p^.Down^.Inf<>n)and(p^.Down<>Nil)) do p:=p^.Down;

                    if (p^.Down=Nil) then WriteLn('В графе нет указанной вершины!!!')

                    else begin

                           DelList(p^.Down^.Left);

                           p1:=p^.Down;

                           p^.Down:=p^.Down^.Down;

                           Dispose(p1);

                         end;

                  end;

         p:=Head;

         while (p<>Nil) do

         begin

           if (p^.Left^.Inf=n) then

           begin

             p2:=p^.Left;

             p^.Left:=p^.Left^.Next;

             Dispose(p2);

           end else begin

                      p2:=p^.Left;

                      while ((p2^.Next<>Nil)and(p2^.Next^.Inf=n)) do p2:=p2^.Next;

                      if(p2^.Next^.Inf=n) then

                      begin

                        p3:=p2^.Next;

                        p2^.Next:=p2^.Next^.Next;

                        Dispose(p3);

                      end;

                    end;

           p:=p^.Down;

         end;

       end;

end;

{------удаляем дугу графа--------}

procedure DelDug(n,m:integer);

var

  p,p1:TUk;

  p2,p3:TUk1;

begin

  if (Head=Nil) then WriteLn('В графе нет ни одной вершины!!!')

  else begin

         p:=Head;

         while ((p^.Inf<>n)and(p<>Nil)) do p:=p^.Down;

         if (p=Nil) then WriteLn('В графе отсутствует указанная вершина источник')

         else begin

                p1:=Head;

                while ((p1<>Nil)and(p1^.Inf<>m)) do p1:=p1^.Down;

                if (p1=Nil) then WriteLn('В графе отсутствует указанная вершина сток!!!')

                else begin

                       p2:=p^.Left;

                       if (p^.Left^.Inf=m) then

                       begin

                         p3:=p^.Left;

                         p^.Left:=p^.Left^.Next;

                         Dispose(p3);

                       end else begin

                                  while ((p2^.Next^.Inf<>m)and(p2^.Next<>Nil)) do p2:=p2^.Next;

                                  if (p2=Nil) then WriteLn('Указанного ребра нет в графе!!!')

                                  else begin

                                         p3:=p2^.Next;

                                         p2^.Next:=p2^.Next^.Next;

                                         Dispose(p3);

                                       end;

                                end;

                    end;

              end;

       end;

end;

{---Вывод графа в виде матрицы смежности------}

procedure PrintGraph;

var

  i,j,n:integer;

  M:array [1..max,1..max] of byte;

  p:TUk;

  p2:TUk1;

begin

  for i:=1 to max do

    for j:=1 to max do M[i,j]:=0;

  n:=0;

  if (Head=Nil) then WriteLn('В графе нет ни одной вершины!!!')

  else begin

         p:=Head;

         while (p<>Nil) do

         begin

           inc(n);

           p2:=p^.Left;

           while (p2<>Nil) do

           begin

             M[p^.Inf,p2^.Inf]:=1;

             p2:=p2^.Next;

           end;

           p:=p^.Down;

         end;

       end;

  for i:=1 to n do

  begin

    for j:=1 to n do Write(M[i,j]:2);

    WriteLn;

  end;

end;

{-----находим все источники орграфа----}

procedure FindIstok;

var

  f:boolean;

  i,k:integer;

  Is:array[1..max*max] of byte;

  p,p1:TUk;

  p2:TUk1;

begin

  for i:=1 to max*max do Is[i]:=0;

  if (Head=Nil) then WriteLn('В графе нет ни одной вершины!!!')

  else begin

         k:=0;

         p:=Head;

         while (p<>Nil) do

         begin

           if (p^.Left<>Nil) then

           begin

              f:=true;

              p1:=Head;

              while (p1<>Nil) do

              begin

                p2:=p1^.Left;

                while ((f)and(p2<>Nil)) do

                begin

                  if p2^.Inf=p^.Inf then f:=false;

                  p2:=p2^.Next;

                end;

                p1:=p1^.Down;

              end;

              if (f=true) then

              begin

                inc(k);

                Is[k]:=p^.Inf;

              end;

           end;

           p:=p^.Down;

         end;

       end;

  for i:=1 to k do Write(Is[i]:2);

end;

procedure Menu;

begin

  WriteLn('1-Показать матрицу смежности графа');

  WriteLn('2-Добавить вершину в граф');

  WriteLn('3-Добавить дугу в граф');

  WriteLn('4-Удалить вершину графа');

  WriteLn('5-Удалить дугу графа');

  WriteLn('6-Найти источники орграфа');

  WriteLn('7-Выход');

end;

{--------основная программа--------}

begin

  ClrScr;

  repeat

    clrscr;

    Menu;

    c:=ReadKey;

    case c of

      '1': begin

             ClrScr; PrintGraph;  ReadKey;

           end;

      '2': begin

             ClrScr;

             Write('Введите добавляемую вершину : ');

             ReadLn(n);  AddVer(n);

           end;

      '3': begin

             ClrScr;

             Write('Введите вершину источник дуги : ');

             ReadLn(n);

             Write('Введите вершину сток дуги : ');

             ReadLn(m); AddDug(n,m);

           end;

      '4': begin

             ClrScr;

             Write('Введите удаляемую вершину : ');

             ReadLn(n); DelVer(n);

           end;

      '5': begin

             ClrScr;

             Write('Введите вершину источник удаляемой дуги : ');

             ReadLn(n);

             Write('Введите вершину сток удаляемой дуги : ');

             ReadLn(m); DelDug(n,m);

           end;

      '6': begin

             ClrScr; FindIstok; ReadKey;

           end;

      '7': begin

             halt;

           end;

    end;

  until ord(c)=27;

end.

Введение 1. Постановка задачи 2. Использование динамических структур при работе с графами 2.1. Способы представления графов 2.2. Операции над графами 2.3. Описание программной реализации 2.3.1. Описание процедур и функций яз

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Разработка программного модуля
Разработка программного обеспечения для нахождения корней биквадратного уравнения
Разработка программного обеспечения для решения уравнений с одной переменной методом Ньютона (касательных)
Разработка программного обеспечения определения стоимости почтового тарифа пересылки бандероли наложенным платежом
Разработка программного обеспечения по управлению базой данных &quot;График учета рабочего времени на шахте&quot;
Разработка программного приложения с использованием интерфейса Windows API
Разработка программного продукта на языке высокого уровня
Разработка программного продукта на языке высокого уровня
Разработка программной системы для работника деканата
Разработка программных продуктов

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru