курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Кафедра профессионально-педагогических технологий
Курсовая работа
по дисциплине:
«Методика профессионального обучения»
Дата сдачи работы: «_____»___________2006г.
|
Работу выполнила Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна |
|
Работу принял: ______________/ _____________ (подпись) (расшифровка) |
|
Работу проверил: ______________/ _____________ (подпись) (расшифровка) |
Екатеринбург, 2007
Аннотация. 3
Введение. 4
Система лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word». 5
§1. Аналитический обзор литературы по различным формам обучения в условиях компьютерного класса. 5
§ 2. Анализ содержания учебного материала. 17
§ 3. Теоретическая разработка на основе деятельностно-коммуникативного подхода 21
§3. Технологические карты по теме: «Освоение среды текстового процессора Word» 24
Заключение. 38
Литература. 39
Новый Государственный стандарт образования обязывает включать в учебный план лабораторно-практические работы на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Одной из основных предметных тем в соответствии с минимальным (базовым) содержанием образования (ГОС по информатике 2000 г.) является «Технология создания и обработки текстовой информации».
В данной курсовой работе представлена методическая разработка организации системы лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word» при изучении предмета «Информатика и ИКТ» в условиях компьютерного класса.
ВведениеПроцесс обучения информатике своеобразен. Форму урока и методы преподавания учитель может выбрать по своему усмотрению. Основная отличительная черта обучения информатике – это наличие на уроках компьютера. Компьютер - не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации познавательной деятельности.
При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.
Педагогические программные средства в сочетании с традиционными печатными материалами помогают учителю приблизиться к индивидуальному обучению, что наиболее эффективно в условиях преподавания на персональных ЭВМ. Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.
Цель курсовой работы разработка системы лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word».
Задачи курсовой работы: 1) Провести аналитический обзор литературы по различным формам обучения в условиях компьютерного класса; 2) Проанализировать содержание учебного материала; 3) Знакомство с теорией деятельностно-коммуникативного подхода; 4) Разработка комплекта технологических карт лабораторно-практических работ.
Методическая система обучения информатике, как и любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. [28, 29]
Н.В. Софронова отмечает, что специфика курса информатики состоит в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников, т.е. от средств обучения зависят и задачи обучения, а, следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков [42]. Так, в зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, других средств и возможностей (например, доступ к Интернет) учитель варьирует содержание образования по информатике в пределах, допустимых стандартами образования.
Чему учить в рамках предмета информатика регламентируют два основных нормативных документа:
· Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике, 1999 [37].
· Базисный учебный план 1998 года (БУП-98).
Одной из основных содержательных линий при изучении предмета «Информатика и ИКТ» является раздел: «Технология создания и обработки текстовой информации».
Как учить информатике определяют формы обучения.
В.Г. Крысько подразделяет формы обучения на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса [12, 17, 42, 45 и др.].
В обучении информатике имеет место еще одно основание классификации: наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Соответственно, рассматриваются компьютерные и бескомпьютерные формы обучения в применении к общепринятой классификации форм обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников [43]. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.
Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Как отмечает А.И. Бочкин, влияние компьютера проявляется в возможности немедленного воспроизведения учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем [4]. При этом учитель должен иметь возможность не только организационно и программно руководить фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, но и переключать компьютеры учащихся в соответствующие режимы (фронтальной или индивидуальной деятельности), а также установить единое состояние компьютерной среды на всех РМУ.
При фронтальных формах обучения (как бескомпьютерных, так и компьютерных) управление деятельностью учащихся со стороны учителя очевидно. Замечу, что по мере усвоения общих способов действий работа учащихся становится все более индивидуальной в смысле независимости от внешней помощи и указаний.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль [42]. Замечу, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик» [44].
Парная работа на ЭВМ сформировалась из-за нехватки компьютеров, а по существу была стихийно найдена студентами и учащимися. Позже было замечено, что даже при достаточном числе РМУ она бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются (подробнее см. [34]). Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.
Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).
В бескомпьютерном варианте отличия от других уроков незначительны. Такой вид деятельности, по мнению А.И. Бочкина, полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время лабораторного занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.
В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), «автоформализовать собственный педагогический опыт» (А.П. Ершов) в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова [46], в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора [5].
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, и завершенная организация педагогического процесса, которой систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима поведения [12].
