курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МЕТОД - Биография – это мелодия жизни человека, звучавшая на фоне социальных событий. Часто люди не могут отделаться от навязчивых размышлений о свое прошлом, пытаясь найти свершившемуся оправдание, придать ему какой-то смысл. Нужно написать историю своей жизни, вспомнить все главные события и свое отношение к ним. По прошествии нескольких недель вернуться к написанной биографии – оценить – каков эмоциональный тон повествования. Биографию можно начать писать с любого периода.
Существуют периоды, которые человек совершенно не помнит – в них скрыт важный эмоциональный материал. Можно воспользоваться в данном случае упражнением “Возвратная регрессия”. Выполняя его, нужно пройти чрез все события обычного будничного дня. Есть также упражнение “Вспоминание плана дома” - нарисовать план дома, останавливаясь на всплывающих в памяти вещах и отслеживать связанные с ними ассоциации. Надо вспомнить како-то объект, или ситуацию, которые поразили, восхитили, вспомнить любимые детские игры, отдаться в фантазиях этой игре.
Цель – принять себя – ребенка. Цель написания биографии – научиться понимать, любить и принимать ребенка, которым был уже взрослый человек. Например, упражнение “приласкайте ребенка, которым вы были” - с выбором тяжелого периода детства. После выполнения упражнения нужно обязательно записать свои мысли и чувства. Еще одна цель – обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в настоящем. Если определенные эпизоды из прошлого всплывают раз за разом, поможет упражнение “Эмоционально-коррективное переживание” - записать тревожащий эпизод от первого лица в настоящем времени, затем переписать историю по желанию, придумать свой собственный финал и развязку. В результате тягостное событие заново пережито, субъективно завершено и перестает постоянно “прокручиваться” в голове. Биография используется для раскрытия бессознательного значения феноменов, возникающих в годовщину тех или иных событий. Используется упражнение “Годовщина” - “сейчас… 19… года, я живу… , чувствую…” и так далее до года, который можно вспомнить. Особенные дни жизни – ожидание того, что то-то случится, что-то плохое – задача – выяснить – нет ли в событиях одной и той же воспроизводящейся схемы. Как говорил Юнг “Я могу понять себя только в свете внутренних событий. Именно они создают неповторимое своеобразие моей жизни, и именно им посвящена автобиография”. Главная психологическая проблема пожилых – поиск смысла прожитой жизни. Пожилые склонные делиться воспоминаниями – это является следствием желания получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря.
Упражнение “Похвальное слово самому себе” - записать вкратце каждый из эпизодов своей жизни, которыми человек гордиться. Через определенное время прочитать, проверяя, – на самом ли деле человек испытывает гордость за эти достижения.
Отвергать собственный опыт, – значит - препятствовать своему развитию, значит – лгать самому себе, а это все равно, что отрекаться от своей души (О. Уайльд). Для большинства людей западной культуры характерный графический образ времени – непрерывный поток, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее не менее реально, чем настоящее. Но существует и другая временная линия, когда каждое мгновение мир и вся реальность воссоздаются заново.
Различные типы сознавания:
Поток мыслей – словесная болтовня.
Чувственное сознавание – фиксация любой информации, поступающей извне через зрение, слух, обоняние и вкус.
Телесное сознавание – внимание к внутренним ощущениям, идущим от мышц, желудка, половых органов.
Существует упражнение на чувственное сознавание (поглаживание руки, лица, тела), используется с закрытыми глазами, определение пространства (возвращение). Упражнение на сознавание тела – длится 30 мин. – мысленное путешествие по телу с закрытыми глазами: от головы до ног и обратно, сравнение левой и правой стороны тела, ощущение тела как единого целого. “Это Я. Я – назвать имя. Я здесь живу.” бывает так, что отдельные части тела как бы ускользают от сознавания – нужно вступить с ними в диалог.
Основную часть времени человек должен проводить в настоящем, ловить себя на пустом переживании прошлого, останавливать себя, когда сознание придается пустым фантазиям о будущем. Счастье – то, что можно пережить только в настоящем.
Исторический смысл психологического кризиса. Л.С. Выготский
Бедные люди (Ф.Достоевский)
Краткое содержание книги «Разбойники» Ф.Шиллера
Юхан Борген. Маленький Лорд
Генрих Теодор Бёлль. Глазами клоуна
Джон Беньян. Путешествие пилигрима
Мигель Анхель Астуриас. Сеньор Президент
Джон Апдайк. Давай поженимся
Витторио Альфьери. Саул
Конспекты по теме "Некоторые методологические проблемы истории психологии"
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.