Рассматривая развитие во времени организационных форм обучения. А.И. Бочкин отмечает два ряда изменений: монотонный отход от индивидуального обучения и переход от управления учебной деятельностью учителем к самоуправлению познанием учащегося.
Движущей причиной перехода от индивидуального обучения к коллективному явилось стремление увеличить количество учащихся, привлекая для этого меньшее число учителей.
ЭВМ возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.
Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.
В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще предлагается не жесткий и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
В классических пособиях по педагогике [37, 38 и др.] урок рассматривается как основная организационная форма обучения, дополняемая другими формами, которые либо развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия и т.д.), либо были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к условиям школы (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Дополнительные формы организации обучения рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету [37]. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.
Для удовлетворения познавательного интереса и углубленного изучения предмета с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. Как правило, они проводятся эпизодически, организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций.
Даже самая первая программа машинного варианта курса OИBT [39] предусматривала три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках - демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.
Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.
Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).
Началу работы может предшествовать предварительный контроль готовности (за столами для обычных занятий).
Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности: большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя на один, два или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома. Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети Интернет), когда работать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В целом эта форма является уже переходной к внеклассной (внеурочной) деятельности (см. гл. 6. [33]).
Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в компьютерном классе, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Термин «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом, как отмечает А.И. Бочкин, оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа - место для комментариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и домашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного пли последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось. Сам компьютер может отвлекать от сущности того, что ученик за ним делает. В предельном случае возможна замена целенаправленной деятельности слепым перебором вариантов, внешне не сразу отличимым от продуктивной работы.
Важным интеллектуальным умением является способность к развернутому прогнозу поведения компьютера на основе накопленного опыта работы на нем. И для такой деятельности тоже нужен семинар.
Коллективные формы работы, преодолевающие индивидуалистичность компьютерного способа «один на один», также реализуются на семинаре. Органично вписываются в семинар ролевые игры, поскольку их нужно обязательно обсуждать.
Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:
· наличие организационного этапа подготовки к проекту - самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации:
· выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей:
· наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения:
· каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Экскурсия имеет три основные цели: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.
Экскурсия может проводиться до и после изучения курса, раздела, темы. В первом случае одна из ее целей - формирование интереса к предмету, во втором - обобщение знаний, их систематизация, связь с жизнью.
Экскурсия должна быть обязательно подготовлена. Основное ее отличие от туристической - большая компетентность экскурсантов, большая точность приобретаемых знаний.
Учителю необходимо предварительно пройти по маршрут экскурсии, выяснить и договориться, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы.
Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся предстоит ответить после экскурсии и которые позволяют рассматривать информатику всесторонне (например: сколько килобайт информации вводит секретарь-машинистка за одну минуту; как обеспечивается сохранность информации: какой тип ЭВМ используется в данной организации: каковы ее технические характеристики?).
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.
Наиболее распространенной в школах организационной формой обучения является классно-урочная, поскольку 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке.
Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире.
Характерными признаками классно-урочной системы обучения являются [31]:
• постоянный состав учебных групп учащихся;
• строгое определение содержания обучения в каждом классе;
• определенное расписание учебных занятий;
• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
• ведущая роль учителя;
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения.
К недостаткам системы относится ориентация на среднего ученика; трудность учета индивидуальных особенностей детей; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между ученикам; частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца; жесткая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.
Е.В. Огородников. С.Г. Григорьев и другие предлагают современные типы и виды уроков информатики [40]:
• уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);
• уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок):
Уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект):
• уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).
Метод (от гр. methndos - «исследование») - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность: совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию: 4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Содержание курса информатики сегодня претерпевает изменения, продиктованные, прежде всего, расширением его целей и задач. Начиная с 1985 года, основной целью курса «Основ информатики и вычислительной техники» было обеспечение «компьютерной грамотности» в ее различном понимании. Однако в дальнейшем произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом.
Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений об этой науке, сложившейся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.
Информатика – это наука не об «около компьютерной деятельности», а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. «Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе» - отмечает академик Н.Н. Моисеев [35].
Это понимание предмета информатики говорит о том, что современную информационную подготовку школьников целесообразно строить из двух основных взаимосвязных компонентов:
1. Изучение информационных процессов в системах различной природы, что формирует адекватное представление о современном мире и способах действия в мировой инфраструктуре, при этом одной из важнейших задач выступает формирование системно-информационного мышления и умения управлять информационными системами;
2. Изучение средств информатизации и информационных технологий.
К сожалению, большинство учителей и руководителей образовательных учреждений искренне считают, что основной смысл информатики в изучении программирования, так как именно эта сфера является почти единственным средством завоевания призовых мест на олимпиадах и количество учащихся поступивших в ВУЗ. Но только программированием информатика не ограничивается. Ученика необходимо адаптировать к жизни в «информационном обществе», а это требует знаний и практических навыков информационных технологий.
В настоящее время, работая в системе начального профессионального образования, я сталкиваюсь со следующими трудностями:
1. Учащиеся переходят из разных школ, где обучаются по разным программам и учебникам.
2. Выпускники школ имеют, как правило, слабую подготовку по предмету «Информатика» в отдельных группах до 50% учащихся не оправдывают школьных оценок «3» и «4».
3. Смена обстановки, условий обучения и изменения социального положения учащихся является причиной психологической перестройки личности. Возникают трудности адаптации к новому коллективу и новым педагогическим требованиям.
Для решения этих проблем я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1. Установление преемственности с содержанием информатики в неполной школе;
2. Создание теоретического фундамента для общетехнической и социальной подготовки учащихся;
3. Формирование у учащихся информационной компетентности и информационной культуры (осознание значимости информации и информационных технологий для общества, для себя лично в настоящее время и в будущем);
4. Формирование положительных мотивов изучения информатики — основа для формирования и развития ключевых образовательных компетенций;
5. Формирование умения решать разнообразные проблемы, применять на практике полученные знания;
6. Формирование навыков работы совместно, в сотрудничестве, проявляя определенные коммуникационные умения;
7. Формирование у учащихся самостоятельности мышления, умения логически мыслить и умения планировать.
Одним из решений вышеизложенных задач и является разработанная мною система лабораторно-практических работ.
Итак, целью системы лабораторно-практических работ является:
1. Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности учащихся за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу);
2. Помочь учащимся адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности учащихся в новом коллективе (учебном заведении);
3. Развитие у учащихся самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию, синтезу).
Современный квалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с проблемой создания качественного, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа текстового документа. Текстовые редакторы и процессоры предоставляют широкий спектр возможностей при создании текстового документа. Наиболее широко распространенным тестовым процессором является Word, почти каждый домашний ПК, да и компьютерный класс в нашем ОУ снабжен офисным комплектом Microsoft.
Производя отбор учебного материала, мною были проанализированы все учебные пособия и практикумы, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки, связанные с практической работой в прикладных программах. Каждый автор предлагает свой подход и систему освоения знаний, практических умений и навыков. Учитывая основной минус данных учебников – это подача материала урывками, без детальной проработки различный опций и функций, что в дальнейшем затрудняет усвоение более широких функций, мною разработан комплекс лабораторно-практических занятий, где в основу положен принцип пошаговой детализации действий.
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые могут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями
При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося [32].
Новый Государственный стандарт образования обязывает включать в учебный план лабораторно-практические работы на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Навыки, приобретенные при выполнении этих работ, включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции, умению выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы, строить работу с соблюдением жесткого графика. То есть деятельностно-коммуникативный подход, учитывающий самые различные целевые установки в обучении.
Выстраивая специальным образом их деятельность на уроке, мы, получаем возможность не сдерживая развития каждого, а, корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого. Одним из путей решения этой задачи является использование эффективных методов обучения. Несомненно, необходима методика проведения компьютерных уроков в условиях дефицита компьютерной техники. Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, - практическое овладение учащимися обобщенными навыками в сфере информационных технологий.
Основные достоинства лабораторно-практических занятий:
· Большая самостоятельность деятельности учащихся, которая регламентируется с помощью инструкционной карты;
· Выполнение одной лабораторной работы либо один на один с компьютером, либо бригадой учащихся (2 человека);
· Управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляется посредством инструктирования и консультирования;
· Результатом деятельности учащихся является проверка закономерностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний [49];
· Возможность учащихся осмыслить и обобщить собственную деятельность (рефлексия).
Система лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word» состоит из последовательности технологических карт, каждая из которых является продолжением предыдущей. Каждая практическая работа планируется по принципу «от простого к сложному».
Технологическая карта лабораторно-практической работы содержит:
1. Тему из программы по предмету «Информатика и ИКТ»;
2. Цель лабораторной работы (То, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);
3. Краткие теоретические положения и понятия;
4. Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);
5. Выводы по работе;
6. Контрольные вопросы или задания.
В предложенной мною системе контрольные вопросы и задания, в силу ограниченности времени, учащиеся получают в качестве домашней работы, которая предполагает как компьютерный вариант (при наличии домашнего ПК), так и бескомпьютерный.
Лабораторно-практическая
работа №1
Настройка пользовательского интерфейса
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Запускать программу всеми известными способами, в том числе быстрым – создание ярлыка на рабочем столе;
· Настраивать окно программы текстового процессора для удобной и эффективной работы пользователя;
· Управлять интерфейсом текстового процессора Word.
Технология выполнения задания:
1. Создайте ярлык MS Word на рабочем столе (Пуск – Программы – MS Word – Контекстное меню – Отправить на рабочий стол (Создать ярлык)).
2. Запустите программу Word с ярлыка на рабочем столе.
|
|||||||
|
|||||||
|
||||
|
3. Исследуйте все кнопки панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование». Запишите в тетрадь их назначение.
Для выполнения данного задания, необходимо подвести указатель мыши к отдельной кнопке на панели инструментов и прочитать всплывающую подсказку. Всплывающая подсказка укажет назначение кнопки.
Стандартная |
Форматирование |
1. 2. 3. и т.д. |
1. 2. 3. и т.д. |
4. Работая с документом, вы видите виртуальный лист, повторяющий параметры реального. Используйте режим «разметка страницы», чтобы иметь полное представление о том, как располагается текст на реальном листе. Вид – Разметка страницы.
5. При создании и форматировании текстового документа важно видеть и левое и правое поле документа. Этого можно достичь, выполнив команду: Вид – Масштаб – По ширине страницы. Для быстрого выполнения данной операции на панели инструментов Стандартная есть кнопка Масштаб.
6. С самого начала приучайтесь работать в режиме специальных символов. Для этого нажмите кнопку что очень важно для качественного набора текста и облегчения дальнейших операций по редактированию и форматированию текста.
7. Важно различать в самом начале курсор
текстовый и курсор мыши.
Запомните!!! Текст вводится в то место, где мигает курсор, вставка
объекта происходит в то место, где мигает курсор.
Указатель мыши служит для установки текстового курсора в нужное место и в процессе набора может не участвовать.
Зарисуйте в тетрадь внешний вид текстового курсора и курсор мыши.
8. Установка полей и ориентация бумаги.
Файл – Параметры страницы – Поля. По ГОСТу требования, которые предъявляются к текстовым печатным документам, параметры полей страницы задаются следующие:
Верхнее – 2 см.
Нижнее – 2 см.
Левое – 3 см.
Правое – 1 см.
Ориентация – книжная.
9. Введите 3 строки что-нибудь о себе, не нажимая Enter.
10. Закройте окно документа Word без сохранения.
Контрольные вопросы и задания:
Задание 1. Отобразить на экране окна Word следующие панели инструментов:
Стандартная, Таблицы и границы, Web, Настройка изображения.
Задание 2. Перейти из режима Обычный в режим Разметки страницы.
Задание 3. Установить масштаб 87%.
Подведение итогов
Предъявить преподавателю: Краткий конспект.
Лабораторно-практическая
работа №2
Шрифт, начертание, размер
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Форматировать основные объекты текста: символ, слово, строку;
· Приемам выделения вышеперечисленных объектов;
· Основным операциям редактирования: копирование, вставка, удаление, перемещение.
Технология выполнения задания:
Выбор гарнитуры (тип шрифта), размера (кегль), стиля начертания текста.
1. Запустите Word, известным вам способом.
2. Наберите фразу: Я изучаю Microsoft Word успешно.
В процессе работы вам придется вспомнить:
· Каким образом происходит переключение клавиатуры с кириллицы на латинский алфавит и наоборот.
Нажатие клавиш Alt+Shift или на панели задач индикатор RU/EN
· Как осуществляется набор прописных (заглавных) букв
Нажатие и удержание клавиши Shift
3. Скопируйте данную фразу и вставьте несколько раз.
· Для этого строку необходимо выделить
· Выделение при помощи мыши: нажать левую кнопку, и, не отпуская ее, переместить до конца выделения.
· Выделение при помощи клавиатуры: нажать Shift и удерживая ее переместиться до конца выделения клавишами «Стрелки»
4. Копирование.
Правка - Копировать
Нажмите Enter, чтобы перейти в следующий абзац.
Правка – Вставить
Внимание!!! Вставка происходит в то место, где мигает текстовый курсор.
Копировать достаточно один раз!!!
Вставка производится необходимое количество раз!!!
Должна получиться следующая картина:
Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. Я изучаю Microsoft Word успешно. |
5. Выделив предварительно каждую строчку, измените размер шрифта. Выбрав на панели форматирования в раскрывающимся списке размеров шрифтов или Формат – Шрифт – Размер. 1 пункт (пт) равен 0,353 мм.
6. Выделите весь текст (Правка – Выделить все) и установите размер шрифта 14 пт. Вы опять вернулись к исходному варианту.
7. Удалите строки, оставив только три. Для этого выделите каждую строку вместе с маркером абзаца и нажмите Delete.
8. Оформите первую строку шрифтом – Arial, вторую – Times New Roman, третью – Courier.
Обратите внимание, что в зависимости от выбранного шрифта, одна и та же строка (с учетом того, что текст набран одним размером шрифта) имеет разную длину.
9. Вновь выделите весь текст и установите для него исходный шрифт Times New Roman.
10. Помимо всего вышеперечисленного, существуют стили начертания: курсивный, полужирный и подчеркнутый.
Формат – Шрифт – Стиль
Или нажав на панели инструментов Форматирования нажать кнопки
Оформите строчки разными стилями: Первую – полужирным, вторую – курсивным, третью – подчеркнутым.
11. Вернитесь к исходному начертанию.
12. Кроме стиля шрифта, существуют и различные эффекты, которые мы можем применять. Выделите текст предварительно. Формат–Шрифт–Эффекты (Видоизменение).
Поставьте флажок у любого эффекта. Наблюдайте за происходящим в окне «образец». Подтвердите выбранный эффект нажатием – Ok.
13. Закройте Word. Файл – Закрыть или На запрос о сохранении ответьте НЕТ.
Контрольные вопросы и задания:
Задание 1. Набрать с клавиатуры текст:
В 1642 г. Блез Паскаль изобрел устройство, механически выполняющее сложение чисел.
Скопировать предложение и вставить 5 раз.
Применить для 1 строки следующие видоизменения текста: Блез Паскаль и 1642 г.
Вторая строка – Все прописные символы.
Третья строка – надстрочный.
Четвертая строка - Цвет символов: зеленый.
Пятая строка – подчеркивание двойной линией.
Задание 2. Записать в тетрадь комбинации клавиш, при которых возможно изменить начертание символов (полужирный, курсивный, подчеркнутый).
Подведение итогов
Предъявить преподавателю: Краткий конспект.
Лабораторно-практическая
работа №3
Создание и редактирование текстового документа
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Набирать текст с клавиатуры по образцу;
· Приемам ввода русских и английских слов, числовой и символьной информации;
· Основным операциям редактирования: копирование, вставка, удаление, перемещение;
· Приемам быстрого форматирования.
Технология выполнения задания:
1. Запустите MS WORD (Пуск – Программы - MS WORD)
2. Наберите следующий текст:
XX век. 1994-й год был годом, когда многие люди впервые услышали о сети Интернет. Этому предшествовало несколько этапов. 2 января 1969 года Управление перспективных исследований (ARPA), являющееся одним из подразделений Министерства обороны США, начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате исследований была создана сеть ARPAnet. Но в отличие от ARPAnet, Интернет вырос из множества небольших, независимых локальных сетей, принадлежащих компаниям и другим организациям, которые смогли увидеть преимущества объединения друг с другом. Следующим этапом в развитии Интернет было создание сети Национального научного фонда США (NSF). Сеть, названная NSFnet, объединила научные центры США. При этом основой сети стали пять суперкомпьютеров, соединенных между собой высокоскоростными линиями связи.
3. Сохраните файл под своей фамилией
Мои документы \ Папка (с номером вашей группы)
Пример: Мои документы \ 43 \ Иванов
4. Отредактируйте созданный вами документ:
Алгоритм выполнения задания
ü «Интернет» замените на «Internet»;
ü «ARPA» замените на «Advanced Research Projects Agency»;
ü Слово «пять» замените на «5»;
ü Включите опцию Непечатаемые знаки и определите, правильно ли был произведен вами набор текста?
ü Разбейте текст на три абзаца: 1-й абзац – заголовок, 2-й абзац заканчивается словами: «…друг с другом.»;
ü Выделите заголовок «XX век» и замените шрифт на полужирный;
ü Выделите в тексте слова на английском языке и замените шрифт на полужирный. Возможно выполнить это задание последовательно выделяя каждое слова и видоизменять его начертание. Есть более эффективный способ: удерживая нажатой клавишу Ctrl, щелкаем каждое необходимо слово двойным щелчком левой кнопки мыши и присваиваем необходимое начертание;
ü Расположите текст по ширине страницы, используя панель Выравнивание;
ü Ниже, через 1 пустую строку, укажите свою фамилию и имя.
5. Сохраните отредактированный вами документ:
Если вы его хотите сохранить под заранее созданным именем, то достаточно нажать кнопку Сохранить или выполнить команду Файл – Сохранить.
Если же вы хотите сохранить изменения в документе как новый файл, то необходимо это сделать, задав новое имя документу (см. п.3).
Контрольные вопросы и задания:
Первая микроЭВМ «Альтаир 8800» была создана в США в 1974 г. Появление для широкой продажи на рынке персональных ЭВМ связано с созданием машины APPLE (1976г). Тираж ЭВМ APPLE-2 превысил 1 млн. экземпляров. ¶
3. Покажите результат учителю.
4. Сохраните файл с набранным текстом под именем Upr в папке своего класса.
Лабораторно-практическая
работа №4
Абзацные отступы и интервалы
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Различать понятия конец строки и конец абзаца;
· Основным приемам быстрого форматирования абзацев;
· Приемам создания широко употребляемых объектов документов: угловой штамп, заголовок, подпись.
MПрежде чем форматировать абзацы, необходимо различать понятия конец строки внутри абзаца и конец абзаца.
J Конец строки – это достижение курсором крайнего правого положения на строке и автоматический переход его на строку ниже.
J Конец абзаца – осуществляется нажатием клавиши Enter. В тексте конец абзаца маркируется знаком ¶.
Первая строка абзаца – это красная строка.
Положительная (отступ) – когда первая строка начинается правее всех остальных (в обычном тексте) |
Отрицательная (выступ) – первая строка левее всех остальных (в словарях) |
Нулевая – когда левая граница без отступов и выступов |
Форматирование абзаца осуществляется с помощью опции Формат – Абзац – Отступы и интервалы …
Внимание!!! Прежде чем форматировать какой либо абзац, его необходимо предварительно выделить.
Упражнение № 1
Соус молочный жидкий¶ ¶ 0, 5°л. молока¿ ¶ Подсушенную муку развести горячим молоком, посолить, проварить 8 – 10 минут, заправить сливочным маслом, энергично помешивая.¶ Подают к овощным и крупяным блюдам. ¶ |
Ключ к заданию:
· Текст набирается без учета форматирования
· Каждый абзац выделяется и ему присваивается требуемое форматирование
· Заголовок выровнен по центру, шрифт - полужирный, Интервал – разреженный – 3 пт., все буквы заглавные (прописные).
· Раскладка продуктов: в конце каждой строки принудительный конец строки
Shift+ Enter, абзац заканчивается нажатием Enter, выравнивание по левому краю. Задан отступ слева Формат – Абзац – Отступы и интервалы - отступ слева на 12 см.
· Основной текст выровнен по ширине, красная строка положительная на 1,5 см.
Упражнение № 2
Директору ГОУ НПО КПУ¶ Бородулиной С.М. ¶ ¶ ¶ Уважаемая Светлана Михайловна! ¶ ¶ Прошу отпустить меня 25 декабря 2005 года для поездки в г.°Екатеринбург. ¶ Цель поездки – обследование в Областном диагностическом центре.¶
С°надеждой· И.°Фамилия¿ |
|
|
Ключ к заданию:
· Текст набирается без учета форматирования
· Каждый абзац выделяется и ему присваивается требуемое форматирование
Последний абзац – подпись, неразрывный пробел набирается одновременным нажатием CTRL + SHIFT + пробел, выравнивается по ширине
Лабораторно-практическая
работа №5
Рисование в документе
Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:
· Использовать инструменты панели Рисование;
· Основным приемам создания рисованных объектов.
В текстовом редакторе WORD имеется возможность создания рисунков с помощью панели инструментов Рисование, которая появляется внизу экрана при нажатии на кнопку, или с помощью команды: Вид – Панели инструментов – Рисование.
Задание 1. Выполните задание в рабочей тетради. Подпиши названия кнопок панели инструментов.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Задание 2. Использовать готовую фигуру и видоизменить ее.
Задание 3. Вставка текста в автофигуру.
Задание 4
Попробуем начертить обычный параллелепипед.
Прежде чем приступить к выполнению задания, тщательно проанализируйте порядок построения.
Из каких геометрических фигур можно составить этот параллелепипед?
Начать можно с прямоугольника АВВ1А1. Вам наверняка захочется скопировать его и вставить такой же прямоугольник СС1D1D, что неверно СС1D1D не может быть единой геометрической фигурой, так как состоит из линий разного стиля (сплошные и пунктирные).
Ключ к заданию:
Можно предложить следующий порядок построения (все используемые кнопки с панели Рисование):
· нарисовать прямоугольник АВВ1А1
· провести одну из наклонных линий, например, А1D1
· скопировать А1D1 и вставить три раза ВС, В1С1 и AD;
· провести линии СС1 и скопировав ее вставить DD1;
· провести линии D1С1 и скопировав ее вставить DC;
· выделяя соответствующие отрезки, выбрать Тип штриха — пунктирный
· дорисовать координатные оси, выбрав инструмент Стрелка
Самый трудоемкий процесс в этом упражнении — обозначение вершин.
Для того, чтобы расположить букву в нужном месте, включите кнопку Надпись на панели Рисование и растяните рамку, пользуясь мышью, до требуемого размера.
Нажав кнопку Цвет линии (рамка должна быть выделена), выберите в предлагаемой палитре - Нет, аналогично Цвет заполнения - Нет. Ваша рамка стала прозрачной. В ней можно помещать текст (нам нужна всего лишь одна буква — обозначение вершины).
Выделите свою рамку, скопируйте и затем вставьте 10 раз (перед вставкой снимите выделение с исходной рамки).
Новая рамка может, после вставки, поместиться поверх предыдущей. В этом случае кажется, что вставки не произошло, а на самом деле достаточно переместить верхнюю рамку в сторону.
Нижний индекс получается при помощи команды [Формат-Шрифт...], если на вкладке Шрифт в группе переключателей Эффекты активизировать Подстрочный (Нижний индекс). Перемещаются рамки по листу при помощи мыши.
Чертеж готов.
Желательно представить его в виде единого графического объекта. Для этого, включив кнопку , растяните пунктирную рамку вокруг всего рисунка (выделите рисунок) и нажмите кнопку Группировать
Теперь можно перемещать чертеж целиком по листу. Мало того, можно изменять его пропорции, если, выделив рисунок, потянуть мышью за узелки (квадратики на рамке выделения).
Наша страна за последние десятилетия коренным образом изменила свой политический и социально-экономический облик. Бурный научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, «информационный взрыв» привели к динамичному устареванию знаний в сферах различных наук. На рынке труда становятся востребованы жизнеспособные в новых условиях качества личности: предприимчивость, готовность к интеллектуально - профессиональной состязательности, умение ориентироваться в глобальном информационном пространстве, адаптированность к изменяющимся жизненным запросам, прогнозирование и достижение успешных результатов деятельности.
Меняется школа, меняется учитель. Сегодняшний урок - это не просто добротный урок по годами выверенным материалам, не ежегодное «повторение пройденного». Это – активный диалог «учитель-ученик», «ученик – ученик», поиск, эксперимент, полет мыслей и идей, сотворчество. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – живут на уроке полной жизнью, а не проживают 45 минут.
Но чтобы прийти к такому психологическому состоянию каждой личности – «вперед и выше!», учителю необходимо найти свои рецепты профессионального аппетита, обрести силы и веру для пожизненного восхождения на профессиональные высоты.
Опираясь на
1. Афанасьев А.II.. Карликов И.И. и др. Электромагнитная безопасность при работе с компьютерной техникой. - М.: Циклон-1 ест. 1998. - 112с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК. 2002. -352 с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977. - 304 с.
4. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. - Минск: Вышэйшая школа. 1998. - 431 с.
5. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.
6. Временные санитарно-гигиенические правила и нормы устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных электронно-вычислительных машинах и видеодисплейных терминалах в кабинетах вычислительной техники и дисплейных классах всех типов средних учебных заведениях // Информатика и образование. - 1990. - .V» 2. - С. 54-65.
7. 13.Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 10-11 кл. – М.: Просвещение. 1993.-224с.
8. Гейн А.Г.. Юнерман Н.А. Информатика. 10-11: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 2001. -207с.
9. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам. персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы СанПпН 2.2.2.542-96 / Выдержки для органов управления образованием и учебных заведений Воронежской области. - Воронеж. 1997. – 16 с.
10. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПпН 2.4.2.1178-02. - М., 2002.
11. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.
12. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
13. Гречихин А. А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. - М.: Логос. 2000. - 255 с.
14. Гуменер П.П.. Кайенна О.В.. Литвак И.И., Надеждина Л.Г., Шумкова Т.В. Труды Международного конгресса по проблемам окружающей среды. - М.. 1998. - с. 85-88.
15. Ершов А.П. Информатика: Предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука. 1986.
16. Ершов А.П.. Звенигородский Г.А.. Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). - Новосибирск: ВЦ СО АН СССР. 1979
17. Загвязинский В.II. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. -192с.
18. Иванов И.П.. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.. 1989.
19. Информатика // Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - Т. 10. - М.: Советская энциклопедия, 1972.- С. 348-350.
20. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов / Семакин И.Г.. Залогова А.А., Русаков С.В.. Шестакова А.Б. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - 384 с.
21. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2000.
22. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
23. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер. 2003. - 299 с.
24. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2003. - 240 с,
25. Кабаков Е.Г. Кабинет информатики. Мечтания и проекты // Информатика и образование. -1998.-№ 1.-С 30-34.
26. Коджаспирова Г.М.. Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования, - М.: Академия. 2001. - 256 с.
27. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 17-22.
28. Кузнецов А.., Долматов В., Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы // Информатика и образование. - 1989. - № 1. - С. 3-8.
29. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс... докт, пед, наук. - М., 1988. -47 с.
30. Кушниренко А.Г. Лебедев Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
31. Лапчик М.П.. и др. Методика преподавания информатики. - М.: Академия, 2001. - 624 с.
32. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Спб.: Питер.2000г.
33. Малеев В.В., Малеева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2003 – 152 с.
34. Малеев В.В., Малеева А.А. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2003 – 84 с.
35. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1978. -128 с.
36. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике // Программно-методические материалы: Информатика. 7 – 11 кл. / Сост. Л.Е. Самовольнова. – М. Дрофа, 2001. – 96 с.
37. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
38. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1998. -512 с.
39. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Математика в школе. – 1986. - № 3.
40. Современный урок информатики в профильной школе / Под ред. Е.В. Огородникова, С.Г. Григорьева. – М.: МГПУ, 2004. –102 с.
41. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. – М. Высшая школа, 2004. -223 с.
42. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное пспрочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - М.: Школа-Пресс. 1999.-48 с.
43. Фалина И.Н. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике // Информатика. - 2001. - № 37. - С. 2-7: № 39. - С. 2-7; № 41. - С. 2-6; № 43, - С. 2-6: № 45. - С. 2-7: № 47. - С. 2-6.
44. Хуторской А.В, Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
45. Цветкова М.С. Информатика в начальной, основной и профильной школе // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 9.
46. Челак Е.Н.. Конопатова U.K. Развивающая информатика. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, - 208 с.
47. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения. УРГППУ, 2001. – 66 с.
48. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. Екатеринбург, 2005. –150 с.
Федеральное агентство по образованию Российский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра профессионально-педагогических технологийКурсовая работа по дисциплине: «Методика профессионального обучения»
Система модульного обучения
Система образования в Республике Казахстан
Система подготовки бакалавров в колледжах Франции
Система подготовки бакалавров в Польше
Система подготовки квалифицированных рабочих в Болгарии
Система подготовки квалифицированных рабочих в Швейцарии
Система подготовки квалифицированных рабочих во Франции
Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию
Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию в УМК в 5-6 классах средней общеобразовательной школы
Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.